Обязан ли пешеход садиться в машину гибдд. Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора дпс. Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС

Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай - обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ "О полиции" указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно - их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба - это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: "Откройте багажник!".


В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник - это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще - Вы вправе отказаться от просьбы.

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС

Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.

А вот правду - почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
...
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, ключевое слово здесь "предложить ". Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого "заманчивого" предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице - Вы можете оставаться на своём месте водителя.

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.


В заключение

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так - по желанию инспектора.

Имейте в виду, что всё это закон и теория. К сожалению, на практике не всегда законные права граждан соблюдаются, и суды выносят решения против последних. И пусть Вы обжалуете и привлечёте к ответственности всех виновных в незаконных действиях в Вашем отношении, результат для Вас может быть печальным. До такого обжалования Вы можете отсидеть в рамках административного ареста не одни сутки.

Поэтому не следует изначально нарываться на конфликты с сотрудниками правоохранительных органов и всегда следует помнить, что время, потраченное на Вас в доказывании законности тех или иных требований - это время, когда мог быть упущен злостный нарушитель. Да, эта проблема не представляется такой острой, пока она не затрагивает Ваших близких или Вас самих. Но многим достаточно просто представить это, чтобы понять.

На чтение 5 мин. Просмотров 227 Опубликовано 9 марта 2016

Вас просят во время остановки пересесть в автомобиль ДПС — выполнять или нет эту просьбу?

Большинство автомобилистов нашей стране до сих пор окончательно не знают, нужно ли им садиться в , чтобы провести беседу с инспектором в случае остановки на дороге. В данной статье мы расскажем, в каких случаях можно это делать, а в каких — не стоит.

Среди автомобильных правозащитников уже давно ходят споры о том, нужно ли водителю садиться в автомобиль ДПС для беседы с инспектором. При этом в спор вступают и психологи, которые говорят, что в патрульном автомобиле водитель будет более подвержен психологическим факторам, чем на улице либо в своем автомобиле.

Сесть в машину ДПС во время остановки: право или обязанность

Согласно административному регламенту поведения сотрудников ДПС, при остановке автомобиля для проверки или во время нарушения ПДД инспектор обязан ь сам подойти к автомобилю. Водитель остановленного автомобиля имеет право при беседе находиться за рулем своего транспортного средства, и не обязан выходить по просьбе инспектора из него. Водитель автомобильного транспорта должен будет покинуть свой автомобиль при остановке по требованию инспектора ДПС только в следующих случаях:

  • Если инспектор составил протокол о задержании водителя, согласно статье 27.4.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации;
  • Если был составлен протокол об отстранении водителя от управления автомобильным транспортом — статья 27.12 КоАП РФ;
  • Если был составлен протокол досмотра остановленного автомобиля — статья 27.9 КоАП РФ.

Кроме того, согласно пункту 70 Административного регламента поведения сотрудников ГИБДД, указанному в приказе № 185 МВД России от 2 марта 2009 года, сотрудники ДПС могут предлагать водителям остановленных транспортных средств выйти из него только в следующих случаях:

  • Если необходимо устранить техническую неисправность автомобиля либо устранить нарушение правил перевозки грузов автомобилем;
  • Если состояние водителя имеет признаки опьянения или болезненного состояния;
  • Если необходимо сверить номера агрегатов и узлов автомобиля с номерами, записанными в регистрационном документе, в присутствии самого водителя;
  • Если необходимо провести личный досмотр, осмотр или досмотр автомобильного транспорта или груза.
  • Если необходима помощь в качестве понятого либо необходимо оказание помощи при ДТП участникам дорожного движения либо сотрудникам ГИБДД;
  • Создания со стороны водителя угрозы безопасности самому сотруднику ДПС.

Так же в самом Приказе № 185 МВД России не указывается, что водителя автомобильного транспорта должны принуждать выйти из него.


Лучше всего водителю остановленного автомобиля оставаться за рулем в беседе и при составлении протокола.

Уловки сотрудников ДПС

Многие автовладельцы жалуются на то, что сотрудники ДПС принуждают их выходить из автомобильного транспорта при составлении протокола, ссылаясь на то, что их отказ будет рассматриваться как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, согласно части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Однако в этом сотрудники ДПС будут неправы. Ранее Верховный суд Российской Федерации уже постановил 28 февраля 2013 года, что водители автомобильного транспорта не обязаны покидать свой автомобиль при составлении протокола инспекторами ГИБДД. Данное постановление было сделано в Деле № ФКПИ 13-58.

Теперь все водители могут ссылаться на данное постановление Верховного Суда Российской Федерации. Согласно нему, сотрудники ГИБДД имеют право только предложить водителю выйти из автомобиля, и он должен уже сам решать, хочет он этого или нет.

Стоит отметить, что во время рассмотрения Дела № ФКПИ 13-58 Верховный суд Российской Федерации уже назвал довод со стороны ДПС, что водитель может быть привлечен к ответственности согласно статье 19.3 КоАП РФ за отказ выйти из автомобиля, ошибочным.

