Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе тема: «правила хорошего тона за столом (или учим буратино основам столового этикета). Алексей толстой - золотой ключик, или приключения буратино

Ольга Волова

В нашем детском саду прошла неделя театра . Итог в подготовительной группе - показ спектакля для школьников первого класса.

" Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино "

Цель : приобщение детей к культуре театрального искусства , активизировать творческую активность детей, воспитывать уверенность в себе.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи :

1. Образовательные.

Продолжать формировать представление о назначении театра , его видах, специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (артист, гримёр, костюмер, суфлер, гардеробщик, о внутренних помещениях театра (гардероб, зрительный зал, сцена, гримерная, буфет и др.)

2. Развивающие.

Развивать устойчивый интерес к театральному искусству .

Развивать фантазию, творческие способности, индивидуальность каждого ребёнка.

Расширять объем словаря, развитие диалогической речи, связной речи.

3. Воспитательные.

Воспитывать культуру поведения в театре .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую интуицию, умение общаться в коллективе сверстников.

Подготовительная работа .

Беседа о театре , рассматривание иллюстраций театров , театральных профессий .

Чтение художественной литературы : рассказ «О театре » Д. Эдвардса, просмотр презентации «Правила поведения в театре » .

Подготовка вместе с детьми мини-спектакля «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино » по сказке А . Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино "

Настроить детей на выступление перед детьми первого класса.

Привлечь к организационной работе родителей, с их помощью изготовить костюмы и декорации и необходимые атрибуты.

Изготовление с детьми афиши и пригласительных билетов.

Подготовить музыкальное сопровождение сказки .

Оборудование :

Вешало для гардероба, театральная касса , музыкальный центр, кукольный дом, чулан, стол, кукольная посуда, костюмы.

Ход досуга

Приглашенные зрители сдают одежду в гардероб, получают номерок и проходят в «холл»

Воспитатель :. Здравствуйте гости. Ребята посмотрите, куда мы попали? Это волшебная страна – Театр , страна прекрасных превращений. Вы были в театре ? Давайте вспомним что мы знаем о театре .

Скажите пожалуйста, что висит на стене?

Дети : Это афиша!

Воспитатель : А для чего нужны афиши?

Дети : Афиши нужны для того, что бы люди могли прочесть и узнать о том, какой будет спектакль, какие актеры будут задействованы. В какое время состоится, во сколько и сколько стоит билет.

Воспитатель : Давайте рассмотрим нашу афишу, кто же здесь будет выступать?

Дети : Это герои из сказки «Буратино » .

Воспитатель : В театр можно просто так зайти?

Дети : Нет. Нужен билет.

Воспитатель : А где можно приобрести билет?

Дети : В театральных кассах .

Воспитатель : А еще бывают пригласительные билеты. За них не нужно платить. Такие билеты дарятся близким и знакомым.

Воспитатель : Теперь вы зрители проходите, и занимайте свои места.

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются по местам.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами как нужно вести себя в театре . (диалог воспитателя с детьми)

Воспитатель : Отлично! Теперь наши артисты готовы выступать, но что бы показать представление, нужен главный человек. Кто у нас в группе главный ?

Дети : Воспитатель!

Воспитатель : А в театре самый главный – режиссер.

Давайте сегодня режиссером будет Ольга Николаевна, а суфлером – Светлана Владимировна

Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино .

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. (чтец 1)


(бабочки летают)

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца. (чтец 2)

Ожидая Буратино , она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек : (чтец 1)

– Да ну вас, в самом деле… (Мальвина)

(бабочки сели, появился Буратино )


Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. (чтец 2)

Буратино сел за стол , подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. (чтец 1)

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. (чтец 2)

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. (чтец 1)

Поперхнулся, пролил какао на скатерть. (чтец 2)

Тогда девочка сказала ему строго : (чтец 1) – Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. (Мальвина) – От возмущения она хлопала ресницами. (чтец 1) – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? (Мальвина)


– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. (Буратино )

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Маливина)

«Вот так влип!» (Буратино ) – подумал Буратино . (чтец 2)

(бабочки летают)

На траве вокруг дома носился за маленькими красивыми бабочками пудель Артемон. (чтец 2)


Когда она садились на цветы, Артемон радостно подпрыгивал и весело лаял (чтец 1)

«Здорово бабочек гоняет» , (Буратино ) – с завистью подумал Буратино . (чтец 2)

(бабочки сели)

