Образовательный портал - все для студента юриста. Принятие первой советской конституции россии 1918 г 10 июля принятие конституции рсфср

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

  • 10. Галицко-волынская земля в период феодальной раздробленности
  • 11. Новгородская и псковская феодальные республики
  • 12. Право новгорода и пскова
  • 13. Образование русского централизованного государства
  • 14. Общественный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 15. Государственный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 16. Право в пеРиОд образования русского централизованного государства
  • 17. Основные моменты истории россии в сер. XVI в. - хvii в.
  • 18. Общественный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 19. Государственный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 33. Гражданское право в период кризиса абсолютизма в России
  • 36. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 37. Государственный строй России вт. Пол. XIX в.
  • 38. Право в переод развития российского государства во вт. Половине XIX в.
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Изменения в общественном строе
  • 41. Государственный строй в нач. Хх в.
  • 43. Право России в начале 20 века.
  • 44. Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазно-демократической революции.
  • 45. Законодательная политика временного правительства.
  • 46. Возникновение Советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его правовое значение.
  • 47.Изменение общественного строя в период создания советского государства и права.
  • 48.Слом старого и создание нового советского государственного механизма (октябрь 1917-1918).
  • 49.Изменения в государственном единстве в период создания советского государства и права.
  • 50. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Создание основ советского права (1917-1918).
  • 52.Гражданская война, интервенция, военный коммунизм.
  • 53.Развитие формы государственного единства в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 54.Советский государственный механизм в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 55.Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 56.Создание ссср.
  • 57.Развитие государственного аппарата в период нэПа.
  • 59.Развитие отдельных отраслей права в период нэПа.
  • 60.Преобразование общественного строя ссср в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 61. Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 62.Государственный строй в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 64.Развитие публичных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 65.Развитие частных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 66.Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (вов) 1941-1945 гг.
  • 68.Изменения в праве в период вов 1941-1945.
  • 69.Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 70.Развитие права Советского государства в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 71.Развитие формы государственного единства в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 72.Развитие государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 73.Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 74.Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 75.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 77.Развитие отдельных отраслей права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 78.Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985-1991).
  • 79.Ломка политической системы в период перестройки (1985-1991).
  • 80.Направления развития права в период перестройки (1985-1991).
  • 81.Декларация прав и свобод граждан России 1991 г.
  • 82. Государственный аппарат суверенной России.
  • 21. Развитие отдельных отраслей права в период сословно – представительной монархии.
  • 22. Основные этапы развития России в период абсолютной монархии в России.
  • 23. Общественный строй в период абсолютной монархии.
  • 24. Государственный строй в период абсолютной монархии.
  • 26. Гражданское право в период абсолютной монархии в России.
  • 27. Уголовное право в период абсолютной монархии в России.
  • 28. Процессуальное право в период абсолютной монархии в России.
  • 29. Основные моменты развития Российского государства в первой половине 19 в.
  • 30. Общественный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 31. Государственный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 34. Уголовное право в период кризиса абсолютизма в России.
  • 35. Основные моменты развития Российского государства во второй половине 19 в.
  • 67. Общественный и государственный строй оккупированной территории ссср в период вов (1941-1945гг.)
  • 42. Изменение гос. Аппарата в годы первой мировой войны
  • 83. Развитие публичных отраслей права Суверенной России.
  • 84. Развитие частных отраслей права Суверенной России.
  • 50. Конституция рсфср 1918 г.

    До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вопши в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

    Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции.

    Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, было поглощено решением проблемы установления мира с Германией. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор.

    После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Уже 1 апреля 1918 г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих партий: от большевиков Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, от фракции левых эсеров – Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов А.И. Бердников с совещательным голосом. В комиссию вошли также представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комиссию возглавил Я.М. Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. Большинство членов комиссии были большевиками. В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять "трудовые коммуны", И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина.

    10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11).

    Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. Конституция определила компетенцию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и, по замыслу авторов, избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.

    Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. В результате, по некоторым данным, гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставить трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование" (ст. 17).

    Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности", и объявлялось противоречащим основным законам страны "допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия" (ст. 22).

    Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религиозные преступления (ст. 21). В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В последние годы приводятся многочисленные факты нарушений данной статьи Конституции и необоснованных репрессий в отношении верующих и духовенства. Конституция записала лишь те права, осуществление которых гарантировалось в тех условиях. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т.д.

    Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключила себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

    Конституция закрепила не только права, но я обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: "Не трудящийся да не ест". Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического Отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

    Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

    Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п.

    Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

    Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3).

    Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик.

    Идея создания первой советской Конституции была вы­сказана на III Всероссийском съезде Советов левыми эсера­ми. Однако в силу исторической обстановки делегаты съез­да ограничились принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой были решены многие наиболее важные вопросы государственного и обществен­ного устройства Российского государства, а также поста­новления о федеральных учреждениях Российской респу­блики. В марте 1918 г. было принято решение ЦК РКП (б) о создании комиссии для разработки Конституции.

    4 июля 1918 г. проект Кон­ституции был представлен на обсуждение V съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята единогласно.

    · Конституция РСФСР закрепляла классовую демокра­тию, «диктатуру пролетариата». Она провозглашала принадлежность власти в центре и на местах трудящимся массам в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян­ских, красноармейских и казачьих депутатов; областные, губернские, уездные (районные) и волостные съезды Сове­тов; городские и сельские Советы. В период между Всерос­сийскими съездами Советов функции высшего органа госу­дарственной власти выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет в числе не свы­ше 200 человек. ВЦИК являлся высшим законодатель­ным, распорядительным и контрольным органом РСФСР, образовывал Совет народных комиссаров и народные комиссариаты для руководства отдельными от­раслями управления. СНК был ответственен перед Всерос­сийским съездом Советов и ВЦИК.

    · В экономической сфере была провозглашена отмена част­ной собственности на землю. Весь земельный фонд объ­являлся общенародным достоянием и должен был быть передан трудящимся без всякого выкупа на началах урав­нительного землепользования. Все природные ресурсы объ­являлись национальным достоянием.

    · Основная задача социальной политики -уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализ­ма, при котором не будет ни деления на классы, ни государ­ственной власти.

    · В сфере внешней политики одобрялась политика СНК РСФСР, провозгласившего полную независимость Фин­ляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

    · Формой государственного устройства Российской совет­ской республики была избрана федерация советских нацио­нальных республик на основе свободного союза свободных наций.

    · На момент провозглашения России федерацией ее
    субъекты отсутствовали. Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могли объеди­няться в автономные областные союзы, во главе которых стояли областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входили на на­чалах федерации в РСФСР.


    · Конституция РСФСР закрепляла довольно ограничен­ный круг прав личности. Важнейшим политическим правом было активное и пассивное избирательное право. Консти­туция РСФСР закрепляла не вполне всеобщие выборы. Не избирали и не могли быть избранными: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, жи­вущие па нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты быв­шей полиции, особого корпуса жандармов и охранных от­делений, а также члены царствовавшего в России дома.

    · Выборы были не вполне равными, имелись преимущества в представительстве для рабочего класса, то есть были цензорными. Так, Всероссий­ский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармей­ских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету один депутат на 250 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Сове­тов по расчету один депутат на 125 тыс. жителей. То есть городское население имело почти пятикратное преимуще­ство в представительстве на Всероссийском съезде Советов перед сельским населением.
    Выборы были прямыми и многостепенными. Низовое звено Советов избиралось посредством прямых выборов избирателями. Съезды Советов формировались из числа делегатов нижестоящих Советов и съездов Советов. Поря­док голосования в Конституции РСФСР не был указан. На практике сложилось открытое голосование.

    · В числе конституционных политических прав провозгла­шалось право на собрания, митинги, шествия. Имело место предоставление всех политических прав российских граж­дан иностранцам, проживающим на территории РСФСР и принадлежащим к рабочему классу или к не использую­щему чужой труд крестьянству. Местные Советы были вправе предоставлять таким иностранцам права российско­го гражданства без всяких формальностей.

    · К числу конституционных социальных прав относилось право на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое, однако, предоставлялось только рабочим и бед­нейшим крестьянам.

    · Труд провозглашался обязанностью всех граждан. «Не трудящийся да не ест». Конституция РСФСР закрепляла обязанность всех граждан защищать социалистическое Оте­чество, всеобщую воинскую повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предостав­лялось только трудящимся. На представителей свергнутых эксплуататорских классов возлагалось отправление иных воинских обязанностей.

    Принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию первым документом советской России, носящим конституционный характер.

    Начиная с первого дня своего существования, Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.

    Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918 г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте. Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти.

    Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

    И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

    30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов – А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я.М. Свердлов.

    19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

    Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

    «Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

    Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

    Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и И. В. Сталина.

