Основные черты тоталитарного общества. Режим тоталитаризм. Что такое тоталитаризм? Особенности, черты, суть тоталитаризма

Министерство экономического развития и торговли

Российской федерации

Российский государственный торгово–

экономический университет

Краснодарский филиал

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

Контрольная работа по дисциплине:

«Политология»

Краснодар 2010

Введение_____________________________________________________3

Понятие и истоки тоталитарного политического режима._______4

Характерные черты и разновидности тоталитаризма.____________9

Заключение.__________________________________________________________________17

Использованная литература._____________________________________________18

Введение.

Авторитаризм и тоталитаризм - это две модели политического режима диктаторского типа, между которыми есть существенные различия по целому ряду основополагающих характеристик. Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим в целом оставляет на усмотрение самих частных лиц вопросы отправления религиозной веры, экономической деятельности, семейной жизни и т.д., если это не противоречит интересам сохранения существующей системы. Иными словами, авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. В последнее десятилетие, после краха тоталитарных режимов в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, интерес к тоталитаризму значительно вырос. Попытки ввести демократию, создать гражданское общество в России не увенчались успехом, но наоборот, привели к колоссальным разрушительным последствиям и многочисленным жертвам. В то же время целый ряд стран с авторитарными режимами продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть - со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом. Среди таких стран следует упомянуть Китай, Чили, Южную Корею, Вьетнам и др. Авторитаризм часто определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относятся полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, ограниченность институтов артикуляции общественных интересов. В то же время авторитарный режим имеет и свои плюсы, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Поэтому в современных условиях постсоциалистических стран наиболее оптимальным стало бы сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности обществу. Авторитарный режим, который ставит перед собой задачу демократизации общества, не может быть долговечным. Его реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политического режима - демократия.

1. Понятие и истоки тоталитарного политического режима.

“Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”. “Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко “второму эшелону индустриального развития”. Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов”.

Во-первых, понятие "тоталитаризм", как известно, впервые появилось в западной социологии и политологии (первыми его употребили в начале 20-х годов нашего столетия либералы Д. Амендола и П. Габетти для осуждения антидемократических черт фашистского политического режима, утвержденного чернорубашечниками Муссолини в Италии; позже это понятие было применено и по отношению к нацистскому режиму Гитлера в Германии), и в силу такого происхождения оно с самого начала обрело негативно-осуждающий характер, стало обозначением крайне недемократических политических порядков. Естественно, что уже первые попытки западных публицистов и политологов 20-х, 30-х годов применить это понятие к советскому режиму было встречено в штыки советским руководством и идеологами коммунизма. Проблема применимости или неприменимости этого понятия к СССР тогда у нас не только не обсуждалась, но сама постановка ее считалась кощунственной.

Во-вторых, совместная антифашистская борьба СССР и стран западной демократии против государств оси во второй мировой войне явилась серьезным препятствием для буржуазно-демократических попыток изобразить сталинский режим в качестве тоталитарного, для переноса негативных характеристик своих военных противников (Германии и Италии) на режим своего успешно воевавшего с фашизмом союзника - на СССР. Этим было обусловлено также то, что и в левом (коммунистическом) движении понятие "тоталитаризм" по отношению к СССР употреблялось только Л. Троцким".

В-третьих, весьма важным идейно-политическим стимулом для устранения прежних препятствий и широкого использования понятия "тоталитаризма" применительно не только к фашистским режимам, но и к сталинской власти в СССР, к режимам в других странах "реального социализма" стала развернувшаяся уже после 1945 года "холодная война", способствовавшая не только острому идеологическому противоборству "социализма" и "капитализма" с использованием любых "подручных средств", но и приведшая прямому (без необходимых уточнений) опрокидыванию на "коммунистические режимы" тех характеристик тоталитаризма, которые сложились на фундаменте анализа фашистских порядков.

В-четвертых, характер "горбачевской перестройки", включавшей в себя значительные элементы очернения "социалистического прошлого", провал этой перестройки и приход к власти буржуазных демократов-антисоветчиков, возглавляемых в России Б. Ельциным, широко открыл шлюзы для того, чтобы сначала журналисты, а затем и многие, но далеко не все, обществоведы без сколько-нибудь серьезного анализа существа тоталитаризма и применимости этого понятия к условиям Советского Союза и вразрез с призывами "классиков" теории тоталитаризма - взвешенно использовать это понятие - стали применять его по делу и без дела, характеризуя нарушения демократии любой левой властью - от В. Ленина до А. Лукашенко. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие “тотальное государство” имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

“Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа”.

