Комплексная проверка. Для чего и как проводятся аудиторские проверки, или независимая оценка как фактор эффективности бизнеса Этапы аудиторской проверки

В чем заключается комплексная и целевая проверка в сфере безопасности труда?

Комплексные проверки:

Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения. Комплексные проверки проводятся по графику, утвержденному Председателем Правления - генеральным директором, а также вне графика, если в структурной единице произошел несчастный случай со смертельным исходом. Комиссию по комплексной проверке состояния охраны труда в структурной единице возглавляет заместитель генерального директора по охране труда.

При комплексной проверке рассматриваются следующие вопросы:

  • - функционирование Системы управления охраной труда;
  • - выполнение Комплексных мероприятий по достижению нормативов безопасности…, коллективного договора, мероприятий по результатам расследования несчастных случаев, ранее выданных предписаний и изданных приказов;
  • - проведение инструктажей по охране труда, их оформление, наличие и качество инструкций по охране труда, знание их специалистами и рабочими;
  • - проработка приказов, информационных материалов по авариям и несчастным случаям;
  • - своевременное проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда на допуск к самостоятельной работе.
  • - состояние охраны труда и пожарной безопасности;
  • - состояние и соответствие эксплуатируемого оборудования требованиям стандартов безопасности, правил и норм по охране труда;
  • - наличие проектов, паспортов, технических инструкций и другой документации и их соответствие нормативным актам по охране труда;
  • - работа аспирационных и вентиляционных установок, состояние воздушной среды на рабочих местах;
  • - состояние проходов, проездов, маршрутов для пешеходов;
  • - состояние блокировок и сигнализации;
  • - состояние эксплуатируемого оборудования;
  • - состояние оградительной техники;
  • - состояние газовых коммуникаций;
  • - состояние территории, зданий и сооружений;
  • - учет, хранение и использование вредных химических веществ, взрывоопасных материалов;
  • - наличие и содержание плана ликвидации аварий, знание его производственным персоналом;
  • - санитарно-бытовое обслуживание трудящихся;
  • - обеспеченность бытовыми помещениями, состояние этих помещений;
  • - обеспечение спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями;
  • - соблюдение питьевого режима;
  • - условия труда и меры их улучшению;
  • - состояние кабинетов охраны труда, наличие наглядной агитации;
  • - состояние основного технологического транспорта;
  • - соответствие технологических схем проектам и регламентам;
  • - выполнение методических указаний по составлению планов ликвидации аварий;
  • - формирование ежемесячных затрат, предусмотренных мероприятиями по охране труда, для включения в план затрат товарной продукции;
  • - выполнение предписаний контролирующих органов;

В результате проверок оформляются акты или выдаются предписания. Результаты проверок прорабатываются на совещаниях со специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда, по результатам проверок издается приказ с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и сроков выполнения, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

Целевые проверки:

Проведение целевых проверок состояния охраны труда определяется производственной необходимостью. Целевой проверке подлежат следующие вопросы:

  • - проверка порядка хранения, выдачи и применения работниками средств индивидуальной защиты;
  • - хранение, учет и использование вредных и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов;
  • - организация проведения работ с повышенной опасностью, оформление нарядов-допусков;
  • - эффективность работы аспирационных и вентиляционных установок;
  • - проведение и оформление инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда, наличие и содержание инструкций, программ;
  • - состояние санитарно-бытовых помещений;
  • - организация безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, коммуникаций, транспортных средств, грузоподъемных машин и механизмов, электрооборудования;
  • - организация и проведение ремонтных работ;
  • - проверка исправности и работоспособности средств противоаварийной защиты, управления и контроля технологическим процессом;
  • - ведение технологического процесса персоналом цехов, соблюдение требований технологического регламента, инструкций;
  • - аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • - проведение систематического контроля вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • - организация медицинского обслуживания.

Целевые проверки проводятся и по другим вопросам по усмотрению службы охраны труда, руководителей и главных специалистов отделов.

В результате проверок оформляются акты и (или) выдаются предписания. Результаты целевых проверок прорабатываются на совещаниях с руководителями и специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда. По результатам проверок издается приказ по предприятию с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений, сроками выполнения и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А82-2980/2017
г. Ярославль
24 августа 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2017 года.

Арбитражный суд Ярославской области

В составе судьи Украинцевой Е.П.

при ведении протокола судебного заседания

Помощником судьи Тепениной Ю.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Эксперт – услуги»

(ИНН 7602062462, ОГРН 1077602003764)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН 7606000386, ОГРН 1027600839639)

о признании незаконными действий, совершённых при проведении плановой комплексной проверки,

о признании незаконным акта от 05.12.2016 № 75,

при участии

от заявителя – Потёмкин В.А. (директор, решение учредителя от 10.02.2014 № 1/14), Власова Н.Н. (представитель по доверенности от 12.12.2016г.),

от ответчика – Васильев С.В. (заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела, доверенность от 11.05.2017 № 2545), Сазонова Г.А. (начальник юридического отдела, доверенность от 10.01.2017 № 11),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт – услуги» (далее – ООО «Эксперт- услуги») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточенным в порядке ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – ТФОМС Ярославской области), совершённых при проведении в ноябре 2016г. плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, выразившихся в:

Несоблюдении сроков ознакомления с приказом ТФОМС Ярославской области от 21.11.2016 №183/02 (не позднее, чем за три рабочих дня до начала проверки),

Увеличении проверяемого периода (включение в проверяемый период первого полугодия 2016г.),

Изменении целей проверки (включение в проверку вопросов контроля объёмов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи),

Истребовании документов, не относящихся к тематике проверки,

А также предъявлении требования о предоставлении возможности осмотреть помещения и проверить оснащение автомобилей скорой помощи.

Кроме того заявитель просит признать незаконным акт комплексной проверки использования средств на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинской организацией ООО «Эксперт-Услуги» от 05.12.2016 № 75.

Ответчиком предъявленные требования не признаны, представлен письменный отзыв. Согласно пояснениям представителей ответчика нарушений со стороны проверяющих не допущено, акт составлен в соответствии с установленными требованиями.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей, суд установил следующее.

