На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать. Досудебное производство. Понятие, назначение и общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

Понятие, назначение и общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

В уголовно-процессуальной теории под возбуждением уголовного дела понимают: во-первых, правовой (уголовно-процессуальный) институт; во-вторых, процессуальный акт (решение); в-третьих, первоначальную стадию уголовного судопроизводства.

Правовую основу института возбуждения уголовного дела (т.е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в ходе приема, проверки и разрешения сообщения о преступлении) составляют: разд. 7 (гл. 19 и 20), а также ст. 20-23, 24, 27, 29, 37-43, 46, 49, 123-125, 154, 155, 318, 319, 323, 448 УПК.

Под процессуальным актом возбуждения уголовного дела следует понимать однократное процессуальное действие, выражающееся в вынесении надлежащим должностным лицом постановления о начале расследования по конкретному уголовному делу.

Стадия возбуждения уголовного дела - это относительно самостоятельный этап уголовного судопроизводства, который имеет присущие ему признаки: назначение (задачи), круг участников, сроки (временные границы), средства, итоговые решения.

Назначение и общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

Назначение стадии возбуждения уголовного дела - рассмотрение поступивших (обнаруженных) первичных сведений о преступлении и разрешение вопроса о наличии материально-правовых и процессуальных предпосылок (условий) для начала производства расследования.

Этим она способствует выполнению общего назначения уголовного судопроизводства, сформулированного в ст. 6 УПК: 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

На данном этапе уголовного судопроизводства осуществляется разрешение ряда частных задач:

  • правильное закрепление полученных сведений о происшедшем (прием сообщений о преступлении, их процессуальное оформление);
  • выяснение истинного события и установление в нем признаков преступления;
  • принятие мер к предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов;
  • систематизация и анализ собранных материалов;
  • принятие и оформление решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности;
  • уведомление заявителя, иных заинтересованных лиц о принятом решении и др.

Участников стадии возбуждения уголовного дела условно можно разделить на две группы:

  • 1) государственные органы (должностные лица), осуществляющие уголовное судопроизводство;
  • 2) иные лица, участвующие в данной стадии.

Участников первой группы можно в свою очередь подразделить на:

  • а) субъектов стадии в целом (уполномоченных осуществлять прием сообщений о преступлениях и участвовать в их проверке):
    • дознаватель, орган дознания, следователь (ч. 1 ст. 144 УПК);
    • руководитель следственного органа, начальник органа дознания, прокурор (ч. 1, 3 ст. 144 УПК);
    • начальник подразделения дознания (ч. 1,2 ст. 401 УПК);
    • лицо, принявшее заявление о преступлении или получившее сообщение (ч. 3 ст. 141, ст. 143, ч. 4 ст. 144 УПК). В частности, круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах дознания могут быть поручены должностным лицам дежурных частей (смен, нарядов);
    • должностные лица, выполняющие функции органа дознания (капитан морского, речного судна, находящегося в дальнем плавании и др.) (ч. 4 ст. 146 УПК);
    • суд, судья (ч. 5 ст. 144, ч. 5, 7 ст. 148, ст. 318, ст. 448 УПК); б) лиц, уполномоченных принимать итоговое решение стадии:
    • следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145 УПК);
    • начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40" УПК);
    • должностные лица, выполняющие функции органа дознания (ч. 4 ст. 146 УПК).

Ко второй группе относятся следующие лица:

  • а) поименованные в УПК как участники стадии:
    • заявитель (ч. 2 ст. 141 УПК);
    • лицо, сделавшее заявление о явке с повинной (ч. 2 ст. 142 УПК);
    • лицо, предоставившее информацию о преступлении (ч. 2 ст. 144 УПК);
    • редакция (главный редактор) средства массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
    • лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК);
    • защитник (адвокат) (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. I1 ст. 144 УПК);
    • потерпевший, его законный представитель (по делам частного обвинения) (ч. 6 ст. 144, ст. 147, ст. 318 УПК);
    • специалист, переводчик, понятые и др.;
  • б) иные (не названые в УПК, но участвующие фактически лица: ответившее на запрос, подписавшее характеристику, давшее объяснение и т.д.).

