Основания признания юридического лица несостоятельным банкротом. Несостоятельность юридических лиц Банкротом могут быть юридические лица за исключением

Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства

С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.

Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.

Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:

  • наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
  • финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
  • внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
  • конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
  • мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.

Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде

Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов - не менее 3-х месяцев.

Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.

После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений - в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.

В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:

  • о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
  • об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
  • о введении и назначении конкурсного управляющего;
  • о прекращении судебного производства о банкротстве организации.

Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.

В том случае, если у него не имеется денежных средств - публикация осуществляется за счет кредиторов.

На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Процедура наблюдения, понятие и сущность

Процедура наблюдения вводится на самом начальном этапе банкротства - как только в арбитражный суд поступило письменное заявление о признании несостоятельности юридического лица. Длительность данной процедуры составляет 3 месяца.

Начало процедуры наблюдения несет за собой введение определенных изменений. С этого момента кредиторы не должны обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Теперь все требования должны предъявляться временному управляющему в письменном виде. Они могут быть предъявлены в течение одного месяца.

Если кредитор пропустил установленный срок и не предъявил официальных требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.

В этот момент происходит приостановление исполнения документов по судебным решениям о взысканиях задолженностей по заработной плате, по авторским договорам, по алиментам и т.д.

В тех случаях, когда в арбитражном суде будет вынесено решение об отказе в признании юридического лица банкротом, процедура исполнения указанных документов вновь начнется с данного момента.

Временный управляющий всегда должен представлять собой физическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией и знаниями, которое не обладает заинтересованностью в конечном результате дела о признании экономической несостоятельности.

Заключительным этапом процедуры наблюдения становится принятие решения арбитражным судом после проведения первого собрания кредиторов.

Данное решение может заключаться либо в признании должника банкротом и дальнейшем открытии конкурсного производства, либо в введении внешнего управления. Также здесь может быть заключено и мировое соглашение между сторонами.

Порядок и цели процедур финансового оздоровления и внешнего управления

Юридическая процедура банкротства предприятия включает в себя такие этапы и виды, как внешнее управление и финансовое оздоровление.

Сущность и цель внешнего управления заключаются в восстановлении экономической несостоятельности должника, насколько это представляется возможным. При этом происходит передача полномочий по управлению делами организации временному управляющему.

Решение о введении данной процедуры, как правило, выносится после первого собрания кредиторов и по окончанию процедуры наблюдения.

Основными последствиями этой процедуры можно назвать отстранение руководителя-должника от всех текущих дел. Вместе с этим полномочия прекращаются и у органов управления имуществом должника. В течение трех дней руководители обязаны передать всю необходимую документацию и информацию.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства представляет собой определенные действия, цель и сущность которых направлены на восстановление платёжеспособности должника и поправке текущего финансового положения организации.

Инициатива проведения данной процедуры может исходить от унитарного предприятия, являющегося собственником имущества должника, учредителей, либо третьих лиц.

Определение о введении процедуры оздоровления выносит арбитражный суд, одновременно назначая административного управляющего. В судебном определении обязательно указывается срок, в течение которого проводится данная процедура.

Административный управляющий должен составить план оздоровления, в котором указывается его сущность и дополнительные особенности данного дела об экономической несостоятельности.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно по причине определенных обстоятельств, например, из-за неоднократных нарушений графика удовлетворения требований кредиторов.

Процедура конкурсного производства и мировое соглашение

Конкурсное производство является неотъемлемой процедурой банкротства. Суть конкурсного производства заключается в удовлетворении требований кредиторов, после того, как лицо окончательно было признано банкротом.

Важные особенности конкурсного производства заключаются в том, что оно должно быть проведено в определенный срок - 1 год основой и 6 месяцев дополнительный. В случае необходимости конкурсное производство может быть продлено по судебному решению.

Такая важная процедура как конкурсное производство, должна быть начата сразу же после завершения рассмотрения судебного дела и признания лица банкротом. Конкурсное производство содержит определенный порядок по выплатам денежных средств кредиторам, например, установленную очередность.

При рассмотрении судебного дела о несостоятельности, стороны всегда имеют возможность заключить мировое соглашение при банкротстве, путем установления взаимных уступок. Природа мирового соглашения направлена, прежде всего, на досрочное урегулирование финансового конфликта.

