Основные объекты правопреемства в международном праве. Признание и правопреемство в международном праве. Основания для перехода

  • 3. Международное право как корпоративное право международного сообщества
  • Вопрос 4. Понятие и виды норм в международном праве. Иерархия норм. Jus cogens. Принципы lex specialis и lex posterior.
  • Вопрос 5. Структура международного права. Фрагментация и диверсификация как тенденции институционального развития международного права.
  • Вопрос 6. Понятие и юридическое содержание основных принципов международного права.
  • Вопрос 7. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Агрессия как международное преступление. Определение агрессии.
  • Вопрос 13. Действие и применение международных договоров. Толкование договоров. Оговорки к договорам.
  • Вопрос 14. Недействительность международных договоров. Приостановление и прекращение международных договоров.
  • Вопрос 15. Субъекты международного права: понятие, объем правосубъектности, виды.
  • Вопрос 16. Государство как субъект международного права: понятие и свойства. Суверенитет, юрисдикция.
  • Вопрос 17. Иммунитет государств, теории иммунитета.
  • Вопрос 18. Несовершенные международные лица: нации и народы, квазигосударственные образования.
  • Вопрос 19. Признание в международном праве: теории и доктрины, виды и формы.
  • Вопрос 20. Правопреемство в международном праве: теории и виды.
  • 4. Учение о трех статусах:
  • 3 Этапа: 1этап. Приянятие учредительных документов м.Б. В двух формах:
  • 2 Этап: создание материальной структуры для этих целей, используются специально подготовленные органы
  • Вопрос 23. Организация Объединенных Наций: Устав, компетенция, членство. Главные органы.
  • Вопрос 24. Европейский союз: членство, структура, учредительные документы и органы.
  • Вопрос 25. Феномен наднациональности в международном праве (на примере Евросоюза). Правовые акты органов Евросоюза. Понятие европейского права.
  • Вопрос 26. Развитие институциональной структуры Европейского союза в свете Лиссабонского договора.
  • Вопрос 27. Шенгенское пространство: понятие, базовые документы, основные принципы и правила
  • Вопрос 28. Содружество независимых государств: компетенция, членство, учредительные документы, органы, акты.
  • Вопрос 29. Суды в международном праве. Международный Суд оон: структура и компетенция.
  • Вопрос 30. Гражданство: понятие, способы приобретения и утраты. Бипатриды. Апатриды.
  • Вопрос 31. Основные межд. Акты о правах чел-ка. Характеристика екпч.
  • Вопрос 32. Юрисдикция еспч: особенности и пределы. Условия приемлемости жалоб. Юр.Сила решений.
  • Вопрос 33. Еспч: структура и порядок судопроизводства.
  • Вопрос 34. Соотношение мп и национального права (нп).
  • Вопрос 35. Имплементация мп в национальной правовой системе: понятие, концепции.
  • Вопрос 37. Понятие и виды ответственности в мп. Responsibility, liability. Абсолютная ответственность.
  • Вопрос 38. Международное правонарушение (пнш) как основание ответственности и его элементы.
  • Вопрос 39. Меры ответственности. Возмещение, контрмеры, санкции, реторсии.
  • Вопрос 40. Основания освобождения от ответственности. Процедура призвания к ответственности.
  • Вопрос 41. Международное уголовное право: понятие, виды преступлений. Международные уголовные суды.
  • Вопрос 42. Правовая помощь по уголовным делам. Экстрадиция: понятие и процедура (на примере европейской конвенции о выдаче 1957 года).
  • Вопрос 43. Международные столкновения и их виды, мирные средства разрешения междунродных споров.
  • Вопрос 44. Универсальная коллективная безопасность: роль совета безопасности оон, миротворческие силы оон.
  • Вопрос 45. Коллективная безопасность в рамках обсе. Меры доверия.
  • Вопрос 46. Виды территорий в международном праве, их статус. Статус арктики и антарктики.
  • Вопрос 47. Понятие государственной территории. Государственные границы: понятие и порядок установления.
  • Вопрос 48. Виды морских пространств по их территориальному режиму: внутреннее море, территориальное море, прилежащая зона.
  • Вопрос 49. Виды морских пространств по их территориальному режиму: исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, международный район морского дна.
  • Вопрос 50. Дипломатические представительства: виды, порядок создания и функции. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • Вопрос 51. Консульские учреждения: виды и функции. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • Вопрос 53. Начало войны и его правовые последствия. Участники вооруженных конфликтов
  • Вопрос 54. Запрещение или ограничение отдельных средств и способов ведения войны
  • Вопрос 55. Защита раненых, больных, военнопленных и гражданских лиц
  • Вопрос 57. Особенности правового статуса государств и иных субъектов международного экономического права.
  • Вопрос 58: Международное торговое право. Гатт. Система вто.
  • Вопрос 59. Бреттон-Вудская валютно-финансовая система.
  • Вопрос 60. Международно-правовая охрана воздуха и озонового слоя, охрана климата
  • Вопрос 61. Правовой режим воздушного пространства. Концепция «открытого неба»
  • Вопрос 62. Правовое регулирование международных полетов. Права и свободы воздуха.
  • Вопрос 20. Правопреемство в международном праве: теории и виды.

