Отчёт об оценке и заключение сро. Исполнительная дирекция. Два вида экспертизы превратятся в один, но большой

Правительство РФ предлагает ввести вместо действующих двух единый вид экспертиз отчетов об оценке, в том числе кадастровой стоимости ­­недвижимости. Новый порядок планируется ввести с 1 июля следующего года. Изменения могут повлечь не только удлинение сроков проведения, но и увеличение стоимости экспертиз, однако сведения о ее размере СРО должны будут размещать в открытом доступе.

На рассмотрение нижней палаты парламента на днях поступил правительственный законопроект № 648549-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“», которым предлагается скорректировать правила проведения экспертизы отчетов об оценке, которую проводят эксперты саморегулируемых организаций оценщиков.

Последствиями принятия таких изменений для заказчиков станет увеличение срока на осуществление экспертизы, а значит, и увеличение срока для совершения действий, для которых такая экспертиза нужна (оспаривание кадастровой стоимости, реализация имущества банкрота и др.). От экспертов же, которые будут проверять отчеты коллег, потребуется более высокая квалификация (ведь объем анализируемых данных увеличится в разы), а от саморегулируемых организаций оценщиков — наличие соответствующих кадровых ресурсов.

Два вида экспертизы превратятся в один, но большой

Действующая сейчас редакция Федерального закона предусмат­ривает проведение экспертами СРО оценщиков двух отдельных видов экспертиз отчетов об оценке:

  • на соответствие отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного Федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза);
  • на подтверждение стоимос­ти объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (ст. 17.1 Федерального закона от от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее - Закон об оценке).

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, разработанному Минэкономразвития России, необходимости в двух отдельных видах экспертизы нет. Напротив, экспертиза нужна одна - включающая проверку отчета об оценке как на соответствие установленным требованиям, так и на подтверждение стоимости. Обосновывается такой вывод тем, что в любом случае результатом оценки является именно стоимость, определенная в отчете об оценке, и именно ее размер интересует заказчика и оспаривается при несогласии с отчетом.

Кроме того, законопроектом предлагается утверждать особенности проведения экспертизы отчетов об определении отдельных видов стоимости (в том числе кадастровой) нормативными актами Минэкономразвития России.

Очевидно, что экспертиза на подтверждение стоимости, установленной оценщиком, является более трудоемкой, требует большего количества времени и более высокой квалификации специалиста, который ее проводит. Правительственный законопроект в связи с указанными выше факторами предусматривает увеличение срока проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, который предусмотрен законом, с установленных сейчас 30 до 45 рабочих дней (ст. 24.16 Закона об оценке).

В связи с усложнением экспертизы вырасти должны и цены на нее. Для того чтобы защитить интересы граждан, наиболее уязвимых в плане удорожания экспертизы, в законопроекте предусмотрено установление Минэкономразвития России максимальной цены единой экспертизы отчетов оценщиков по определению кадастровой стоимости недвижимости. Но касаться это будет только объектов, предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества. Максимальная цена экспертизы, которая проводится для оспаривания кадастровой стои­мости объектов недвижимости указанной категории, будет пересматриваться раз в три года (ст. 24.18 Закона об оценке в ред. законопроекта). Эти поправки, в отличие от всего законопроекта, при его принятии должны будут вступить в силу с момента официального опубликования закона.

Видимо, опасаясь возможных махинаций со стоимостью новой единой экспертизы отчетов об оценке, Минэкономразвития России включило в законопроект положение о том, что к исключительной компетенции коллегиального органа управления СРО оценщиков относится утверждение цен проведения экспертизы отчетов. Кроме того, СРО оценщиков обязаны будут в случае одобрения законопроекта размещать на своих официальных сайтах сведения об утвержденной цене экспертизы с указанием реквизитов отчета об оценке и данными экспертов, проводивших его проверку.

Сэкономить на экспертизе отчета оценщика больше не выйдет

Экспертиза отчета об оценке представляет собой свое­образную «проверку качества» работы оценщика экспертами, состоящими в той же саморегулируемой организации. В некоторых случаях, установленных законом, проведение такой ­экспертизы является ­обязательным.