Мировое соглашение всегда является взаимным решением сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на общем собрании кредиторов, при рассмотрении судебного дела.

Помимо должника и кредитора, оно может содержать и данные о третьих лицах, например, о поручителях.

Вопросы, касающиеся несостоятельности предприятий и организаций, являются весьма актуальными, если учесть современные условия. Неустойчивость экономики, финансовый кризис, завышение налогов и другие негативные обстоятельства создают непростую атмосферу, в которой владельцам малого и среднего бизнеса становится сложно не только развиваться, но и оставаться на плаву. Банкротство юр. лиц и основные этапы прохождения этой процедуры - тема данной статьи.

Понятие

Несостоятельным исключительно по решению арбитражного суда. А решению этому предшествует долгий и трудоемкий процесс. Банкротство юр. лиц - это совокупность процедур, после прохождения которых подтверждается неспособность организаций удовлетворять требованиям кредиторов и исполнять обязанности по основным платежам. Для подачи заявления в соответствующие инстанции должник должен соответствовать некоторым требованиям. Так, например, для осуществления процедуры задолженность организации должна не погашаться в течение последних трех месяцев.

Процедура банкротства может быть инициирована самостоятельно самой организацией. А в некоторых случаях, согласно ст.9 ФЗ-№127, положить начало этому процессу должно именно должностное лицо, представляющее интересы предприятия.

Предпосылки

Какие факторы приводят к тому, что банкротство юр. лиц становится единственным возможным выходом из непростой ситуации? Сегодня количество разорившихся предприятий и организаций беспрерывно растет. Вместе с ним увеличиваются и неплатежи в бюджет, и задолженности по обязательствам перед прочими организациями. В такой обстановке стали довольно частыми правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Нередко процедура банкротства юр. лица осуществляется по инициативе налоговых органов. Подобная ситуация складывается потому, что предприятия-должники не заявляют о своей несостоятельности, а кредиторы не имеют возможности получить сведения о платежеспособности этих организаций.

Признаки

Процедура банкротства юр. лица контролируется Федеральным законом. В ст. 65 ГК РФ определено, что организация может быть признана несостоятельной лишь в том случае, если она не является казенным предприятием, учреждением, религиозным объединением или политической партией. Признаки банкротства юр. лица - это неспособность компании осуществлять обязательные платежи и удовлетворять требования кредиторов.

Если должник намерен самостоятельно обратиться в суд, он должен отвечать некоторым критериям. Основной из них - определенная сумма задолженности. Только без осуществления в установленный период времени обязательных платежей начинаются процедуры, результатом которых становится банкротство юр. лиц. Сумма долга перед кредиторами должна при этом составлять не менее 100 тысяч рублей. Несомненно, это обязательство подтверждается в арбитражном суде.

С чего начинается процедура?

Юр. лиц - документ, с которым должны быть ознакомлены все участники процесса без исключения. В нормативной базе постоянно происходят обновления, и потому необходимо использовать последнюю редакцию, включающую в себя все изменения и дополнения.

Несостоятельность (банкротство) юр. лиц - это итог сложной длительной процедуры, которая имеет множество нюансов. Человеку, не имеющему юридического образования и опыта в этой сфере, довольно сложно пройти все этапы и собрать самостоятельно полный пакет документов. Большинство владельцев организаций в подобных случаях обращаются к специалистам, услуги которых, впрочем, стоят довольно дорого.

Чтобы иметь представление о том, как выглядит порядок банкротства юр. лица, следует выделить его основные этапы.

Заявление

Как подать на банкротство юр. лица? Начальный этап в этой процедуре - составление заявления. Его в суд может подать как сам должник, так и кредитор. Рассмотрим ситуацию, в которой владелец бизнеса, ощущая неплатежеспособность своей компании, сам выступает в роли инициатора этого процесса.

Добровольное банкротство юр. лиц - это процедура, при которой физическое лицо, представляющее интересы организации, подает самостоятельно заявление в арбитражный суд. Этот документ в обязательном порядке должен быть подписан учредителем, который имеет на это право согласно уставу. В большинстве случаев им и является владелец организации.

