Объяснения участников дтп. Что делать при ДТП: советы юриста при аварии. Образец заполнения объяснительной при дтп в гибдд

Добрый день, это Кулик Илья. К сожалению, никто из участников дорожного движения не застрахован от попадания в аварию на дороге. Любое дорожно-транспортное происшествие – это серьёзное потрясение для его участников и очевидцев. А от правильности поступков в таких ситуациях могут диаметрально противоположно измениться последствия, а зачастую зависит и жизнь людей.

И чтобы не растеряться в случае автоаварии, нужно заранее знать, как действовать при ДТП. Об этом я и расскажу вам сегодня. Вы готовы? Тогда поехали!

Краткая видеоинструкция

Если вам срочно надо узнать, что делать при ДТП, просмотрите это короткое видео. Но чтобы разбираться во всех тонкостях поведения при аварии, читайте статью.

Примечание. В этой видеозаписи допущена неточность.

Вызывать сотрудников ГИБДД обязательно, когда:

  • есть пострадавшие;
  • другие участники аварии не согласны с вами в восприятии обстоятельств аварии и/или ведут себя неадекватно.

В остальных случаях водители могут, кроме вызова автоинспекторов:

  • заполнить Европротокол;
  • доехать до поста ГИБДД и оформить там;
  • ничего не оформлять официально.

Ограничение в 50 000 р. актуально только для Европротокола.

Что делать сразу после столкновения

Любая авария – это всегда стресс для его участников. И главное, когда попал в ДТП, не растеряться, не впасть панику, а сразу взять ситуацию в свои руки. От правильности действий сразу после происшествия могут серьёзно изменяться его последствия.

Шаг первый – выполняем обязанности водителя, предписанные ПДД

Первыми действиями при аварии будут, как это прописано в п. 2.5 Правил движения

  • немедленно остановиться (или не трогаться, если вы и так стояли, или остановились из-за столкновения);
  • включить аварийную сигнализацию ;
  • выставить знак аварийной остановки – треугольник, в населённых пунктах не ближе чем за 15 метров, вне населённых пунктов – не ближе 30 метров от столкновения (в крайнем случае, если специального знака нет, поместите вместо него какой-либо яркий, контрастный предмет, но знайте, что это нарушение правил дорожного движения, наказываемое штрафом в 1000 р. Более того, в тёмное время суток польза от самодельных заменителей знака практически равна нулю. Поэтому, если в вашей машине по чему-либо нет знака аварийной остановки, обязательно приобретите его в ближайшее время).

Примечание. Чтобы обезопасить своё вынужденное пребывание на проезжей части, в тёмное время суток оденьте светоотражающий жилет . Впрочем, наказания за его отсутствие не предусмотрено.

При наличии видеорегистратора, проследите, чтобы момент аварии сохранился. Для этого надо остановить запись, нажать соответствующую кнопку, а в каких-то моделях сохранение происходит автоматически после удара, смотрите документацию к своему устройству.

Шаг второй – принимаем экстренные меры (если требуется)

  • потушить очаг возгорания;
  • обесточить авто (снять клемму «-» с аккумулятора) если пролилось топливо;
  • если угрожает взрыв или пожар , извлечь пострадавших.

Оказывая экстренную помощь, не забывайте о собственной безопасности.

Шаг третий – оцениваем обстановку, определяемся с дальнейшими действиями

По договорённости с другими участниками смотря по обстоятельствам решаете, что делать дальше. Вариантов два: вызывать ГИБДД или нет.

Если есть техническая возможность, не помешает вести видеосъемку происходящего, особенно общения с другими участниками аварии, дачи показаний и т. п.

Если есть раненые или погибшие, а также если к договорённости с другими участниками прийти не смогли, в тем более, если они ведут себя агрессивно, угрожают, или явно находятся в нетрезвом виде, вообще ведут себя неадекватно, вызов полиции обязателен. Если перечисленных обстоятельств нет, вы можете поступить так, как написано в подзаголовке «Как оформить происшествие без пострадавших». Эта пошаговая инструкция универсальная, просто некоторые шаги при аварии без пострадавших можно пропустить.

Шаг четвёртый – вызываем ГИБДД и службы спасения (если требуется)

Если есть пострадавшие, конечно, сначала необходимо вызвать медицинскую помощь, а потом уже сообщать о происшествии в автоинспекцию. Как вызвать ГАИ, скорую или спасателей? Сейчас установлены единые по всей России номера для вызова экстренных служб для мобильных телефонов:

  • 112 – экстренная помощь (МЧС)
  • 102 – полиция;
  • 103 – скорая помощь;
  • 101 – пожарная охрана.

Сохраните эти номера в памяти телефона. По какому из них звонить? Лучше всего по номеру 112, так как:

  1. по этому номеру можно вызвать любую службу , то есть не нужно думать куда звонить сначала, достаточно одного звонка вне зависимости от обстоятельств, это особенно актуально, когда требуется вызвать и «скорую», и ГИБДД;
  2. экстренная помощь – специализация данной службы;
  3. звонок можно совершить даже когда нет связи или SIM-карты и денег на балансе;
  4. является универсальным абсолютно для всех операторов на территории России.

На всякий случай уточните номера экстренных служб у своего оператора, обычно эта информация есть на официальном сайте оператора.

Со стационарного телефона (разные ситуации бывают) ГИБДД вызывают по номеру «02», «неотложку» – «03». А также можно звонить по номеру МЧС – 112, и по номерам ближайших подразделений ГАИ.