Например, для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества в числе до­кумен­тов, представляемых заявителем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд (только для граждан), необходимо представить положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного до­кумен­та, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ, федеральных стандартов оценки и других нормативных актов, требованиям стандартов и правил оценочной деятельнос­ти такой СРО в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмот­рены порядком создания и работы комиссии (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценке). Как видно из формулировки, представлять экспертизу о подтверждении стоимости не требуется, между тем именно она является более дорогостоящей и обычно требует больше времени.

Кроме того, обязательное проведение экспертизы заключения об оценке предусмотрено Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО). Так, если владельцем от 2 до 50% голосующих акций акционерного общества является государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, то о принятом решении об определении цены указанных объектов необходимо уведомить уполномоченный государственный орган. Если по итогам проверки представленных до­кумен­тов уполномоченный орган придет к выводу о несоответствии отчета оценщика стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, то такой орган направляет данный отчет в СРО оценщиков, член которой проводил оценку, для проведения экспертизы соответствующего отчета. Если по итогам экспертизы СРО оценщиков будет вынесено отрицательное заключение, то цена, определенная решением совета директоров или наблюдательного совета акционерного общества, признается недостоверной (ст. 77 Закона об АО).

Также положения об обязательном проведении экспертизы отчета оценщика установлены, например, в ст. 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельнос­ти (банкротстве)». Согласно этой норме экспертизе подлежит отчет оценщика, по которому уполномоченным органом вынесено отрицательное решение, содержащее также обоснование несоответствия представленного отчета обязательным требованиям. Если экспертное заключение по отчету также будет отрицательным, то определенная в нем цена имущества должника признается недостоверной.

При объединении двух видов экспертиз «оценочных» отчетов в один у заказчиков уже не будет возможности отказаться от нормативно-методической экспертизы или же, напротив, от экспертизы подтверждения стоимости.

Экспертиза отчетов об оценке

Экспертиза отчетов об оценке в РФ

Законодательная база

Законодательство РФ содержит следующие три случая обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке.

1. Согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» орган, уполномоченный 1 на подготовку заключений по отчетам оценщиков, проверяет отчет об оценке и готовит мотивированное заключение, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, которое направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организациюоценщиков (далее - СРОО), членом которой является оценщик, составивший данный отчет. СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия илинесоответствия вышеуказанным требованиям.

В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

2. Согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества»Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, есливладельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являютсягосударство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки)имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акцийобщества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляетсясоветом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным являетсяуведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченногоПравительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательнымсоветом) общества решении об определении цены объектов» 2 . В уполномоченный орган 1 представляется копия отчета оценщика об оценке в случае, если его привлечение дляопределения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом являетсяобязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик.Уполномоченный орган, в случае принятия им решения о несоответствии отчета об оценке,подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочнойдеятельности, вправе направить мотивированное заключение в СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, для проведения его экспертизы.

В случае подготовки СРОО по итогам экспертизы отрицательного заключения , цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной .

3. Согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию данного лица или владельцев оставшихся акций цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже стоимости , определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРОО при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора СРОО, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

В отличие от двух первых случаев, экспертиза может проводиться СРОО, членом которой оценщик, составивший отчет, не является.

Таким образом, во всех трех случаях обязательного проведения экспертизы, предусмотренных законодательством, экспертиза направлена, в первую очередь, на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. При этом отсутствует единый подход к результатам экспертизы: в первом случае - это признание недостоверной стоимости, полученной в отчете, во втором - цены, установленной на основе отчета об оценке, в третьем - результатом экспертизы должно стать подтверждение стоимости в отчете.

Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке

Законодатель не установил единый порядок проведения экспертизы отчетов об оценке. Согласно п.11 Федерального стандарта оценки № 1 3 «При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.»