    На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

    Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

    Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

    В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

    Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

    Итак, страна обрела свой первый Основной закон.

    Причиной принятия создания новой российской Конституции стала Октябрьская революция 1917 года. В результате этой революции изменилась форма власти в России. Россия стала советской республикой.

    Конституция РСФСР 1918 г. -- первая Советская Конституция, первый в мировой истории Основной Закон социалистического государства. Конституция подвела итог первому периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

    Основной Закон 1918 г. закреплял общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции 1918г. являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное удаление деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

    V Всероссийский съезд Советов, создавший Конституцию, поручил Наркомату просвещения "ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". В соответствии с этим была создана литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.

    На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.

    Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.

    Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.

    Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.

    В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.

    Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР.

    Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.

    Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

    В 1917 году революционными политическими партиями, добившимися свержения монархии в Российской империи, по инициативе Временного правительства было избрано Всероссийское Учредительное собрание для законодательного закрепления завоеваний революции. Первая редакция проекта Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была написана В.И. Лениным и внесена от имени Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) на заседание Учредительного собрания 18 (5) января 1918 года. Однако Учредительное собрание, в котором относительно большинство принадлежало представителям Партии социалистов-революционеров (эсеров), отклонило проект Декларации и на следующий день Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов распустил Учредительное собрание.

    25 (12) января 1918 года Декларация с учетом ряда исправлений была принята третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. После объединения съезда Советов рабочих и солдатских депутатов со съездом Советов крестьянских депутатов текст Декларации был вновь переутвержден 31 (18) января 1918 года третьим Всероссийским съездом Советов, который выдвинул вопрос подготовки Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов советской власти.

    В соответствии с Декларацией Россия объявлялась «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отменялась частная собственность на землю, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись общенациональным достоянием. В собственность рабоче-крестьянского государства переходили средства производства, транспорта и банки. Была создана Социалистическая Красная армия рабочих и крестьян и введена всеобщая трудовая повинность.

    Высшим органом власти РСФСР стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов».

    Конституция РСФСР 1918 года состоит из шести разделов и 17 глав, часть которых не имела названия:

    Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

    Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики;

    Конструкция советской власти:

    А. Организация центральной власти; О всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; О всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; О Совете Народных Комиссаров; О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

    Б. Организация советской власти на местах: О съездах Советов; О Советах депутатов; О предметах ведения органов Советской власти на местах.

    Активное и пассивное избирательное право: О производстве выборов; О проверке и отмене выборов, об отзыве депутатов.

    Обилие двусмысленностей, неясностей и противоречий в Конституции 1918 г. обусловили привлечение этого документа для обоснования принципиально различных интерпретаций ранней советской истории. Сторонники теории тоталитаризма видели в ее запутанности и сложности сознательную установку большевиков, скрываясь за фасадом аморфных, полуанархических советских институций, утвердить свою монополию на власть. Классические социально-исторические интерпретации, напротив, аргументировали в пользу импровизационного характера первой конституции. По их мнению, она отразила слабость большевистской власти, которая была вынуждена принимать в расчет революционную инициативу "снизу". Эта версия, несмотря на иную расстановку оценочных акцентов, близка позиции советских историков. Последние опирались на высказывания В. Ленина, согласно которым, Конституция 1918 г. "не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций", а зафиксировала "опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Советские исследователи подчеркивали временный характер конституции, рассчитанной на переходный период, и превозносили реализм и политическую гибкость ее создателей-большевиков. Столь же разноречивы оценки Конституции 1918 г. в юридической литературе. Советские правоведы оценивали ее как образец революционного правотворчества. Современная конституционно-правовая литература характеризует Конституцию 1918 г. как самую несовершенную в истории российского конституционного права с точки зрения содержания и юридической "техники".

    При этом историки единодушны в том, что анализ Конституции 1918 г. немыслим без учета трудных обстоятельств ее подготовки и принятия. Решение о подготовке проекта конституции был принято III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) должен был представить проект следующему Съезду Советов. Однако к марту 1918 г., когда собрался IV Всероссийский Съезд Советов, ничего, кроме нескольких черновых набросков, выполненных комиссариатами юстиции и внутренних дел, подготовлено не было. В связи с этим 1 апреля ВЦИК учредил комиссию по разработке проекта конституции, возглавленную председателем ВЦИК Я. Свердловым. Из большевистского руководства в нее (кроме Свердлова) вошли И. Сталин и Н. Бухарин. В состав комиссии были включены также представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. В комиссии, в которую, помимо большевиков, вошли левые эсеры, разгорелась борьба между сторонниками централизации и децентрализации государственной власти, поборниками унитарного и федеративного устройства Советского государства (Э. Карр). Подготовленный проект был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на обсуждение ЦК РКП(б). После внесения поправок он был передан на рассмотрение V Всероссийского съезда Совета, который единогласно утвердил его 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г., после официальной публикации в газете "Известия", Конституция вступила в силу.