Согласно выписке из плана работы контрольно-ревизионного отдела ТФОМС Ярославской области на ноябрь 2016 г. запланирована комплексная проверка ООО «Эксперт-Услуги» с указанием проверяемого периода 2014 г. - 2015 год.

На основании приказа ТФОМС Ярославской области от 14.11.2016 №179/09 определено провести плановую комплексную проверку использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования 2014 г. и 2015 г. в ООО «Эксперт-Услуги» в срок с 21.11.2016 г. по 25.11.2016 года. При этому указано, что программа проведения – типовая, в соответствии со ст. 7 приложения №2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 №73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», утверждена приказом ТФОМС Ярославской области от 09.01.2014 №1/01. Приказ ТФОМС Ярославской области от 14.11.2016 №179/09 вручен руководителю проверяемой организации 21.11.2016 года.

После этого приказом ТФОМС Ярославской области от 21.11.2016 №183/02 (далее – Приказ №183/02) внесены изменения в приказ ТФОМС Ярославской области от 14.11.2016 №179/09 и увеличен проверяемый период до 01.07.2016 г., а также изменен состав ревизионной группы. Кроме того, предусмотрено, что программа проведения – в соответствии с требованиями приложения №2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 №73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», утверждена директором ТФОМС Ярославской области от 17.11.2006 года. Согласно пояснениям представителей сторон Приказ №183/02 вручен представителю проверяемой организации 21.11.2016 года после начала проверки.

Затем в соответствии с приказом ТФОМС Ярославской области от 24.11.2016 №186/01, который вручен директору общества 24.11.2016 г., установленный приказом ТФОМС Ярославской области от 14.11.2016 №179/09 срок проведения плановой комплексной проверки продлен на 10 дней (с 26.11.2016 г. по 05.12.2016 г.).

Также приказом ТФОМС Ярославской области от 30.11.2016 №189/03 включено в состав ревизионной группы новое лицо, о чем проверяемая организация уведомлена 01.12.2016 года.

В ходе проведения проверки 22.11.2016 г. руководителю ООО «Эксперт-Услуги» вручена программа комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, которая подписана начальником контрольно-ревизионного отдела и утверждена директором ТФОМС Ярославской области 17.11.2016 года.

Кроме того организации направлены:

28.11.2016 г. перечень запрашиваемых в ООО «Эксперт-Услуги» копий документов, необходимых для проведения проверки,

30.11.2016 г. единый перечень запрашиваемых в ООО «Эксперт-Услуги» заверенных копий документов первичной медицинской и учетно-отчетной документации, документации необходимой для контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, в 2015 г. и 1 половину 2016 года.

По результатам проведения проверки составлен акт от 05.12.2016 №75, в котором указано, что в соответствии с утвержденной программой проверки сделать выводы о целевом (не целевом) использовании средств обязательного медицинского страхования и иных нарушениях ООО «Эксперт-Услуги» не представляется возможным в связи с непредставлением для проверки необходимых документов и объектов. Акт подписан проверяющими и вручен 02.12.2016 г. директору общества.

Посчитав незаконными данный акт ответчика и совершённые при проведении в ноябре 2016г. плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования действия проверяющих, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Предъявленные требования заявителя рассмотрены судом по приведенным сторонами доводам применительно к каждому предмету оспаривания.

Нарушение срока ознакомления с приказом

Согласно позиции заявителя уполномоченным органом нарушен установленный в п. 6 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее – Положение о контроле за использованием средств ОМС №73) трехдневный срок вручения Приказа №183/02. При этом представители общества исходят из того, что этим документом изменены проверяемый период, программа проверки и состав ревизионной группы, поэтому он должен был быть вручен не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки. Ввиду того, что данные изменения внесены после начала проверки, заявитель полагает нарушенным указанный срок, поскольку начало проверки не изменялось.

Представители ТФОМС Ярославской области не согласны с данной позицией и считают, что трехдневный срок установлен только для первого приказа. Внесение изменений в соответствующий распорядительный акт после начала проверки, не запрещено установленным порядком и не предполагает соблюдение этого срока.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, при оценке приведенных сторонами доводов, суд основывается на следующем.

В силу пункта 5 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 рассматриваемые проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки). Периодичность проведения плановых проверок устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, но не реже чем 1 (один) раз в два года. Периодичность проведения плановых комплексных проверок устанавливается не чаще чем 1 (один) раз в год.

Территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях.

Согласно пункту 6 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.

При этом установлено, что приказ о проведении плановой проверки доводится до руководителя медицинской организации не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проверки. Проведение внеплановой проверки может осуществляться без соблюдения условия обязательного извещения руководителя медицинской организации о предстоящей проверке.

Таким образом, целью соответствующего вручения распорядительного акта уполномоченного органа является заблаговременное уведомление лица о начале плановой проверки. Такое уведомление в свою очередь не требуется для внеплановой проверки.

Кроме того данными нормативными положениями предусмотрено, что срок проведения проверки не может превышать 30 (тридцать) календарных дней. В необходимых случаях по мотивированному представлению в форме служебной записки руководителя контрольно-ревизионного подразделения территориального фонда (руководителя иного подразделения территориального фонда, ответственного за организацию проведения конкретной проверки) или руководителя комиссии (рабочей группы) срок проведения проверки может быть продлен на основании приказа территориального фонда, но не более чем на 10 (десять) календарных дней. Приказ территориального фонда о продлении сроков проверки доводится до сведения проверяемой медицинской организации.

Принимая во внимание организационные особенности проведения таких мероприятий, суд соглашается с доводами ответчика о том, что после начала проверки возможно внесение изменений в приказ о проведении плановой проверки, в том числе в целях изменения состава ревизионной группы, уточнения предмета, сроков проведения проверки и т.п. Причем такие изменения не всегда требуют переноса сроков проведения самой проверки в целях соблюдения указанного трехдневного срока, поскольку предполагают завершение уже начатого контрольного мероприятия с учетом появившихся после этого обстоятельств.