Термины достаточности и достоверности раскрыты далее в п. 19 ФСО №1. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок проведения экспертизы применительно к вышеуказанному третьему случаю обязательного проведения экспертизы установлен Приказом Минэкономразвития России от 29 сентября 2006 г. N 303. Данный порядок в обобщенной форме содержит требования законодательства к отчету об оценке применительно к проведению экспертизы, и уточняет, что в результате экспертизы выдается либо мотивированное положительное экспертное заключение, которое является подтверждением рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, либо отрицательное.

Кроме порядка проведения экспертизы отчетов об оценке, установленного для третьего случая, порядок экспертизы был регламентирован для Росимущества Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 №185 «Об утверждении порядка проведения экспертизы отчетов об оценке», однако в связи с преобразованием ФАУФИ в ФАУГИ данный приказ утратил силу.

Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) подготовлены «Рекомендации НСОД по проведению экспертизы отчетов по оценке» (Протокол № 3 от 05 марта 2009 г.). В данном документе НСОД рекомендует всем потребителям услуг по оценке, с целью получения квалифицированных объективных экспертных заключений, привлекать для проведения экспертиз отчетов об оценке экспертные советы СРОО.

В законодательстве СРОО в общем случае не ограничены в отношении проведения экспертизы отчетов об оценки оценщиков, являющихся членами других СРОО. Кроме того, законодательством в отношении экспертизы отчетов об оценке не установлены какие-либо ограничения в отношении субъектов, имеющих право проводить экспертизу отчетов об оценке. Вместе с тем во всех случаях обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке в качестве такого субъекта определены СРОО, при этом как указано в статье 24.2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г экспертизу отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизу иных видов отчетов оценщиков в соответствии с законодательством осуществляет экспертный совет СРОО.

СРОО самостоятельно утверждают собственные положения о проведения экспертизы. При этом, например, у Российского общества оценщиков есть два документа: «Положение о порядке проведения экспертизы отчетов Российским обществом оценщиков» от 27 мая 2009 года и «Методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке» 25 июня 2008 г. В первом описывается общие и организационные положения, во втором методические.

Проблемы экспертизы отчетов об оценке

Краеугольным камнем противоречий существующих положений по экспертизе отчетов об оценке является отношение к выявлению и указанию замечаний, существенно влияющих на стоимость, в терминах законодательства: проверка достоверности и наличия фактов введения в заблуждение. Существующие положения различных СРОО предполагают возможность проведения экспертизы на соответствие законодательству без проверки на наличие таких замечаний. В частности, вышеуказанные Методические рекомендации РОО содержат административную экспертизу (экспертизу соблюдения) и техническую экспертизу, которые допускают отсутствие проверки точности расчетов и достоверность данных. При этом в определении административной экспертизы указано, что она проводится для проверки всем требованиям или нормам (Федеральным стандартам оценки и Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г).

В настоящее время отсутствуют четкие единые требования к процедуре экспертизы отчётов об оценке и к содержанию экспертных заключений, понятные всем субъектам рынка оценочных услуг. В тоже время экспертные советы СРОО, множество государственных и коммерческих организаций (в т.ч. ФАУГИ и его территориальные органы, Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ и муниципальных образований, РЖД, МРСК, Газпром, Лукойл, Госкорпорации, банки и многие другие) проводят экспертизу отчетов об оценке и выносят своё решение о качестве работы оценщиков. Опыт общения с экспертами, проверяющими отчеты об оценке, показывает, что далеко не все они понимают сложность, важность и ответственность своей работы. Нередки случаи, когда экспертизу отчетов об оценке проводят специалисты, не имеющие необходимых знаний и опыта даже по оценке. В результате в таких заключениях замечания носят не просто формальный, но зачастую и ошибочный характер. Оценщики, получив такое «заключение-рекламацию», не знают, что делать, и как реагировать на замечания эксперта. Подобное положение характерно для всех регионов России. На наш взгляд, также недопустима ситуация, когда на один и тот же отчёт об оценке в зависимости от того, кто проводит экспертизу, может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение или два отрицательных, но с замечаниями взаимоисключающими друг друга.

