Николаевский костел, киев. Николаевский костел (Николаевская церковь)


Названий у этого здания, построенного в стиле неоготики целых три: Национальный дом органной и каменой музыки Украины, римско-католический костёл Святого Николая и Николаевский костёл (последнее используется чаще всего).

Разработка и строительство здания производились под руководством известного киевского архитектора Городецкого. Сложные условия строительства и архитектурного решения побудили архитекторов применить новаторские на то время инженерные технологии, а строить здание начали в 1899 году. Впервые в тогдашней строительной практике была предложена закладка фундамента на бетонных сваях, а в конструкциях широко использовался железобетон - новый строительный материал. Костёл был богато украшен как настенными росписями так и витражами, которых насчитывалось 40, но они к сожалению не сохранились.

В 1909 году было завершено строительство костёла и он был освящён. Как и большинство других религиозных мест, он был закрыт и разграблен около 1933 года, а духовенство подверглось репрессиям. В здании разместили склады товаров. В 1943 году во время войны, храм очень сильно пострадал от артиллерийского обстрела и пережил пожар.

1 из 6




В послевоенные годы здание костёла было частично отреставрировано и перестроено под нужды Киевского государственного областного архива. В 1978 году было принято решение о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки и переоборудовании под концертный зал помещения бывшего Николаевского костёла. Одновременно с реставрацией проводилась и частичная реконструкция здания. С 1980 года Николаевский костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки.

Интересные факты:
— 25 июня 2001 года костёл посетил папа римский Иоанн Павел II,
— по будням прихожане молятся в подвале, где сыро и холодно, а на выходных службы проводятся в органном зале.

Официальное название: Николаевский костёл, Дом органной и камерной музыки

Адрес: г. Киев, улица Большая Васильковская (ул. Красноармейская), 77

Дата постройки: 1899

Основная информация:

Костел Святого Николая (церковь святого Николая либо Николаевский костел ) - является одним из двух римо-католических церквей расположенных в Киеве. Николаевский костел в Киеве находится на улице Большой Васильковско й (бывшая Красноармейская улица), в прицентральном районе Киева. Храм был сооружен в 1899-1909 годах киевским архитектором Владиславом Городецким, в классическом готическим стиле (псевдоготика). Проект принадлежал С. В. Валовскому.

История:

История Николаевского костела в Киеве . Одной из причин постройки костела стало выросшее число католиков в Киеве, перевалившее за 40 000. Процесс постройки костела святого Николая в Киеве начался с конкурсного проекта и длился не мало не много - 10 лет, бюджет постройки составил 500 тысяч рублей. Для строительства костела использовалось немало новшеств. В особенности, для возведения Николаевского костела был использован новый для того времени строительный материал - железобетон. Фундаменты костела пришлось закладывать на бетонных сваях, причины были следующими - шпили церкви должны были подняться на 62 метра, и почва для строительства было достаточно сложной. Фундамент на бетонных сваях был использован в Европе впервые, благодаря изобретению киевского инженера А. Э. Страуса.

Вход в Николаевский костел

Здание храма, в стилеготики с высокими стрельчатыми башнями было готово в 1909 году. В том же году костел был освещен.

С приходом к власти большевиков в 1917 году костел был закрыт, позднее его использовали как склады, а во времена фашистской оккупации здание церкви было частично разрушено. Судьба костела в советское время была типичной для всех храмов - он был закрыт, в начале 1930-х годов Николаевский костел был разграблен, его священнослужители подверглись гонениям и репрессиям.

В декабре 1978-го года вышло распоряжение Совета Министров УССР, которое предписовало создание в Киеве Республиканского дома органной и камерной музыки, который подчинялся бы Министерства культуры УССР. В итоге внутренний зал костела был переоборудован в концертный зал. Было проведено большую работу - проводилась реставрация и реконструкция, как интерьера костела, так и внешности храма. Для оформления интерьеров церкви, цветные витражи были заказаны и сделаны в Прибалтике, мебель, в мягком и классическом стиле, произведена на Львовской мебельной фабрике, в Киверцах Волынской области был заказан паркет высочайшего качества.