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX, таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин “тоталитаризм” для характеристики итало-фашистского режима. “Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы”. Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне. Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • всеобщая государственная идеология,
  • монополия государства на средства массовой информации,
  • монополия государства на все средства вооружения,
  • жестко централизованный контроль над экономикой,
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий “сверхинтерес” населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. “Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития”. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • упразднение представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

“Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии”. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой идеей”, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма. Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать. “Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства”. Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм – на расово-этнической. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое “чистое” общество. Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров. Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

2. Характерные черты и разновидности тоталитаризма.

К тоталитарным системам относят системы, кот характеризуются полным контролем со стороны государства за личностью, радикальными преобразованиями всей общественной системы в соответствии с революционной социальной утопией, не оставляющей места ни для свободы индивида, ни для соц. противоречий. Тоталитарный режим. В чистом виде тоталитарного режима нет. Происх.от лат. сл. «тоталис» – весь, полный, целый. Этот режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках одной группы, отсутствие демогр. свобод, возможности появления полит. оппозиции, т.е. это режим при кот. правящая элита полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохранит власть благодаря насилию.

Можно выделить 3 главных типа: а) религ. тоталитаризм, б) полит. тоталитаризм, в) информационно-финансовый. Религиозный возник в Средневековье. Носителем выступали религ. институты, кот. внедряли в сознание людей религ. идеологию и контролировали ее (орден Иезуитов). В Парагвае в 17в. существовалала целая иезуитское гос-во. Элементы тоталитаризма б. в протестантизме и в католичестве. В современных условиях религ. тоталитаризм тоже существует, но более выражен, полит. тоталитаризм.

Характерные черты тоталитаризма:

1. власть контролирует все сферы деятельности чел.

2.формир-ние власти при тотал. режиме идет бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна со стороны общества.

3.отношение людей к власти: общество отчуждено от власти, но не осознает это.

4. роль идеологии в обществе – осуществляется всеобщая регламентация жизни. Идеология начинает напоминать форму религии.

5. лидер всегда харизматический, опирается на партию и группу.

демократию.

6. запрещено все, кроме того что приказано и разрешено.

7. власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ.

8. демократические свободы и права носят формальный характер. Государство выполняет определенные соц. функции.

9. При тотал. режиме существует определенная соц. структура общества. Значит. часть граждан отчуждена от собственности. Сон. доля собственности сосредоточена в одних руках (олигархия).

10. Происходит слияние гас. аппарата с аппаратом правящих партий и обществ. организаций.

Развитие СМИ, информатизация и компьютеризация позволяют осуществлять управление массовым сознанием. Гл. в тоталитаризме – вызвать массовый страх, использовать физ. насилие и иллюзорную

Разновидности:

Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Вторая разновидность тоталитарных политических систем - фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность тоталитаризма национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь - против собственных граждан (классовою врага), и в национал-социализме - вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мирровое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран. Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело подчинить индивида государственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах Запада.

Тоталитаризм (от лат. «поталь» -- всеобщий, всеобъемлющий) -- это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый -- с 1917 года до конца 20-х годов; второй -- с конца 20-х до середины 50-х годов; третий -- с середины 50-х до середины 80-х годов.Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму -- царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности -- все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. На рубеже 1950--60-х годов с окончанием перманентного идеального состояния (XX съезд разрушил миф о внутренних «врагах народа», были провозглашены паритет сил с НАТО и «окончательная победа социализма в нашей стране») и одновременно начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции.

Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти -- в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью -- ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть -- имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего -- ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля. Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно -- значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом -- в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества. Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии -- не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью. Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.

1. Вера в простоту мира -это центральная характеристика тоталитарного сознания. Вера в «простой мир» не позволяет почувствовать ни собственную индивидуальность, ни индивидуальность близкого человека. Эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю в частности. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы -лишь попытка заморочить людям голову. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы.

2. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни -- лидеры, институты, структуры, нормы, стили -- воспринимаются как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Паспортная система привязывает людей к одному месту жительства, а трудовое законодательство - к одному рабочему месту. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.

3. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет - построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.