Не лучше и другая ситуация, когда выдаётся положительное заключение на отчёт об оценке, в котором содержатся ошибки, необходимость исправления которых очевидна, например, наличие двойного счёта или арифметические ошибки, существенно влияющие на величину рыночной стоимости. Вред такого «государственного» и «профессионального» подхода к экспертизе отчётов об оценке очевиден: в случае своевременного выявления факта подготовки такого «положительного» заключения и исправления ошибок, содержащихся в отчёте об оценке, итоговая величина рыночной стоимости изменяется в разы или в десятки раз, что, при совершении сделки по стоимости указанной в первоначальной версии отчёта, могло нанести ущерб, например, государству в миллиарды рублей.

Обучение экспертизе отчетов об оценке

С начала 2009 года ЗАО «Экспертный совет» провел цикл семинаров - мастер-классов «Экспертиза отчётов об оценке объектов недвижимости и бизнеса». Семинар был проведён в десяти региональных центрах России: г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, г. Воронеж, г. Казань, г. Самара, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Пермь, г. Новосибирск.

Авторами и ведущими семинаров - мастер-классов являются А.В. Каминский и К.Е. Калинкина. А.В. Каминский в 2002-2005 гг. возглавлял Экспертный совет РОО, а затем с 2005г. по 2008г. работал заместителем начальника Управления - начальником отдела оценки Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества. К.Е. Калинкина, к.э.н., член Экспертного совета и вице-президент НП «СРО АРМО» в тот же период (2005-2008 гг.) организовывала и проводила экспертизу отчетов об оценке пакетов акций в Росимуществе. Семинар был подготовлен по результатам проведения в Росимуществе экспертизы более двенадцати тысяч отчетов об оценке собственности, стажировок специалистов территориальных управлений Росимущества, а также с учётом опыта лучших российских и международных оценочных компаний. Партнерами и соорганизаторами семинаров выступали СРОО оценщиков и их региональные отделения: Ассоциация российских магистров оценки, Межрегиональный союз оценщиков, Российское общество оценщиков, Национальная коллегия специалистов-оценщиков, а также государственные органы власти, высшие учебные заведения и образовательные центры. Информационным партнёром ЗАО «Экспертный совет» является «Аppraiser.ru. Вестник оценщика»

В семинарах приняли участие около 500 человек: члены экспертных советов СРО оценщиков, ведущие оценщики и эксперты оценочных компаний, сотрудники профильных подразделений государственных и муниципальных органов власти, выступающие заказчиками оценочных работ и осуществляющие экспертизу отчетов об оценке, представители крупных коммерческих структур, в том числе банков и финансово-промышленных групп.

На семинарах, на основе содержательной части фрагментов заключений Росимущества и СРОО, рассматривались нарушения законодательства об оценочной деятельности, допущенные оценщиками в отчётах об оценке объектов недвижимости и бизнеса, обсуждаются варианты их исправления. Основное внимание уделялось рассмотрению ошибок, исправление которых существенно влияет (может повлиять) на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки. Участники семинара имели возможность закрепить рассмотренный материал на мастер-классе в процессе самостоятельной подготовки замечаний на фрагменты реальных, но обезличенных отчётов об оценке с последующим обсуждением и анализом их работы авторами семинара.

На семинарах рассматривались примеры экспертных заключений, содержащих ошибочные замечания, подготовленные различными организациями. На конкретных примерах демонстрировались ответственность экспертов за решения, принятые на основе подготовленных ими заключений на отчёты об оценке, предлагались эффективные механизмы защиты оценщиков от произвола некомпетентных экспертов.

В начале семинара участники часто высказывали мнение, что экспертизой отчетов могут заниматься оценщики, обладающие базовыми знаниями в области оценки, а возможно и не имеющие таковых. Мастер-класс по подготовке экспертных заключений показал участникам семинара, что подготовить качественное отрицательное заключение на отчёт об оценке очень непросто. По результатам мастер-класса все участники семинара признали, что экспертами должны быть только наиболее опытные оценщики. В случае наличия ошибок в отчёте об оценке эксперт должен не только выявить их, но и сформулировать замечания, понятные не только оценщику, но и заказчику отчёта, из которых ясна существенность нарушений с точки зрения влияния их на стоимость. На семинаре на конкретных примерах показывалось, что заказчика, в подавляющем большинстве случаев, не интересует экспертиза по формальным признакам. Нужна стоимостная экспертиза, направленная на выявление возможных ошибок в отчётах об оценке, существенно влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.