При оценке доводов представителей общества о том, что включение в проверяемый период 1 полугодия 2016 г. и одновременное изменение программы свидетельствует о назначении новой проверки суд признает, что по существу данное увеличение проверяемого периода является одновременным проведением двух контрольных мероприятий:

Плановой проверки за 2014- 2015 годы,

Внеплановой проверки за 1 полугодие 2016 года.

При этом о проведении плановой проверки общество было заблаговременно извещено, а в части проведения внеплановой проверки за 1 полугодие 2016 г. - такого извещения не требуется.

Таким образом, само по себе вручение обществу Приказа №183/02 после начала проверки не нарушает права и законные интересы заявителя и в данном случае не может признаваться судом нарушением установленного срока извещения проверяемого лица о начале проверки.

Увеличение проверяемого периода

В отношении данного эпизода заявитель в своей правовой позиции считает незаконным включение 1 полугодия 2016 г. в проверяемый период, поскольку на момент начала проверки он не был завершен и мог быть в процессе промежуточного оформления. Учитывая, что к проведению проверки в отношении этого периода проверяемое лицо не имело возможности подготовиться, представитель организации заявляет, что за этот период под видом плановой проверки проведена внеплановая проверка, что не предусмотрено Положением о контроле за использованием средств ОМС №73.

По мнению ответчика, спорный период мог быть включен в проверяемый период при плановой проверке в порядке внесения изменений в первоначальный приказ, поскольку это не запрещено установленным порядком. При этом представители ТФОМС Ярославской области указывают, что отсутствие завершения финансового года не имеет правового значения для определения проверяемого периода виду совершения отдельных операций по получению и расходованию средств ОМС в течение такого периода. Ответчик просит учесть, что с момента начала проверки у медицинской организации было время подготовить необходимые документы, поскольку срок проведения самой проверки был продлен до 05.12.2016 года.

В своих доводах представители уполномоченного органа также ссылаются на п. 23.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73, согласно которому при необходимости, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки, в акте проверки может быть отражена информация по вопросам и периодам деятельности медицинской организации, не включенным в проверяемый период и программу проверки.

При разрешении спора в данной части с учетом вышеприведенных норм п. 5 и 6 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73, суд принимает во внимание, что плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом.

В то же время основания для проведения внеплановой проверки уполномоченный орган определяет по своему усмотрению и перечень таких оснований, предусмотренный в абз. 3 п. 5 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73, не является закрытым. Однако порядок осуществления внеплановой проверки предполагает ее назначение отдельным приказом уполномоченного органа и оформление отдельными документами с указанием темы проверки в соответствии с причинами ее проведения.

Ссылка ответчика на п. 23.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 в обоснование возможности увеличения планового периода комплексной проверки не принимается судом, поскольку данная норма не предполагает не соответствия плану проверок установленного в распорядительном акте проверяемого периода и не может быть оправданием для выхода за пределы планового проверяемого периода в нарушение требований о частоте и регулярности проведения плановых проверок, и их предварительном утверждении.

Соответственно, в данном случае увеличение периода плановой проверки против обозначенного в утвержденном плане работы ТФОМС Ярославской области по существу означает проведение внеплановой проверки вместе с плановой проверкой, и было оформлено ответчиком с нарушением действующего порядка, что повлекло подмену вида контроля. Суд полагает не допустимым проведение внепланового контрольного мероприятия под видом плановой проверки в обход установленной процедуры.

Таким образом, требования заявителя в данной части являются правомерными, в связи с чем действия ТФОМС Ярославской области по увеличению планового проверяемого периода путем включения 1 полугодия 2016 г. суд признает незаконными.

Истребование документов

По утверждению организации, при выставлении требований о предоставлении документов уполномоченным органом незаконно включены для истребования документы за 2016 год, который не должен относиться к проверяемому периоду, а также документы за 2014-2015 г., которые не имеют отношения к финансовой деятельности по обязательному медицинскому страхованию.

Представители ТФОМС Ярославской области с данными требованиями не согласны, считают, что истребованы могут быть любые документы. Тем более, что в данном случае было выявлено оказание проверяемой медицинской организацией платных медицинских услуг, которые не могут оказываться организацией скорой медицинской помощи в силу постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». При этом ответчик указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено оформление отдельных учетных регистров для различных видов деятельности медицинской организации и в силу п. п. 17.1 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 необходимо проведение проверки фактически осуществляемых видов деятельности.

Заслушав доводы сторон и исследовав представленные сторонами документы, суд исходит из следующего.

В силу п. 17.1 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 в рамках комплексной проверки следует проверять обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется: наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.

Соответственно суд не находит правовых оснований согласиться с утверждением заявителя об отсутствии у ТФОМС Ярославской области полномочий по истребованию и проверке финансовых документов, не относящихся к деятельности, связанной с обязательным медицинским страхованием.

Позиция организации фактически основана на том, что проверяемое лицо вправе самостоятельно определять круг документов, которые необходимо представить уполномоченному органу с учетом заявленной цели проверки, что не соответствует действующему порядку проведения таких проверок. Предлагаемый заявителем подход может привести к возможности создания ситуации получения средств оплаты от заказчика (получателя) медицинских услуг и одновременного получения средств обязательного медицинского страхования по одним и тем же оправдательным документам, при отсутствии у контролирующих органов возможности установить данный факт, что является недопустимым.

В части документов за 1 полугодие 2016 г., с учетом вывода о незаконности включения данного периода в проверяемый, суд признает требования общества законными и основанными.

Изменение целей проверки

Заявитель полагает, что в рамках комплексной проверки по вопросу контроля использования средств обязательного медицинского страхования не допустимо проверять объемы, сроки, качество и условия оказания медицинской помощи, о чем указано в пункте 13 программы комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, которая подписана начальником контрольно-ревизионного отдела и утверждена директором ТФОМС Ярославской области 17.11.2016 года.