От приличного сидения за столом, у него по всему телу ползли мурашки. (чтец 1)

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и , повела в дом – заниматься воспитанием. (чтец 2)


Огибают дом, тем временем убрать сервировку и положить школьные принадлежности

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; бабочки, нисколько не боясь его, весело летали; ветерок весело летал над деревьями. (чтец 1)

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, (Мальвина) сказала девочка и взяла кусочек мела. (чтец 1) – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока… (Мальвина)

Буратино хитро подмигнул : (чтец 2)

– Врёте, ни одного… (Буратино )

– Я говорю, – терпеливо повторила девочка (чтец 1) – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (Мальвина)

– Два. (Буратино )

– Подумайте хорошенько. (Мальвина)

Буратино сморщился – так здорово подумал. (чтец 2)

– Два… (Буратино )


– Почему? (Мальвина)

– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! (Буратино )

– У вас нет никаких способностей к математике, (Мальвина) – с огорчением сказала девочка . (чтец 1) – Займёмся диктантом. (Мальвина) – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. (чтец 2) Пишите : «А роза упала на лапу Азора» . Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Мальвина)

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. (чтец 1)

Девочка сказала : «Пишите» , – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. (чтец 2)


Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы. (чтец 2)

– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! (Мальвина)

Она высунулась в окошко. (чтец 2)


– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан ! (Мальвина)

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и , пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками. (чтец 1)


Убрать канцелярию и постелить скатерть

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца. (чтец 2)

Буратино ворчал в тёмном чулане : (чтец 1)


– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое… (Буратино )

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами : (чтец 2)

– Слушай, слушай…

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь. (УЛЯ)

– Тебе чего? (Буратино )

– Дождись ночи, Буратино . (Воспитатель)

– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек… (Воспитатель)

Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость. (чтец 1)


– Разве так воспитывают детей?. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего (Буратино )

Летучая мышь опять пискнула : (чтец 2)

– Дождись ночи, Буратино , я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (Воспитатель)

(бабочки полетели и все вышли на поклон)


Зрители аплодируют, артисты уходят.

Закончили театрализованную деятельность беседой со зрителями о спектакле. Кто и что им больше всего понравилось? Хотели бы они еще побывать у нас в театре ?

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!"- подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет",- с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки,- сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки. Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врёте, ни одного...

Я говорю,- терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

ГУО « Средняя школа № 26 г.Гродно»

Занятие по культуре питания в 1 классе

«Приглашение к столу»

Учитель начальных классов

Кулакова Наталья Ивановна

2012/2013 уч.г.

Классный час в 1 классе

Тема: Приглашение к столу

ЦЕЛЬ:

    п ознакомить детей с правилами сервировки стола и поведения за столом

    п ривить полезные умения и навыки, закрепляющие важные человеческие качества

    (аккуратность, умение держаться за столом)

    содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата

    в оспитывать культуру застольного этикета и общения с людьми

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Скатерть для сервировки

    Посуда, салфетки, приборы для сервировки

    Иллюстрации поведения за столом

    Правила поведения перед едой, во время еды, после еды



ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Друзья, я очень рада

Приветствовать всех вас.

И для меня награда –

Сиянье ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Успех придет к вам, без сомненья,

Вперед, за дело, любознательный народ!

    Введение в тему

Ученик:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Учитель: слайд 2

Тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ложек, ни ножей. Воины, возвратившиеся из похода, кинжалами и охотничьими ножами отрезали мясо от туши. Громко чавкая, сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.

Ученик (читает стихотворение Б. Кожевникова «Медвежонок»)

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, –

Только очень, очень вкусно.

Вот попробую немножко.

А потом пойду за ложкой.

Вам понравилось стихотворение?

Что вызвало смех?

Чего не знал косолапый?

Как вы думаете, о чем хотел сказать автор стихотворения?

Учитель: слайд 3

Ребята, а вы знаете, что уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

слайд 4

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

    Сообщение темы занятия

Вам, наверное, нередко приходится слышать замечания взрослых: «Убери локти со стола!», «Не разговаривай с полным ртом». Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам. Не все ли равно, как человек ест? Или это имеет значение, как вы считаете?

Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.

А давайте, только на одну минутку заглянем в гости к сказочным героям сказки А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино. слайд 5

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

Как вы думаете, а какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

Все правила поведения за столом не выдуманы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами. Сегодня мы будем поговорить об основных правилах поведения за столом, чтобы вы не попадали в неудобное положение.

