Независимая экспертиза для осаго. Как производится независимая экспертиза осаго после дтп. подробная инструкция по экспертизе с правилами и особенностями Автоаварии экспертиза страховой компании осаго

Ежедневно на дорогах происходят аварийные случаи. Казалось бы, в рамках договора ОСАГО предусмотрена хорошая выплата. Однако на деле денег для оплаты ремонта не хватает. Рассмотрим, почему необходима независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, как она происходит и сколько следует заплатить.

Что такое независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

После того как происходит страховое событие одна из сторон (как правило, пострадавшая) обязана вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать аварию. После этого следует обратиться в офис страховой организации, подать заявление с целью регистрации страхового события.

Если по итогам выплаты пострадавшую сторону не устраивает сумма компенсации, то следует обратиться за помощью к независимому эксперту.

Независимая экспертиза (НЭ) — это процедура оценки ущерба независимыми экспертами, которые не действуют в интересах страховой компании или автовладельца. В результате экспертизы составляется официальный документ, в котором прописываются, какие повреждения имеются на транспортном средстве, и сколько по стоимости составят ремонтные работы.

Когда нужна независимая экспертиза

Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.

  • Отказ в выплате

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.

  • Занижена сумма

На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.

  • У виновного нет ОСАГО

К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.

Условия для применения независимой экспертизы

Что касается целей и задач независимой экспертизы, то они четко прописаны в статье 12.1, в 40 Федеральном законе от 25 апреля 2002 года. Изучив его, станет ясно, что осмотр транспортного средства проводится исключительно для объективной оценки полученных повреждений, в результате наступления аварийного случая. Что касается осмотра, то делать его должно незаинтересованное уполномоченное лицо.

Что касается экспертизы, то внимание уделяется:

  • стоимость запчастей, которым причинен ущерб;
  • наличию скрытых повреждений и их стоимость;
  • оплате ремонтных работ;
  • среднегодовому пробегу автомобиля;
  • цене годных остатков, если авто не подлежит восстановлению.

Важно! На практике итоговая оценка различается, сделанная у эксперта по направлению от страховщика и в выбранной по своему желанию. В первом случае специалисты будут умышленно уменьшать сумму выплаты, поскольку часто работают в интересах финансовых компаний. Во втором случае эксперты на стороне автолюбителя и делают объективную оценку.

Требования к экспертам

Что касается экспертов, то получить лицензию может далеко не каждый желающий. Для проведения экспертизы по ОСАГО следует соответствовать следующим требованиям:

  • знание общих методик, требований и законодательных актов;
  • прохождение постоянной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • наличие знаний, по правилам проведения осмотра, фиксации автомобиля;
  • правильное составление необходимой отчетности;
  • наличие профильного высшего образования;
  • наличие дополнительного высшего образования;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Получается, если вы решили работать экспертом, то одного профильного образования будет мало. Вам предстоит пройти еще аттестацию, в ходе которой проявить и доказать свои профессиональные качества.

Важно! Стоит отметить, что по итогам оценки все сведения вносятся на портале государственного реестра. Опытные эксперты рекомендуют проверять сведения о мастере, прежде чем предоставить авто на осмотр. Если на момент проверки лицензия мастера отсутствует или приостановлена, в судебном порядке результаты оценки могут быть признаны недействительными.

Какими законами регламентируется

Важно отметить, что данные организации обязаны работать согласно требованиям, которые приняты на законодательном уровне. В настоящее время на территории РФ действуют 4 основных закона:

Образец договора и особенности

Сразу следует отметить, что прежде чем предоставить авто и оплатить услуги эксперта, составляйся договор. Для составления документа следует предъявить:

  • паспорт заказчика, при этом это необязательно должен быть владелец;
  • документы на авто: ПТС или СТС.

Дополнительно можно предъявить акт, который предоставила страховая компания.

Особенности проведения независимой экспертизы при ДТП по полису ОСАГО:

  • заказчик должен присутствовать при осмотре и при необходимости задавать все интересующие вопросы;
  • по итогам проверки выдается официальное заключение, заверенное подписью и печатью;
  • в договоре обязательно фиксируется дата и место осмотра.

Как происходит независимая экспертиза по шагам

Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.

Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:

  1. Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
  2. Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
  3. Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
  4. Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
  5. Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
  6. Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
  7. Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
  8. По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.

Важно! По итогам проверки составляется отчет, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Что касается второго, то в рамках закона он должен храниться не менее 3 лет, и предоставлен по первому требованию заказчику или сотрудникам ГИБДД или суда.

Где заказать НЭ

Что касается выбора оценщика, то к данному вопросу стоит обратиться крайне ответственно. Не стоит торопиться и обращаться к первому встречному.

Где заказать НЭ:

  • по телефону;
  • на сайте.

При необходимости вы можете задать вопрос консультанту на нашем портале, и он максимально быстро подскажет, где можно пройти оценку в вашем регионе.

Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО

Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:

  • регион проведения;
  • характер повреждений;
  • наличие дополнительных услуг (выезд на место).

Примерные цены на услуги:

  • Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
  • Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
  • Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
  • Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
  • Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
  • Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
  • Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
  • Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
  • Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.

Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.

Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.

  • как выбрали компанию;
  • сколько пришлось оплатить;
  • как долго происходила вся процедура проверки;
  • остались ли вы довольны итогами осмотра;
  • получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.

Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».

Дополнительно всем водителям предлагаем помощь опытного эксперта, который в режиме реального времени предоставляет ответы на любые вопросы. Также через нас вы можете заказать независимую экспертизу по ОСАГО при ДТП. Просто заполните форму онлайн-консультанта в углу экрана.

Также не забывайте ставить лайки, чтобы ваши друзья смогли прочитать полезную информацию по страховым продуктам.

Автомобиль пострадал в ДТП? Считаете, что сумма, в которую оценён ущерб, не покроет стоимость восстановления?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно законодательству в спорных ситуациях страховщик обязан за свой счёт привлекать к исследованиям квалифицированных специалистов, прошедших профессиональную аттестацию и числящихся в государственном реестре.

Нормативная база

Чтобы установить наличие оснований для осуществления страхового возмещения и его размер нужно провести независимую экспертизу.

ОСАГО ставит несколько задач, которые должны быть решены с помощью этого мероприятия:

  • выявление факторов причинения вреда ТС и наличие непосредственной связи устройства с происшествием;
  • обнаружение повреждений автомобиля;
  • объяснение причин возникновения неисправностей;
  • выбор технологии восстановительного ремонта;
  • расчёт стоимости приведения объекта в доаварийное состояние.

В процессе обследования специалист выполняет действия согласно списку, приведённому ниже:

  • анализирует сведения из документов о ДТП ( , протоколов, объяснительных записок) и сравнивает их с дефектами, зафиксированными при осмотре машины;
  • сопоставляет повреждения ТС потерпевшего с изъянами автомобилей других участников, причём, если это нельзя сделать в действительности, помогут компьютерные технологии построения графических моделей;
  • в некоторых случаях проводятся дополнительные исследования, например, пожаротехническое, металловедческое, экспертиза лакокрасочного покрытия и другие комплексные мероприятия;
  • осуществляет проверку на скрытые дефекты деталей, узлов и агрегатов с использованием средств технического диагностирования;
  • устанавливает обстоятельства, которые помогают идентифицировать транспортное средство, попавшее в аварию.

Связь повреждения и рассматриваемого происшествия подтверждает:

  • изменение первоначальной формы отдельных деталей, наличие вмятин, направленных внутрь, образовавшихся в местах приложения усилий;
  • сквозное разрушение поверхности (пробоина, царапина), характеризующееся сосредоточением следообразующей силы на небольшой площади;
  • отпечаток на корпусе одного ТС, оставленный выступающими деталями другого;
  • вторичная деформация, например, когда поломка лонжеронов приводит к перекосу кузова.

Восстановление автомобиля после ДТП должно производиться с учётом следующих правил:

  • необходимо строгое соблюдение технологии завода-производителя;
  • для каждого вида работ составляется технологическая карта с указанием названия операции, перечня манипуляций, инструментов, трудоёмкости, исполнителей, очерёдности и места проведения.

