Мериме маттео фальконе характеристика героев. «Матео Фальконе» (сочинение-отзыв по новелле П. Мериме)

Действие происходит на острове Корсика, родине Наполеона Бонапарта. Мериме с огромным почтением относился к этому историческому деятелю и, изображая его земляков, наделил их необыкновенной духовной силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством. Именно таков и М. Ф., во всех отношениях истинный корсиканец: «Невысокого роста, крепкий, с курчавыми, черными как смоль волосами, с тонкими губами, орлиным носом, большими живыми глазами и лицом цвета дубленой кожи».

Он славится как отличный стрелок, его считают «столь же верным другом, сколь и грозным врагом». Мериме отмечает, что он щедр на милостыню и готов всегда оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Говорят, правда, что когда-то он убил своего соперника, но это лишь придает герою некоторый романтический ореол. В тот момент, когда происходят описанные в новелле события, Матео около пятидесяти лет. Он женат. У него три дочери, удачно выданные замуж, и десятилетний сын Фортунато - надежда семьи и наследник имени.

С момента появления героя и до финальной сцены проходит не более часа. Вот он появляется в сопровождении своей жены. Идет «впереди налегке» неся одно ружье в руках, а другое на перевязи, ибо мужчине не подобает нести что-либо, кроме оружия». Так же сосредоточен и суров герой в последние мгновения действия. Его слова, которыми заканчивается новелла, звучат весьма обыденно и трезво. Как будто бы ничего и не случилось. А ведь на самом деле произошло то, что любого другого человека могло навеки лишить и спокойствия, и рассудка. М. Ф. только что убил своего сына. Причем сделал это не в гневе, не сумев совладать с собой, а, наоборот, весьма трезво оценив все, что уже произошло и что может случиться в дальнейшем. «Этот мальчик - первый из нашего рода, кто совершил предательство», - говорит он. Действительно, пока М. Ф. и его жена отсутствовали, судьбе было угодно испытать Фортунато. Сначала он соглашается за серебряную монету спрятать раненого беглеца, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдает своего гостя преследователям. Именно в тот момент, когда солдаты приготовились унести носилки с пленником, появляется М. Ф.. «Дом предателя!» - говорит пойманный беглец и плюет на порог.

Скорее всего именно в этот момент и была решена судьба маленького Фортунато. М. Ф. схватил у него из рук часы, швырнул их о камень и приказал сыну следовать за ним. Он уже принял решение, рассудив, что тот, кто однажды позволил подкупить себя, не сможет в дальнейшем избежать соблазна, а растить предателя М. Ф. не желает. Именно любовь к сыну, страх увидеть его всеми презираемым продажным существом толкает героя на убийство. Он заставляет мальчика прочитать несколько молитв, прицеливается и после фразы «Да простит тебя бог!» - стреляет. «Сейчас я похороню его, - спокойно говорит Матео Фальконе прибежавшей на выстрел жене. - Он умер христианином. Я велю отслужить мессу за упокой его души».

Образ Матео Фальконе для Мериме был воплощением суровой простоты, мужества и особого рода человечности, направленной на борьбу с греховностью и подлостью. Не убийство грех, а нарушение извечных законов. Каким бы ужасным ни казался поступок М. Ф., нельзя не признать за ним глубинную, тяжело выстраданную правоту.

Одним из переводчиков новеллы Мериме в России был Н. В. Гоголь. (Он помогал сделать стихотворный вариант перевода В. А. Жуковскому.) И в связи с этим невольно вспоминается фраза Тараса Бульбы, также совершившего сыноубийство: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Здесь тоже убийство отцом сына выступает как высшая форма наказания за предательство и малодушие, как попытка восстановления попранной справедливости.

Основная образовательная программа дошкольного образования... Основная образовательная программа дошкольного образования Что такое ООП ДО? С точки зрения закона правильные формулировки: "основная образовательная...

Украинские народные баллады. Тематические особенности, классификация баллад... 4. История возникновения этого жанра 9.1.6. Композиция. Экспозиция: В городке Богуславку Коньовского господина / Там Этот жанр возник как пе...

Любовь матери и любовь отца. В чём разница? В своей книге «Искусство любить» американский философ и психолог Эрих Фромм предлагает следующее понимание любви матери и отца к своему ребёнку. Природа мудра. Всё устроила молча. по своей сути безусловна. Мать любит своё дитя за всё: за улыбку, за первый шаг, за первое слово. Всё, что бы ни сотворило её чадо - есть талант и достижение. Любая его шалость - это скоротечное наказание и не менее быстрое прощение. Отношения между ребёнком и отцом совсем иные. Если мир матери - это юг с его бесконечным теплом, то отец - совсем противоположный полюс, где погода переменчива, а климат суров, но по-северному справедлив. Это мир закона и порядка, мир преодолений, логики, долга и чести.