14 июля 2009 года состоялось расширенное заседание Экспертного совета НП «АРМО», основным вопросом, рассматриваемым на Заседании, был вопрос о требованиях к проведению экспертизы отчетов об оценке, а также о требованиях к содержательной части экспертных заключений. На заседании присутствовали крупнейшие заказчики оценочных работ - представители Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ГК «Олимпстрой».

Приглашенные представители заказчиков оценочных работ и экспертизы отчетов об оценке сошлись во мнении, что экспертиза отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности в РФ может производиться только с точки зрения стоимости объекта оценки. Они согласились с тем, что их интересует итоговая величина стоимости объекта оценки и возможные последствия неправильного ее определения, а именно, какой материальный ущерб может быть нанесен в результате использования неверной оценочной стоимости при проведении сделки. Таким образом, в экспертизе отчета об оценке заказчиков, прежде всего, интересует, содержит ли отчет об оценке ошибки, исправление которых влечет за собой существенное изменение стоимости. Итогом заседания стало принятие требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке, не соответствующий законодательству об оценочной деятельности в РФ. Также было принято решение о создании рабочей группы по разработке Методических рекомендаций по проведению экспертизы отчетов об оценке.

6 августа 2009 года состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли: представители СРОО: НП «АРМО», НП «МСО», НП «ОПЭО»; члены СРО «РОО» и «СМАО»; представители государственных структур: Федеральная служба по финансовым рынкам, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ Московская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Фонд имущества г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»); представители крупнейших корпоративных заказчиков оценки: ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ», ГК «Олимпстрой», Фонд «РЖС», ОАО «Газпром», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания», ГК «Ростехнологии»; представители банковских структур: ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный Банк», Ассоциация Российских банков (АРБ).

На заседании вновь была поднята проблема существования множества видов экспертиз. Все участники рабочей группы согласились с тем, что административная и техническая экспертиза (в терминах Международных стандартов оценки (МСО)) не имеют права на существование, поскольку противоречат действующему законодательству об оценочной деятельности.

Рассматривались и другие методические проблемы экспертизы отчетов об оценке. В частности, оживленное обсуждение вызвал вопрос о необходимости осмотра объекта оценки при проведении экспертизы в связи с необходимостью проверки достоверности информации об объекте оценки. Большинство участников выразило мнение, что эксперт проводит экспертизу при допущении, что информация по объекту оценки, приведенная в отчете, может считаться достоверной, если у эксперта отсутствуют основания считать иначе; объектом исследования является отчет об оценке, а не объект оценки, а подтвердить характеристики объекта оценки на прошедшую дату оценки физически невозможно.

Результатом заседания группы стало утверждение структуры Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке и требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке.

-----
1 В настоящее время - Росимущество
2 в случаях:
- определения денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, при оплате дополнительных акций неденежными средствами (пункт 3 статьи 34 Закона об акционерных обществах);
- определения цены, по которой оплачиваются дополнительные акции общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 36 Закона об акционерных обществах);
- определения цены, по которой оплачиваются эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 38 Закона об акционерных обществах);
- определения цены приобретения обществом размещенных акций (пункт 4 статьи 72 Закона об акционерных обществах);
- определения цены выкупа акций обществом у акционеров (пункт 3 статьи 75 Закона об акционерных обществах);
- определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества (услуг) в рамках крупной сделки (пункт 2 статьи 78, пункт 2 статьи 79 Закона об акционерных обществах);
- определения цены отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг в рамках сделки с заинтересованностью (пункт 7 статьи 83 Закона об акционерных обществах).
3 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256.

Челябинская область, г. Челябинск

ООО «Техническая экспертиза и оценка» сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014г.

