Методические рекомендации о порядке подготовки и передачи в архив законченных делопроизводством документов постоянного, долговременного и временного хранения. Цэпк при росархиве согласовала сроки хранения ряда документов службы судебных приставов Срок хра


12.6.13. Особенности систематизации завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями) и книг учета при централизованном оперативном хранении:

12.6.13.1. Делопроизводитель осуществляет систематизацию принятых
на хранение исполнительных производств и отдельно дел с исполнительными документами, по которым судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, а также книг учета в связки толщиной 10-15 см или в коробки, с учетом сроков
их окончания (в пределах месяца, года) и сроков хранения, а в пределах месяца окончания – в порядке следования регистрационных номеров исполнительных производств (дел с исполнительными документами, книг учета соответственно). Допускается учитывать в систематизации указанных документов зональный признак осуществления исполнительного производства, а также выделение в отдельные группы документов по признаку сводного исполнительного производства,
по признаку окончания исполнительного производства по основанию
п. 8 части 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

12.6.13.2. На каждую связку (коробку) составляется внутренняя опись исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями, книг учета соответственно), которая помещается в пластиковом файле перед первым исполнительным производством (делом с исполнительным документом, книгой учета соответственно) в связке (коробке). К каждой связке (коробке) оформляется ярлык, вынесенный на боковую сторону связки (коробки). На ярлыке указывается год, месяц, в пределах которого окончено исполнительное производство (закрыто дело с исполнительным производством, книга учета соответственно), номер первого и последнего дела, помещенного в связку (коробку), а также, при необходимости, номер зонального участка.

12.6.13.3. Внутри связки (коробки) исполнительные производства (дела
с исполнительными документами, книги учета соответственно) располагаются
в порядке указания их во внутренней описи на связку (коробку) с учетом следующего:

в графе 2 внутренней описи «Индекс документа» указывается номер исполнительного производства (дела с исполнительными документами, книги учета соответственно);

в графе 3 внутренней описи «Дата документа» указывается дата завершения исполнительного документа (дата закрытия дела с исполнительным производством, книги учета соответственно);

в графе 4 внутренней описи «Заголовок документа» указывается предмет исполнения, должник и взыскатель;

графа 5 внутренней описи «Номера листов дела» не заполняется;

графа 6 внутренней описи «Примечание» заполняется при необходимости.

12.6.13.4. Связки (коробки) с исполнительными производствами (делами
с исполнительными документами, книгами учета соответственно) на стеллажах размещаются по срокам окончания (в пределах месяца) и по порядковым номерам без учета зонального принципа организации исполнительного производства (при сквозной нумерации исполнительных производств). Допускается также
при размещении указанных связок (коробок) в пределах года по месяцам окончания и зональным участкам. В этом случае при формировании связок (коробок) учитывается зональный принцип организации исполнительного производства.

12.6.13.5. В случае служебной необходимости исполнительные производства, (дела с исполнительными документами, их копиями, книги учета), находящиеся
на централизованном оперативном хранении, выдаются делопроизводителем судебным приставам-исполнителям во временное пользование под роспись
в Журнале выдачи документов с письменного разрешения старшего судебного пристава.

12.6.13.6. В случае возвращения копии исполнительного документа из организации, в которую он был направлен для удержания периодических платежей, если требования его в полном объеме не исполнены, делопроизводитель изымает соответствующее исполнительное производство, находящееся
на централизованном оперативном хранении из связки (коробки). Об изъятии исполнительного производства в графе примечания внутренней описи на связку (коробку) по строке на данное исполнительное производство оформляется
запись о дате и причине его изъятия.

В АС (Книгу учета исполнительных документов текущего года) делопроизводителем вносится регистрационная (учетная) запись на данное исполнительное производство под его прежним номером. После этого делопроизводитель выдает исполнительное производство и возвращенную
организацией, производившей удержание с должника периодических платежей, копию исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном п.12.1.7 Инструкции.

Аналогичный порядок действий применяется и в случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом по заявлению взыскателя
или по собственной инициативе в соответствии с п. 9 ст. 47 Федерального закона
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

12.6.14. Особенности оборудования служебных помещений для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета. Противопожарные требования:

12.6.14.1. Для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел с исполнительными документами, книг учета в каждом подразделении судебных приставов выделяется и оборудуется отдельное служебное помещение.

12.6.14.2. Служебные помещения, предназначенные для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, должны обеспечивать сохранность документов, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям к служебным помещениям, исключать возможность проникновения
в них посторонних лиц.

12.6.14.3. Служебные помещения, предназначенные для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, оборудуются стеллажами
для хранения номенклатурных дел и обеспечиваются необходимым противопожарным инвентарем.

12.6.14.4. С делопроизводителем проводится инструктаж по вопросам пожарной безопасности, правилам пользования противопожарным инвентарем.

12.6.14.5. В случае отсутствия в подразделении судебных приставов служебного помещения, предназначенного для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации принимает меры, обеспечивающие хранение указанных документов в запирающихся шкафах, исключающих несанкционированный доступ
к документам, размещенным в служебных кабинетах.

12.6.15. Особенности уничтожения документов оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета с истекшими сроками хранения:

12.6.15.1. Сроки хранения документов исполнительных производств (дел
с исполнительными документами), книг учета устанавливаются приказом
ФССП России по согласованию с Федеральным архивным агентством.

12.6.15.2. После завершения календарного года в подразделениях судебных приставов проводится выделение к уничтожению оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами),книг учета и иных документов, находящихся на оперативном хранении, а также массивов памяти из программных средств сопровождения деятельности Службы с электронными копиями документов, срок хранения которых истек в прошедшем году.

Работа по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения проводится специально создаваемой комиссией, численность которой определяется с учетом объема документов, подлежащих уничтожению, и должна составлять не менее трех человек (государственных гражданских служащих, работников).