Отцовская любовь не рождается с первым криком младенца, её нужно заслужить. Однако, завоёванная однажды, она может быть и потеряна. Главная добродетель в ней - послушание, а строптивость и непокорность - самый тяжкий грех. За последним, в глазах отца, должна последовать неминуемая расплата. Какой она должна быть? Что есть наказание и кто или что имеет право определить степень её тяжести? Читаем краткое содержание произведения «Маттео Фальконе». В нем звучат поставленные вопросы.

Проспер Мериме, «Маттео Фальконе»: краткое содержание

Юго-восточное побережье Корсики. Если отправиться на северо-запад, вглубь острова, то через три-четыре часа пешего хода местность начнёт меняться. Так начинается новелла, и очень краткое содержание «Маттео Фальконе» мы постараемся передать в нашей статье. Пройдя извилистые тропки, встречая по дороге обломки скал, заросшие овраги, в конце пути всякий путник выходил к обширным зарослям маки. Издавна маки считались родной стороной корсиканских пастухов и всех тех отшельников и изгоев, кто однажды оказался вне закона. Если человек убил или совершил какое иное тяжкое преступление, то он непременно отправлялся в маки. Достаточно было взять с собой хорошее ружьё, порох, пули и добротный коричневый плащ с капюшоном, который в ночное время станет тёплым непромокаемым одеялом или подстилкой, а молоко, сыр и каштаны дадут пастухи.

Издавна корсиканский земледелец, приходя на новые земли, выжигал часть леса для создания полей. Считалось, что урожай станет только богаче на той земле, что удобрена золой сожженных деревьев. Однако корни уничтоженных огнём растений остаются нетронутыми и следующей весной дают новые «плоды», более частые, и уже через несколько лет достигают невероятных размеров. Вот эта бурная растительность из перепутанных, веток деревьев и кустарников и называется маки.

Маттео Фальконе

Что же расскажет о главном герое новеллы краткое содержание «Маттео Фальконе»? Проспер Мериме представляет его весьма неоднозначно. Недалеко, буквально в полумиле от маки, жил богатый по тем временам человек. Жил он праведно и честно. Единственным источником его дохода были принадлежащие семье многочисленные стада, которые пасли пастухи в округе. Звали его Маттео Фальконе. Слыл он человеком добрым, щедрым, прямым и справедливым. С жителями в округе жил мирно. Однако все знали, что он может быть как верным другом, так и опасным врагом. Рассказывали, что, преждечем переехать в эти места, он жестоко расправился с соперником, выстрелив в него в то мгновение, когда «обидчик» брился перед зеркалом. Меткость - вот ещё одна «добродетель» Маттео. Он без особого труда точно попадал в цель в полной темноте.

Продолжаем краткое содержание. Маттео Фальконе жил в большом доме с женой Джузеппой, которая родила ему сначала трёх дочерей, что приводило его в неописуемое бешенство, и наконец сына Фортунато - долгожданного продолжателя рода Фальконе. К десяти годам мальчик был достаточно развитым, смышленым и бесконечно радовал отца.

Фортунато

Наступила осень. В одно прекрасное утро Маттео и его жена решили отправиться в маки, чтобы проверить свои стада. Сына решили не брать, поскольку времена были неспокойные, и нужно было стеречь дом. Сказано - сделано. Родители отправились в путь, а Фортунато остался дома.

Прошло несколько часов. Мальчик спокойно лежал под всё ещё жаркими лучами солнца, глядя в синеющую даль и мечтая о том, как он проведёт следующие выходные в гостях у дяди капрала. Неожиданно его раздумья были прерваны. Невдалеке послышались звуки выстрелов, и спустя несколько минут на дороге, ведущей к хижине Маттео, показалась фигура мужчины. В лохмотьях, с отросшей бородой, он еле передвигал ноги. Было понятно, что он ранен и не успевает добраться до заветного места всех бандитов - маки.

Договор

Краткое содержание «Маттео Фальконе» продолжается. Беглецом оказался некий Джаннетто Санпьеро, который скрывался от правосудия, но в городе попал в засаду. Он ловко улизнул из-под самого носа «жёлтых воротников», но не намного их опередил из-за тяжелой раны в ногу. Он знал, что это дом справедливого Маттео Фальконе, который никогда, ни при каких обстоятельствах не откажет изгою в помощи, даже если речь идёт о заведомом преступнике, иначе он нарушит извечный и неизменный закон корсиканцев.

