Краткое введение в гештальт-терапию. Теория и практика гештальт-терапии Ф.Перлза

ПочемуГЕШТАЛЬТ?

Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности,наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающимилюдьми.
С чем у вас ассоциируется само слово гештальт? С немецкого языка это словопереводится очень просто. Оно означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов (гештальтпсихология - направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого) показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое.Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.Для иллюстрации этого феномена используются картинки, содержащие двойные изображения. Так на приведенном ниже рисунке можно видеть либо пламя свечи, либо два профиля человеческого лица.

Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует - для примера, вспомним серию анекдотов про пессимиста и оптимиста.
Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.

Гештальт-психология, Фритц Перлз и гештальт-терапия

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие какконцепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организмаи о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организмпреобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается.
Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживаниевосприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложнымипредставлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать.Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.
Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя. Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

Цели гештальт-терапии

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленномуизменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.
В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

Практика гештальт-терапии

Гештальт-терапия является определенной психотерапевтической методологией, но не в коем случае не технологией. С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. Так Перлз активно использовал техники психодрамы, приспособив их для своих целей. В дальнейшем гештальт-терапевты заимствовали техники телесной терапии, танцевальной терапии, различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия). В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии.

Длительность

Хотя в период своего формирования гештальт-терапия противопоставлялась психоанализу, в частности, и своей краткосрочностью, тем не менее, если Вы выбрали Гештальт как метод своей личной терапии, не стоит надеятся на чудесный и немедленный результат. Хотя гештальт-сеансы способны вызывать бурные эмоциональные переживания, давать опыт нового чувствования, в целом, терапевтический процесс - это длительная, кропотливая работа, которая может продолжаться от месяцев до лет. Это связано с тем, что осознавание не всегда приятно, а зачастую болезненно и мы стремимся прерывать его. «Врагразвития - фобия боли», - говорил Перлз. Требуется время, чтобы проработать все необходимые избегания сознавания. Однако определенные положительные результаты можно получить и при участии в краткосрочных терапевтических курсах или интенсивных групповых тренингах.

Где применим гештальт-подход?

Фритц Перлз был врачем и разрабатывал свой метод прежде всего для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне). Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. Очертим некоторые области применения современной гештальт-терапии:

Клиническая психотерапия;

Семейная терапия;

Тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;

Тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);

Гештальт-педагогика;

Консультирование организаций.

Вместо заключения

ГЕШТАЛЬТ - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. Цель гештальт-подхода – постоянное расширение опыта сознавания и посредством этого достижение все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Если Вы хотите узнать о гештальт-подходе больше, воспользуйтесь списком литературы :

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. - М.,1993.

Одно из переизданий книги “Практикум по гештальттерапии”. Включает изложение основных положений теории гештальт-терапии и множество практических упражнений.

Хрестоматия по гуманистической психотерапии. / Составитель М. Папуш. - М., 1995, с. 201-300.

Раздел хрестоматии посвященный гештальттерапии включает работы Элизабет Майер, Джеймса Симкина, Роберта Резника, Джудит Браун, Мартина Бубера. Освещаются история, основные положения и философские основы гештальт-подхода.

Московский психотерапевтический журнал. Специальный гештальт выпуск. / Ред. коллегия Хломов Д.Н., Долгополов Н.Б., Кедрова Н.Б. - 1994.- №3.

Выпуск представляет собой сборник статей и отрывков из книг отечественных и зарубежных гештальт-терапевтов. Среди авторов, опубликованных в сборнике - Ж.-М. Робин, Ф.Перлз, Н.Б. Долгополов, Д.Н. Хломов, М.Папуш и др.

Энрайт Дж. Гештальт ведущий к просветлению. - Спб,1994.

Автор делится личными впечатлениями от встреч с Фритцем Перлзом, развивает идеи об интеграции гештальт-терапии с восточным учением о Просветлении, предлагает большое количество экспериментов, направленных на развитие осознания. Книга написана в живой и увлекательной манере.

Наранхо К. Гештальттерапия. Отношение и Практика атеоретического эмпиризма. - Воронеж,1995.

Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Практикум по гештальттерапии. - Спб., 1995.

“Внутри и вне помойного ведра” - автобиографическая книга Фритца Перлза, она включает его воспоминания, стихи, размышления об основах теории гештальт-терапии. “Практикум по гештальттерапии” - один из томов первой книги по Гештальту “Гештальт-терапия”, впервые изданной в 1951 г. “Практикум…” включают изложение основ теории гештальт-терапии и большое количество упражнений для самоисследования.

Романенко О.К. Практическая гештальттерапия (методы решения личностных проблем). - М., 1995.

В книге предлагается модель гештальт-ориентированной работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями, описано большое количество телесно-центрированных упражнений.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М., 1996.

Первая часть книги - это захватывающее изложение Ф.Перлзом теории гештальт-метода, снабженное многочисленными яркими примерами. Вторая часть представляет собой стенограммы лекций и практической работы Перлза на проводимых им семинарах.
Полный текст можно скачать

Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. - М., 1996.