Ремонт транспортного средства включает приведённые ниже действия:

  • уборочные;
  • диагностические;
  • крепёжные;
  • регулировочные;
  • разборочно-сборочные;
  • шиномонтажные;
  • медницкие;
  • жестяницкие;
  • сварочные;
  • кузнечные;
  • слесарные;
  • электромонтажные;
  • столярные;
  • арматурные;
  • молярные;
  • обойные.

Кроме того, восстановительные мероприятия делятся на три класса:

  • текущий (только замена деталей);
  • средний (предполагающий частичную разборку устройства);
  • капитальный (включающий полный демонтаж и ротацию всех изношенных элементов).

Для расчёта объёма денежных средств, необходимого, чтобы привести пострадавший автомобиль к доаварийному виду, учитывают стоимость услуг и материалов, согласно списку:

  • восстановление;
  • окраска,
  • контроль;
  • диагностика;
  • регулировка;
  • сопутствующие работы;
  • детали;
  • узлы;
  • агрегаты.

Определяя порядок расходов, опираются на нормы, установленные законом:

  • размер привязывается к дате происшествия;
  • учитывается конъюнктура и рамки региональных рынков запчастей в регионе, где произошло ДТП;
  • принимается во внимание факт износа деталей, подлежащих замене;
  • в общую сумму не включаются затраты на модернизацию, временный или вспомогательный ремонт.

Обзор практики

В июне 2020 года принят новый закон, который изменил действующие акты, в том числе, относительно независимой экспертизы. В частности если потерпевшему пришлось лично организовать оценку ущерба, несмотря на то, что это обязанность страховщика, затраты должны быть компенсированы в составе убытков.

Приведённую норму одобряют и судебные власти, указывая порядок возмещения в соответствии с положениями ГК РФ. Компания несёт расходы на проведение исследований в процессе своей хозяйственной деятельности. А неисполнение возложенных на неё функций создаёт препятствия для реализации прав клиента и финансовым потерям с его стороны.

Иное толкование новшеств 40-ФЗ ведёт к тому, что сумма страховой выплаты, направленная на ремонт повреждённого ТС, будет уменьшена на стоимость услуг независимого специалиста.

А между тем должнику предписывается осуществить покрытие обязательств в полном объёме, если законом не оговорено обратное, и компенсировать потери, причинённые посредством своей халатности.

Кроме того, существует ряд устойчивых позиций судебных властей в отношении некоторых особенностей проведения рассматриваемого мероприятия:

  • запрещается использовать сведения о скрытых повреждениях из акта осмотра без экспертизы объекта;
  • отсутствие технологической карты, которая предусматривает определённый вид восстановительных действий, даёт основания для оспаривания правомерности покрытия таких затрат.

Правила проведения независимой экспертизы по ОСАГО

Выполнение процедуры независимого исследования осуществляется в соответствии с Положением, утверждённым ЦБ РФ.

В большинстве случаев, для организации таких работ придерживаются следующего алгоритма:

  • заказчик передаёт исполнителю заявку;
  • стороны заключают договор на оказание услуги;
  • выполняются обязательства по соглашению;
  • составляется экспертное заключение, которое подписывается непосредственным исполнителем, его руководителем и заверяется печатью, затем оно прошивается и вручается инициатору под расписку либо отправляется по почте с уведомлением.

В качестве объекта экспертизы может быть представлено:

  • ТС пострадавшего или остатки автомобиля;
  • иные устройства и предметы, причастные к аварии.

Основанием для выполнения работ являются:

  • регистрационные бумаги на машину;
  • документы о происшествии, переданные компании потерпевшим;
  • справка о ДТП;
  • направление на экспертизу (если заключён долгосрочный контракт).

Можно выделить несколько видов оценки:

  • первичная - проводится аккредитованным специалистом по заявлению одной из сторон;
  • повторная - осуществляется другим экспертом-техником, не задействованным в первой процедуре, если один из участников не согласен с полученными результатами;
  • дополнительная, то есть необходимая для изучения обстоятельств, не рассмотренных изначально.

Установление наличия и характера повреждений включает осмотр ТС, по результату которого составляется акт, а также ознакомление с фотоматериалами, видеосъёмкой.

