Миграция рабочей силы основные виды. Причины международной миграции рабочей силы. Основные международные регионы притяжения мигрантов

Тема 11. Международная миграция рабочей силы

1. Миграция рабочей силы: типы и причины.

2. Экономические эффекты миграции рабочей силы.

4. Регулирование миграции рабочей силы.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международная миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Реэмиграция - возвращение иммигрантов в страну эмиграции.

В соответствии с классификацией Международной организации труда различают пять типов современной международной миграции:

1. переселенцы , приезжающие на постоянное место жительства;

2. работающие по контракту , в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3. профессионалы , имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

4. нелегальные иммигранты , в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, но занимающиеся трудовой деятельностью;

5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-нибудь угрозы.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся-мигрантов, с учетом иждивенцев – более 100 млн человек. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие.

Зарождение трудовой миграции связано со становлением и развитием мирового капиталистического хозяйства. Глобальный характер мирового экономического развития, вовлечение стран в мирохозяйственный оборот, взаимосвязанность стран и неравномерность их экономического развития породили экономические причины миграции :



· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях оплаты труда, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

· состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становится поиск конкретной работы в целях самовыражения.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:

· глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

· НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

· развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

· фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе иностранную, возрастает, в фазе кризиса – падает;

· процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы объединяющимися странами, которые превращаются в центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

· растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны;

· развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

· миграция между промышленно развитыми странами;

· миграция высококлассифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

· миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

2) по территориальному охвату:

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени:

· безвозвратная;

· временная;

· сезонная;

4) по степени законности:

· легальная;

· нелегальная.

Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Международная миграция рабочей силы по своим последствиям неоднозначна как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.

Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате фирмы экономят на издержках.

В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов.

По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%.

В-пятых, иммигранты расширяют емкость внутренних товарных рынков, а аккумулированные на их счетах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

В- шестых, часть заработной платы иммигранты переводят на родину, что создает предпосылки для экспорта товаров стран, где работают иностранцы, в страны их происхождения. Например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х гг. давала прибыль в 970 млн долл США, туризм – 600 млн долл. США, а денежные переводы эмигрантов – 3,1 млрд. долл. США.

Вместе с тем иммиграция порождает в принимающей стране ряд проблем и противоречий:

· обостряется ситуация на национальном рынке труда;

· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе национальной;

· провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие. Для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).

Имеет свои особенности миграция в рамках бывших социалистических стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - около 70 тыс человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО - 27,3 тыс и Ямало-Ненецкий АО - 18,2 тыс человек. Подавляющее большинство мигрантов - 247,2 тыс человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах - ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х гг. Россия имела около 2 млн иммигрантов-нелегалов.

В настоящее время в мире сложились 7 мировых центров притяжения рабочей силы:

1) страны Западной Европы – 13 млн мигрантов и членов их семей. В этих странах целые отрасли экономики зависят от импорта рабочей силы. Во Франции эмигранты составляют четверть занятых в строительстве, треть в автомобилестроении; в Бельгии половину горнорабочих;

2) нефтедобывающие страны Ближнего Востока – 4,5 млн иностранных рабочих (80-е гг.). Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона в ОАЭ составляет 97%, в Катаре – 95,6%, в Кувейте – 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;

3) США – с 1995 г. ежегодный доступ иммигрантов установлен на уровне 650 тыс человек, из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 – квалифицированные специалисты и члены их семей;

4) Австралия – 200 тыс иностранных рабочих. В страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х гг. в экономику Австралии влилось 1,2 млрд долл., а 9 тыс инвесторов и 28 тыс членов их семей получили визы;

5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона – основные импортеры рабочей силы являются НИСы, а также Япония и Бруней;

6) страны Латинской Америки – 3 млн мигрантов. Распространена сезонная сельскохозяйственная миграция. В последние годы сюда устремились мигранты из стран Центральной и Восточной Европы, имеющие специальности нефтяников, инжененров-химиков и др.;

7) страны Африки – внутриконтинентальная миграция в 90-е годы составила более 2 млн человек. Основные принимающие страны этого региона – страны Северной Африки и ЮАР.