4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Распад тоталитарного сознания в брежневскую и постбрежневскую эпоху был отмечен необыкновенным расцветом иррациональных верований. Власть меняет людей. Избирательные репрессии, подбор и расстановка кадров, манипулирование людьми ведут к тому, что новая политическая система создает новый психологический тип. Ключевые посты в партии, в управлении страной, в армии и т.д. занимают люди, более всего соответствующие практике тоталитаризма, поддерживающие ее и готовые осуществлять. Одновременно люди, сформированные властью, требуют от властной элиты соответствия тоталитарному канону. В условиях стабильности это влияние вряд ли существенно, но в период социальных изменений, особенно реформ, сверху, это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения. Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории. Пассивная оппозиция большинства населения и яростное сопротивление бывших имущих классов не могли не привести на каком-то этапе к возобладанию политического и духовного тоталитаризма, к разгулу террора. Вполне естественно, что в условиях преобладания крестьянского населения в стране по нему и пришелся основной удар. В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли. Люмпенские слои в обществе в той или иной мере присутствуют на протяжении всей его истории. Но лишь на определенном этапе общественного развития (т.е. в XX веке) эти слои становятся социальной базой тоталитарных политических режимов и выдвигают из себя «кадры» вождей и исполнителей (как, впрочем, и жертв). Люмпенизированные группы общества социально аморфны, социально-политически и экономически дезориентированы, враждебно настроены ко всем остальным социальным слоям и группам, обладающим стабильным жизненным укладом, определенностью этических принципов и др. Отличие люмпенства XX века от аналогичных социальных групп в предшествующие эпохи состоит, прежде всего, в том, что «люмпенизатором» в данном случае выступает само государство, монополизирующее экономику, или супермонополии, сросшиеся с государством и этом плане мало чем от него отличающиеся. Социальные свойства люмпенских слоев общества делают их восприимчивыми к радикальным идеологиям и радикальным политическим режимам. В истории России люмпенизация населения всегда составляла характерную черту ее общественной жизни. Суперцентрализованное государство, утвердившееся со времен Ивана Грозного, к XX веку не утратило своей силы. Подданные царя никогда не пользовались гражданскими правами и свободами. Причем это относилось ко всем слоям общества. Пореформенное (после 1861 года) развитие дало ростки гражданского общества, но одновременно, через обезземеливание крестьян и пролетаризацию населения усилило и люмпенизацию значительных его групп. Революция 1905--1907 годов, с одной стороны (через Конституцию), легитимизировала растущее гражданское общество, а с другой -- усилила и обострила противоречие между люмпенами и буржуа. Октябрь 1917 года положил конец становлению гражданского общества. Процессы люмпенизации охватили все общество.

Второй этап тоталитаризма характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах. Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим образом. В условиях полностью огосударствленной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полнотой власти у него нет и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы сдержек и противовесов. Государственно-партийный аппарат не может не обюрократиться в таких условиях.

Третий этап тоталитаризма в области экономики характеризуется достижением высшей степени насилия, и общество начинает закостневать и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая взаимозависимость стран ведут к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация. Но власти, которые объявили нашу страну «маяком всего человечества», были не в силах смириться с ситуацией экономической «гонки без развития» с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран. После отказа от насильственных методов управления руководители СССР с целью «уравновешивания общества» начинают «развинчивать гайки». Но так как не произошло отхода от существа тоталитарной системы, этот процесс мог идти только в одном направлении, в сторону ослабления контроля над работой и дисциплиной.

Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, ко­торый занимает промежуточное положение между тоталитариз­мом и демократией. Однако подобная характеристика не указы­вает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем.

Сущностно значимым при определении авторитаризма явля­ется характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авто­ритарный режим либерализует общественную жизнь, не стре­мится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюра­лизм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирит­ся с существованием оппозиции. Руководство различными сфе­рами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организа­циями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно от­сутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической кон­куренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структу­ры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных ре­жимах осуществляется не путем установленных законом проце­дур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие под­держки со стороны народа, автократии могут существовать дли­тельное время и достаточно успешно. Они способны эффек­тивно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Указанные черты авторитаризма свидетельствуют об извест­ном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отноше­ния дифференцированы и опираются на «ограниченный плюра­лизм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стре­мится ликвидировать не, только социальный, но и идеологиче­ский плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в кото­рых отсутствуют разделение властей, политическая конкурен­ция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, гос­подствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономиче­ская и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т.е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, кото­рая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при пре­зидентстве Маркоса на Филиппинах (1972 - 1985), в Тунисе, Ка­меруне и т.д. Достаточно массовой разновидностью авторитар­ных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов:

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, ре­жим И. Амина в Уганде);

б) военные хунты, проводящие струк­турные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократи­ческие режимы, при которых политическая власть концентриру­ется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.

Заключение.

За последние 20 лет много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей.

В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

В реальной действительности не существует идеальных демократических форм политического режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Для современного государства характерны и тоталитаризм, и правовая демократия, также как для рабовладельческих государств ― и деспотия, и демократия; для феодализма ― и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание.

Использованная литература.

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Бутенко А. .От. тоталитаризма.к демократии: .общее.и специфическое // Социально-политический журнал. 1995. №6; 1996. №1,2,3.