Что говорить при звонке, когда есть раненые

Если есть пострадавшие при звонке необходимо наиболее полно и при этом коротко и ясно сообщить:

  • их количество (обязательно!);
  • пол и возраст (можно приблизительно);
  • описание трав в общих чертах;
  • максимально точный адрес происшествия и свой номер телефона (возможно, потребуется связаться для уточнения местоположения).

Если потребуется помощь спасателей (например, потерпевшие зажаты деталями авто), вызывайте спасателей по номеру 112, одновременно сообщив о ДТП и пострадавших.

Шаг пятый – оказываем первую помощь (если требуется)

Вытаскивать человека из автомобиля нужно только тогда, когда его оставление там явно угрожает опасности (угроза возгорания, взрыва). В остальных случаях, особенно если какие-либо части тела сдавлены деталями автомобиля, самостоятельно извлекать пострадавшего не стоит. Первую помощь надо постараться оказать прямо в таком положении раненого.

Чтобы оказать первую помощь необязательно обладать специальными знаниями. Ну а если медицинские знания у вас имеются, вы лучше меня знаете, что надо делать.

От присутствующих на месте аварии достаточно в случае необходимости:

  • остановить кровотечение ,
  • наложить повязку на рану;
  • наложить фиксирующую повяз ку (шину) при подозрении на перелом;
  • провести искусственное дыхание и/или непрямой массаж сердца.

И помните, что в экстренных ситуациях любая помощь ценна.

Примечание. В крайних случаях, когда точно известно, что врачи не смогут в ближайшее время прибыть к месту происшествия, допускается доставка раненых в ближайшее медучреждение очевидцами, а в их отсутствии и участниками аварии. Участвовавший в ДТП водитель должен, отвезя раненого, сообщить принявшему пострадавшего медперсоналу данные о себе (паспортные данные, марку и ГРЗ авто) и немедленно вернуться к месту аварии для её оформления. Покиданием места ДТП это не является.

Шаг шестой – освобождаем проезжую часть

Необходимо зарисовать схему аварии, а также сфотографировать:

  • общий план , дающий представление о месте происшествия;
  • состояние дорожного полотна ;
  • транспортные средства с разных ракурсов (обязательно должны быть различимы госномера);
  • другие объекты, причастные к происшествию : осколки стекла и пластмассы, следы от шин и т. п.;
  • повреждения транспортных средств крупным планом;
  • взаимное расположение на дороге объектов , относящихся к аварии.

После этого, если нет раненых и погибших людей, водители обязаны освободить проезжую часть . Неисполнение этого требования наказывается штрафом в 1000 р.

При наличии пострадавших освобождать проезд нужно только тогда, когда иначе движение транспортного потока становится невозможным.

Шаг седьмой – ищем свидетелей

Не забудьте позаботиться о свидетелях. Попросите их оставить вам контактные данные. Хорошо если они сразу запишут свои показания и зафиксируют их подписью. Идеально, когда очевидцы остаются до прибытия сотрудников ГАИ и дают свои показания уже при оформлении аварии. Особенно важны свидетельские показания в спорных авариях, а также когда кто-то из участников не присутствует при оформлении ДТП (скрылся, погиб, находится в тяжёлом состоянии, госпитализирован и т. д.).

Если свидетелей поблизости нет, и никто не останавливается, хотя бы запишите марку и госномер проезжающих мимо авто. В случае острой необходимости ГАИ отыщет этих невольных очевидцев.

Не забудьте обменяться контактами и с участниками аварии. Возможно, вам может потребоваться ещё не раз общаться с ними при сложностях с получением страховой премии, для выяснения обстоятельств аварии и т. п.

Шаг восьмой – какие действия ещё можно предпринять

Можно позвонить родственникам или друзьям, особенно если они имеют знания, как правильно поступать при попадании в ДТП, попросите их приехать. Наверняка, когда понимающие вас люди будут рядом, вам будет легче собраться с силами, сохранить спокойствие, без которого очень легко допустить досадные ошибки. В присутствии поддерживающих вас, вы сможете чувствовать себя увереннее. Особенно это актуально, когда авария имеет тяжёлые последствия.

Если вы хотите, чтобы представитель страховщика присутствовал при оформлении аварии или вам нужна консультация по действиям при ДТП в связи с получением в дальнейшем страховки, позвоните своему страховщику и сообщите обстоятельства аварии. Телефонный номер можно посмотреть на полисе ОСАГО.

Если авто застраховано по каско, то звонок в страховую компанию сразу при аварии может быть обязательным условием, уточните этот вопрос у своего страховщика.

Ни в коем случае не принимайте спиртное и другие продукты и вещества, которые могут показать алкоголь в крови, до прохождения медосвидетельствования. Иначе доказать, что были трезвы в момент аварии, будет практически невозможно.

Вызов экспертов

Если обстоятельства аварии спорные, возможен вызов эксперта-трасолога прямо на место аварии. Результат , проведённой по горячим следам, при помощи которой можно восстановить механизм аварии, будет максимально высоким.

При наличии тяжелораненых и погибших, особенно при неочевидных обстоятельствах, будет полезным вызов адвоката также сразу на место происшествия.

Шаг девятый – оформление ДТП

Как проходит оформление документов с участием работников полиции

Если потерпевшие в аварии собираются получить компенсацию от страховой компании (СК) по , водителям необходимо заполнить Извещение о ДТП. Как это сделать читайте в статье: . Напомню, что выполняется это независимо от того, будут оформлять работники ГИБДД аварию или нет. Сделать это можно пока ожидаете сотрудников автоинспекции.

Если в аварии есть тяжелораненые и погибшие, на место аварии также выезжает следственно-оперативная группа ОВД, а не только инспектор ДПС.