При этом обследование автомобиля состоит из нескольких этапов:

  • визуальная идентификация с установлением модели;
  • определение индивидуальных признаков;
  • оценка внешнего состояния, технических параметров и функциональных характеристик;
  • выяснение вида, особенности, объёма и местоположения каждого дефекта (для вывода о рентабельности ремонта либо замены отдельных узлов).


Обычно результаты фиксируются без проведения демонтажа. Вместе с тем при необходимости используют инструментальные и технические средства измерения, диагностическое оборудование и осуществляют разборку объекта исследований. Если осмотр невозможен по объективным причинам, то с письменного разрешения обеих сторон, заключение выдаётся на основании представленных материалов с указанием способа принятия решения.

В отношении заказчика эксперт-техник наделён следующими правами:

  • запрашивать необходимую информацию;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения;
  • привлекать других специалистов.

Обязанности независимого оценщика включают:

  • своевременное извещение заказчика о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению процедуры, например, личная заинтересованность в её результатах;
  • обеспечение сохранности представленных бумаг и устройств;
  • соблюдение правил работы с информацией личного характера.

Порядок расчёта страховки и суммы, необходимой на оплату ремонта

Нормативными актами зафиксировано право потерпевшего на выбор способа компенсации. Это может быть натуральная форма либо денежный эквивалент. Чтобы вычислить сумму покрытия используют Единую методику, разработанную Банком России.

Она включает способы расчёта затрат в отношении:

  • материалов;
  • запасных частей;
  • восстановительных мероприятий.

Кроме того, рассматриваемый документ содержит формулы для вычислений некоторых вспомогательных значений, таких как уровень износа комплектующих деталей, который уменьшает цену ремонта, и стоимость исправных, годных к дальнейшему использованию агрегатов, оставшихся после полной гибели ТС.

Методика включает справочную информацию следующего вида:

  • данные о среднегодовых пробегах различных марок автомобилей;
  • порядок формирования справочников стоимости запчастей, материалов и нормо-часа восстановительных процедур.

Требования к эксперту-технику

Исследование машины невозможно без профильных знаний. В связи с этим его вправе проводить физическое лицо, прошедшее аттестацию либо организация, в составе которой есть хотя бы один такой сотрудник.

Законом определено, что специалист должен быть компетентен в перечисленных ниже сферах:

  • нормативные акты по ОСАГО;
  • исследовательская деятельность на транспорте;
  • методы, устанавливающие наличие, происхождение, вид дефекта ТС;
  • расчёт стоимости ремонта с помощью программно-технических комплексов;
  • типы, классификация, особенности конструкции автомобилей, способы их идентификации;
  • группы повреждений, полученных в ДТП;
  • санитарные нормы;
  • правила охраны труда и техники безопасности;
  • противопожарная защита.

Ответственность

В большинстве случаев независимая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП, выполняемая страховыми компаниями либо привлеченными экспертами по ОСАГО, выполнена с какими-либо нарушениями. В результате величина ущерба Вашего автомобиля может быть сильно занижена. К сожалению, это проблема присутствует у большинства страховщиков.

Наша компания специализируется на оценке ущерба, стоимости восстановительного ремонта, а так же расчете утраты товарной стоимости ТС (УТС), который мы также рекомендуем рассчитывать при обращении в страховую компанию.

Работы выполняются зарегистрированными в реестре Министерства Юстиции РФ экспертами-техниками, имеющими необходимую подготовку, на сертифицированном программном обеспечении и в соответствии со всеми стандартами оценки транспортных средств в рамках ОСАГО, включая требования Единой методики Банка России по оценке ущерба при ОСАГО. Это позволяет гарантировать признание наших экспертных заключений в РСА и судебных органах.

Обратите внимание. Если страховая компания лишена лицензии на ОСАГО или обанкротилась, то выплачивать страховое возмещение будет РСА (Российский союз автостраховщиков) либо назначенная им страховая компания. Подробней на этой страничке.