Международная миграция рабочей силы – а) это перемещение людских ресурсов через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему; б) перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

Международная миграция рабочей силы как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

Причины вызывающие международную трудовую миграцию делят на экономические и неэкономические . К экономическим относят:

· различия в уровне экономического развития отдельных стран, и как следствие различный уровень заработной платы, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· существование хронической, относительно высокой безработицы в развивающихся странах.

Неэкономические причины миграции рабочей силы : политические, военные, религиозные, экологические, расовые, семейные, культурные и др.

Основными видами международной миграции рабочей силы являются:

· международная переселенческая миграция;

· международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция в отличие от переселенческой миграции, предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда №97 и №143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).

Международная организация по миграции выделяет пять основных типов международных мигрантов:

· поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство;

· контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они работают ограниченный срок;

· профессионалы - люди с высоким уровнем образованием, опытом работы, которые могут легко войти в коллективы, работающие по данной специальности и на данном уровне или переквалифицироваться для работы в другой стране (значительное количество из них научные работники, преподаватели, студенты и стажеры, сотрудники транснациональных корпораций, переезжающие из одного филиала в другой);

· нелегальные иммигранты - люди, которые приехали в страну нелегально, или имеют просроченные визы, или занимаются трудовой деятельностью, не имея на это официального разрешения;

· лица, ищущие убежища и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо существенной опасности (военной, религиозной, экологической, политической и других).

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· из развивающихся стран в развитые;

· между развитыми странами;

· между развивающимися странами;

· из постсоциалистических стран в развитые страны;

· миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся;

2) по территориальному охвату :

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени :

· безвозвратная (обычно межконтинентальная);

· временная (обычно внутриконтинентальная);

· сезонная (поездки на заработки);

· маятниковая (в приграничных районах различных стран);

4) по степени законности :

· легальная;

· нелегальная.

Современные процессы миграции рабочей силы отличаются следующими особенностями:

· международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты;

· в процессах миграции рабочей силы происходят качественные изменения, обусловленные научно-технической революцией, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов;

· тенденцией современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность;

· страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран;

· более активным стало вмешательство государства в отношениях между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочей силой;

· увеличилась миграция трудовых ресурсов внутри отдельно взятых стран;

· для развивающихся стран экспорт рабочей силы стал своеобразным инструментом участия в международных экономических отношениях. Одновременно происходит освоение рабочей силой стран-доноров нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой.

Особенностью, характеризующей современный этап миграции рабочей силы, является значительное увеличение нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих через мексиканско-американскую границу, штат Флорида и другие места. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского «относительно избыточного населения» могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Около 15 млн. «нелегалов» из Бангладеш ежегодно проникает в Индию, соглашаясь там выполнять различные работы за самую низкую заработную плату.

Миграция рабочей силы распространилась не только на большие страны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой 300-350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда - жители Албании, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается огромной потерей для греческой казны в виде неоплаченных налогов.

В Республике Беларусь также обострилась проблема массовой нелегальной иммиграции из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также напрямую нарушают правила въезда. Зачастую нелегалы рассматривают Беларусь как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. Пребывания в стране иностранцев с неопределенным статусом оказывает дополнительную нагрузку на социально-экономическую сферу, способствует обострению криминогенной обстановки, наносит реальный ущерб безопасности государства.

Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Отличительной чертой современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов уже коснулась белорусов, которые работают на полях Польши.

миграция рабочей силы макроэкономика

Со второй половины XX в. наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция как форма проявления отношений на мировом рынке труда.