Когда же происшествие оформляют сотрудники автоинспекции, неопытным водителям несколько проще, так как основные бумаги заполняются инспекторами, к тому же они всегда сами пояснят водителю как правильно заполнить тот или иной документ, укажут, что предпринять.

При заполнении документов будьте внимательны, следите за правильностью указанной информации. Если что-то непонятно задавайте вопросы. Только не будьте навязчивы. Не стесняйтесь заметить, если в чём-то несогласны. Если инспектор необоснованно не принял во внимание ваши замечания, обязательно отметьте это в своём объяснении.

Когда есть пострадавшие, а также при подозрении на опьянение, участникам аварии будет предложено пройти медосвидетельствование. Отказ от него приравнивается к нахождению в нетрезвом виде.

Что нужно из документов при ДТП

На месте от вас потребуются те же документы, которые всегда должны быть с собой у водителя:

  • удостоверение личности (потребуются паспортные данные, т. е. наличие оригинала паспорта необязательно);
  • водительское удостоверение ;
  • свидетельство о регистрации ТС ;
  • страховой полис ОСАГО ;
  • для водителей автобусов, грузовиков, такси и т. д.: путевой лист, лицензионную карточку , и другие документы, которые положено иметь.
Нужен ли техосмотр в случае аварии

Подтверждением наличия пройденного техосмотра сейчас является диагностическая карта. Собственно, при оформлении ДТП, как и вообще при езде по дорогам, этот документ не требуется. В настоящее время диагностическая карта и техосмотр важны только для страхования по ОСАГО.

Почему важна диагностическая карта для виновника

И при аварии диагностическая карта нужна только для СК, причём её наличие важно только для виновника. В случае отсутствия у него пройденного техосмотра и действующей диагностической карты (а проверяется это по электронной базе ), страховщик возместит урон потерпевшему, а потом потребует с виновника всю затраченную на компенсацию сумму по регрессу.

Примечание. Для автомобилей не старше 3-х лет прохождение техосмотра, следовательно, и диагностическая карта, не требуются.

Если же будет установлено, что авария произошла вследствие неисправности, которую можно было обнаружить на техосмотре, но она не указана в диагностической карте, регрессные требования будут предъявлены к организации, проводившей технический осмотр.

Важен ли техосмотр для потерпевшего

На получение возмещения для потерпевшего не имеет значения актуальность диагностической карты как у него, так и у виновника. Возмещение он получит и без этих документов. А если страховая попытается ссылаясь на отсутствие у вас или виновника пройденного техосмотра, то знайте – это незаконно.

Какие документы оформляются инспектором

При оформлении аварии автоинспектором, составляются следующие документы:

  • схема аварии ;
  • рапорт ;
  • места происшествия (если есть пострадавшие );
  • справку о ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей происшествия;
  • протокол об административном правонарушении (фиксация вины в совершении АП), или постановление по делу об АП (наложение наказания, если виновность не вызывает сомнения и не требуется рассмотрения в суде), или отказ в возбуждении дела;
  • постановление о возбуждении уголовного дела , если есть тяжело травмированные или погибшие (выносится членом следственно-оперативной группы ОВД).

Когда по экстренным причинам (например, необходимость срочного выезда инспектора на место другого преступления) эти документы могут быть выданы в отделение полиции в течение суток.

Запишите информацию о работнике ГИБДД, оформлявшем аварию (ФИО, звание, номер нагрудного знака). Конечно, не набрасывайтесь сразу на сотрудника, выпытывая у него эти данные. Лучше сделать это когда он сам обратиться к вам при подписании документов.

При несогласии с вменяемой вам виной в нарушении ПДД и, соответственно в ДТП, не подписывайте постановления об АП, требуйте составления протокола. При этом будет вынесено извещение о рассмотрении дела в ГИБДД. Это даст вам возможность подготовиться к возражению, посоветоваться с автоюристом и написать возражения на протокол об АП.

Что должно быть отражено в бумагах, составляемых ИДПС

После составления документов инспектором вам нужно внимательно прочитать их. Обратите особое внимание на:

  • правильность информации об участниках, свидетелях, нарушениях ПДД;
  • полноту описания видимых повреждений , необходимо указание на вероятность наличия скрытых дефектов;
  • на полноту заполнения документа , пустых граф остаться не должно;
  • соответствие схемы ДТП реальности и её полноту.

В документах максимально полно должны быть отражены все обстоятельства аварии, которые могут повлиять кроме прочего и на определение виновности, например:

  • неисправность авто , при которой запрещено его эксплуатировать;
  • состояние дороги (за него отвечают дорожные службы, следовательно, в произошедшей аварии может быть и их вина);
  • неправильная дорожная инфраструктура (разметка и дорожные знаки противоречащие друг другу, размещённые с нарушением нормативов, неисправные светофоры и т. п.);
  • погодные условия и рельеф местности ;
  • нетрезвое состояние или отказ от освидетельствования кого-либо из участников .

Как писать объяснение при ДТП

Объяснения при ДТП не предусмотрено, существующая форма предназначена для административного правонарушения. Следовательно, если факт нарушения ПДД не установлен, объяснение не составляется.

Объяснение составляет инспектор на специальном бланке. Объяснение может давать виновник, пострадавший, потерпевший. Пишется оно или лично лицом, дающим объяснение, или записывается с его слов сотрудников ГИБДД. Во втором случае обязательно прочитайте его перед подписанием.

В объяснении, помимо личной информации необходимо максимально полно, но вместе с этим ясно и чётко описать как по-вашему произошла аварии. Если вы в чём-то несогласны с поступками и мнением автоинспекторов, оформляющих происшествие, обязательно укажите это в объяснении.