    Как правильно накрыть стол слайд 6

Знаете, у французов есть такая поговорка «Аппетит приходит во время еды». И действительно, чем красивее выглядит тарелка с едой, тем с большим аппетитом человек ест.

Но приятные вкусовые качества еды должны дополняться и красиво оформленным столом, это создаст хорошее настроение. Стол не следует сервировать задолго до начала еды: блюда теряют свой привлекательный ви остывают. Скажите, по каким случаям мы накрываем стол, сервируем его? (Каждый день, по праздникам.)

Да, есть сервировка стола повседневная. Это, когда мы накрываем стол на завтрак, обед, ужин и вечерний чай. А еще есть сервировка стола праздничная. Очень часто мы встречаем гостей и любим это делать.

Игра «Сервируем стол»

Накрываем стол скатертью.

Расставляем тарелки, раскладываем столовые приборы, раскладываем салфетки.

    Первое блюдо (подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).

    Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).

    Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).

Итак, стол накрыт! И сейчас мы постараемся раскрыть тайны культурного обращения с такими хорошо нам известными предметами.

слайд 7

    Вилка, ложка и нож – важные и незаменимые помощники человека во время еды. Они также могут являться украшением стола. (данную информацию дает учитель или подготовленные учащиеся)

Ученик 1.

Чтоб не стали твои пальцы

Сыра, колбасы хватальцы,

Вилка есть при каждом блюде.

И воспитанные люди

Вилкой всё себе берут

И назад её кладут.

Немного истории …

слайд 8

У вилки очень интересная история. Известно даже точное время и место ее рождения. 1072 год, Константинополь, императорский дворец. Первая вилка была сделана в единственном экземпляре из золота, ее ручку сделали из слоновой кости и украсили инкрустацией из перламутра. Эта вилка была изготовлена специально для вдовы императора Михаила Дуки – принцессы Марии Иверской. Она сама придумала и заказала этот столовый прибор, так как считала для себя унизительным есть руками.

Через 100 лет вилка попала в Италию. Здесь ее изготовили уже в двух экземплярах – для Папы Римского и венецианского дожа. Она была сделана с двумя зубцами, но служила в основном как символ престижа, а не как столовый прибор. Так как общепринято было есть руками или ложкой.

Лишь в конце 14 века короли Франции начали регулярно использовать вилку в качестве столового прибора. Церковь настойчиво выступала против использования вилки, считая ее символом развращения и распущенности. Ее использование считали безбожным делом и связью с дьяволом.

Слайд 9 - 10

    Обычно блюда едят с помощью ложки, вилки и ножа. Ложку держат всегда в правой руке, нож тоже, а вот вилку в левой. Ложку, вилку и нож после еды следует оставлять в тарелке или положить на специальную подставку Во время еды нужно стараться, чтобы руки были прижаты к телу, а кисти рук свободно двигались.

    Ученик 2.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берёшь,

Вилку в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Ученик 3.

Есть с ножа – невежество,

Кто ест с ножа – обрежется!

Ученик 4.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай,

Чтобы гости не смотрели

На тебя насмешливо.

Ученик 5.

Не вытирай свой рот рукой –

Салфетка есть перед тобой.

слайд 11

    Салфетка служит для предохранения одежды от загрязнения, для вытирания губ и пальцев. Салфетки кладут слева от вилок. Салфетку можно положить между ножом и вилкой. Можно положить на месте тарелки или поверх нее, в зависимости от того, как она сложена.

- Ну вот, стол уже накрыт. Как пользоваться столовыми приборами мы знаем, наверное, можно и за стол садиться? Почему нет? (нужно помыть руки)

А зачем нужно мыть руки перед едой?

Мультфильм «Смешарики. Чистые руки»

слайд 12-13

    Как правильно сидеть за столом

Стол накрыли, руки помыли. Можно приступать к еде. Скажите, ребята, а как нужно сидеть за столом? Помогите мне, расскажите, какие правила соблюдают воспитанные люди за столом.

Ученик 6.

Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся –

Это не качели.

Ученик 7.

Не вертись, спокойно кушай

И не чавкай, словно хрюша.

Ученик 8.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи.

Слайд 14

Итак, мы запомнили, что…

    Садиться на стул нужно не на краешек, а полностью, чтобы чувствовать спинку стула. Сев на стул, его нужно придвинуть к столу, но не близко. Сидеть нужно прямо, но свободно.