Одной из главных деталей интерьера костела является чудесный орган, который под заказ был сделан специалистами и мастерами чешской фирмы «Rieger-Kloss» из города Крнов для концертного зала Николаевского костела. На сегодняшний день костел Святого Николая в Киеве является единственным представителем подобного архитектурного стиля в Киеве, он радует глаз не только киевлян, но и гостей города.

Интересные факты:

При построении костела использовался новый на то время материал - железобетон

В июне 2001 года Николаевский костел посетил папа римский Иоанн Павел II.

Николаевский костел на карте Киева:

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

Архитектурный стиль Неоготика Автор проекта С.В.Валовский, Владислав Городецкий Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дата основания Строительство - годы Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Статус действующий Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Состояние Дом органной и камерной музыки; Приходской храм РКЦ Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). 12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Николаевский костёл]] на Викискладе Координаты :

Николаевский костёл , Дом органной и камерной музыки (укр. Костел Святого Миколая, Будинок органної та камерної музики ) - римско-католический костёл Святого Николая в Киеве , используемый с 1980 года в качестве Дома органной и камерной музыки. Расположен по адресу: ул. Большая Васильковская, 77.

История

Постройка костёла Св. Николая началась по конкурсному проекту архитектора С. В. Валовского в 1899 году . Разработка и строительство здания производились под руководством известного киевского архитектора В. В. Городецкого . Костёл, построенный в стилизованных готических формах с высокими стрельчатыми башнями и шпилями, отличается стройными пропорциями, лёгкостью, ясностью композиционной структуры. Сложные условия строительства и архитектурного решения побудили архитекторов применить новаторские на то время инженерные технологии. Инженером А. Э. Страусом впервые в тогдашней строительной практике была предложена закладка фундамента на бетонных сваях, а в конструкциях широко использовался железобетон - новый строительный материал. Костёл был богато украшен как настенными росписями так и витражами, которых насчитывалось 40 (не сохранились).

Напишите отзыв о статье "Николаевский костёл (Киев)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Николаевский костёл (Киев)

В то время мы жили в старинном двухэтажном доме, сплошь окружённом огромным старым садом. Моя мама каждый день уходила на работу, а папа в основном оставался дома или уезжал в командировки, так как в то время он работал журналистом в местной газете, названия которой я, к сожалению, уже не помню. Поэтому почти всё своё дневное время я проводила с дедушкой и бабушкой, которые были родителями моего отца (как я узнала позже – его приёмными родителями).

Вторым моим самым любимым увлечением было чтение, которое так и осталось моей большой любовью навсегда. Я научилась читать в три года, что, как оказалось позже, было весьма ранним для этого занятия возрастом. Когда мне было четыре, я уже «взахлёб» зачитывалась своими любимыми сказками (за что и поплатилась на сегодняшний день своими глазами). Я обожала жить с моими героями: сопереживала и плакала, когда что-то шло не так, возмущалась и обижалась, когда побеждало зло. А когда сказки имели счастливый конец – тут уж всё ярко сияло «розовым цветом» и мой день становился настоящим праздником.
Смешно и грустно вспоминать эти удивительно чистые детские дни, когда всё казалось возможным, и всё было абсолютно реальным. Насколько реальным – я не могла тогда даже предположить. Это произошло, когда я с очередным упоением читала одну из своих любимых сказок. Ощущение было настолько ярким, что я помню, как будто это случилось только вчера: привычный мир вокруг меня вдруг куда-то исчез, и я оказалась в своей любимой сказке. Я имею в виду – по-настоящему оказалась. Всё вокруг было реально живое, движущееся, меняющееся… и абсолютно потрясающее.
Я не знала точно, сколько я пробыла в этом удивительном мире, но когда это вдруг исчезло, внутри осталась какая-то болезненно-глубокая звенящая пустота… Казалось, что наш «нормальный» мир вдруг потерял все свои краски, настолько ярким и красочным было моё странное видение. Я не хотела с ним расставаться, не хотела чтобы это кончалось… И вдруг почувствовала себя настолько «обделённой», что разревелась навзрыд и бросилась жаловаться всем, кого в тот момент нашла, о своей «невозвратимой потере»… Моя мама, которая к счастью в тот момент находилась дома, терпеливо выслушала мой сбивчивый лепет, и взяла с меня обещание пока не делиться своей «необыкновенной» новостью с друзьями.
Когда я удивлённо спросила: – Почему?
Мама растерянно сказала, что это пока будет нашим секретом. Я, конечно, согласилась, но это казалось чуточку странным, так как я привыкла открыто делиться всеми своими новостями в кругу своих друзей, и теперь это вдруг почему-то было запрещено. Постепенно моё странное «приключение» забылось, так как в детстве каждый день обычно приносит что-то новое и необычное. Но однажды это повторилось опять, и уже повторялось почти каждый раз, когда я начинала что-то читать.
Я полностью погрузилась в свой удивительный сказочный мир, и он казался мне намного реальнее, чем все остальные, привычные «реальности»… И я никак не могла понять своим детским умом, почему моя мама приходит во всё меньший и меньший восторг от моих вдохновенных рассказов…
Моя бедная добрая мама!.. Я могу только представить себе теперь, после стольких прожитых лет, что она должна была пережить! Я была её третьим и единственным ребёнком (после умерших при рождении моих брата и сестры), который вдруг погрузился непонятно во что и не собирается оттуда выходить!.. Я до сих пор благодарна ей за её безграничное терпение и старание понять всё, что происходило со мной тогда и все последующие «сумасшедшие» годы моей жизни. Думаю, что многим ей помог тогда мой дед. Так же, как он помогал и мне. Он находился со мной всегда, и наверное поэтому его смерть стала для меня самой горькой и невосполнимой потерей моих детских лет.