Международная миграция рабочей силы - сложное явление, представляющее собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция - это выбытие за границу, а иммиграция - прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции - реэмиграция, т.е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Основными формами трудовой миграции являются (рис.1):

Рисунок 1. Формы миграции рабочей силы

  • * безвозвратная, когда работники выезжают за границу на постоянное место жительства;
  • * временно-постоянная -- в данном случае выезд за рубеж осуществляется на достаточно длительное время (от 1 до 10 лет);
  • * сезонная -- работники выезжают в зарубежные страны на короткое время (до 1 года) для осуществления трудовых услуг в отраслях, имеющих сезонный характер (например, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, курортно-оздоровительная сфера и т. п.). Разновидностью сезонной миграции можно считать и кочевое животноводство, сохранившееся во многих азиатских и африканских странах. К сезонной миграции можно отнести перемещение цыганских таборов, а также паломничество к святым местам (в Иерусалим, Афон, Мекку и т. п.);
  • * приграничная, или маятниковая, представляет собой ежедневный приезд граждан, живущих в приграничной полосе одной страны, для работы в другую страну. Данный тип миграции похож на процесс ежедневного приезда работников, живущих в пригородах, для работы в мегаполис;
  • * нелегальная -- предполагает нелегальный въезд в страну с последующим устройством на работу, либо законный въезд (например, по туристической путевке, по частному приглашению) с последующим незаконным трудоустройством;
  • * вынужденная -- вызывается неэкономическими причинами -- войнами, революциями, политическими преобразованиями (например, распадом государства), стихийными бедствиями, эпидемиями, однако оказывает серьезное воздействие на рынки труда как в стране, из которой выезжает население, так и в принимающем беженцев государстве;
  • * межконтинентальная -- означает не просто выезд из страны в страну, но и смену при этом континента проживания и трудоустройства. В некоторых странах (например, Россия, Турция) межконтинентальная миграция может быть разновидностью внутренней миграции;
  • * «утечка умов» -- выезд за границу ученых, специалистов, деятелей искусства. Сюда же можно отнести и миграцию спортсменов, хотя для нашей страны данный тип миграции лучше называть не «утечка умов», а «бегство клюшек».

За последние полтора десятилетия страну покинули и работают в США следующие российские экономисты: профессор И. Сегал (Стэн-форд), ассоциированные профессора А. Богомольная (Университет Раиса, Хьюстон), М. Арбатская (университет Эмори (Атланта)), Д. Столяров (Мичиганский университет), ассистенты профессора И. Стрембулаев (Стэнфорд), О. Леухина (университет Северной Каролины), Г. Овчарова (университет Нотр-Дам), И. Копылов (Калифорнийский университет (кампус в Ирвайне)), Г. Борисова (Иель), Е. Краснокутская (Пенсильванский университет), Светлана Боярченко (Техасский университет), Андрей Шевченко (университет Мичиган Стейт), К. Тюрин (университет Индианы), Елена Гольдман (университет Пэйс, Нью-Йорк) и другие. Обязанности лекторов в британских вузах выполняют: А. Сарычев (Лондонская школа экономики) и Татьяна Корниенко (университет Стерлинга), ассистентами профессора Лондонской школы бизнеса являются А. Павлова и И. Макаров.

Международную миграцию рабочей силы можно считать разновидностью горизонтальной социомобильности населения, способом устранить перекосы в структуре национальных рынков труда.

Миграция рабочей силы осложняется «языковым барьером», трудностью адаптации трудовых ресурсов в зарубежных странах.

Причины миграции рабочей силы.

Миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

  • 1. Неэкономические факторы:
    • - войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);
    • - политические и религиозные преследования;
    • - стремление открыть или освоить новые пространства (период великих географических открытий демонстрирует мощь таких мотиваций);
    • - желание воссоединения семей;
    • - природные (стихийные) бедствия.
  • 2. Экономических факторов, к которым относятся:
    • - различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы;
    • - состояние национального рынка труда;
    • - структурная перестройка экономики, связанная, например, с переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике;
    • - научно-технический прогресс, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
    • - вывоз капитала, функционирование ТНК, которые способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы.

По данным социологических опросов, основным мотивом выезда является желание заработать, из нематериальных стимулов -- желание повысить свой профессиональный уровень.

Причины экономического характера связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Безусловно, более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Поэтому такая экономика способна обеспечить и более оплачиваемую работу. Обладая более высоким научно-техническим потенциалом, она предъявляет спрос на квалифицированную, способную к творчеству рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда.