НП СРО «СВОД» качественно и быстро проводит экспертизы отчетов об оценке с выдачей конструктивных замечаний. Эксперты партнерства консультируют по нестандартным ситуциям, возникающим в ходе оценки, отслеживают судебную и иную практику, связанную с оценочной деятельностью.

Партнерство ведет активную образовательную деятельность. Наши специалисты посещают обучающие мероприятия, приобретая актуальные знания по современным тенденциям оценочной деятельности.

НП СРО «СВОД» - компания, объединяющая высококвалифицированных специалистов и экспертов, профессионально выполняющая взятые на себя обязательства по работе с членами партнерства.

Директор, А.В. Киприянов

Удмуртская Республика, г. Ижевск

ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» успешно сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014 года в области предоставления экспертных заключений на подготовленные оценщиками ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» отчеты об оценке.

В процессе сотрудничества работники НП СРО «СВОД» зарекомендовали себя грамотными, квалифицированными специалистами, вдумчивыми, внимательными партнерами, способными качественно, гибко и оперативно решать поставленные задачи в условиях динамичного изменения и развития законодательных и нормативных документов.

В своей деятельности Партнерство соблюдает взаимные договоренности и ценит сложившиеся деловые отношения.

Все вышесказанное позволяет позиционировать НП СРО «СВОД» как надежную компанию по предоставлению качественных консалтинговых и информационных услуг, обладающую высокой деловой репутацией.

Заместитель директора, А.Г. Желудова

Республика Хакасия, г. Абакан

НП СРО «СВОД» является нашим партнером в области оценки и экспертизы отчетов в течении 3-х лет.

Партнерство принимает активное участие в профессиональной подготовке наших оценщиков, которые являются членами НП СРО «СВОД». Проводит постоянное обучение и повышение квалификации оценщиков, а также занимается подготовкой молодых специалистов-оценщиков. НП СРО «СВОД» предоставляет нашим оценщикам возможность совместной с экспертами работы над отчетом (в режиме on-line). За время сотрудничества Партнерство показало свою высокую профессиональность, способность с полной ответственностью подходить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и в срок. Отличительной чертой работы НП СРО «СВОД» является высокий профессионализм, организованность сотрудников компании и сильный командный дух.

Директор, Л.И. Бахтина

Самарская область, г. Самара

С 2013г. ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» является членом НП «ЛИГА НОО «СВОД», а сотрудники ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» являются членами НП СРО «СВОД», в связи с этим довольно часто наши сотрудники обращаются в Партнерство с заявками на проведение экспертизы отчетов об оценке. Хотелось бы отметить, что экспертиза отчетов об оценке производится в точно обговоренные сроки, замечаний у сотрудников нашей организации по проведению экспертизы отчетов об оценке нет.

В связи с благополучным опытом работы, мы рекомендуем оценочным организациям Некоммерческое партнерство «ЛИГА независимых оценочных организаций «Свободный Оценочный Департамент», как надежного партнера!

Генеральный директор, А.В. Ульянин

ООО «Атлант оценка» благодарит НП СРО «СВОД» за плодотворную работу в области экспертизы отчетов об оценке. В частности, благодарим экспертов СРО «СВОД» за грамотную работу и методическую помощь при составлении и экспертизе отчетов об оценке земельных участков в целях оспаривания кадастровой стоимости. Следует отметить, что специалисты Партнерства являются настоящими профессионалами своего дела, способными тщательно проанализировать объект оценки, найти и выделить главное. Благодаря этому все наши отчеты об оценке успешно защищаются в судах и государственных органах.

Сотрудничество с экспертами НП СРО «СВОД» позволило значительно улучшить качество отчетов об оценке и профессиональный уровень оценщиков.

С наилучшими пожеланиями и в надежде на дальнейшее успешное сотрудничество!

Генеральный директор, Д.К. Степанов

ООО «АБН - Консалт» выражает благодарность всем экспертам за качественное и квалифицированное проведение работ по экспертизе отчетов об оценке и оказанию методологической и правовой поддержки в сфере оценочной деятельности.

Особенную признательность выражаем в связи с готовностью сотрудников НП СРО «СВОД» максимально оперативно разрешать возникающие в ходе работ вопросы.