Когда наступает обязанность сесть в автомобиль ДПС

Запомните, что водитель автомобильного транспорта обязан будет при остановке пересесть в автомобиль инспекторов ДПС только в случае, когда ему было сообщено о действии плана-перехвата. В этом случае в интересах водителя автомобильного транспорта будет вести себя правомерно, спокойно не проявлять агрессию сторону с сотрудником ГИБДД и вежливо отвечать на их вопросы. При этом все же водитель транспорта имеет право перед пересадкой в машину ДПС попросить у сотрудника, остановившего его, удостоверение личности.

Когда план-перехват не объявлен, и автомобиль был остановлен из-за административного правонарушения водителя, то место оформления протокола админинстративного нарушения в законодательстве Российской Федерации не оговаривается. Это означает, что при составлении протокола водитель автомобильного транспорта может находиться в нём и не выходить из него. Оформление административных правонарушений на водителей допускается в салонах патрульных автомобилей либо в помещениях стационарного поста дорожно-патрульной службы. Однако нигде не указывается об обязательном оформлении в этих местах. Во время такой остановки автомобиля сотрудники ДПС могут заставить водителя пересесть в патрульный автомобиль, только если ему объявляется задержание или арест. При этом, согласно административному регламенту пункт 11.7, инспекторы ГИБДД обязаны будут зачитать права и обязанности водителя, которого задерживают или арестовывают. В Протоколе о задержании обязательно должны быть внесены сведения о том, что водителю были зачитаны его права и обязанности.


Без плана-перехвата сотрудники ДПС могут принудить пересесть водителя в патрульный автомобиль только в случае ареста.

Мотивы сотрудников ДПС

Большинство автовладельцев уверены, что сотрудники ГИБДД предлагают во время остановки пересесть в патрульный автомобиль для того, чтобы можно было принудить водителя дать взятку без свидетелей. Это такой психологический ход. Ведь если было произведено административное правонарушение или нарушение правил дорожного движения, в этом случае заинтересованными могут быть две стороны. Сотрудник будет заинтересован в том, чтобы, пользуясь служебным положением, получить вознаграждение в виде денег от нарушителя и не составлять протокол. Водитель, нарушивший ПДД, также заинтересован отделаться на месте небольшой взяткой, чтобы на него не составлялся протокол, который будет внесен в общую базу правонарушений.

Нет, уважаемые автомобилисты. Выходить из своей машины, по устной просьбе инспектора, в ваши обязанности не входит. Более того, инспектор сам обязан подойти к вам во время остановки вашего автомобиля.

Такая обязанность у вас настанет только с момента составления инспектором протокола:

  • о вашем задержании (ст.27.4.1 КоАП РФ),
  • протокола об отстранении вас от управления транспортным средством (ст.27.12 КоАП РФ)
  • или протокола досмотра вашего автомобиля(27.9).

В соответствии с Административным регламентом, а именно пунктом 70 Приказа № 185 МВД РФ сотрудник ГИБДД, вправе предложить вам выйти из своей машины в следующих случаях:

  • для устранения технической неисправности транспортного средства или правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения, то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель не трезв;
  • для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
  • в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, то есть быть понятыми либо оказании помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника

Обратите внимание, что в данном пункте Приказа № 185 нет ни слова о принудительном исполнении. Сотрудник ГИБДД может только предложить вам выйти из своего автомобиля и не более.

Что делать дальше, выбор за вами. Помните, что инспекторы – тоже люди, и любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не лень вылезать из машины, то выходите и передавайте документы в руки без требования.

Оформлять штраф в машине ГИБДД или на улице?

Допустим, вы действительно что-то нарушили. Или не нарушали, но инспекторы уверены в обратном и дело так или иначе дошло до составления протокола. Где обычно находятся водители в момент составления протокола инспектором ДПС? Конечно в патрульной машине ДПС, а почему?

Вы наверняка думали, что на сей счет есть какой-то закон или регламент. Но нет – место для оформления протокола вообще никак не оговорено законодательством. Просто в патрульной машине непорядочному инспектору будет проще оказывать на вас давление, да и свидетели в вашей машине ему не нужны. Существует такой психологический прием - «игра на чужом поле».

Поэтому, если инспектор просто предложил вам пройти в патрульную машину для оформления штрафа, например за превышение скорости – вы можете спокойно отказаться. Скажите ему, что пока он составляет протокол, вы подождете его в своем автомобиле (или на улице), а если понадобится какая-либо информация и ваша подпись – вы готовы ответить на все вопросы и дать объяснения, не садясь в его автомобиль.

Если же инспектор удивился и стал требовать проследовать за ним, то напомните ему, сославшись на вышеупомянутый пункт 70 приказа № 185 МВД РФ, что приказать вам выйти из своей машины инспектор не имеет права, и садиться в его машину – подавно, и приведите в качестве аргумента отсутствие соответствующих протоколов.

Когда на дороге нас останавливает сотрудник ДПС, от него нередко можно услышать фразу: «пройдемте в патрульную машину для разбора нарушения». Остается загадкой, на что рассчитывает инспектор, предлагая такой вариант развития событий. Либо он решил составить протокол задержания, либо немного подзаработать. В последние годы, водители стали более грамотными и юридически подкованными. Этому способствует развитие средств массовой информации, которые имеют огромную базу, отвечающую на все вопросы касательно представителей ГИБДД, а в частности садиться или нет в патрульную машину? Сегодня в этом нам помогут разобраться наши автоинструкторы .