Необходимо отметить, что правовое положение большинства из этих участников определено недостаточно или не определено вообще.

Временные границы.

Стадия возбуждения уголовного дела - первый этап уголовного судопроизводства, который начинается с момента поступления в правоохранительные органы информации о преступлении (именуемой в законе поводом). Окончанием стадии является принятие одного из итоговых процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК: о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК лицо, производящее проверку сообщения о преступлении, должно принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Согласно ч. 3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. При этом лицо, осуществляющее производство предварительной проверки, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении.

Основными способами проверки информации о преступлении, а следовательно, средствами (методами) рассматриваемой стадии являются: получение объяснений, истребование документов и предметов, назначение и производство судебной экспертизы, их изъятие, назначение и производство судебной экспертизы, получение заключения эксперта в разумный срок, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требование производства документальных проверок, ревизий, исследование документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов, дача органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам проверки сообщения о преступлении выносится одно из итоговых решений, предусмотренных ст. 145 УПК: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела.

Решение о передаче сообщения по подследственности принимается в соответствии с ее предметным, территориальным, персональным и другими признаками (см. далее гл. 9). Оно не является итоговым, так как уголовно-процессуальная деятельность в стадии возбуждения уголовного дела продолжается. Получив переданное сообщение о преступлении, компетентный орган обязан завершить предварительную проверку сообщения о преступлении и принять окончательное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является первоначальным этапом уголовного судопроизводства, в которой компетентные государственные органы (их должностные лица) при участии иных субъектов в предусмотренные законом сроки рассматривают поступившие (обнаруженные) первичные сведения о преступлении и посредством выполнения процессуальных и иных действий устанавливают наличие либо отсутствие условий для начала производства по делу и принимают об этом решение.

Значение рассматриваемой стадии состоит в том, что законное и своевременное возбуждение уголовного дела позволяет предупредить готовящееся преступление, успешно расследовать обстоятельства совершенного деяния. В случаях же отсутствия предпосылок для возбуждения уголовного дела происходит ограждение граждан от необоснованного ограничения их прав и свобод. Только после вынесения акта о возбуждении уголовного дела, в котором дается первая уголовно-правовая оценка деяния как преступления, возможно полное использование средств, обеспеченных государственным принуждением, определяются пределы такого принуждения.

Существуют различные научные воззрения о существовании и развитии первоначального этапа уголовного судопроизводства. Суть основных из них сводится к следующему:

  • 1) ликвидация стадии возбуждения уголовного дела, как суррогата предварительного расследования (такой подход был сформулирован в Концепции судебной реформы в Российской Федерации, однако не поддержан разработчиками УПК). Некоторые авторы предлагают вернуться к существовавшей в дореволюционной России форме расследования преступлений - досудебному производству, сочетающему в себе возбуждение уголовного дела и предварительное расследование (Ю. В. Деришев, В. Т. Томин, М. П. Поляков, А. П. Попов и др.);
  • 2) сохранение стадии возбуждения уголовного дела и дальнейшее расширение ее временных границ (например, по сообщениям об экономических преступлениях), снятие запрета на производство отдельных следственных действий (допроса, обыска, выемки и др.). Последние изменения законодательства свидетельствуют о реформировании стадии в этом направлении.

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Частная жалоба в суд для возбуждения уголовного дела? Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности . При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки. Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования. Сопряженное с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, предварительное расследование производится лишь в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Не согласны мы и с указанием на «лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным», так как если задерживают пострадавшие, то они будут отнесены к одноименной группе участников, если другие граждане, то на наш взгляд речь идет о «лицах, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению».

