Мировые центры миграции. Международная трудовая миграция Последствия трудовой миграции для принимающих стран и государств-доноров

Миграция неквалифицированной рабочей силы

Значительные масштабы приобрела и миграция неквалифицированной рабочей силы. Около 100 млн чел. ежегодно впервые приходят на мировой рынок труда. Их основную часть составляют граждане развивающихся стран. Они еще более усугубляют и без того серьезную проблему безработицы, которая затрагивает не менее 1 млрд чел., не имеющих работы или полной занятости.

В развивающихся странах достойные рабочие места создаются недостаточно быстрыми темпами для поглощения растущего числа людей, вступающих на рынок труда каждый год. По оценкам МОТ, в настоящее время число людей, зарабатывающих около 1 долл. в день, составляет около 550 млн чел. Неспособность глобальной экономической системы создавать рабочие места там, где живут люди, возлагает бремя перестройки экономики на семью и ее членов. В бедных странах семьи вынуждены принимать трудные решения в отношении направления за границу одного из членов семьи, чтобы обеспечить существование остальным ее членам.

Иммигранты из бедных стран используются в развитых странах на самых тяжелых, вредных и малооплачиваемых работах: в коммунальном хозяйстве, строительстве, на транспорте, в химической и металлургической промышленности, занимая те ниши на рынке труда, которые не востребованы коренными жителями. Они же служат своеобразным социальным буфером: в условиях кризиса иммигранты первыми увольняются. Значительная часть таких мигрантов – бесправные нелегалы.

Последствия трудовой миграции для принимающих стран и государств-доноров

Трудовая миграция, темпы которой особенно возросли в 1990– 2000-е гг., оказывает противоречивое воздействие на принимающие страны и государства-доноры. Сопоставление выгод и недостатков трудовой миграции показывает, что в целом принимающие страны выигрывают, а страны-доноры – проигрывают. Примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Среди положительных последствий для принимающих стран можно отметить следующее:

  • 1. В случае притока квалифицированных специалистов происходит значительная экономия на их подготовке. Например, в США сосредоточена бо́льшая часть нобелевских лауреатов, при этом более половины из них – иммигранты в первом поколении. Подавляющая часть школьных и вузовских преподавателей математики в США получили образование в России и других бывших советских республиках. Почти 90% работников ВПК Израиля – выходцы из бывшего СССР. Приток квалифицированных кадров повышает качество трудовых ресурсов.
  • 2. Приток дешевой неквалифицированной рабочей силы позволяет снижать издержки во многих сферах экономики. Иммигранты заполняют ниши на рынке труда и "выталкивают" коренное население на более квалифицированные и более высокооплачиваемые "этажи занятости".
  • 3. Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, их расходы стимулируют экономику. Они также выступают в качестве налогоплательщиков. Так, в конце 1990-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывали, но оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платили налоги в размере более 90 млрд долл. в год.
  • 4. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах, где идет интенсивный процесс постарения населения, препятствуют сокращению его численности. Специалисты подсчитали, например, что если бы не иммигранты, то к середине XXI в. численность населения Германии могла бы сократиться вдвое.

Но страны-реципиенты сталкиваются и с отрицательными последствиями миграции.

  • 1. Целые отрасли экономики (транспорт, строительство, торговля, добыча полезных ископаемых и др.) при длительном использовании иностранных работников попадают в зависимость от их труда.
  • 2. Происходит снижение цены национальной рабочей силы, так как растет предложение на рынке труда.
  • 3. Происходит переполнение инфраструктуры городов (муниципального транспорта, больниц, школ и детских садов), что вызывает недовольство местного населения.
  • 4. Растет преступность (например, в Москве, согласно официальной статистике, более 60% преступлений против личности совершается мигрантами).
  • 5. Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами на религиозной и расовой почве.
  • 6. Перевод мигрантами валютных средств на родину ухудшает состояние платежного баланса принимающих стран.

На странах-донорах эмиграция также сказывается двояко. С одной стороны, это положительные моменты эмиграции.