Для того чтобы избежать временных проволочек, составление заявление следует доверить специалисту. В этом случае документ будет составлен правильно, в соответствии со всеми нормами. Процедура займет не так много времени, в чем заинтересован не только сам владелец предприятия, но и его кредиторы.

Заявление о банкротстве юр. лица должно иметь установленную форму и обладать следующими данными:

  • наименованием арбитражного суда;
  • суммой платежей, на которые претендуют кредиторы в соответствии с финансовыми обязательствами должника;
  • размером общей задолженности:
  • сведениями об основании невозможности выполнить все требования;
  • сведениями о документах, предъявляемых для списания долга со всех счетов юридического лица;
  • сведениями из других кредитных учреждений (при наличии);
  • указанием вознаграждения арбитражного управляющего.

Что касается арбитражного управляющего, то его вознаграждение затрагивает интересы всех участников процесса. Эта сумма выплачивается из имущества должника, согласно общему правилу. А потому чем больше вознаграждение, тем меньше средств уходит на удовлетворение кредиторских требований. А также и на выплаты всем участникам организации.

Наблюдение

Первая стадия банкротства продолжается до семи месяцев. За это время производится финансовая оценка «проблемного» субъекта, проводится первое собрание кредиторов и составляется реестр неплатежеспособной организации.

Несостоятельность (банкротство) юр. лиц признается на основании сведений, которые предоставляют специалисты после наблюдения за работой предприятия на разных этапах проведения процедуры. На начальной стадии организация не прекращает своей деятельности. Сотрудники продолжают выполнять свои обязанности. Но появляются определенные ограничения в работе органов управления. Запрещается производить следующие действия:

  • реорганизовывать предприятие;
  • создавать юридическое лицо;
  • учреждать филиалы и представительства.

Уполномоченное лицо, которое контролирует деятельность должника на этой стадии, называется временным управляющим. Этот специалист составляет отчет о финансовой ситуации в предприятии и подает его в арбитражный суд.

Стоит сказать, что процедура банкротства нередко используется в качестве способа уйти от своих обязательств. Действие это является противоправным. Кроме того, за преднамеренное банкротство в Уголовном и Административном кодексах предусмотрена ответственность.

Важным этапом в процедуре наблюдения является первое собрание кредиторов. На нем решается дальнейший ход процедуры и рассматривается возможность заключить мировое соглашение.

Банкротство юр. лиц - это долгий процесс, который помимо наблюдения состоит из внешнего оздоровления и конкурсного производства. Первые две процедуры являются альтернативой третьей. Они ориентированы на восстановление платежеспособности организации, в то время как конкурсное производство приводит исключительно к ликвидации предприятия.

Финансовое оздоровление

Во время этой процедуры судом утверждается план погашения задолженности. Расчитан он на период до двух лет. Но если по истечении установленного срока ситуация не меняется и требования все еще не удовлетворены, собранием кредиторов составляется обращение с ходатайством в арбитражный суд.

Сведения о банкротстве юр. лиц рассматриваются и проверяются неоднократно. После прохождения такой анализ имеет решающий характер, поскольку следующим этапом в процессе может стать как внешнее управление, так и конкурсное производство.

Внешнее управление

Деятельность организации на этой стадии существенно отличается от работы предприятия на предыдущем этапе процедуры банкротства. Генеральный директор и прочие органы управления отстраняются от дел, и их обязанности выполняет внешний управляющий. Положительным моментом в этот период является то, что на удовлетворение требований всех кредиторов устанавливается мораторий. Задолженность, которая возникла до прихода внешнего управляющего, не выплачивается, а это дает возможность предприятию восстановить свое финансовое благополучие.

Все стадии банкротства юр. лица имеют свои особенности и нюансы. Каждая из них направлена на достижение каких-либо целей. В рамках внешнего управления составляется план, который формирует основные меры устранения несостоятельности. Добиться этого могут с помощью различных действий.

Восстанавливают неплатежеспособность компании с помощью следующих мероприятий:

  • закрытия убыточных производств;
  • продажи имущества должника;
  • перепрофилирования деятельности предприятия.

Срок внешнего управления - восемнадцать месяцев. В отдельных случаях по решению суда этот период может продолжаться дольше.

Конкурсное производство

Эта стадия является завершающей. В случае если проведение вышеописанных процедур не дало результатов, а задолженность перед кредиторами погасить не удалось, вводится конкурсное производство. С этого момента предприятие уже считается банкротом.