3. Кривогуз И.М. Политология. - М.: Владос, 2001.

4. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

5. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

6. Панарин А.С. Политология. Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Проспект, 2001.

7. Чудинова И. Политическая жизнь.// Социально-политический журнал. 1994. № 11-12.

8. Политология: курс лекций /Институт Национальной стратегии Реформ; Глотов С.А., Скворцов И.П., Новиков В.В. и др. – М. 2000.

Сопротивляясь, эти люди мрачат постройки торжество.

Они упрямы до того, что плюну я на правосудие.

И.-В. Гете "Фауст"

Характерные общие черты тоталитарных режимов

Полной противоположностью правовому государству является тоталитарное. При всех различиях между тоталитарными диктатурами для них характерно то, что они, оперируя привлекательными социальными мифами, стремятся мобилизовать население своих стран на выполнение заведомо утопических, хотя и заманчивых социальных проектов. Поэтому в основе практически всех тоталитарных режимов лежит развернутая идеологическая доктрина, охватывающая все жизненно важные стороны человеческого бытия.

Идеологические доктрины тоталитарных режимов , как правило, содержат "единственно правильные" ответы на все возникающие у членов общества вопросы. Широкая пропаганда этих доктрин сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни. Она начинается уже с детского сада, продолжается в школе, в вузе, заполняет всю периодическую печать, звучит в радио- и телепередачах: от рождения до смерти человек остается под жестким идеологическим контролем. В результате формируется единая идеология, которой, по замыслу власти, должны придерживаться все без исключения жители страны. Эта идеология ориентирует общество на некое конечное и совершенное состояние: "коммунизм", "расово чистое общество", "исламское государство" – ради достижения которого требуется принести какие-то жертвы и претерпеть временные неудобства и ограничения в настоящем.

Всякая тоталитарная идеология содержит в себе призыв, основанный на категорическом неприятии существующего положения вещей и направленный на завоевание мира ради построения "светлого будущего". Немаловажным компонентом тоталитарной идеологии является формируемый ей "образ врага", который помогает режиму сплотить общество перед мифической угрозой со стороны вредителей и диверсантов внутри общества или со стороны внешнего окружения. Во имя провозглашаемых им возвышенных целей тоталитарный режим считает возможным систематически нарушать не только гражданские права, но и права человека. Центральной идеей тоталитаризма во всех его разновидностях становится полное подчинение каждого отдельного человека и всего общества в целом абсолютному контролю со стороны государственной власти.

Однопартийная система. Краеугольным камнем в фундаменте тоталитарного государства является однопартийная система. Установление такой системы – первый шаг к тоталитаризму. Политическая партия, стремящаяся к установлению своего безраздельного господства, обычно вдохновляется идеей единой воли класса или нации. Саму себя такая партия считает единственным подлинным выразителем этой воли, присваивая, таким образом, монопольное право выступать от имени всего класса или нации. Партия может в тактических целях вступать в сотрудничество и образовывать коалиции с другими политическими партиями, но подлинной ее целью является не коалиция, а монополия, поэтому при первом удобном случае она безжалостно уничтожает всех политических конкурентов.

Тоталитарное правление не терпит никакой оппозиции, поэтому главной целью тоталитарных партий становится достижение безраздельного господства над аппаратом государственной власти. Установление однопартийной системы – ключевая мера, от которой зависит само существование тоталитарного государства. Поэтому, будучи раз установленной, однопартийная система защищается всеми доступными современному государству силами и средствами. На каждое требование ликвидировать однопартийную систему и восстановить демократию с присущей ей многопартийностью, тоталитарный режим смотрит как на прямое посягательство на основы государственной безопасности. Такие требования объявляются антинародными и антигосударственными и караются особенно жестоко и беспощадно, ибо террористическая диктатура не может быть прочной, если рушится ее фундаментальная основа – однопартийная система.

Партия-государство. Существенно важным моментом в создании тоталитарного государства является полное срастание партийного аппарата с государственным. Завоевав господствующее положение, партия превращает государственный аппарат в свое монопольное владение, назначая на все государственные посты и должности своих функционеров. В результате государство становится партийным, а партия – государственной. Партийные вожди становятся одновременно руководителями государства, совмещая порой по несколько высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность становится невозможным без согласия партийных инстанций, и вскоре не остается ни одного поста, который был бы занят человеком, не принадлежащим к правящей партии.

В тоталитарном государстве устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но по существу их роль становится чисто декоративной. Точно так же всякое постановление местных органов власти должно получить предварительное одобрение региональной партийной организации. Таким образом, не только исполнительная, но и законодательная власть полностью подпадает под партийный контроль, и в государстве не остается ни одной сферы, свободной от всепроникающего влияния правящей партии, которая обычно начинает называть себя просто Партией (с большой буквы). Формально сохраняющееся разделение властей утрачивает всякое практическое значение, ибо в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд превращаются по существу в исполнительные органы Партии.

