О чем наука анатомия. IV группа.Ненормальные кости, т.Е. Смешанные

Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.

Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.

Что такое анатомия

Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.

Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».

В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.

Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:

  • Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
  • патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
  • топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию ), расположения органов относительно друг друга (синтопию ), отношение к скелету (скелетотопию ), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.

Что такое физиология

Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.

Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г. , когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.

Виды физиологии:

  • Возрастная , которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
  • физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
  • авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
  • экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
  • эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.

Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.

Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.

Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.

На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.

Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).

Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.

Человека - основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne- рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология - составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология - теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных.

С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия:

1. Описательная.

2. Систематическая.

3. Топографическая.

4. Пластическая.

5. Функциональная.

6. Динамическая.

7. Возрастная.

8. Сравнительная.

9. Микроскопическая.

10. Патологическая.

Методы анатомии:

1. Рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом - макроскопическая анатомия

3. Изучение с помощью микроскопа - микроскопическая анатомия

4. С помощью технических средств (рентген-лучи , эндоскопия)

5. Метод инъекции красящих веществ в органы

6. Метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами)

Физиология - экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).


Разделы физиологии:

1. Медицинская.

2. Возрастная (геронтология).

3. Физиология труда.

4. Физиология спорта.

5. Физиология питания.

6. Физиология экстремальных условий.

7. Патофизиология.

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый - вивексия (живосечение) - Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей - большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.

В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы - Загорский, его ученик - Буяльский - профессор кафедры анатомии - предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии - Пирогов Н.И . - разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова , Бехтерева , Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов - процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар - о внутренней среде организма (pH)., Овсянников - с/с центр, Сеченов - перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский - регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год - Лунин - открытие витаминов, Анохин - функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография , электроэнцефалография).

1. По-ня-тие и ме-тод ана-то-мии.

2. Связь ана-то-мии с дру-ги-ми нау-ка-ми.

3. Дис-ци-п-ли-ны, вхо-дя-щие в со-став ана-то-мии.

4. Струк-ту-ра сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии.

5. Ос-нов-ные тер-ми-ны.

- гис-то-ло-гия — нау-ка о тка-нях;

- эм-брио-ло-гия , ко-то-рая изу-ча-ет про-цес-сы об-ра-зо-ва-ния по-ло-вых кле-ток, оп-ло-до-тво-ре-ние, за-ро-ды-ше-вое раз-ви-тие ор-га-низ-мов.

3. Ана-то-мия че-ло-ве-ка вклю-ча-ет сле-дую-щие ча-ст-ные дис-ци-п-ли-ны:

- нор-маль-ную ана-то-мию, изу-чаю-щую строе-ние здо-ро-во-го че-ло-ве-ка и его ор-га-ны;

- па-то-ло-ги-че-скую ана-то-мию - мор-фо-ло-гию боль-но-го че-ло-ве-ка;

- то-по-гра-фи-че-скую ана-то-мию - нау-ку о ме-сто-на-хо-ж-де-нии лю-бо-го ор-га-на в че-ло-ве-че-ском те-ле;

- ди-на-ми-че-скую ана-то-мию, изу-чаю-щую дви-га-тель-ный ап-па-рат с функ-цио-наль-ных по-зи-ций, что име-ет зна-че-ние для пра-виль-но-го фи-зи-че-ско-го раз-ви-тия че-ло-ве-ка.

4. В со-став сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии вхо-дят :

- ос-тео-ло-гия — уче-ние о кос-тях, со-став-ляю-щих ске-лет;

- арт-ро-син-дес-мо-ло-гия — о со-еди-не-нии кос-тей и сус-та-вов;

- мио-ло-гия — о мыш-цах ске-ле-та;

- спланх-но-ло-гия — о внут-рен-но-стях;

- ан-гио-ло-гия — о со-су-ди-стой сис-те-ме;

- кар-дио-ло-гия — о серд-це;

- нев-ро-ло-гия — о нерв-ной сис-те-ме;

- эн-док-ри-но-ло-гия — об ор-га-нах внут-рен-ней сек-ре-ции;

- эс-те-зио-ло-гия — об ор-га-нах чувств.