Жгучая, незнакомая боль швырнула меня в чужой и холодный мир взрослых людей, уже никогда больше не давая возможности вернуться назад. Мой хрупкий, светлый, сказочный детский мир разбился на тысячи мелких кусочков, которых (я откуда-то знала) мне уже никогда не удастся полностью восстановить. Конечно же, я всё ещё оставалась малым шестилетним ребёнком, с моими грёзами и фантазиями, но в то же время, я уже знала наверняка, что не всегда этот наш удивительный мир бывает так сказочно красив, и не всегда в нём, оказывается, безопасно существовать…
Я помню как буквально несколько недель до того страшного дня, мы сидели с дедушкой в саду и «слушали» закат. Дедушка почему-то был тихим и грустным, но эта грусть была очень тёплой и светлой, и даже какой-то глубоко доброй… Теперь-то я понимаю, что он тогда уже знал, что очень скоро будет уходить… Но, к сожалению, не знала этого я.
– Когда-нибудь, через много, много лет… когда меня уже не будет рядом с тобой, ты так же будешь смотреть на закат, слушать деревья… и может быть вспоминать иногда своего старого деда, – журчал тихим ручейком дедушкин голос. – Жизнь очень дорога и красива, малыш, даже если временами она будет казаться тебе жестокой и несправедливой... Что бы с тобой не случилось, запомни: у тебя есть самое главное – твоя честь и твоё человеческое достоинство, которых никто у тебя не может отнять, и никто не может их ронить, кроме тебя… Храни это, малыш, и не позволь никому тебя сломать, а всё остальное в жизни восполнимо...
Он качал меня, как маленького ребёнка, в своих сухих и всегда тёплых руках. И было так удивительно покойно, что я боялась дышать, чтобы случайно не спугнуть этот чудесный миг, когда согревается и отдыхает душа, когда весь мир кажется огромным и таким необычайно добрым… как вдруг до меня дошёл смысл его слов!!!

Костел Святого Николая- одно из самых заметных сооружений Киева. Это не только органный зал, но и с 1992-го года простая католическая церковь, куда свободно может зайти любой желающий. В ходе визита в Киев Папы Римского в 2001-м году он посетил именно это место