Комиссию по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения возглавляет старший судебный пристав. Персональный состав комиссии определяется его решением. В состав комиссии по согласованию с руководством территориального органа Службы включается представитель экспертной комиссии территориального органа. В состав комиссии также включается специалист аппарата управления территориального органа Службы, осуществляющий функции
по обеспечению информационной безопасности.

12.6.15.3. Работа по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения завершается оформлением акта по установленной форме
о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

12.6.15.4. Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждается руководителем территориального органа Службы.

12.6.15.5. В акте о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, находящиеся на централизованном оперативном хранении документы оконченных исполнительных производств, дела с исполнительными документами, книги учета указываются отдельным разделом в начале акта.

12.6.15.6. Документы, не подлежащие хранению, уничтожаются механическим способом. После уничтожения документов завершается оформление актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, и полностью оформленные акты помещаются в номенклатурное дело подразделения судебных приставов с актами.
XIII. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ

13.1. Экспертиза ценности документов проводится в Службе при подготовке номенклатуры дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел к передаче
в архив.

13.2. Для организации и проведения экспертизы ценности документов
в Службе создается Центральная экспертная комиссия.

13.3. Правовой статус ЦЭК, а также порядок ее деятельности определяется положением о ней, согласованным с Федеральным архивным агентством, утвержденным приказом Службы.

13.4. Экспертиза ценности документов постоянного и временного хранения осуществляется ежегодно в структурных подразделениях государственными
служащими, ответственными за делопроизводство, совместно с ЦЭК.

13.5. При проведении экспертизы ценности документов осуществляется
отбор дел: постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи
в архив Службы; с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности», подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях;
выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых
истекли.

13.6. Отбор документов для постоянного хранения проводится на основании номенклатуры дел Службы путем полистного просмотра дел. В делах постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы
с временными сроками хранения. Окончательное решение по результатам экспертизы ценности документов принимает ЦЭК.

13.7. По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел отдельно на дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению. На дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются.

13.8. Опись дел – архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда и предназначенный для их учета
и раскрытия содержания.

13.9. В архивный фонд Службы дела сдаются по описям, подготовленным
структурными подразделениями по установленной форме через три года после завершения дел в делопроизводстве 13 .

Описи дел, подготовленные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи дел Службы, по которой осуществляется передача дел на постоянное хранение в Государственный архив Российской Федерации.

13.10. При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:

каждое дело (том, часть) вносится в опись под самостоятельным порядковым номером;

графы описи заполняются в соответствии со сведениями, вынесенными
на обложку дела;

одинаковые заголовки дел, последовательно расположенных в описи,
не повторяются, остальные однородные дела обозначаются словами «то же», при этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью);

графа описи «Примечание» используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического состояния, о передаче дел со ссылкой на необходимый акт, о наличии копий и т.п.

13.11. В конце описи делается итоговая запись, в которой указывается
(цифрами и прописью) количество дел, числящихся по описи, первый и последний номера дел по описи, а также оговариваются особенности нумерации дел в описи (литерные номера и пропущенные номера).

13.12. Опись дел структурного подразделения (в двух экземплярах) подписывает ее составитель с указанием его должности, согласовывает
начальник Управления делопроизводства и утверждает руководитель структурного подразделения. Один экземпляр описи передается в архив Службы вместе с делами, второй – остается в структурном подразделении.

13.13. Отбор документов для уничтожения и составление соответствующего акта производятся после составления сводных описей дел постоянного хранения. Указанные описи и акты одновременно рассматриваются на заседании ЦЭК. Затем после утверждения Экспертно-проверочной комиссией Государственного архива Российской Федерации описей дел постоянного хранения акты об уничтожении документов утверждаются первым заместителем Директора, возглавляющим ЦЭК.

13.14. При составлении акта о выделении документов к уничтожению
за центральный аппарат Службы названия его структурных последовательно указываются перед соответствующими группами заголовков дел.

XIV. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВ
14.1. Документы Службы являются федеральной собственностью, относятся
к Архивному фонду Российской Федерации и после проведения экспертизы ценности подлежат обязательной передаче на постоянное хранение
в Государственный архив Российской Федерации.

14.2. Временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, а также документов по личному составу, их учет, использование, отбор и подготовку
к передаче на постоянное хранение осуществляет отдел документационного обеспечения УДП, который обеспечивает формирование и использование архивного фонда Службы.

Дела временного (до 10 лет) хранения в архив Службы не передаются, хранятся в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения уничтожаются в установленном порядке.

14.3. До передачи в архив Службы номенклатурные дела формируются
и хранятся в течение трех лет в структурных подразделениях.

Руководители структурных подразделений и государственные служащие, отвечающие за делопроизводство, обязаны обеспечивать сохранность документов
и дел.

14.4. При подготовке структурными подразделениями дел к передаче в архив Службы отделом документационного обеспечения УДП предварительно проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, заведенных в соответствии со сводной номенклатурой дел Службы. При этом выявленные недостатки в формировании
и оформлении дел устраняются структурными подразделениями.

Прием дел осуществляется отделом документационного обеспечения УДП
в присутствии государственного служащего структурного подразделения, ответственного за передачу дел. На обоих экземплярах описи напротив заголовка каждого переданного дела делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых дел, дата приема-передачи дел, а также подписи государственных служащих отдела документационного обеспечения УДП, принявшего дела,
и структурного подразделения, передавшего дела.

Вместе с делами в архив Службы передаются регистрационные картотеки
на документы или электронные базы данных, содержащие информацию

о регистрации и исполнении передаваемых документов. Заголовок каждой картотеки или базы данных включается в опись.

Дегтярева А.Г. (31.12.2016 в 02:16:33)

Доброго времени суток!

Отказ судебного пристава-исполнителя взыскателю в ознакомлении с материалами на основании нахождения их в архиве является нарушением ст. 50 от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако надо иметь в виду:
1. В соответствии с Порядком создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде запись в Банке данных будет удалена или изменена (в случае частичного погашения задолженности) в течение 3 - 7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю. Таким образом, удаление записи в течение указанного срока возможно только после оплаты задолженности.