5. Че-ло-век (Homo sapiens) от-но-сит-ся к ти-пу хор-до-вых (Chordata), под-ти-пу по-зво-ноч-ных (Vertebrata), клас-су мле-ко-пи-таю-щих (Mammalia), и вме-сте с выс-ши-ми обезь-я-на-ми со-став-ля-ет от-ряд при-ма-тов (Primates),

Те-ло че-ло-ве-ка по-строе-но по ти-пу дву-бо-ко-вой сим-мет-рии - де-лит-ся сре-дин-ной плос-ко-стью на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны.

Ос-нов-ные тер-ми-ны, ис-поль-зуе-мые при рас-смот-ре-нии раз-лич-ных ор-га-нов те-ла че-ло-ве-ку:

Плос-кость, де-ля-щая те-ло в вер-ти-каль-ном на-прав-ле-нии на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны, на-зы-ва-ет-ся сре-дин-ной;

- плос-ко-сти, па-рал-лель-ные сре-дин-ной - са-гит-таль-ны-ми;

- плос-кость, пер-пен-ди-ку-ляр-ная сре-дин-ной, - фрон-таль-ной;

- по-пе-реч-ные (го-ри-зон-таль-ные) плос-ко-сти пер-пен-ди-ку-ляр-ны сре-дин-ной и фрон-таль-ной плос-ко-стям;

Тер-мин "ме-ди-аль-но" обо-зна-ча-ет часть те-ла бли-же к сре-дин-ной плос-ко-сти;

- "ла-те-раль-но" — даль-ше от нее.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель-ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада-чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова-ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру-га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе-чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана-томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро-вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би-латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж-ду ними является срединная (медианная) плоскость,распо-ложенная вертикально и ориен-тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са-гиттальной.

Сагиттальная плоскость от-деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль-ная плоскость, ориентирован-ная перпендикулярно сагит-тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos-terior), называется фронталь-ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле-нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер-минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот-ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж-ний — inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон-тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове-ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ-ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).

Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон-тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль-ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре-динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste-rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми-ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед-няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы-шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под-мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе-речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

1. Анатомия как наука и её место среди биологических дисциплин, виды анатомии.

Анатомия - это наука о закономерностях строения организма и отдельных его частей. Эти закономерности определяются историей развития организма. В определённых условиях среды наследственными факторами и свойствами живой материи расти и размножаться. Анатомия с греческого слова: anatome - рассечение, разрез.

Задачи анатомии: 1)Изучить развитие сложных структур в зависимости от изменения условий внешней среды (кормление, содержание, эксплуатация). 2)Изучить коррелятивные влияния изменения одного органа на другой. 3)Изучить влияние продуктивных функций на динамику роста и развития отдельных органов. 4)Изучить влияние внешних факторов на формообразование. 5)Выяснить наилучшие комбинации внешних условий благоприятствующие правильному развитию тела и отдельных органов. Значение анатомии: 1)Общеобразовательное. 2)Прикладное.

Виды анатомий: 1). По объектам изучения: Видовая, Типовая, Возрастная, Породная, Половая . 2). По методам изучения: Макроскопическая, Микроскопическая, Макромикроскопическая, Сравнительная, Рентгенанатомия . 3). По состоянию изучаемого объекта: Нормальная анатомия, Патологическая анатомия . 4). По прикладному значению: Типографическая, Пластическая, Описательная или системная, Экстерьерная, Зоотехническая, Теоретическая .
2. Краткая история анатомии как науки.

История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает 5 столетие до н. эры. Учёные: Гераклит, Гиппократ (20 томов). 2) Научного развития: вбирает от 4-го столетия до н. эры, и до 15 столетия нашей эры. Учёные 4-го века: Аристотель ((Система органов), теория развития организма). Во 2-ом веке до нашей эры: Гален. Он утверждает, что:сердце, мозг, печень - главные органы. 3) Период возрождения: 16 век - и первая половина 17 века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении, Фаллопий - изучает строение половых органов, Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат, Леонардо Да Винчи - образы животных и человека. 4) Микроскопический период: вторая половина 17 и 18 веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах. 5) Сравнительно-эмбриональный период: 19-20 века - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
3. Морфологические понятия в анатомии : клетка, ткань, орган. Виды тканей и органов.