Однако Фортунато не спешил помогать повстанцу. Хваткий и изворотливый, он действовал расчётливо и с полным хладнокровием. Зачем помогать какому-то бродяге, рисковать ради него своей жизнью, если ничего с этого не получишь? Убить мальчика он не сможет, поскольку ружьё у него разряжено, да и с кинжалом ему не угнаться за проворным мальчишкой. Сын мало походил на своего отца - человека чести, гостеприимного, но горячего корсиканца. Он сильно уступал нравом и характером. Однако, как бы ни было, ничего не поделаешь, время идёт, и жизнь дороже денег. Джаннетто Санпьеро вытащил пятифранковую монету, и только тогда, при виде серебряного блеска, довольный мальчишка позволил ему спрятаться в копне сена.

Приход солдат

Не прошло и пяти минут, как на пороге дома появились солдаты в коричневой форме с жёлтыми воротниками под предводительством сержанта Теодоро Гамба, который был дальним родственником семьи Фальконе. С первых секунд Теодоро, гроза бандитов и довольно деятельный человек, понял, что Фортунате - маленький плут и мошенник. Он видел и знает, где скрывается разыскиваемый, но ничего не скажет. Как быть? Сержант решил его запугать двумя десятками ударов саблей плашмя. Но не тут-то было. Мальчишка нагло рассмеялся в ответ, зная наверняка, что Гамба не мог применить к нему силу или увезти его, заковать в кандалы и бросить в тюрьму за укрывательство преступника. Во-первых, они были родственниками, а на Корсике более, чем где-либо, чтят родственные узы, а во-вторых, Маттео Фальконе был слишком уважаемым человеком в тех местах, чтобы с ним ссориться.

Сержант был в затруднении, но решил не уступать, а сыграть в иную игру. Сила ласки и подкупа ещё ни разу его не подводила. Он вытащил из кармана дорогие серебряные часы. Глаза мальчишки заблестели…

Неотвратимый соблазн

Голубой циферблат, длинная серебряная цепочка, начищенная до неимоверного блеска крышка… Сержант понял, что попал в самую точку. За право обладать этим бесценным сокровищем сын Маттео сдаст Джаннето. Командир солдат говорил без остановки, ласково уверяя племянника в искренности своих намерений и не забывая подносить часы всё ближе и ближе, почти касаясь белой, как мел, щеки мальчика. Глаза Фортунато неотступно следили за малейшим движением руки Гамбо, он тяжело дышал от вспыхнувшей борьбы внутри - между долгом, честью и страстным желанием обладать недоступным сокровищем. После недолгой схватки последнее одержало победу, мальчик поднял левую руку и указательным пальцем показал на сено. Тут же солдаты кинулись к копне, а он стал единственным обладателем часов. Отныне он мог прогуливаться по улицам города с высоко поднятой головой и смело отвечать на вопрос о том, который час…

Дом предателя

Скрывавшегося в сене бандита быстро обезоружили и связали. Лёжа на земле, Джаннетто скорее брезгливо и пренебрежительно, чем гневно, взглянул на сына Маттео. Тот в ответ бросил ему полученную серебряную монету, сознавая, что больше не имеет на неё права. Вдруг на повороте возникла фигура Маттео Фальконе и его жены. При виде солдат они на минуту остановились. Что могло их привести сюда? Хорошенько порывшись в памяти и не найдя у себя в прошлом за последнее десятилетие какого-либо серьезного проступка, Фальконе, однако, взял на прицел второе ружье и смело двинулся вперёд. Продолжаем краткое содержание «Маттео Фальконе». Проспер Мериме тонко, не спеша, подводит читателя к трагической развязке. Каждый звук, каждое движение оказываются символичными и весомыми.

Гамбе тоже стало как-то не по себе. Преодолев страх и сомнения, он пошёл ему навстречу, решив открыто поведать о случившемся. Узнав о том, что накрыли Джаннетто Санпьеро, Джузеппа обрадовалась, поскольку он на прошлой неделе увёл их дойную козу. Но, услышав всю историю поимки беглеца, главным героем которой стал их сын Фортунато, чета Фальконе пришла в негодование. Отныне жилище Маттео Фальконе - это дом предателя, а ребёнок - первый в роду предатель.

Расплата

Продолжая краткое содержание рассказа «Маттео Фальконе», переходим к моменту наивысшего напряжения в развитии сюжета. Фальконе, выхватив часы из рук мальчика, с неимоверной силой швырнул их о камень. Циферблат вдребезги разбился. Фортунато горько плакал, умоляя отца простить его. Отец молчал и долго не сводил с его лица своих рысьих глаз. Наконец, вскинув ружьё на плечо, он резко повернулся и быстро пошёл по тропинке, ведущей в маки. Мальчик пошёл за ним. Джузеппа вскрикнула, поцеловала сына и вернулась в дом. Единственное, что она могла, - упасть на колени перед иконой и горячо молиться.