    Правопреемство – институт МП, регулирующий переход с учетом основных принципов и международно-правовых норм, определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей, от предшественника к преемнику. Субъектами МП, участвующими в международном правопреемстве, являются государства и международные организации.

    Элементы правопреемства (виды) : 1)Фактическое правопреемство - смена суверенитета государства-предшественника над определённой территорией суверенитетом государства-преемника. Его возникновение возможно в силу появления определенных юр. фактов, называемых фактическими ситуациями: 1) передача (получение) одним гос-вом определенной части своей территории другому независимому гос-ву; 2) отделение определенной части гос. территории; 3) объединение одного гос-ва с другим (возникновение федерации, инкорпорация гос-ва); 4) появление нового независимого гос-ва путем: а) приобретения суверенитета на ранее зависимой территории; б) распада государства на два и более субъекта МП; в) образование независимого гос-ва на части гос. территории, отделившейся от гос-ва-предшественника (при отделении субъекта федерации). 2) Юридическое правопреемство - переход определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей от предшественника к преемнику, реализующийся в процессе разграничении объектов правопреемства : 1) объекты фактического правопреемства: государственная территория; 2) объекты юридического правопреемства: членство в международных организациях, государственная собственность, государственные долги, государственные архивы, международные договоры. Теории правопреемства : 1) Негативная теория (А. Кейтс) выдвинута в н. XX в. Суть теории - в полном отсутствии континуитета (непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств) международной правосубъектности государства. Поэтому когда власть и суверенитет одного государства сменяются другим, международные договоры предшественника перестают действовать. Из этих же позиций исходят сторонники концепции «табула раса» (чистая доска) с той лишь разницей, что государство-преемник начинает свое существование без любых обязательств, вытекающих не только из международных договоров. 2) Теория универсального правопреемства (Г. Грoций) выдвинута в XVII-XIX вв. Согласно концепции государство-преемник продолжает международную личность своего предшественника. Разновидностью теории универсального правопреемства стала доктрина континуитета, сторонники которой считали, что весь комплекс международных прав и обязанностей государства-предшественника в полном объеме переходят к его наследнику, выступающем тем же субъектом, что и предшественник. По своей сути концепция теории континуитета, обосновывая тождественность международной правосубъектности государств, является отрицанием международного правопреемства.

    Вопрос 21. Индивид как субъект МП: основные точки зрения. Понятие прав и свобод человека в МП. Классификация прав и свобод (поколения, фундаментальные и иные, абсолютные и относительные, учение о трех статусах)

    Т.зр.: 1) индивид ни при каких условиях не м.б. субъектом МП (Фердросс, Тункин, Черниченко)

    2) индивид не субъект МП, но участник отдельных международных отношений (Шуршалов, Калашкарян)

    3) индивид не субъект МП, но дестинатор (адресат…букв.«назначение») или бенифициар (выгодоприобретатель) МП (Колосов, Лукашук)

    4) индивид субъект МП с ограниченной правосубъектностью (Игнатенко, Тиунов, Бякешев, Ковлер)

    ВЫВОД- индивид - экстраординарный субъект МП, т.к. он выступает в международных отношениях, когда его права нарушены или когда его привлекают к ответственности.

    Т.о. правосубъектность индивида м.б.: 1. охранительной; 2. процессуальной.

    Права и свободы человека - основополагающие международно-признанные и защищающие права и свободы, отражающие закрепляющие и гарантирующие положения человека в обществе.

    Права человека и свободы - юридическое отражение человека в обществе.

    Защита прав человека – обязанность государства перед международным сообществом.