Согласно п.4.1 указанного Порядка срок хранения сведений (документов) в банке данных определяется в соответствии с установленным сроком хранения соответствующих бумажных документов (или номенклатурных дел).

Согласно п.12.6.15.1. Приказа от 10 декабря 2010 г. N 682 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Сроки хранения документов исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета устанавливаются приказом ФССП России по согласованию с Федеральным архивным агентством.
Срок хранения оконченного ИП, возбужденного на основании суд. акта - 5 лет.

Таким образом, удаление запись из Банка исполнительного производств по основаниям п.1 п.3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве будет произведено по истечении пяти лет со дня окончания исполнительного производства.

2. В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель и должник (стороны исполнительного производства) относятся к лицам, участвующим в исполнительном производстве.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить , соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
3. В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть прекращено судом или судебным приставом-исполнителем по следующим основаниям.

Судом, в случае:
- смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Судебным приставом-исполнителем, в случаях:
- принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
- принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
- утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
- отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
- внесения записи об исключении (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;
- если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

Согласно ст. 44 ФЗ «Об исполнительном производстве» в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе , а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполненияВ В направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

В силу ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В Согласно ст. 440 ГПК РФ вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.
В По результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.
Таким образом, вам необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением о выяснении причины прекращения исполнительного производства и его передачи в архив. В случае установления нарушений судебным приставом вы вправе обжаловать его действия в установленном законом порядке.
Надеюсь, мой ответ поможет вам разобраться в сложившейся ситуации.
Всего вам доброго и с наступающим Новым годом!
Пожалуйста, оставьте свой отзыв за ответ.
С уважением, [email protected]

12.6.9. Подшивка документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией):

12.6.9.1. В зависимости от объема оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией) документы, включенные в его состав, скрепляются степлером либо прошиваются на 3 прокола в верхней трети левого поля листов с учетом обеспечения возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них, а также, при необходимости,
их ксерокопирования.

Сложенный лист (формата А2, А3) разворачивается и прошивается за левый край. При этом верхний край такого листа выравнивается по верхним краям листов дела формата А4. Лист формата А5 также выравнивается по верхним краям
листов дела формата А4.

При подготовке к прошивке или скреплению дела металлические скрепления (скобы, скрепки) из отдельных документов удаляются.

12.6.9.2. В начале дела перед документами оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом) подшивается внутренняя опись документов исполнительного производства (дела с исполнительным документом).

12.6.10. Нумерация листов документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией):

12.6.10.1. В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в оконченное исполнительное производство (дело с исполнительным документом) все его листы (кроме внутренней описи) нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом или нумератором.

12.6.10.2. Листы внутренней описи документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом) нумеруются отдельно.

12.6.10.3. Листы исполнительных производств, состоящих из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или по каждой части отдельно.

12.6.10.4. Фотографии, чертежи, диаграммы и другие иллюстративные документы, представляющие самостоятельный лист в исполнительном производстве, нумеруются на оборотной стороне на верхнем поле листа.

Сложенный лист (формата А2, А3) разворачивается и нумеруется в правой части верхнего поля листа.

Лист с наглухо наклеенными документами (фотографиями, вырезками, выписками и т.п.) нумеруется как один лист.

Если к документу (листу документа) другие документы (вставки текста, переводы, вырезки и т.п.) подклеены одним краем, то каждый документ нумеруется отдельно.

Подшитые конверты с вложениями нумеруются. При этом вначале нумеруется сам конверт, а затем очередным номером – каждое вложение в конверте.

12.6.10.5. В случае обнаружения большого числа ошибок в нумерации листов исполнительного производства проводится их перенумерация. При перенумерации листов старые номера зачеркиваются, и рядом ставится новый номер листа.

При наличии отдельных ошибок в нумерации листов исполнительных производств, допущенных судебным приставом-исполнителем при подготовке их к передаче на оперативное хранение, допускается употребление литерных номеров листов, например: 4а, 4б, 4в и т.п.

12.6.11. Составление внутренней описи документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией):

12.6.11.1. Внутренняя опись документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом) составляется на отдельном листе (листах) по установленной форме судебным приставом-исполнителем.

В графы формы заносятся сведения о порядковых номерах документов исполнительного производства (дела с исполнительным документом), их индексах, датах, заголовках и номерах листов.

К внутренней описи документов оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом) судебным приставом-исполнителем составляется итоговая запись, в которой указываются цифрами и прописью количество включенных в нее документов и количество листов внутренней описи.

Внутренняя опись документов оконченного исполнительного производства подписывается ее составителем (судебным приставом-исполнителем).

12.6.11.2. Изменения состава документов (изъятия, включения докумен­тов, замена их копиями и т.д.) оконченного исполнительного производства
(дела с исполнительным документом) отражаются в графе «Примечания»
со ссылками на соответствующие акты. При необходимости составляется новая итоговая запись к внутренней описи.

12.6.12. Организация передачи документов оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями), книг учета
на централизованное оперативное хранение:

12.6.12.1. Передачу судебными приставами-исполнителями завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел
с исполнительными документами, их копиями), а также ведущихся ими книг учета
на централизованное оперативное хранение делопроизводителю организует старший судебный пристав.

12.6.12.2. Старший судебный пристав утверждает график приема делопроизводителем на централизованное оперативное хранение завершенных
в делопроизводстве в прошедшем месяце оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами) и книг учета, ведущихся судебными приставами-исполнителями, ежемесячно до 15 числа месяца, следующего
за отчетным.

12.6.12.3. Прием на централизованное оперативное хранение завершенных
в делопроизводстве в прошедшем месяце оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами) и книг учета, ведущихся судебными приставами-исполнителями, производится делопроизводителем ежемесячно
в течение месяца, следующего за отчетным.