Слияние партии с государством находит свое выражение в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, благодаря партийному контролю за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы государства превращается в вооруженную силу партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми. Государственный бюджет фактически превращается в партийную кассу, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и тратятся по усмотрению партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.

Характерные особенности тоталитарных государств. Наличие совпадений в способах организации и функционирования власти позволяет говорить о том, что несмотря на различие идеологий, а иногда и на непримиримую вражду между ними, тоталитарные государства сходны по своим политическим структурам и методам управления. Это сходство проявляется в общности следующих признаков:

  • – насильственное установление однопартийной системы, когда все политические партии, кроме господствующей, устраняются с политической сцены, после чего монопольное право на государственную власть закрепляется за одной единственной партией, как правило, возглавляемой лидером харизматического склада;
  • – сращивание господствующей партии с государством, когда партийные органы осуществляют полный контроль над органами государственного управления либо полностью подменяют их, беря управление непосредственно на себя;
  • – унификация общественной жизни, когда все независимые общественные организации распускаются, а остаются и создаются лишь такие, в которых обеспечивается монопольное влияние правящей партии и ее идеологии;
  • – установление авторитарного образа мышления, когда какие бы то ни было дискуссии по общественно-политическим вопросам категорически запрещаются, идеология правящей партии объявляется единственно верным учением, а высшим авторитетом по всем без исключения вопросам провозглашается партия и ее очередной вождь;
  • – создание мощного репрессивного аппарата, направленного на подавление всякого реального и даже потенциального сопротивления режиму, широкое применение превентивных репрессий, направленных не только против отдельных личностей, но и против целых классов населения или даже целых народов;
  • – установление всеобъемлющего контроля над всеми средствами массовой коммуникации и информации прессой, радио, кино, телевидением.

"Государство-механизм" и "государство-организм"

По своей структуре тоталитарное государство является самой совершенной и самой жестокой политической системой, предназначенной для подавления человеческой личности и народа в целом. Она напоминает хорошо выверенный механизм, работающий безотказно и точно, пока его звенья исправны, а их взаимодействию ничто не мешает. Однако исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его весьма чувствительным даже к самым незначительным сбоям и нарушениям. Тоталитарное государство выглядит монолитным и твердым, но его твердость может быть обманчивой, подобно хрупкой твердости стекла. Из-за колоссальных внутренних напряжений и слишком жесткого сцепления частей государственного механизма даже незначительные нарушения в одном его звене угрожают целостности всей системы. Отсюда постоянный страх и вызванная этим страхом беспощадная жестокость тоталитарного режима ко всем проявлениям несогласия. Отсюда резкая нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, ибо для тоталитаризма смертельно опасно все, что составляет основу нормальной жизни правового государства.

Самые элементарные в условиях либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, экономики и нравственности, с которыми можно соглашаться или нет, но за которые никого не осуждают и не привлекают к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются как тяжкие политические преступления, угрожающие безопасности государства. Буквально всему тоталитарный режим может придать политическое значение, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельного решения даже таких незначительных вопросов усматривается политический акт – неповиновение системе.

В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, чем машину. Пусть его действия не обладают такой математически выверенной точностью, но благодаря гибкости и подвижности частей он способен не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и регенерировать утраченные или недостающие детали, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям жизни.

Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки "служения" некой глобальной идее. Между этими двумя полюсами находится довольно широкий спектр политических систем, приближающихся к тому или к другому концу ряда, практически никогда не достигая его. История не знает реальных государственных образований, которые были бы совершенно правовыми или совершенно тоталитарными. Но история любого государства есть развитие тенденций, приближающих его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельного человека его сознательное участие в политической жизни определяется способностью видеть эти тенденции и своим действием способствовать или препятствовать их развитию.

существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.



Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.



Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент

Гражданское общество.

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни общества:

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

Власть контроля и репрессий

Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

Где зародился тоталитаризм

Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия - первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

Как распознать тоталитаризм

О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что - нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, личности, право на самоопределение.

4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

По каким признакам можно определить тоталитаризм

Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм - все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

Нерушимая власть

Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

Жестокость управления

Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ - зависимый и ведомый.

Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

Информационная скованность

Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается - обслуживать власть имущих.

Тоталитаризм - режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

Корни тоталитарной политики

Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за дележ территорий.

Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

Волк в овечьей шкуре

Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

Видимый мотив

Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

Близкие схемы правления

Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.