В принимающей стране будет наблюдаться рост объема предложения. Принято считать, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать ее росту.

Основные особенности, потоки и центры миграции рабочей силы.

Миграция, с одной стороны, обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов как фактор производства в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые регионы, с другой - ведет к обострению экономических и социальных противоречий, что требует разработки специальных мер как на государственном, так и международном уровне.

На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся. Данные регионы называются центрами притяжения. В этих центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, а соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

Как нам известно, основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира. В начале 1993 года насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, участников маятниковой миграции (фронтальеров), сезонников, нелегальных иммигрантов общая численность трудовых мигрантов оценивается в четыре-пять раз выше.

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и финансовых ресурсов способствовало образованию во второй половине 19- начале 20 в в. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго- Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во второй половине прошлого столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль. Его население на 2/3 увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Востоке - Ливан. Иордания, Турция, в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Америке - Мексика, в Европе - Польша, Португалия, Италия, Ирландия. В 90- е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто - миграции.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что международная миграция рабочей силы -- это перемещение людей через границы определенных территории со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Миграция — латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т.д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма — объем валовой миграции.

Перемещение населения из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям. Начиная с древнейших времен, миграция населения, нередко выливавшаяся в форму завоевательных походов, играла огромную роль в истории человечества, в его расселении по всему земному шару, в образовании рас и народов. Истории известны массовые переселения ариев и басков, вестготов и остготов, гуннов, финно-угров, монголо-татар и др.

В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на: постоянную или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город); временную — как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников; маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта. Ярким примером тому являются мексиканские фронтальеры.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции дать практически невозможно.

Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп — социальных, этнических, возрастно-половых и др. Например, выделяют миграцию рабочей силы — перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в размещении производства, условиях существования. По классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

В развитии миграционных процессов обычно выделяют фи больших социальных волны. Первая, получившая название «старой миграции», охватывает примерно две трети XIX в. Для этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих. Вторая волна прошла в конце XIX в. и в первую треть XX в. Она получила название «новой миграции». В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство. Наконец, третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые. С одной стороны, наблюдается большой преобладающий поток мало-обученных и неквалифицированных трудящихся, а с другой — идет отток научных кадров и специалистов, т.е. так называемая утечка умов.

Какие же причины побуждают людей перемешаться из одной страны в другую? Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает . Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. В странах с замедленным развитием существует низкий и небольшая . Безземелье крестьян гонит их в другие страны. Иммиграция — важный источник пополнения стран с незначительным уровнем рождаемости, средство его приспособления к нуждам капиталистического воспроизводства. В период экономического подъема иммиграция иностранных рабочих резко возрастает. Действует система вербовки.

Кроме социально-экономических есть и другие причины миграции населения. Политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследований расовой, религиозной и национальной дискриминации. Военные обстоятельства — эвакуация, реэвакуация и т.д. Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление транспортных средств.

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Однако, как и раньше, имеют место политические, религиозные, этнические факторы.

Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех континентов. В начале 90х годов только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в три четыре раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся государств, 2/3 из них оказались в промышленно .

В последнее время усилилась нелегальная иммиграция. Ки тайцы штурмуют границы США и России, кубинцы перебираются во Флориду, алжирцы — во Францию, пакистанцы в Англию и т.д. Главной причиной нелегальной иммиграции является возможность для предпринимателей использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли. Поэтому американская полиция и не справляется с потоками нелегальных мексиканских иммигрантов.

Основные международные регионы притяжения мигрантов

Выше указывалось, что в зависимости от географической направленности различают межконтинентальную и внутриконтинентальную внешнюю миграцию населения. Так куда же конкретно двигались потоки трудовой миграции?

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVIII —XIX вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650—1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX—XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн. человек. В начале XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн. человек. Во время 1914—1918 гг. эмиграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918— 1939 гг. эмигрировало 9 млн. человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы; после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно развивался , которому требовались рабочие руки. Однако ехали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция населения явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжавшие из европейских стран — из Ирландии и Англии, Франции и Германии, ехали и из России — молокане.