Отец и сын вместе спустились в овраг. Маттео приказал мальчику встать у большого камня и читать вслух все молитвы, которые он знал. В конце каждой он твердо произносил «аминь». Слова последней молитвы мальчик произнёс совсем беззвучно и, рыдая, вновь начал просить о пощаде и умолять отца простить его. Маттео вскинул ружье, прицелился, хладнокровно произнёс последнюю фразу: «Да простит тебя Бог», - и нажал на курок. Краткое содержание «Маттео Фальконе» на этом не заканчивается.

Встревоженная выстрелом, Джузеппа бежала к оврагу. Она не могла поверить в случившиеся, но её мальчик был мёртв. Навстречу ей шёл Маттео: «Я сейчас похороню его. Он умер христианином… Надо сказать зятю… чтобы он переехал к нам жить».

Краткое содержание «Маттео Фальконе»: заключение

Мог ли Маттео Фальконе поступить иначе? И да, и нет. Он мог пожалеть мальчика за его незрелость, за то, что тот поддался соблазну, понять, что он ещё малое глупое дитя и, возможно, просто не в силах был устоять против искушения. А с другой стороны, Фортунато не только не оправдал надежд отца, но самое главное - нарушил главный закон острова, предал саму природу корсиканца-горца - гостеприимство и готовность приходить на помощь преследуемому. Неспроста автор в самом начале даёт подробное описание местности, где произошли последующие события, и говорит о том, что собой представляют заросли маки. Окружающая природа влияет на человека и налагает на него свою печать. Сегодня ты помог человеку избежать правосудия, а завтра суровый и вспыльчивый нрав корсиканца, схожий разве что с густыми и непроходимыми зарослями маки, может сыграть и с тобой злую шутку, и тогда ты окажешься на месте преследуемого. Поэтому перед Маттео Фальконе не стоял выбор: убить или пощадить. В его жилах текла только одна кровь: за предательство нет прощения или изгнания, только смерть.

Ещё раз хочется напомнить, что в статье шла речь о новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Краткое содержание не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение произведения просто необходимо.

Сочинение

Проспер Мериме – один из замечательных французских критических реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы. В отличие от своих предшественников – Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений: воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения необыкновенны: столь глубоко воплощена в них жизненная правда, столь совершенна их форма.

Тема народа как хранителя жизненной энергии нации, как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль в творчестве Мериме. Он обращается к людям, стоящим за пределами общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера, страстность натуры, бескорыстие, внутренняя независимость.

Именно таким человеком является главный герой новеллы – Маттео Фальконе. Этот образ исключительно рельефно представлен автором. Изображая благородные, героические черты его облика, Мериме не скрывал и отрицательных, уродливых сторон его сознания, порожденных окружавшей его дикостью, отсталостью, нищетой, несмотря на то что он был из достаточно зажиточной семьи.

Предыстория героя – человека отважного и опасного, прославившегося необыкновенным искусством стрельбы из ружья, «верного в дружбе, опасного во вражде», создает особую нравственную атмосферу, в свете которой необыкновенность основного события должна предстать как закономерность корсиканской жизни.

В начале рассказа есть сообщение о том, что автор видит Маттео через два года после происшествия, о котором собирается рассказать. Мы узнаем, что он был человеком моложавым, энергичным, с орлиным носом и большими живыми глазами. Это делает эпилог излишним, позволяет читателю после прочтения новеллы связать «происшествие» с последующей жизнью героя, узнать о том, что убийство сына, по-видимому, не повлияло на Маттео, не лишало его ни энергии, ни живости характера.

При чтении произведения можно поразиться одному факту. Когда Маттео сообщили, что поймали разбойника – Джаннето Сампьеро, совершившего много проступков, преступлений (от его рук пострадало и семейство Фальконе – он украл дойную козу), он находит оправдание такому поступку, говоря, что тот был голоден. Маттео даже сочувствует Джаннето: «Бедняга!» Однако сына своего он не пожалел, он даже не захотел его слушать. Даже стал подозревать, его ли это ребенок. Он тоже придумал своему сыну оправдание: «Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем». Фортунато предал корсиканские законы, нарушил нормы морали той среды, в которой живет.

Маттео решил наказать своего сына: застрелил мальчика, но перед этим заставил его приготовить свою душу к смерти. Фортунато читал молитвы и «умер христианином».

Приговор, вынесенный Фортунато отцом, выражал нравственное отношение к предательству всего народа.

Мериме - новеллист значительно углубил в литературе изображение внутреннего мира человека. Психологический анализ в новеллах реалистичен. Новеллы Мериме, может быть, наиболее популярная часть его литературного наследия. Проза Мериме входит в число самых блестящих страниц в истории французской литературы XIX в.