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Этот главный признак позволяет отграничить стадию возбуждения дела от смежных понятий. Таким понятием является «возбуждение уголовного преследования». Оно употребляется юридической литературе в двух значениях: во-первых, как синоним возбуждения уголовного дела, если имеется в виду начало процессуальной деятельности;129 во-вторых, как синоним привлечения лица в качестве обвиняемого, если ранее процессуальная деятельность уже осуществлялась.130

обеспечиваются права заинтересованных лиц. Заявитель ставится в известность о принятом по его заявлению решении и имеет возможность обжаловать отказ в возбуждении дела.

Лицо, в отношении которого возбуждается дело, приобретает статус подозреваемого, получает копию постановления о возбуждении дела и может осуществлять свое право на защиту.

Наличие специального акта о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК) имеет важное процессуальное значение. Оно состоит в следующем: По УПК РФ ведущим началом при возбуждении уголовного дела декларируется принцип законности (ч. 2 ст. 21), однако, предусматривается и возможность отказа прокурором в даче согласия на возбуждение дела (ч. 4 ст. 146). С помощью идеальной типологии судопроизводства можно выделить две модели стадии возбуждения уголовного дела: розыскную и состязательную.

Права и обязанности лиц, участвующих на стадии возбуждения уголовного дела

После того, как заявление или сообщение принято и оформлено в установленном законом порядке, по нему могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения (ст. 183 УПК), т. е. следующим этапом является проверка поступивших заявлений и сообщений.

Эксперт, являющийся сотрудником органов судебной экспертизы, считается по роду своей деятельности ознакомленным с его правами и обязанностями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

  • вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством экспертизы, без ведома органа, ведущего уголовный процесс;
  • самостоятельно собирать материалы для исследования;
  • проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа, назначившего экспертизу.

За дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Казахстан. Уклонение от дачи показаний или неявка без уважительных причин по вызову органа, ведущего уголовный процесс, влечет административную ответственность. Таким образом, согласно вышеизложенному можно выделить следующие права и обязанности лиц, участвующих на стадии возбуждения уголовного дела. А именно права и обязанности подозреваемого лица, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого. -: осужденный – в случае отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора и прекращении уголовного дела в связи с его непричастностью к преступлению-: вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела

Вопрос: процесс, возбуждение, закон, право

стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром для
информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

В современном российском уголовном процессе таким способом возбуждаются дела частного обвинения. Состязательный характер этой процедуры неоднократно подтвержден Конституционным Судом РФ (Определение от 26 января 1999 г. № 11-О).

Потерпевший обращается в суд с соответствующей жалобой, а суд принимает ее к своему производству (ст. 318, 319 УПК).

— актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий;- определяется конкретный момент начала предварительного рас­следования (а по делам частного обвинения — судебного производства).

Это обеспечивает контроль над сроками производства;В рамках идеальной типологии судопроизводства можно выде­лить две модели стадии возбуждения уголовного дела: розыскную и состязательную.

Знакомиться с материалами проверки в случаях отказа в возбуждении уголовного дела;

И соответственно затем, направляя возбужденное им уголовное дело частного обвинения в суд, следователь (дознаватель и др.) не обязан вместе с ним (с делом) представлять заявление потерпевшего, оформленное в соответствии с требованиями ст. 318 УПК РФ. В рассматриваемой ситуации такой обязанности нет и у потерпевшего.

б) заявлять ходатайства об истребовании необходимых, по его мнению, доказательств, в том числе, заявлять после возбуждения уголовного дела обязательное для удовлетворения ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы.;а) предоставлять документы, предметы и любые иные носители информации, которые могут иметь отношение к проверяемому следователем событию;г) иметь гарантии в плане уведомления о принятом следователем решении;

К вопросу о статусе участников стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч.3 ст. 11 УПК РФ.

Медведев Е.

Права и обязанности понятого | Что должен делать понятой при обыске?


В. Основания и момент приобретения процессуального статуса участниками уголовного судопроизводства // Рос. судья.
2013. № 9.

знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198 УПК РФ;Полагаем, что лицу, которому преступлением причинен вред, в соответствии со ст.42 УПК РФ должно быть разъяснено, что оно имеет право: 1) давать заведомо ложные объяснения или отказываться от дачи объяснений;

Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела

Условно ее можно разделить на четыре этапа:

    1. прием и регистрация сообщений о преступлениях;
    2. анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
    3. проверка сообщения о преступлении;
    4. разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятием мер, направлен­ных на предотвращение и пресечение преступления. Цель стадии возбуждения уголовного дела: установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуж­дения уголовного дела, т. е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуж­дении уголовного дела. Субъектами правоотношения являются:

    • инициатор сооб­щения о преступлении (т. е. лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель, по делам частного и частно-публичного обвинения);
    • дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязанные принять, проверить сообщение о лю­бом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).

Субъекты стадии возбуждения уголовного дела

лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее противоправное деяние; лицо, которое может располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях; лица, по заявлению которых или с их согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и т. д.

А. Верещагина замечает, что для определения круга участников стадии возбуждения уголовного дела следует обратиться не только к уголовно-процессуальному закону, но и к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», что позволит идентифицировать их процессуальный статус «сообразно форме проведения проверки » Верещагина А. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. — М., 2003. — № 8. В нем законодатель перечисляет лиц, участвующих в проверке информации о совершенном, совершаемом или готовящемся к совершению преступлении:

Что касается органов дознания, которым при наличии определенных условий предоставлено право принимать процессуальные решения на стадии возбуждения уголовного дела, то к этой категории органов и должностных лиц закон относит.

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • главам дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Следует отметить, что прокурор в соответствии с УПК РФ не имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела. Однако, в исключительном случае, предусмотренном ч.4 ст.20 УПК РФ его согласие на возбуждение уголовного дела необходимо дознавателю, в отличие от руководителя следственного органа и следователя.

Возбуждение уголовного дела 10 (стр

Предварительное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства любая стадия процесса определяется четырьмя признаками: 1) непосредственными задачами; 2) итоговыми решениями; 3) особой процессуальной формой; 4) определенным кругом участников.

В результате существует перспектива упразднения деления стадий на досудебные и судебные.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства. Другими словами, возбуждение дела - это процедура официального начала предварительного расследования. Осмотр места происшествия в жилище до возбуждения уголовного дела? Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела-сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.- определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения - судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками расследования (по делам частного обвинения - судебного разбирательства); Ограниченность деятельности прокурора по надзору определяет­ся тем, что следователи ставят его в известность (или информиру­ют) о возбуждении уголовного дела и принятии некоторых иных решений. Судье (или суду как коллегиальному органу) уголовно-процессуальным законом не предоставлено права возбуждать уголовное дело, по­скольку это решение так или иначе связано с реализацией функции обвинения (уголовного преследования).

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена процедура проверки заявлений о преступлении и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии в заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. няются их права и обязанности. На наш взгляд, эти вопросы должны быть разрешены законодателем, для того чтобы права лиц, участвующих при проверке сообщений о преступлении, обеспечивались возможностью их осуществления в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы .

Стадия возбуждения уголовного дела - это относительно самостоятельный этап уголовного судопроизводства, который имеет присущие ему признаки: назначение (задачи), круг участников, сроки (временные границы), средства, итоговые решения. Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является первоначальным этапом уголовного судопроизводства, в которой компетентные государственные органы (их должностные лица) при участии иных субъектов в предусмотренные законом сроки рассматривают поступившие (обнаруженные) первичные сведения о преступлении и посредством выполнения процессуальных и иных действий устанавливают наличие либо отсутствие условий для начала производства по делу и принимают об этом решение. Сущность данной стадии не может быть сведена только к тому, что связано с самим актом возбуждения уголовного дела. Если в результате проверки заявлений о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь выносят решение об отказе в возбуждении, то это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Изложенное позволяет сделать вывод, что применение норм о языке ведения судопроизводства необходимо начиная со стадии возбуждения уголовного дела.