    Классификация прав и свобод:

    1. «Поколения прав» – т.е. по времени возникновения:

    I . с 1215 начало XX в. личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость (право на жизнь и свободу, на свободу совести, мысли, на безопасность, гласное и законное рассмотрение дела судом, на управление делами государства, свободу передвижения и т.д.)

    НПА: Великая хартия вольностей 1215; Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт1679; Билль о правах 1689; Декларация прав человека и гражданина (Франции 1789 г.)

    США: Декларация независимости США (1776 г.); Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г.

    II . начало XX в. – 1970 социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения (право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.)

    НПА: Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

    III . 1970-настоящее время права коллективные: право на мир, на разоружение, ядерную безопасность, на здоровую окружающую среду, на развитие и др .(надгосударственный, наднациональный характер)

    НПА: Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы XX в.

    2. По возможности ограничения прав выделяют фундаментальные (основные: пр. на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на безопасность) и иные.

    3. По кругу обязательных субъектов, кот. не могут нарушать это право выделяют:

    абсолютные - субъективные права, обладателям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Им корреспондирует обязанность всех иных лиц воздерживаться от совершения действий, ущемляющих А.п. ограничение или временное приостановление не допускается ни при каких обстоятельствах (пр. на жизнь, не подвергаться пыткам, насилию, св. совести, право на судебную защиту, защита чести)

    относительные – м.б. ограничены или временно приостановлены в случае введения режима безопасности, ЧС

    (социальное обеспечение, защита от безработицы)

    Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

    В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

    Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60-70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

    В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. В то же время, переход территории – это лишь условие перехода прав и обязанностей, непоследственным же предметом правопреемства являются международные договоры, гос. собственность, гос. архивы и гос. долги.

    Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa (чистого листа), теория континуитета.

    Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходит к его правопреемнику (права и обязанности переходят в полном объеме).

    Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

    Согласно теории «непреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

    В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») (негативная теория) новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

    По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. При континуитете, в отличие от случая правопреемства, под­тверждается, что государство продолжает существовать, нет факта смены Объектов МП, нет перехода прав и обязательств.

    Концепция «континуитета» была использована в международно-пра­вой практике, в частности, при объединении Занзибара и Танганьики в Низанию; Народной Демократической Республики Йемен и Республики Йемен - в одно государство Йемен. Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) после выхода из СССР в 1991 году заявили о восстановлении независимости своих государств в том виде, в каком она существовала до 1940 года, и не признали себя правопреемниками СССР.

    Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

    Таким образом, как правило, вопросы правопреемства решаются на основе междуна­родных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Прак­тика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного права ООН, которая приняла две Венские конвенции:

    - о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года

    (вступила в силу в 1996 г.);

    О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года (пока не вступила в силу).

    Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными, т. е. применяются, если государства не договорились об ином. Эти конвенции определяют различные правила правопреемства в зависимости от способов перехода территории и образования нового государства, к которым можно отнести следующие ситуации:

    - одно государство распадается на два или более новых государств.

    Так произошло в 1992 году с СФРЮ, на территории которой возникли Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Союзная Республика Югославия - СРЮ и др.; в 1993 году Чехословакия распалась на Чехию и Словакию; в 2006 году завершился процесс «распада» СРЮ на Сербию и Черногорию;

    - два или более государств объединяются в одно новое государство.

    В 1958 году Египет и Сирия предприняли попытку объединиться в единенную Арабскую Республику (ОАР распалась уже в 1961 г.). В 1990 году Народная Демократическая Республика Йемен и Республика Йемен объединились в одно государство Йемен;

    - на части территории государства «А» создается новое государство «Б».

    В 1947 году из состава Индии выделился Пакистан; в 1971 году из Пакистана выделилось государство Бангладеш; в 1991 году из СССР выделились Латвия, Литва, Эстония; в 1993 году из состава Эфиопии выделилась Эритрея.

    Одно государство (государство «А») входит в состав другого (государства «Б»), в том числе на правах субъекта федерации.

    В 1990 году Германская Демократическая Республика (ГДР) вошла в состав Федеративной Республики Германии (ФРГ);

    - часть территории одного государства переходит к другому.

    Примером может служить продажа Российской империей территории Аляски Соединенным Штатам Америки;

    Вместо одного государства (государство «А1») в результате определенных изменений в его положении возникает другое государство (государство «А2»).