Урок литературы в 8 классе

Новелла Проспера Мериме

«Маттео Фальконе» (1829 г.).

Цели урока: развить понятие о герое; дать понятие о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни, учить анализировать текст, воспитание доброты, чести.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам; анализ текста.

Оборудование: книги П.Мериме, иллюстрации «Тарас убивает сына Андрия», выставка книг («Помилование», «Чёрные воды» М.Карима, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Я вижу солнце» Н.Думбадзе, «Выстрел» А.С.Пушкина), карта мира, толковый словарь, карточки с новыми словами..

^ Ход урока.

Организация класса.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и гостей урока.

II. Вступление.

У нас сегодня урок внеклассного чтения. Мы сегодня поговорим о новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

На уроке нам нужно будет опираться на знания о литeратурных направлениях – романтизм, реализм, местный колорит, характер.

Что литературный характер? Что важно для раскрытия характера человека?

^ III. Слово учителя о творчестве писателя.

Проспер Мериме (1803-1870) – один из замечательных французских писателей XIX века. Ему принадлежат произведения разных жанров – пьесы, исторические романы, но наибольшую известность писателю принесли новеллы 1820-1840-х годов.

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Герои Мериме всегда необыкновенные люди, с исключительной судьбой. Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.

^ Индивидуальная работа.

Вильнар, напиши пожалуйста коротко о новелле «Кармен».

Рассказ ученика (Вильнар).

Мериме был страстным пропагандистом русской культуры, изучал русскую историю XVII XVIII веков, переводил произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева.

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В.Гоголь. интересно будет сопоставить повесть Гоголя «Тарас Бульба» с новеллой «Маттео Фальконе».

Мериме был прекрасный психолог. Он строил свои новеллы на столкновении характеров в особых, необычных ситуациях. Каждый из героев Мериме действует в соответствии с условиями, в которые он поставлен. Писателя волнует поведение человека в обстоятельствах неординарных, проблемы долга, совести, преданности идеалам.

^ IV. Словарная работа.

Определим значения слов, которые понадобятся на уроке.

Что же означает слово «Корсика»? (остров в Средиземном море, принадлежащей Франции, родина Наполеона Бонапарта, к которому Мериме относился с огромным почтением).(показ на карте)

Маки – лесные заросли, чаща.

Вольтижёры – (чтение учащегося по учебнику) отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.

Стилет – небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Фортуна –) в древнегреческой мифологии: богиня судьбы, счастья, удачи, изображалась на таре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом. (надо надеяться не на удачу, а иметь твёрдые устои)

Работа с толковым словарем.

Предатель - тот, кто предал изменнически передал в распоряжение кого-либо

Честь –

^ V. Беседа по новелле.

Ребята, понравился ли вам рассказ?

О чём он? (т.е. тема – наказание сына за предательство).

Как наказал? (убил)

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: «^ Так кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?»

Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.) (чтение описания дома, - С.386. учебник).

Как называется такой выбор места действия в литературе? («местный колорит», он характерен для целого ряда «экзотических» новелл П.Мериме).

-- ^ Для чего он использует «местный колорит»? («местный колорит» играет вполне реалистическую роль, помогает понять характеры героев, их психологию, передать атмосферу времени, в которой сформируется поведение человека, т.е. поведение героя зависит от внешних обстоятельств, от того же «местного колорита»).

-- ^ Какую форму выбирает Мериме, когда описывает место действия? (Мериме выбирает форму прямого разговора с читателем, как будто объясняя ему маршрут «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо в глубь острова, то местность начнёт довольно круто подниматься, и после трёхчасовой ходьбы по извилистым тропкам, загроможденных большими облаками скал и кое-где пересеченными оврагами, выйдешь к обширным зарослям маки». Эти непроходимые заросли молодого леса Мериме называет «родиной корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Так писатель дает читателю знак: речь пойдет о тех, «кто не в ладах с правосудием». Попутно мы узнаем, что земледельцы не утруждают себя удобрением почвы, а идут по такому пути: выжигают лес, и почва оказывается удобренной золой сожженных деревьев.)

--^ Как писатель говорит о местных нравах? (Лаконично, скупо, как будто просто констатирует факты.)

Какие примеры можете привести (Описание дома М.Фальконе
(с.386), «Отец в случае надобности мог рассчитывать на кинжалы икарабины зятьев» с.382, «О чем подумал, увидев солдат « Мало кто из корсиканцев, хорошо порывшись в памяти, не припомнит какого-нибудь грешка вроде ружейного выстрела, удара стилетом или других пустяков в таком же роде…» с.389.)

Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).

Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).