  • 1. Эмиграция уменьшает безработицу, уменьшает напряжение на рынке труда. Это, в свою очередь, вызывает увеличение цены национальной рабочей силы.
  • 2. Эмигранты приобретают квалификацию, трудовые навыки, приобщаются к передовым технологиям, которые используют при возвращении на родину. Многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие.
  • 3. Перевод доходов на родину увеличивает ВВП страны, улучшает состояние платежного баланса. Например, денежные переводы мигрантов на родину составляют 29% ВВП Кыргызстана, таджикских мигрантов – 60% ВВП.
  • 4. При возвращении мигранты привозят материальные ценности и сбережения, что повышает уровень благосостояния населения.
  • 5. Эмиграция из развивающихся стран способствует снижению темпов прироста населения в них и уменьшению демографического давления.

С другой стороны, это отрицательные последствия.

  • 1. В случае отъезда квалифицированной рабочей силы страна теряет значительную часть бюджета, снижается качество трудовых ресурсов. По оценкам экспертов ООН, только финансовые потери развивающихся стран от "утечки умов" за последние 30 лет превысили 60 млрд долл. А общие объемы интеллектуальной эмиграции из развивающихся стран составили от 10 до 30% их интеллектуального потенциала. "Утечка умов" может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие.
  • 2. Уменьшаются налоговые поступления в бюджет.
  • 3. Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, происходит постарение населения.

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

Происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

Значение трудовой миграции для стран-импортеров (значениеиммиграции) заключается в следующем :

1. Трудовая иммиграция обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс в ряде отраслей экономики. Особенно это имеет значение для отраслей, не пользующихся популярностью у местных жителей трудоспособного возраста, в том числе для отраслей с более низким уровнем заработной платы и со сложными условиями труда (горное дело, металлургия, строительство, уборка мусора и т.д.). В ряде стран отрасли производства, дающие экспортный доход, в значительной степени зависят от труда иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельское хозяйство Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии).

2. Иммигранты в результате хозяйственной деятельности получают доходы, а, следовательно, предъявляют дополнительный спрос на потребительские товары, стимулируя тем самым развитие отраслей потребительского сектора, а также определяя мультипликационный эффект в смежных отраслях экономики.

3. Работники-иммигранты платят налоги государству, что позволяет правительству иметь дополнительные средства, чтобы реализовать те или иные государственные программы.

4. Предприниматели, использующие иностранную рабочую силу, платят им, как правило, более низкую заработную плату, что является фактором экономии на издержках производства, а, следовательно, и фактором повышения прибыли хозяйственных ячеек.

5. Государство, привлекающее на свою территорию иностранную рабочую силу высокой квалификации, тем самым экономит на затратах на науку и образование. Благодаря притоку ученых и специалистов привносится динамизм в экономическое развитие страны.

В качестве отрицательного последствия иммиграции следует назвать возможность конфликтов между иностранными и местными работниками на религиозной, расовой и этнической почве.

60.Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.

На национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный

2) отходнический

Выгоды странам иммиграции:

Высокая мобильность более дешевого рабочего труда

Занятость в отраслях непопулярных у местного населения

Использование опыта других стран

Оплата ниже национальных кадров

Омоложение структуры трудовых ресурсов

Расширение емкости внутреннего рынка

Экономия на обучении прибывающих

Выгоды странам эмиграции;

Снижается нагрузка на уровень безработицы в стране

2/3 дохода эмигранты отправляют в страну

Возможность мигрировать членам семьи

Страны не несут расходы на медицинское обслуживание

Используются деньги бюджета страны для решения внутренних проблем

Проблемы и противоречия:

- обостряется ситуация на нац. Рынке

Усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы

Провоцируются национальные и этнические конфликты

Противоречия законодательством страны.

(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО):

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

60 вопрос. Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.!!!

а национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;

2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского Союза – Средней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.


Похожая информация.


Тема 8. Международное движение рабочей силы

3. Государственное регулирование трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет);

2. возрастной ценз (обычно 20-40 лет);

3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

Уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

Ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Если в стране увеличивается безработица государство может:

Ограничить въезд иммигрантов

Выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;

Стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.

Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.

Предыдущая

    Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

    Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов. К положительным последствиям можно отнести следующие:

    Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

    Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

    Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

    Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

    Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок. Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз). Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

    Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.

    Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

    Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

    Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

    Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции. В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме. Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране. В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране. Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации. Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую. Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны. В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции.