Выплата по каско

Страхование по каско не регулируется государством, поэтому процесс получения возмещения может несколько отличаться в различных компаниях. Поэтому, чтобы сделать всё правильно, внимательно изучите правила страхования вашего страховщика и заключённый с ним договор.

Получение возмещения по каско в целом, сходно получением страховки по ОСАГО. Основные шаги следующие:

  1. уведомление страховщика о ДТП;
  2. подача документов в СК;
  3. оценка ущерба экспертом страховщика;
  4. получение возмещения .

Можно ли ремонтировать авто

Ремонтировать автомобиль потерпевшему нельзя, пока вы не покажете его страховщику, иначе страховку вы не получите. Но лучше не приступать к ремонтным работам до полного получения положенного возмещения, так как могут потребоваться . В идеале – вообще не использовать авто, пока вопрос с урегулированием убытков не решён.

Виновнику ДТП при оформлении Европротокола запрещено восстанавливать и утилизировать своё ТС в течение 15 рабочих дней его нельзя. Иначе – регресс.

Обжалование виновности

А лица, не считающие себя виновными, хотя и признанными такими по документам могут пытаться доказать свою невиновность. Если постановление об АП ещё не вынесено, это происходит на группе разбора или в суде в административном процессе.

На обжалование постановления об АП отводится 10 суток (по уважительной причине допускается восстановление пропущенного срока). Обжаловать можно в ГИБДД, а затем и в суде. Вынесенное постановление о возбуждении уголовного дела также может быть обжаловано в прокуратуре или суде.

В любом случае, так как окончательно установить виновность может только суд, то даже постановление об АП ещё не является однозначными признанием вины в совершении ДТП. Но и решение суда подлежит обжалованию в течение 10 суток.

Стоит ли пользоваться услугами автоюристов

Многие теряются, когда попадают в аварию, боятся, что их обманут, они не смогут получить компенсацию и т. д. Конечно, воспользоваться советом опытного всегда хорошо. Но сегодня под многочисленными вывесками «автоюристов», которые всеми правдами и неправдами выбивают со страховщиков деньги, определённым процентом от которых они поделятся с вами.

На самом деле, получить компенсацию от СК в большинстве случаев совсем несложно, достаточно только соблюдать закон. Особенно после последних поправок в законодательство по «автогражданке», по которым авто вам полностью восстановят в сервисе без учёта износа. Надеюсь, мой блог вам поможет в это. А также вы можете воспользоваться или по .

К юристам, но только к настоящим специалистам, можно и даже нужно обращаться в сложных, неординарных ситуациях, когда действительно необходима грамотная юридическая поддержка. А чтобы знать, как отличить нечистоплотного дельца от настоящего профессионала своего дела, смотрите видео в «Заключении».

Как оформить происшествие без пострадавших

При отсутствии пострадавших у водителей появляется выбор, как оформлять столкновение. Выбор последующих действий будет зависеть ещё от следующего обстоятельства: сходятся ли взгляды участников события на происшедшее или нет.

Если водители не могут решить между собой кто из них виноват, кто нарушил, как именно произошла аварии, или же просто хотят, чтобы автоинспекторы зафиксировали аварию, а также когда кто-либо из участников ведёт себя неадекватно, угрожает или находится в нетрезвом виде, то следует вызвать сотрудников ГИБДД, алгоритм действий будет такой же, как описано в пошаговой инструкции.

Если же водители не расходятся в трактовании обстоятельств происшествия, они, по взаимному согласию, могут не сообщать об аварии в автоинспекцию. В таком случае последовательность будет такая: выполняется шаг первый, затем сразу переходим к шагу четыре, а шаг пятый может принять различную форму.

Нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП

Сейчас правилами движения предусмотрены случаи, когда можно не ожидать приезда сотрудников ГАИ на месте аварии. Но для этого обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

  • не пострадали люди в происшествии;
  • обстоятельства случившегося не вызывают разногласий у его участников.

Если перечисленные условия выполнены, участники ДТП могут, не совершая звонков в автоинспекцию:

  • добраться до ближайшего отделения ГАИ для оформления там аварии с участием автоинспектора;
  • воспользоваться Европротоколом , если ущерб не больше 50 000 р.;
  • договориться в частном порядке между собой.

Но это их право, а не обязанность. Вызвать ГИБДД, если попал в аварию, никому не запрещается.

Но сейчас, особенно в крупных городах, автоинспекторы при незначительных авариях всё чаще не выезжают к месту происшествия, а требуют прибытия участников ДТП в отдел полиции, чтобы оформить аварию там, или предлагают оформить Европротокол.

Как оформить Европротокол при мелком ДТП

Если нет пострадавших и ущерб от аварии незначительный, можно воспользоваться фиксацией ДТП по Европротоколу. Для этого достаточно оформить Извещение о ДТП, выданное при покупке полиса ОСАГО. Это будет документом, по которому СК будет урегулировать убытки и одновременно подтверждением возникновения повреждений на вашем авто.

Ограничения для его использования такие:

  • в аварии не должно быть пострадавших людей ;
  • ущерб не превысил сумму в 50 000 рублей ;
  • столкнулись только два ТС (прицепы к ним не учитываются);
  • у обоих водителей есть страховка ОСАГО или Зелёная карта ;
  • один из водителей полностью признаёт вину в аварии за собой, обстоятельства ДТП не вызывают разногласий.

Только при соблюдении упомянутых условий вы можете рассчитывать на возмещение от СК по «автогражданке», причём максимум страховая покроет повреждения на 50 000 р. Поэтому как следует подумайте, уложитесь ли вы в ремонте авто в такую сумму, и в случае сомнений, фиксируйте ДТП совместно с автоинспекторами, а не самостоятельно.