12.6.12.4. Проекты графиков приема на централизованное оперативное хранение завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета делопроизводитель разрабатывает во взаимодействии с судебными приставами-исполнителями
и представляет для утверждения старшему судебному приставу.

12.6.12.5. При приеме на централизованное оперативное хранение завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел
с исполнительными документами, их копиями) делопроизводитель проверяет:

наличие отметки старшего судебного пристава о проверке оконченного исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией)
и ее содержание;

соответствие документов исполнительного производства (дела
с исполнительным документом, его копией) внутренней описи. При проверке дела исполнительного производства имущественного характера, оконченного в связи
с фактическим исполнением требований исполнительного производства,
в обязательном порядке проверяется наличие в деле копий документов, подтверждающих оплату задолженности по исполнительному производству
в полном объеме (копии платежных поручений, квитанций, расписок);

надежность скрепления или прошивку документов исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией).

В случае, когда исполнительное производство (дело с исполнительным документом, его копией) подготовлено к передаче на централизованное оперативное хранение в порядке, предусмотренном п. 12.6.5 Инструкции, делопроизводитель
во внутренней описи исполнительного производства (дела с исполнительным документом) делает отметку о ее соответствии фактическому составу исполнительного производства (дела с исполнительным документом, его копией).

Отметка делопроизводителя заверяется его подписью с указанием инициалов и фамилии и проставлением даты приема исполнительного производства (дела
с исполнительным документом, его копией).

12.6.12.6. Факт передачи судебным приставом-исполнителем делопроизводителю в соответствии с утвержденным графиком завершенных
в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел
с исполнительными документами), книг учета фиксируется в двухстороннем акте, который подписывается указанными выше должностными лицами и утверждается старшим судебным приставом.

12.6.12.7. Проекты актов о передаче на централизованное оперативное хранение завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета оформляются судебными приставами-исполнителями, передающими указанные документы, в двух экземплярах: один передается делопроизводителю, второй хранится у судебного пристава-исполнителя.

Если при передаче на оперативное хранение документов исполнительных производств используются возможности программного обеспечения АС, судебные приставы-исполнители ежемесячно формируют в АС описи оконченных исполнительных производств, передаваемых на централизованное оперативное хранение.

Делопроизводитель производит загрузку созданных приставами-исполнителями ежемесячных описей в подсистеме «Архив» АС.

Принимая исполнительные производства, делопроизводитель сверяет реквизиты исполнительных производств (дел с исполнительными документами)
с данными электронной описи в подсистеме «Архив» АС. При совпадении сведений подтверждает факт приема исполнительного производства проставлением в учетной форме подсистемы «Архив» АС даты приема документов.

Доступ для внесения изменений в учетные формы подсистемы «Архив» АС предоставляется только делопроизводителю.

12.6.12.8. После завершения сдачи на централизованное оперативное хранение оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета делопроизводителем составляется сводная годовая опись исполнительных дел, переданных на централизованное оперативное хранение
за прошедший год.

Основанием для составления сводной годовой описи номенклатурных дел, переданных на централизованное оперативное хранение, служат акты приема-передачи завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами) и книг учета за каждый месяц прошедшего года, в том числе подготовленные с использованием АС
в электронном виде.

Исполнительные производства (дела с исполнительными документами) и их части могут распределяться по разделам сводной годовой описи номенклатурных дел, переданных на централизованное оперативное хранение, с учетом зонального принципа и даты окончания исполнительного производства (даты вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства) либо в порядке следования их номеров.

12.6.12.9. Сводная годовая опись номенклатурных дел, переданных на централизованное оперативное хранение, утверждается старшим судебным приставом и хранится в помещении для централизованного оперативного
хранения документов вместе с документами соответствующего года (копия –
у делопроизводителя).

12.6.12.10. После сдачи завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями) прошедшего года на централизованное оперативное хранение руководители территориальных органов Службы организуют проведение инвентаризации указанных документов комиссиями, возглавляемыми старшими судебными приставами, с включением в их состав не менее одного специалиста аппарата управления (из подразделений организации исполнительного производства, организационно-контрольной работы и документационного обеспечения).

В ходе инвентаризации проверяется соответствие сводной годовой описи номенклатурных дел, переданных на централизованное оперативное хранение, учетным данным АС за соответствующий период, а также правомерность
и обоснованность принятия решений об окончании исполнительных производств, укомплектованность дел в соответствии с внутренними описями. Выявленные недостатки устраняются в ходе инвентаризации.

Результаты инвентаризации оформляются актом.

О проведении инвентаризации завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями) прошедшего года, переданных на централизованное оперативное хранение,
и ее результатах руководители территориальных органов Службы ежегодно
до 1 апреля года, следующего за отчетным, информируют руководство Службы.

С внедрением в АС программы электронного архива оконченных исполнительных производств проведении их ежегодной инвентаризации может осуществляться с использованием баз данных электронного архива.

12.6.13. Особенности систематизации завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями) и книг учета при централизованном оперативном хранении:

12.6.13.1. Делопроизводитель осуществляет систематизацию принятых
на хранение исполнительных производств и отдельно дел с исполнительными документами, по которым судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, а также книг учета в связки толщиной 10-15 см или в коробки, с учетом сроков
их окончания (в пределах месяца, года) и сроков хранения, а в пределах месяца окончания – в порядке следования регистрационных номеров исполнительных производств (дел с исполнительными документами, книг учета соответственно). Допускается учитывать в систематизации указанных документов зональный признак осуществления исполнительного производства, а также выделение в отдельные группы документов по признаку сводного исполнительного производства,
по признаку окончания исполнительного производства по основанию
п. 8 части 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

12.6.13.2. На каждую связку (коробку) составляется внутренняя опись исполнительных производств (дел с исполнительными документами, их копиями, книг учета соответственно), которая помещается в пластиковом файле перед первым исполнительным производством (делом с исполнительным документом, книгой учета соответственно) в связке (коробке). К каждой связке (коробке) оформляется ярлык, вынесенный на боковую сторону связки (коробки). На ярлыке указывается год, месяц, в пределах которого окончено исполнительное производство (закрыто дело с исполнительным производством, книга учета соответственно), номер первого и последнего дела, помещенного в связку (коробку), а также, при необходимости, номер зонального участка.