«п. 70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства»

На основании вышесказанного делаем вывод — сотрудник ДПС может только предложить водителю выйти. Получается, что просьба пересесть в патрульную машину остается правом владельца авто, а никак не его обязанностью. Но на этом вопрос не может быть закрыт. Все дело в том, что такие рассуждения работают, когда инспектор пытается превысить свои должностные полномочия и решил подзаработать на вас; инспектор не сформулировал четкой причины остановки; инспектор не может сообщить вам, на каком основании он предъявляет требование «выйти из автомобиля»; вы абсолютно уверены в своей невиновности и имеете видеосъемку маршрута движения или пассажиров-свидетелей, способных подтвердить факт неправомерности обвинения.

Нужно разграничивать понятия «выйти из машины» и «пересесть в автомобиль ДПС». Это совершенно разные вещи. «Выйти из машины» вы обязаны, если совершили нарушение ПДД и у инспектора имеются на это доказательства. В этом случае водитель обязан подчиниться и покинуть свой автомобиль, чтобы присутствовать при составлении надлежащих процессуальных документов, т.е. протокола. Основаниями для выхода из транспортного средства являются:

«п. 70. а). необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника» Приказ МВД РФ №185

Ни для кого не секрет, что сотрудники ДПС часто пользуются своим служебным положениям в корыстных целях. Любому водителю хочется как можно быстрее закончить разборки с властями и отправиться дальше по своим делам. Подобные темы гаишникам удобнее обсуждать без свидетелей, на своей территории — в машине ДПС. Так проще спровоцировать владельца авто на дачу взятки, поэтому мы так часто встречаем фразу «пройдемте в патрульную машину». Но по правилам случиться это может только, когда происходит административное задержание водителя на законных основаниях. При этом:

«п. 70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании» Приказ МВД РФ №185

Итак, необходимо подвести итог под нашими рассуждениями. Скажем просто, если вы не виноваты в нарушении ПДД и есть тому доказательства, если инспектор не может дать четкую формулировку причины вашего «выхода из автомобиля» — этого делать не стоит, и уж тем более садиться в патрульный автомобиль. А вот если у сотрудника ДПС есть вески причины, то тут никуда не денешься, придется проследовать в сине-белое авто и оформить нарушение.

Будьте аккуратны, удачи. В следующей статье мы расскажем о разнице между осмотром и досмотром автомобиля и правилах их выполнения.

В семидесятом пункте административного регламента, который утвержден 185 приказом МВД РФ, говорится, что сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю покинуть транспортное средство. Фактически просьба ни к чему водителя не обязывает. В точки зрения закона водитель обязан покинуть ТС по просьбе инспектора в следующих случаях:

Для устранения тех. неисправности транспортного средства, либо в случае нарушения порядка перевозки грузов;
- для проведения мероприятий по проверке номеров узлов и агрегатов ТС на соответствие с записями в документах на ТС;
- для проведения досмотра груза или автомобиля, а также иного ТС;
- если требуется помощь водителя для оказания содействия сотрудникам полиции или другим участникам движения;
- при необходимости участия водителя в процессуальных действиях;
- когда поведение водителя может создавать угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Покинуть ТС водитель должен и тогда, когда он нарушил ПДД, при этом у инспектора имеются четкие доказательства произошедшего. В данном случае необходимо подчиниться просьбе инспектора, покинуть ТС для того чтобы присутствовать лично при составлении протокола.
Следует разделять такие понятия, как "пересесть в патрульную машину" и "выйти из машины".

Сесть в машину сотрудника ДПС - это только ваше решение. Согласно закону вас могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других поводов для того чтобы усадить вас в патрульную машину у инспекторов нет. Относительно сто девяносто седьмого пункта Административного регламента, задержанному лицу должны быть зачитаны его обязанности и права, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Однако, очень часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, то есть фактически принуждая к даче взятки. Такие разговоры сотрудникам ДПС конечно проще вести в своем ТС, ведь в нем намного проще договориться о "материальной компенсации", так как вы не имеете свидетелей, и доказать незаконные действия инспектора вы не сможете. Считается, что взятка намного меньше, нежели официальный штраф, но на практике это не всегда так. Инспекторы начинают уверять водителя в том, что официальная оплата штрафа потребует много волокиты, и требуют сумму намного большую. Всегда стоит помнить о том, что сотрудники ОБЭП довольно часто проводят рейды, связанные со взяткодателями. Представляясь сотрудниками ДПС, они записывают при помощи специального оборудования все происходящее. Помимо того, что вы заплатите за собственное правонарушение, так еще и наживете себе большие проблемы, которые будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.

В настоящее время уже рассмотрено много дел, внесенных против сотрудников дорожной инспекции, которые в ультимативной форме предлагали пройти водителю в спецавтотранспорт для оформления протокола, инкриминируя свои действия со ссылкой на такое правонарушение, как "неподчинение законному требованию сотрудника полиции".