По мнению представителей организации для данного вопроса установлена отдельная форма контрольного мероприятия в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок №230), при наличии определенных оснований. Исходя из позиции общества, ответчиком не может быть проведен одновременный контроль по этому вопросу в рамках комплексной проверки в нарушение установленного порядка. В подтверждение своих доводов представители организации ссылаются на письмо Прокуратуры Ярославской области от 09.01.2017 года.

Представители ответчика, выражая несогласие с данными требованиями, указали, что проверка по спорному вопросу соответствует общим целям назначенного контрольного мероприятия. Из пояснений представителей ТФОМС Ярославской области следует, что под проверкой объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, не предполагалась проверка качества медицинской помощи по счетам и реестрам применительно к каждому страховому случаю, а подразумевалась проверка принципиальной возможности оказания такой помощи и наличие соответствующих условий применительно к установленным требованиям (например, Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»). При этом выявленные обстоятельства могли быть поводом для последующего назначения проверки в соответствии с Порядком №230.

Вместе с тем ответчик просит учесть, что в данном случае документы по Порядку №230 не испрашивались, поскольку первичная медицинская документация запрашивалась для проверки порядка ее оформления, а не для анализа качества оказания медицинской помощи.

Исследовав представленные сторонами документы и заслушав позиции сторон, суд исходит из того, что предметом оценки арбитражного суда по настоящему спору помимо прочего является соответствие публичному порядку актов (действий) уполномоченного органа, а также соблюдение при их принятии (совершении) основополагающих принципов права, то есть его основных начал, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой значимостью, поскольку только их нарушение может служить основанием для отмены принятого уполномоченным органом решения или признании его действий незаконными. К основополагающим принципам права относятся в частности принципы, предусмотренные в ст. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), в том числе принцип недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Применительно к рассматриваемой ситуации этот принцип означает, что формулировка проверяемых вопросов не должна создавать для проверяемой организации неоднозначного толкования в части назначенной формы контрольного мероприятия и приводить к их подмене.

Согласно пункту 3 Порядка №230 к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - контроль) относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством:

Медико-экономического контроля,

Медико-экономической экспертизы

И экспертизы качества медицинской помощи.

Из пункта 17.1. Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 следует, что при проверке обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется: соответствие размера полученных средств на оплату медицинской помощи стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В этой норме установлено, что при проверке в том числе отражаются факты полученных средств на оплату медицинской помощи по счетам и реестрам счетов с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией согласно разделу 5 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), являющегося приложением 8 к Порядку № 230, и на оплату медицинской помощи при взимании платы с застрахованных лиц (в рамках добровольного медицинского страхования или в виде оказания платных услуг) за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1.4 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), являющегося приложением 8 к Порядку №230);

Соответственно при проведении комплексной проверки в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС №73 должны быть учтены результаты контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Однако данное положение не означает, что этот вопрос является предметом проверки. Представляется очевидным, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, урегулированный Порядком №230, предполагает применение самостоятельных форм контроля, наличия соответствующих оснований для проверки и полномочий у проверяющих, поэтому не может быть проведен по правилам Положения о контроле за использованием средств ОМС №73.

В данной ситуации в пункте 13 программы комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, которая подписана начальником контрольно-ревизионного отдела, утверждена директором ТФОМС Ярославской области 17.11.2016 года и вручена ООО «Эксперт - услуги» в ходе проверки, указано на контроль объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи в соответствии с Порядками. Заявляя о том, что данный вопрос не предполагал проверку первичной медицинской документации на предмет ее качества в соответствии с Порядком №230, ответчик никак не обосновал необходимость указания в утвержденной программе приведенной формулировки предмета проверки, который дословно совпадает с предметом проверки по Порядку №230.

При этом суд принимает во внимание, что в составленном по итогам проверки акте от 05.12.2016 №75 (в разделе 1.3, лист 12) указано, что проверка по обеспечению застрахованных граждан, бесплатной медицинской помощью, проводилась, в том числе в соответствии с Порядком №230

При таких обстоятельствах, основываясь на вышеприведенном принципе, запрещающим дублирование контрольных мероприятий по одним и тем же основаниям, суд полагает правомерными соответствующие требования заявителя ввиду отсутствия законных оснований для включения в программу проверки обозначенного спорного вопроса.

Требование об осмотре помещений и оснащении автомобилей

По утверждению заявителя, приведенное в едином перечне запрашиваемых в ООО «Эксперт-Услуги» заверенных копий документов первичной медицинской и учетно-отчетной документации, документации необходимой для контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, в 2015 г. и 1 половину 2016 г., который был вручен руководителю организации 30.11.2016 г., содержится незаконное требование о предоставлении возможности осмотреть помещения организации и оснащение автомобилей скорой медицинской помощи на соответствие требованиям Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». При этом представители общества считают, что проводимая ТФОМС Ярославской области проверка является документарной в силу пункта 17.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 и у проверяющих отсутствуют полномочия по проведению подобных осмотров, поскольку все полномочия исчерпывающим образом предусмотрены в п. 10 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 и про возможность доступа в помещения и (или) в транспортные средства в этой норме не указано.

По мнению заявителя, такие полномочия имеются у проверяющих при проведении проверки на предмет соблюдения лицензионных требований.

Позиция ответчика по данному вопросу состоит в том, что проводимая проверка не является документарной и возможность проведения осмотра помещений и транспортных средств не запрещена Положением о контроле за использованием средств ОМС №73. В подтверждение своих доводов представители уполномоченного органа ссылаются на пункт 10 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73, в котором предусмотрена возможность назначения и проведения инвентаризации в ходе проверки. Кроме того представители ответчика указывают, что проверка некоторых вопросов (например анализ закупленных лекарственных средств с отражением наличия лекарственных средств с истекшим сроком годности) исключительно по документам невозможна без доступа к соответствующим предметам и (или) помещениям.

При разрешении спора в этой части суд исходит из следующего.

В силу пункта 4 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 рассматриваемые проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности).

При этом проверка использования средств обязательного медицинского страхования может проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем комиссии (рабочей группы) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает директор (заместитель директора) территориального фонда или руководитель структурного подразделения территориального фонда, ответственного за организацию проведения проверки, и (или) руководитель комиссии (рабочей группы) исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета, срока проведения проверки (пункт 9 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73).