Если столкновение произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга или их областей при фиксации места аварии устройствами с системой ГЛОНАСС ограничение на сумму возмещения снимается, то есть максимальная сумма – 400 000 р., как и при оформлении обычным способом. С 2019 года это будет распространено на все регионы.

Неоформление аварии

Этот вариант достаточно редкий, но тоже имеет место, если ущерб совсем незначительный, отсутствует договор ОСАГО на ТС виновника и другие ситуации, когда водители мирно решают между собой вопросы по аварии. Но вариант довольно рискованный.

Во-первых, это какой-никакой документ, подтверждающий факт получения повреждений в конкретной аварии. Но желательно заверить расписку у нотариуса, чтобы не сомневаться в её силе. Во-вторых, нередки случаи, когда, договорившись на словах и разъехавшись, один из водителей всё-таки обращался в ГИБДД, а это автоматически приводит к объявлению другого участника скрывшимся после происшествия, а нередко ещё и виновником.

Сроки рассмотрения аварии без пострадавших

Срок рассмотрения аварии, а, точнее, административного правонарушения – 15 дней, когда постановление об АП выносит сотрудник госорганов, и 2 месяца, когда дело рассматривается судом. При подаче ходатайств от участников этот срок по усмотрению лица, ведущего дело, может быть увеличен, но не более чем на месяц.

Но постановление должно быть вынесено не позже чем через 2 месяца после совершения правонарушения, если дело расследует должностное лицо, или через 3 месяца, если административное правонарушение, выявленное при ДТП, требует рассмотрения в суде. После указанного периода привлечь виновника к ответственности уже невозможно.

Сроки рассмотрения с жертвами

При лёгких и средней тяжести телесных травмах наступает административная ответственность, так что срок рассмотрения не отличается от рассмотрения ДТП без пострадавших, стоит только помнить, что такие дела всегда рассматривает суд.

При причинении тяжких травм и при начинается уголовное расследование, длящееся не более 60 дней, в ходе которого дело или закрывают, или передают в суд. Срок судопроизводства на ограничен строго, длится оно может любой разумный срок.

Срок давности, в продолжение которого виновника, причинившего в трезвом виде тяжкий вред здоровью при управлении ТС, а также пассажира или пешехода, виновного в ДТП с тяжкими травмами, вне зависимости от состояния трезвости, можно привлечь к ответственности – 2 года, в остальных случаях, прописанных в статьях 264 и 268 УК РФ – 6 лет.

Что делать второй участник покинул место аварии

Незаконное покидание места аварии – это серьёзное правонарушение, караемое лишением прав, причём виновник или потерпевший ударился в бега не имеет значения.

Примечание. Если водитель возвращается к месту происшествия до оформления документов, он не считается скрывшимся.

Как поступить потерпевшему, если скрылся виновник

Главное правило: ни под каким предлогом не оставляйте место аварии и не пытайтесь догнать скрывающегося. Помните, что если вы уедете, то будете отвечать своими водительскими правами за оставление аварии. Вызов инспекторов ДПС, как вы уже поняли, обязателен.

Что делать виновнику, если пострадавший уехал

С точки зрения действий при подобной ситуации, то, что вы виновны в ДТП, не имеет никакого значения. Все выполняемые шаги, когда второй участник уехал, одинаковы и для виновника, и для потерпевшего.

Имейте совесть и смелость, объявите сотрудникам автоинспекции свою виновность, если действительно вы виновны в произошедшем ДТП. И, наверное, это уже надоело, но я напишу ещё раз, ни при каких обстоятельствах не покидайте самовольно место аварии. Помните, за это можно лишиться права водить ТС более чем на год, вне зависимости от размера ущерба.

Если у виновника нет страховки ОСАГО

Собственно, алгоритм действий при столкновении отличаться от обычных не будет, с одной оговоркой: Европротокол недопустим . Вариантов два:

  • оформлять при участии ГАИ ;
  • ничего не оформлять (если не препятствуют обстоятельства)

Как определяется виновник

Виновность в ДТП устанавливает в Российской Федерации только суд. Ему же принадлежит и право определения степени вины. Но в большинстве ДТП, когда оно происходит явно из-за нарушения ПДД одним из участников, составление протокола (вынесение постановления) об административном правонарушении как бы автоматически делает виновником.

Нарушивший Правила признаёт за собой вину и дело до суда не доходит. При этом любое лицо может обжаловать как вынесенное постановление об АП, так и пробовать добиться признания себя невиновным в суде.

Определение виновности при обоюдной вине

Совсем другое дело, когда нарушения ПДД выявлены в действиях обоих водителей. В таком случае по умолчанию признаётся, что их вина перед друг другом и другими участниками аварии равна, следовательно, ответственность за аварию они будут нести одинаковую и по страховке получат только половину от положенной суммы. Конечно же, многих такой расклад не устраивает, особенно когда очевидно, что нарушение правил одним из водителей не могло вызвать аварию.

В такой ситуации без суда не обойтись. Для признания конкретного человека виновным, а также для установления степени вины, необходимо подать судебный иск о взыскании с виновника (соответчиком будет его СК). В ходе судопроизводства (зачастую требующего тщательных экспертиз) судья установит, кто насколько виновен в конкретной аварии, и сообразно со степенью вины будет уже определяться размер страхового возмещения.

Встречный иск к потерпевшему

Лицо, выступающее ответчиком, то есть к которому предъявлены требования, скажем, о компенсации ущерба, и не согласное с ними имеет право оспорить исковые требования.

В случае несогласия с требованиями, предъявленными вам, например, суммой ущерба, понадобится подача возражения (в арбитражных судах подобный документ называется «отзыв»). В возражении указывается, что истец пренебрёг определёнными нормами закона, следовательно, его требования незаконны, или несогласие с предъявленными требованиями. Естественно, во всех случаях у возражения должны быть веские обоснования.

