Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки. Тренинг повышения самооценки «Время для себя

Комплекс упражнений для повышения самооценки

Составитель: Живова Елизавета

1. «Позитивные мысли»

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым обучающимся будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими: Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

2. «Школьные дела»

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Продолжительность упражнения 30-40 минут.

3. «Я в своих глазах, я в глазах окружающих»

Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам обучающийся. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания, «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что ученик обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.

4. «Воображение успеха»

Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.

Продолжительность упражнения 30 минут.

Цель: повысить самооценку обучающегося.

6. «Афоризмы»

Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.

* Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).

* Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).

* Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).

* Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).

* Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).

* И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).

* Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).

* Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).

* Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).

* Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).

* Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).

* Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).

* Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

7. «Еженедельный отчет»

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

1. Какое главное событие этой недели?

2. Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?

3. Что важного ты узнал о себе на этой неделе?

4. Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?

5. Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?

6. Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?

7. Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?

8. Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

«Действуем от противного»:

  1. Представляйте событие, которого вы ужасно боитесь.
  2. Ищите варианты того, как бы вы поступили в этой безысходной ситуации.
  3. Улыбнитесь и поверьте в то, что вы способны на все.

«Создание нового мира внутри себя»:

  1. Поудобнее присядьте на свой любимый стул или в любимое кресло.
  2. Расслабляйтесь полностью.
  3. Закрывайте глаза.
  4. Вздохните и выдохните несколько раз (глубоко и вдумчиво).
  5. Отпускайте все негативные мысли.
  6. Представляйте себя именно такой, какой хотите быть и сейчас, и всегда.
  7. Представляйте себя прямо перед зеркалом.
  8. Рассматривайте свое отражение в воображаемом зеркальце.
  9. Скажите отражению, что вы самая лучшая.
  10. Вставайте со стула (с кресла) и подходите к настоящему зеркалу.
  11. Скажите те же слова (о том, что вы самая лучшая), рассматривая себя уже в реальности.

«Два листочка пополам»:

  1. Берите несколько листочков бумаги.
  2. Разделяйте (складывайте) их аккуратно пополам в вертикальном «положении».
  3. Пишите те негативные качества и черты, которые не нравятся вам в себе (писать их нужно в первой половинке листочка).
  4. Берите второй листочек.
  5. На его первой половине напишите те свои качества, которые вы в себе уважаете и обожаете.
  6. Берите листок с «вредными» качествами.
  7. Напротив каждого негативного качества описывайте ситуацию, в которой это самое качество могло бы быть весьма полезным.
  8. Берите листочек с качествами, имеющими положительный оттенок.
  9. Напротив каждого хорошего качества напишите ситуацию, в которой оно (качество) сыграло бы далеко не замечательную роль.

«Спонтанная самопрезентация»:

  1. Берите большой листок бумаги.
  2. Напишите речь про себя.
  3. В речи описывайте ваши успехи, ваши хорошие качества, ваши «подвиги» и ваши хорошие поступки.
  4. Дополните речь похвалой себя.
  5. Перечитывайте эту речь по несколько раз в день и каждый день.

«Красивый сосуд из хрусталя»:

  1. Становитесь лицом к солнышку.
  2. Прищурьтесь хорошенько.
  3. Поставьте себе цель увидеть солнечные лучики сквозь прищуренные глаза.
  4. Запомните первый лучик, который сможете заметить.
  5. Закрывайте глаза крепко – накрепко.
  6. Представляйте, что все ваше тело – это огромный и пустой сосуд.
  7. «Переполняйтесь» лучиками солнца.
  8. Спустя три минуты прикройте лицо ладонями.
  9. Резко «одерните» ладошки от лица.

«Превращение в силу»:

  1. Прямо становитесь.
  2. Поднимайте обе руки к груди.
  3. Крепко сожмите руки в кулаки.
  4. Со всей силой «выбрасывайте» кулаки наверх.
  5. Выкрикивайте в самый момент выброса, что вы – сила, что вы самый богатый и самый сексуальный человек.
  6. Упражнение от пяти до восьми раз повторяйте.

«Знакомство наугад»:

  1. Одевайтесь красиво.
  2. Выходите на улицу.
  3. Езжайте на проспект (так как там более оживленная «местность»).
  4. Подходите к любому молодому человеку и заводите с ним знакомство.

Тренинг для повышения самооценки

«Смотри на жизнь немного по-другому!».

Цель тренинга: поднятие самооценки, возвращение («рождение») уверенности в себе.

Этапы проведения тренинга:

  1. Соберите десять людей.
  2. Назначьте одного ведущего.
  3. Все садитесь полукругом или кругом (как вам удобнее).
  4. Каждому человеку (по очереди) ведущий задает вопросы типа: «считаешь ли ты хорошей себя и почему?», «чем заняты твои мысли?». Ну и тому подобные вопросы. Нужно, чтобы каждый человек раскрепостился. Тогда и «откроется» причина неуверенности в себе каждого из участников.
  5. Ведущий (каждому индивидуально, но в присутствии всех) дает советы, ориентируясь на ситуацию.
  1. Купите себе тетрадку. Назовите ее «Журнал Успешности». Записывайте в тетрадку эту все, чего вы достигли. Пополняйте и пополняйте тетрадь новыми записями, перечитывая старые время от времени.
  2. За хорошо проделанную работу радуйте себя и балуйте себя чем-нибудь. Чем – планируйте сами. Покупайте себе новую вещь, если любите шопинг.
  3. Не сравнивайте себя с другими людьми. Помните, что каждый человек – существо уникальное.
  4. Носите только ту одежду и только ту обувь, которая радует вас комфортом и внешним видом!
  5. Не стоит оправдываться перед людьми! Многие люди, между прочим, воспринимают любое оправдание как некое нападение.
  6. Идите за своими интересами, за своими желаниями. Старайтесь тратить время на то, что вам нравится. Считаете, что вы слишком заняты для этого? Планируйте весь свой день!
  7. Не бойтесь высказывать свое персональное мнение. За высказывание вас точно никто не убьет!
  8. Простите все ошибки и неудачи (себе лично!). Придите к пониманию того, что идеальных (совсем идеальных) людей вообще не существует.
  9. Улыбайтесь. Улыбка озаряет весь мир! Улыбка украшает женщин! Не стесняйтесь своих улыбок.
  10. Занимайтесь медитацией. Она расслабляет, приводит в порядок мысли, позволяет забывать обо всем….
  11. Внешность измените! Изменение внешности помогло многим повысить свою самооценку. А чтобы не разочароваться в изменения – обратитесь за советом к подруге или за консультацией к специалистам!
  12. Выбирайте тот вид спорта, который вам наиболее близок и приятен. Записывайтесь на него и регулярно его посещайте.
  13. Шутите почаще, рассказывайте смешные анекдоты и истории. Когда нет никого рядом – читайте анекдоты. Хорошее настроение повышает самооценку!
  14. Проводите время с друзьями. Помогает! Правда! Желательно, чтобы вы проводили время с теми, кто вам дорог и кому дороги вы!
  15. Меняйте работу и место жительства. Кстати, можете сделать уютный ремонт. Приведите в новую квартиру подружек. Они буду восхищаться проделанной работой, а самооценка будет повышаться в это время.
  16. Начните встречаться с парнем. Такие «начинания» очень повышают самооценку. Тот же эффект вы получите от появления поклонников. Хорошо, если будет у вас и парень, и несколько поклонников.
  17. Говорите уверенно. Это тоже сыграет огромную роль в повышении самооценки, поверьте!
  18. Не позволяйте себя унижать и обижать. А желающих это сделать сразу ставьте на место!

На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту. Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг повышения самооценки «Время для себя»

Цели:

1. Определение и анализ уровня самооценки.

2. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

3. Развитие умения вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Ход занятия.

Консультация : «Самооценка как важнейшая составляющая личности».

Ведущий . Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Определение самооценки

Инструкция . Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Упражнение 1 «Я в лучах солнца».

Расположение участников . Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

Инструкция . На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение 2 «Самохвальство».

Инструкция . Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

  • Вовремя встал.
  • Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.
  • Вовремя пришел на работу.
  • Сварил коллеге кофе.
  • Выполнил...
  • Завершил работу над...

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

Упражнение 3 «Уверенность» (педагоги заполняют бланк с заданиями, приложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попробуйте оценить, каким страхам вы подвержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой вариант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мысленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

  1. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.
  2. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное отношение к происходящему».

Упражнение 4 «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Упражнение 5 «Уровень счастья»

Инструкция . Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

Упражнение 6 «Избавление от самокритики»

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение 7 «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание . Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция . Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 8 «Рисунок Я»

Цель . Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 9 «Девиз»

Цель . Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.


Тема: «Самооценка»

Цель: дать представление о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Задачи:

Обсудить способы поддержания позитивной самооценки; дать подростку возможность полностью осознать свои силы;

Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;

Предоставить участникам возможность соотнести са­мооценку и оценку членами группы;

Формирование умения слушать и давать обратную связь.

Материалы: карандаши, бумага.

1. Вводная часть

Беседа «Самооценка как важнейшая составляющая личности»

Ведущий. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Адекватная самооценка - человек реально оценивая себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечая, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие пений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка - человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Самооценка отражает степень разви­тия у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек скло­нен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал опреде­ленное дело и именно его делает хорошо.

2. Основная часть

Тест- игра «Самооценка»

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за тем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Упражнение «Самооценка»

Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:

Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию) Что мешает поставить отметку выше? (Можно не произносить)

Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.

Групповая дискуссия

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучша­ем свою самооценку».

Мнения выписываются на от­дельный лист бумаги и дополняются ведущим. На­пример: улучшаем внешность (прическа, макияж, сле­дим за фигурой); занимаемся самообразованием, раз­витием своих талантов, способностей; достигаем ус­пеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем дру­гим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты - лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иног­да рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных це­лей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

Мнения участников записываются и дополняются ведущим:

Улучшаем внешность;

Занимаемся самообразованием, развитием своих способностей, талантов;

Достигаем успехов в каком-то деле;

Обесцениваем других людей;

Выигрываем конкурсы, соревнования;

Помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку;

Украшаем свой уголок;

Напрашиваемся на комплименты, иногда «рисуемся» (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто»);

Не ставим глобальных целей;

Имеем хобби как способ выделиться из толпы.

Все вы наверняка слышали, как кто-нибудь из ваших сверстников говорил о себе «я - крутой» или о ком-то другом - «он - крутой». Как вы думаете, какой смысл придают они этим словам?

Крутой или уверенный в себе - это одно и то же? «Крутизна» - основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Ведущий напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», но на самом деле он не уверен в себе.

Упражнение «Какой он?»

Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан

Говорим друг другу комплименты

Отдельно - так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все ос­тальные члены группы по очереди садятся на свобод­ный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен за­нять место слушателя.

Обсуждение . Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

3. Заключительная часть

Упражнение «Безусловное принятие себя»

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!»

После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со своими достоинствами? Что помогает?

После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: «Я прощаю себя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя и принимаю таким, каков я есть».

Участники обмениваются впечатлениями от упражнения.

Выводы чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и учимся принимать себя, опираясь на свои сильные стороны.

Занятие 5

Тема: Самооценка

Цели: дать понятие о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Ход занятия:

1.Разминка

Упражнение «День бывает...»

Цель: введение в темпоритм и настроение занятия.

Продолжить фразу:

День бывает...

долгий

пасмурный

учебный

серый

праздничный

день рождения

и т.д.

Упражнение выполняется по кругу (2–3 оборота).

2. Работа по теме

Ведущий.Основная задача, которая стоит сегодня перед вами: понять, осознать своею самооценки.

Тест - игра «Самооценка»

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест – игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Беседа

Ведущий.Существуют 3 уровня самооценки:

· самооценка реальная, соответствующая действительности;

· завышенная самооценка;

· заниженная самооценка.