47. Положительные последствия: Переводы, которые эмигранты направляют из-за рубежа. Приток денежной массы для страны эмигрантов. Налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом. Инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, хорошо устроившиеся за рубежом инвестируют свои средства в деятельность своего государства) Сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны, исчезает необходимость их социального обеспечения: обучение, медицинские услуги, безопасность и т.д) Смягчение проблемы безработицы (отток граждан за границу снижает напряженность безработицы в стране, сокращая предложение труда) Отрицательные последствия: Утечка мозгов (отток высококвалифицированных кадров за границу, нехватка умных, необходимых стране кадров) Сокращение количества рабочих мест, безработица среди местного населения (Иммигранты предлагают более дешевый труд, чем местное население и производителей это устраивает, растет рост безработицы среди местного населения, т.к. вакансии занимают иммигранты) Нелегальная миграция (социальная напряженность, снижается уровень безопасности, растет безработица) Социальная напряженность в стране Потери при переводах в другие страны (чем больше эмигрантов в стране, тем больше отток денежных средств в другие страны). Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину. Такая миграция, несомненно, выгодна обеим сторонам, но она же открывает ряд социально-экономических проблем. К ним относится «утечка мозгов», трата заработанных денежных средств на территории другого государства.

Также существует проблема, при которой работник за рубежом работает не по своей специальности, полученной на родине, а выполняет неквалифицированную работу, так как не может в полной мере реализовать свои возможности в чужой стране в силу объективных причин. Получают своего рода выгоду страны, в которые приезжают эти работники: появляется дешевая рабочая сила, так как многие приезжие по причине тяжелого материального положения устраиваются на работу, которая считается низкооплачиваемой для развитых стран. Других возможностей у них просто нет, и они вынуждены работать в тяжелых условиях за небольшие деньги. Рабочая неделя у таких людей зачастую длиннее, а заработная плата – ниже. Особо остро в некоторых странах стоит проблема нелегальной миграции. Но есть и положительные последствия трудовой миграции. Для стран, из которых происходит отток населения, выгода в том, что по возвращении эти люди привозят свои сбережения, которые они могут вложить в собственное дело. Иммигранты способствуют нормальной работе некоторых трудоемких отраслей, которые пользуются маленьким спросом со стороны населения. Сейчас в некоторых странах доля иностранных рабочих, занятых в определенной области, настолько высока (более 30 %), что они уже просто не могут отказаться от их услуг и требуется все большее количество иммигрантов для нормального бесперебойного функционирования. Другая выгода для стран, принимающих мигрантов, в том, что за счет квалифицированных кадров из-за рубежа экономятся средства на обучение собственных специалистов в своей стране. К тому же, как правило, такие работники уже имеют опыт работы и зарекомендовали себя с лучшей стороны на прежнем рабочем месте. Страны – экспортеры трудовых ресурсов получают выгоду, которая выражается в сокращении безработицы в этой стране.

Многочисленные исследования, проведенные в этой области, показывают, что отток части трудовых ресурсов положительно сказывается на рынках труда, увеличивается средний уровень размера доходов беднейших слоев населения. Эмигранты за рубежом приобретают новые знания и опыт в различных сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом. Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации. Раньше трудовая миграция оценивалась негативно. Сейчас тоже существует это мнение, хотя по большей части так рассуждают неспециалисты. Конечно, такая ситуация может произойти при массовой миграции лучших рабочих. Но согласно исследованиям такая трудовая миграция во многих случаях касается рабочих неквалифицированного или малоквалифицированного труда. При оттоке же квалифицированных кадров тоже можно найти положительные стороны: у образованной молодежи повышается шанс найти достойную работу в своей стране. В любом случае государство должно регулировать миграционные процессы и политика, проводимая в этой области, должна способствовать стабилизации ситуации на трудовых рынках страны.

48. Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий: - работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие); - рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин); - специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей); - крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места. Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики. Основными инструментами миграционной политики являются. - качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет; - возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране; - ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления; - временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты; - количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране; - финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег; - национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы; - система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы); - программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине. Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д. Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются: - реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения; - гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; - обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов. Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи. Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом. Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций: - Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда; - Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев; - Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения; - Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих

25. Международная миграция трудовых ресурсов

Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.