Строительство костёла Св. Николая в Киеве велось по проекту архитектора Валовского. Сами строительные работы проходили под руководством знаменитого киевского архитектора В. В. Городецкого. В 1899 году Городецкий взялся за создание чертежей католического собора. Подобных этому костелу в мировой практике не встречалось и придумать такого рода сооружение удавалось лишь избранным счастливчикам. Зодчий решил обратиться к Нотр-Даму. Если присмотреться к балконам, опоясывающим грани башен собора, то видно, что не пышные капители удерживают их в неподвижном состоянии, а ужасные твари, изнемогающие под грузом, возложенным на их спины. А ещё выше, под самыми основаниями острых куполов, притаились еще более скверные существа, бдительно осматривающие все подходы к святому храму. На башне со шпилем гнездится большое семейство грифонов. Арки входа тоже декорированы загадочными знаками с ящерицами - саламандрами



Ответ на некоторые загадки лежит на поверхности. Саламандру нередко изображали как символ целомудрия, в христианском искусстве она ассоциировалась с приверженностью к вере и добру. То же относится и к грифонам. В средневековой Европе это существо символизировало двойную природу Христа - божественную и в то же время человеческую. Грифон же (отчасти зверь, а отчасти птица) всегда был сопряжен с силой и внимательностью. Вот потому то именно эти существа и были избраны, чтоб украсить Николаевский Костёл
Архитектор Городецкий, указывая на победу добра над злом, на центральном фронтоне поставил скульптуру Архистратига Михаила, наступившего ногой на покаранного дьявола в виде крылатого дракона.


Есть свидетельства, что сооружение костела, которому скоро исполниться сто лет, чуть не обратилось для автора тюрьмой…В 1904 году погиб молодой строитель - упал с лесов и разбился. Со следующего дня все киевские газеты вышли с заголовками наподобие «Трагедия на строительстве костела». Именно так и писали - «трагедия». В те времена жизнь человека ценилась гораздо больше, чем в наше время. Разразился грандиозный скандал. Так как Городецкий управлял строительством, именно его и обвинили в этом трагическом эпизоде, открыв уголовное дело и взяв подписку о невыезде, что для него, ярого путешественника, было настоящим ужасом. Но позже было доказано, что 18-летний рабочий погиб по собственной вине, не соблюдая элементарных правил безопасности. Городецкого полностью оправдали и Костел Святого Николая был с успехом достроен

Стоит отметить, что Городецкий построил еще одно интересное здание в Киеве – Дом с Химерами .

Дальнейшая история этого сооружения также довольно интересна. Костёл Святого Николая был закрыт и разграблен в 1933 году, когда духовенство было подвергнуто сильным репрессиям. Можете себе представить, что в таком величественном строении можно обустроить …склад? Оказывается, можно - это и сделала советская власть. В 1943 году в период войны, храм очень пострадал во время артиллерийского обстрела

После войны здание Николаевского костёла было отреставрировано и оборудованы под нужды Киевского государственного областного архива,тут также установили антены, глушившие западное радио "Свобода" и "Би-би-си". В 1978 году Совет Министров УССР решил создать здесь Республиканский Дом органной музыки. С 1981 года Николаевский костёл переоборудовали в концертный зал Дома органной и камерной музыки. Мысль открыть костёл в качестве Дома органной и камерной музыки родилась перед олимпиадой 1980-го года, проходившей в Советском Союзе - нужно же было каким-то образом удивлять туристов! Как раз в те года для костёла был изготовлен концертный орган, специально созданный мастерами фирмы «Rieger-Kloss» в чехословацком городе Крнов. У этого органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным клавиатурам и педали, состоит он из 3846 труб различных размеров (от 13 миллиметров до 6 метров). Здесь с одинаковым успехом исполняются произведения всех существующих стилей и направлений от классической музыки до современных авторов


Этот орган является самым большим в Киеве

Римско-католическая община, сформировавшаяся в начале XX века, очень пострадала во времена революции 1917 года, репрессий 30-50-х годов 20 века и практически полностью исчезла к середине века. Возрождение церковной жизни общины снова началось в конце 80-х годов 20 века. С 1992 года в храме стали регулярно проводить богослужения, чередующиеся с концертами Дома органной музыки. Тем не менее само здание, находящееся в списке сооружений не подлежащих возвращению религиозным организациям, находится в собственности государства. 25 июня 2001 года костёл посетил Папа Римский Иоанн Павел II

Костёл святого Николая находится в Киеве по адресу: ул. Большая Васильковская, 77, между станциями метро "Республиканский стадион" и "Дворец украина"