По мере того как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

Ведущий. Как вы считаете, вы человек хороший?

Ответы по кругу.

Почему вы так считаете? Что вам дает на это право?

Ответы.

От чего зависит ваша самооценка?

Возможные ответы:

1. От внутреннего ощущения того, насколько хорошо я себя знаю.

2. От мнения обо мне окружающих.

3. От мнения «значимых других».

4. От того, насколько я сам уверен в себе и т.д.

Ведущий. Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то как к нему относятся окружающие?

Ответы.

Дискуссия «Самое – самое»

Ведущий предлагает подросткам записать на листочках, что для них самое важное и самое ценное в жизни.

Затем участники это зачитывают, а ведущий записывает на доске.

Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признать право на любовь других людей к себе.

Ведущий, комментируя каждый ответ, просит ответить на вопросы. Например: «Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго).

«Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем делаются выводы:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Релаксация.

Ведущий: чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя на уверенность в себе

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь...

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь - и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни...

Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте - вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!

Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.

Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо... Завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.

Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется...

Завершение занятия

Рефлексия

Начало формы

ПлохоОтлично

Конец формы

Подробности

Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. Слабо развитая оценочная функция заставляет ребенка менять мнение о себе и окружающих по нескольку раз в день. В подростковом возрасте самооценка легко поддается влиянию окружающих. Родители, педагоги и особенно сверстники способны коренным образом изменить представление ребенка о себе и мире. Застенчивым людям трудно оценить собственное «я», тем более сделать это положительно. Гиперстеснительные дети зачастую вообще не оценивают собственные возможности, считая, что таковых у них нет. Иногда родители способствуют такому развитию ребенка , изо дня в день сравнивая его с кем-нибудь из сверстников. К тому же заниженная самооценка - результат постоянного недовольства родителей и педагогов его успеваемостью.
Над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать. С рождения до 3 лет - родителям, в детсадовский период к ним подключается воспитатель, в школьные годы - учителя и администрация школы играют ведущую роль в становлении ребенка, и только в подростковый период друзья и компания - движущая сила в становлении самооценочной функции. Однако родные не должны отстраняться от решения проблемы ни при каких обстоятельствах. Будь это застенчивость, или девиантное поведение , или гиперагрессия - в любом случае ребенку необходимо понимание близких людей.
Признаками заниженной самооценки у детей раннего дошкольного возраста могут быть нежелание играть с другими детьми, отказ от новых развлечений и увлечений (рисования, лепки и т. д.), физическая пассивность, постоянная задумчивость. В младшие школьные годы заниженная самооценка сказывается на учебе: обычно такие дети никак не проявляют себя. У них нет предметных предпочтений, а оценки стабильны.
В подростковом возрасте на уровень самооценки влияют сверстники. Внешность, поведение, речь, одежда - все это может вызвать насмешку жестоких подростков, что, несомненно, обернется занижением собственных достоинств. Дело в том, что заниженная самооценка наиболее опасна, если проявляется в подростковый период. Анализируя свои недостатки, подросток способен совершить суицид или нанести вред здоровью близких. Поэтому так важно повышать самооценку подростка, тем более что для этого существует ряд действенных и проверенных методик.

Тренинг «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Предназначен для детей старшего школьного возраста (от 10 до 15 лет). Рекомендуется формировать группы (не более 5 человек) примерно одного возраста: 10-12 или 12-14 лет. Пятнадцатилетних подростков лучше всего выделить в отдельную группу.
Цели: повысить самооценку ребенка, научить выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, раскрепостить застенчивых детей, развивать их творческое воображение, заставить застенчивого ребенка поверить в свои силы, раскрыть его достоинства и возможности.
Атрибуты: листки бумаги, ручки или карандаши, актерский реквизит для ролевых игр (по выбору педагога), ватман для игры «Остров». Музыкальное сопровождение: тихая спокойная мелодия и более тревожная, с нотками надежды.
Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.
Этап 1 : рефлексия. Звучит тихая мелодичная музыка, в это время дети рассаживаются на места. Ведущий начинает разговор о настроении и погоде, затрагивая вчерашние новости.
После минутного монолога ведущий читает стихи В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое - плохо? -
У меня секретов нет, -
Слушайте, детишки, -
Папы этого ответ
Помещаю в книжке.
Декламировать все произведение не стоит, после прочтения предложенного куска ведущий начинает диалог с участниками тренинга на тему «Плохое и хорошее в нашей жизни». Дети должны высказать предположения, отчего люди совершают плохие поступки и почему так редко улыбаются друг другу. Застенчивого ребенка разговорить сложнее, поэтому ведущему необходимо составить список вопросов, предполагающих обращение к более скромным участникам тренинга.
Этап 2 : разогревающее упражнение «Имена наоборот», направленное на знакомство детей (может применяться в качестве самостоятельного контактного упражнения). Оно призвано познакомить детей в коллективе , разрядить обстановку, настроить эмоциональный фон занятия, придать застенчивым детям смелости при знакомстве.
Перед участниками на столе разложены разноцветные листы бумаги и карандаши. Ведущий предлагает им выбрать любой из понравившихся листов и карандашей для выполнения задания. После того как все участники сделали выбор, ведущий дает задание: написать на листе свое имя наоборот, к примеру: Яна - Аня, Денис - Синед, Артем - Метра. После этого они переворачивают листки с именами и по очереди представляются коллективу. Немного рассказав о себе, участник обращается к остальным с вопросом: «Так как меня зовут?» Коллектив должен назвать правильное имя. В игре складываются юмористические ситуации, которые сближают детей и подростков. Кроме того, застенчивые участники имеют возможность пошутить в коллективе, посмеяться над другими и даже над собой. Обычно начинает игру ведущий, переключая внимание на наиболее активного участника.
Этап 3 . основная часть тренинга - ролевая игра «Политическая интрига». Рассчитана на детей старше 12 лет. Ее цели - повысить самооценку детей, познакомить с реалиями взрослого мира, развить коммуникативные функции и командное чувство единения. Повысить уровень ораторского мастерства и умения выступать с устной речью.
Ролевые игры отлично подходят для повышения детской самооценки. Исполняя роль более волевого человека, застенчивый ребенок открывает в себе новые качества, не замечая в процессе игры, как это происходит. Педагог или психолог может выбрать другой вариант ролевых игр («Сказочное кино», «Журнальный герой», «Пиратская страсть» и др.). Условия: игра должна подходить участникам по возрасту, сценарий предполагает наличие активного героя, роль которого достанется самому скромному участнику.
Сценарий игры можно корректировать в зависимости от того, сколько детей задействовано в тренинге, а также цели занятия и степени закрепощенное™ детского коллектива. Среди участников распределяются роли:

    - президент; - дипломат (наиболее застенчивый ребенок); - консулы, посланники другой страны (двое ребят); - журналист (представитель местной оппозиционной прессы).

Смысл игры заключается в том, что во время пресс-конференции с участием президента страны и представителей другого государства между ними разгорается конфликт, виновником которого косвенно становится журналист. Он задает провокационные вопросы представителю местной власти. Ответ президента не соответствует представлениям консулов. В результате начинается словесная перепалка. Вот тут-то в игру вступает дипломат - самый скромный участник игры. Его обязанность - разрешить сложившуюся ситуацию при помощи вербальных средств.
Ребятам предлагается проявлять инициативу и к специально написанным репликам добавлять свои фразы и мысли, особенно игроку, исполняющему роль дипломата. Его ораторская речь - плод его фантазии. Задача взрослого - обозначить основные тезисы и моменты, которые помогут ребенку сориентироваться в построении дальнейшей речи. Это могут быть план выступления, основные тематические слова и выражения, а также указание интонационно-волевых акцентов выступления.
Почему застенчивый ребенок получает роль дипломата? Его внутренний мир устроен так, что все происходящее он подвергает внутреннему анализу. Интровертная направленность мысли позволяет застенчивому ребенку быстро оценивать происходящее. Задача данного упражнения - научить его выражать анализируемое словами. К тому же гиперстеснительные дети не любят находиться в центре внимания, именно поэтому он и не исполняет роль президента. Роль дипломата позволяет находиться в тени, в то же время его помощь просто необходима. Ощущение значимости формируется на подсознательном уровне, чего и добивались.
Дети старше 12 лет ориентируются в структуре политической власти, они прекрасно понимают, что президент - представитель политической элиты. В его речи не должно быть сомнений и колебаний.
В игре необязательно представлять какое-либо из существующих государств и подразумевать реальных политических деятелей. Придумайте вымышленные или сказочные государства, например хоббитов и эльфов. Детям нравятся фантазийные сюжеты, которые отлично развивают творческое воображение. В центре конфликта могут быть борьба за земли, ценообразование или культурные разногласия. В общем, сценарий зависит от фантазии взрослого, проводящего тренинг. Разнообразные варианты сценариев можно найти на интернет-сайтах, посвященных ролевым играм.
Продолжительность основного этапа - 20-25 минут.
После завершения конфликта, удачно разрешенного благодаря речи дипломата, политики пожимают друг другу руки. В проигрыше оказывается только журналист, поэтому его роль должна достаться самому раскованному участнику.
Для создания эффекта правдоподобия можно разработать элементы костюма: галстуки, пиджаки, диктофон для журналиста и т. д.
Игра должна завершиться на позитивной ноте, оставляя отличные воспоминания. Создавайте побольше правдоподобных ситуаций, юмористических сцен - это позволит актерам раскрепоститься.
Этап 4: расслабляющие упражнения. Этот этап тренинга может быть представлен пальчиковыми играми или подвижными упражнениями. Найти пальчиковые игры для подростков весьма сложно, так что можно использовать упражнения с веревкой. Однако для детей старшего школьного возраста лучше всего подходят подвижные расслабляющие минутки.
А с детьми младшего и старшего школьного возраста можно сыграть в игру «Кривое зеркало». Ее цели - снять усталость, отвлечь детей от интеллектуальной деятельности, активировать физическую деятельность, развивать синхронность в действиях.
Два участника тренинга становятся друг напротив друга. Первый начинает делать различные движения, второй старается повторить их как можно быстрее. Как только второй участник (который повторяет) ошибается, игроки меняются ролями. Теперь тот, который показывал движения, повторяет за вторым участником. Когда в группе нечетное количество детей, первая пара может быть сборной: ведущий и ребенок. В таком случае правила игры усваиваются моментально.
Подобные подвижные минутки оказывают релаксирующее действие. Детям нравится кривляться, выражая свои эмоции через движения. Застенчивые дети делают это с особым удовольствием, порой не замечая, что позволили себе расслабиться.
Этап 5: завершающая фаза тренинга. Может быть представлена арт-терапией либо рефлексией в форме беседы.
Творческие задания должны отражать суть тренинга. Например, предложите детям нарисовать плохое и хорошее. Тихая музыка и отлично проведенное время должны помочь детям зафиксировать внимание на положительном восприятии. Другой вариант - вырезать бумажные фигурки, отражающие видение негатива и позитива.
Беседа по поводу прошедшего тренинга должна завершить занятие. Ведущий выясняет, насколько изменилось восприятие действительности у всех участников. Если застенчивый ребенок легко идет на контакт, поздравляем: вы достигли нужного результата. Следующая стадия - тренинг по развитию коммуникативности.
Тренинги, повышающие самооценку, - наиболее сложные в организационном смысле. Комбинированные упражнения, которые применяются в других тренингах, вряд ли подойдут для них. Все представленные здесь задания должны работать на повышение оценочной функции детей. Это важно знать и помнить.

Игра «Что за чудо зоопарк!»