Что ценят местные жители в жизни? По каким законам они живут? (с.381, чтение), («если вы убили человека, бегите в маки, с точки зрения жителей маки не убийство грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга. Превыше всего корсиканцы ставят долг чести»).

--^ Что вы можете сказать о главном герое – Маттео Фальконе? («Маттео Фальконе был довольно богатый человек», «он жил честно» (правда, Мериме тут же добавляет: «то есть ничего не делая»); «меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычайна даже для этого края»; «его считали столь же хорошим другом, как и опасным врагом»; «только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем».)

Какую роль играет портретная характеристика? (Портрет характеризует Маттео Фальконе как человека мужественного, умного. Закаленного жизненными трудностями, близкого к природе, «естественного». Он был «небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи». Это описание романтического героя. Маттео Фальконе – во всех отношениях истинный корсиканец. Это прямой, мужественный человек, не привыкший колебаться при исполнении долга.)

Какое событие лежит в основе сюжета новеллы? (Убийство отцом сына за предательство).

Как вы относитесь к поступку мальчика? (Поступок Фортунатто – подлый и низкий, предатель – сначала согласился за серебряную монету спрятать раненого, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдал своего гостя преследователям. Другие считают, что Фортунатто еще слишком мал и не понимал, что совершил.

Обратимся к тексту. Фортунато держался уверенно с сержантом Гамбой, гордился тем, что его отец – уважаемый человек: «Мой отец – Маттео Фальконе!» Но когда Гамба достал серебряные часы, «глаза маленького Фортунатто загорелись». «Лицо Фортунатто явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства». Фортунато не выдержал искушения.)

Кем мальчику приходился Джанетто? (гостем).

Как относятся к гостю башкиры?

Какую ошибку совершил Фортунато? (Нарушил обычай радушного приёма гостя, тем более раненого. Ведь во все времена и у всех народов выдача властям раненого, безоружного человека, попросившего у хозяина дома приюта расценивается как предательство. Например, в Сибири раньше специально оставляли на ночь продукты для беглецов).

Почему отец убил сына? Имел ли на это право? Как отнеслась к поступку Маттео Фальконе его жена? (Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой. Считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Для Маттео Фальконе доброе имя и честь дороже всего, дороже сына. Маттео совершил это убийство потому, что так диктовали ему местные обычаи. Исключительная по своей природе ситуация сыноубийства в изображении Мериме выступает как закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры Маттео, всего уклада корсиканской жизни. Джузеппа, жена Маттео, не пытается оправдать своего сына-предателя. Она плачет и молится, но ни слова протеста не вырывается у нее. Она лишь попыталась воззвать к отцовским чувствам мужа: «Ведь это твой сын!» Даже в своём материнском горе не посягает она на то, что вместе с мужем считает велением долга.)

Почему же отец так жестоко наказал сына? (Это закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры корсиканца, всего уклада корсиканской жизни).

^ VI. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».

С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).

За что убил Тарас сына? (За то, что предал Отчизну, веру, казаков).

Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок

Продиктовано ли оно логикой раскрытия художественного характера? (В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру. Казаков. Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи, Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына. Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.)

^ VII. Итоги урока.

Кто же виноват в смерти Фортунато? (Фортунатто погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. По мнению критиков, в трагической судьбе основных героев рассказа виновата «мораль предательства, подкупа, обмана, вероломства, сокрушившая по-своему устойчивый нравственный мир «нецивилизованных» народов и героев Мериме».)

Кто же он, Маттео Фальконе герой или убийца? (В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения христианства, с общечеловеческой точки зрения, он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписанных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие. Нужна большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына столь ьяжким наказанием. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

VIII.Обобщение.

Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства, в которые он поставлен.

Так же мы должны учесть, что в дикие маки начинают проникать денежные отношения, меняются нравы.Это уже реализм.(подкупают Фортунато часами. Отец думает о новом наследнике, которым собирается сделать зятя, не успев схоронить сына.)

Но не смотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».

^ Чтение стихотворения Александра Яшина.

Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. Лучше смерть, чем бесчестье.)

В каких еще произведениях затрагивается эта тема? («Әсә хөкөмө», в эпосе «Урал» Шульган, нарушивший запрет родителей, бесславно кончил; есть песня-проклятие, где проклинается Тевкелев, предавший свой народ, «Черные воды» М. Карима, М.Горький «Мать и сын», Курбан-байрам т.е. эта тема наказания отцом сына типично в литературе.)

Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.

Ни то,и ни другое. Маттео совершает поступок, какой ему диктовали местные обычаи, его собственное понимание человеческого достоинства.

Один великий человек сказал,

что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,

почему человек так поступил.

Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.

