Организация контроля за состоянием охраны труда на предприятии. О положении о ступенчатом контроле за соблюдением требований охраны труда в организации Уровни контроля охраны труда

Каждое предприятие должно соблюдать требования по охране труда. Это приоритетное направление развития каждого уважающего себя и свой бизнес предпринимателя. Поэтому в обязанности каждого работодателя входит обеспечение максимально безопасных условий труда каждому работнику.

Трехступенчатый контроль состояния охраны труда

Один из методов обеспечения безопасности труда на предприятиях является трехступенчатый контроль. Это такая система мониторинга, которая состоит из трёх ступеней. Она позволяет вести наблюдение за тем, как осуществляется контроль над соблюдением техники безопасности на предприятии в целом и на конкретно взятом рабочем месте.

В российском законодательстве не прописана обязанность каждого работодателя проводить именно трехступенчатый контроль по охране труда. Но ввести такие мероприятия можно:

  • по рекомендации контролирующего органа, в полномочия которого входит дача таких рекомендаций;
  • на основании распоряжения руководителя конкретного предприятия.

Если будет принято решение применять именно такую систему, необходимо издать соответствующий локальный акт, который и будет являться нормативным регулятором.

Применение трехступенчатой системы позволяет реализовать следующие цели и определённые задачи. В частности:

  • соблюдение надлежащим образом всех норм трудового законодательства;
  • обеспечение дополнительной безопасности производственных мощностей на предприятии, а также всего оборудования, агрегатов и прочего, включая технологический процесс;
  • содержание всей территории, на которой располагается не только офисное здание, но и прочие объекты предприятия, в надлежащем состоянии;
  • повышение трудовой грамотности сотрудников в целом и каждого в отдельности;
  • соблюдение норм по санитарии и гигиене;
  • осуществление лечебно-профилактического лечения работников.

Для того чтобы внедрить на конкретном предприятии трехступенчатую систему, необходимо подготовить нормативную документацию. Таковой будет являться соответствующее положение и приказ по предприятию. Но сначала необходимо оповестить всех сотрудников. Можно созвать коллективное собрание или провести оповещение иным способом. Например, провести рассылку по электронной почте.

Чтобы каждая ступень взаимодействовала с другой, необходимо установить ответственных лиц. В частности:

  • за внедрение 1 ступени ответственны будут руководители работ. Это может быть прораб, бригадир, начальник смены, прочие;
  • ответственным за внедрение 2 ступени будет руководитель структурного подразделения. Например, начальник отдела/ департамента, цеха, прочие;
  • ответственным за внедрение 3 ступени будет комиссия по охране труда, которая работает на конкретном предприятии.

Руководит этой комиссией прямой руководитель или его прямой заместитель.

Журнал трехступенчатого контроля по охране труда

Чтобы внедрить на предприятии трехступенчатую систему контроля по охране труда, необходимо подготовить нормативную документацию, в которую входит:

  • приказ по предприятию о внедрении данной системы;
  • журнал 1 и 2 ступеней;
  • соответствующее положение;
  • акт о результатах проверки комиссией на 3 ступени.

Журнал необходимо правильно заполнить. Для этого нужно указать в нём следующие сведения:

  • дату проведения проверки;
  • подробное описание нарушений, если они будут выявлены;
  • конкретные сроки ликвидации обнаруженных нарушений;
  • ФИО всех проверяющих, а также их подписи.

При заполнении журнала можно ориентироваться на образец:

При необходимости можно делать примечания в отдельной графе.

Нормативные документы по трехступенчатому контролю охраны труда

Приказ по предприятию издаётся в свободной форме. Но чтобы он получил свою юридическую силу, он должен содержать в себе конкретную информацию. Если у фирмы разработаны фирменные бланки, то издать приказ нужно на одном из них. На них уже даны основные сведения по предприятию:

  • полное название;
  • юридический адрес;
  • контактные данные.

Если фирменного бланка нет, то оформляется на обычном листе формата А4, но с указанием этих сведений. Кроме того, чтобы приказ стал юридическим документом, который имеет определённую кадровую силу, в него необходимо вписать также:

  • список ответственных лиц, уполномоченных осуществлять ступени контроля;
  • лицо, уполномоченное руководить процедурой по проведению контроля;
  • состав комиссии по охране труда;
  • основание для вынесения приказа;
  • подпись руководителя;
  • дату издания;
  • печать компании.

У каждого приказа есть порядковый номер. Поэтому его необходимо присвоить. У него также должно быть название. В данном случае это будет приказ «о введении трехступенчатого контроля над состоянием и условиями труда». Если одновременно с этим создаётся комиссия по охране труда, то это также нужно указать в названии.