Компетентность специалистов НП СРО «СВОД» в процессе сотрудничества способствует повышению качества работ оценщиков нашей компании.

Генеральный директор, А.А. Кудрин

Свердловская область, г. Екатеринбург

В ноябре 2013 года наша компания впервые обратилась в НП СРО "СВОД" по вопросу проведения экспертизы отчета об оценке. Экспертированием отчета занималась заместитель председателя Экспертного совета Шихранова Лидия Владимировна. Хочется отметить, что экспертиза отчета была проведена точно в срок и со скидкой в размере 10% от стоимости. Скидка была предоставлена нашей компании, как члену НП ЛИГА НОО "СВОД".

Директор, Савченко Т.Н.

ООО «Консалтинговая компания «АГАТА»

Республика Башкортостан, г. Уфа

НП СРО «СВОД» неоднократно брало на себя договорные обязательства по проведению стоимостной экспертизы отчетов об оценке выполненных сотрудниками нашей компании.

Высокая квалифицированность сотрудников НП СРО «СВОД и оперативность позволили исполнить указанные обязательства своевременно и предоставить качественные результаты.

За время нашего партнерства мы смогли неоднократно убедиться в надежности и профессионализме НП СРО «СВОД» в решении сложных вопросов.

Желаем вам дальнейших успехов в профессиональной деятельности!

Директор, В.Ю. Шлёнкин

ХМАО - Югра, г. Югорск

Выражаю искреннюю благодарность коллективу экспертов НП СРО «СВОД» за оперативную информационную поддержку, высокий профессионализм, принципиальность в вопросах соблюдения законодательства об оценочной деятельности.

Директор, В.В. Забияко

ГУП МО «МОБТИ»

Московская область, Красногорский р-н

Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» выражает благодарность руководству и сотрудникам НП СРО «СВОД» за оперативную и качественную работу по проведению экспертизы отчетов об оценке, выполненных оценщиками ГУП МО «МОБТИ». Эксперты НП СРО «СВОД» отличаются высоким профессионализмом, оперативным взаимодействием с оценщиками, умением выполнять работу качественно и в максимально сжатые сроки.

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Заместитель генерального директора, П.С. Бабкин


Человеку, не имеющему оценочного образования, бывает трудно разобраться в расчетах, производимых оценщиком, определить правильность выбора той или иной методики для расчетов, проверить примененные корректировки и соответствие отчета стандартам оценочной деятельности. В случае, если у заказчика оценки или третьих лиц, которые так или иначе имеют к ней отношение, например учреждение, в которое предоставляется этот документ, возникают сомнения в его правильности, достоверности и объективности, то есть только один правильный вариант - заказать проведение экспертизы отчета об оценке.


Такая процедура нужна для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы и является частью обычной оценочной практики. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, которое может быть использовано вами по своему усмотрению.

Случаи, при которых проведение экспертизы обязательно

Законом об оценочной деятельности предусматривается ряд обязательных случаев, когда проводится экспертиза отчета об оценке

  • Определение стоимости имущества должника (ст. 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • Определение цены размещения акций (ст. 77 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • Обязательный выкуп акций (ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", ст.т. 84.7 и 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах")

В остальных случаях процедура проводится, когда есть основания предполагать, что результаты в отчете оценщика не соответствуют рыночной стоимости объекта оценки или им нарушено действующее законодательство.


Процедура проводится экспертной группой оценщиков, возглавляет которую специалист по оценке того имущества, которое фигурирует в отчете, разумеется он имеет должный опыт и стаж экспертной деятельности.


Проведение экспертизы отчета обеспечивает саморегулируемая организация оценщиков (СРО), куда входит компания или оценщик, изготовившие отчет. Для этого вам надо обратиться в СРО с соответствующим заявлением.


По результатам Вы получаете Заключение с подробными описаниями выявленных несоответствий и нарушений (при наличии таковых). Срок проведения - до 45 дней.