Документы для проведения независимой экспертизы

Вам необходимо предоставить:

  • Паспорт заказчика
  • Доверенность на право распоряжения ТС
  • Документы на автомобиль - свидетельство о регистрации ТС или паспорт транспортного средства
  • Извещение о ДТП (если ДТП не оформлялось в ГИБДД)
  • Справку о ДТП с указанием повреждений (если оформлялась)

Проведение экспертизы повреждений автомобиля

Для проведения экспертизы нужно осмотреть автомобиль и зафиксировать все повреждения относящиеся к ДТП. Для этого необходимо:

  1. Определиться с местом осмотра . Это может быть площадка у нашего офиса на м. Серпуховская, любая сервисная организация (СТО) или любая удобная Вам парковка / площадка. В случае, если осмотр проводится не у нас в офисе, то дополнительно оплачивается выезд эксперта на осмотр. Если повреждения значительные, то мы рекомендуем осмотр проводить на СТО с частичной разборкой / дефектовкой. Это позволит учесть все, в том числе и скрытые дефекты.
  2. Согласовать дату и время осмотра . Осмотреть автомобиль мы можем в рабочее время. Если осмотр на улице, то осмотреть ТС можно только в светлое время.
  3. Провести осмотр повреждений автомобиля с привлечением независимого эксперта.
  4. Получить готовое экспертное заключение в отношении повреждений вашего автомобиля в течение 1-3 дней с момента получения полного комплекта документов и осмотра ТС.
  5. Передать документы в страховую компанию . Как правило заявления на выплату / доплату рассматриваются в течение 1-3 недель. В большинстве случаев СК доплачивают по нашим заключениям быстро и без суда.

Выбор экспертной компании является очень важным этапом при получении страховой выплаты. Именно эксперт будет определять размер страховой выплаты. Когда Вы приходите в страховую компанию, Вам с порога заявляют, что только они имеют право организовать экспертизу, а Вы должны выполнять все их требования и обязаны проводить экспертизу только там, где Вам укажут. По сути Вам говорят, что размер долга будет определять сам должник, т.е. страховщик.

Посмотрим, так ли это, что такое организовать экспертизу и что об этом говорит закон.

Из текста законодательных актов следует два важных вывода.

Первый: Организация страховщиком экспертизы и ее проведение не одно и тоже. «Абз. 2 п. 45 «Правил ОСАГО» … провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку) …». Это значит, что есть отдельная процедура осмотра поврежденного имущества и есть отдельная процедура проведения экспертизы.

Второй: ФЗ «Об ОСАГО» и «Правила ОСАГО» практически повторяют друг друга по тексту и по смыслу. Оба документа отсылают к Постановлению Правительства Российской Федерации «Об организации независимой технической экспертизы» № 238 от 24.04.2003 г., в котором утверждаются «Правила организации и проведения технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее «Правила проведения экспертизы).

Из текста «Правил проведения экспертизы» следует, в свою очередь два вывода:

1. В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» и п. 4 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» если представитель страховой компании не прибыл на назначенный Вами осмотр автомобиля, то Вы проводите осмотр и последующую экспертизу, и не представляете поврежденное имущество страховщику для осмотра.

В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», а в случаях, указанных в п. 4 ст. 12 этого закона, - потерпевшим.

2. В соответствии с п. 6 «Правил проведения экспертизы» страховщик и потерпевший имеют право самостоятельно определять эксперта-техника (экспертную организацию), которая будет проводить экспертизу.

В соответствии с п. 4 «Правил проведения экспертизы» и п. 3 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу.

В п. 4 «Правил проведения экспертизы», в п. 45 «Правил ОСАГО» и в п.п. 3, 4 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорится о выборе экспертной организации. О том кто и как определяет эксперта, который будет проводить экспертизу, сказано только в п. 6 «Правил проведения экспертизы».

Определить, то есть выбрать, эксперта , который будет проводить экспертизу, и организовать экспертизу это разные вещи. Это очевидно. Один пункт законодательного акта не противоречит другому, а дополняет его. Руководствуясь законом нельзя брать одну статью и не замечать другую. Но страховщики считают иначе.

В соответствии с п. 6 «Правил проведения экспертизы» страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которой заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.

