Кого можно назвать сильным человеком 15.3. Сильный человек

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.


(1)Ста­ри­чок с длин­ной седой бо­ро­дой сидел на ска­мей­ке и зон­ти­ком чер­тил что-то на песке.

- (2)По­двинь­тесь, - ска­зал ему Пав­лик и при­сел на край.

(3)Ста­рик по­дви­нул­ся и, взгля­нув на крас­ное сер­ди­тое лицо маль­чи­ка, ска­зал:

- (4)С тобой что-то слу­чи­лось?

- (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? - по­ко­сил­ся на него Пав­лик.

- (7)Мне ни­че­го. (8)А вот ты сей­час кри­чал, пла­кал, ссо­рил­ся с кем-то…

- (9)Ещё бы! - сер­ди­то бурк­нул маль­чик. - (10)Я скоро со­всем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. - (12)Пав­лик сжал ку­ла­ки. - (13)Я ей сей­час чуть не под­дал хо­ро­шень­ко! (14)Ни одной крас­ки не даёт! (15)А у самой сколь­ко!

- (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убе­гать не стоит.

- (18)Не толь­ко из-за этого. (19)Ба­буш­ка за одну мор­ков­ку из кухни меня про­гна­ла.

(20)Пав­лик за­со­пел от обиды.

- (21)Пу­стя­ки! - ска­зал ста­рик. - (22)Один по­ру­га­ет, дру­гой по­жа­ле­ет.

- (23)Никто меня не жа­ле­ет! - крик­нул Пав­лик. - (24)Брат на лодке едет ка­тать­ся, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему го­во­рю: (26)«Возь­ми лучше, всё равно я от тебя не от­ста­ну, вёсла утащу, в лодку за­ле­зу!»

(27)Пав­лик стук­нул ку­ла­ком по ска­мей­ке и вдруг за­мол­чал.

- (28)А по­че­му вы всё спра­ши­ва­е­те?

(29)Ста­рик раз­гла­дил длин­ную бо­ро­ду.

- (30)Я хочу тебе по­мочь. (31)Есть такое вол­шеб­ное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: го­во­рить его надо тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза… (34)Помни - тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза тому, с кем го­во­ришь …

- (35)А какое слово?

(36)Ста­рик на­кло­нил­ся к са­мо­му уху маль­чи­ка и про­шеп­тал что-то.

- (37)Я по­про­бую, - усмех­нул­ся Пав­лик, - я сей­час же по­про­бую. - (38)Он вско­чил и по­бе­жал домой.

(39)Лена си­де­ла за сто­лом и ри­со­ва­ла, но, уви­дев, что к ней при­бли­жа­ет­ся брат, она сей­час же сгреб­ла крас­ки в кучу и на­кры­ла рукой. (40)«Разве такая поймёт вол­шеб­ное слово!» - с до­са­дой по­ду­мал маль­чик, но всё же подошёл к сест­ре, по­тя­нул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим го­ло­сом ска­зал:

- (41)Лена, дай мне одну крас­ку… по­жа­луй­ста…

(42)Лена ши­ро­ко рас­кры­ла глаза, паль­цы её раз­жа­лись, и, сни­мая руку со стола, она смущённо про­бор­мо­та­ла:

- (43)Какую тебе?

- (44)Мне синюю, - робко ска­зал Пав­лик.

(45)Он взял крас­ку, по­дер­жал её в руках, по­хо­дил с ней по ком­на­те и отдал сест­ре. (46)Ему не нужна была крас­ка. (47)Он думал те­перь толь­ко о вол­шеб­ном слове.

(48)«Пойду к ба­буш­ке. (49)Она как раз го­то­вит обед. (50)Про­го­нит или нет?» (51)Пав­лик от­во­рил дверь в кухню. (52)Ста­руш­ка сни­ма­ла с про­тив­ня го­ря­чие пи­рож­ки.

(53)Внук под­бе­жал к ней, обе­и­ми ру­ка­ми по­вер­нул к себе её лицо, за­гля­нул в глаза и про­шеп­тал:

- (54)Дай мне ку­со­чек пи­рож­ка… по­жа­луй­ста.

