Мероприятие в школьной библиотеке про осень. “Осень щедрая пришла!” – семейный выходной в библиотеке. В рамках Всероссийской антинаркотической акции «За здоровье и безопасность наших детей!»

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью
Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад . Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Осень – щедра, лирична, загадочна. Прикоснуться к её красоте, приоткрыть завесу её тайн посетители библиотеки смогли, став участниками увлекательных и познавательных мероприятий, конкурсов, творческих мастерских.

С букетом осенних листьев, в расписном сарафане пожаловала на праздник и сама Красавица – Осень. Пришла не просто так, а под музыку листопада и золотой листвы, со стихами да с загадками, которые гостям пришлись по душе.

Самые юные читатели, их мамы и папы, бабушки и дедушки приняли участие в литературной игротеке «Фольклорная корзинка» на тему «Осень к нам пришла». Отгадывая загадки, дети находили отгадки в корзинке, наполненной овощами, фруктами, грибами и ягодами. Затем в конкурсе ассоциаций «Угадай на ощупь» участникам было предложено определить, что это за предмет они нашли в «чудесном мешочке». Дети вспоминали названия осенних месяцев, читали любимые стихи про осень, рисовали овощи, фрукты, грибы и ягоды.

Подростки вместе с родителями приняли участие в семейном поэтическом экспромте “Октябрь серебристо – ореховый”: читаем и сочиняем стихи об осени”. Сколько удивительных, вдохновенных строк посвящено писателями и поэтами этому замечательному времени года! Всем с детства памятны любимые стихотворения: пушкинское “Уж небо осенью дышало…”, тютчевское “Есть в осени первоначальной”, некрасовское “Славная осень!”, блоковское “Осенний день высок и тих…”, есенинское “Отговорила роща золотая”. Ребята и взрослые с удовольствием участвовали в конкурсе буриме, сочиняя простые и трогательные четверостишия об осени, безмерно гордясь своими творениями.

Литературная викторина “Осенний калейдоскоп” напомнила подросткам загадки, пословицы и поговорки об осени, приметы осени. Ребята украсили выставку листочками, на которых написали свои любимые стихотворения великих русских поэтов об этом поэтическом времени года.

Огромной популярностью пользовалась творческая мастерская “Осенняя фантазия”. Те, кому нравится творить и фантазировать, изготовили оригинальные композиции из сухих листьев, в каждой работе нашлась своя изюминка.

Для юных любителей компьютерных технологий особенно притягательным стало рисование на детском развивающем портале «Брашечка»: ребята “писали” осень под рубрикой “Очей очарованье”. Получились маленькие пейзажные зарисовки, каждый художник выразил своё видение осени.

Родителям дошкольников была проведена консультация “Я – родился! Я – читатель! Советы для любящих родителей” о важности чтения для полноценного развития ребёнка.
В течение всего дня для посетителей библиотеки работала книжно – иллюстративная выставка “Осень щедрая пришла!”, все желающие смогли посмотреть мультфильм “Осенние корабли”.

Для юных любителей компьютерных технологий особенно притягательным стало рисование на детском развивающем портале “Брашечка”


Огромной популярностью пользовалась творческая мастерская “Осенняя фантазия”


Родителям дошкольников была проведена консультация “Я – родился! Я – читатель! Советы для любящих родителей”

Сценарий Осеннего праздника для младших школьников

Автор : Суслова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: Данная разработка относится к общешкольным праздникам. Материал будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации осеннего досуга в начальной школе. Мероприятие проводится в октябре.
Цель : Обобщить знания детей об осени.
Задачи : - формировать и расширять представления об осени, как времени года;
- закреплять знания о приметах осени, овощах, съедобных и несъедобных грибах.
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе.
- воспитывать любовь к природе, ко времени года осень.
Способы: Использование музыки, песен, танцев, сценки, стихов, загадок, конкурсов, подвижных игр.
Оформление зала : Зал украшен осенними листьями, сделанными руками детей. На сцене – название праздника.
Участники : ведущий, Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, ребята.

Ход мероприятия

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!

ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.

Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.

Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая...

Осень : Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Осень: Спасибо вам, ребята! Очень много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.
Сентябрь : Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)


Осень: Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

ПЕСНЯ «ГРИБОЧКИ»

Ведущий : Какая команда соберет больше грибов?

Конкурс 1 : Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки. (ПРИЗ - грибок)
ЗАГАДКИ О ГРИБАХ
Важный толстый
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Как увидим, что он близко –
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко –
Этот гриб встал на пути! (Белый гриб )


Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут? (Подберёзовик )


В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе,
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нём.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовём? (Подосиновик )


Под сосной растут сестрички –
Ярко – рыжие. . .
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой. (Лисички )


Повезло так повезло–
Я набрал грибов ведро.
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень! (Опята )


Вот весёлые грибы!
Сколько шляпок разных
Среди высохшей травы –
Жёлтых, синих, красных! (Сыроежки )


Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя он обманет,
Кто знает о нём – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор,
Что ядом наполнен гриб… (Мухомор )


Вот растёт грибочек бледный,
Его обходит даже ёж,
Для здоровья очень вредный –
Лучше ты его не тронь! (Бледная поганка )


Ведущий: - Все ли вы грибы будете собирать??? Почему?

Осень : А пока вы собирали грибы –
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»

ПЕСНЯ «ЗАКРУЖИЛА ОСЕНЬ»

Ведущий : Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит. Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!
Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Конкурс 2 : Мы вырезали название нашего праздника из белой бумаги. Ваша задача – раскрасить их осенними красками. Каждый раскрасит фломастерами по одной букве, а затем из них мы составим название нашего праздника: «Золотая красавица – осень!». (Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» ребята и гости праздника раскрашивают буквы. Из разноцветных букв складывается название праздника. )
Ведущий: Вы хотите поиграть? ...
Будем листья собирать.
Конкурс 3: ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?» (На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше? )
или ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?» (На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры. )

Октябрь : Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)



Осень: Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени).
Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари...
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

Ведущий: Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму? Отгадайте мои загадки!

Конкурс 4: ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ. (По мере отгадывания загадок действующие лица следующей сценки выходят на сцену и надевают свои шапочки с изображением овощей )
Над землею птица
Гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель )
Я – красная девица,
Зелёная косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И … зайчатам на обед! (Морковь )
Стоит матрёшка
На одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста )
Я кругла и крепка,
Тёмно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. (Свёкла )
Растёт на грядке
Зелёная ветка,
А на ней -
Красные детки. (Помидор )
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Стрелочкой зелёной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы. (Лук )
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа )

Овощи представляют СЦЕНКУ «СПОР ОВОЩЕЙ»

ПЕСНЯ «УРОЖАЙНАЯ»

Конкурс 5: ИГРА «УЗНАЙ ПО ВКУСУ» (Ведущий выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки, овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу. После игры участники и гости праздника с удовольствием съедают заготовленные для игры овощи. )

Ноябрь: Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)


Осень: Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Ведущий: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Конкурс 6 : ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!» (Участвуют пять мальчиков и пять девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?)

Ведущий: Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.

ПЕСНЯ «ВОТ И ОСЕНЬ НА ДВОРЕ»

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.
(Осень вносит корзину с яблоками и угощает детей и гостей праздника.)

Ведущий : В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.
Праздничное чаепитие.

Материал будет полезен воспитателям ДОУ, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 3 до 7 лет.

Направлено на ознакомление детей с особенностями жизни белок, художественными и детскими произведениями о белках.