Цели: повысить самооценку детей, раскрепостить их, обеспечить возможность ощутить себя в слабой или сильной роли, развивать актерские навыки.
Ход игры : ведущий рассказывает детям о том, что сегодня они посетят зоопарк. Звучит негромкая музыка, и ребята начинают двигаться по комнате. Ведущий показывает участникам картинки с изображением животных, добавляя к ним словесные характеристики, можно в стихотворной форме.
Для этого отлично подойдут стихи. Например, демонстрируя нарисованного жирафа, можно вспомнить стихи:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
После чего все участники начинают изображать длинношеего жирафа. Давать индивидуальные задания нецелесообразно: застенчивые дети будут смущаться сверстников и вряд ли изобразят животное. Коллективный показ облегчит им задачу, ведь тогда никто не будет проявляться пристального внимания к их движениям.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Перечислять все стихи Маршака нет смысла, их можно найти и зафиксировать в сценарии. Главное - хвалить детишек, подбадривая их и повышая эмоциональный фон. Когда необходимо продемонстрировать сильных, больших, смелых животных, обязательно обратите внимание на робких участников игры. Это придаст им уверенности и поднимет самооценку.
С детьми постарше можно сыграть в подготовленный вариант игры «В зоопарке». Актерам заранее выдается реквизит: грива льва, уши и хобот слона, маска обезьяны и т. д. Естественно, что такая индивидуализация требует повышенного внимания к одному из детей, но и эффект от занятия заметен сразу. Подобный вариант идеально подходит для тренингов в качестве основного задания.

Игра «Я похож на тебя!»
Предназначена для детей младшего школьного возраста (12-13 лет)- Применяется в тренингах как разогревающее или завершающее упражнение.
Цели: повысить самооценку ребенка, научить находить положительное в себе и друге, однокласснике, знакомом, не стесняясь говорить об этом.
Ход игры: участники и ведущий рассаживаются по кругу. Игру начинает взрослый, называя имя ребенка, на которого, по его мнению, он похож. Например, «Мне кажется, что я похож на Веронику, потому что она умная, сообразительная и отлично одевается. Я тоже симпатичный, сообразительный и люблю хорошо поесть!» Последнее замечание сделано специально для создания комического эффекта. Помните, что юмор и смех способны раскрепостить даже самого зажатого ребенка. Названный участник становится следующим ведущим игроком. Правильно, когда взрослый выбирает себе в пару застенчивого ребенка, раскрывая коллективу его положительные стороны.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не будут охарактеризованы. Взрослый вправе подсказывать детям метафоры, эпитеты, прилагательные сравнительной и превосходной степени, расширяя их словарный запас.

«Ослик-упрямец»
Это творческое занятие предназначено для детей младшего дошкольного возраста.
Цели: повысить самооценку ребенка, создать непривычную обстановку, научить выражать собственные мысли, эмоции и желания.
Атрибуты: ширма, за которой будут прятаться актеры, куклы Ослика, Хозяина и героев по выбору. Мелодичная музыка и декорации.
Ход игры : ведущий выбирает из детей игрока, который будет изображать упрямого Ослика. Поскольку застенчивые дети покладисты и послушны, им полезно, хоть и в игровой форме, проявить упрямство и непослушание. По этой причине стоит отдать предпочтение застенчивому участнику спектакля. Заранее написанный сценарий облегчит задачу педагога, ведущего, однако не обязательно придумывать реплики главных героев.
Ведущий включает тихую музыку и начинает рассказ об Ослике, который долгие годы верно служил своему Хозяину. В это же время дети начинают проигрывать сказанное. Из-за ширмы появляются Ослик и его Хозяин, изображая рабочую обстановку. Ведущий продолжает свой рассказ о том, что однажды Ослик вдруг перестал слушаться Хозяина.
На сцене разыгрываются сценки непослушания Ослика: нежелание помогать в чем-либо, крик вместо молчания или, наоборот, сон вместо бодрствования и т. д. По ходу действия в спектакле могут появляться новые герои: птички, лесные звери, друзья Хозяина. Их действия должны быть направлены на одно - получить от Ослика согласие хоть на что-нибудь.
После недолгих уговоров ведущий обращается к детям с вопросом: «Дети, а как вы думаете, почему Ослик стал таким упрямым?» Обратная связь - обязательный элемент творческих заданий. Ребята высказывают предположения, суть которых сводится к одному: Ослик очень устал от работы и приказов Хозяина. Ему нужны друг и отдых. Разыгрывается финальная сцена примирения Ослика и Хозяина, который обещает не нагружать друга непосильной работой.
Сценарии спектакля могут быть различными, вместо Ослика главным героем может выступать Чебурашка, обиженный на друзей, или Пятачок, уставший от постоянных насмешек.

«Напиши обо мне»
Это упражнение предназначено для детей старшего школьного возраста. Оно применяется в тренингах в качестве рефлексии.
Цели: повысить самооценку подростка, раскрыть его положительные качества для него самого и сверстников, продолжить развивать коммуникативные навыки.
Ход упражнения: ведущий раздает каждому участнику (их должно быть четное число, но не более 6 человек) карточки с возможными качествами человеческого характера: сентиментальный, агрессивный, надежный, стеснительный, робкий, отзывчивый, добрый, гордый и т. д. После этого создаются пары для дальнейших действий. Лучше всего, если в паре окажутся застенчивый ребенок и его более раскованный сверстник, который будет задавать тон игре. Каждому участнику предоставляется возможность написать коротенькое послание к игроку, который находится с ним в паре. Послание должно содержать сведения о характере адресата . Стиль повествования выбирает сам автор: от официально-делового до публицистического. Негативные качества учитываются наравне с положительными. После завершения первого этапа упражнения ребята обмениваются карточками и по очереди озвучивают написанное.
Для того чтобы избежать непристойных и оскорбительных сравнений и характеристик, ведущий настаивает на использовании в сочинении только предложенных заранее эпитетов. Однако за всю практику мне не доводилось слышать от подростков неуважительные слова в адрес друга или знакомого. Даже наоборот, игра принимала юмористический характер, раскрепощая участников.