Это значит, что потерпевший сам выбирает эксперта, с которым заключает договор о проведении экспертизы, а от страховщика не требуется согласия или несогласия с выбором потерпевшего. Страховщик может выбрать и предложить Вам обратиться к выбранному им эксперту. Страховщик не имеет права обязать пострадавшего обратиться к эксперту по выбору страховщика. Возможность принять окончательное решение о том, кто будет проводить экспертизу, принадлежит только Вам, ведь автомобиль, который будут осматривать, находится у Вас. При этом Вы выбираете и согласовываете с экспертом и страховщиком место и время осмотра, а страховщику ничего не остается, как принять этот выбор. Страховщик имеет право прислать или не прислать на этот осмотр, своего эксперта или представителя. Если Вы направили телеграммы с вызовом на осмотр в страховую компанию и второму водителю, а они не приехали, это не является причиной для отказа от проведения осмотра или основанием считать акт осмотра недействительным. Более того, если представитель страховщика не прибыл на осмотр, о проведении которого его уведомили надлежащим образом, он не имеет права требовать повторного осмотра поврежденного автомобиля.

Вы не должны уговаривать сотрудника страховой компании в том, что Вы правы и что Вы имеете право сами выбрать, кто проведет экспертизу. Уговорить сотрудника страховщика невозможно, но он не тупой, нет. Просто ему платят зарплату за то чтобы дурачить Вас. Важно понимать, что страховщик может, не согласен с чем угодно, но это не значит, что Вы обязаны выполнять все требования страховщика. Вы обязаны выполнять только требования закона, а в отношении незаконных требований-пожеланий страховщика мы рекомендуем Вам пользоваться следующим правилом: «Попросить можете, получить нет». Запомните, чем громче страховщик скандалит по поводу выбора эксперта, тем на большую сумму Вас собираются обмануть.

1. Таким образом, проведение экспертизы, назначенной Вами , состоит из следующих этапов, на каждом из которых Вы действуете следующим образом:

Выбор экспертной организации. Вы выбираете сами или доверяете выбор страховщику.

Проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вы назначаете осмотр в удобном Вам месте и в удобный Вам час, согласовав их с экспертом и страховщиком, и уведомляете все заинтересованные стороны телеграммой. Эксперт проводит осмотр автомобиля, составляет акт осмотра.

2. Организация проведения экспертизы страховщиком состоит из:

Права страховщика предложить Вам экспертную организацию для проведения экспертизы, если Вы сами отказались от своего права выбора эксперта.

Права страховщика (или его представителя) принять или не принять участие в осмотре поврежденного автомобиля, назначенном Вами.

Обязанности страховщика оплатить проведение экспертизы, не зависимо от того, кто выбрал экспертную организацию.

Права страховщика, если он не согласен с результатами проведенной экспертизы, провести повторную экспертизу.

Страховщик и потерпевший имеет право соглашаться или не соглашаться с выводами эксперта и порядок действий страховщика (или потерпевшего) в случае несогласия с выводами эксперта определен п. 21 «Правил проведения экспертизы».

Кроме выше указанных причин самостоятельно выбрать экспертную организацию есть еще две причины.

1) Выбирая самостоятельно экспертную организацию, Вы обращаетесь к специалисту, который будет выполнять свои обязанности в соответствии с договором, подписанном с Вами, а не думать о том, как угодить крупному заказчику - страховой компании.

2) Стоимость экспертизы назначенной Вами возмещается в соответствии с п. 5 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В соответствии с п. 5 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

То есть стоимость экспертизы, полностью оплачивает страховщик.

А расходы, связанные с назначением повторной экспертизы возмещаются в соответствии с п. 21 «Правил проведения экспертизы».

В соответствии с п. 21 «Правил проведения экспертизы» в случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами экспертизы им может быть организовано проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (экспертной организации). Расходы, связанные с проведением повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, оплачиваются за счет средств инициатора проведения такой экспертизы, если страховщик и потерпевший не договорились между собой об ином.

Это значит, что Ваши расходы за услуги эксперта, которого Вы выбрали, Вам обязан возместить страховщик, а расходы, связанные с проведением повторной экспертизы Вам возместит страховщик, только если Вы с ним об этом договоритесь, то есть добровольно. Догадайтесь сами, о том какая вероятность у Вас договориться.

В соответствии с п.п. 3, 4, 7 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

3. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

4. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

7. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.

Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 45, 46, 47 «Правил ОСАГО»:

45. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на экспертизу (оценку) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 44 настоящих Правил, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.

Если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и (или) организацию его независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.