А когда у вас самих есть что предъявить к истцу, а это, как правило, ДТП с обоюдной виной, применяется встречный иск. Подавать его можно в любое время пока идёт судебное разбирательство, но лучше сделать это ещё до первого судебного заседания. Рассматриваться он будет в том же судебном процессе, то есть решение суда будет вынесено сразу по двум искам. В процессе этого судопроизводства и будет окончательно определён виновник. Доступен для скачивания .

Если сумма встречного иска не больше первоначального, можно не подавать встречное исковое заявление, а потребовать зачёт требований в форме возражения.

Если в принятии встречного иска отказано, ничто не мешает ответчику подать отдельное исковое заявление к оппоненту.

Когда применяется и как происходит взаимозачёт требований

При требовании компенсации вреда и здоровью, обязательства не могут прекратиться из-за встречного иска. Например, когда сбитый пешеход, признанный виновником ДТП, требует компенсации вреда здоровью. Встречный иск о возмещении повреждений авто водитель может подать. Но даже если суд признает пешехода обязанным восстановить автомобиль, возмещение за вред здоровью водитель пешеходу всё равно должен будет заплатить.

А если один водитель требует с другого компенсации материального ущерба, а последний предъявит встречный иск и докажет, что по вине первого водителя он также потерпел, для простоты примера, такой же урон, то требования будут взаимозачтены, и никто из водителей платить другому не будет.

  • держите себя в руках , не паникуйте , что бы ни случилось;
  • никогда не уезжайте в нарушение закона с места аварии;
  • не употребляйте спиртосодержащие продукты до медосвидетельствования;
  • обязательно вызывайте ГИБДД в спорных ситуациях, при неадекватном, агрессивном поведении оппонентов;
  • проявите максимальное внимание при заполнении и подписании документов о ДТП , особенно это важно для потерпевшего, для гарантии получения страховки;
  • не бойтесь отстаивать свою точку зрения , не спешите признавать себя виновным, если ситуация неоднозначная.

Заключение

Вот и разобрались как надо вести себя если попал в ДТП. Главное – не растеряться и хладнокровно выполнить все свои обязанности в сложившейся ситуации, а всё остальное устроится.

Если вы не на все свои вопросы по данной теме нашли ответы в статье, задайте их в комментариях. Если у вас есть что рассказать по этой теме другим, также отпишитесь в комментариях.

Обещанный видеобонус . В этом видео известные, пожалуй, каждому автолюбителю эксперты Игорь Моржаретто и Сергей Смирнов расскажут, как не попасться к недобросовестным автоюристам.

На этом я заканчиваю. Если вы считаете прочитанную информацию полезной, поделитесь с ней с другими в социальной сети. Для этого нужно нажать на значок используемой вами соцсети ниже. А чтобы всегда быть в курсе публикации новых статей, оформите подписку на рассылку, если ещё не подписаны. До свидания, друзья.

Объяснительная записка при ДТП - это документ, в котором участник аварии высказывает свое субъективное мнение об обстоятельствах происшествия. Объяснительную записку должны написать все стороны аварии, независимо от степени виновности. Рассмотрим, как правильно оформить документ, и какие сведения он должен содержать.

Для чего составляется документ

Объяснительная записка (ОЗ) - это инструмент, позволяющий дознавателю конкретного ДТП выявить истинную причину и детали аварии, а также определить степень виновности каждого участника происшествия.

При необходимости проводятся дополнительные экспертизы.

ОЗ должен написать сам участник ДТП или инспектор ГИБДД, если у водителя нет физической возможности сделать это самостоятельно. На рассмотрение произошедшего автопроисшествия регламентом отведено 2 месяца .

Следовательно, в течение этого срока объяснительная при ДТП обязательно должна быть представлена сотруднику ГИБДД, занимающемуся расследованием данного дела. В интересах участника ДТП сдать объяснительную в кратчайшие сроки, для большей объективности проведения расследования.

В случае если ОЗ оформлялась сотрудником ДПС, нельзя подписывать документ, не ознакомившись с его содержанием.

Образец заполнения объяснительной при ДТП в ГИБДД

Как правило, сотрудник ГИБДД выдает участникам аварии унифицированные бланки ОЗ, которые водителям нужно заполнить в разделе «Сведения, имеющие отношение к делу об административном правонарушении». Каждый водитель может самостоятельно скачать бланк объяснительной и возить его вместе с бланком , выданном при оформлении договора ОСАГО.


Скачать бланк объяснительной записки

Данная форма бланка ОЗ утверждена Приказом МВД № 664 в редакции от 21.12.2017 года и этим же документом регламентируется обязательность получения письменных объяснений от участников и свидетелей ДТП (п. 273) :

«… производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении».

Стоит отметить, что прямого законодательного указания о том, на бланке какой формы нужно писать объяснение, нет. Следовательно, форма письменного объяснения может быть любой.

Как правильно заполнять объяснительную

В ОЗ должны быть указаны все сведения, которые могут пояснить постороннему человеку, не бывшему очевидцем аварии, детали ДТП. Текст объяснительной пишется в произвольной форме, но обязательно должен содержать определенную информацию.

В ОЗ не должно быть зачеркиваний и, по возможности, орфографических ошибок.