В краткой по объему, но насыщенной по содержанию книге директора Французского гештальт-института Жана-Мари Робина в доступной форме излагаются теоретические и практические основы гештальт-подхода, описаны стандарты подготовки гештальт-терапевтов.

Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно.- М.,1998.

Книга представляет собой стенограммы семинаров, проводившихся Фритцем Перлзом в Эсаленском институте. Включает лекции, в которых Перлз в яркой, впечатляющей манере излагает основы теории гештальт-метода, является прекрасной иллюстрацией стиля терапевтической работы Перлза.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. - М., 1997.

Известные гештальт-терапевты Ирвин и Мириам Польстер в популярной форме рассказывают о теории, практике и формах работы в гештальт-терапии.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - Спб.,1998. С. 109-142, 327-333.

Учебное руководство К.Рудестама включает раздел посвященный гештальт-терапии, в нем представлены базовые принципы гештальт-терапии, в приложении описаны некоторые упражнения используемые в гештальт-группах.

Польстер И. Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. - М., 1999.

Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта. - Спб., 1999.

В книге президента Международной федерации организаций, преподающих Гештальт, освещена история, все основные теоретические концепции, техники и главные области применения гештальт-подхода.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. - М., 2000.

В книге рассматривается теория и практика семейной и супружеской гештальт-терапии, а также эстетические ценности человеческих взаимоотношений и психотерапевтического процесса

Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000.

Первая книга Ф.Перлза, заложившая основы теории будущего метода гештальт-терапии.

Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

Книга является вторым томом вышедшей в 1951 г. книги "Гештальт-терапия. Возбуждение и рост человечской личности". Первый том известен отечественному читателю под названием "Практикум по гештальт-терапии". Содержит исчерпывающее изложение основных теоретических концепций, лежащих в основе гештальт-терапии.

Кемпелер У. Основы семейной гештальттерапии. - Санкт-Петербург: "Издательство Пирожкова", 2001.

В книге рассматриваются теоретические основы семейной психотерапии, техники работы с семьей, типичные ситуации, возникающие при консультировании семей.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии.- Санкт-Петербург: "Издательство Пирожкова", 2001.

В этой работе освещены принципы арт-тештальт-подхода и психотерапевтические методики работы с рисунком, лепкой, направленным воображением, танцем, медитацией.

Гештальттерапия. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

В этой книге представлены работы ведущих гештальт-терапевтов, соратников и последователей Ф. Перлза - Дж. Энрайта, Л. Перлз, К. Наранхо, П. Гудмана, Дж. Гринуолд.

Невис Эдвин Организационное консультирование пер. с англ. Серия «Новый Импульс» - Санкт-Петербург: "Издательство Пирожкова", 2002.

Автор – директор Кливлендского Гештальт Института – выдающийся практик в консультировании организаций. Она дает возможность узнать
- о моделях организационного вмешательства,
- о навыках, необходимых компетентному интервенционисту,
- о смысле сопротивлений попыткам организационного переустройства,
- об отношениях психолога и коллектива.

Даунинг Джек, Марморштейн Роберт Сны и кошмары. - М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.

Книга освещает один из возможных подходов к работе со сновидениями в гештальт-терапии.

Некоторыеработы по гештальт-терапии и гештальт-психологии можно скачать в разделе

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. "Он думает то, чего от него хотят другие".

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. "Он делает себе то, что хотел бы делать другим". Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".
Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное -пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность и т.д.

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
смещение локуса контроля вовнутрь;
поощрение независимости и самодостаточности;
обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.

Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент ("горячий стул") располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

2. "Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: "Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: "Я чувствую себя неудобно потому, что..."" Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов "Я обижен...".

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Наиболее популярная игра - "Старый заброшенный магазин". Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, "какую страшную тайну он хранит в себе". Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: "Она точно как моя жена!" В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы".

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.

Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего "Я" и завершая незаконченные ситуации.

Вся многообразная техника гештальттерапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его "Я" в богатый изменчивый мир личностного "сейчасного" бытия.

Очень много психологических направлений существует на сегодняшний день. Гештальт-терапия Перлза является одной из них. Психологи могут не придерживаться основных положений и теории данного направления, однако зачастую смешивают свои методы работы с техниками гештальт-терапии.

Психология в целом рассматривает духовную составляющую человека с разных сторон. Поскольку человек – многогранное существо, возникает множество направлений, которые не замещают друг друга, а наоборот дополняют.

Основным положением гештальт-терапии является осознанная жизнь. Что такое осознанность или сознательность? Это умение человека направлять свое внимание на то, что происходит здесь и сейчас. Он не погружается в свои мысли, не витает в облаках, не вспоминает о прошлом или не мечтает о будущем. Настоящий момент является самым главным для человека, который находится в сознании.

Что такое гештальт-терапия?

Как и психология, гештальт-терапия является относительно молодой наукой, которая была разработана в 20-х годах прошлого столетия. Ее основные идеи и принципы были разработаны Фредериком и Лаурой Перлзами, Полом Гудманом. Что такое гештальт-терапия? Это работа над формированием собственной сознательности и ответственности за то, что происходит с человеком.