При оформлении приказа можно ориентироваться на образец:

Положение о трехступенчатом контроле по охране труда

Прежде чем проводить мероприятия по трехступенчатому контролю, необходимо разработать соответствующее положение и ознакомить с ним каждого работника. Положение - это нормативный документ, в котором подробно прописан весь порядок проведения соответствующих мероприятий.

Документ издаётся в несколько этапов:

  • составление макета положения тем сотрудником, который является ответственным лицом по технике безопасности на данном предприятии. Кроме того, что он ответственный, он также должен обладать соответствующими знаниями и успешно пройти аттестацию;
  • согласование макета с кадровым и юридическим отделом. Это необходимо для того, чтобы привести положение в соответствие с действующим законодательством;
  • согласование макета положения с руководителями структурных подразделений. Согласование нужно проводить только с руководителями тех подразделений, в отношении которых и будут проводиться соответствующие мероприятия;
  • согласование с руководителем предприятия, окончательное утверждение документа.

Документ также должен пройти согласование с руководителем того структурного подразделения, которое ответственно за охрану труда на данном предприятии. Он является последней инстанцией по утверждению положения. Если такого руководителя нет, то руководителем организации.

Законодательно не утверждено содержание положения, оно создаётся под каждое конкретное предприятие. Но при составлении необходимо ориентироваться на стандарты ГОСТ и рекомендации к составлению. Поэтому в структуру документа должны входить следующие положения:

  • цели и задачи, для достижения которых руководство решило применить трёхступенчатую систему;
  • срок реализации каждой ступени;
  • список лиц, которые ответственны за проведение мероприятий;
  • перечень структурных подразделений, в отношении которых будут проводиться мероприятия по контролю над охраной труда;
  • полный перечень будущих практических и теоретических мероприятий.

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда

Правила, по которым проводится трехступенчатый контроль:

  • выполнение конкретных действий контролирующего характера;
  • соотнесение результатов 1 и 2 ступени с тем, что было поставлено в задачи;
  • занесение этих результатов в журнал;
  • проведение проверки комиссией по охране труда - 3 ступень;
  • заполнение комиссией соответствующего акта;
  • если выявляются нарушения, они также вписываются в предписание. Также указываются сроки их устранения.

В рамках 1 ступени проводятся следующие мероприятия:

  • действия по устранению нарушений, которые были выявлены в результате прошлой проверки;
  • проверка наличия/отсутствия соответствующих инструментов, оборудования, материалов;
  • контроль над надлежащим состоянием проходов, входов, выходов, проездов, переходов, вентиляционных каналов;
  • проверка должной безопасности рабочих материалов и оборудования;
  • проверка соблюдения сотрудниками правил электро- и пожарной безопасности;
  • проверка наличия у сотрудников инструкций по охране труда;
  • проверка наличия и состояния средств индивидуальной защиты.

В рамках 2 ступени начальниками структурных подразделений проводятся следующие мероприятия:

  • надлежащее исполнение действий, предусмотренных 1-й ступенью;
  • устранение нарушений, которые выявились в результате 1-й ступени и предыдущих проверок;
  • контроль над соблюдением распоряжений, приказов и прочих локальных актов, имеющих отношение к охране труда;
  • проверка состояния трудовых мест, их защищенности от воздействия вредных факторов производства;
  • выявление ненадлежащего состояния бытовых и производственных площадей;
  • контроль над графиками планового осуществления ремонтных работ по основным средствам производства;
  • осмотр стендов по агитации охраны труда, предназначенных для изучения персоналом. Если выявляются факты ненадлежащего оформления или полного отсутствия таковых, отдаётся распоряжение по устранению нарушений;
  • устанавливается, были ли проведены в нормативный срок инструктажи по охране труда;
  • проверка правильности установки предупреждающих знаков безопасности;
  • контроль над своевременной выдачей персоналу предприятия лечебно-профилактического питания и иных средств профилактического предупреждения заболеваний, возникающих в результате профессионального труда;
  • контролирует соблюдение режима отдыха и трудовой деятельности рабочего персонала.

На 3 стадии руководитель предприятия вместе с комиссией по охране труда проводит следующие мероприятия:

  • контроль над надлежащим исполнением контролирующих мероприятий, предусмотренных предыдущими ступенями;
  • проверку должного выполнения требований нормативной документации;
  • контроль над исполнением предписаний, которые указаны в планах по повышению качества трудовых условий и коллективных договорах;
  • если были выявлены произошедшие несчастные случаи на производстве, проводятся мероприятия в рамках расследования;
  • проверка технического состояния производственных сооружений и прилегающей к ним территории;
  • проверка полного / неполного соответствия агрегатов и техники необходимым нормативным требованиям;
  • обеспечение персонала предприятия специализированной одеждой, обувью и прочими средствами защиты от вредных воздействий;
  • соответствие состояния бытовых помещений и комнат отдыха персонала;
  • должное исполнение лечебно-профилактического обслуживания рабочих;
  • проверка надлежащего состояния кабинетов охраны труда;
  • оформление стендов, плакатов и прочей наглядной агитации по охране труда;
  • надлежащее проведение инструктажей рабочего персонала по безопасности труда;
  • степень подготовленности рабочих к возможному возникновению аварийных и внештатных ситуаций;
  • соблюдение порядка трудовой деятельности и отдыха.