В пункте 10 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 предусмотрено, что руководитель и члены комиссии (рабочей группы) имеют право: запрашивать и получать от должностных лиц медицинской организации необходимые для проведения проверки документы, объяснения, информацию и их заверенные копии; получать доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации).

Согласно пункту 17.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 при проверке соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, проверяются первичные документы, подтверждающие законность проведения банковских операций, включающие договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.

Проводится анализ закупленных лекарственных средств (отражается наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности). Изучаются: материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, проведенной медицинской организацией (при проведении проверки может быть проведена выборочная инвентаризации основных средств, материальных запасов, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования).

Понятие документарной проверки определено в ст. Закона №294-ФЗ, из которого следует, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. При этом указано, что организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В отличие от документарной проверки, предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В свою очередь выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ст. Закона №294-ФЗ).

Таким образом отличительным признаком данных форм контрольных проверок является место их проведения, которое в свою очередь определяет возможность проверки соответствия установленным требованиям условий ведения соответствующей деятельности.

С учетом этого суд не находит правовых оснований согласиться с утверждением заявителем, что оспариваемая проверка является документарной. Принимая во внимание, что комплексная проверка при контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования проводится по месту нахождения проверяемого субъекта (по месту фактического осуществления его деятельности) и предполагает необходимость контрольного органа установить условия ведения соответствующей деятельности, суд полагает, что ТФОМС Ярославской области правомерно предъявил обществу требование о проведении осмотра помещений и оснащения автомобилей скорой медицинской помощи на соответствие требованиям Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Таким образом, предъявленные требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Акт проверки

Заявляя о незаконности составленного по результатам проверки ТФОМС Ярославской области акта от 05.12.20167 №75, представители общества считают, что данный документ является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке. По мнению организации, составленный акт содержит результаты проверки, проведенной с нарушениями, влечет для организации негативные последствия и может являться основанием для привлечения должностных лиц ООО «Эксперт- Услуги» к ответственности.

Представители ответчика с приведенными доводами не согласны, указывают на то, что в акте проверки отсутствуют какие-либо выводы относительно установленных нарушений и фактически отражено, что проверка не состоялась ввиду непредставления обществом испрашиваемых документов. Данный акт не влечет для медицинской организации правовых последствий, поэтому не нарушает ее прав и законных интересов.

При разрешении спорной правовой ситуации суд исходит из того, что в правоприменительной практике акт проверки, составленный по итогам проверки, проведенной в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС №73, признается ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде (См. например дела №А31-6577/2016, А29-2185/2016, рассмотренные в Арбитражном суде Волго-Вятского округа).

Порядок оформления соответствующего акта регламентирован в Разделе V Положения о контроле за использованием средств ОМС №73, который предусматривает составление этого документа по установленному порядку и с отражением обязательной информации. В частности, в содержательной части акта излагаются результаты проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки. При этом предусмотрено, что описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов. В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами. В случае непредставления или неполного представления медицинской организацией документов для проведения проверки в акте проверки приводится их перечень (23.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73).

В заключительную часть акта в силу пункта 23.3. Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 включается обобщенная информация о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений, недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее - Закон - №326-ФЗ).

В пункте 27 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 указано, что реализация результатов проверки предполагает, в том числе возврат (возмещение) медицинской организацией средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней, который осуществляется на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.

При этом согласно пункту 28 Положения о контроле за использованием средств ОМС №73 при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подготовленное структурным подразделением территориального фонда, ответственным за организацию проведения конкретной проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации. В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.

В рассматриваемой ситуации акт комплексной проверки использования средств на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинской организации ООО «Эксперт-Услуги» от 05.12.2016 №75 составлен с соблюдением приведенных нормативных предписаний, содержит сведения о выявленных в ходе проверки фактах и обстоятельствах, однако не содержит выводов о вменяемых проверяемой организации нарушениях, в том числе фактах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и необходимости применения мер принуждения в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, само по себе отражение в описательной части установленных в ходе проверки обстоятельств не является свидетельством нарушения прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении дела суд не уполномочен проверять целесообразность решений уполномоченного органа, который действует в рамках предоставленных полномочий, и заявителем не доказано, что в данной ситуации (при составлении акта проверки) имело место превышение такими полномочиями или использование их в целях, противоречащих действующему правопорядку, а также нарушение его прав и законных интересов.

Предъявление требований по настоящему делу для заявителя по существу имеет целью предотвращение последующих претензий со стороны контролирующих органов об устранении выявленных нарушений в связи с установленными фактами в ходе контрольных мероприятий, проведенных после оспариваемой проверки.

В данном случае суд установил, что каких-либо требований (предписаний) к ООО «Эксперт-Услуги» на момент рассмотрения дела ответчиком не предъявлялось. При этом возможное выявление нарушений в ходе последующих проверок с выставлением ответчиком (или другими контролирующими органами) требований и (или) предписаний об их устранении с назначением срока, которые обязательны для исполнения, будет являться отдельным предметом оспаривания, и само по себе не может признаваться доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя в рамках настоящего спора.

Таким образом, по приведенным заявителем доводам у суда отсутствуют основания для признания незаконным акта проверки от 05.12.2016 №75, в связи с чем предъявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.

На основании платежных поручений от 02.03.2017 №55 и от 20.03.2017 №76 заявителем перечислена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 3 000 рублей. В соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в сумме 3 000 руб. применительно к части удовлетворенных требований. В остальной части расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на заявителя.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконными действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, совершённые при проведении в ноябре 2016г. плановой комплексной проверки использования Обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт – услуги» средств обязательного медицинского страхования, выразившиеся:

В увеличении проверяемого периода путем включения в проверяемый период первого полугодия 2016г.,

Во включении в программу проверки вопросов контроля объёмов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи,

В истребовании документов, относящихся к периоду первого полугодия 2016 года.