В последнее десятилетие XX в. сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные Профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся мигрантов в 1990е годы сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90х годов здесь работало более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте — 86, 5%, Саудовской Аравии — 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехало свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политических неопределенностей и экономических трудностей, желание воссоединится с родственниками и религиозные мотивы.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в США состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в СШ1А из стран Западной Европы въехало 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы — Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация объясняется тем, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудится 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, сориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Российской Федерации. Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в экономику страны.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам меж страновая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны импортёры. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более высок. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров и т.п.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых, отраслей — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР иди процессором . Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные секторы экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития "процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой — отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы Предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате утечки умов СШД сэкономили лишь в сфере образования и, научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В США учатся тысячи людей из стран Азии, Африки и Латинской Америки, и многие из них остаются в этой стране.

Политику импорта иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции» оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации, или бывших членов Президентского Совета экономических советников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны экспортеры, то проводившиеся в 80е годы на эту тему исследования дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же произошло в Бангладеш и Индии.

Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран — экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся мигранты. Причем их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации. Вот какие доходы получали страны—экспортеры своей рабочей силы в 1990 т.

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда эмигрировали «сливки» рабочей силы, а возникавшие вакансии заполнялись менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массово отправлялись на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80х годов показали, что миграция во многих случаях выражается в оттоке, прежде всего неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, практически все мира регулируют процесс трудовой миграции населения с этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления, выездных виз; контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца . Взвесить все обстоятельства. Служба иммиграции и натурализации может представить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения для процесса трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или Межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет по уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между этими странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. эти страны на Венской конференции приняли местное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы — инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей монтажников, электромехаников, рабочих металло-прокатчиков. В то же время требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как минимум пятилетний стаж. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее пяти лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран импортеров. Они желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20—45 Лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние здоровья. В США, в соответствии с иммиграционным актом 1990 г., не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными психическими заболеваниями. А шведские и.норвежские фирмы наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В тех же США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. В эту страну не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб ее международным интересам.

Регулирование въезда иммигрантов проводится на только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование соотношения между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности, Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и местных работников должно составлять 1:10.

Вместе с тем используются и финансовые ограничительные нормативы, что по идее должно принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долларов. В Словакии простые трудящиеся мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев следует уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временник ограничители. Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается возобновление.

В странах реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Сюда относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.п.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяются приоритетные профессии для въезда.

Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, касается следующих пяти групп:

Работников, претендующих на малооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);

Специалистов быстро развивающихся сфер национального хозяйства — бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;

Представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т.д.);

Специалистов высшего класса и представителей свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т.д.);

Руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей; которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.

В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных Профессий», составленный Министерством миграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90х годов отдают предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

Во многих принимающих странах предусмотрены ц скрытые правовые нормы защиты национального рынка труда, которые включаются при возникновении редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу, может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы стимулирования оттока трудящихся мигрантов. При определенных обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации касаются профессий или этнических групп. Например, отток «синих воротников или Турок и греков из Германии, а также северо-африканцев из Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только отступное пособие, но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им "быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная в 1974 г. в Нидерландах государственная программа под названием «Репатриация рабочих мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой программе в Югославии в 1980—1981 гг. было реализовало около 50 проектов по стимулированию занятости в экономических районах, в том числе предоставление кредитов рабочими мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия.

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов поменяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Иностранец, выехавший в США на Основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет; или штрафа в размере 1 тыс. долл.

Санкции практикуются в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении «живого товара». Предполагается увеличить им наказание от пяти до десяти лет тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например, штраф составляет 100 тыс. крон, за повторное нарушение — 500 тыс. крон. Во многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы — двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы населения наиболее активного и энергичного в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой — приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации: обезлюдению села, постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов коновым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.