Клетка - это наименьшая обособленная частица тела с ядром внутри. Ткань - это совокупность более или менее однородных клеток с их производными, объединённые общим строением, функцией и происхождением. Виды тканей: 1) Эпителиальная (покровная). 2) Опорно-трофическая (соединительная, хрящевая, костная, кровь, лимфа). 3) Мышечная: Поперечно-полосатая ткань (придаёт форму тела), Гладкая (в стенках внутри трубчатых органов), Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань (Сердце). 4) Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Орган - это обособленная часть тела , состоящая из тканей, имеющие определённое строение и функцию. Organon «греч.» - «орудие». Подразделение органов: 1) Паренхиматозные (Компактные органы): почки, печень, лёгкие. Основная масса органов состоит из рабочей ткани. 2) Провизорные: временные (молочные зубы). 3) Дефинитивные - органы сформировавшие и принадлежат взрослому животному. 4) Рудиментарные - остаточные части органа «часть органа». 5) Атавизмистические - остались от предков или возвращаются от предков. 6) Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одинаковая функция. 7) Гомологичные - одно происхождение, но разные функции. 8) Гомодинамные - близкие по своему строению и выполняющие одну и туже функцию (Пальцы). 9) Гомотипичные - парные органы одного организма.
4. Морфологические понятия в анатомии: система органов, организм. Группы систем органов. Основные проявления жизни и системы их обеспечивающие.

Система органов - это сложный комплекс координирования работающих органов, между которыми в процессе развития распределены детали выполнения одной общей функции. 12 систем: 1) Соматическая группа систем (Soma - тело ): 1) Костная. 2) Система соединения костей. 3) Мышечная система. 4) Система общего кожного покрова. Viscera - внутренности. 2) Висцеральная группа систем: 5) Пищеварительная. 6) Дыхательная. 7) Мочевыделительная. 8) Половая. 3) Интегрирующая группа систем: 9) Сосудистая. 10) Нервная. 11) Эндокринная. 12) Система органов чувств.

Организм - это биологическая форма в которой взаимодействуют все исторически развившиеся в нём системы органов. Объединённые строением и функциями в единое целое . Это целое приспособлено к определённым условиям жизни и способна к изменениям своей организации.

Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие: 1) Обмен веществ и энергии: Дыхательной, Пищеварительной, Мочевыделительной системой. 2) Раздражимость: Сосудистая, Нервная, Эндокринная, Органы чувств. 3) Размножение: Обеспечивается половой системой.
5. Основные закономерности строения тела животного.

Общие закономерности строения тела животного: 1).Принцип одноосности или биполярности. 2).Принцип сегментации или принцип метамерности - это тело животного можно разделить на сегменты. 3).Принцип двухсторонней симметрии или антиметрии. 4).принцип двух трубок: а).Нервная трубка. б).Трубка внутренних органов.
6. Понятия онтогенез, филогенез, их основные закономерности. Основные периоды и стадии развития животных.

Стадии развития организма: Жизнь организма от зиготы до смерти называется онтогенезом . Процесс развития: 1) Внутриутробный (пренатальный). 2) Внеутробный (постнатальный). Стадии внутриутробного периода: 1) Зародышевый. 2) Предплодный. 3) Плодный. Зародышевый период: 1) Дробление. 2) Гаструляция. 3) Обособление тела зародыша. Периоды постнатального процесса развития: 1) Новорождённости. 2) Молочный период. 3) Период полового созревания. 4) Период расцвета. 5) Период старения. Период новорождённости 1 месяц, когда происходит замена тех клеток, на те клетки, которые приспосабливаются к условиям среды.

Понятие об онто- и филогенезе: Филогенез - это историческое развитие видов от одноклеточных до ныне живущих: Одноклеточные  Простейшие многоклеточные  Черви  Рыбы (хрящевые и костные)  Земноводные  Рептилии  1) Животные; 2) Птицы.

Биологический закон Мюллера-Геккеля: 1) Филогенез состоит из множества онтогенезов. 2) Онтогенез краткое повторение филогенеза. 3) Онтогенез продолжение филогенеза. Закон Бера: «все ранее стадии развития животных сходны». Основные принципы филогенетического формообразования: 1) Дифференциация или разъединение. 2) Интеграция или объединение.

7. Общая характеристика скелета (его определение, функции, деление).