В остальной части предъявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт – услуги» оставить без удовлетворения

Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт – услуги» 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», (через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Украинцева Е.П.

Суд:

АС Ярославской области

Истцы:

ООО "Эксперт - Услуги"

Ответчики:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области

размер шрифта

ПРИКАЗ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05-12-2007 152 (ред от 14-03-2008) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ... Актуально в 2018 году

3. Порядок проведения комплексных и целевых проверок

3.1. Решение о проведении комплексной проверки органа Судебного департамента принимает Генеральный директор.

Комплексная проверка проводится, как правило, не чаще одного раза в пять лет.

При чрезвычайных происшествиях, требующих немедленного реагирования, по решению Генерального директора может быть назначена внеочередная комплексная проверка.

3.2. О времени проведения комплексной проверки заблаговременно информируются руководители органов Судебного департамента, которые к приезду комиссии готовят справки по всем направлениям деятельности. О проведении внеплановых проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента руководители органов Судебного департамента и председатели судов по решению Генерального директора могут не извещаться.

Продолжительность комплексной проверки устанавливается должностным лицом и не должна превышать 15 суток, не считая времени нахождения в пути.

3.3. Комплексная проверка осуществляется комиссией, количественный состав которой определяется должностными лицами, указанными в пункте 2.4 настоящей Инструкции из расчета полного и всестороннего охвата проверкой всех направлений деятельности проверяемого органа с учетом его особенностей. Деятельностью комиссии руководит ее председатель, который назначается Генеральным директором из числа заместителей Генерального директора, руководителей главных управлений и управлений Судебного департамента.

К участию в проверке привлекаются, как правило, представители всех структурных подразделений Судебного департамента или управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, квалифицированные работники, имеющие опыт работы по проверяемому направлению деятельности не менее одного года, способные разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать практическую и методическую помощь в устранении выявленных недостатков.

3.4. Председатель комиссии и члены комиссии при проведении комплексной проверки обязаны:

руководствоваться в своей работе законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Судебного департамента и настоящей Инструкцией;

выявлять и изучать причины, порождающие недостатки в работе органов Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции, предлагать конкретные меры по их устранению;

оказывать практическую и методическую помощь управлениям (отделам) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по всем вопросам их деятельности и федеральным судам общей юрисдикции по вопросам организационного обеспечения их деятельности.

3.5. Председатель комиссии:

несет ответственность за организацию, подготовку и своевременность выезда членов комиссии к месту проведения комплексной проверки, качество проверки по всем направлениям деятельности;

организует и контролирует ход подготовки членов комиссии к работе в комплексной проверке;

организует подготовку общего плана-задания комиссии по направлениям деятельности;

обеспечивает постоянный контроль за работой членов комиссии в период проведения комплексной проверки, оказывает им помощь по сбору, обобщению и анализу материалов, разработке мероприятий, направленных на устранение недостатков и улучшение работы.

3.6. Подготовка к комплексной проверке начинается не позднее чем за 10 дней до выезда в командировку.

Председатель комиссии не позднее чем за 10 суток до выезда в командировку представляет Генеральному директору (начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации) на утверждение проект плана-задания и предложения по персональному составу комиссии.

Обязательной и неотъемлемой частью подготовки к комплексной проверке членов комиссии является изучение:

нормативных правовых актов, касающихся деятельности федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов Судебного департамента;

материалов предшествующих комплексных и целевых проверок, актов ревизий финансово-хозяйственной деятельности;

планов мероприятий по устранению выявленных ранее недостатков и справочных материалов по их реализации;

отчетов органов Судебного департамента о деятельности за предыдущий период;

приказов, решений коллегии и оперативных совещаний, распоряжений и иных указаний Генерального директора по вопросам совершенствования деятельности и повышения эффективности работы органов Судебного департамента;

обращений граждан по вопросам деятельности органов Судебного департамента, подлежащих комплексной проверке.

3.7. Проверка готовности членов комиссии к проведению комплексной проверки осуществляется во время проведения председателем комиссии инструктажа, в ходе которого:

уточняются цели, задачи, время, место и методы работы;

определяется порядок выезда, способы и график работы, порядок и формы подведения итогов комплексной проверки, составления итоговых документов;

проверяется знание гражданскими служащими основных требований нормативных актов Судебного департамента. При необходимости с ними организуются дополнительные занятия.

При проведении инструктажа могут быть рассмотрены и другие вопросы, касающиеся деятельности комиссии.

3.8. По прибытии к месту проведения комплексной проверки председатель комиссии:

информирует председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей, а также при необходимости руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о своем прибытии для проведения комплексной проверки;

проводит совместное совещание руководящего состава проверяемого органа и членов комиссии по вопросам проверки, заслушивает руководителя органа о текущей работе;

дает поручение руководителю органа Судебного департамента о подготовке и представлении необходимых материалов.

3.9. В ходе комплексной проверки:

3.9.1. Изучается состояние управленческой и правовой деятельности:

организация исполнения законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений Генерального директора, собственных управленческих решений, своевременность и полнота доведения их до исполнителей;

стиль и методы руководства;

уровень информационного и аналитического обеспечения управленческой деятельности, качество анализа и объективность оценки обстановки;

состояние планирования, наличие планов, их качество, обоснованность и результаты выполнения, соответствие установленным требованиям;

организация правовой деятельности;

организация работы по рассмотрению обращений граждан, соблюдение сроков их разрешения; прием посетителей в органе Судебного департамента и в федеральных судах общей юрисдикции; принятие мер к устранению недостатков и нарушений в деятельности органов Судебного департамента, о которых сообщается в обращениях граждан;

состояние делопроизводства и документооборота, меры по укреплению исполнительской дисциплины;

эффективность командировок, в том числе руководящего состава органа Судебного департамента, качество подготовки к ним, эффективность принятых по их результатам управленческих решений;

организация и проведение оперативных совещаний, глубина проработки выносимых на рассмотрение вопросов, конкретность решений оперативных совещаний, организация их выполнения.

3.9.2. Проверяются все направления деятельности органа Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции по направлениям деятельности структурных подразделений Судебного департамента (управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации).