2. Не болтать ногами, не жестикулировать, не разговаривать во время еды. Если локти лежат на столе, они занимают место, предназначенное для тарелок

Конечно, ребята, очень важно то, как выглядит стол во время приема пищи, внешний вид блюда и самого человека, но самое важное – как человек умеет есть. Люди, которые едят неаккуратно, некрасиво, портят другим аппетит. С ними неприятно общаться, их никто не захочет пригласить на праздничный ужин или даже просто составить компанию за обедом в столовой.

Игра « Заморочки из бочки » слайд 15

Дети достают вопрос из конверта и отвечают на него.

    Как поступить, если супа в тарелке осталось совсем мало? ( В гостях суп оставляют недоеденным. Дома можно наклонить тарелку от себя, но осторожно, чтобы не пролить суп на скатерть).

    Как поступить, если тебе нужно что-нибудь достать с другого края стола? ( Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)

    Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой? (Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)

    Как нужно обращаться с хлебом? ( Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нужно доедать кусочек до конца)

    Что нужно сделать после того, как вы закончили кушать? (Следует поблагодарить хозяйку, если вы в гостях, а дома – маму)

    Закреплени е

« Хорошо или плохо» ( работа в группах)

Дети получают картинку с ситуацией, обсудив в группах, объясняют, правильно ли ведут себя герои и какое правило поведения за столом они нарушили.

Игра-тест « Выбери правильный ответ»

Слайды 16-56

    Итог занятия. Рефлексия

Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

Какие правила поведения за столом вы запомнили?

Давайте посмотрим на доску и найдем рисунки, на которых зверята соблюдают правила поведения за столом.

На каких картинках зверята нарушают правила? Поясните, что звери делают не так?

А сейчас, прошу вас показать на светофорчике, как вы усвоили правила, о которых мы говорили сегодня. Кто хорошо усвоил правила поведения за столом, зажгите зеленый сигнал, а тот, кто сомневается в своем поведении за столом – желтый.

Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого захочется пригласить еще раз.

Литература и интернет-источники

1. Васильева-Гангнус Л. “Азбука вежливости”.

2. Дунцова К.Т., Станкович Г.П. “Этикет за столом”.

3. Козлова Т.А. Разработки занятий по этическому воспитанию учащихся. 2 класс. – Мозырь: ООО ИД « Белый ветер», 2008

4. Чичёв Юрий «Что такое этикет, стихи для детей»

5. Шалаева Г., Журавлева О., Сазонова О. «Правила поведения для воспитанных детей»

6. Как правильно есть некоторые продукты

7. Правила поведения за столом для школьников

8 . Этикет и общество “Энциклопедия этикета”.

9. Иллюстрации из книги Г. Шалаевой, О. Журавлевой, О. Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей»

10. В материале использованы слайды игры- теста «Культура поведения за столом» , автор А.

11 . мультф ильм «Смешарики. Чистые руки»

12. Картинки «Этикет за столом» (для оформления доски) : Портал Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ

КОНСПЕКТ

Игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Тема: «Правила хорошего тона за столом (или учим Буратино основам столового этикета)»

Воспитатель: Пасынкова Н.П.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с основами столового этикета сформировать у детей навыки правильного поведения за столом; развивать умение сервировать стол, закрепить умение объединять предметы по общим признакам.Развивать мышление, речевую активность, воспитывать желание работать в коллективе, чуткость и сострадание к персонажу сказки

Материалы:

Демонстрационный: письмо от Буратино, картинки с изображением посуды, картинки « Правила поведения за столом», мешочек для игры, скатерть, цветы в вазе, хлебница, бумажные салфетки в салфетнице, мяч

Видеоматериал - « Мультэкзамен» (фрагменты мультфильмов), видеозапись « Письмо от Буратино в группе « Ягодки»».

Раздаточный: посуда для сервировки стола: глубокие и мелкие тарелки, столовые ложки, вилки, ножи, чайные ложки, чайные чашки, блюдце, тканевые салфетки

Оборудование: интерактивная доска, мольберт, ноутбук

Предварительная работа:

(записывается на видео)

Утро: Дети в группе самостоятельно играют по интересам. Вдруг им в группу приносят письмо. Воспитатель приглашает детей подойти к нему, читает письмо.

« Письмо от Буратино»

«Здравствуйте ребята из группы « Ягодки»! Помогите мне, пожалуйста! Мне очень нужна Ваша помощь, обо всем расскажу позже. Жду Вас у себя дома ».