12.6.13.3. Внутри связки (коробки) исполнительные производства (дела
с исполнительными документами, книги учета соответственно) располагаются
в порядке указания их во внутренней описи на связку (коробку) с учетом следующего:

в графе 2 внутренней описи «Индекс документа» указывается номер исполнительного производства (дела с исполнительными документами, книги учета соответственно);

в графе 3 внутренней описи «Дата документа» указывается дата завершения исполнительного документа (дата закрытия дела с исполнительным производством, книги учета соответственно);

в графе 4 внутренней описи «Заголовок документа» указывается предмет исполнения, должник и взыскатель;

графа 5 внутренней описи «Номера листов дела» не заполняется;

графа 6 внутренней описи «Примечание» заполняется при необходимости.

12.6.13.4. Связки (коробки) с исполнительными производствами (делами
с исполнительными документами, книгами учета соответственно) на стеллажах размещаются по срокам окончания (в пределах месяца) и по порядковым номерам без учета зонального принципа организации исполнительного производства (при сквозной нумерации исполнительных производств). Допускается также
при размещении указанных связок (коробок) в пределах года по месяцам окончания и зональным участкам. В этом случае при формировании связок (коробок) учитывается зональный принцип организации исполнительного производства.

12.6.13.5. В случае служебной необходимости исполнительные производства, (дела с исполнительными документами, их копиями, книги учета), находящиеся
на централизованном оперативном хранении, выдаются делопроизводителем судебным приставам-исполнителям во временное пользование под роспись
в Журнале выдачи документов с письменного разрешения старшего судебного пристава.

12.6.13.6. В случае возвращения копии исполнительного документа из организации, в которую он был направлен для удержания периодических платежей, если требования его в полном объеме не исполнены, делопроизводитель изымает соответствующее исполнительное производство, находящееся
на централизованном оперативном хранении из связки (коробки). Об изъятии исполнительного производства в графе примечания внутренней описи на связку (коробку) по строке на данное исполнительное производство оформляется
запись о дате и причине его изъятия.

В АС (Книгу учета исполнительных документов текущего года) делопроизводителем вносится регистрационная (учетная) запись на данное исполнительное производство под его прежним номером. После этого делопроизводитель выдает исполнительное производство и возвращенную
организацией, производившей удержание с должника периодических платежей, копию исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном п.12.1.7 Инструкции.

Аналогичный порядок действий применяется и в случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом по заявлению взыскателя
или по собственной инициативе в соответствии с п. 9 ст. 47 Федерального закона
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

12.6.14. Особенности оборудования служебных помещений для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета. Противопожарные требования:

12.6.14.1. Для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел с исполнительными документами, книг учета в каждом подразделении судебных приставов выделяется и оборудуется отдельное служебное помещение.

12.6.14.2. Служебные помещения, предназначенные для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, должны обеспечивать сохранность документов, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям к служебным помещениям, исключать возможность проникновения
в них посторонних лиц.

12.6.14.3. Служебные помещения, предназначенные для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, оборудуются стеллажами
для хранения номенклатурных дел и обеспечиваются необходимым противопожарным инвентарем.

12.6.14.4. С делопроизводителем проводится инструктаж по вопросам пожарной безопасности, правилам пользования противопожарным инвентарем.

12.6.14.5. В случае отсутствия в подразделении судебных приставов служебного помещения, предназначенного для централизованного оперативного хранения документов оконченных исполнительных производств, дел
с исполнительными документами, книг учета, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации принимает меры, обеспечивающие хранение указанных документов в запирающихся шкафах, исключающих несанкционированный доступ
к документам, размещенным в служебных кабинетах.

12.6.15. Особенности уничтожения документов оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами), книг учета с истекшими сроками хранения:

12.6.15.1. Сроки хранения документов исполнительных производств (дел
с исполнительными документами), книг учета устанавливаются приказом
ФССП России по согласованию с Федеральным архивным агентством.

12.6.15.2. После завершения календарного года в подразделениях судебных приставов проводится выделение к уничтожению оконченных исполнительных производств (дел с исполнительными документами),книг учета и иных документов, находящихся на оперативном хранении, а также массивов памяти из программных средств сопровождения деятельности Службы с электронными копиями документов, срок хранения которых истек в прошедшем году.

Работа по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения проводится специально создаваемой комиссией, численность которой определяется с учетом объема документов, подлежащих уничтожению, и должна составлять не менее трех человек (государственных гражданских служащих, работников).

Комиссию по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения возглавляет старший судебный пристав. Персональный состав комиссии определяется его решением. В состав комиссии по согласованию с руководством территориального органа Службы включается представитель экспертной комиссии территориального органа. В состав комиссии также включается специалист аппарата управления территориального органа Службы, осуществляющий функции
по обеспечению информационной безопасности.

12.6.15.3. Работа по выделению к уничтожению документов с истекшими сроками хранения завершается оформлением акта по установленной форме
о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

12.6.15.4. Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждается руководителем территориального органа Службы.

12.6.15.5. В акте о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, находящиеся на централизованном оперативном хранении документы оконченных исполнительных производств, дела с исполнительными документами, книги учета указываются отдельным разделом в начале акта.

12.6.15.6. Документы, не подлежащие хранению, уничтожаются механическим способом. После уничтожения документов завершается оформление актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, и полностью оформленные акты помещаются в номенклатурное дело подразделения судебных приставов с актами.

X III . ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ

13.1. Экспертиза ценности документов проводится в Службе при подготовке номенклатуры дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел к передаче
в архив.

13.2. Для организации и проведения экспертизы ценности документов
в Службе создается Центральная экспертная комиссия.