Подвижные игры бывают двух типов. Первые - физкультурные, рассчитанные только на работу мышц. Во время их проведения интеллектуальные способности не задействуются. Вторая разновидность подвижных игр вовлекает и мышление, и мышечный аппарат. Чисто физкультурные упражнения замечательно подходят для тренинга, когда требуется интеллектуальная разрядка после прохождения основной части занятия. Физические упражнения с подключением мыслительной деятельности считаются комбинированными. Их задача - психологическое воздействие на ребенка в завуалированной игровой форме.
Застенчивые дети малоподвижны, поэтому активные занятия для них в новинку. Поначалу они стесняются повторять какие-либо движения, затем забываются, увлекаясь ходом игры, а еще чуть позже проявляют себя наравне с остальными участниками.

Игра «Клавиатура»
Предназначена для детей старшего школьного возраста. Отлично подходит для тренинга в качестве упражнения для знакомства.
Цели: расшевелить незнакомый коллектив, в процессе игры познакомить детей друг с другом, активизировать их физическую и интеллектуальную деятельность.
Атрибуты: листы бумаги формата А4, на каждом из которых написана буква алфавита .
Ход игры: ведущий распределяет между участниками буквы алфавита. Когда игроков мало, каждому достается по 5-8 букв, что нормально для детей данного возраста. После этого ведущий начинает по очереди называть имена присутствующих ребят. Участники, в свою очередь, поднимают вверх соответствующие буквы. К примеру, дети набирают на вымышленной клавиатуре имя «Анна», поднимая вверх таблички с буквами. Делать это надо быстро и безошибочно. Обладатель «распечатанного» имени получает бирку с ним. Игра продолжается до тех пор, пока дети не перезнакомятся. Неожиданным моментом для «наборщиков» становится «распечатывание» имени и отчества ведущего. Самые активные «буковки» получают призы.
Адаптировать данную игру для детей младшего школьного или дошкольного возраста несложно. Замените длинные имена простыми одно - и двуслоговыми словами, тогда у деток в руках окажется всего по одной букве, с которыми они легко управятся. Игра подвижная и увлекает даже взрослого.

Игра «Дорисуй картинку»
Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цели: научить детей замечать детали и мелочи, развить внимание, дать физическую нагрузку в комплексе с мыслительной деятельностью.
Ход игры: когда в игре участвуют всего два человека, например мама и ребенок, рисунок выполняется на листе бумаги. Взрослый рисует несложную для восприятия картинку (солнышко, тучки, домик) и обсуждает ее с ребенком. После этого малыш отворачивается, а мама дорисовывает какую-нибудь деталь. Задача ребенка - отыскать новое в картинке. После этого то же самое проделывает ребенок, а мама, повернувшись, должна найти изменившуюся деталь.
Если количество участников в игре больше двух человек, правила немного меняются. Рисунок выполняется на доске или ватмане, что обеспечивает наглядность исходного материала. После общего обсуждения нарисованного детки отворачиваются, а ведущий дорисовывает какую-нибудь деталь. По команде взрослого дети поворачиваются и угадывают, в какой части картинки произошли изменения. Тот, кто первым найдет новое, становится следующим «художником» и пририсовывает свою деталь к картине. Действия повторяются вновь.
Здесь важно коллективное участие детей в игре. Подвижность ребят не ограничивается, им нужно только концентрировать внимание на деталях рисунка. Свобода передвижения и общения позволяет застенчивому ребенку раскрепоститься, отбросив страх перед коллективом.

Игра «Лесные тропы»
Предназначена для детей от з лет и младшего школьного возраста. Может использоваться в коммуникативном тренинге в качестве основного упражнения.
Цели : активизировать физическую и интеллектуальную деятельность детей, научить ребенка работать в команде, свободно выражая свои мысли и чувства.
Ход игры: ведущий рассказывает детям о лесе, подчеркивая живописные детали, после чего предлагает ребятам прогуляться по нему. Дети берутся за руки по двое и отправляются в вымышленное путешествие по лесным тропинкам. Отлично дополнят детское воображение звуки живой природы. Еще лучше, если занятие проводится на свежем воздухе.
По пути участники лесной экспедиции попадают в разные затруднительные ситуации. Например, на пути протекает ручей. Чтобы его преодолеть, необходимо подключить мышление и приложить физическую силу. Сначала дети обсуждают, что необходимо сделать, чтобы переправиться, после чего реализуют запланированное. Можно проложить воображаемую дощечку и по одному перебраться на другой берег. Кроме того, мальчики помогают девочкам преодолеть преграду.
Неожиданно на пути участников появляется медведь. Ведущий интересуется у детей, что необходимо делать при встрече с диким животным. После того как выбран окончательный вариант, дети разбегаются по поляне и изображают лазанье по деревьям.
Сколько бы преград ни встретилось детям на пути, все кончится благополучно. Ведущий проводит с ребятами беседу, смысл которой сводится к тому, что без взрослого ходить в лес нельзя: можно заблудиться, наткнуться на диких зверей, получить травму.
Для того чтобы активировать физическую деятельность детей, стоит придумать задания с бегом, прыжками, ходьбой. Интеллектуальные же задания задействуют мыслительные процессы.

Игра «Каждый на своем месте»
Предназначена для детей младшего школьного возраста. Может использоваться в тренингах в качестве расслабляющего упражнения.
Цели: развить в ребенке навык волевой регуляции, раскрепостить застенчивого ребенка, научить детей концентрировать внимание на определенном сигнале.
Ход игры: негромко звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку, выстроившись в колонну. Перед началом игры ведущий выбирает командира. Застенчивый участник подойдет для этого идеально: игра немногословная, зато приоритеты расставлены. Командир решает, в каком направлении продолжать движение. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Когда командир расставил всех ребят в желаемом порядке, происходит смена власти. Последний участник становится ведущим игроком. Чтобы лучше было слышно команды, музыка должна звучать и дети маршировать как можно тише.
Играя роль командира, гиперстеснительный ребенок не только формирует волевые качества характера, но и повышает самооценку, а физическая активность позволяет ему почувствовать себя таким, как остальные дети.