Остеология от слов: Os – кость и Logos – наука . Костная система или остеология – это часть анатомии изучающая строение кости. Скелет – совокупность костей одного вида животного расположенный в естественном порядке. Скелет произошёл от греческого слова Skeleton – мумия или иссохший. В своём развитии скелет прошёл три этапа развития: 1)Опорно-перепончатый скелет. 2)Хрящевой скелет. 3)Костный скелет. У животных развивается внутренний скелет из хорды и внешний в процессе филогенеза. У лошади в среднем 214 костей, у КРС – 209, Мелкие жвачные – 101 – 212, Свинья – 288, Собака – 282, У человека – 206. Функция скелета: 1) Опорная. 2) Защитная. 3) Кроветворная – формирование клеток крови. 4) Участие в минеральном обмене веществ. 5) Определяет внешние формы животного. 6) Скелет образует систему рычагов. Скелет подразделяется на: 1) Осевой. 2) периферический или скелет конечностей. Осевой скелет состоит из: Скелета головы. Скелета шеи. Скелета туловища (грудные позвонки, рёбра, грудная кость).  Скелета поясницы (скелет крестца). Скелета хвоста. Периферический скелет состоит из:  Скелета грудных конечностей. Скелета тазовых конечностей. Скелет конечностей в свою очередь состоит из: 1)Костей пояса. 2)костей свободной конечности. К тазовым конечностям относятся 2-е тазовых кости, а каждая тазовая кость состоит из 3-х костей (Седалищная, лонная, подвздошная).
8. Строение, рост, развитие кости как органа (на примере трубчатой кости).

В кости 4-е структурных элемента: 1) Костная ткань. 2) Костный мозг. 3) Надкостница. 4) Гиалиновый хрящ. Хрящ (cartilago ) покрывает участки кости на концевых участках. По расположению бывают: 1)Суставной (на верхних концах кости), 2)Метафизарный хрящ обеспечивает рост кости в длину, расположенный внутри кости. Расположен в зоне роста. Надкостница представляет собой тонкую оболочку, покрывающая кость с наружи, за исключением места расположения суставного хряща. Надкостница состоит из 2-х слоёв: 1) Наружный или фиброзный – представлен соединительной тканью, с большим количеством коллагеновых волокон. 2) Внутренний или камбиальный (остеогенный). Изнутри кость покрывается эндостом – тонкая оболочка, но внутри. Костная ткань подразделяется на: 1) Губчатое вещество. 2) Компактное вещество. Губчатое вещество располагается на концевых участках кости и обеспечивает упругие свойства кости. Компактное вещество более плотное и определяет прочность кости. Костный мозг заполняет полость кости и в зависимости от возраста костный мозг бывает: 1)Красный (Medulla osseum rubra). 2)Жёлтый (Medulla osseum flava).

Кость в своём развитии проходит 3-и или 2-е стадии развития: 1) (1) Перепончатая. 2) Хрящевая. 3) Костная ) - Энхондральный путь развития. Характерен для внутреннего скелета. 2) (1) Перепончатая. 2) Костная ) - Эндестальный путь развития кости. Характерен для внешнего скелета.

Развитие кости: 2) [Перехондральное окостенение] (образуется костная манжетка). 3) [Энтохондральное окостенение] (формируется первый очаг окостенения). 4) Формируется второй очаг окостенения. 5) Формирование дефинитивной кости. Есть зона роста. Похожа на кость взрослого животного. Зона роста: диаметафизарная субхондральная кость, эпихондральная метафизарная кость.
9. Типы костей по форме, факторы формообразования костей, возрастные особенности.

В свежей кости воды до 50%, жиров до 15%, белков (оссеин) до 12,5%, минеральных веществ до 22% (Ca, P). Когда кость вываривают остаётся минеральных веществ до 85%. На химический состав влияет: возраст, кормление, влияние факторов на состав, физическое влияние при беременности. Физические свойства кости: 1)Упругость. 2)Прочность. Классификация костей по форме : 1) Длинные (ossa longa): а) Трубчатые (конечности), б) Плоские (рёбра). 2) Короткие (ossa brevia). 3) Смешанные (ossa mixta) позвонки (функция опоры). 4) Плоские кости (ossa plana) лопатки, тазовые кости. 5) Пневматизированные (воздухоносные) (ossa pneumatica) – в области головы (в черепе).