13.3. Правовой статус ЦЭК, а также порядок ее деятельности определяется положением о ней, согласованным с Федеральным архивным агентством, утвержденным приказом Службы.

13.4. Экспертиза ценности документов постоянного и временного хранения осуществляется ежегодно в структурных подразделениях государственными
служащими, ответственными за делопроизводство, совместно с ЦЭК.

13.5. При проведении экспертизы ценности документов осуществляется
отбор дел: постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи
в архив Службы; с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности», подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях;
выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых
истекли.

13.6. Отбор документов для постоянного хранения проводится на основании номенклатуры дел Службы путем полистного просмотра дел. В делах постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы
с временными сроками хранения. Окончательное решение по результатам экспертизы ценности документов принимает ЦЭК.

13.7. По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел отдельно на дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению. На дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются.

13.8. Опись дел – архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда и предназначенный для их учета
и раскрытия содержания.

13.9. В архивный фонд Службы дела сдаются по описям, подготовленным
структурными подразделениями по установленной форме через три года после завершения дел в делопроизводстве 13 .

Описи дел, подготовленные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи дел Службы, по которой осуществляется передача дел на постоянное хранение в Государственный архив Российской Федерации.

13.10. При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:

каждое дело (том, часть) вносится в опись под самостоятельным порядковым номером;

графы описи заполняются в соответствии со сведениями, вынесенными
на обложку дела;

одинаковые заголовки дел, последовательно расположенных в описи,
не повторяются, остальные однородные дела обозначаются словами «то же», при этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью);

графа описи «Примечание» используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического состояния, о передаче дел со ссылкой на необходимый акт, о наличии копий и т.п.

13.11. В конце описи делается итоговая запись, в которой указывается
(цифрами и прописью) количество дел, числящихся по описи, первый и последний номера дел по описи, а также оговариваются особенности нумерации дел в описи (литерные номера и пропущенные номера).

13.12. Опись дел структурного подразделения (в двух экземплярах) подписывает ее составитель с указанием его должности, согласовывает
начальник Управления делопроизводства и утверждает руководитель структурного подразделения. Один экземпляр описи передается в архив Службы вместе с делами, второй – остается в структурном подразделении.

13.13. Отбор документов для уничтожения и составление соответствующего акта производятся после составления сводных описей дел постоянного хранения. Указанные описи и акты одновременно рассматриваются на заседании ЦЭК. Затем после утверждения Экспертно-проверочной комиссией Государственного архива Российской Федерации описей дел постоянного хранения акты об уничтожении документов утверждаются первым заместителем Директора, возглавляющим ЦЭК.

13.14. При составлении акта о выделении документов к уничтожению
за центральный аппарат Службы названия его структурных последовательно указываются перед соответствующими группами заголовков дел.

XI V . ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВ

14.1. Документы Службы являются федеральной собственностью, относятся
к Архивному фонду Российской Федерации и после проведения экспертизы ценности подлежат обязательной передаче на постоянное хранение
в Государственный архив Российской Федерации.

14.2. Временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, а также документов по личному составу, их учет, использование, отбор и подготовку
к передаче на постоянное хранение осуществляет отдел документационного обеспечения УДП, который обеспечивает формирование и использование архивного фонда Службы.

Дела временного (до 10 лет) хранения в архив Службы не передаются, хранятся в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения уничтожаются в установленном порядке.

14.3. До передачи в архив Службы номенклатурные дела формируются
и хранятся в течение трех лет в структурных подразделениях.

Руководители структурных подразделений и государственные служащие, отвечающие за делопроизводство, обязаны обеспечивать сохранность документов
и дел.

14.4. При подготовке структурными подразделениями дел к передаче в архив Службы отделом документационного обеспечения УДП предварительно проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, заведенных в соответствии со сводной номенклатурой дел Службы. При этом выявленные недостатки в формировании
и оформлении дел устраняются структурными подразделениями.

Прием дел осуществляется отделом документационного обеспечения УДП
в присутствии государственного служащего структурного подразделения, ответственного за передачу дел. На обоих экземплярах описи напротив заголовка каждого переданного дела делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых дел, дата приема-передачи дел, а также подписи государственных служащих отдела документационного обеспечения УДП, принявшего дела,
и структурного подразделения, передавшего дела.

Вместе с делами в архив Службы передаются регистрационные картотеки
на документы или электронные базы данных, содержащие информацию

о регистрации и исполнении передаваемых документов. Заголовок каждой картотеки или базы данных включается в опись.

В случае исключения структурного подразделения из структуры Службы либо изменения структуры, государственный служащий, ответственный за делопроизводство, оформляет завершенные в делопроизводстве дела и передает их в архив Службы независимо от сроков хранения.

14.5. Передача дел, упакованных в связки, в архив Службы осуществляется
по графику, подготовленному отделом документационного обеспечения, согласованному
со структурными подразделениями и утвержденному приказом Службы.

14.6. О выполнении графика передачи дел в архив Службы, состоянии
переданных дел, соответствии их количества сводной номенклатуре Управление делопроизводства информирует служебной запиской первого заместителя Директора.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель

Федерального архивного

агентства

А.Н. Артизов

« ____ »____________20___г.

1Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3060).

2Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196) .

3Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 127; 2007, № 46, ст. 5554).

4Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43,
ст. 4169; 2006, № 50, ст. 5280; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 20, 2253).

5Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1127; 2005, № 39, ст. 3925).

6Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4111; 2006, № 5, ст. 527; 2006, № 8, ст. 895; 2008, № 17, ст. 1815; 2008, № 43, ст. 4921; 2009, № 6, ст. 718; 2009, № 31, ст. 3928; 2010, № 19, ст. 2300). В бланках федеральных служб, подведомственных федеральным министерствам, над наименованием федерального органа исполнительной власти указывается полное или сокращенное наименование федерального министерства. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452
«О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; 2008, № 14, ст. 1413; 2008,
№ 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443; 2009, № 19, ст. 2346; 2009, № 25, ст. 3060; 2009, № 47, ст. 5675; 2009, № 49 (ч. 2), ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964; 2010, № 22, ст. 2776).