    В научной литературе широко распространено мнение, что руководители советского государства не приняли серьезного участия в подготовке Конституции 1918 г., соответствующего ее значению "основного закона". Этот факт чаще всего объясняется презрением большевиков к праву или обремененностью большевистских лидеров более важными делами в ситуации ураганно нараставшего политического и хозяйственного кризиса. Тезис о неучастии большевистских лидеров в создании конституции явно нуждается в релятивации. Представительный состав комиссии по подготовке проекта конституции и настойчивая борьба в ней большевиков против представителей левых эсеров по вопросу о перспективах строительства Советского государства, а также включение в конституцию по настоянию В. Ленина написанной им "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - все это свидетельствует об активной роли большевистского руководства в создании первой советской конституции.

    Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В краткой преамбуле определяется порядок вступления конституции в силу, а также меры по ее популяризации.

    Первый раздел включает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая была написана В. Лениным не позднее 3 (16) января 1918 г. Документ был предназначен для представления в Учредительное собрание, открывшееся 5 (18) января 1918 г., и служил своего рода провокацией, нацеленной на разоблачение его "контрреволюционного" характера. "Декларация" была оглашена Я. Свердловым на его первом заседании. Как и предполагало большевистское руководство, предложение обсудить "Декларацию" было отвергнуто. 12 (25) января 1918 г. ее утвердил естественный правопреемник распущенного Учредительного собрания - III Всероссийский Cъезд Советов. В качестве раздела конституции "Декларация" претерпела переработку: из нее были изъяты все положения и упоминания, касавшиеся Учредительного собрания. При этом в ней сохранились все пункты, отражавшие главные нововведения большевистского правительства начиная с октября 1917 г., которые должно было одобрить Учредительное собрание. В первой главе Россия объявляется федеративной республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (В. Ленин вычеркнул из ее названия первоначально внесенное им определение "социалистическая"). Во второй главе в качестве мер по "установлению социалистической организации общества" декларируются социализация земли, введение рабочего контроля, трудовой повинности и вооружения трудящихся, отказ от международных финансовых договоренностей и национализация банков. В третьей главе объявляется о разрыве с международной политикой "буржуазной цивилизации". Четвертая глава признает cоветы единственным полномочным представительством трудящихся масс, подчеркивая добровольный характер федерации Советских республик России.

    Второй раздел описывает общие положения конституции. Ряд из них повторяет содержание первого раздела, отражая несовершенство структуры документа. Основной задачей рассчитанной на переходный период конституции провозглашается установление "мощной Всероссийской Советской власти". В отличие от статьи 1 статья 10 объявляет Российскую Республику "свободным социалистическим обществом всех трудящихся России". Вновь подтверждаются принадлежность всей полноты власти Cоветам и федеративный характер государства. Верховной властью в стране наделяется Всероссийский Cъезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статьи, посвященные свободе совести, печати, союзов, доступа к знаниям, описывают не столько права трудящихся, сколько экономическую и социальную политику государства. Кроме того, декларируются всеобщая трудовая и воинская повинность, а также равенство прав вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, с существенной оговоркой, что отдельные лица и группы населения лишаются гражданских прав, если "пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции". Особо оговариваются право убежища и упрощенная процедура предоставления гражданских прав иностранцам, что отражает веру составителей конституции в близость мировой революции. В этом разделе, как и во всех остальных, большевистская партия не упоминается. Этот факт едва ли можно объяснить только желанием ленинского руководства скрыть истинную роль партии или слабостью и ненадежностью ее реального положения. Скорее всего, большевики считали партию органом не государственной, а революционной власти.