Все результаты проверки на стадии 3 ступени заносятся представителями комиссии в соответствующий акт. В нём прописываются все итоги, список ответственных лиц, которые проводили проверку, список выявленных нарушений. Подписывается акт председателем комиссии и её членами.

Периодичность проведения мероприятий:

  • в рамках 1 ступени - каждый день;
  • в рамках 2 ступени - еженедельно в соответствии с утверждённым графиком, который согласовывается руководителем конкретного структурного подразделения с представителем службы по охране труда;
  • в рамках 3 ступени - ежемесячно.

Итоги

Трехступенчатый контроль - это современная форма контроля над тем, как на конкретном предприятии соблюдаются нормы по охране труда. Соблюдение графика по проведению мероприятий каждой ступени позволяет вовремя выявить и устранить нарушения в данной области. Но такой контроль не является обязательной мерой, может проводиться по рекомендации уполномоченного лица.

Трехступенчатый контроль помогает выявлять нарушения и сразу принимать меры по их устранению. Его внедрение позволяет существенно снизить нагрузку на специалиста по охране труда. В статье - как внедрить трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда, как вести журнал и разработать положение.

Читайте в статье:

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда: нормативный документ

Трехступенчатый контроль (ТСК) не является обязательным для всех без исключения предприятий, однако зарекомендовал себя как удобная, прозрачная, понятная часть системы ОТ. Прямое требование о его введении содержится только в ПОТ в строительстве № 336н.

ТСК можно условно представить в виде пирамиды:

I уровень – реализуемый персоналом на рабочих местах.

II уровень – оперативный, проводящийся руководителями на местах.

III уровень – периодический, организуемый самим работодателем.

Законодательством не регламентировано количество ступеней. Это будет зависеть от специфики производства и определяется самим работодателем.

Для внедрения, организации, проведения ТСК на предприятии необходимы следующие локальные документы:

  • Приказы о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии (комитета) по ОТ.
  • Положение об осуществлении мониторинга за ОТ.
  • Журналы учета проводимых контрольных мероприятий.
  • комиссией на III ступени.

Трехступенчатый контроль проводят для регулярного мониторинга условий на рабочих местах, дисциплины персонала, соответствия производственного процесса принятым нормам.

К задачам ТСК относятся:

  • исполнение всего комплекса мероприятий по безопасности;
  • назначение ответственных сотрудников;
  • выявление и ликвидация нарушений.

Журнал трехступенчатый контроль (образец)

Этот журнал предназначен для фиксирования итогов проверки. Законодательно не установлена обязательная форма его ведения, однако лучше всего использовать рекомендованные образцы. Корректное поможет оперативно определить ответственных лиц, установить обстоятельства, принять меры по устранению.

Положение о трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда

На предприятии разрабатывают Положение о ТСК. Оно будет относиться к локальным нормативным актам, устанавливать структуру, обязанности, ответственность каждого уровня, а также основные мероприятия и параметры контроля. Обычно этот документ разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. с профсоюзом или иным органом, представляющим интересы работников.

Чтобы внедрить в организации ТСК, разрабатывать отдельное положение не обязательно. Порядок его проведения можно установить в Положении о СУОТ .

В мае 2018 года СОТу присудили реальный уголовный срок - два года лишения свободы в колонии-поселении. К июлю защита добилась ее освобождения. Эксперт Маргарита Елагина, которая вместе с адвокатом отстаивала интересы подсудимой, рассказала, как развивались события и что поможет специалистам по охране труда доказать свою невиновность. Прочитайте в журнале "Справочник специалиста по охране труда" историю коллеги, чтобы узнать, какие формулировки из положения о СУОТ обеспечили ей свободу.

Приказ о трехступенчатом контроле по охране труда

Приказ составляется в свободной форме. В нем, помимо обязательных реквизитов, даты, места, указываются:

  • основание (нормативная база);
  • список ответственных за проведение проверок лиц;
  • уполномоченный на руководство и координацию работы сотрудник;

Приказ заверяется подписью руководителя и печатью организации. Скачайте образец приказа о введении ТСК.