7«Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение». Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5506).

8В том числе: служебные письма за подписью Директора; служебные письма, адресованные в вышестоящие органы; документы, подлежащие массовой рассылке.

9Верификация (от лат. verificato – доказательство, подтверждение; БЭС) – процедура сравнения электронного образа документа с подлинником документа.

10Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4614).

В соответствии с указанным постановлением электронное сообщение состоит
из сопроводительной и содержательной частей. Сопроводительная часть предназначена для адресации сообщения, содержательная часть представляет собой текст сообщения либо текст сообщения с присоединенными файлами, содержащими электронную копию (электронный образ) документа или электронный документ,
и их реквизиты, описанные с помощью языка XML.

11Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству
в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23.12.2009 № 76 (не нуждается
в государственной регистрации, письмо Минюста России от 26.04.2010
№ 01/6756-ДК). Типография ООО «ИПО «У Никитских ворот», г. Москва, 2010.

12С момента вынесения по исполнительному документу судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства документы дела, заведенного на исполнительный документ, составляют исполнительное производство.

25 марта 2010 года состоялось заседание ЦЭПК при Росархиве. На заседании был рассмотрен вопрос «Об установлении сроков хранения документов завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств, заведенных на основании актов уполномоченных органов и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, завершенных фактическим исполнением».

ЦЭПК при Росархиве согласовала предложенные ЦЭК Федеральной службы судебных приставов сроки хранения документов, связанных с ведением исполнительных производств. Федеральной службе судебных приставов предложено внести соответствующие изменения в «Инструкцию по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» (Утв. Приказ Минюста России от 25.06.2008 № 126).

Для справки: Речь в данном случае идет не обо всех документах Службы, а только об исполнительных документах. Их виды указаны в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 12. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

  1. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
  2. судебные приказы;
  3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  4. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  5. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
  6. судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  7. постановления судебного пристава-исполнителя;
  8. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  9. исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В настоящее время сроки хранения документов, связанных с осуществлением исполнительного производства, утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 126 (см. приложение №47) одновременно с инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов).
Сроки хранения отдельных видов документов, связанных с осуществлением исполнительного производства (Приложение №47 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 126)
№ п/п Вид документа Срок хранения документов
1 Книга учета исполнительных документов 10 лет (1)
2 Зональная книга учета исполнительных производств 5 лет, ст. 193 л (*)
3 Книга учета сводных исполнительных производств 5 лет, ст. 193 л (*);
4 Журнал регистрации жалоб, поданных в порядке подчиненности 5 лет, ст. 72в (*)
5 Книга учета арестованного имущества 10 лет (1)
6 Исполнительные производства по исполнению решений судов общей юрисдикции 5 лет, ЭПК, ст. 58 (2)
7 Исполнительные производства по исполнению решений арбитражных судов 5 лет, ЭПК, ст. 58 (2)(*)
8 Исполнительные производства по исполнению постановлений уполномоченных государственных органов о назначении административного наказания 3 года (1), ЭПК
9 Исполнительные производства, оконченные на основании пункта 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 5 лет после фактического исполнения, ЭПК, ст. 58 (2), (*)
Стоит также обратить внимание, что Федеральная служба судебных приставов уже не в первый раз согласует установленные ею сроки хранения своих документов с Федеральным архивным агентством. Так, сроки хранения документов, упомянутых в пп. 1, 5 и 8, были согласованы с Росархивом в 2005 году (Письмо от 18.10.2005 № 4/2091-К), а документы, упомянутые в пп.6, 7 и 9 - согласовывались в 2006 году (Письмо от 21.08.2006 № 4/1565-К).

Мой комментарий: Я считаю, что именно такой подход должен применяться при установлении всех сроков хранения документов органами государственной власти. В настоящее время, однако, большинство ведомств предпочитает делать это самостоятельно - что, как мне кажется, чревато неприятностями для самих государственных органов, и разрушением остатков единого подхода к определению сроков хранения документов.

Законченные судебные дела, исполнительные производства, наряды, журналы и картотеки поступают на хранение в архив суда.

При учете и хранении дел и других материалов в архиве соблюдаются правила, предусмотренные:

Перечнем документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов, с указанием сроков хранения58, сдобренным Центральной экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления при Совете Министров СССР 23 ноября 1979 г.

И утвержденным Министерством юстиции СССР и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 25 апреля 1980 г.

Инструкцией о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов, одобренной Центральной экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления при Совете Министров СССР 18 апреля 1980 г. и утвержденной приказом министра юстиции СССР 17 сентября 1980 г.

В судебных делах, подлежащих сдаче в архив суда, подшиваются и пронумеровываются все документы, приобщенные к делу, заканчивается опись находящихся в деле документов, после чего общее количество листов в деле заверяется подписью секретаря.

Разрешение на передачу уголовного или гражданского дела в архив дает народный судья (член суда), под председательством которого дело было рассмотрено, или председатель суда.

Народный судья (член суда) обязан тщательно просмотреть все производство по делу, обращая особое внимание на исполнение вступившего в законную силу решения, приговора, определения, постановления.

При этом, исходя из требований Инструкции о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов, он руководствуется следующими правилами:

уголовное дело, по которому согласно приговору или определению суда осужденный подлежит заключению под стражу, считается законченным после получения от соответствующего органа внутренних дел подтверждения о том, что осужденный, находящийся на свободе, заключен под стражу;

уголовное дело, по которому осужденный, находящийся на свободе, приговорен к условному осуждению с обязательным привлечением к труду, считается законченным после получения от соответствующего органа внутренних дел сообщения о том, что осужденный прибыл к месту отбытия наказания; уголовное дело, но которому лицо осуждено условно, считается законченным, когда осужденный взят судом на учет для осуществления контроля за его поведением. Если судом принято решение о необходимости назначить несовершеннолетнему осужденному общественного воспитателя, то дело считается закопченным после получения от комиссии по делам несовершеннолетних сообщения о назначении общественного воспитателя.