В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении; в Бельгии – половину горняков; в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 970 млн долл., а туризм – 600 млн, то денежные переводы иммигрантов – 3, 1 млрд долл.

Число иностранных рабочих в Западной Европе составляет 4, 1–6, 5 млн, в США – 5–5, 6 млн, в Латинской Америке – 3, 5–4 млн, в странах Ближнего Востока и Северной Африки – 2, 8 млн, в Западной Африке – 1, 3 млн человек.

Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. В ЕС – 13 млн иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции – 7, Швейцарии и Люксембурге – до 30%.

Но особая роль иностранцев как дополнительной рабочей силы для стран иммиграции заключалась в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвовала молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к интенсивному труду и физическим нагрузкам.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.

Вторым центром иммиграции традиционно являются США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

Третий центр – в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. До последнего времени он был третьим центром иммиграции: в ОАЭ удельный вес рабочей силы около 90%, в Катаре – свыше 80, в Саудовской Аравии и Бахрейне – практически по 40, в Омане – 34%. Главный экспортер рабочей силы в регионе – Египет (75% общего количества иммигрантов).

Четвертый центр – в Латинской Америке: Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов – 3 млн, подавляющее большинство – латиноамериканцы. Наиболее распространенная форма – сельская сезонная миграция. Более продолжительная по времени миграция характерна для работников промышленности и сферы услуг.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

3. Международная миграция капитала Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства.Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) – это процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из

автора Литвинюк Анна Сергеевна

60. Показатели использования трудовых ресурсов Мерой эффективности труда в процессе производства является производительность труда. Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.Уровень

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

117. Социально-экономические последствия миграции трудовых ресурсов Эмиграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

12. Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов Население? совокупность проживающих на определенной территории людей.Население постоянно воспроизводится и находится в процессе самостоятельного развития, что является основным источником трудовых

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 18. Статистика трудовых ресурсов Трудовыми ресурсами считается та часть населения, которая фактически занята в экономике или не занята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья.В составе трудовых ресурсов выделяют следующие категории:1) трудоспособное

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Вопрос 19. Баланс трудовых ресурсов Балансом трудовых ресурсов (БТР) называется система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, и их распределение на занятых по отраслям экономики и формам собственности, безработных и экономически неактивное

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

120. Анализ трудовых ресурсов предприятия Анализ трудовых ресурсов предприятия. Рациональное использование персонала предприятия – важнейшее условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Рациональное использование трудовых ресурсов Опытный руководитель знает, что среди его подчиненных всегда есть несколько сотрудников, которые значительно компетентнее других. Соответственно, им поручаются самые важные и сложные мероприятия. Однако, если организация

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Вопрос 24 Цель и задачи анализа состояния и использования трудовых ресурсов Цель анализа – выявление резервов более рационального использования численности работников и их рабочего времени, повышения производительности труда и эффективности использования фонда

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

Вопрос 29 Резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов К резервам повышения эффективности использования трудовых ресурсов относятся: снижение трудоемкости продукции за счет автоматизации и механизации производства, роста квалификации труда,

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Демографические характеристики трудовых ресурсов Демографические характеристики трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для разработки, производства, дистрибуции и продажи товаров и услуг, стремительно меняются. Демографическая ситуация также оказывает

Из книги автора

Что должен знать HR-специалист о демографических характеристиках трудовых ресурсов Для того чтобы участвовать в обсуждении вопросов, связанных с человеческим капиталом, HR-руководитель должен быть в курсе современных тенденций и знать, где можно получить

Из книги автора

Глава 10 Динамика численности населения и международная миграция Все государства, легко принимающие в подданство иноземцев, способны стать мощными державами. Френсис Бэкон Россия не только не имеет довольно жителей, но обладает еще чрезмерным пространством

Из книги автора

Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсахФормулируя цели организации, менеджмент должен определить необходимые для их достижения ресурсы. Потребности в денежных средствах, материалах и оборудовании очевидны, и в ходе планирования

Из книги автора

Развитие трудовых ресурсов Раньше кадровая деятельность практически ограничивалась наймом и отбором. Считалось, что если вам удалось найти подходящих людей, они сумеют выполнить работу. Но большинство современных организаций сегодня понимают, что наем подходящих