Сознательное осознание – основное понятие в гештальт-терапии. Оно означает, что человек должен обращать внимание только на то, что происходит здесь и теперь. Он должен проживать это, чувствовать, понимать и даже запоминать. Анализ в гештальт-терапии проблем и чувств происходит лишь с теми единицами, которые актуальны на нынешний момент.

Гештальт-терапевты не обращают внимания на прошлое или будущее. Прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Тело человека находится лишь в настоящий момент. Что говорить о том, что уже случилось или еще не произошло? Как ни крутите, а человек живет только в настоящем моменте. Только «здесь и теперь» он может отпустить прошлое, понять его, исправить ошибки и сделать что-то хорошее для своего будущего.

Не нужно погружаться в какие-то мысли, улетать в воспоминания или мечты. Замечайте, что вас окружает, что происходит вокруг, что ваш организм чувствует, как возникают те или иные . Отслеживайте свои эмоции, начиная с того, как вы что-то услышали или увидели, и кончая тем, как в вас разгораются определенные чувства.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете сейчас. Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Решайте лишь те вопросы, которые важно решить сейчас. Будьте здесь и сейчас. Что на самом деле важно сейчас? Что вы считаете нужным сделать на данный момент? Аргументируйте свои критерии оценивания важности. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас. Да, вы можете сомневаться в правильности своего выбора. Однако в будущем вы будете помнить, что сегодняшний выбор казался вам самым правильным. А это уже говорит о том, что вы поступили верно.

Понимайте, что с вами происходит, что вы чувствуете и к каким целям хотите прийти. Не позволяйте воле случая или другим людям вами руководить. Вы вольны решать сами, что думать, говорить и делать. Но для этого нужно жить в настоящем времени, понимать мотивы своих поступков, а также видеть цель, которую вы хотите достичь. Обычно люди не достигают желаемого, потому что не знают, чего хотят, забывают об этом, когда ими овладевают эмоции, и ничего не делают для его реализации. Однако если вы будете осознанными, то будете понимать, что можете не поддаваться своим эмоциям, которые просто заставляют вас делать глупости, а не решать вопросы так, чтобы в итоге вы получали то, что вам нужно.

Чтобы жить, нужно быть здесь и сейчас. Учитесь как можно больше времени проводить в настоящем моменте. И тогда вы увидите много плюсов в том, чтобы жить здесь и сейчас, а не витать в мечтах и не погружаться в воспоминания.

Гештальт-терапия Перлза

Основным желанием человека является сохранение гомеостаза, когда он совершает лишь те действия, которые в настоящих условиях позволят ему достичь уравновешенного состояния. Гештальт-терапия Перлза основывается на важности теперешних обстоятельств и на неважности всего остального.

Она базируется на таких 5 стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Человек не может удовлетворить свои потребности в отдельности от окружающего мира. Фоном или фигурой становятся те элементы, которые на теперешний момент важны для достижения желаемого. Как только цель достигается, гештальт прекращается и фигура отходит на задний план. Если цель не достигается, тогда гештальт остается незавершенным.
  2. Противоположности. Человек постоянно контактирует с окружающим и внутренним мирами, которые не всегда проявляют себя одинаково. Для быстрой оценки человек оперирует однозначными понятиями, например, «хорошо» и «плохо». Однако никогда ничто не бывает однозначно хорошим или плохим. Даже эмоции человек переживает неоднозначные по отношению к окружающему миру (то любит, то ненавидит, то плачет, то смеется).
  3. Осознание и концентрация на настоящем. Чтобы человек имел возможность воспользоваться имеющимися обстоятельствами для достижения цели, он должен находиться здесь и теперь. Его внимание должно быть обращено на две составляющие: внутренние ощущения и внешние факторы. Ярким примером является то, что человек при холодной погоде надевает теплый свитер, что соответствует внешнему и внутреннему.

Проблема возникает тогда, когда человек заостряет свое внимание на средней области – это мысли, желания, убеждения, эмоции и пр. Он в таком случае не замечает ни внешнего, ни внутреннего. Он оперирует доводами, которые абсолютно не согласуются с реальными фактами.

В таком состоянии человек планирует, отчаивается, вспоминает, надеется. Он не действует, а уповает на то, что его мысленные процессы позволят как-то повлиять на настоящую жизнь без его участия.

  1. Ответственность и зрелость. В достижении счастливой жизни человек должен быть зрелым. Что это такое? Это когда человек перестает ждать помощи извне, а опирается только на собственные силы. В таком случае он прекращает обвинять, ждать, бездействовать, поскольку берет на себя ответственность за собственную жизнь, имеющиеся достижения, успехи и неудачи.

Зрелость наступает тогда, когда человек перестает бояться и фрустрировать. Пока человек незрел, он занимается лишь поиском различных манипуляций, которые помогут ему получить от других то, в чем он нуждается. Личность должна пройти через несколько этапов, чтобы стать зрелой:

  • Избавиться от клише, то есть избавиться от стереотипов.
  • Избавиться от игр и ролей, которые помогают манипулировать окружающими.
  • Выйти из «тупика», когда помощи извне невозможно получить, а самопомощь не предоставляется. Данный уровень опасен тем, что люди чувствуют себя обманутыми и потерянными, поэтому начинают искать новые способы манипуляции окружающими.
  • Дойти до «внутреннего взрыва», когда вы переступаете тот порог, когда «вам должны» и вступаете в период, когда «вы сами все можете сделать и помочь себе».