В тех случаях, когда в отношении несовершеннолетнего осужденного применена отсрочка исполнения приговора, дело считается законченным после решения вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания, а при направлении его в места лишения свободы для отбытия наказания - после получения от соответствующего органа внутренних дел подтверждения о том, что осужденный заключен под стражу;

уголовное дело, по которому объявлен розыск лица, скрывающегося от суда после вынесения приговора, считается закопченным по получении извещения о задержании лица и исполнении вынесенного в отношении него приговора;

уголовное дело, по которому осужденный приговорен к штрафу или с него взысканы денежные суммы в доход государства, подлежит сдаче в архив по возвращении исполнительного листа с отметкой судебного исполнителя об исполнении;

уголовное дело, по которому вынесен оправдательный приговор, считается законченным после вступления приговора в законную силу;

уголовное дело, по которому лицо освобождено от уголовной ответственности п в отношении него применена принудительная мера медицинского характера, считается законченным после получения сообщения о помещении такого лица в лечебное учреждение;

уголовное дело, прекращенное судом по основаниям, предусмотренным ст.

Ст. 5, 6, 9 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, подлежит сдаче и архив после вступления в законную силу определения суда о прекращении дела;

уголовное дело, прекращенное судом в связи с привлечением лица к административной ответственности, считается закопченным после получения судом документа об уплате штрафа, или исполнения определения суда об аресте, или поступления сообщения от органов, ведающих исправительными работами, о получении ими копии определения суда;

уголовное дело, прекращенное судом в связи с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда или комиссии по делам несовершеннолетних, считается законченным после получения сообщения о результатах его рассмотрения;

материал о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения от наркомании или алкоголизма считается законченным после получения сообщения о направлении лица в ЛТП;

уголовное дело, по которому с осужденных взысканы суммы в возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, считается законченным после направления исполнительных листов для производства взыскания, извещения об этом взыскателя и оформления при солидарном взыскании сводного исполнительного производства.

Гражданское дело, разрешенное с удовлетворением иска, считается законченным после выдачи взыскателю исполнительного листа, либо направления его по просьбе взыскателя или по инициативе суда для исполнения (ст. 340 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик);

гражданское дело, по которому в иске отказано, считается законченным по вступлении решения в законную силу.

Если суд вынес решение, постановление или определение о наложении штрафа, о взыскании государственной пошлины или иных сумм в доход государства, дело считается законченным после приобщения к нему документа, подтверждающего поступление в доход государства взысканной суммы.

Порядок определения сроков хранения. Ежегодно, по окончании делопроизводственного года, в суде должна проводиться экспертиза научной и практической ценности документов, целью которой является отбор документов для последующего хранения.

Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов в суде создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), которая назначается приказом председателя суда.

Сроки хранения дел, нарядов, исполнительных производств и других документов устанавливаются в соответствии с «Перечнем».

Сроки хранения дел и нарядов, содержащих документы различной значимости, определяются по документам, имеющим наибольший срок хранения.

Сроки хранения документов, которые не предусмотрены «Перечнем», устанавливаются экспертной комиссией, исходя из их научной и практической ценности.

Срок хранения, указанный в «Перечне», исчисляется:

для гражданских дел:

а) со дня вступления решения в законную силу;

б) со дня вынесения определения о прекращении дела или оставления иска без рассмотрения;

для уголовных дел:

а) со дня окончания срока отбытия наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

б) со дня вступления в законную силу оправдательного приговора, а также определения или постановления о прекращении дела;

в) со дня освобождения осужденного от наказания при условно-досрочном освобождении;

20 Заказ 2033 3Q5

г) со дня истечения испытательного срока при условном осуждении; со дня истечения отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. В случае отмены отсрочки исполнения приговора о направлении осужденного для отбывания наказания- со дня окончания отбытия срока наказания;

д) с момента вынесения судом определения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

Для уголовных дел, по которым заявлен и удовлетворен гражданский иск, учитывается срок исполнения приговора в части гражданского иска.

Для исполнительного производства срок хранения исчисляется со дня исполнения решения, а по делам о взыскании алиментов- со дня исполнения решения в данном суде.

По всем остальным документам (нарядам, книгам, картотекам, контрольным производствам и т. п.) срок исчисляется с 1 января следующего за годом окончания их делопроизводством.

Отбор документов на хранение. Отбор документов на государственное хранение осуществляется после окончания делопроизводственного года. Отбор документов на хранение и уничтожение в Министерстве юстиции СССР, органах, учреждениях юстиции и судах, документация постоянного хранения которых подлежит приему в государственные архивы, должен проводиться путем полистного просмотра дел, законченных делопроизводством. Не допускается проведение экспертизы ценности только по заголовкам дел без просмотра самих документов.

Порядок и методика отбора судебных дел на постоянное хранение и к уничтожению установлены Инструкцией «О порядке хранения, отбора и передачи в архивы документов судов».

Из отобранных к уничтожению дел оставляются на постоянное хранение подлинники приговоров, решений и последующих определений и постановлений вышестоящих судов, из прекращенных дел оставляются определения о прекращении дела.

На подлинниках приговоров, решений и последующих определений и постановлений вышестоящих судов проставляются регистрационные номера дел, из которых они изъяты. Приговоры и последующие определения и постановления по уголовным делам хранятся отдельно от решений и последующих определений и постановлений по гражданским делам.

Из дел, подлежащих уничтожению, оставляются на хранение личные документы, которые помещаются в отдельную папку, содержащую внутреннюю опись документов. В опись вносятся: фамилия, и. о. владельца документа, наименование документа и номер дела, из которого он изъят, год рассмотрения дела, номер и дата акта об уничтожении дела. Невостребованные личные документы хранятся в архиве суда 50 лет.