Игра «Мы - одна команда»
Предназначена для детей дошкольного возраста. Используется как физкультминутка после занятий.
Цель: как можно раньше приучить детей к коллективу, совместному обсуждению проблем, свободному общению друг с другом.
Ход игры: взрослый предлагает детям выйти из помещения. При этом малыши выстраиваются в колонну и идут к выходу одинаковой походкой. Тон всей «змейке» задает игрок, идущий первым, чаще всего это взрослый член команды.
Игры для самых маленьких отличаются подвижностью, какой бы сферы развития не коснулось занятие. Свобода движения очень важна для детей дошкольного возраста. После года ребенок начинает активно двигаться, познавая мир и расширяя кругозор. Чем дальше уходит малыш от кроватки, тем интереснее становится мир вокруг. К двум годам добавляется сенсорное восприятие окружающей действительности. Ребенок стремится потрогать, пощупать, попробовать все предметы, с которыми сталкивается. Именно от этого и должен отталкиваться педагог, родитель или психолог, создавая развивающие игры для самых маленьких. В движении - жизнь, а у ребенка вся жизнь - в движении. Не упускайте возможности для полноценного развития малыша.

Достигая 1,5-2 лет, дети начинают подражать взрослому миру. Девочки устраивают кукольное чаепитие, мальчики нарочно ломают машины, чтобы загнать их потом в вымышленную автомастерскую. Социальные явления усваиваются и воспроизводятся ребенком с поразительной точностью, вплоть до специализированной лексики, воплощаясь в ролевых играх.
Ролевая игра чаще всего основана на жизненных фактах, явлениях, исторических процессах. Детские ролевые игры могут быть воплощением сказочного сюжета или мультфильма. Двоякая функция ролевых игр заставляет психологов и психотерапевтов все чаще обращаться к этому виду терапии. С одной стороны, ролевые игры становятся своего рода лакмусовой бумажкой, помогающей оценить психофизическое состояние ребенка. Родители, наблюдая за играющим ребенком, анализируя его игры, роли, которые он исполняет, а также сценарий, разработанный им самим, могут без труда оценить уровень детского развития. Кроме того, все скрытые комплексы проявляются именно в индивидуальных эгоцентрических играх.
С другой стороны, ролевые игры - это своеобразная терапия выявленных комплексов. Ролевая игра дает возможность слабому ребенку ощутить себя сильным, застенчивому - наглецом и упрямцем, а агрессивный ребенок с удовольствием перевоплощается в нежного и отзывчивого героя. В старших классах ролевые игры часто упрощаются, заменяясь чтением по ролям. Застенчивому ребенку достаточно произнести не свойственные ему фразы, для того чтобы немного раскрепоститься. Поэтому чтение по ролям становится самым простым способом воздействия на психику гиперстеснительного ребенка. Помимо стеснения ролевая игротерапия применяется и в случае выявления гиперагрессии, которая, как отмечалось ранее, может являться патологией застенчивости. Озлобленному и жестокому ребенку порой не хватает родительского понимания и любви. Сценарий ролевой игры может включать сцены нереализованной, но такой желанной ребенком жизни. Таким образом дети переживают желаемые ощущения и чувства в игре, выплескивая негатив.
Подобная схема действует и для взрослого человека. Застенчивость, агрессивность , тревожность и страхи - все это вполне реально победить, применяя ролевую игротерапию.
Ролевые игры для младшего возраста представляют собой прямое подражание взрослому миру. Дети дошкольного возраста даже не нуждаются в специально разработанном плане игры. Любой родитель может убедиться в сказанном. Наверняка каждая девочка в раннем детстве играла в дочки-матери. Это становится первой ролевой игрой ребенка. Девочки самостоятельно создают домашний уют, обозначают родственные связи между куклами. Второй ступенью нормального развития такой игры становится привлечение в игру сверстниц или родных. Тогда девочка переходит на вторую ступень социализации и начинает играть в коммуникативные ролевые игры («Соседи», «Болтовня», «Работа» и т. д.). Если подобного перехода не наблюдается, значит, ребенок закрылся в себе, продолжая играть в эгоцентричную разновидность игры. Внимательные родители заметят это сразу и предпримут меры: мама вмешается в игру, тем самым провоцируя дочь к общению. Спустя некоторое время девочка незаметно раскроется, что поможет ей избежать гиперстеснения.
Вторая ступень социализации, дополненная жаждой живого общения, представлена ролевыми играми «Работа». В сознании каждого шестилетнего ребенка формируется образ идеального учителя, доктора, продавца и т. д. В результате мы можем наблюдать маленького человечка, бегающего по дому со столярным инструментом и весьма деловым видом, говорящим «Сейчас подчиню вам тут все!». Общение взрослого и ребенка на данном этапе должно максимально отражать ситуацию из жизни, когда приезжал доктор или приходил сантехник. Обмануть ребенка не так уж просто. Одна фраза, не отвечающая его придуманному сценарию, готова вызвать бурю негативных эмоций, в эпицентре которых, безусловно, окажетесь вы - родители. Если подобное ролевое воплощение действительности не интересует ребенка, возможно, у него уже сформировался комплекс стеснения, который мешает ему проявить свои фантазии. В таком случае ролевые игры ему устраивают родные, педагог или психолог. Застенчивость шестилетнего ребенка не способна устоять перед игротерапией.
В старшие школьные годы подростки предпочитают ролевые игры более сложного содержания, такие как «Любовь», «Кто круче», «Учеба» и т. д. Случается, что отличить реальную жизнь подростка от ролевой игры довольно сложно даже ему самому. Тогда подросток перенимает характерные качества своего вымышленного героя, формируя совершенно новый, отличающийся от прежнего характер. Это и есть феномен девиантного поведения, когда нормы поведения в обществе сталкиваются с индивидуальными представлениями подростка.
Кроме того, тренинги подразумевают включение компенсаторного механизма. Другими словами, у ребенка появляется возможность проявить себя в той сфере деятельности, которая позволяет ему максимально раскрыться. Не умеет рисовать акварелью ? В этом нет ничего унизительного. Можно сделать рисунок грифелем или ручкой. В этом главная заслуга тренинговых занятий для подростков.
Ролевые игры для детей младшего школьного и старшего школьного возраста:

    - «Кинолента» (воспроизведение эпизодов из кинофильмов или озвучивание любимых персонажей); - «Самоуправление» (роль школьной администрации достается школьникам; временной период - максимум 7 дней); - «Неореалистическая сказка» (воспроизведение хорошо известных сказок на новый, современный лад); - «Кем быть? » (воплощение профессиональных предпочтений детей: «Папарацци», «Начальник», «Курьер» и др., варианты игр могут быть предложены самими детьми); - «Полиция и воры» (ориентирование детского сознания на плохое и хорошее); - «Дипломат» (специально разработанная игра для застенчивых детей, позволяющая раскрыть их способности); - «История в лицах» (отражение исторических событий мирового и местного масштаба, перевоплощение ребенка в одного из исторических деятелей); - «Я - это я» (осознание ребенком своей уникальности, используется в тренингах как завершающее упражнение, где роль подростка выполняет его сверстник).

Сыграть можно все, важно помнить, ради чего это делается. Задача психолога или педагога (родителя) - подчинить процесс игры гуманистической цели.

К данной группе игр относятся контактные игры, которые применяются для развития межличностного общения, и раскрепощающие игры, нацеленные на раскрепощение ребенка, развивающие память, внимание и воображение. Все они успешно применяются в тренингах, а также в качестве разовой терапии застенчивости.

Игра «Запомни мое имя!»
Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применяется в тренингах как разогревающее упражнение.
Цели: познакомить детей друг с другом, научить выделять внешние различия между детьми, избавить ребят от робости, возникающей в процессе знакомства, развивать ассоциативное мышление.
Ход игры: взрослый заранее продумывает сценарий упражнения. Главная задача - сопоставить имя ребенка с каким-нибудь предметом, явлением, то есть с тем, что может вызвать ассоциацию в детском сознании. К примеру, имя Миша ассоциируется с плюшевым медведем, именно этот предмет ведущий дает в руки мальчику с таким именем. Девичье имя Саша можно сопоставить с тем же мужским именем, поставив ее и его рядом. Вариантов запоминания имен очень много. Стихотворные формы.

    - Егорка, Егор на голове вихор ! - Глазки карие Карины не совсем, как у Мальвины! - Кучеряшки у Сережи на пружинки так похожи! - Нос курносый, светлый взгляд, его знают все подряд... (называется имя ребенка). - Вот он, сказочный герой - Ванька, Ваня и Ванюша!

Ассоциации могут возникать и у самих деток.

Интересный случай произошел на занятиях в группе детей 4~5 лет. Воспитатель предложила ребятам сыграть в игру «Запомни мое имя!» повторно, через несколько дней после первой игры. Дети ошибались, но со второй-третьей попытки называли верное имя сверстника. А вот имени одного из мальчиков не мог вспомнить ни один ребенок из группы. Причина - футболка с изображением человека-паука, которую часто надевал «безымянный» мальчишка. Детское мышление отказывалось воспринимать какую-либо другую информацию, кроме рисунка на майке. Вот и превратился русский мальчик в американского Спайдермена.

Придумать нестандартный способ знакомства детей друг с другом несложно, ассоциации, возникшие в результате зрительного восприятия, надолго остаются в памяти ребенка.

Игра «Близкий контакт»
Контактное упражнение для детей от 12 лет. Активно используется в тренингах как разогревающее.
Цели: наладить межличностное общение подростков, развить сенсорное восприятие действительности, коммуникативную функцию общения у застенчивых детей.
Ход игры: дети располагаются в произвольном порядке. Ведущий завязывает всем участникам глаза и расставляет их по парам. После этого дается несколько минут для основного действия. Стоя друг напротив друга, участники начинают здороваться с напарником. Разрешено трогать только руки соседа, тщательно изучая их на ощупь. Запрещено говорить и подсматривать, а также дотрагиваться до других частей тела.
После точечного «осмотра» рук ведущий разводит игроков в разные стороны и развязывает им глаза. Задача участников - найти свою пару. Для этого каждый из игроков тщательно изучает руки других. Первая совпавшая пара становится победительницей.
Интересно, что у гиперстеснительных ребят сенсорное восприятие развито намного лучше, чем у раскованных, что позволяет им быстрее остальных отыскать свою «вторую половинку».

Игра «Необитаемый остров»
Раскрепощающая игра для детей младшего и старшего школьного возраста.
Цели: снять излишнее напряжение в коллективе, развить воображение и сплоченность, повысить уровень коммуникативной активности застенчивых детей.
Ход игры: ведущий сообщает, что ребята оказались на необитаемом острове. Вдруг кто-то из них замечает на горизонте корабль. Но он не собирается причаливать к берегу. Последняя надежда на спасение может вот-вот уплыть. Задача игроков - любым способом привлечь к себе внимание. Разрешено кричать, прыгать, бегать, в общем, совершать любые активные действия в рамках разумного. Самому находчивому Робинзону предоставляется место на корабле, теперь он придумывает условия следующей игры.

Игра «У нас новоселье!»
Предназначена для младшего школьного возраста. Используется в качестве арт-терапии в тренингах.
Цели: развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, формирование чувства сплоченности коллектива, адекватной самооценки у застенчивых детей.
Ход игры: на доске нарисован большой дом, окна которого пусты. Участникам выдаются листы бумаги, размер которых соответствует окнам. Дети рисуют свои портреты и помещают их в пустые окошки. Лучше всего, чтобы первыми в пустой дом «заселились» самые робкие участники игры, иначе активные дети займут самые хорошие места, а это, несомненно, отразится на настроении более скромных «жильцов». Затем дети вместе раскрашивают дом цветными мелками.