Конспект литературно-познавательного часа (НОД) для детей 4-7 лет «Беличьи сказки».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Заинтересовать участников литературой о жизни белок в природе, детскими и художественными книгами о белках.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о жизни белок в природе: питании, местах обитания, издаваемых звуках.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей: части тела, голова, туловище, лапы, хвост, кисточки, закреплять: названия времен года, дупло.
Воспитательные: воспитывать интерес к книге, аккуратность, бережное отношение к живой природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие белочек разных видов, игрушка-белка; иллюстрации с белками в детских и художественных книгах.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа-диалог, вопросы, анализ, демонстрация наглядных пособий (иллюстраций, моделей, игрушек).
Ход:
Приветствуем детей.
Ведущий. Сегодня я пришла к вам не одна, со мной – маленькая пушистая гостья. И книги, которые мы будем смотреть, то же про этого зверька. А кто она, отгадайте.
Загадка:
Живет в дупле,
По веткам скачет, орешки прячет. (Дети: белка.)
Покажись белочка.
Достаем игрушку.
Ведущий. Смотрите какая красивая белочка. Какие части тела у нее есть? (Показываем, дети называют: туловище, голова, лапы, хвост…)
То, что не смогут назвать показывает и называет ведущий.
Ведущий: посмотрите на ушки белочки, что на них есть? (Дети: кисточки.)
А у кого из зверей еще есть кисточки на ушках? (Дети: у рыси.)
Моя белочка рыжая, а какого цвета шубка еще бывает у белочек? (Дети: бурая, серая.)
Посмотрите на фото, оказывается еще бывают и черные, и почти белые зверьки.
Детям постарше можно дать понятия: альбинос, меланист.
Ведущий: а хотите услышать, как белочки друг с другом разговаривают? (Дети: да.)
Слушаем звук книг со звуковыми панелями: В дремучем лесу - Москва: Азбукварик Гупп, 2011; Животные леса - Москва: Азбукварик Гупп, 2011.
Можно детям предложить имитировать звук.
Ведущий : а где живет белочка? (Дети: в лесу, в дупле.)
Правильно в лесах по всему миру, только на южном полюсе их нет.
Давайте посмотрим, чем белочка сейчас в лесу занимается.
Рассматриваем и обсуждаем страничку «осень» из книги-панорамки: В дремучем лесу - Москва: Азбукварик Гупп, 2011.
Что делает белочка? (Дети: Собирает грибы, делает припасы на зиму.)
А чем эти зверьки питаются? (Дети: семена из шишек, орехи, грибы.)
А знаете, что еще они едят и насекомых, и лягушек. То есть, белочки животные какие? (Дети: всеядные.)
Если дети не могут сделать вывод, его озвучивает ведущий.
Давайте поиграем с белочкой: я вам буду называть то, что она ест, и то, что не ест. А вы хлопайте, если она это ест, и топайте, если не ест. А белочка будет с вами хлопать, если она это кушает.
Ведущий перечисляет: желуди, орехи, семечки, камешки, ягоды, грибы, насекомые, лягушки.
Наша белочка как маленький лесник. Как думаете, почему? (Дети: лес сажает.)
Если дети не могут ответить, ведущий говорит, о забытых закопанных припасах.
Ведущий: белочка, а ты нам принесла что-то.
Ведущий от лица игрушки: да, новую сказку, про моего друга - маленького бельчонка. Называется она «Колючка», а написала ее Анна Юдина. (Читаем главу из книги Юдина А. Истории с хвостиком [Текст] / А. Юдина; - Москва: Лабиринт, 2016. – 64, с. : цв. ил.
Ведущий читает, дети показывают мимикой и жестами эмоции героев. (Можно выбрать другую книгу).
Обсуждаем то, как вел себя бельчонок, и что он понял в конце сказки? (Дети: можно ранить словом, нужно просить прощения.)

Ведущий: а какие истории про белочек вы еще знаете? (Дети перечиляют.)
Ведущий: посмотрите на «белочкины» книжки, эта про бельчонка Дук-ду, а эта про бельчонка Тинки, в этой говорится об умной белочке, а тут про белочку-умелочку, а тут про белку Ленку.
(Обзор книг: Путилина В. «Приключения Дук-ду», Михеева Т. «Бельчонок Тинки», Лясовский В. «Умная белочка», Куликов Л. «Белочка-умелочка», Грибачев Н.И. «Заяц Коська и его друзья».)
Даем детям возможность полистать книги, журналы о животных.
Ведущий: Пора нашей гостье возвращаться в лес. Давайте прощаться. До скорой встречи.