Целью этой процедуры является ликвидация организации и последующая реализация ее имущества. Руководит процессом на этом этапе конкурсный управляющий. Срок этой процедуры - шесть месяцев. Основной функцией конкурсного управляющего является подробная инвентаризация и оценка всего имущества организации-банкрота.

Специалист также составляет отчет. В нем отображена то есть имущество должника в полном объеме. На основании этого отчета и после удовлетворения требований (насколько это возможно, исходя из финансового положения разорившегося предприятия) судом выносится решение о прекращении конкурсного производства - последней стадии банкротства. Затем конкурсный управляющий отправляет полученные сведения в государственные органы, где и фиксируется факт о ликвидации юридического лица. Запись вносится в единый государственный реестр.

Закон о банкротстве юр. лиц призван улучшить финансовое положение на предприятии. Его целью не является ликвидация организации. Конкурсное производство - это, как правило, крайняя мера. Взыскание задолженности с помощью этой процедуры не всегда приводит к результатам, которые могли бы удовлетворить кредиторов.

Законодательство предусмотрело несколько сценариев развития процедуры банкротства. В лучшем случае это может быть «финансовая реабилитация». В худшем - уголовная ответственность учредителя. Но все же во многих случаях этот процесс способствует улучшению деятельности организации. После прохождения длительной и непростой антикризисной процедуры должник получает возможность расплатиться со своими кредиторами и выполнить все обязательства. Но если платежеспособность восстановить невозможно, закон находится на стороне кредиторов, чьи требования будут удовлетворены путем ликвидации организации. Если не в полном объеме, то, по крайней мере, частично. Процедура, несомненно, способна облегчить участь и собственника, и директора компании. Владельцам организации, деятельность которой оказалась в затруднительной ситуации, закон предоставляет возможность избавиться от пожизненной выплаты долгов, пройдя банкротство юр. лиц.

Последствия

После завершения всех процедур передаются в архив. Должник перестает существовать, а вместе с ним прекращают свое существование и его долги. Нередко спасительным средством для предприятия является именно банкротство юр. лица с кредитами. Последствия такой процедуры, однако, не всегда оказывают положительное влияние на дальнейшую судьбу генерального директора. Хотя в большинстве случаев после прохождения всех процедур он ничего не теряет и к дополнительным капиталовложениям его принудить не может даже суд, все же случаются исключения и из этого правила.

Правоохранительные органы могут установить причинно-следственную связь между несостоятельностью организации и действиями учредителя, которая укажет на фиктивное или преднамеренное банкротство. В этом случае убытки пострадавших, а именно кредиторов, придется возмещать виновнику за счет своего личного имущества. Данный механизм может быть реализован только в силу приговора суда. Генеральный директор отвечает собственным имуществом лишь при установлении факта, который свидетельствует о совершении преступления экономического характера.

Уголовная ответственность

Как уже было сказано, фиктивное или преднамеренное банкротство может повлечь за собой весьма неприятные последствия. Возбудить уголовное дело по факту совершения подобных преступлений правоохранительные органы могут на основе заявления кредитора, наблюдателя, конкурсного управляющего, внешнего управляющего или другого заинтересованного лица.

Ограничение в правах

То, что организация была признана несостоятельной, никак не может отразиться на ее учредителях. Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью, создавать новые предприятия и фирмы, реализовывать различные коммерческие проекты.

Но в отношении генерального директора или бухгалтера предпринимаются строгие меры. При обнаружении в ходе серьезных нарушений могут быть возбуждены судебные процессы. Результатом может стать лишение прав на ведение той или иной деятельности.

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 Закона №127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Постановление ВАС №29.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Обратите внимание!

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации -должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь».

Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

· первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кре диторов (статья 4 Закона №127-ФЗ);

· вторая группа платежей включает в себя текущие платежи, которыми являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 5 Закона №127-ФЗ).

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 4 Закона №127-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №127-ФЗ требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Как показывает арбитражная практика,в деле о банкротстве должника судом могут быть рассмотрены и установлены только денежные требования кредиторов.