46. Если страховщик в установленный пунктом 45 настоящих Правил срок не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться с просьбой об организации такой экспертизы, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

При решении вопроса о страховой выплате страховщик использует результаты этой независимой экспертизы.

47. В целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а также действительной стоимости транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Любое ДТП - это шок и долгие разбирательства для участников .

Автовладельцам приходится восстанавливать автомобиль, тратиться на ремонт, разбираться со страховщиками, которые нередко пытаются снизить сумму денежной компенсации за причиненный ущерб.

В защите прав пострадавшему после ДТП поможет независимая экспертиза по ОСАГО.

Узнаем, как проводится экспертиза, нужно ли уведомлять виновника ДТП о ее проведении.

После ДТП

Как только происходит авария, автолюбитель должен вызвать сотрудников ГИБДД, если столкновение не получается оформить по Европротоколу. На месте ДТП следует:

  1. Определить, кто является виновником аварии. Страховщик виновника должен возместить ущерб.
  2. Страховой агент оценит степень повреждений, их количество, характер.
  3. Если авария оформляется по Европротоколу, водители заполняют Извещение о ДТП, рисуют схему аварии, указывают все подробности произошедшего.
  4. Собирают данные у свидетелей ДТП, если таковые были, вписывают сведения о них в Извещение.

Если характер повреждений автотранспортного средства оценить на месте ДТП не представляется возможным, нужно провести осмотр на станции ТО страховщика.

Но куда лучше обращаться после ДТП, в страховую или независимую экспертизу? Предпочтительнее выбрать второй вариант.

Где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП, если некому посоветовать хорошую организацию?

Оценка ущерба автотранспортного средства производится определенными фирмами, которые не работают со страховыми компаниями.

При выборе такой конторы нужно выяснить:

  • позитивная ли репутация у компании, какие о ней отзывы;
  • многолетний ли у нее опыт работы;
  • застрахована ли у нее ответственность;
  • каким образом оформляет сделку с автовладельцами, есть ли договорные формы;
  • контора должна входить в СРО по оценке;
  • хотя бы один эксперт должен входить в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ.

У эксперта можно попросить примеры его экспертиз и судебных решений, которые были приняты по результатам его деятельности.

Также можно узнать, какой у него опыт работы, проходил ли он курсы профессиональной подготовки, проходил ли комиссию Министерства транспорта.

Самая дешевая экспертиза может быть некачественной. Независимую экспертизу необходимо доверять специалистам высокого класса.

Узнаем, как провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП.

Виновник со страховкой ОСАГО должен самостоятельно восстанавливать свое ТС, а пострадавшему будет выплачена денежная компенсация от страховщика виновника.

Но получить полноценное возмещение урона удается довольно редко. У страховых компаний множество различных схем, которые позволяют им экономить на своих клиентах.

Иногда довольно сложно определить виновность сторон, особенно тогда, когда показания водителей не совпадают. Независимая экспертиза призвана восстановить картину ДТП, изучить весь комплекс факторов, сделать вывод о том, кто же на самом деле виновен.

Независимый эксперт изучает техническое состояние автотранспортного средства, описывает повреждения, сопоставляет факты (к примеру, выясняет изначальную скорость всех ТС, положение автомобилей после удара), выдает официальный документ, в котором отражает сумму ущерба, и помогает найти ответы на другие важные вопросы. Если необходимо, эксперт может посчитать рыночную стоимость автомобиля.

Порядок проведения независимой экспертизы регламентируется Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. №433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы ТС».

Стоит ли обращаться в независимые организации? Почему это так важно? Страховые компании для оценки урона советуют разные фирмы, которые обычно тесно сотрудничают со страховщиками. Поэтому довольно часто истинная стоимость ущерба занижается.

Если эксперт такой компании осмотрел ТС, попавшее в аварию, но его выводы вызвали еще больше вопросов, нужно искать независимого эксперта.

Обычно независимую экспертизу заказывает пострадавший, желающий добиться справедливости и качественного ремонта автомобиля от страховщика.

Участник ДТП должен подписать договор с соответствующей фирмой сразу после ДТП или после оценки ущерба представителями страховой компании.