По линии организационно-правового обеспечения деятельности судов:

вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей;

вопросы ведения судебной статистики;

вопросы правовой информатизации судов;

вопросы систематизации законодательства;

вопросы обеспечения взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

вопросы взаимодействия с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами по обеспечению безопасности судей и членов их семей, а также охраны зданий и помещений судов.

По линии финансового обеспечения:

вопросы финансирования;

вопросы учета и отчетности;

вопросы материально-технического обеспечения;

вопросы организационно-методического обеспечения.

По линии организационного обеспечения деятельности военных судов:

вопросы организационно-правового обеспечения деятельности военных судов;

вопросы кадрового обеспечения военных судов;

вопросы государственной службы и социальной защиты в военных судах;

вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы в военных судах.

По линии государственной службы и кадрового обеспечения:

вопросы государственной службы;

вопросы кадрового обеспечения судов;

вопросы кадрового обеспечения органов Судебного департамента;

организационно-штатные вопросы;

вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы.

По вопросам контрольно-ревизионной работы - вопросы проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента.

По линии Управления делами:

вопросы подготовки распорядительных документов, планирования работы и контроля за исполнением служебных документов в органах Судебного департамента;

состояние делопроизводства и документооборота;

вопросы по работе с обращениями и приемом граждан.

По линии капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений:

вопросы капитального строительства, ремонта зданий, сооружений и управления недвижимостью;

вопросы эксплуатации зданий и сооружений;

вопросы обеспечения судов общей юрисдикции топливно-энергетическими ресурсами.

По линии обеспечения деятельности органов судейского сообщества:

вопросы организационного обеспечения деятельности квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

вопросы организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации.

По линии социальной защиты судей и государственных служащих:

вопросы учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и использования бюджетных средств, выделенных на жилищное строительство;

вопросы социально-правовой защиты судей;

вопросы пенсионного обеспечения.

Кроме того, проверяются вопросы:

повышения квалификации и профессиональной подготовки;

развития внешних связей органов Судебного департамента;

взаимодействия с общественными, иными организациями и средствами массовой информации.

3.10. По завершении проверки председатель комиссии:

проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает их доклады о результатах проверки;

подводит итоги на совещании руководящего состава органа Судебного департамента;

информирует о результатах комплексной проверки председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей субъекта Российской Федерации, а при необходимости - руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.11. По результатам комплексной проверки готовятся итоговые документы:

справка о результатах комплексной проверки;

план устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки;

докладная записка (отчет) Генеральному директору.

Справка о результатах проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии. С ней в обязательном порядке ознакамливается руководитель проверяемого органа. В случае несогласия с выводами комиссии руководитель проверяемого органа вправе изложить свои возражения в форме мотивированной служебной записки, прилагаемой к справке о результатах комплексной проверки.

План реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, который разрабатывается на месте руководством проверяемого органа совместно с членами комиссии. План подписывается руководителем проверяемого органа, визируется председателем комиссии.

В докладной записке (отчете) излагаются основные позитивные и негативные процессы, происходящие в проверенном органе, а также вносятся конкретные предложения комиссии.

Итоговые документы по результатам всех видов плановых и внеплановых проверок (комплексных, целевых и контрольных) в течение 3 рабочих дней со дня прибытия докладываются Генеральному директору.

Копия утвержденного плана по реализации предложений по устранению недостатков направляется в проверенный орган, а копия докладной записки (отчета) с резолюцией Генерального директора и копия плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, направляются руководителям заинтересованных структурных подразделений Судебного департамента для информации и выполнения поручений Генерального директора, а также осуществления контроля за реализацией запланированных мероприятий.

3.12. Итоги комплексной проверки управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации руководитель комиссии докладывает на оперативном совещании руководящего состава Судебного департамента с обязательным участием членов комиссии и руководителя соответствующего проверенного органа.

3.13. В необходимых случаях по указанию Генерального директора издается приказ, в котором определяются меры по совершенствованию деятельности проверенного органа и организации контроля за устранением выявленных недостатков, или рассматривается вопрос на заседании коллегии Судебного департамента с приглашением руководителя проверенного органа.

Организация исполнения и контроль за ходом устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, осуществляются работниками главных управлений, управлений, самостоятельных отделов Судебного департамента по соответствующим направлениям деятельности.

3.14. Целевая проверка осуществляется в соответствии с Планом комплексных и целевых проверок, утверждаемым Генеральным директором на полугодие.

Порядок подготовки и проведения целевой проверки аналогичен порядку подготовки и проведения комплексной проверки.

Согласно законодательству о ценных бумагах большинства стран, компания и ее директоры несут полную ответственность за достоверность информации, содержащейся в проспекте. Кроме того, организаторы размещения несут, в свою очередь, ответственность за проведение проверки, чтобы гарантировать точность документов, используемых при эмиссии. Поэтому инвестиционные банки и их юридические советники проводят «комплексную проверку» бизнеса компании, которая могла бы подтвердить точность и справедливость любого утверждения, сделанного в проспекте, или в ином смысле представляла бы интерес для потенциального покупателя.

Комплексная проверка - это процесс сбора информации о компании с целью провести процедуру маркетинга и подготовить документ, полностью раскрывающий информацию и таким образом выводящий компанию из-под ответственности за потенциальные риски. С марке- тинговои точки зрения, комплексная проверка позволяет снизить следующие риски:

неадекватное либо неточное раскрытие информации;

риск, не учтенный в цене;

неверные решения, принятые инвесторами в результате недостатка информации;

подрыв репутации эмитента и вовлеченных инвестиционных банков.

С юридической точки зрения, комплексная проверка частично выводит из-под гражданской и/или уголовной ответственности компанию, директоров, инвестиционные банки, экспертов и юристов в отношении недостаточного раскрытия информации. Потенциальная ответственность вовлеченных сторон (например, инвестиционных банков, аудиторов, юристов, экспертов) изменяется в зависимости от законодательства страны.