На гештальт-терапии человеку помогают создать безопасную для себя обстановку на «тупиковом» уровне, чтобы успешно перейти на следующий.

  1. Функции защиты. Психика обладает различными функциями защиты, которые должны помочь оградиться от стрессовой или опасной ситуации. Она может заставлять убегать (уходить), не обращать внимания на болевые ощущения либо уходить в бред, галлюцинации. Иногда человек настолько обеспокоен происходящим вокруг, что считает мир опасным для себя, убегает от него даже тогда, когда ему ничего не грозит.

Теория гештальт-терапии

Гештальт-терапия изначально не была направлена на выработку теоретических знаний. Однако с годами скопилось так много информации, что психологам пришлось сформировать теорию данного направления. Этим занялся П. Гудмен, который обозначил основные термины гештальт-терапии.

Основным положением данного направления является склонность индивида к саморегуляции на основе единства внешнего и внутреннего и творческого подхода к приспособлению к миру. Здесь важными становятся зрелость и ответственность человека, который ориентируется на свои поступки, ожидания и цели. Психотерапевт помогает клиенту сконцентрироваться на состоянии здесь и теперь, чтобы решить все насущные проблемы.

Гештальт-терапия направлена на осознание человеком своих истинных потребностей, а также на обращение к собственному опыту, который наиболее ценен и важен, нежели чужое мнение.

Человек не может жить отдельно от окружающего мира, поэтому гештальт-терапия учит сохранять свою обособленность от него, однако понимать, что он постоянно контактирует и влияет на то, что происходит вовне.

Человек не может быть понят, если не рассматривать его целиком в сочетании со своим прошлым, мыслями и действиями. То, что происходит сейчас и здесь, является показателем того, что было сделано в прошлом. Человек может прийти только к одному результату вследствие тех решений и действий, которые он совершил. А это значит, если человеку не нравится настоящая жизнь, это говорит о том, что в прошлом он чего-то не сделал или принял решение, которое повело его в другом направлении.

Гештальт-терапевты нацелены не на решение проблем, которые волнуют людей, а на обучение клиентов осознавать реальность, жить в ней и концентрироваться только на настоящем.

Основные положения гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии базируются на основных положениях данного направления. Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет такие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Человек должен сконцентрироваться на чувствах, мыслях, ощущениях, которые происходят с ним сейчас. Если он говорит о прошлом, то должен произносить такие слова, будто это происходит с ним сейчас.
  • «Я – Ты». Обучение человека открыто и непосредственно обращаться к тому, о ком он говорит.
  • Континуум сознания. Концентрация на потоке мыслей и чувств, которые происходят в данную секунду, отказ от постоянного анализа ситуации и высказываний.
  • Субъективизация высказываний. Обучение человека говорить о себе, своем теле, неудачах и прочем так, что он сам себе «мешает», «не помогает», «не дает» и т. д. Человеку кажется, что кто-то извне мешает ему жить счастливо. На самом деле он сам является автором собственных несчастий.

Самая главная ошибка, которую вы можете совершить, — это быть счастливым в прошлом. Все люди знают, что жизнь может как радовать, так и огорчать. Однако за «черной полосой» всегда идет «белая», и об этом не стоит забывать, когда вы снова столкнетесь с неприятностями и проблемами, которые заставят вернуться в те воспоминания, когда вы жили беззаботно.

Почему человек живет прошлым? Если вы погружаетесь в былые воспоминания и не хотите из них выходить, это говорит лишь о том, что настоящая жизнь вас не захватывает, не радует, не наполнена чем-то интересным и новым. Вам сейчас живется скучно или вы погрязли в большом количестве проблем, отчего решили вернуться воспоминаниями в то время, когда все было хорошо, весело и беззаботно.

Однако это является ловушкой. Вы вернулись в прошлое, не желая видеть настоящего положения дел. Зачем вам возвращаться в теперешнее время, если вы уже счастливы, вспоминая о прошлом, когда вы были успешны? Это – ошибка, которая просто погружает вас в состояние и безвыходности.

Во-первых, вы живете прошлым, не обращая внимания на настоящее. Соответственно, вы несчастливы «здесь и сейчас», но счастливы «тогда и там». Во-вторых, если вы постоянно находитесь в прошлом, значит, не решаете тех вопросов, которые заставили вас убежать из настоящего. Вы избегаете проблемы, которые нависли над вами сейчас, не понимая, что они никуда не денутся и будут о себе напоминать каждый раз, когда вы будете возвращаться в настоящее.

Не будьте счастливыми в прошлом. Пусть прошедшая жизнь будет показателем того, что вы можете чего-то достигать и решать вопросы. Пусть прошлое будет вашим стимулом для того, чтобы не опускать руки в настоящем, пока вы решаете возникшие проблемы. И как только вы научитесь справляться с теперешними неурядицами, не избегая их, вы станете более уверенными в себе, перестанете опускать руки перед каждой неудачей и поймете, что живете счастливой жизнью.