Реалистичная новелла П Мериме имела ряд интересных композиционных и стилистических особенностей. Мериме - мастер психологической новеллы, в центре его внимания - внутренний мир человека, показ ее внутренней борьбы, эволюции или наоборот деградации. Внутренняя борьба героя у писателя всегда определялась столкновениями человека с обществом, средой, формировало его характер. Драмы главных героев новелл (Сен-Клера, Жюли, Арсены и др.) Рождались из противостояния окружающей действительности. Отсюда вытекала интересная особенность новеллистики Мериме: большое значение предоставлено события, так или иначе определяла внутренний конфликт героя.

Новеллы прозаика обычно очень драматичны. С любого его произведения можно сделать драму. Событие, которое поставлена автором в центре новеллы, чаще всего имели характер катастрофы - это убийство, самоубийство, кровная месть, смерть героя, изменение всей его жизни. Сен-Клер (герой "Этрусской вазы") убит на дуэли, Кармен (героиня "Кармен") убита доном Хосе. В новелле "Локис" совершено убийство графом своей молодой жены. В новелле "Матео Фальконе" происходит кровное убийство - сына отцом.

Это своеобразный прием умолчания о самом важном и значительном, описанное в произведении. По этому умолчанию скрывалась настоящая взволнованность автора, чувство ужаса, его оценка того, что произошло. То, что изображено в новеллах "Кармен", "Локис" или "Этрусская ваза" всегда глубоко волновала читателя. Автор обычно скрывал собственную оценку событий, чтобы этим самым не уменьшить впечатление читателей. Резко переключая внимание на другое, побочное, он заставлял лучше вдуматься в то, что произошло. В результате само событие стало для читателя более ощутимой.

Динамизм, драматичность и напряженность действия в новеллах Мериме определили еще одну своеобразную черту. Это скудность описания, особенно описания природы. Новеллист очень скуп на описание, потому что в центре его внимания всегда действие, драма, нарастание драматического конфликта. Описание сыграл лишь второстепенную роль. В связи с этим особое значение в произведениях Мериме приобрела деталь - отдельный небольшой штрих, который часто заменял пространные описания и характеристики.

Художественные особенности новелл Проспера Мериме:

Центр внимания писателя - внутренний мир человека, показ ее внутренней борьбы;

Событие определяла внутренний конфликт героя;

Сочетание психологизма и приема замалчивания;

Динамизм, драматичность и напряженность действия;

- "скупость" описаний природы;

Использование художественной детали;

Герой с сильным характером;

Образ раскрывали через собственные поступки, события, без авторской оценки; -характер и психология человека появились как результат определенных условиях существования; -елипсна (двухцентровой) композиция новеллы - рассказ в рассказе; -тяжиння до экзотических описаний;

Введение рассказчика, который был вторым "я" самого автора; -мотивы убийства, дуэли, пытки, соблазнов, ревности.

Проспер Мериме неоднократно говорил, что залог успеха писателя заключалась в умении выбирать из всей совокупности явлений бытия какое-то одно, неординарное. Новелла "Матео Фальконе" - первая из опубликованных новелл, которая была воспроизведением такой неординарной "находки".

Дом Матео Фальконе находился недалеко от маки (сожжена часть леса под поле). Он был богатым человеком, потому что жил с прибыли от стад овец, которые пастухи-кочевники перегоняли с места на место. Ему было не больше 50 лет. Он умело владел оружием, был хорошим товарищем, опасным врагом. Был женат на женщине Джузеппе, которая родила ему сначала 3-х дочерей и, наконец, сына, которому он дал имя Фортунато, - надежду семьи и продолжателя рода. Дочери вышли удачно замуж, а сыну исполнилось только 10 лет.

Однажды утром Матео с женой отправился посмотреть на свои стада. Фортунато, который хотел пойти с ними, оставили, чтобы стерег дом.

Парень лежал на солнце, когда услышал выстрелы. Он увидел человека в лохмотьях, с бородой, едва двигалась, потому что была ранена в бедро. Это был разбойник Джа-нетто Санпьеро. Он попросил Фортунато скрыть его. Парень поинтересовался, даст тот что-то взамен? Бандит вытащил пяти франковую монету. Фортунато спрятал его в куче сена. Через несколько минут появилось шесть стрелков, которых возглавлял родственник малыша - Теодоро Гамба. Он спросил парня, тот не видел Джанетт. Парень не говорил, что видел, и это раздражало стрелков. Они даже обыскали дом Матео, но никого не нашли. Тогда Гамба показал парню серебряные часы и сказал, что если укажет, где бандит, то подарит часы. Парень начал колебаться, у него загорелись глаза, а потом указал на сено. Стрельцы начали раскапывать копну, а Фортунато получил часов. Бандита связали, но тут на дороге появился Матео с женой, они возвращались домой. Гамба рассказал им о том, как они задержали бандита, о том, что сделал сын. Матео посмотрел на бандита, который назвал его дом "домом предателей".