После аварии не следует торопиться делать ремонт, пока вопрос с положенной суммой выплат не будет решен окончательно.

Если автовладелец согласится с заключением эксперта от страховщика и сдаст автомобиль в автосервис, повторный осмотр не будет иметь смысла, так как все определяющие дефекты будут устранены.

У независимого эксперта нет материальной заинтересованности в подготовке отчета с неверными данными . Он предоставит более объективную и адекватную оценку ущерба.

Разница в суммах ущерба между организацией от страховщика и независимой компании может быть велика. Все документы и чеки лучше сохранять.

Рассмотрим порядок проведения экспертизы в 2020 году. Какие документы нужны?

Документы

Экспертизу проводят на основании:

  • регистрационной документации на автомобиль;
  • документации о ДТП, которую потерпевший передал страховщику (или их копии);
  • справки о ДТП, если есть;
  • направления на экспертизу, если есть договор на экспертное обслуживание, который был заключен между экспертной организацией и страховщиком;
  • другие документы, оформленные по факту ДТП.

Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:

  • выбор независимой организации;
  • заключение с ней договора;
  • оплата работы независимого эксперта;
  • согласование даты и времени проведения исследования ТС;
  • оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
  • прибытие на экспертизу;
  • эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
  • эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
  • клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
  • сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов - 3 дня.

На осмотр нужно пригласить виновника ДТП и представителя страховщика. Телеграмму в страховую высылают за 5 рабочих дней до даты проведения независимой экспертизы.

В отчете, который составляется сотрудником организации, обязательно отражаются следующие факторы:

Копии экспертного заключения должны храниться 3 года.

Акт получает представитель страховщика. Результаты экспертизы вносят в заключение под названием «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от ДТП». Страницы прошивают, нумеруют, скрепляют печатью с подписью оценщика. Один экземпляр передается заказчику. Передачу оформляют актом.

По документу страховая компания должна выплатить ущерб потерпевшему . Если страховщик не соглашается, дело будет рассматриваться в суде. Тогда может понадобиться повторная оценка повреждений.

Обычно инициатором независимого исследования становится пострадавший водитель.

Сколько стоит независимая экспертиза автомобиля после ДТП? Стоимость складывается из:

  • степени повреждения ТС;
  • сложности работы;
  • вида экспертизы;
  • срочности (составляет 10-15% от общей стоимости услуг).

При легкой степени повреждений цена в Москве начинается от 3500 рублей (до 5 поврежденных деталей), при сложной - от 7000 рублей (свыше 20 поврежденных деталей). Стоимость примерная.

Очень часто возникает вопрос, кто оплачивает такую экспертизу. Оплачивает пострадавший. Но если пострадавший подаст в суд на страховую компанию, которая занизила сумму ущерба, и суд вынесет решение в пользу пострадавшего, страховщик должен покрыть расходы.

Поэтому документы, выданные экспертом от страховой компании, а также документы и чеки от независимого эксперта необходимо хранить. Они понадобятся для суда.

Экспертиза определяет не только причиненный автотранспортному средству вред. Сторонние организации также проводят другие виды проверок:

У пострадавшего водителя на руках будут все документы. С ними он может обратиться к страховщику.

Если страховщик откажется рассматривать документы или выплачивать компенсацию, можно идти в суд. Независимый эксперт проводит осмотр в присутствии пострадавшего, представителя страховой компании и виновника.

Но если виновный в произошедшей аварии водитель не желает идти на контакт, могут возникнуть проблемы. Узнаем, всегда ли должен виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе.

Требование пригласить на независимую экспертизу виновника действует в случаях:

Видео: Независимая экспертиза после ДТП

Итоги

Независимая экспертиза помогает пострадавшему добиваться справедливости по вопросу выплат компенсации.

Положительные стороны:

  • эксперт составляет истинную оценку вреда;
  • опирается на нормативные акты, справочник и инструкции, а не на требования страховой компании;
  • способствует выплате реальной суммы ущерба.

Отрицательные стороны:

  • при несогласии пострадавшего и СК возможны судебные тяжбы;
  • при обращении к независимому эксперту придется нести дополнительные расходы;
  • если автовладелец проиграет, ему придется оплатить самому расходы по ведению дела и работу экспертов.