    Третий, самый обширный раздел - "Конструкция Советской власти" - состоит из двух подразделов, пяти глав и 33 статей. Подраздел А посвящен организации центральной власти. Шестая глава описывает статус Всероссийского Cъезда Советов и порядок выборов в него, неравных для городского и сельского населения. В седьмой главе очерчиваются полномочия ВЦИК, который определяется как "высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган". Восьмая глава посвящена структуре и компетенции Совета Народных Комиссаров (СНК). Декларация об его подотчетности ВЦИК нейтрализуется примечанием, согласно которому "мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно". Отражая стремительную регионализацию Советской власти, статья 47 особо подчеркивает, что звание "народного комиссара" принадлежит только членам СНК. В десятой главе определяются предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК. Перечисление 17 предметов ведения этих органов не устанавливает, тем не менее, ясных границ их полномочий, т. к. признается, что сверх перечисленных вопросов их ведению "подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению". Подраздел Б излагает структуру и компетенцию местных советских органов власти. Десятая глава посвящена областным, губернским, уездным и волостным Съездам Советов, одиннадцатая - местным советам, двенадцатая - предметам ведения местных органов власти. Съезды и исполнительные комитеты советов объявляются носителями высшей власти на подведомственной территории. Т.о., творцы конституции не признали принципа разделения властей. Однако пирамидальная структура и порядок подчинения низших советов вышестоящим ограничивали полномочия советов решением вопросов "чисто местного (для данной территории) значения". При этом раздел не описывает ни границ федерации, ни механизмов ее конструирования и жизнедеятельности, в результате чего федеративный принцип приобретает фиктивный характер: РСФСР по Конституции 1918 г. была федерацией без субъектов федерации.

    Четвертый раздел конституции посвящен активному и пассивному избирательному праву и состоит из трех глав и 15 статей. Избирательное право в революционной России носит ярко выраженный классовый характер. Оно предоставляется трудящимся - тем, кто добывает "средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", а также "солдатам cоветской армии и флота" и даже иностранцам, не принявшим российское гражданство. Однако значительные группы населения лишены избирательного права по классовому признаку: использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, священнослужители и монахи, бывшие служащие и агенты полиции.

    Пятый раздел - "Бюджетное право" - характеризует финансовую политику РСФСР как средство "экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств". Конституция декларирует допустимость и целесообразность для решения этой задачи "вторжения в право частной собственности". В разделе декретируется централизация общегосударственного бюджета, а также обозначаются принципы и процедуры распределения его средств.

    Последний, шестой раздел конституции описывает герб и флаг РСФСР.

    По поводу жизнеспособности и действенности Конституции 1918 г. исследователи высказывают принципиально различающиеся мнения. Одни считают ее мертворожденной, приводя в качестве альтернативных аргументов два обстоятельства: 1) что большевистское руководство не собиралось придерживаться записанных в ней положений; 2) что реальность Гражданской войны деформировала зафиксированные в Конституции 1918 г. институции, принципы и механизмы. Согласно другому мнению, конституция оказалась достаточно гибкой и прагматичной, что позволило ей просуществовать с незначительными изменениями до 1936 г.

    C культурно-исторической точки зрения, Конституция 1918 г. представляется документом, отражающим нарастающую разочарованность большевиков в эффективности революционной самодеятельности масс. Советы оказались неформальными объединениями с неясно очерченными функциями. Они плохо поддавались контролю и управлению, имели тенденцию к автономизации по отношению к центру и содействовали усилению центробежных сил. Основная задача Конституции состояла в четком определении их полномочий, в систематизации, унификации и централизации их деятельности. В. Ленин не скрывал этого назначения конституции. Так, на съезде губернских советов, состоявшемся через три недели после ее принятия, он, согласно газетному отчету, заявил: "Рабоче-крестьянские массы, призванные правительством к управлению страной и долгое время находившиеся вдали от этого, не могли отказаться от желания строить государство путем собственного опыта. Лозунг "вся власть Советам" привел к тому, что на местах хотели прийти к опыту государственного строительства путем собственных ошибок. Такой переходный период был необходим и оказался благотворным. В этом стремлении к сепаратизму было много здорового, доброго, в смысле стремления к созиданию. Советская конституция выявила отношение волостной власти к уездной, уездной к губернской и этой последней к центру".

    Конституцию 1918 г. позволительно интерпретировать как документ, отражающий представления большевиков о возложенной ими на себя цивилизаторской миссии. Она была направлена на дисциплинирование масс и рутинизацию деятельности советов. В этом смысле она была "антисоветской". Последующий опыт Гражданской войны убедил большевиков и их сторонников в эффективности дисциплинирующих практик и благотворности унификации и централизации. Вслед за Конституцией СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. предусматривала более стройную иерархию советов и поставила их под более действенный контроль центральной власти.