10. Общая хар-ка системы соединения костей: определение, функции, факторы состояния костей, классификация соединения костей.

Система соединения костей – это совокупность анатомических образований приспособленных для связей костей друг с другом. Функции связочного аппарата : 1) Прочно и надёжно соединяет кости. Способствуя выполнению скелетом динамических и статических функций. 2) Защитная. 3) Участие в обмене в-в. 4) Оказывает содействие мышечной системе в осуществлении различных определённых движений животного. Факторы состояния костей : 1) Кормление животного. 2) содержание. 3) Эксплуатация. 4) Возраст. 5) Пол. 6) Физическое состояние животного. 7) Порода. Классификация соединений костей :


Непрерывный тип – Синартроз.

Синартроз – это такие виды соединений, при которых промежуток между костями заполнен каким-либо видом ткани выполняющую соединяющую роль.

Виды синартроза: 1) Синдесмоз – это соединение костей с помощью плотной соединительной тканью (швы, связки, мембраны). Швы (suturae): 1) Плоские (plana) – встречаются между носовыми костями, соединение это непрочное. 2) Зубчатые (dentata) – встречаются в соединениях между носовыми и лобными костями. 3) Чешуйчатые (squamosa) – соединения путём наложения одной ткани на другую. 4) Листовидные (foliatae) – в соединении между теменными и затылочными костями. Связки (ligamenta) – это лентовидные соединительно-тканные образования. Мембраны (membrana) – это широкие соединительно-тканные образования.

2) Синэластоз – это наличие или содержание эластических волокон. Пример: выйная связка.

3) Синхондроз – это хрящевое соединение костей, т.е. соединение хрящом. Хрящ: 1) Гиалиновый – между костями в молодом возрасте . 2) Волокнистый – где кости под воздействием испытывают давление между телами позвонков.

4) Синостоз – соединение костной тканью. Есть у взрослых животных.

5) Синсаркоз – соединение костей с помощью мышечной ткани.


: 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по двум перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав).

Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами.

11. Строение, классификация суставов. Виды движения в суставах.

Составными элементами сустава являются: 1) Суставная капсула. 2) Соединяющиеся поверхности, покрытие гиалиновым хрящом. 3) Пространство заполненное синовиальной жидкостью. Концы костей покрыты суставным хрящом (cartilago articularis). По бокам сустава: капсула сустава (capsula articularis). Внутри – суставная полость (cavum articularis) с синовией (synovia). Капсула сустава состоит из 2-х слоёв: 1)Наружный – фиброзный (придают плотность). 2)Внутренний – синовиальный (вырабатывают синовию). Синовия – это тягучая жидкость , которая обеспечивает питание сустава, гладкую поверхность и буферные свойства.

Прерывный тип – Диартроз (соединение составов). Диартрозы (суставы). Сустав – articulatio (arthrоn). Функции диартроза: По типу движения : 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по 2-м перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав). Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами. По форме соприкасающихся поверхностей : 1) Шаровидные – движение многоостное. 2) Блоковидное. 3) Эллипсовидное – форма двояковогнутое и -выпуклое. 4) Плоские – соединения между позвонками. 5) Седловидные (КРС присоединение ребра к позвонку).

Виды движения суставов : 1) Сгибание – flexio. 2) Разгибание – extensio. 3) Отведение – abductio. 4) Приведение – adductio. 5) Вращение – rotatio: 1. Наружу – supinatio. 2. Внутрь – pronatio.
12. Функции мускульной системы, её состав и связь с др. системами. Строение мускулов как органов.

Функции : 1) Перемещение тела в пространстве. 2) Изменение положения частей тела и отдельных органов. 3) Составляет основу тела животного (вместе с костной системой, системой соединения костей и общего кожного покрова). 4) Обеспечивает изменение объёма полостей. 5) Является трансформатором переходом обменной энергии в тепловую. 6) Функция депо воды . 7) Проявляет состояние нервной системы. 8) Наличие мышечно-суставного чувства (даёт возможность животному ориентироваться в пространстве). Связь мышечной системы с др. системами : генетическая, морфологическая, функциональная. Органы мышечной системы : Главные. Вспомогательные. К главным органам относятся мышцы (мышечная ткань). 3-и виды мышечных тканей: 1)Поперечно-полосатая. Она формирует скелетную мускулатуру (соматическая). 2)Гладкая мускулатура. Она выстилает стенки внутренних органов и кровеносных сосудов. 3)Сердечная или поперечно-сердечная мышечная ткань. Вспомогательные органы: Фасции, бурсы (сумка), синовиальные влагалища, сесамовидные кости и блоки на костях.