    Примером может служить образование вместо Российской империи в 1917 году Советской России, РСФСР, в 1922-м - СССР, в 1991 году в место СССР - РСФСР, впоследствии – РФ.

    - на месте колонии (зависимой территории) «К» путем приобретения ею суверенитета возникает государство «А».

    Таким путем появились десятки государств (развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:

    При объединении государств и создании таким образом одного государства любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, про­должает действовать в отношении государства-преемника;

    При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств любой его договор, на­ходившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разде­ления государства-преемника;

    Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника;

    Право­преемство не может иметь место, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отно­шении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении государственой собственности сводятся к следующему:

    Состав «государственной собственности» и принадлежность имущества данному государству определяются внутренним правом это­го государства ; при этом положения Венской конвенции не приме­няются к ядерному оружию;

    Переход государственной собственности осуществляется без ком­пенсации, если стороны не договорились об ином;

    Собственность объединяющихся государств переходит к объеди­ненному государству;

    При передаче части территории, разделении государства или образовании государства на отделившейся территории недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, если стороны не договорились об ином. Движимая собственность (транспортные средства, вооружения и т. п.) переходит, если была связана с дея­тельностью на передаваемой территории;

    При разделении государства его собственность за рубежом перехо­дит к государствам-преемникам «в справедливых долях»; допуска­ется возможность компенсации;

    В случае создания нового независимого государства к нему перехо­дит вся недвижимая собственность государства-предшественника (в том числе за границей, если она была приобретена предшествен­ником в период колониальной зависимости). Движимая собствен­ность переходит к государству-преемнику.

    Общие принципы при правопреемстве в отношении государственных долгов с водятся к следующему:

    - правопреемство не должно наносить ущерба кредиторам;

    Долг государства-предшественника переходит к государству-преемни­ку в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к преемнику в связи с долгом;

    Никакие долги государства-предшественника не переходят на но­вое независимое государство, если стороны не договорились об ином.

  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср

    М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП).

    Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства " означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

    1) объединение государств;

    2) разделение государства;

    3) отделение от государства части территории;

    4) передача части территории одного государства другому.

    Теории правопреемства государств:

    1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);

    2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);

    3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);

    4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);

    4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);

    5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).

    Пример применения теории континуитета.

    Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).

    Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению , что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ.

    Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).

    Вопрос о правопреемстве возникает (при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).

    Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).

    Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.

    Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).

    Правопреемство государств в отношении м/н договоров.

    Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

    Указанное требование не применяется , если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия.

    Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.

    При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором).

    Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).

    Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).

    Правопреемство в отношении государственной собственности.

    Переход государственной собственности государства - предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая к нему переходит (дата перехода собственности - момент правопреемства государства).

    При передаче части территории переход государственной собственности регулируется соглашением между предшественником и преемником.

    При отсутствии соглашения передача части территории может происходить двумя способами:

    1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;

    2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства - предшественника в отношении данной территории переходит к государству - преемнику.

    При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в справедливых долях).

    Движимая государственная собственность предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства , переходит к соответствующему преемнику (иная движимая - в справедливых долях).

    Движимая и недвижимая собственность СССР за рубежом, зарубежные инвестиции были распределены в соответствии со шкалой фиксированных долей (каждая сторона Соглашения о разделе собственности СССО за рубежом 1992 имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение фиксированной долей и право на выдел ее в натуре).

    Правопреемство в отношении государственных архивов.

    Государство - предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожению государственных архивов , переходящих к государству - преемнику.

    При разделе государства на несколько государств часть архивов, находящихся на территории государства - преемника, переходит к нему (если преемники не условились иначе).

    Правопреемство в отношении государственных долгов.

    Переход государственных долгов влечет прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательств государства - преемника (правопреемство не затрагивает прав и обязательств кредиторов).

    При переходе части территории этим соглашением регулируется переход государственного долга (при отсутствии такого соглашения государственный долг переходит в справедливой доле с учетом переходящего имущества, прав и интересов).

    Если преемник - новое независимое государство, государственный долг к нему не переходит (если соглашение между ними не предусматривает иное).

    При разделе государства на несколько государств государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом переходящего имущества, прав и интересов (если они не условились иначе) (каждая из сторон несет раздельную ответственность по выплате своей доли дога).

    Правопреемство в отношении гражданства ф/л.

    Европейская конвенция о гражданстве 1997 (содержит положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств) (принята Советом Европы).

    Декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства ф/л 1996 (принята Европейской комиссией за демократию через право (орган Совета Европы)).

    Лицо, которое на дату правопреемства имело гражданство государства - предшественника имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств (независимо от способа приобретения гражданства).

    Затрагиваемые государства должны принимать меры для недопущения того, чтобы лица, имевшие гражданство государства - предшественника стали лицами без гражданства в результате правопреемства (обязаны принять законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах).

    При отделении части территории государства и образовании новых государств при сохранении предшественника государство - преемник предоставляет свое гражданство (лицам, имеющим обычное место жительства на его территории; лицам, имеющим надлежащую правовую связь административно-территориальным образованием предшественника, которое стало частью преемника).

    "

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО

    Правопреемство государств в доктрине международного права определяется как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства" означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

    1) объединение государств;

    2) разделение государства;

    3) отделение от государства части территории;

    4) передача части территории одного государства другому.

    Правопреемство как институт международного права получило весьма широкое распространение в международной практике последних десятилетий. В 60 - 70-х гг. прошлого века институт правопреемства применялся к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима и т.д.

    На протяжении достаточно большого отрезка времени институт правопреемства не был кодифицирован и состоял в большей части из обычных норм международного права. В конце 70-х - начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Помимо вышеназванных многосторонних Конвенций вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

    Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 г. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР; решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

    Следует также отметить, что институт правопреемства в международном праве - межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

    Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

    Поскольку в качестве объектов правопреемства нами названы договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях, представляется логически целесообразным разделить международно-правовое регулирование вопросов правопреемства в соответствии с объектами правопреемства:

    1. Правопреемство государств в отношении международных договоров. Венская конвенция в отношении международных договоров 1978 г. в качестве международных договоров рассматривает только соглашения, заключенные в письменной форме между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы. Венская конвенция 1978 г. устанавливает следующие правила правопреемства:

    а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa ("чистой доски"): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями, и не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства. Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора);

    б) если часть территории государства становится частью территории другого государства, то в отношении этой территории:

    договоры государства-предшественника утрачивают силу;

    договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

    Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения;

    в) при объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора;

    г) при отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

    О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.

    2. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов. В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

    Под государственной собственностью Конвенция понимает имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

    Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

    Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

    Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Однако в Конвенции также установлено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

    Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.

    По договоренности заинтересованных государств или по решению соответствующего международного органа может устанавливаться компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику; в ином случае переход происходит без компенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.

    По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно принимало все меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику. В Конвенции оговаривается, что ничто в ней не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, который может возникнуть из соображений целостности государственных различных архивных фондов государства-предшественника.

    Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений Конвенцией установлены следующие правила:

    а) при передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

    все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;

    часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

    б) при создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

    находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;

    архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления. Государственные долги к правопреемнику не переходят;

    в) при объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги;

    г) при отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

    находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);

    относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

    государственный долг (в справедливой доле);

    д) при разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

    находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

    относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;

    государственный долг (в справедливой доле).

    Современное международное право исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.

    Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.

    Также необходимо отметить то, что положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы в том, что касается ядерного оружия, которое, в свою очередь, также принадлежит государству-предшественнику. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав обязуется не передавать "кому бы то ни было" ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством "не принимать передачи от кого бы то ни было" ядерного оружия или ядерных взрывных устройств, что исключает какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия.

    В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. государства - участники СНГ решили вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР следующим образом. Во-первых, они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, причем почти все государства согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.

    Каждое государство СНГ, как это было закреплено в Соглашении о создании СНГ, имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 г. об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных Договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

    Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

    20 марта 1992 г. на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. Среди этих договоров следует отметить такие важные международно-правовые акты, как Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

    В соответствии с Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. под собственностью понимались: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям. Собственность СССР, в соответствии с данным Соглашением, была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия - 4,13%, Казахстан - 3,86%; Россия - 61,34%; Украина - 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.

    В 1992 - 1994 гг. были заключены двусторонние Соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.

    Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств - участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

    Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

    В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную в Венской конвенции 1978 г., согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Минское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский Протокол к нему и Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР.

    В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. рассматривались договоры, "представляющие взаимный интерес" для всех стран - участниц СНГ. Существует, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Например, в связи с заключенным в 1991 г. Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский Протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства "в качестве государств-правопреемников" Союза принимают на себя его обязательства по Договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям, а для целей проведения Договора в жизнь фигурирующее в нем название "Союз Советских Социалистических Республик" будет впредь означать Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.