И в этой связи требуется детальная регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве действия конституционного принципа языка судопроизводства на данном этапе уголовно-процессуальной деятельности. Правом возбуждения уголовного дела в соответствии с УПК наделены орган дознания, дознаватель или следователь (ч. 1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса). Дело не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу.

Согласно ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса к таким обстоятельствам относятся.

Возбуждение уголовного дела как первоначальная стадия уголовного процесса

Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела заключаются в:
а) обнаружении признаков совершенного или подготавливаемого преступления;
б) определении правовых оснований и юридических последствий;
в) предотвращении форм досудебного производства (дознания, предварительного следствия, протокольной формы досудебного производства), когда в них нет необходимости.

Во-первых, своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное реагирование на каждое преступление и немедленное начало установления фактических его обстоятельств. В то же время возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований, а также незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела являются грубейшим нарушением режима законности и наносят непоправимый ущерб правам и законным интересам человека и гражданина, интересам общества и государства.

Кроме того, этот термин не охватывает возбуждение производства в протокольной форме. Основание для возбуждения уголовного дела в отношении неустановленного лица? Разумеется, возбуждение этого производства осуществляется в своеобразной форме. Однако это не может служить поводом к отрицанию факта его возбуждения. Прежде всего термин «возбуждение уголовного дела употребляется для обозначения одного из видов процессуальных решений в рассматриваемой стадии, что иногда приводит к выводу, что уголовный процесс начинается лишь с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Р.З. Шамсутдинова

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ УЧАСТНИКОВ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Рассматривается порядок производства процессуальных действий при проверке заявлений и сообщений о преступлении. Подробно рассмотрены изменения и дополнения, внесенные в содержание ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые сводились к значительному расширению объема полномочий дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении. В статье поднимается вопрос о необходимости законодательного закрепления перечня прав и обязанностей лиц, участвующих при проверке сообщения о преступлении, порядок их разъяснения и исполнения. Автор считает, что четкая регламентация в законе прав и обязанностей лиц, участвующих при производстве проверки сообщения о преступлении, порядок их разъяснения, предупреждение об ответственности за неисполнение обязанностей и порядок привлечения к ответственности будут способствовать более тщательной проверке заявлений и сообщений о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, проверка сообщений о преступлении, полномочия, объяснения, ответственность, участвующие в деле лица, следователь, дознаватель.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена процедура проверки заявлений о преступлении и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии в заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Определяя границы компетенции указанных органов и должностных лиц, УПК РФ 2001 г. установил следующее: «При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов ».

Федеральным законом от 9 марта 2010 г. № 19-ФЗ при проверке сообщения о преступлении органам и должностным лицам предоставлено также право исследования документов, предметов и трупов.

В дальнейшем Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ расширил полномочия органов и должностных лиц, предоставив им право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако, надо отметить, что не органы дознания проводят оперативно-розыскные мероприятия, а оперативные подразделения ведомств, наделенные УПК РФ полномочиями органа дознания .

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ» внес существенные дополнения в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, значительно расширив круг полномочий указанных органов и должностных лиц при проверке сообщения о преступлении.

Новая редакция ч. 1 ст. 144 УПК РФ предоставляет право при проверке сообщения о преступлении дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа получать объяснения, образцы их сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Вызывает удивление то обстоятельство, что до внесения указанных дополнений органы и должностные лица при проверке сообщения о преступлении не обладали правом получения объяснений от участвующих лиц. Однако предоставив такие полномочия, законодатель не разрешил целый ряд вопросов: каков процессуальный порядок получения объяснения; какова форма содержания протокола объяснения; какой статус приобретают лица, дающие объяснения, и в какой форме им разъяс-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

няются их права и обязанности. На наш взгляд, эти вопросы должны быть разрешены законодателем, для того чтобы права лиц, участвующих при проверке сообщений о преступлении, обеспечивались возможностью их осуществления в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы .

В частности, Федеральным законом № 23-Ф3 от 04.03.2013 г. введена ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, которой предусмотрено, что лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

Здесь же предусмотрено, что участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

В уголовно-процессуальном законе необходимо предусмотреть четкий порядок получения объяснения, порядок вызова лица и последствия его отказа от дачи объяснений, определить содержание объяснения.

Следует особо отметить, что в ходе доследственной проверки сообщения о преступлении законодательством не предусмотрено право органов или должностных лиц предупреждать заявителя и других лиц об ответственности за отказ от дачи объяснения и за дачу заведомо ложного объяснения. Исключением следует признать положение ч. 6 ст. 141 УПК РФ, в которой предусмотрено, что заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Однако подобная ответственность предусмотрена только в отношении заявителя и только за заведомо ложный донос, а об ответственности за дачу заведомо ложных объяснений ни заявитель, ни другие лица не предупреждаются. При таких обстоятельствах указанные лица не несут какой-либо ответственности за дачу заведомо ложных объяснений, следовательно, достоверность сведений, изложенных в их объяснениях, может быть сомнительной. В случае, если в подобных объяснениях содержатся данные, указывающие на признаки преступления, это может привести к необоснованному возбуждению уголовного дела с последующим его прекращением. Для того чтобы исключить возможность подобных ошибок при принятии решения о возбуждении уголовного дела, полагаем необходимым расширить круг полномочий органов и должностных лиц, предоставив им следующие права в ходе проверки сообщений о преступлении: предупреждать лиц, у которых отбирается объяснение, об ответственности за отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ; проводить проверку полученных объяснений путем выхода на место происшествия; проводить очные ставки при наличии существенных противоречий в объяснениях лиц, участвующих при производстве проверки сообщений о преступлении, а также проводить опознание лиц и предметов.

Приобретение статуса участника производства проверки сообщения о преступлении имеет значение для возможности реализации его прав и законных интересов, а также для обеспечения его безопасности . В ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ законом предусмотрено, что при необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает статус потерпевшего, когда в рамках возбужденного уголовного дела следователь, дознаватель, суд свое решение о признании лица потерпевшим оформят соответствующим постановлением и разъяснят ему права и обязанности, предусмотренные ст. 42 УПК РФ. Законодатель на стадии проверки сообщения о преступлении признает лицо, пострадавшее от преступления, либо заявителем (ст. 141 УПК РФ), либо потерпевшим (ч. 2,3 ст. 20 УПК РФ, ст. 147 УПК РФ).

На наш взгляд, необходимо определить статус лица, пострадавшего от преступления, и законодательно определить, какие права и обязанности потерпевшего ему необходимо разъяснить при проведении доследственной проверки сообщения о преступлении.

Права и обязанности должны быть указаны в протоколе объяснения либо в отдельном протоколе, а факт ознакомления должен быть удостоверен подписями лица, пострадавшего от преступления, и должностным лицом, получившим объяснение.

Полагаем, что лицу, которому преступлением причинен вред, в соответствии со ст.42 УПК РФ должно быть разъяснено, что оно имеет право:

1) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

Р.З. Шамсутдинова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2) отказаться свидетельствовать против себя самого, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии потерпевшего дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих объяснений;

3) представлять доказательства;

4) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

5) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

6) иметь представителя;

8) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198 УПК РФ;

9) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч.3 ст. 11 УПК РФ.

При этом лицо, которому преступлением причинен вред, не вправе:

2) разглашать данные досудебного производства, если оно было об этом заранее предупреждено в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

За отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений лицо, которому преступлением причинен вред, несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ. За разглашение данных предварительного расследования лицо, которому преступлением причинен вред, несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Новая редакция ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусматривает, что при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и на установление лица, совершившего преступление. Такое лицо, заподозренное в совершении преступления, может быть задержано на месте преступления, непосредственно после его совершения или явиться с повинной (ст. 142 УПК РФ).