Буратино

Ну, что ребята поможем Буратино. Тогда давайте собираться и пойдем в гости к Буратино.

Ход игровой деятельности

(занятие проходит в музыкальном зале)

На интерактивной доске показывается видео чтения письма от Буратино. Буратино находится в зале очень грустный, ждет прихода детей. Дети заходят в музыкальный зал.

Ребята, посмотрите сколько гостей нас ждет здесь, давайте поздороваемся с ними.
(дети здороваются с гостями и Буратино)

Здравствуй, Буратино! Почему ты такой грустный? Расскажи, что у тебя случилось?

Буратино: Меня пригласила в гости самая красивая девочка с голубыми волосами, а я все испортил... И, было это так.

(На экране проектора, появляется иллюстрация Буратино за столом у Мальвины, читается отрывок из сказки)

«Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за малень-ким столом, накрытым кукольной посудой. Она оглядела мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в кро-шечную чашку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть».

Теперь, понятно, почему наш Буратино такой грустный.

Игра «Назови ошибки Буратино» (с мячом)

Ребята, вспомните сюжет сказки и опишите, какие ошибки совершил Буратино, сидя за столом

(Кому мячик я бросаю, тот ошибку Буратино громко называет)

- Сидя за столом, нельзя класть ногу под себя

- Пищу нужно тщательно пережевывать

- Пирожные нужно было откусывать маленькими кусочками

-Пальцами есть варенье нельзя

- Обсасывать и облизывать пальцы нельзя, даже если блюдо было очень вкусным

- Пить из кофейника нельзя, для этого, есть кофейные чашки

- Нужно аккуратно пить, не проливая содержимое на скатерть

- Буратино, ты понял, какие ты ошибки допустил, находясь в гостях у Мальвины

Буратино: Да, ребята понял. Хочу научиться правильно вести себя за столом, красиво накрывать на стол и пригласить девочку с голубыми волосами в гости на « праздничный обед». Помогите, мне пожалуйста, научите меня.

Ну, что ребята научим Буратино? (Выслушиваются ответы детей)

Сейчас мы поговорим о столовом этикете

Скажите пожалуйста, ребята, а что такое столовый этикет (ответы детей)

Столовый этикет - это правила поведения за столом и правила использование столовых приборов.

Поэтому начнем мы с вами с того, какой посудой мы пользуемся

Игра « Какая бывает посуда» (по подгруппам)

Посуда у нас различается по назначению.

Задание : На столах у вас разложены картинки, на которых изображена посуда, вам необходимо убрать лишнюю картинку, а все остальные разместить на мольберте и сказать, как называется ваша посуда (одним словом)

1 стол (столовая посуда): тарелки (глубокая и мелкая), салатница, супница, сковорода

2 стол (кухонная посуда): сковорода, кастрюля, скалка, чугунок, поварешка, блюдце

3стол (чайная посуда): заварник, кофейник, блюдце, чашка, чайный сервиз, тарелка

Но одной посуды недостаточно. Для сервировки стола, нам не хватает столовых приборов (4 мольберт с изображением ложек, вилок, ножей)

Теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни — разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

(руки вытягивают вперед.)

Сейчас мы с вами будем учить Буратино сервировать стол:

Ребята! А что вы знаете о сервировке стола?

  1. Накрываем стол скатертью.
  2. Расставляем тарелки.
  3. Раскладываем столовые приборы.
  4. Раскладываем салфетки.

Игра « Учим Буратино сервировать стол к обеду »

(на столедля сервировки стоят тарелки, лежат столовые приборы, ваза с искусственными цветочками, хлебница, салфетки бумажные и полотняные)

Я предлагаю разделиться на две команды и накрыть 2 стола.

Какой красивый стол у нас получились. Постарайтесь сами выглядеть хорошо за таким столом А, чтобы мы с вами сами выглядели хорошо за таким столом, я предлагаю вспомнить правила поведения за столом. Давайте сядем в круг на коврике и поиграем в игру.

Игра « Чудесный мешочек» (картинки « Правила поведения за столом )

(-Не клади локти на стол, это может помешать соседям справа и слева

Не играйте за столом, не катайте хлебные шарики и не чертите ножом по скатерти

Не подпирай ладонями подбородок или щеку. Такая поза говорит о неуважении к присутствующим

Сидя за столом, не раскачивайся на стуле

Главное предназначение тканевой салфетки защищать одежду. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками

Не лезь руками в тарелку. Для этого есть столовые приборы

За едой не читайте - это вредно и невежливо

Кладите в тарелку ровно столько, сколько сможете съесть. Не жадничайте!

