Основания возникновения изменения и прекращения финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в сфере страхования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Введение

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В финансовом праве "финансовая деятельность государства" определяется как базовая юридическая категория (в последнее время равно применяется и понятие "финансовая деятельность государства и муниципальных образований"). Данная категория в современном понимании претерпела определенную эволюцию.

В конце XIX - начале XX века основополагающей категорией науки о финансах и науки финансового права было понятие "финансовое хозяйство" (которое отождествлялось с понятиями "публичное (государственное) хозяйство", "принудительное хозяйство"). "Финансовая наука, - писал В. А. Лебедев, - есть наука: о финансовом хозяйстве. Поэтому в нее и должно входить изучение всего, что понимается под словом "хозяйство". А хозяйство состоит из трех непосредственно связанных между собой операций: приобретения доходов, расходования их и выводов результатов хозяйничания". Именно содержание этой категории и определяло понимание системы финансового права.

Содержание категории "финансовое хозяйство" охватывало не только финансово-правовые институты как структурные элементы системы финансового права - государственный бюджет, налоги и т.д. (существующие и в настоящее время), но и правовой режим доменов - имущество, призванное приносить доход государству (например, государственные леса); регалий - почтовая, монетная, телеграфная; разработки государственных промыслов - горные, соляные и т.д. К предмету финансово-правового регулирования относили и так называемые вещные потребности - казенные подряды и поставки, отношения по поводу которых регулируются в настоящее время нормами гражданского права.

Такое смешение качественно различных категорий можно объяснить тем, что отождествлялись предмет финансовой науки и предмет финансового права вследствие имеющей место "генетической связи финансового права как правовой категории и финансов как экономической категории, обусловленной диалектикой формы и содержания".

Главной целью финансовой деятельности государств на современном этапе является финансовое покрытие публичных затрат на социальные и иные программы, обеспечивающие реализацию коллективных интересов. Эта деятельность призвана обеспечить, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции государства, а практически всех. "Расходы государства как вид финансовой деятельности являются методом осуществления его внутренних экономических, культурно-воспитательных, социальных и внешних функций". Вследствие полифункциональности финансовой деятельности государства Ю. А. Крохина считает актуальным ее деление "по сферам общественных отношений, регулируемых финансовым правом" - бюджетная деятельность, налоговая деятельность, кредитная и т.д.Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права. Развитие финансового права идет бурно в условиях проводящейся в России административной реформы. Регулирование нормами финансового права затрагивает самые различные аспекты экономики страны. Поэтому тема работы является актуальной.

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей развития понятия и правового регулирования финансовых правоотношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

Определить сферу возникновения финансовых правоотношений;

Рассмотреть особенности финансовых правоотношений и их отличия в системе смежных правоотношений;

Раскрыть содержание финансовых правоотношений, а также их виды в структуре финансовых отношений;

Проанализировать правосубъектность участников финансовых правоотношений;

Изучить особенности развития теории и практики применения финансовых правоотношений в России.

Объектом исследования являются финансовые правоотношения. Предмет исследования - особенности проявления финансовых правоотношений в России.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

1.1 Понятия и особенности финансовых правоотношений, основные виды

финансовый правоотношение защита возникновение

Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее -- финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений -- предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.

Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен.

Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия -- это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными -- не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События -- это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и т.д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов органов и органов местного самоуправления, соблюдения сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

1.2 Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

2.1 Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового права, на следующие виды:

· бюджетные правоотношения;

· налоговые правоотношения;

· неналоговые правоотношения;

· финансовые правоотношения в области государственного кредита;

· финансовые правоотношения в области страхования;

· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

· валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

· возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

· между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

· между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

· между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

· между финансовыми органами и гражданами;

· между самими финансово-кредитными органами.

2.2 Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Заключение

Д. В. Винницкий отмечает, что "понятие финансовой деятельности государства: с юридической точки зрения имеет значение лишь в той степени, в какой оно определяется правом как мера дозволенных или предписанных правом действий указанных субъектов, осуществление которой обеспечивается юридическими правами и обязанностями тех лиц, чьих субъективных интересов она может коснуться". Юристы-финансоведы единодушны в том, что финансовые отношения, образующиеся в ходе воздействия государства как субъекта финансовой деятельности на ее объект, не имеют место в качестве фактических общественных отношений, а существуют только в правовой форме как правоотношения.

Таким образом, важнейшим средством финансовой деятельности государства служат правовые нормы. Основной массив действий и операций, составляющих содержание финансовой деятельности, осуществляется с помощью правовых норм. Прежде всего, это объясняется тем, что право - уникальное средство, позволяющее государству донести свою волю до неограниченного круга субъектов.

Список использованной литературы

2. Воронова Л.К., Мартьянов Н.В. Советское финансовое право. - Киев: Вища школа, 1983.

3. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. М., 1996.

4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: Норма, 2001.

5. Карасева М.В. Финансовое право - политически "напряженная" отрасль права // Государство и право. 2001. N 8.

6. Коган М.Л. Хозяйственная реформа и финансовое право. М.: Знание, 1988.

7. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2001.