Что писать при заполнении объяснения :

  1. Дату и точное время аварии.
  2. Личные сведения.
  3. Ф. И. О.
  4. Реквизиты гражданского паспорта.
  5. Марку и государственный номер автомобиля участника ДТП, оформляющего данный документ.
  6. Количество пассажиров в машине (при наличии).
  7. Ряд дорожного полотна, в котором двигался автомобиль.
  8. Маршрут и направление движения автомобиля с указанием названия конкретных объектов. Например:
    • скорость движения;
    • марки и гос. номера транспортных средств (ТС), которые стали участниками данного автопроисшествия;
    • детали ДТП, в том числе указание на то, что столкновения избежать было невозможно;
    • характер повреждений ТС (хотя бы в общем, потому что правильно оценить ущерб при визуальном осмотре не всегда представляется возможным).

«Я двигался на машине по улице Ленина со стороны Соборной площади по первому ряду, около дома №5 в задний бампер моего автомобиля врезался…»


Также в объяснительной записке обязательно должны быть указаны все подробности дорожной обстановки, в том числе:

  • характер освещения места происшествия (естественное, искусственное);
  • видимость (ограниченная или хорошая);
  • состояние дорожного полотна (мокрое, сухое, заснеженное, обледеневшее).

Кроме того, ОЗ должна также содержать :

  • информацию о и произошедшего. Если таковых нет, то этот факт также необходимо отразить в ОЗ;
  • требование о проведении медицинского освидетельствования других участников ДТП на предмет ;
  • комментарии заполняющего относительно аварии. Например: «Считаю, что ПДД не нарушил и в ДТП невиновен»;
  • если действия сотрудника ГИБДД при осмотре места ДТП и документальном фиксировании аварии кажутся неправильными или непрофессиональными, то данный факт также должен быть занесен в объяснительный документ;
  • пометку о том, что объяснительная записка оформлена собственноручно;
  • дату и личную подпись;
  • контактные данные;
  • номер мобильного и домашнего телефона (при наличии);
  • адрес регистрации;
  • адрес фактического проживания;
  • место работы или учебы.

Если на бланке остается место для текста, то нужно заполнить его прочерками, во избежание внесения какой-либо информации сторонними людьми.

Ниже приведен пример объяснения, оформленный реальным участником ДТП на бланке ОЗ:


Что не нужно писать в объяснительной

От того, что и как будет описано в ОЗ, зависит правильность оценки случившегося ДТП сотрудниками ГИБДД, уполномоченными на проведение расследования. Следовательно, от содержания объяснения может зависеть признание невиновности и, как следствие - . Указанные сведения (даже признание в совершении ДТП) не являются прямым доказательством вины, но впоследствии их трудно будет оспорить. Поэтому нужно быть особо внимательным при оформлении документа.

Типичные ошибки при заполнении объяснительной записки после ДТП :

  • безоговорочное признание своей вины;
  • признание нахождения за рулем в состоянии алкогольного опьянения;
  • попытки оправдания нарушения ПДД, вследствие которого произошло ДТП. Например:

«Не заметил красный сигнал светофора, не увидел дорожного знака» и т. д.

Если есть сомнения в необходимости указываемых деталей, лучше их не описывать в объяснительной.

Кроме того, водителю стоит учитывать, что, согласно ст. 51 (п. 1) Конституции РФ гражданин вправе не свидетельствовать против себя.

Поэтому, если нет уверенности в своей невиновности, водитель имеет право не писать объяснительную, которая может трактоваться против него.


В этом случае оптимальный выход - посоветоваться с юристом или же

Столкновения транспортных средств на дорогах, к сожалению, не редкость, и многим автолюбителям не удается их избежать. Если человек стал участником незначительной аварийной ситуации, ему как минимум предстоит изложить письменно свою трактовку произошедшего. В этом случае нужно знать, как пишется такая объяснительная при ДТП. Каково должно быть ее содержание, понятно не всем. В рассматриваемой записке, главное - максимально точно описать ситуацию и не навредить самому себе.

В правилах четко указано, что должен делать водитель при ДТП. Прежде всего, нельзя уезжать с места. Надо остановиться, обозначить аварийную зону специальными знаками, включить световую сигнализацию. Если в ДТП не пострадали люди, вызывать медиков нет необходимости, но позвонить в ГИБДД попавший в аварийную ситуацию водитель обязан.

При незначительном ДТП, в котором отсутствуют жертвы, раненые, травмированные, водитель обязан письменно изложить, что произошло, пояснить свои действия. Актуальный бланк объяснительной при ДТП можно скачать на нашем сервисе. Готовую для заполнения форму выдаст водителю сотрудник дорожной полиции, прибывший на место столкновения.

О том, как написать объяснительную, также можно уточнить у него, но иметь общие представления о правилах составления записки важно каждому автолюбителю. Предлагаем вместе с нами изучить пример объяснительной при ДТП для разных ситуаций: когда водитель виноват, действовал согласно правилам и когда есть сомнения в определении степени виновности.

Чего не стоит вносить в документ

После того как случилось ДТП и сотрудник дорожной полиции произвел осмотр места, он предоставляет водителям форму для написания объяснений. Они, в свою очередь, могут заполнить пункты объяснительной самостоятельно, а могут продиктовать текст служащему ГИБДД. Что писать в объяснении при ДТП, а чего не должно быть в документе, неопытному водителю подскажет находящийся на месте представитель дорожной полиции.

В записку надо правильно и без ошибок внести персональные сведения об участниках и очевидцах столкновения. В документе обязательно наличие описания полученных автомобилями дефектов, надо отметить возможные скрытые повреждения. В результате заполнения бланка не должно быть пустых граф. В объяснительной максимально подробно должны быть описаны все особенности произошедшего ДТП, способные повлиять на выявление виновного в случившемся.