Прошлая жизнь – показатель того, что вы можете быть счастливыми. Но ведь и тогда, в прошлом, вам приходилось преодолеть некие трудности, чтобы достичь успеха. Это дает понимание того, что вам и сейчас нужно продолжать жить настоящим, преодолевать препятствия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в настоящее и снова поверить в себя, что вы можете всего достичь и со всем справиться.

Итог

Каждое направление в психологии предназначено сделать жизнь любого человека счастливым. Это возможно, если предпринимать те шаги и следовать рекомендациям, которые даются психологами. Итог может быть выше всех ожиданий, которые изначально были у человека.

Легко говорить о том, что гештальт-терапия не помогает. Однако пока человек не попробует, он не поймет, что станет ему полезным, а что не окажет никакого эффекта. Если есть внутреннее желание достичь счастья, а также разобраться со многими внутренними проблемами, тогда пора что-то делать. В данном случае прогноз будет более благоприятным, нежели при ничегонеделании.

Однако не у всех посетителей Исалена было мистическое отношение к жизни. Таким явным исключением был Фриц Перлз, знаменитый основатель гештальт-терапии, быть может, наиболее влиятельная личность в Исалене тех времен. Перлз жил в двухкомнатном каменном доме, построенном на территории института специально для него. Он скептически относился к «темному» мистическому аспекту личностного развития и пытался внедрить собственный, гораздо более острый и порой жестокий терапевтический метод.

Хотя гештальт-терапия была основана самим Перлзом, гештальт-психология появилась гораздо раньше: она опиралась на работу Макса Вертгеймера, опубликованную в 1912 г.

Немецкое слово гештальт обозначает структуру, сопряжение частей, создающих целое. В основании гештальтпсихологии лежит принцип, утверждающий, что анализ частей не приводит к понимаю целого. Части не имеют собственного значения. Опираясь на новаторские работы Вертгеймера, а также Вольфганга Келера и Курта Коффки, Перлз заметил, что гештальт-теория применима к личности и ее фундаментальным потребностям:

«Все органы, ощущения, движения, мысли подчинены возникающей потребности и мгновенно выходят из-под контроля, изменяют способ функционирования и отходят на задний план, как только эта потребность удовлетворена... Все части организма приходят в соответствие с новой конфигурацией» .

Перлз, родившийся в 1893 г. в Берлине, в детстве и в школьные годы боролся с тяжелыми условиями жизни, но все же продолжал образование и стал доктором психиатрии. Позже он переселился в Вену, где встретился с Вильгельмом Райхом. В Германию Перлз вернулся в 1936 г., чтобы выступить с рефератом на Психоаналитическом конгрессе, в котором принимал участие сам основатель движения Зигмунд Фрейд.

Несмотря на влияние идей Фрейда, Перлз с самого начала своей профессиональной карьеры пришел к убеждению, что попытка Фрейда свести к сексу и агрессии динамизм человеческого существования нуждается в пересмотре. Перлз отбросил идею строгой классификации инстинктов и анализа прошлого пациентов. Вместо этого он предпочел сосредоточиться на том, кем является пациент здесь и теперь. Чтобы человек мог обрести целостность, то есть достичь равновесия, он должен научиться распознавать телесные потребности и импульсы, вместо того, чтобы маскировать их. В действительности жизнь является серией постоянно следующих одна за другой конфигураций, цепью различных потребностей, требующих своего удовлетворения. Перлз разработал гештальт-терапию, чтобы люди научились распознавать свои проекции и маски как реальные чувства, благодаря чему они могли бы реализовать себя.

После разрыва с психоаналитическим движением Фриц Перлз в 1946 г. иммигрировал в США и в 1952 г. основал в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. В 1959 г. он переехал в Калифорнию.

Его друг, психолог Вильсон Ван Дусен, объясняет, насколько революционными были в то время взгляды Перлза:

«Наш подход к анализу и терапии был ретроспективным, очень ретроспективным. Мы не представляли себе, что можно понять пациента без подробного изучения его личной истории. То, что можно просто войти в комнату и очень точно описать поведение находящихся там людей, было для нас совершенно неслыханным. Именно тогда я понял, что Фриц - великий человек. Он отличался исключительной способностью к наблюдению...»

На Перлза сильное влияние оказала идея Райха, согласно которой тело является индикатором внутренних психических процессов. Конкретная личность здесь и теперь полностью раскрывает себя своим способом существования и манерой поведения, поэтому нет необходимости в проведении анализа. «Ничто никогда не бывает полностью вытесненным, - утверждал Перлз. - Все важнейшие гештальты проявляются, выходят на поверхность. Это так же очевидно, как и то, что король голый.. .»

Как терапевт Перлз часто действовал чрезвычайно жестко и прямолинейно, сквозь деликатность социальных взаимоотношений «продираясь» к личности, прячущейся в собственных фантазиях. В Исалене он демонстрировал гештальт-терапию в присутствии более ста человек. Сидя на подиуме, он приглашал слушателей принять участие в разыгрывании ролей. Позади себя он ставил два стула. На одном из них, называемом «горячим местом», сидел участник и вел диалог с Перлзом. Второй стул должен был помочь этому же участнику во время самоанализа изменяться и исполнять различные роли. В процессе этих занятий добровольцы часто открывали свои слабости и свою ограниченность, но, в конечном счете, это была для них хорошая наука.