Процессуальный статус подозреваемого лицо приобретает только при возбуждении уголовного дела в порядке ст. 46 УПК РФ. Какие права разъяснять лицу, задержанному на месте преступления или непосредственно после его совершения, а также явившемуся с повинной при проверке сообщения о преступлении, в том числе и при явке с повинной? Понятие «заподозренный в совершении преступления» в законе не предусмотрено.

Полагаем, что «заподозренному в совершении преступления» должны быть разъяснены следующие права:

1) знать, в чем он заподозрен;

2) давать объяснения по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений;

3) пользоваться помощью защитника с момента дачи объяснений;

4) представлять доказательства;

5) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

7) знакомиться с протоколом объяснения;

8) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта.

В соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ к ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний могут быть привлечены свидетели и потерпевшие. Ответственность подозреваемых и обвиняемых за указанные действия уголовным законодательством не предусмотрена, следовательно, они не предупреждаются об ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний. Исходя из анализа указанных положений закона, следует признать, что лицо «заподозренное в совершении преступления» также не может быть привлечено к какой-либо ответственности за заведомо ложное объяснение или за отказ от дачи объяснения, следовательно, не должно и предупреждаться о такой ответственности.

В то же время, согласно ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. Законодатель при этом не ограничил круг участников досудебного производства, то есть лицо, «заподозренное в совершении преступления», также может быть предупреждено о неразглашении данных досудебного производства.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что лицо, «заподозренное в совершении преступления», не вправе лишь разглашать данные досудебного производства, если оно было об этом заранее предупреждено в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

При получении объяснений от других лиц (очевидцев, должностных лиц и др.) им, по нашему мнению, должны быть разъяснены следующие права:

1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен в п.4 ст.5 УПК РФ. При согласии свидетеля дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих объяснений;

2) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

3) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Указанные лица не вправе:

1) давать заведомо ложные объяснения или отказываться от дачи объяснений;

2) разглашать данные досудебного производства, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Полагаем, что четкая регламентация в законе прав и обязанностей лиц, участвующих при производстве проверки сообщения о преступлении, порядка их разъяснения, предупреждения об ответственности за неисполнение обязанностей и порядка привлечения к ответственности будут способствовать более тщательной проверке заявлений и сообщений о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Считаем, что такой подход позволит снизить уровень необоснованно возбужденных уголовных

дел, которые впоследствии органы следствия вынуждены прекращать.

1. Луковников Г.Д. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 3.

2. Ряполова Я.П. Участие адвоката в стадии возбуждения уголовного дела в свете новых изменений уголовно-процессуального закона // Рос. юстиция. 2013. № 11.

3. Медведев Е.В. Основания и момент приобретения процессуального статуса участниками уголовного судопроизводства // Рос. судья. 2013. № 9.

Поступила в редакцию 12.02.14

R.Z. Shamsutdinova

ON THE ISSUE OF THE STATUS OF PARTICIPANTS OF THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE

The article considers the order of court proceedings when checking crime reports. The article also studies changes and additions made to the content of Part 1 of Art. 144 of the Criminal Code of the Russian Federation which have extended the powers of investigator, investigation bodies, investigator and head of the investigative body when checking crime reports. The author raises the question of the need for a legal list of rights and responsibilities of persons involved in checking crime reports, as well as the need for the procedure of their interpretation and performance. The author thinks that the precise legal regulation of rights and responsibilities of persons involved in checking crime reports, determination of procedure for their interpretation, warning about liability in case of a breach of duty and a strict order of prosecution will contribute to a more accurate check of crime reports when solving the question of the institution of criminal proceeding.

Keywords: institution of criminal proceeding, check crime report, the authority, explanation, responsibility, persons involved in the case, investigator, inquiry officer.