(55)Ба­буш­ка вы­пря­ми­лась. (56)Вол­шеб­ное слово так и за­си­я­ло в каж­дой мор­щин­ке, в гла­зах, в улыб­ке.

- (57)Го­ря­чень­ко­го за­хо­тел, го­луб­чик мой! - при­го­ва­ри­ва­ла она, вы­би­рая самый луч­ший, ру­мя­ный пи­ро­жок.

(58)Пав­лик под­прыг­нул от ра­до­сти и рас­це­ло­вал её в обе щеки.

(59)«Вол­шеб­ник! Вол­шеб­ник!» - по­вто­рял он про себя, вспо­ми­ная ста­ри­ка. (60)За обе­дом Пав­лик сидел при­тих­ший и при­слу­ши­вал­ся к каж­до­му слову брата. (61)Когда брат ска­зал, что по­едет ка­тать­ся на лодке, Пав­лик по­ло­жил руку на его плечо и ти­хонь­ко по­про­сил:

- (62)Возь­ми меня, по­жа­луй­ста.

(63)За сто­лом все за­мол­ча­ли, а брат под­нял брови и усмех­нул­ся.

- (64)Возь­ми его, - вдруг ска­за­ла сест­ра. - (65)Что тебе стоит!

- (66)Ну, от­че­го же не взять? - улыб­ну­лась ба­буш­ка. - (67)Ко­неч­но, возь­ми.

- (68)По­жа­луй­ста, - по­вто­рил Пав­лик.

(69)Брат гром­ко за­сме­ял­ся, по­тре­пал маль­чи­ка по плечу, взъеро­шил ему во­ло­сы:

- (70)Эх ты, пу­те­ше­ствен­ник! (71)Ну ладно, со­би­рай­ся!

(72)«По­мог­ло! (73)Опять по­мог­ло!» (74)Пав­лик вы­ско­чил из-за стола и по­бе­жал на улицу. (75)Ни на ска­мей­ке, ни во всём пу­стын­ном скве­ре ста­ри­ка не было. (76)И толь­ко на песке оста­лись на­чер­чен­ные зон­ти­ком не­по­нят­ные знаки.

(По В. Осе­е­вой) *

* Осе­е­ва-Хмелёва Ва­лен­ти­на Алек­сан­дров­на (1902-1969) - дет­ская пи­са­тель­ни­ца. Шест­на­дцать лет про­ра­бо­та­ла с без­над­зор­ны­ми и труд­ны­ми детьми, для ко­то­рых и на­ча­ла пи­сать сказ­ки, стихи и рас­ска­зы. Са­мы­ми из­вест­ны­ми её про­из­ве­де­ни­я­ми стали по­ве­сти «Динка», «Динка про­ща­ет­ся с дет­ством».

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Г. Фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложениях 5 и 6 (Ну и ладно! А вам-то что?) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью, звучит отрывисто, грубо и поэтому не лучшим образом характеризует героя.

В предложении 54 (Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.) речь того же Павлика выглядит иначе. Мальчик научился говорить «волшебное слово – пожалуйста» - всего одно слово в речи героя позволяет проникнуться к нему с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Г. Фон Габеленц, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.

В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).

И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.

15.3 Когда говорят о силе, чаще всего подразумевают силу физическую. Но есть ещё и другое понятие силы. Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, - тоже называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Сильным можно назвать и человека, способного признать свои ошибки; вместо того чтобы озлобиться на окружающих и всех вокруг считать виноватыми, разобраться в себе и с пониманием отнестись к ситуации.

Герой текста В.А. Осеевой Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Для этого ему потребовалось сделать над собой усилие: искать изъяны в себе самом куда как труднее, чем в окружающих.

Когда мне было лет семь, я случайно разбила любимую мамину чашку. Она была ей очень дорога, потому что чашку подарила маме её мама, моя бабушка. Мне очень хотелось, чтобы виноватым в этой истории оказался кто-нибудь другой: брат, кошка… Всё же я решилась рассказать маме правду. К моему удивлению, мама не стала меня ругать, а предложила склеить чашку и сохранить как память о бабушке и о моей смелости. Так я справилась с собственной слабостью.

Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и большое искусство. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Да, это так, но ведь, с другой стороны, признавая свою ошибку, человек готовится её исправлять. Не признаёт – значит и исправлять нечего. Признать свою неправоту может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.

    Что такое сила?

    А) Если пытаться рассматривать силу как абстрактное понятие, то е можно противопоставить понятию слабости и рассмотреть их в паре/оппозиции. Слабость - невозможность совершения чего-либо. Однако, простая возможность совершения чего-либо силой быть названа ещ не может, т.к., к примеру, даже немощный и физически слабый человек теоретически (да и практически) может выздороветь и стать профессиональным спортсменом, но в настоящий момент может умереть от прикосновения... Физически сильным такого не назовшь! Следовательно, сила (любая) заключается не в возможности, а в действительности! Т.е. сила есть действительность (т.е. то, что происходит сейчас) совершения некоторой деятельности.

    Б) Никакая деятельность не может быть оценена без сравнения с чем-либо: состояния до и после приложения силы говорят об уровне силы. Чем больше качественных и количественных изменений в результате деятельности, тем больше сила.

    Только здесь есть неясные места - чем больше... изменений...:

    1 - Больше по сравнению с чем?

    • Больше чем собственные результаты в предыдущий раз?
    • Больше, чем настоящие результаты по сравнению с другим субъектом?

    2 - Больше изменений в чм?

    • В самом действующем субъекте?
    • В объекте приложения силы?

    В) Нужно чтко прописать: если мы говорим, что сила прилагается в настоящем, а оцениваться может только в будущем (по результату), то сила неразрывно связана с временем! Вне времени силу не оценить и не применить!

    Г) Также отметим, что под физической силой обычно понимают способность сопротивления некоторой противодействующей силе!

    Вывод: сила - деятельность, совершаемая в настоящем времени вопреки/ несмотря на/ против любых противодействий, и приводящая к результатам в будущем.

    Критериями силы являются:

    • количество результатов;
    • качество результатов;
    • скорость получения результата;
    • превосходство сравнении с собственными результатами в прошлом;
    • превосходство сравнении с результатами другого в настоящем;
    • степень противодействий;

    Конечно, нужно обдумывать ваш вопрос более последовательно, обстоятельно и детально... Это лишь беглый и крайне поверхностный взгляд. В рассуждении могут быть допущены грубые ошибки.

    Отсюда: сильным человеком можно назвать того, чья деятельность (любого рода) в большей степени соответствует указанным выше критериям силы.

    Если я верна поняла то Вас интересует прежде всего сила духовная? Потому что,без этой силы физическая сила будет уже не настолько сильна.Потому что СИЛА - это это сплав силы душевной и физической.Это человек,который может своих близких всегда защитить.И вообще - это тот человек,который является опорой для своей семьи.Это что касается семьи.Что касается того,если говорить вообще о сильном человеке,то его слова всегда должны соответствовать делам.Никаких отступлений и недомолвок,и тем более резких кренов в другом направлении.То есть,это человек четких принципов.Ни о каких Может или не может,не хочу,не могу - не эти слова сильного человека.Цельность и целенаправленность - вот характеристика сильного человека.

Сильный человек – это не только тот, кто обладает большой физической силой и крепким здоровьем, но и тот, кто отличается твёрдым, волевым характером, стойкостью.

В тексте Терри Добсона приведён случай, когда мужчина “крепкого телосложения” находился в ярости, выкрикивал ругательства, так как у него явно случилось несчастье. Чтобы остановить, успокоить его, рассказчик решил применить физическую силу “хотел достичь этого кулаками”. , но поучительная история “пожилого японца” помогла утихомирить “огромную детину”. Она дала ему возможность остыть, задуматься, найти в себе силы для преодоления горя, контролировать свои эмоции.

Ярким примером сильного человека нашего времени является Валентин Дикуль. Получив тяжелейшие травмы позвоночника, он не просто не сломался духовно, он выжил, восстановил своё здоровье и помогает достичь этого другим. Это человек, всегда идущий вперёд, никогда не опускающий руки, несмотря на те препятствия, которые встречаются на его жизненном пути.

Итак, сильный человек – это человек, в первую очередь, самостоятельный, способный себя контролировать и достигать цели, несмотря на все жизненные трудности.