Перлз сторонился представителей «разбитого поколения», которые приезжали в Исален только для того, чтобы получить «просветление». Его диалоги с такими людьми всегда были резкими и откровенными. Для одних его слова были пугающим откровением, для других - глубочайшим потрясением.

Издатель трудов Фрица Перлза Артур Кеппес вспоминает:

«Думаю, что наиболее ценным качеством Перлза было умение ужасаться, когда он видел, как человек делает из себя посмешище. Когда человек поймет, насколько он смешон, он может раскрыться для самого себя, и тогда он перестает быть смешным, становясь более свободным. Именно эта тайна скрывается за «горячим местом» Фрица. Он показывал людям, каких шутов они из себя делают...» 56

Перлз, как и экзистенциалисты, был глубоко убежден, что каждый человек живет в собственном мире и должен принять ответственность за свое поведение и свое развитие. Знаменитая «молитва гештальт-терапии», которую в те времена часто писали на плакатах, звучит так:

Я делаю свое, а ты свое.

Я в этом мире не для того, чтобы исполнить твои ожидания,

А ты в этом мире не для того, чтобы исполнить мои.

Ты - это ты, а я - это я.

Если случайно нам доведется встретиться - отлично,

А если нет, то ничего не попишешь. 57

Для Перлза решающими факторами в гештальт-терапии были самосознание и искренность: сознавание того, что переживаешь и как переживаешь свое существование теперь. Перлз призывал людей обращать особое внимание на то, как они саботируют собственные попытки удержать непрерывное сознание, поскольку именно так они привыкают к невозможности установить полный контакт с миром и собственным опытом.

Метод, сочетающий в себе диалог и самопознание, Перлз распространил и на работу со сновидениями, которой придавал очень большое значение. В сновидениях содержатся послания о нереализованных возможностях, которые люди «тянут» за собой всю жизнь. В «Gestalt Therapy Verbatim» он писал:

«В гештальт-терапии мы не интерпретируем сны. Мы делаем с ними нечто более интересное. Вместо того, чтобы анализировать и тем более разделять сновидение на части, мы стараемся его вновь оживить. Для этого необходимо пережить его так, как будто это происходит сейчас. Вместо того, чтобы рассказывать сон как историю из прошлого, разыграй его сейчас так, чтобы он стал частью тебя, чтобы ты вновь стал его участником» 58

  • 56 Цит. no: М. Shepard. Fritz. - С. 214.
  • 57 F. S. Peris. Gestalt Therapy Verbatim // The Real People Press, 1969. - C. 4.
  • 58 Там же, с 68

Перлз предлагал записывать содержание снов со всеми возможными подробностями. В этом случае может произойти диалог, или встреча различных частей и персонажей сновидения. Работа в этом направлении может привести к более полной интеграции. Перлз определял сновидение как «удобный случай обнаружить изъяны в личности... если понимаешь, насколько важно каждое мгновение отождествления с любой частью сновидения, каждое мгновение изменения каждого того на я, - тогда возрастают твоя жизненная энергия и твой потенциал».

Хотя Перлз сотрудничал со многими знаменитостями: с Бернардом Гюнтером, который руководил курсом массажа и развития ощущений, с Чи Фу Фэном, обучавшим искусству тай цзи, и Джорджем Леонардом, который вел семинары о глобальных межрасовых вопросах, - через несколько лет он стал главной фигурой в Исалене.

Однако в конце шестидесятых годов у Перлза появился серьезный соперник, который начал обращать на себя все большее внимание. Им был Вильям Шутц.

Шутц занимался социальной психологией. Звание доктора он получил в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе в 1951 году. Позднее работал в Чикагском университете, в Гарварде и Беркли. Так же, как и Перлз, он говорил об освобождении людей от социальных условностей и фальшивых представлений о себе. Однако если Перлз опирался главным образом на сосредоточенное самонаблюдение и непосредственный диалог с клиентом, то Шутц использовал метод, называемый открытой встречей, и развивал его на основе подхода, ранее предложенного Карлом Роджерсом и другими американскими социологами.

Концепция современной групповой терапии развилась главным образом из программы тренинга для руководителей различных коллективов, созданного в Коннектикуте в 1946 г. Отличительным признаком этой программы были регулярные столкновения между руководителем группы и ее участниками. Задача состояла в том, чтобы посредством такого напряжения опыт всех участников приобрел гораздо большую интенсивность. В 1947 г. руководители групп из Коннектикута помогли основать Национальную Лабораторию Тренинга (НТЛ), которая должна была помочь государственным чиновникам и бизнесменам в оценке способностей персонала. В целом НЛТ создала систему, которая, благодаря тренинговым группам, или Т-группам, гарантировала непосредственное личное напряжение с обратной связью. Когда, в 1967 г. Шутц прибыл в Исален, он уже был хорошо знаком с групповой терапией и Т-группами.

Группы встречи обычно состоят из десяти-пятнадцати участников, которые сидят на полу, образуя круг. Как правило, никто конкретно не выполняет функции ведущего. Такая встреча может продолжаться несколько часов или тянуться несколько дней и даже недель.