Стандарты проведения комплексной проверки, при общей их неизменности, зависят от характера каждой сделки, типа эмиссии, от компании, инвесторов (институциональных или частных), внешней рыночной информации, доступной в настоящее время, и требований, налагаемых законодательством и юридической практикой. Нет никакой предписанной процедуры или установленного порядка действий для проведения такой проверки; ее детали обычно обсуждаются и согласуются заранее инвестиционными банками и компанией с учетом характера и специфики данного размещения.

Формы комплексной проверки

Комплексная проверка может быть разделена на три блока:

Коммерческая: -

риски операционной деятельности, связанные с окружающей средой, рыночные и т.д.

Финансовая: -

аудиторская проверка правильности финансовых документов; -

допущения для составления прогнозов (если таковые делаются); -

другая финансовая информация, включенная в проспект.

Юридическая (проверка документации): -

проверка корпоративных документов (включая регистр активов, кредитные соглашения и т.

проверка правильности оформления корпоративных решений.

Другие аспекты комплексной проверки, связанные, например, с окружающей средой, маркетингом и управлением человеческими ресурсами, отнесены нами к коммерческому блоку комплексной проверки. Коммерческий блок - прерогатива инвестиционных банкиров, хотя основная работа может быть выполнена силами компании. Обзор финансовых отчетов и прогнозов - сфера ответственности аудиторов, а гористы, как и следует ожидать, проводят юридическую проверку чистоты и правильности оформления документов.

Несколько аспектов являются общими для всех трех форм комплексной проверки:

предварительный обзор;

временные ограничения;

контекст исследования.

Быстрый предварительный обзор, проделанный инвестиционными банками и аудиторами, может сэкономить много времени впоследствии. Первоначальный обзор - это ключ к пониманию компании и ее менеджмента, корпоративной структуры (активов и обязательств), к оценке ее систем учета и управленческой информации, высвечиванию любых рисков и возможных «черных дыр».

Обеспечение доступа к людям, местам их работы и документам - ключевой пункт успешной комплексной проверки. Это может стать большой проблемой в случае, если продающий акционер осуществляет сделку без полной поддержки менеджмента компании или если сделка проводится конфиденциально (например, при вторичном размещении).

Специалисты, проводящие комплексную проверку, захотят четко знать, какие помещения они могут посетить, с кем могут разговаривать, какая внутренняя документация им доступна и будет ли отведена специальная комната для советников.

Инвестиционный банк и компания должны убедиться, что в компании есть определенный человек, ответственный за предоставление информации советникам. Этот человек должен занимать в компании достаточно высокий пост для того, чтобы обеспечить предоставление информации. Однако рекомендуется, чтобы это не был финансовый или исполнительный директор - у них много других забот.

Коммерческий блок комплексной проверки

Коммерческая и стратегическая составляющие комплексной проверки помогут организаторам размещения лучше разобраться в бизнесе

компании и ее способности продвигать свою продукцию на рынок. Для «молодой» частной компании, собирающейся осуществить публичное размещение, комплексная проверка может оказаться первым моментом от основания компании, когда высшее руководство детально рассмотрит свою стратегию. Понимание стратегии компании и ее положения на рынке может быть полезным для успеха будущей деятельности.

Инвестиционные банки будут обращать внимание на рыночное и конкурентное окружение компании, включая:

основные рыночные показатели: размер, тенденции, ключевые факторы создания стоимости;

решающие факторы конкуренции на рынке;

влияния внешней среды в прошлом и будущие последствия;

источники конкурентоспособности и преимущества/недостатки;

качество работы;

источники риска (отраслевые и специфические для данной компании);

главные факторы успеха.

Столь же важной, как исследование отрасли, в которой действует компания, и ее стратегии, является проверка ее операционной деятельности. Инвестиционные банки проведут интервью с основными сотрудниками, а также посетят важнейшие производственные подразделения компании.

Финансовая проверка

Финансовая проверка проводится в отношении исторических и прогнозных финансовых показателей. Масштаб проверки будет зависеть от того, проводился ли аудит финансовой отчетности компании ранее или компания наняла аудиторскую фирму из «Большой четверки» только в преддверии размещения. Другие вопросы, касающиеся масштаба финансовой проверки: существовала ли компания как отдельное юридическое лицо по крайней мере в течение трех лет до размещения, или была выделена из состава другой компании, или приватизирована. В любом случае аудиторы подготовят «ревью» (обзор) исторических отчетов о прибылях и убытках и балансов. Учетная политика, используемая частной компанией, может быть неприемлема для публичной компании. Во многих случаях компании приходится корректировать свою учетную политику и готовить обновленную финансовую отчетность на основании учетных политик, приемлемых для инвестиционного сообщества.

Аудиторы подготовят «комфортное письмо» в адрес компании и организаторов размещения. Содержание этого документа в значительной степени стандартное и включает:

подтверждение того, что финансовые данные, содержащиеся в проспекте размещения, согласуются с финансовой отчетностью и управленческой отчетностью компании.

После печати предварительного проспекта младший сотрудник инвестиционного банка-организатора размещения изучит документ и отметит пункты, в отношении которых организаторы захотят получить

«комфортное письмо».

Юридическая проверка

Кропотливая проверка всей правовой документации компании отдается обычно на откуп молодым юристам, работающим на почасовой оплате и действующим от имени организатора размещения и непосредственно компании. В большинстве случаев две команды юристов договариваются разделить работу пополам, чтобы ускорить процесс. Нет ничего более раздражающего, чем ожидание момента определения цены размещения, отложенного потому, что кто-то забыл получить подтверждение решения совета директоров о выпуске новых акций.

Компания должна подготовить «комнату данных» для того, чтобы помочь юристам в проверке необходимых материалов. Вот некоторые из наиболее важных документов:

письма аудиторов;

учредительный договор и уставные документы;

протоколы собраний акционеров и совета директоров;

документы, имеющие отношение к долговым инструментам и банковской задолженности;

документы, связанные с соглашениями о выкупе акций;

соглашения о вознаграждении сотрудников на основе акций;

соглашения о найме на работу и консультационные соглашения;