Строение мускула как органа : каждый мускул состоит из пассивной части и активной. Пассивная часть (закрепление мышц на костной поверхности). Активная часть – сокращение мускул. Мышца имеет: головку, брюшко, хвост. Головка совпадает с неподвижной точкой. Мускул состоит из рабочей ткани – мышечных волокон и соединительно-тканного остова (строма, интерстиций). Соединительно-тканный остов (поперечный разрез): 1) Оболочка (эпимизий). 2) Трабекулы (перемизий). 3) Эндомизий – оболочка покрывающая волокно мышечное. Форма головки и хвоста мускула зависят от формы мускула. Если брюшко крупное, то головка и хвост называются сухожилием и имеют круглую форму. Если брюшко плоское, то сухожилии получили название апоневроз.
13. Классификация мышц по форме и функции.

По форме : 1) Пластинчатые мускулы. 2) Веретенообразные (на конечностях). 3) Кольцеобразные (в основании естественных отверстий). По внутреннему строению : 1) Динамические мышцы (нежная соединительно-тканных основ). 2) Статические (в которых полно отсутствуют мышечные волокна). 3) Динамостатические (наличие в % соотношении мышечных волокон (>50%)). 4) Статодинамические (мышечные волокна сниж. до минимума (15%)). По функции : 1) Разгибатели – экстензоры. 2) Сгибатели – флексоры. 3) Отводящие – абдукторы. 4) Приводящие – аддукторы. 5) Сжиматели – сфинктеры. 6) Расширители – дилятаторы. 7) Суживатели – констрикторы. 8) Вращатели – ротаторы. 9) Вращение наружу – супинаторы. 10) Вращение внутрь – пронаторы.

Синергистры – выполняющие одну и туже функцию. Антагонисты – выполняющие разные функции.


14. Вспомогательные органы мышц и их функции: фасции, бурсы, синовиальные влагалища (значение, строение, классификация).

Фасции (fascia, ae ) – оболочки. Фасции – это широкие, пластинчатые, соединительно-тканные образования, формирующие футляры для мускулатуры в целом, группы и отдельных мускулов. Функции фасций : 1) Защитная. 2) Сдерживает давление мускулов на окружающие органы. 3) Представляет обширную площадь для закрепления мускулов. 4) Создаёт более благоприятные условия для работы мышц. Классификация фасций: По топографии расположения : 1) Поверхностные. 2) Глубокие. 3) Смешанные. Поверхностные фасции состоят из 2-х листков: 1)Наружного. 2)Внутреннего. Располагаются группы мышц или подкожные мышцы (грудобрюшной мускул, лопаточно-плечевой мускул, шейный). Глубокая фасция располагается под поверхностной и состоит из 2-х листков: наружного и внутреннего. Наружный листок соприкасается с поверхностной фасцией, а внутренней с оболочками больших полостей (брюшной и грудной). Внутренний листок глубокой фасции в грудной полости получил название внутригрудная фасция . Внутренний листок глубокой фасции в брюшной полости получил название поперечно-брюшная фасция . Наружный листок глубокой фасции в области брюшной стенки получил название жёлтая брюшная фасция (у травоядных). Собственные или специальные фасции покрывают каждый мускул, а в отдельных участках тела имеют собственные названия: фасция предплечья, широкая фасция бедра.

Бурсы (сумки) – bursa . Бурсы – это мешочки стенки которого состоят из соединительной ткани. Внутри мешочки заполнены жидкостью, в основном бурсы будут располагаться в теле животного с мягким телом соприкасаясь с костью, где будет трение. Классификация бурс : По происхождению : 1) Врожденные. 2) Приобретенные. По характеру жидкости : 1)Слизистые (под кожей). 2)Синовиальные. По расположению : 1) Подкожные. 2) Подсухожильные. 3) Подсвязочные. 4) Подмышечные. Сухожильные влагалища представляют собой бурсы вытянутой вдоль сухожилия. В сухожильном влагалище различают 2-а пласта: 1)Наружный – фиброзный. 2)Внутренний – синовиальный. Внутренний пласт состоит из 2-х листков: Париетальный, висцеральный. Место перехода одного листка в другой называется брыжейкой. Между париетальным и висцеральным листками располагается синовиальная жидкость.