Не тянитесь через весь стол, а вежливо попросите передать

Хлеб и булочки не едят с помощью ножа и вилки. От них откусывают. А не отламывают небольшие кусочки.

Не чавкайте, старайтесь есть беззвучно.

Не разговаривайте громко, тем более с набитым ртом, можно подавиться

Не дуйте на слишком горячее блюдо, подождите, пока остынет.

Когда пьете чай, не оставляйте чайную ложку в стакане, положите ложку на блюдце

Не облизывайте пальцы, даже если блюдо было вкусным

Закончив еду, ложку не облизывайте. Грязные нож и вилку на стол не кладут

Не направляй на соседа нож и вилку. Вы можете его поранить

Не облизывайте тарелку, каким бы вкусным не было блюдо, лучше попросите добавку

Не кладите ноги на стол, это очень грубо.

Не хватайтесь за столовые приборы раньше времени

Не используйте упавшие приборы, попросите их заменить

Не указывайте приборами на кого-то или что-то

Не выплевывайте еду в салфетку или руку. Если в рот попала маленькая косточка, её нельзя выплевывать, а надо губами выложит её на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить на край своей тарелки.

Нельзя чистить свои приборы салфеткой, попросите их заменить

Не ковыряйте ножом или вилкой в зубах. Это опасно, можно пораниться.

Не держите чашку чая или кофе двумя руками

Не играйте за столом

Подносите еду ко рту, а не рот к еде

Нельзя дуть на суп

Нельзя энергично мешать суп ложкой

Шумно втягивать суп в себя нельзя

Не вытирайте руки скатертью

Не вытягивайте ноги во всю длину под столом

Закончив есть, салфетку положите слева от себя, а столовые приборы на тарелку

Не забывайте говорить, вежливые слова)

Правило игры : Сейчас каждый из вас по очереди будет доставать по одной картинке из волшебного мешочка и проговаривать то, как правильно вести себя в такой ситуации. Игра проводится 2-3 раза (ориентироваться на время)

Ребята, в нашем волшебном мешочке осталось ещё много правил, которые Буратино необходимо выучит, чтоб быть культурным мальчиком. Мы этот волшебный мешочек подарим нашему другу Буратино.

Итог : Ребята вы очень много знаете правил поведения за столом. И Буратино у вас многому научился. И теперь ему не страшно приглашать к себе в гости Мальвину. Правда, Буратино?

Буратино: Да, я много узнал. Но Мальвина такая строгая.

Что-то он как то не уверенно отвечает

Давайте для Буратино устроим экзамен. Мы сейчас все вместе посмотрим отрывки из мультфильмов, где эти правила нарушались, а он нам о них расскажет. Но, если он растеряется или забудет, мы ему поможем. Поэтому будьте внимательными

Игра « Мультэкзамен»

(Показываются фрагменты из мультфильмов:

« Буратино»

эпизод « Карабас Барабас в таверне» -ест мясо и курицу руками и бросает кости в кувшин, а не ложит их на свою тарелку.

« Винни Пух в гостях у кролика»

эпизод «у кролика за столом» - Вини Пух облизывает ложку, ест лапами, пьет через край из тарелки, вылизывает тарелку, вытирает рот тканевой салфеткой

« Осторожно, обезьянки!»

Эпизод « Обезьянки обедают, чужой пикник»- еда естся неправильными приборами, руками и лапами, на еду набрасываются с волчьим аппетитом, жадничают

Надеюсь, что теперь уж Буратино точно усвоил все правила хорошего тона за столом

Буратино : Спасибо, ребята, я теперь могу и стол красиво накрыть и правильно вести себя за столом.