Назад | |

Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов через границы стран с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране места жительства. Основой миграции являются различия в стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения ее в различных странах, неравномерность экономического развития стран.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства и работы. Отток рабочей силы уменьшает размер безработицы. Возвращение эмигрантов обеспечивает реализацию зарубежного опыта на родине, создает приток в страну иностранной валюты, заработанной за рубежом.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное место жительства и работы. Мигранты замещают самые непривлекательные рабочие места, получают заработную плату ниже, чем отечественные рабочие (снижаются производственные затраты), не участвуют в забастовках, не обеспечиваются пенсиями. Однако увеличивается безработица, социальная незащищенность и неуверенность, а с ней - наркомания и преступность.

Основные центры притяжения иностранной рабочей силы - США, Германия, Франция, Великобритания. Локальными региональными центрами притяжения мигрантов являются Австралия и Россия.

На мировую миграцию груда воздействуют следующие факторы:

  • - разрыв в уровне заработной платы и экономических возможностей в различных странах;
  • - региональные конфликты и политическая нестабильность в некоторых развивающихся странах;
  • - доля молодых людей в населении посылающих и принимающих стран;
  • - число мигрантов, проживающих в принимающих странах;
  • - снижение издержек и неудобств миграции.

Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков. Это обусловлено ролью принимающей страны в современном мире и се возможностями, а также конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами.

Каждое государство проводит протекционистскую политику в регулировании миграции рабочей силы, включающую законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта, установление квот для прибывающих в поисках места работы, разработку и реализацию программ стимулирования репатриации. Миграционная политика проводится через национальные службы миграции. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля въезда в страну. Они выдают въездные визы, согласуют их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, контролируют время пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Социально-экономические последствия грудовой миграции можно рассматривать с позиции мигранта, принимающей страны и страны выбытия. На них невозможно дать однозначный ответ. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу. Экономический интерес мигрантов состоит в повышении жизненного уровня в стране прибытия. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где сложная демографическая ситуация и низкий уровень жизни.

Специфика современной миграции рабочей силы состоит в том, что значительную часть иммигрантов составляют высококвалифицированные специалисты. Происходит «утечка умов» из многих стран в центры притяжения, что экономит им огромные средства на образование и подготовку собственных научных и высококвалифицированных кадров. Отдача от таких мигрантов высокая для принимающих государств.

Иммиграция является источником покрытия дефицита как квалифицированной, гак и неквалифицированной рабочей силы. Во Франции иностранные рабочие составляют 25% занятых в строительстве, 33% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных работ выполняются иностранцами. В странах иммиграции растет объем национального продукта и доход предпринимателей, повышается эластичность (гибкость) национального рынка груда.

Иммиграция оказывает давление на рынок труда, усугубляется безработица, снижается уровень заработной платы для коренного населения, ведет к разжиганию национальных конфликтов и росту преступности.

В стране-эмиграции уменьшается давление на рынок труда, объем национального продукта, доходы предпринимателей. Для стран, где относительно высокий уровень образования, работники, выезжающие за рубеж, обычно заняты на работах, требующих более низкого уровня образования, чем тот, которым они обладают.

Многие ученые из развивающихся стран, поработав в развитых странах, вернулись на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Повысив квалификацию и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий, изменяя качественный состав и структуру рабочей силы. Все они принесли в свои страны новые знания, достаток своим семьям. Это происходит тогда, когда родные страны создают условия для реализации их потенциала.

Положительным эффектом экспорта товара «рабочая сила» является рост валютных доходов стран-экспортсров. Согласно оценкам эффективность экспорта рабочей силы выше валютной эффективности товарного экспорта. У государств, которые специализировались на экспорте трудовых ресурсов (например, Турция), доля валютных переводов удерживается на высоком уровне. Этот источник валютных поступлений существенно улучшает положение национальных валют стран-экспортсров рабочей силы. Турция смогла сделать свою валюту конвертируемой.

Мир в целом выигрывает от свободы передвижения рабочей силы, поскольку свобода миграции позволяет рабочей силе использоваться с большей отдачей и вносить больший чистый вклад в мировое производство.