Синовиальное влагалище (vagina synovialis ) , соединительно-тканный футляр, окружающий сухожилие и способствующий его скольжению. Висцеральный листок С.в. сращён с сухожилием, париетальный – с сухожильным влагалищем . Полость между висцеральным и париетальным листками заполняется синовиальной жидкостью. Основное заболевание С.в. – раны, ушибы.

15. Общая хар-ка сис-мы ОКП: строение кожи и её производные, функции системы ОКП.

ОКП – это плотная оболочка, покрывающая тело животного снаружи и является посредником между телом и внешней средой и выполняет защитную функцию (предохраняет глубокие ткани от воздействия внешней среды). ОКП включает в себя : 1) Собственная кожа. 2) Производные кожи: Волосы, железы (потовые, сальные, слюнные, молочные), роговые образования (рог, коготь, ногти у человека), мякиши. Основные функции ОКП : 1) Защитная. 2) Терморегуляторная. 3) Рецепторная. 4) Депо жира (до 40%). 5) Депо воды, крови (до 10%). 6) Экстерьерная. 7) Дыхательная. 1/3 кислорода поступает в организм. 8) Гормональная. Строение кожи : 1)Эпидермис. 2)Основа кожи. 3)Подкожный слой. Эпидермис состоит из 5-ти слоёв: 1) Роговой. 2) Блестящий. 3) Зернистый. 4) Слой крылатых (шиповатых) клеток. 5) Производный слой. Эпидермис отделяется от основы кожи базальной мембраной. Анатомически кожа состоит из 2-х слоёв: 1)Роговой (роговой, блестящий, зернистый слои). 2)Производящий (шиповатые клетки, производный). Основа кожи (дерма) : 1) Сосочковый. 2) Сетчатый. Сосочковый слой формирует сосочки, выступающие в сторону эпидермиса, построен из рыхлой соединительной ткани и на нём располагаются базальные мембраны. Сетчатый слой представлен плотной соединительно-тканной с наличием коллагеновых и эластических волокон. Подкожный слой не делится, построен из рыхлой соединительной ткани в которой располагаются жировые клетки.

Производные кожи : Волос (pilus ) – подразделяется на стержень (scapus), корень (radix). Корень включает такие части: 1)Внутрикожная часть с луковицей, сосудами и нервами. 2)Корневые влагалища (нар. и внутр.). наружное формируется из рогового эпителия. Внутренний – из производящего слоя эпидермиса. 3)Волосяная сумка формируется за счёт основы кожи. Все элементы называются волосяным фолликулом . Поперечный разрез волоса: 1)Кутикула. 2)Корковый слой. 3) Мозговой слой волоса. Типы волос : 1) Покровные. 2) Длинные. 3) Синуозные – чувствительные волосы. Смена волос называется линькой. Линька бывает: 1) Сезонная (периодическая). 2) Перманентная (постоянная). 3) Ювенальная (юношеская).