8.Казанцев Н.М. Модальная логика стратегии глобализации // Экономическая теория на пороге XXI века-7: Глобальная экономика / Под ред. Ю.М. Осипова, С.Н. Бабурина, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. М.: Юристъ, 2003.

9. Казанцев Н.М. Отношения государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М.: РАГС, 1997.

10. Казанцев Н.М. Семантические критерии и преткновения административного реформирования // Информационные проблемы в сфере административной реформы. Институт государства и права РАН. М., 2005. С

11. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

12. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Механизм возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, система финансового права. Определение финансовых правоотношений, общие условия их возникновения. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы; гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений. Актуальные проблемы правоотношений в налоговой, финансовой и бюджетной сферах. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений, их возникновение, изменение и прекращение.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Виды финансовых правоотношений: бюджетные, налоговые правоотношения, отношения по страхованию, валютные правоотношения, правоотношения в области банковской деятельности. Нормы финансового права.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2008

    Особенности финансовых и налоговых правоотношений, их содержание и развитие, условия возникновения и изменения. Определение сущности правоотношений по формированию бюджетов, развитие межбюджетных отношений. Основные субъекты налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Понятие и основные элементы гражданских правоотношений. Характеристика структуры гражданского правоотношений. Особенности общественных отношений, связанных с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

    реферат , добавлен 21.02.2014

    Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Особенности, субъекты и объекты гражданских правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные, вещные и обязательственные, правоотношения имущественного и неимущественного характера.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Отношения в сфере финансовой деятельности государства являются предметом регулирования финансового права. Будучи урегулированы нормами финансового права, отношения в сфере финансовой деятельности государства приобретают характер финансовых правоотношений.

Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосуществима. Этот посыл подтверждается тем, что только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Имея несомненное сходство с другими правоотношениями, финансовые четко выделяются из общей массы благодаря своим отличительным чертам, основная из которых проявляется в том, что финансовые отношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которая, в свою очередь, так или иначе связана с нормотворчеством.

Итак, финансовые правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений.

Во-первых, возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства.

Во-вторых, правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение.

В-третьих, является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов.

В-четвертых, финансово-правовое отношение всегда по своей сути экономическое отношение.

В-пятых, финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные или процессуальные (процедурные) правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • - погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • - выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • - использование выданных бюджетных ассигнований;
  • - осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • - прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Проблемы уяснения организационной характеристики финансовых отношений в современных условиях приобретают все большую значимость в науке финансового права.

С.В. Запольский: «Важное… место занимают в предмете финансового права денежные, но не имущественные (неденежные) финансовые отношения. Речь идет о налоговом процессе, бухгалтерском учете, финансовом контроле, валютном регулировании. Если исходить из традиционного понимания предмета финансового права («фондовой теории»), то данным институтам места в системе финансового права действительно не находится… Неимущественные и неденежные правоотношения должны рассматриваться как входящие в предмет финансового права вследствие их неотъемлемости от механизма правового регулирования имущественных денежных отношений».

Пожалуй, что традиционно объединяет многих финансоведов - это указание на организационную составляющую общественных отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования.

Традиция раскрывать общественные отношения, охватываемые предметом финансово-правового регулирования через организационные характеристики, так называемый организационный элемент финансовых отношений, сложился еще в советский период.

В частности, М.И. Пискотин исходил из того, что все финансовые, в том числе бюджетные, правоотношения есть сугубо организационные, подчеркивая тем самым их властную управленческую природу.

Ряд исследователей изучали природу финансовых отношений через динамику имущественной и организационной характеристик этих отношений.

Например, Р.О. Халфина называла характерной чертой финансовых отношений наличие как имущественного, так и организационного элементов. При этом она подчеркивала, что соотношение этих элементов в различных отношениях не всегда одинаково. В некоторых налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует, что фактически вытесняет имущественный.

Немалое влияние на формирование воззрений по поводу проблематики организационной составляющей в предмете отечественного финансового права сыграла цивилистическая полемика относительно дифференциации имущественных и организационных отношений. Наибольший вклад в развитие концепции по разграничению имущественных и организационных отношений внес С.Н. Братусь.

Он определял финансовые отношения как властно-организационные и вместе с тем имущественные. С.Н. Братусь достаточно убедительно доказывал, что организационная деятельность государства - это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений, существующих и складывающихся наряду с целым комплексом иных социальных связей.

Все эти подходы в целом восприняты наукой финансового права и в современный период. В этом ключе представляет большой интерес точка зрения Е.Ю. Грачевой: «…организационные финансовые отношения есть такого рода общественные связи, которые возникают в процессе управления финансами с целью упорядочения и координации совместной деятельности людей по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию денежных фондов для достижения целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями на данном этапе развития общества». Д.В. Винницкий определяет организационные отношения как «общественные связи, возникающие между индивидуумами, их объединениями и публично-территориальными образованиями, направленные на согласование публичных и частных интересов и возникающие в связи с решением общественных (публичных) задач (то есть задач, имеющих значение для неограниченного круга лиц)». Подобные трактовки понятий организационного отношения и финансового организационного отношения вносят немалый вклад в развитие науки финансового права.