Как работает трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда на предприятии

«Пирамида» собирается сначала из «кирпичиков» I уровня: небольших, но регулярных проверок рабочих мест по участкам подразделения, сменам либо бригадам. Над ними надстраиваются чуть более редкие проверки по подразделению в целом. Последний уровень охватывает всю организации. Порядок контроля регламентируется .

1 ступень контроля по охране труда

В рамках первой ступени проводится регулярный мониторинг . Периоды используются короткие: одна смена или рабочий день, для того чтобы вовремя зафиксировать и предотвратить возможные нарушения или упущения. Проверка проводится до начала работы, либо в течение смены.

Первая ступень относится к компетенции непосредственного руководителя работ (это может быть, например, бригадир, мастер, старшие по смене, дежурный и т.д.) совместно с лицом, уполномоченным от профсоюза или коллектива . Если в ходе проверочных мероприятий выявляются какие-либо нарушения, запись об этом должна обязательно быть занесена в журнал I ступени.

Итак, на первой ступени проверяются:

  • Неисправности оборудования или инструмента.
  • Условия труда на каждом рабочем месте.
  • Состояние всех рабочих помещений, электробезопасность, правила складирования.
  • Наличие требуемых СИЗ , а также сигнальных или защитных ограждений.
  • Принятие мер по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.
  • Вся документация по допуску к работе и квалификации персонала и т.п.

Журнал 1 ступени контроля по охране труда – образец заполнения

В журнале 1 ступени фиксируются:

  • дата проверки (при необходимости указывается и время);
  • выявленные нарушения;
  • мероприятия, которые надо провести для устранения нарушений;
  • ответственное лицо, срок ликвидации нарушения;
  • отметка о выполнении;
  • подписи ответственных лиц.

2 ступень контроля

Проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Рассматривается:

  • Организация контрольных мероприятий на первой ступени.
  • Исполнение по ОТ (приказов, распоряжений, инструкций и т.п.).
  • Соответствие принятым стандартам, исправность производственного оборудования и инструментов.
  • Соблюдение работниками правил безопасности.
  • Соблюдение сроков профилактических ремонтов производственного оборудования, систем .
  • Наличие и состояние инвентаря по ОТ (стендов, плакатов, знаков безопасности и т.п.)
  • Наличие и состояние сигнальных, противопожарных средств, устройств, контрольно-измерительной аппаратуры и т.п.
  • Соблюдение правил безопасности или пожаровзрывоопасными веществами и материалами.
  • Своевременность, а также качество проведения обучения, инструктажей, проверки знаний по ОТ;
  • Обеспечение персонала лечебно-профилактическим питанием, молоком, положенными льготами, компенсациями за работу во вредных или опасных УТ.
  • Наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, приспособлений.
  • Соблюдение установленного .

Третья ступень контроля по охране труда

Проверка осуществляется возглавляемой руководителем предприятия комиссией, в состав которой входят главные специалисты, ответственный за охрану труда, представители коллектива. Предметы ее во многом совпадают со 2 ступенью, добавляются следующие:

  • Организация проверочных мероприятий на 1 и 2 ступенях.
  • Выполнение плана по улучшению УТ, пунктов колдоговора, .
  • Выполнение необходимых мероприятий по итога расследования несчастных случаев, профзаболеваний.
  • Техническое состояние зданий, сооружений, прилегающих территорий.
  • Организация лечебно-профилактического обслуживания персонала.
  • Подготовка к действиям в аварийных или .

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Результаты третьей ступени руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Планируются мероприятия для устранения выявленных проблем, назначаются исполнители, сроки выполнения. По итогам заседания оформляют протокол.

Комплекс контрольных мероприятий на всех ступенях индивидуален для каждого предприятия и определяется спецификой его деятельности.

Что такое двухступенчатый контроль

Если предприятие не располагает значительным штатом сотрудников, уместно введение не трех-, а двухступенчатой системы. В таком случае действия на I и II ступени проводит непосредственно руководитель работ, а III ступень представляет собой проводящуюся раз в месяц расширенную проверку комитетом по ОТ совместно со специалистами и лицом, уполномоченным профсоюзом.

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв. Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в ;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Тезисно

  1. Трехступенчатый контроль по охране труда представляет собой многоуровневую систему охраны труда, состоящую из ежедневных, еженедельных и ежемесячных проверок соблюдения норм в указанной сфере руководителями всех уровней.
  2. Контроль не является обязательным для всех предприятий.
  3. Ведомственные, отраслевые нормативные документы, положения Минтруда и ТК РФ берутся за основу при утверждении ЛНА – Положения о трехступенчатом контроле в организации.
  4. В ходе контроля обязательно заполнение журнала, содержащего результаты проверки по трем уровням и мероприятия по устранению недостатков, с указанием ответственных лиц.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации (примерное). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.