Новым законом об оценке устанавливается проведение единой экспертизы отчета по двум обязательным критериям

  • На соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • Подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, включающая в себя экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Экспертиза отчета об оценке включает в себя проверку

  1. Соответствия отчета 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и Стандартам, обязательным к применению на территории РФ
  2. Правильности выбора методик, допущений, ограничений, предпосылок.
  3. Соответствия стандартам оценочной деятельности ФСО 1, 2, 3.
  4. Анализ проведенных расчетов
  5. Вывод о достоверности результатов.

Повторная оценка

Экспертиза отчета оценщика - это только один из вариантов борьбы с заказными, предвзятыми и некомпетентными отчетами. Второй вариант - это проведение повторной оценки. Т.е., если вы не согласны с результатами имеющегося документа - вы заказываете новый, в другой оценочной компании.


Необходимость такой проверки с помощью повторной оценки может возникнуть у вас в следующих случаях.

  • Обычным делом бывают ситуации, когда заказчик имеет на руках отчет об оценке, выполненный другой оценочной компанией. Этот документ может не устраивать заказчика, возможно - он был сделан недостаточно профессионально, полученная оценщиком стоимость вызывает сомнения и не коррелируется с рыночной стоимостью или представлениями заказчика о реальной стоимости имущества.
  • Часто повторную оценку заказывают стороны, решающие свой спор в суде, как необходимое доказательство того, что их материальные права нарушены или учтены не полностью. Подробнее об этом написано в статье
  • В последнее время процедура востребована при государственной кадастровой оценке, когда заявитель не согласен со стоимостью объекта недвижимости, которую рассчитали специалисты-оценщики госкадастра.
  • Проверка отчетов об оценке может быть прописана как обязательная процедура у корпоративных заказчиков и органов власти при принятии каких-либо финансовых вопросов своей деятельности.
  • Такая процедура может быть проведена руководителем оценочной компании в отношении своего сотрудника, если его отчет вызывает сомнения в правильности или его профессиональная компетентность под сомнением.

Мы можем помочь Вам разобраться в том или ином коэффициенте, объяснить целесообразность его применения, определить корректность расчета стоимости. Для этого вам только нужно связаться с нами и предоставить документ, проверку которого вы хотите заказать. Сделать это можно даже в электронном виде.


Что же делать, когда имеется два отчета с разными результатами оценки? В этом случае, дело часто решается в ходе переговоров сторон. Либо, обычно при разбирательстве дел в суде, назначается проведение новой повторной оценки.


Если Вы хотите провести проверку отчета об оценке - обратитесь к нам, используя контактную информацию . Звоните, мы поможем!

Уже несколько лет подряд в строительном сообществе курсировали слухи о том, что известной нам системе саморегулирования скоро наступит конец. Что вот-вот полетят головы саморегулируемых организаций (и с ними в неизвестном направлении полетят собранные деньги строителей). И что вот-вот все станет совсем по-другому. Теперь понятно, что именно в 2017 году эти слухи действительно стали реальностью. При […]

  • Мальчик кричал «волки» очень долго. Так вот, господа: волки. Это далеко не первая строительная саморегулируемая организация, которую исключают из реестра Ростехнадзора по наводке Нацобъединения. Далеко не первый случай, когда сотни неосторожных строительных компаний остаются без допуска, тысячи строителей остаются без работы, и многие тысячи членов их семей — без средств к существованию (и все это, […]

  • Стоимость вступления в СРО — один из первых показателей саморегулируемой организации, на который вам стоит обратить внимание. Если, конечно, переплачивать за одни и те же вещи в два и более раза — не в ваших правилах. Впрочем, если бы это было в ваших правилах, вы вряд ли бы стали успешным бизнесменом, не так ли?

  • Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»… Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула. Требования к специалистам по […]

  • Всё, господа. Все уведомления приняты, уведомления больше не принимаются. Крайним сроком для их подачи было первое декабря. Что это значит для тех, кто успел — и для тех, кто не успел? Что делать дальше? Давайте разбираться. Первый этап изменений, связанных с переходом в региональные саморегулируемые организации, закончен. На этом этапе от строителей требовалось принять решение […]