Несколько иной подход к определению организационных отношений в рамках предмета финансового права имеет Э.Д. Соколова. «Предметом финансового права, - пишет Э.Д. Соколова, - являются денежные, а также организационные и иные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их целей и задач». При этом автором высказано мнение о вхождении в предмет финансового права и тех общественных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности. Она отмечает невозможность «использования понятий «управление», «управленческие отношения» для характеристики финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку ее осуществляют не только органы исполнительной власти, но и законодательной и судебной власти. При осуществлении финансовой деятельности… возникают не управленческие, а организационные отношения, без которых… ни налог, ни пошлина сами по себе не поступают в соответствующие фонды».

Не во всем можно согласиться с Э.Д. Соколовой. Конструкция организационных отношений не есть исключительная характеристика сферы деятельности органов исполнительной власти. Так, скажем, ключевым участником процесса по принятию закона о публичном бюджете является законотворческий орган. Поэтому «разводить» организационные и управленческие отношения по субъектному составу вряд ли имеет смысл.

Пожалуй, наиболее важное значение организационной характеристики общественных отношений, охватываемых предметом финансового права, придает Е.М. Ашмарина. Она исходит из того, что предметом финансового права охватываются организационные финансовые отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Указанный финансовед акцентирует внимание на том, что «финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития».

Е.М. Ашмарина утверждает: «Учитывая то, что содержание категории «финансовая деятельность государства» с учетом современных реалий объективно требует расширения, следует обратить внимание на то, что это влечет за собой увеличение круга организационных финансовых общественных отношений, подлежащих урегулированию нормами финансового права» и выделяет три группы организационных общественных финансовых отношений:

  • - «отношения по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
  • - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
  • - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных частных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития». «Эти отношения, - пишет автор, - складываются в процессе финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер».

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством финансовой деятельности в целях образования, распреде­ления и использования денежных средств и их фондов, необходимых для решения задач, определяемых финансо­вой политикой государства.

Виды финансовых правоотношений:

1) В зависимости от функций финансовой деятельно­сти - отношения, возникающие:

В ходе мобилизации денежных средств;

В ходе распределения денежных средств;

В ходе использования денежных средств;

В ходе контроля за движением денежных средств;

В связи с денежной эмиссией. -

2) В зависимости от субъектного состава - отноше­ния, возникающие:

С одной стороны, между органами, осуществляю­щими финансовую деятельность государства, а с другой -между организациями и физическими лицами;

Между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства.

3) В зависимости от деления на финансово-правовые институты - отношения:

Бюджетные;

Налоговые;

Неналоговые;

По государственному долгу;

По сметно-бюджетному финансированию;

По государственному внебюджетному финансированию;

По бюджетным кредитам;

По государственному страхованию и др. Основанием возникновения, изменения и прекращения

финансовых правоотношений, как и любых других правоот­ношений, является юридический факт, т. е. действие или событие, предусмотренное финансово-правовой нормой.

Возникновение финансовых правоотношений основано, как правило, на таких юридических фактах, как право­мерные действия в форме индивидуальных актов, выра­жающих властное веление государства или уполномочен­ного органа (например, извещение финансового органа об уплате налога). В качестве основания могут выступать такие события, как достижение определенного возраста, рождение ребенка и т. д.

Изменение финансовых правоотношений также связано с действиями и событиями. Например, для физических лиц - уменьшение или увеличение дохода, приобретение имуще­ства определенного вида, изменение семейного положения и т. д., для организации - увеличение прибыли, временное отсутствие средств - для получения ссуды банка-и т. д.

Прекращение финансовых правоотношений связано обыч­но с погашением финансовых обязательств. Например, вне­сение платежа или налога в бюджет в ряде случаев связано с освобождением от налога в установленном законом порядке. Иногда - с определенным событием. Например, достиже­ние физическим лицом определенного возраста для призыва в армию или смерть гражданина, которые могут повлечь пре­кращение налогового отношения.

3.3. Субъекты финансовых правоотношений: понятие и виды

Финансовое правоотношение представляет собой юри­дическую связь между участниками урегулированного фи­нансовым правом отношения, выражающуюся в наличии у них взаимных субъективных прав и обязанностей (либо только права и соответствующей ему обязанности).

Субъекты финансовых правоотношений:

Республика Беларусь;

Административно-территориальные единицы;

Органы государственной власти и управления общей компетенции;

Специализированные органы управления финансо­вой системой государства;

Финансовые органы (в широком смысле);

Юридические лица;

Физические лица.

Финансовые органы (в широком смысле) - это юридиче­ские лица, специализирующиеся на выполнении различных финансовых операций. К ним относятся как государствен­ные: областные финансовые управления, рай(гор)финотде-лы исполкомов, администраций районов в городе, территори­альные налоговые органы, так и негосударственные кредит­ные учреждения, финансовые компании и некоторые другие.

Возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства , не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Например, рождение у гражданина ребенка , достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий . Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.

Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию , в связи с призывом в армию и т.д. Рассмотрев в данной главе понятия , основные особенности финансово-правовых отношений, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений можно переходить к изучению классификации финансовых правоотношений.