Участники группы встречи пытаются «прочувствовать» друг друга и обрести себя в настоящем общении, переживая истинные чувства и взаимно помогая друг другу. Такая терапия, несомненно, зависит от установления искренних отношений между участниками группы и от возможности выражать свои чувства словами и поведением

По методу Карла Роджерса, участники группы встречи вначале взаимодействуют произвольно, ожидая указаний, как им следует действовать. Когда группа начинает понимать, что сама должна определить направление своих действий, часто появляется чувство фрустрации. Как правило, участники не хотят раскрываться, однако неловкость исчезает, как только они начинают обговаривать события и ситуации, связанные с прошлым

Роджерс открыл, что обычно начало разговора имеет негативный характер («Мне кажется, что это неинтересно...», «Меня раздражает, как ты говоришь...», «Ты очень поверхностен...»), но все это происходит потому, что глубокие позитивные чувства выразить труднее, чем негативные мнения. Однако если группа прошла через эту стадию и не распалась, ее участники начинают обсуждать проблемы, в которых они лично заинтересованы, и тогда возникает взаимное доверие. Когда на поверхность всплывают глубоко личные и важные воспоминания, члены группы начинают реагировать, стараясь помочь тем, у кого есть глубинные внутренние проблемы.

Именно такую ориентацию Шутц привнес в Исален. Как сторонник идеи Роджерса, он особо стремился к тому, чтобы во время групповой терапии человек ощущал внутренний комфорт. Вскоре по прибытии в Исален Шутц опубликовал очень интересную книгу под названием «Joy: Expending Human Awareness» («Радость как расширение человеческого осознания). В ней он показал, что достижение радости является сущностью его подхода: «Радость - это чувство, которое возникает в результате реализации собственного потенциала.

Реализация дает человеку ощущение, что ему удастся совладать с окружающим его миром, придает уверенности в собственной значимости, компетентности, обаянии, в умении справиться с любой ситуацией, в способности к максимальной реализации своих возможностей и свободному проявлению своих чувств»

Поначалу Перлзу нравилось присутствие Шутца в Исалене. Шутц производил впечатление человека, имеющего солидное академическое образование; он не был витающим в облаках мистиком, как многие гости института. Быть может, Перлз надеялся, что со временем Шутц переключится на гештальт-терапию. Однако вскоре стало ясно, что тот решил остаться самим собой и завоевать собственную аудиторию. Его книга принесла широкую известность Исалену, а когда в 1967 г. журнал «Time» опубликовал благожелательную статью об институте, в ней даже не упоминалось ни о Перлзе, ни о гештальт-терапии. Нет ничего удивительного, что это стало холодным душем для Перлза. Уязвленный гештальт-терапевт теперь определял сессии открытой встречи как бессмысленное развлечение, как, быть может, интересную, но не стоящую серьезного обсуждения игру. Нарастало чувство досады.

Однако Шутц, несмотря на критику, исходящую не только от Перлза, продолжал вести свои семинары, которые приобретали все большую популярность. Некоторые склонные к традиционному подходу психотерапевты из других регионов страны считали, что неразумно поощрять участие в этих семинарах, поскольку такая практика не обоснована: ведущий психотерапевт не несет ответственности за то, что может случиться с их участниками позднее. На это Шутц отвечал: «Человек вправе выбирать, за что он готов нести ответственность, и это так же справедливо по отношению к клиентам, которые хотят участвовать в групповой терапии». Открытая встреча, безусловно, несет в себе элемент риска, поскольку всегда существует возможность проявления болезненных или негативных содержаний. Но Шутц указал также на то, что Исален рассчитан в основном на здоровых людей. Главной целью его деятельности является помощь вполне уравновешенным людям в их самореализации, а не опека над душевнобольными. В конечном счете, утверждал Шутц, каждый, кто прибывает в Исален, должен взять на себя ответственность за свой собственный опыт.

Каждый сам должен ответить на вызов, каким является трансформация личности.

Во второй половине шестидесятых резко расширилась тематика исаленских семинаров - от 20 альтернативных программ в 1965 г. до почти 120 в 1968. Однако это расширение активности не обошлось без жертв, причем причиной некоторых проблем стали случайные эксперименты с наркотиками, вызывающими измененные состояния сознания.

В первые годы существования Исалена отношение к психоделическим средствам было сравнительно открытым. В 1962 г. Алан Уоттс в своей публикации «The Joyous Cosmology» описал свои эстетические и мистические переживания, вызванные псилоцибином и ЛСД, а Олдос Хаксли, который, как и Уоттс, был одним из первых гостей Виг Сур, описал в книге «Двери восприятия» свои удивительные переживания, связанные с употреблением мескалина. В начале шестидесятых годов Майкл Мэрфи сам экспериментировал с пейотлем в Большом Доме в Исалене. Приблизительно тогда же Карлос Кастанеда во время своего знаменитого визита в Исален объяснял шаманский способ использования психоделических средств.

Однако в Исалене не поддерживали психоделических исследований per se .