Кожные железы : классификация: 1)По наличию выводных протоков: железы внутренней секреции не имеют выводных протоков. Железа внешней секреции имеют выводные протоки. 2)По строению выводного протока: простые. Сложные. 3)По строению концевых отделов: Альвеолярные. Трубчатые. Альвиолярно-трубчатые. 4)По характеру секреции: сальные. Потовые. Серозные. Слизистые. Молочные. 5)По типу секреции: голокриновые – сами разрушаются. Апокриновые – разрушается крышечка. Мерокриновые – полностью сохраняются. 6)По расположению: пристенные. Застенные. Потовые железы (glandulae sudoriferae): внешней секреции, простые, трубчатые, мерокриновые. Сальные железы (glandulae sebaccae): внешней секреции, протые, голокриновые, альвеолярные. Протоки открываются в корневые влагалища. Их секрет кожное сало. Молочные железы (glandulae lactiferae): внешней секреции, сложные, мерокриновые, трубчато-альвеолярные железы. Молочные железы – основной признак млекопитающих. Молочная железа бывает : 1)Компактное – uber, 2)Множественная – ubera, 3)Грудь – mammae. На вымени различают – тело и соски. Молочная железа (у КРС) подразделяется на 2-е половины: правая и левая. Каждая половина состоит из четвертей или каждую четверть называют (холмом ). Вымя снаружи покрыта кожей, под кожей располагается поверхностная фасция, наружный листок глубокой фасции. Внутренний листок глубокой фасции формирует подвешивающую связку вымени. Если рассматривать молочную железу как орган, то в ней выделяют: строму (остов) и паренхиму (клетки которые вырабатывают секрет). Строма состоит из соединительно-тканной ткани, покрытая фасциями. Форма вымени : 1)Округлая или чашеобразная (КРС). 2)Козье. 3)Квадратное (у КРС). 4)Плоское (КРС). Форма сосков : 1)Цилиндрическая. 2)Коническая. 3)Расширение у основания соска. У свиней форма соска может бить в виде кратера.

Копыто – это дистальный участок конечностей, заключённый в роговой башмак. В состав копыта входят органы : сосудистый, нервный, костной, мышечной системы. Соединение костей: копытный сустав, капсула, связки сустава и связки сезамовидной кости. Мышечная система : конечные участки сухожилий (глубокого пальцевого сгибателя, поверхностного пальцевого сгибателя, бокового пальцевого разгибателя, длинного (на тазовой) и общего (на грудной) пальцевого разгибателя., имеется бурса). На копыте различают следующие части: 1) Кайма – limbus (5-7 мм). 2) Венчик – corona ungulae. 3) Копытная стенка – paries ungulae. 4) Подошва – solea ungulae. В области каймы все развиты 3-и слоя (эпидермис, дерма, подкожный слой). В обл. Венчика все 3. В области копытной стенки имеется эпидермис и дерма. Со стороны подошвы – эпидермис, дерма. Подкожный слой – только в мякише.

Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке Д. Морганьи , изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин .

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.

V группа. Воздухоносные. Имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой, заполненную воздухом. К этим костям относятся кости черепа (лобная, клиновидная, решетчатая и верхняя челюсть).

На костях имеются возвышения и неровности – апофизы (бугорок, бугор, гребень и отросток). Также имеются ямки – это место прикрепления мясистой части мышцы. Поверхности костей ограничены краями. Также имеются борозды, каналы и питательные отверстия.

3.Анатомия как наука.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов. Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Основателем в изучении человеческого тела является Леонардо да Винчи - художник и учёный, начинающий систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

В России Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую илиописательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией , если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Макроскопическая анатомия – изучает строение тела отдельных органов и их частей при помощи небольшого увеличения. Микроскопическая анатомия – изучает строение органов при помощи микроскопа.

4. Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) - совокупность анатомических терминов.

Первые анатомические термины (названия отдельных органов) появились около 3000 лет назад в Древней Греции и в дальнейшем создавались также стихийно в зависимости от наблюдательности и фантазии исследователя. Древнегреческие врачи употребляли около 700 анатомических наименований. В анатомических терминах фигурировали географические (insula), геометрические (trigonum) понятия, а также термины, основанные на сравнениях с другими предметами. Все это затрудняло изучение анатомии.

Одним из первых предпринял попытку упорядочить анатомические названия Леонардо да Винчи (1452-1519). Он дал первую классификацию мышц человеческого тела, взяв за основу их положение и функцию.А. Везалий (1514-1564), пытаясь устранить путаницу, господствовавшую в номенклатуре, отверг арабские определения и латинские слова средневековья, перевел греческие слова на классический латинский язык и ввел исключительно латинские обозначения. Однако нек-рые из этих выражений в переводе звучали неудачно.

К концу 18 в. число анатомических наименований превышало 30000, они нуждались в отборе и научной систематизации. Большой вклад в развитие анатомической терминологии внес Генле, который вместе с Оуэном предложил ряд терминов, обозначающих; плоскости и оси человеческого тела (ventralis - брюшной; dorsalis - спинной; medialis - направленный кнутри, к срединной плоскости; lateralis - направленный кнаружи от нее), что значительно облегчило и упростило изложение анатомии.