Образ героя новеллы Матео Фальконе стал началом долгих раздумий писателя над природой человеческой личности, соединившая в себе, казалось бы, несовместимое. Немногими, но правдивыми чертами изображен портрет и характер Матео - прямого, мужественного человека, который не привык колебаться при выполнении того, что он считал своим долгом. Он воплотил в себе определенный корсиканский идеал чести, где измена - это самая смертельная обида: "Только человек, обреченный на смерть, могла решиться назвать Матео предателем. Он немедленно отомстил бы за такое оскорбление ударом кинжала, и удар то не пришлось бы повторять". Именно то, что его сын, "продолжатель рода," на которого Матео возлагал все свои надежды, стал первым в их семье предателем, и привело к ужасному поступку.

Матео не смог простить предательства. И здесь Фальконе сильный и верный себе. Убийство единственного сына произошло не в состоянии аффекта, а строго, спокойно, убежденно: "Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам, но не успел. Матео выстрелил и Фортунато упал мертвый. Даже не взглянув на тело, Матео снова двинулся дорожке в дом, "чтобы взять лопату". Этот величественный покой еще больше поразил читателя. Мериме в новелле не выразил своего отношения и поэтому часто его упрекали в равнодушии к описываемым событиям, в сознательном стремлении отстраниться от своих героев. Но на самом деле это не равнодушие автора, это его позиция.

Особенности новеллы "Матео Фальконе":

o сосредоточение внимания на исключительных ярких событиях;

o герои отличаются сильным характером;

o использование художественной детали;

o неожиданная развязка, предоставляет новому ритму всей действия.

Образ Матео не завершил художественных исканий Мериме. Эти поиски продолжались и нашли свое выражение еще в одной непревзойденной новелле П. Мериме - "Федерико". Сюжет очень прост и интересен. Жил когда-то молодой дворянин Федерико, красивый, стройный, он любил игру, вино и женщин, особенно игру. Герой никогда не исповедовался. Однажды Федерико выиграл в 12 юношей из богатых семей, но быстро спустил свой выигрыш, и у него остался лишь один замок за кавказскими склонами. Там он одиноко прожил 3 года: днем занимался охотой, а вечером играл в азартные игры.

Однажды к нему на ночь попросился Иисус Христос с 12 апостолами. Федерико принял их, но извинился, не скрыл их должным образом. Он приказал арендатору зарезать последнюю козу и зажарить ее.

Это фантастическая новелла, которая построена на сказочной фольклорной основе, и отразила стремление Мериме искать смысл бытия вне буржуазной обыденностью. Живописная, с характерной ускоренность действия, новелла воспринималась как народно-сказочная рассказ, как живая разговорная форма.

Поезд писателя к героическому начала, сильных характеров ощутимый в новелле "Таманго", где автор раскритиковал такое позорное явление как работорговля, выступил против рабства вообще. Однако основная тема произведения - не разоблачение работорговли, а раскрытие характера Таманго.

В этом образе отразились дальнейшие размышления Мериме над человеческой природой, а особенно - конфликт высокого, героического и низменного начал. Добрые и злые качества героя здесь скрыто, а отчетливо обнажено. Он властолюбивый, жестокий, свирепый и деспотичный. Таманго торговал своими соплеменников. Но ему присущи и существенные человеческие черты, которые оказались в непреодолимом стремлении героя к свободе, его гордости и выдержке, что он проявил во время испытаний.

Невежественный ум дикаря оказался способным на быстрые и правильные решения, на тонкий расчет, когда Таманго поднял бунт на корабле. Злой дикарский обычно не заглушил в нем настоящего чувства любви, когда он, забыв об осторожности, настигает корабль, который отвозил его жену, или когда, почти умирая в лодке от голода, делился с женщиной последнее сухариком. Итак, в дикости Таманго - некая зловещая энергия, отвага, свободолюбие, ловкость и даже самоотречения.

Мериме покав своих героев в таких жизненных столкновениях, когда они должны были решить для себя вопрос огромной важности - или сохранить жизнь, презрев совестью, честью, личными моральными принципами, или остаться верным этим принципам, но погибнуть. Героическое начало в сильных характерах, которые привлекали писателя, состояла именно в том, что победа оставалась за моральными принципами.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте жанровое разнообразие и основную тематику произведений писателей-реалистов.

2. Благодаря каким творческим открытием П. Мериме стал классиком французского реализма?

3. В каких сферах раскрывается связь П. Мериме с Украиной?

4. Почему П. Мериме называют мастером психологической новеллы? В чем его мастерство?