Время от времени проходили семинары на тему связи между наркотиками и мистическими или религиозными переживаниями, однако они были задуманы как теоретические семинары, а не как практикумы. Причем в информационном бюллетене Исалена следовало указать, что во время этих занятий не будут использоваться наркотики.

Несмотря на это, первая смерть в Исалене была связана с наркотиками. Луис Делатре была участницей первой стационарной программы в Исалене, а потом начала работать в отделении Исалена в Сан-Франциско. Как и множество других людей, вовлеченных в движение личностного развития, она экспериментировала с ЛСД, однако, кроме этого, хотела изучить результаты действия так называемого наркотика любви МДА - амфетамина, который расширяет восприятие и будто бы вызывает состояние эмоциональной раскрепощенности. Делатре удалось достать немного МДА и она приняла его вместе с тремя своими подругами. Вскоре она замкнулась в себе и легла на кровать. Некоторое время казалось, что она глубоко дышит, как бы находясь в трансе, однако позднее подруги обнаружили ее мертвой.

Смерть Делатре вызвала в Исалене панику. Хотя этот случай и не был непосредственно связан с программой института, он выявил то, что до сих пор никто серьезно не учитывал: поиск новых состояний сознания может привести к гибели.

Следующие смерти в Исалене не были связаны с наркотиками, но они сильно повлияли на атмосферу в коллективе. Марша Прайс принимала участие в практических занятиях по гештальт- терапии, проводимых Фрицем Перлзом, и была сотрудницей одного из отделений Исалена. Она находилась в сексуальной связи с Перлзом, который имел заслуженную репутацию ловеласа. Известие о том, что Марша Прайс застрелилась, потрясло участников стационарной программы Исалена и отрезвляюще подействовало на всех, кто ее знал. Позднее стало известно, что во время занятий по гештальт-терапии она грозила самоубийством, а Фриц Перлз высмеял ее.

Потом случилось еще одно несчастье: в начале 1969 г. молодая женщина Юдит Голд утопилась в одном из родников Исалена. Голд также пережила травматическую встречу с Перлзом, тоже грозила самоубийством, сидя на «горячем месте» и тоже была безжалостно высмеяна.

Эти трагические случаи не вызвали у Перлза ни особого сочувствия, ни желания смягчить ситуацию. Он утверждал, что к потенциальным самоубийцам следует относиться как и ко всем другим. Если грозишь, что покончишь с собой, Перлз скажет тебе: не думай об этом, а сделай. Разумеется, после этих несчастных случаев атмосфера в Исалене радикально изменилась, а союз Перлза с Майклом Мэрфи начал распадаться. К тому же, Перлза все больше волновала эскалация насилия на улицах калифорнийских городов. Он считал, что политическое влияние Рональда Рейгана как губернатора Калифорнии и возвращение на политическую сцену Джорджа Уоллеса и Ричарда Никсона предвещает рост правых тенденций в политике Соединенных Штатов, что напоминало ему ситуацию в гитлеровской Германии. Под влиянием своих прогнозов и критики со стороны коллег, которые считали его потенциальным параноиком, в 1969 г. Перлз решил покинуть Исален и переселился в Канаду, где воспитал многих учеников. Около Кови- шан Лэйк на острове Ванкувер он приобрел здание мотеля и организовал Гештальт-институт Британской Колумбии. Однако Перлз не дождался его расцвета - он умер через шесть месяцев в марте 1970 г.

Драматические события, связанные с пребыванием Фрица Перлза в Исалене, были, несомненно, большим уроком для Движения за Развитие Человеческого Потенциала и ясно показали, что стремительное разрушение индивидуальных защитных механизмов в некоторых случаях может иметь трагические последствия.

Намного более оптимистический стиль групповой терапии Вильяма Шутца, казалось, больше соответствовал атмосфере Исале- на и, в сущности, пережил метод Фрица Перлза на несколько лет. Шутц проводил в институте занятия по групповой терапии до 1973 г. - до того момента, когда решил переехать на север в Сан- Франциско.

Сейчас Исален предлагает очень большой выбор программ. Люди приезжают сюда, чтобы учиться технике тай цзи, массажу, дзэну, шаманизму, даосизму, «творческой сексуальности» и развитию сознания тела методом Фельденкрайза или послушать лекции о новой физике, гнозисе, файдхорне и феминистических религиях. Программы разнообразны и постоянно меняются, однако теперь Исален стал менее экстравагантным, чем раньше. Теперешней публике гораздо ближе понятие «целостного здоровья личности», чем мистицизм и различные терапии души и тела.

Однако развитие такого холистического подхода требовало времени. В конце шестидесятых повсюду чувствовалось сильное влияние «психоделической эры», и именно это явилось причиной повышенного интереса к Движению за Развитие Человеческого Потенциала и исследованиям измененных состояний сознания.

  • F. S. Peris. In and Out of the Garbage Pail // The Real People Press, 1969. -C. 115.
  • Цит. no: М. Shepard. Fritz//Saturday Rev. Press, E. P. Dutton, 1975. - C 8-9.
  • F. S. Peris. In and Out of the Garbage Pail. - C 272.
  • W. Schutz. Joy Expending Human Awareness // Grove Press, 1967 - C 15