  1. Имели ли место дефекты авто, не позволяющие пользоваться им в качестве средства передвижения.
  2. В каком состоянии находится дорожное покрытие?
  3. Определить соответствие разметки в зоне ДТП нормативам.
  4. Уточнить, не установлены ли дорожные знаки, противоречащие друг другу.
  5. Не было ли на месте столкновения неисправных светофоров.
  6. Подробное описание погодных условий в районе ДТП.
  7. Следует зафиксировать состояние водителя (был ли он трезв или пьян), отказ от освидетельствования (если он имел место).

Если объяснительную за водителя составляет автоинспектор, перед подписанием бумаги первому надо внимательно изучить написанный текст.

Правила заполнения

Единых требований, как правильно писать объяснение при ДТП, не существует, каждый вправе писать то, что считает нужным. Дадим только некоторые рекомендации. При заполнении бланка надо быть аккуратным, внимательным. Важно следить за точностью поданной информации. Когда есть вопросы, лучше задать их служащему ГИБДД. В случае несогласия, объявить об этом. Если автоинспектор не обратил внимание на возражения участника о ситуации касательно ДТП, обязательно следует зафиксировать этот факт в объяснении.

Если вы точно невиновны

Когда в ДТП нет вины водителя, объяснительная по факту ДТП оформляется без проблем. Это самый простой вид пояснений автолюбителя. В бланк заносится полная подробная информация о происшествии. Надо подчеркнуть, что при управлении авто водитель учитывал метеорологические и окружающие условия, соблюдал ПДД. Акцентируется внимание на невозможности избежать столкновения. Подробное и точное объяснение упростит для автоинспектора . Водителю обязательно нужно отметить, что он не считает себя виновным, но только в том случае, если это на самом деле соответствует действительности.

Если виновны

Следующий документ даже не объяснительная, а произведение искусства. Читаем, улыбаемся:

Я, ФИО, двигался __.__.2013 года в__.__ в сторону пр.Красной Армии на скутере Gilera Fuoco 500. Правил не нарушал, за дорожной ситуацией следил.

На перекрестке с ул.Бероунская неожиданно для меня и прочих участников ДТД на красный свет выехал а/м Hummer черного цвета без должным образом установленного госномера. Я, заметив опасность и избегая ДТП был вынужден в торможении выехать на полосу встречного движения, где и остановился на обочине.

В процессе торможения, маневра и остановки услышал сильный удар сзади. Обернувшись увидел, что а/м Hummer ударил следующий со мной в одном направлении а/м Suzuki Jimny госномер ______, практически оторвав ему капотное пространство. Заметив за рулем пострадавшего а/м Suzuki Jimny девушку, я отправился оказывать ей возможную первую помощь.

Подойдя к машине я заметил ребенка в детском кресле на заднем сидении. Я открыл багажник пострадавшего автомобиля, через него достал ребенка (мальчик лет 4 примерно), взял там же знак аварийной остановки, установил его и через окно водительской двери помог выбраться наружу девушке-водителю.

Препроводив ее и ребенка на обочину и убедившись, что они серьезно не пострадали, я попросил водителя а/м Mitsubishi Airtrek госномер______, который тоже остановился для оказания помощи, вызвать Скорую Помощь и ГАИ.

Далее я подошел к а/м Hummer исключительно с целью убедиться, нужна ли его водителю моя помощь. В открытое окно данного а/м я увидел двух лиц, прибывших явно из южных регионов. Об этом свидетельствовала темная кожа, курчавые жесткие волосы и характерные черты лица.

Я предположил, что передо мной находятся заблудившиеся испанские туристы и дружелюбно спросил на их родном языке, не заметили ли они красный цвет светофора - Al huele pido rosa? (Испанский язык я изучал в школе при посольстве СССР в Мадриде, где водителем работал мой отец).

В ответ водитель а/м Hummer через открытое окно своего автомобиля ударил меня левой рукой в область головы. Так как шлем, в котором я обязан ездить по ПДД я на этот момент не снял, то удар пришелся по нему. Именно этим я объясняю сломанные 4 пальца на его левой руке. Далее он выскочил из машины и нанес так же в район головы удар правой рукой. Именно этим я могу объяснить перелом ее в районе лучевой кости.

Выскочивший затем из этого же автомобиля пассажир нанес мне удар каким-то тяжелым предметом по спине, я с ним в единоборство вступать не стал, а просто аккуратно положил на асфальт и как законопослушный гражданин принялся ждать прибытие наряда ГАИ. Каких-либо повреждений он мне не нанес, так как под курткой я был одет в мотоэкипировку, в просторечии более известной как «черепаха». Его сломанный нос и сломанную челюсть могу объяснить тем, что подушки безопасности в момент удара а/м Hummer о а/м Suzuki Jimny не сработали и он поранился о переднюю панель автомобиля.

О разорванном в клочья служебном удостоверении Помощника Депутата Махачкалинского Совета Депутатов на имя… ФИО…., я ничего сообщить не могу , так как мне это не известно. Так же мне не известно, как порванное служебное удостоверение могло оказаться во рту и пищеводе водителя а/м Hummer.

Что-либо сообщить о собравшейся вокруг места ДТП группе граждан на мотоциклах и скутерах не могу, так как я совершенно не знаю этих людей.

Так же мне абсолютно ничего не известно о том, кто порезал все колеса а/м Hummer, кто проткнул его крышу ломом, кто разбил все стекла и порезал кожаный салон, тем самым приведя его в негодность, и уже упомянутым ломом разворотил и так поврежденный капот и повредил двигатель.

Правдивость моих слов могут подтвердить свидетели и участники ДТП, например водители а/м Mitsubishi Airtrek госномер______ и а/м Suzuki Jimny.

Дата __.__.2013г. Подпись_________(___________)