(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Какого человека можно считать сильным? Сильный человек – это такой человек, который может извиниться первым. Он силён характером, его тяжело сломить, если он решил достичь...
  2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами”. “То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено...
  3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ человек. ? Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого,...
  4. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Природа – это весь мир в многообразии его форм. Она объединяет человека с другими живыми существами. Для каждого из...

Сочинение ученицы С.Н.Мищенко

Сочинение ученика С.Н.Мищенко

Сильный человек – это такой человек, который может извиниться первым. Он силён характером, его тяжело сломить, если он решил достичь чего-то. Я считаю, что сильным человека делают его поступки, а не его физическая сила. Сильный – это тот, кто признаёт свои ошибки и пытается исправить их. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.

В предложениях 21-26 говорится о том, что автор бранил медуницу и она вся пропала. Он понял, что без неё плохо, что-то изменилось сразу в саду. И автор, признав свою ошибку, извинился перед медуницей. Я считаю, что это поступок человека, который силёр характером.

Недавно я смотрел передачу о том, как люди ездили по детским домам и делали детям подарки просто так, бескорыстно. По-моему, это поступок сильных людей, ведь они понимали, как тяжело этим детям пришлось в жизни, и они поддержали их, приняв на себя их печали.

Итак, сильный человек – это не тот, кто может в прямом смысле слова поднимать тяжести, а тот, кто ради чужого счастья готов сделать многое.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 24 сборника тестов И.П.Цыбулько)

Сильный человек- это тот, который может простить многое, может принять решение в любой ситуации и умеет бороться со своими недостатками и слабостями.

В тексте В. Астафьева приведён пример того, что сильным может быть не только человек, а может быть, автор иносказательно говорит о необходимости этого качества у всего живого. Однажды у героя текста на огороде разрослась медуница. Во время прополки он «раз-другой» бранил растения, на что они «обиделись» и к следующему году перестали расти. Наш герой нашёл «униженно прячущуюся» медуничку. Он извинился перед ней. Она простила и «растёт ныне по всему огороду». Я привёл пример того, что сила бывает не только физическая и что умение прощать говорит о сильном характере.

У каждого человека есть недостатки. Кто-то борется с ними, а у кого-то не хватает сил на это. Например, человек боится выступать перед большим скоплением людей. Тот, кто слаб духом, просто струсит, а сильный победит себя, и в конце концов его недостаток исчезнет и он перестанет бояться.

Сильный человек – это тот, кто свои недостатки ожжет превратить в достоинства. Ведь порой бывает так, что физически сильный человек может быть повержен морально сильным человеком.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 24 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 3.)

Сильный человек – это тот, который может сделать первый шаг, который осознает свои ошибки и пытается их исправить. Это человек, который может попросить прощения, ведь обидеть легко, а извиниться сложно.



В тексте В. Астафьева (предложения 21-25) сам автор делает ошибку, которую осознаёт и исправляет. В его словах о «прощении» и таится понятие «сильный человек».

Самая великая сила человеческого духа заключается не в стремлении избегать неудач, а в умении подняться после каждого падения. Сильным человеком я считаю свою прабабушку. После того как умер её муж, она долго не могла отпустить прошлое и жить настоящим. Я её обняла и пожалела, но она мне сказала: «Жалость к себе, обиды на жизнь истощают нас, опустошая душу. Они заставляют нас двигаться по замкнутому кругу, годами возвращаясь к одним и тем же горьким мыслям».

Таким образом, можно подвести итог: никогда не поздно начать всё сначала. Но, чтобы начать новую жизнь, нужно отпустить прошлое, не важно, хорошим оно было или плохим. Нельзя жить вечно с кругом горьких потерь, нельзя жить с сожалением о прошлом ушедшем счастье. Всё это отнимает силы, лишая надежды на будущее. Всё уже ушло, поэтому не нужно стараться его вернуть, ибо силы будут потрачены зря, а слезами горю не поможешь. И теперь, когда я прихожу к моей прабабушке, она рассказывает мне про ужа с улыбкой и гордостью. Не зацикливайтесь на мыслях о прошлом, живите сегодняшним днём. И тогда вас можно будет назвать сильным человеком.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 25 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

У поэта Николая Заболоцкого есть такие замечательные строчки:

Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Текст А.С.Баркова позволяет мне сказать, что красота – это не «пустой сосуд», а «сосуд», наполненный прелестными картинами природы, чудесной песней черных птиц, восторгом человека, понимающего прекрасное в жизни.