Применительно к пункту 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ под имущественным требованием в силу статьи 4 названного Закона следует понимать денежное обязательство как обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому требование кредитора о передаче принадлежащего ему имущества в натуре должником, в отношении которого введена процедура банкротства, может быть заявлено в общем порядке, вне рамок процесса о банкротстве.

Требования кредитора, обеспеченные залогом, могут быть отнесены к требованиям, рассматриваемым в рамках процедуры банкротства в том случае, если залогом обеспечено денежное требование к самому должнику. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 25 апреля 2005 по делу №А-05-6216/04-16; Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа от 13 октября 2005 по делу №Ф08-4845/2005).

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №127-ФЗ установлено, что подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют право:

Ø уполномоченные органы;

Ø конкурсный кредитор;

Ø сам должник.

Напоминаем, что под уполномоченными органами в целях Закона №127-ФЗ (статья 2) понимаются:

«федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С момента образования Федеральной налоговой службы (Постановление Правительства №506) таким уполномоченным органом выступает ФНС Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время именно ФНС в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению ФНС по денежным обязательствам арбитражный суд принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.

А требования налоговых органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание, если они подтверждены решением самого налогового органа о взыскании имущества должника.

Причем, право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия, такого решения.

Для справки:

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

Если у юридического лица имеется задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

«Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления» НК РФ).

«В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм».

Обратите внимание!

«Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» НК РФ).

В случае неисполнения должником требований налоговые органы не ранее чем через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с момента получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Россией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимают решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Причем заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Правда в том случае, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что взыскивает со своих должников дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом и график погашения своей задолженности перед государством, то налоговый орган обязан отложить подачу заявления в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Если должник обжалует требование налоговых органов об уплате налогов, то это не влечет за собой безусловной приостановки процедуры банкротства, хотя налоговый орган может приостановить передачу заявления в арбитражный суд, на срок до рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация - должник задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

Ø уполномоченные органы;

Ø учредители (участники) должника;

Ø граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

Ø лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Для возбуждения дела о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель кредитора его подписывает. Если заявление подписывает уполномоченный представитель, необходимо приложить .

Порядок подачи конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом определен статьей 39 Закона №127-ФЗ.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор должен указать:

Ø наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;

Ø размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

Ø обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок его исполнения;

Ø вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;

Ø доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

Ø наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

Ø размер вознаграждения арбитражного управляющего;

Ø перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Обратите внимание!

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве, кроме того, конкурсный кредитор имеет право указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику (пункт 3 статьи 39 Закона №127-ФЗ).

Напомним, что под руководителем должника согласно статье 2 Закона №127-ФЗ понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с данным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:

Ø удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Ø органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Ø в иных предусмотренных Законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (статья 9 Закона №127-ФЗ).

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник прилагает документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 38 Закона №127-ФЗ установлено, что к заявлению должника прилагаются подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

Ø учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Ø список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товар­но-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к раз­витию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоров­ления экономики страны. Необходимо было срочно разработать ме­ханизм законодательного регулирования несостоятельности (банк­ротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В на­стоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособ­ность должника удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обя­зательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не спо­собные удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза­тельствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюд­жетные фонды).

Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несосто­ятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юри­дических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда

Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обра­щено судом взыскание.

В общую сумму задолженности включаются лишь суммы дол­га за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обяза­тельным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежа­щие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также фи­нансовые (экономические) санкции.

Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспор­ным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на мо­мент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.


Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено толь­ко арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.

Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации" и официальном издании го­сударственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению.

При подаче в арбитражный суд заявления о признании долж­ника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о бан­кротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридичес­кие лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предприни­мателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкрот­стве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности ис­полнения денежных обязательств перед другими кредиторами, орга­нами управления должника или собственником его имущества (уни­тарного предприятия).

Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу на­личия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это вле­чет обязанность должника возместить ущерб, причиненный пода­чей такого заявления в арбитражный суд.

Преднамеренным считается банкротство должника, происшед­шее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на уч­редителей (участников) должника, в случае недостаточности иму­щества должника, может быть возложена субсидиарная (дополни­тельная) ответственность по его обязательствам.

Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным су­дом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обра­щаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.

В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопро­сов введения, продления, прекращения внешнего управления, зак­лючения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кре­диторов.

Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требо­вания которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурс­ных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.

Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представ­ления информации о финансовом состоянии должника, ходе внеш­него управления и конкурсного производства; в случаях, предусмот­ренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляю­щего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).

Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществля­ющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (вре­менный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специаль­ными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отно­шении должника и кредиторов.

Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризис­ного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на ос­новании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицен­зию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кан­дидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющи­ми не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.

На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анали­зом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выпол­нения обязанностей арбитражному управляющему предоставляют­ся определенные законом права. Так, заявления арбитражных уп­равляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсно­го производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По ре­зультатам рассмотрения заявлений выносятся определения.

За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утвержда­емое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, мо­жет явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.

Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкрот­ства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.

Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о приня­тия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполни­телю по месту нахождения должника.

Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжа­ется в полном объеме. Однако затруднительное положение должни­ка предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.

Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности ак­тивов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возмож­ности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела дол­жника.

Выполняя названные задачи, временный управляющий, выяв­ляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кре­диторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий со­зывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.

Принятые собранием кредиторов решения временный управ­ляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соот­ветствующего решения арбитражного суда по существу рассматри­ваемого дела заканчивается наблюдение.

Внешнее управление является еще одной процедурой банкрот­ства, которая применяется к должнику при наличии реальной воз­можности восстановления его платежеспособности с передачей пол­номочий по управлению должником внешнему управляющему. Вне­шний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управле­ния вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и предста­вить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управ­ления, в котором предусматриваются меры по восстановлению пла­тежеспособности должника.

Важнейшими обязанностями временного управляющего явля­ются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприя­тиях.

На период внешнего управления вводится мораторий на удов­летворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются зара­ботная плата и иное вознаграждение работникам организации-дол­жника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.

Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, прода­жа предприятия (бизнеса) должника и др.

В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний уп­равляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кре­диторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстано­вило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управля­ющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Ут­верждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о бан­кротстве.

При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управля­ющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о при­знании должника банкротом и об открытии конкурсного производ­ства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управле­ние не дало желаемого результата - восстановление платежеспо­собности должника.

Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом ре­шения о признании должника банкротом влечет открытие конкур­сного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.

Открытие конкурсного производства означает, что срок испол­нения всех денежных обязательств должника считается наступив­шим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должни­ку предъявляются только в рамках конкурсного производства.

Главной задачей конкурсного производства являются аккуму­лирование имущества должника и формирование конкурсной мас­сы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные за­логом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - кон­курсных кредиторов в размере основной задолженности и процен­тов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, не­устоек, финансовых санкций.

Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связан­ные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, пла­тежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.

При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвента­ризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступа­ет к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кре­диторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управ­ляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на ос­новании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требо­вания должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответ­ствии с реестром требований кредиторов, причем требования каж­дой очереди удовлетворяются после полного выполнения требова­ний предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносят­ся сведения о погашении требований кредиторов.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недо­статочности имущества должника, считаются погашенными. Пога­шенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбит­ражный суд либо такие требования признаны судом необоснован­ными.

Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкур­сного производства, имеют право требования к третьим лицам, по­лучившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.

При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанно­стей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требова­ний кредиторов и документов, подтверждающих продажу имуще­ства и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитраж­ного суда о завершении конкурсного производства конкурсный уп­равляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полно­мочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное про­изводство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятель­ности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегу­лирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения ар­битражным судом дела о банкротстве.

От имени должника решение о заключении мирового соглаше­ния принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководи­тель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.

Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурс­ных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует боль­шинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и мо­жет содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.

Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу ми­рового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях от­сутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахожде­ния заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами незави­симо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имуще­ства, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.

Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены осо­бенности банкротства отдельных категорий должников-юридичес­ких лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяй­ственных, страховых организациях, банках, профессиональных уча­стниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индиви­дуальных предпринимателей.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствую­щего населенного пункта. При банкротстве таких организаций воз­можны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предус­матривает участие в таких делах органа местного самоуправления.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юри­дические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от об­щей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.

В отношении банкротства банков и иных кредитных органи­заций действует специальный федеральный закон. Предваритель­но вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзы­вает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспо­собного банка, и только после этого судом возбуждается дело.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ - отменен с 01.01.2015).