    Что касается правопреемства в отношении систем противоракетной обороны, то в рамках СНГ в октябре 1992 г. были приняты решения, предусматривающие правопреемство подписавших эти решения Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины, в выполнение Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. применительно к их соответственным территориям.

    Касательно правопреемства в отношении ядерного оружия существует Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г., в котором предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами своего статуса неядерных государств с присоединением в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия.

    Существуют также и двусторонние договоры, затрагивающие "интересы всех государств СНГ", например договоры о границах и их режиме. Данные договоры, по общему мнению государств, подписавших упомянутый выше Меморандум, должны оставаться в силе. Следовательно, вопросы правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР должны решаться, как правило, индивидуально в отношении большинства договоров.

    Что касается государственных архивов СССР, то их судьба была урегулирована Соглашением о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., которое исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств - участников Соглашения.

    По данному Соглашению очень большое значение придается содержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они должны признать осуществленный в соответствии с их законодательствами переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Признается также право на возвращение тех фондов, которые образовались на территории каждой из стран и в разное время оказались за ее пределами.

    В случае, если возможность физического выделения комплекса документов отсутствует, каждое государство - участник Соглашения имеет право доступа к ним и получения необходимых копий, причем эти государства должны признавать на своих территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивными учреждениями других государств СНГ.

    Государством-владельцем также может быть передано право использования архивных документов, затрагивающих интересы другого государства - участника Соглашения, иностранным государствам, их физическим или юридическим лицам. Право на использование этих документов сохраняется за государством, интересы которого затрагивают документы.

    Соглашение также предусматривает, что в такого рода случаях заинтересованные государства СНГ принимают дополнительные согласованные меры по использованию и обеспечению сохранности этих документов и предотвращению их уничтожения.

    Что касается "деликатного" вопроса о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР, то его стали обсуждать еще до прекращения существования союзного государства. Так, 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными странами-кредиторами, известными как "группа семи", был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства. Позднее были заключены Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашение о дополнениях к этому Договору от 13 марта 1992 г.

    В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

    Предусмотренные Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом взаимозависимость прав на эту собственность и осуществление обязательства участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга СССР на практике в большинстве случаев реализовывались в том, что по двусторонним соглашениям России с другими государствами СНГ доля внешнего государственного долга была обменена на долю в зарубежной собственности.

    Например, по Соглашению от 31 июля 1992 г. Туркменистан передал, а Россия приняла на себя обязательства по выплате доли Туркменистана во внешнем государственном долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г.; Россия приняла, а Туркменистан передал свою долю в активах бывшего Союза по состоянию на ту же дату.

    Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР имеет определенную особенность, которая заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым в доктрине международного права понимается продолжение одним государством (государством-продолжателем), в данном случае Россией, осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств другого государства, в данном случае бывшего СССР.

    Для континуитета, в принципе, необходимо наличие согласия других правопреемников. В случае с континуитетом Россией это условие соблюдено - в связи с прекращением существования СССР большая часть государств - участников бывшего СССР поддержали Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", как это было закреплено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Продолжение членства в ООН и других международных организациях автоматически означает и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в иных учредительных документах, на основе которых функционируют другие организации.

    В целом континуитет России был воспринят без возражений со стороны государств, а члены ЕС и Совета Европы выступили 23 декабря 1991 г. со специальным заявлением, в котором "приняли к сведению, что права и обязательства бывшего СССР будут продолжать осуществляться Россией".

    Следовательно, Российская Федерация имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать "в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР", и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров "вместо Союза ССР" (ноты МИДа России от 3 и 13 января 1992 г.).

    В доктрине указывается на то, что континуитет России обусловлен рядом объективных факторов:

    1) неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, что подтверждается особым статусом, и вытекающей из этого статуса ответственности СССР как ядерной державы;

    2) неприменимость норм правопреемства к определенной категории договоров, к таким, например, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств-преемников "было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия".

    Как особый, специфичный вид правопреемства континуитет России не означает и не должен означать, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства. Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его легальными правопреемниками, созданными в рамках существующих норм международного права. Как признается в соответствующих Соглашениях и решениях, принятых в рамках СНГ, все государства - члены Содружества "являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР".

    И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

    Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

    Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

    Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

    Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

    Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

    Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.


    Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

    Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

    Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.