Писатель рисует нам картину чудной апрельской ночи. А как диковинна песня тетеревов! Именно этот необыкновенный хор вызывает восхищение у одного из героев текста (предложение 23-24): «…это лучшая песня. Послушаешь ее, и весь месяц на душе праздник!» Вот она, красота, так вдохновенно влияющая на человека!

Однажды у Л.Н.Толстого был в гостях поэт А.А.Фет. Во время вечерней прогулки Фет вдруг нагнулся и что-то поднял из травы. Это были два светлячка, которые горели в ночи. «Какая красота!» - воскликнула Софья Андреевна, жена Л.Н.Толстого. На другой день, перед завтраком, она под своим прибором нашла лист бумаги, на котором было написано:

В моей руке – твоя рука!

Какое чудо!

А на руке – два светляка,

Два изумруда…

Вот оно, умение художника слова подметить красоту в обыденном!

Могу сделать вывод, что красота – это все прекрасное в мире, окружающем нас. Нужно только уметь подметить это чудо.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 25 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.)

Сочинение ученицы С.Н.Мищенко.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств»

Слова помогают нам назвать все вещи в мире, все признаки и действия. Но они не в силах выразить ход наших мыслей. Чтобы дать понять собеседнику, что мы думаем, мы должны построить фразу, а значит, обратиться к синтаксису.

Синтаксис позволяет нам связать слова в фразы, построить высказывание, объяснить свою мысль, создать целостную картину происходящего. Например, в тексте С.Алексеева ситуация изображается с помощью диалога. Это и разговор генерала с комиссаром, выражающий их отношение к происходящему, и беседу с артиллеристом, проясняющую случившееся.

Неполные и односоставные предложения рисуют картину боя (предложения 10, 22), той же цели служат и ряды однородных членов (предложения 6, 25 и так далее). Очень выразительны в этом тексте сложные предложения, часто из нескольких частей: они показывают быстро или даже одновременно происходящие события. Примером могут служить предложения 16, 30 и другие.

Синтаксические конструкции могут оформить любую мысль, как бы сложна она ни была, если пользоваться ими умело.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию».

«Никто не ушел, все здесь» - эти слова матроса звучат как памятник героям, павшим во время боя на батарее, не отступая ни на шаг. Эти слова показывают, как самоотверженно сражались артиллеристы.

С.Алексеев изображает бой и командиров, восхищающихся слаженной работой батареи, ее точными выстрелами (предложения 3 и 7). Автор заставляет и читателя порадоваться тому, что наши артиллеристы так грамотно и умело ведут бой. Мы уже не сомневаемся, что на батарее - прекрасные бойцы.

Но так же, как и командиры, мы удивляемся, когда понимаем, что весь бой ведет всего-навсего один матрос (предложение 15). И только после слов героя мы догадываемся, почему он один: все остальные артиллеристы погибли, исполняя свой долг. Но батарея продолжает сражаться, ведь и от нее зависит исход боя.

«Никто не ушел, все здесь» - это значит, что все погибли, исполняя свой долг, но никто не отступил.

Сильный человек - это тот, кто может, превозмогая слабость и страх, исполнять свой долг, кто не отступит даже в том случае, если борьба кажется бессмысленной, а силы неравными.

Например, в тексте С.Алексеева героя-матроса, безусловно, можно счесть сильным человеком, ведь он, оставшись на батарее один, все же не отчаялся и продолжал неравный бой с фашистами.

В предложении 7 показано, как точно летят наши снаряды, и это доказывает, что даже в такой нештатной ситуации матрос не потерял присутствия духа и продолжал четко и грамотно исполнять свои обязанности. А слова Ивана Коваленко («Все здесь, никто не ушел») говорят о том, что и другие артиллеристы, сражавшиеся прежде на батарее, были тоже сильными людьми и героями: они погибли, но не сдались и не отступили.

Только по-настоящему сильный человек может стать героем.