Мы очень за тебя рады, но нам пора прощаться. До свидания, Буратино

Урок 38.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет
воспитывать Буратино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песенок Винни­Пуха, чтение своих песенок.
2. Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.
– Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками.
Одного из них вы все знаете очень хорошо. Про него даже стихи сочинили.
Послушайте:
Только мальчик засел за варенье,
Только взялся за сладкий чаёк,
Про Азора тут стихотворенье
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на

© ООО «Баласс», 2012
1

развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Заставляют зубрить назубок!
Разве это дело, дело, дело –
Ничего не сметь без учёбы сделать?
Будто я не знаю лучше стих
Про четыре сольдо и пять золотых!
(Г. Полищук. «Мудренькая песенка Буратино».)
– Кто этот мальчик?
– А кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
– Откуда вы знаете эту книгу? Как с ней познакомились?
– Кто автор этой сказочной повести? (А.Н. Толстой.)
– Когда мы читали об авторском пересказе, то встретились там и с
фамилией этого автора, и с названием книги. Напомните содержание
текста.
Если дети затрудняются с ответом, то следует перечитать
предпоследнее предложение текста на с. 127.
– Какую сказку «пересказал» А.Н. Толстой?
– Можно ли сказать, что он её просто перевёл на русский язык? (Нет.)
– Из каких слов авторской статьи вы это поняли? («Просто другая книга».)
– Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?!
– Где же наши герои и чем они заняты, вы узнаете, прочитав текст на
с. 137.
Учитель читает текст на с. 137.
Вопросы после чтения:
– Почему Саше было грустно возвращаться домой?
– Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге
«Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино.)

© ООО «Баласс», 2012
2

II. Развитие
умений.
– Как Афанасий мог перепутать всё в сказке? Что это за отрывок из
сказки?
– Чем всё закончилось?
2 4 3 1 1 2 3
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название сказки.
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это
название всей сказки и название главы.)
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать?
– Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и
хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу
сказки.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести
диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте
учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем

© ООО «Баласс», 2012
3

накрытым кукольной посудой. Оглянула деревянного мальчишку с головы
до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы­
предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную
чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой
жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из­под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для
этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы­
предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино. (В. Почему с
завистью? О. Ответы­предположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(П. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за
столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.

© ООО «Баласс», 2012
4

5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом – заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся
Буратино.)
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, –
сказала девочка. (П. Вот почему поморщилась Мальвина.)
Четверо портных – мастер­одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых
девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил,
Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки,
Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё­
таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре
золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала
девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой... У вас в
кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.

© ООО «Баласс», 2012
5

– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала
девочка. – Займёмся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
– Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. (В.
Ответы­
предположения детей.)
Почему же эта фраза волшебная? О.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и
чернильницы. (Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо,
когда пишут.)
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос
и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если
уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой

© ООО «Баласс», 2012
6

фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто­то скрежетал мелкими
зубами:
– Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино. (В. Интересно, а что будет ночью?)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не
сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за
чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя
друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (П. Вот, оказывается, что
будет ночью.)
3. Работа с текстом после чтения.
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
4. Перечитывание текста частями с комментариями и анализом
прочитанного.

© ООО «Баласс», 2012
7

После чтения 1–2­го абзацев (с. 138).
– Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
– Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла.)
После чтения 1­го предложения 3­го абзаца.
– Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка на с. 139.
– Покажите, как сидел Буратино.
– Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
– Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение с. 140 до слов: «Теперь сядьте...»
– Кому завидовал Буратино?
– Почему завтрак был мучительный?
– Назовите друзей Мальвины. Какой она была? (Доброй, аккуратной.)
– Прочитаем отрывок, который можно назвать «Урок арифметики»,
по ролям. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению по ролям:
отметьте на полях карандашом буквой Б реплики Буратино, буквой М –
Мальвины, буквой А – слова автора.
Вопросы после чтения:
– Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал
дословно, как бы он поступил в жизни.)
Теперь читаем об уроке русского языка. Предварительная подготовка.
Чтение по ролям. Вопросы после чтения:
– В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?

© ООО «Баласс», 2012
8

– Почему у Буратино ничего опять не получилось? (Он «никогда даже не
видел перо и чернильницу».)
– А что подумала Мальвина? (Что он шалун.)
– Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
Чтение до конца:
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
Прочитаем его размышления выразительно (с. 142–143).
– Почему здесь много многоточий? Как надо читать? (Медленно, негромко,
ворчливо, возмущённо, обиженно.)
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
Каким должен быть настоящий воспитатель?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
– Хотелось бы вам сыграть в спектакле роль Буратино или роль Мальвины?
Почему?
– Получилась ли из Мальвины учительница?
– Чему она хотела научить Буратино?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

© ООО «Баласс», 2012
9

– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовиться к инсценированию сказки: девочки учат слова Мальвины,
мальчики – Буратино.
2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
1