Шамсутдинова Рушана Закировна, кандидат юридических наук,

зав. кафедрой гражданского и арбитражного процессов

Ижевский юридический институт (филиал) Российской Правовой Академии Минюста России 426052, Россия, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, 23

Shamsutdinova R.Z., candidate of law,

Head of Department of civil proceedings and arbitration

Izhevsk Law Institute (branch)

of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice 426034, Russia, Izhevsk, Zarechnoye highway st., 23

2. Состязательная модель возбуждения уголовного дела предполагает, что решение о начале официального производства по делу принимает суд по ходатайству стороны обвинения. При этом обвинитель, как правило, руководствуется принципом целесообразности. Судья связан требованием обвинителя, и может отклонить его заявление о возбуждении дела только в тех случаях, когда для этого со всей очевидностью отсутствуют материально-правовые основания. Например, действия обвиняемого, указанные в требовании, явно не содержат признаков какого-либо уголовно-наказуемого деяния, истекли сроки давности, имеются неотмененные преюдициальные решения, препятствующие началу производства по делу и т. п. Однако заинтересованная сторона должна иметь возможность обжаловать это решение судьи в вышестоящий суд.

Заявитель, будучи осведомленным об обстоятельствах события с признаками состава преступления и возможных источниках доказательственной информации, будет иметь реальную возможность сопоставить содержание собранного проверочного материала с его собственными сведениями.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru . При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности . При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Реферат: Возбуждение уголовного дела 10

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуще­ствления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указы­вающих на совершение или подготовку к совершению уголовно нака­зуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщени­ем) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Согласно ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела .

Участие лиц, являющихся потенциальными свидетелями, на стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В ходе проверки поступивших материалов должностные лица могут получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Тема 8

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Стадия возбуждения уголовного дела

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела

4. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Стадии возбуждения уголовного дела и определение процессуального положения лиц на стадии возбуждения уголовного дела

Практика показывает, что с этим мнением следует согласиться. В связи с этим необходимо тщательно проанализировать действующий УПК РК, чтобы исключить процессуальные предпосылки, способствующие возникновению такой проблемы, начиная с самой ранней стадии уголовного процесса — со стадии возбуждения уголовного дела. С данной стадии процесса начинается всё уголовное судопроизводство, следовательно, основное направление расследования по уголовному делу, его эффективность и оперативность тесно взаимосвязаны с тем, насколько правильно в законе определено процессуальное положение субъектов, участвующих на данной стадии уголовного процесса.

Вопрос 1

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты. Для этого и предназначено досудебное производство — та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК). Досудебное производство состоит из стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Уголовно-процессуальное право

Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования. Сопряженное с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, предварительное расследование производится лишь в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан в Российской Федерации.

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Не согласны мы и с указанием на «лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным», так как если задерживают пострадавшие, то они будут отнесены к одноименной группе участников, если другие граждане, то на наш взгляд речь идет о «лицах, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению».

Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела в современном российском уголовном процессе

Монополия государственных органов на возбуждение уголовного дела не гарантирует потерпевшему право на доступ к правосудию. Поэтому за потерпевшим признается возможность обжалования в суд решений об отказе в возбуждении дела. В мировой практике доступ к правосудию иногда обеспечивается значительно более радикальным способом — наделением потерпевшего правом самому возбуждать уголовное преследование в суде (субсидиарное, или замещающее обвинение). В этих случаях используется вторая — состязательная — модель возбуждения уголовного дела. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. С.175.

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Однако отсутствие специального решения о возбуждении уголовного дела, из­начально открывающего сам процесс расследования и фиксирующего наличие данных, указывающих на признаки преступления, способно негативно сказаться на сроках расследования, которые могут непомерно затягиваться; на обоснован­ности производства следственных действий; на соблюдении законных интересов

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Неявка законных представителей подсудимого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд с учетом конкретных обстоятельств не найдет их участие необходимым (ст. 420 УПК РФ). Суд может, учитывая отрицательное воздействие на несовершеннолетнего со стороны законного представителя, отстранить последнего от участия в деле или ограничить его участие в той или иной части заседания (например, законный представитель явился в суд в состоянии алкогольного опьянения). В случае отстранения законного представителя суд выносит об этом мотивированное определение. Допущенному в судебное заседание законному представителю председательствующий разъясняет его права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.