Когда были установлены часы на спасской башне. Спасская башня. Кремлёвские Куранты

Подтверждение о наличии Кремлевских часов можно найти в документах 1585 г. Но, предположительно, они появились раньше: сразу по завершении постройки Спасской башни.

Вероятно, отсчет времени был иной: тогда на Руси сутки делились на «денные» и «нощные» временные периоды. Следовательно, длительность часовых промежутков изменялась через две недели. Состоящие на должности мастера-часовщики перенастраивали механизм по специально выданным таблицам о продолжительности дня и ночи, ремонтировали при поломке.

К главным башенным часам относились особенно внимательно. Но нередко возникающие пожары выводили из строя механизм, а случившийся в 1624 г. сильный пожар превратил часы в лом. Русские кузнецы-часовщики из семьи Ждан изготовили новые часы внушительного размера. Руководил работой часовой механик, англичанин Христофор Галовей, а русский мастер Кирилл Самойлов отлил для этого устройства тринадцать колоколов. На возведенном под руководством архитектора Бажена Огурцова высоком шатровом верхе были повешены колокола для курантов, перезвон которых слышался на десять верст. Точность хода придуманного Галовеем механизма напрямую зависела от обслуживающих его людей.

Появившиеся часы стали первыми русскими : по старорусскому отсчету промежутков времени они издавали специально настроенный мелодичный звон. Созданные Галовеем Спасские несколько раз подвергались восстановлению после очередных пожаров, но служили довольно долго.

Изменение отсчета времени

Единый отсчет времени по суткам был установлен в России по указанию Петра I. При этом царе английский механизм главных часов был заменен на голландский, имеющий двенадцатичасовой циферблат. Новые башенные куранты устанавливались под руководством русского часовых дел мастера Екима Гарнова. Заимствованное у голландцев часовое устройство, обслуживаемое иностранцами, вызванивавшее «ассамблейные танцы» и « тревогу», постоянно ломалось. Сильнейший пожар 1737 г. уничтожил деревянные конструкции башни, повредил установленные при Петре куранты. Колокольная музыка затихла. Спасскими часами мало интересовались, обслуживали их небрежно, когда из Москвы столица была перенесена в Санкт-Петербург.

Куранты на башне Кремля вызвали интерес у вступившей на российский престол императрицы Екатерины II. Пришедшие в совершенную негодность башенные часы по ее приказу были заменены на большие английские. Три года Фатц и русский мастер Иван Полянский занимались монтажом. Из-за безразличного отношения властей с 1770 г. в течение года над Красной площадью играла чужая мелодия про «милого Августина», нравившаяся обслуживавшему часы мастеру-немцу.

Жители Москвы смогли спасти от разрушения Спасскую башню во время войны с Наполеоном, но куранты замолчали. Возглавляемая Яковом Лебедевым группа часовщиков через три года восстановила ход главных часов, затем бесперебойно работавших на протяжении долгих лет.

Братья-датчане Бутенопы совместно с архитектором Константином Тоном обследовали куранты в середине девятнадцатого столетия. Состояние их было близко к критическому. Исправление всех неполадок было поручено русским часовых дел мастерам. Старые детали послужили основой для изготовления новых Кремлевских часов. Но искусными часовщиками была осуществлена огромная трудоемкая работа, включающая замену многих механизмов с подбором сплавов, выдерживающих влажность и резкие перепады температуры. Особое внимание мастера уделили внешнему облику новых часов, полностью изменили музыкальный узел часового механизма. Добавили колокола (теперь их стало 48) – перезвон стал мелодичнее и точнее.

Русский царь Николай Павлович повелел набрать на курантах мелодии гимна Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» и марша существовавшего при Петре I Преображенского полка. С перерывом в три часа над главной площадью Москвы до 1917 г. звучали эти мелодии.

Обстрел артиллерии во время штурма Кремля в период Октябрьской революции серьезно повредил Спасские часы. Они почти на год остановили свой ход. Стали восстанавливаться в 1918 г. по указанию Ленина. Слесарь Н. Беренс с сыновьями смогли быстро отремонтировать ставший важным государственный механизм. А музыкальное устройство настраивал музыкант М. Черемных, он установил для воспроизведения революционные мелодии. Утро над Красной площадью столицы каждый день начиналось с «Интернационала».

При И. Сталине изменился циферблат у Спасских курантов, было отменено звучание траурного марша. Но из-за изношенности механизма музыкальное устройство в 1938 г. было остановлено – куранты отбивали только четверти и часы.

Молчавшие более полувека куранты вновь зазвучали в 1996 г., благодаря огромной исследовательской работе, изготовлению новых колоколов. С высоты главной Кремлевской башни полились мелодии «Славься» и официального гимна России до 2000 г. «Патриотической песни» М. Глинки.

В 1999 г. был восстановлен исторический вид верхних шатровых ярусов Спасской башни, усовершенствованы многие работы и контроль за ходом часового механизма. А с боем Кремлевских курантов зазвучал гимн нашего государства.

Часы на Спасской башне сейчас представляют огромное сложное устройство. Удары молотка, действующие на механизмы колоколов, заставляют бить часы. Мелодии гимна России и хора из оперы М. Глинки «Славься» поют колокола на высокой Кремлевской звоннице под действием барабана, заставляющего трудиться и другие механизмы.

Интересно, что подавляющее большинство россиян считает, что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Соларио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики, за что получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Были ли эти часы первыми или нет, точно не известно, но от них ведется отсчет.
После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством шотландского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея были изготовлены новые, более крупные часы. Над изготовлением часов под руководством Галовея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов, а зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Устройство часов было необычным: вращался циферблат, а не стрелки. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать». После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий, он распорядился заменить механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами.
Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург.
Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.
Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.
В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание – мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта.
Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 году компания «Братья Бутеноп» взялась за исправление Спасских курантов. Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур.
Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны. Были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной – на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас. Также был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий.
В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Часы остановились, и практически год были неисправны. В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов, так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии.
В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами. В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли.
Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Спасская башня является одним из самых узнаваемых строений на постсоветском пространстве, ведь именно на ней установлен символ России - кремлёвские куранты, бой которых отсчитывает последние секунды каждого уходящего года для всех россиян

Спасская башня была возведена в 1491 году и первоначально носила название Фроловской, в честь находящейся неподалёку церкви Фрола и Лавра, но позже была переименована в Спасскую после установки над воротами иконы "Спас Нерукотворный", позже утерянной во время Октябрьской революции


Вначале башня была примерно вдвое ниже, но позже, в 1624-1625 годах над ней возвели многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. В середине XVII столетия на Спасскую водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российской империи, после чего двуглавые орлы появились ещё и на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях Кремля


Издавна Спасские ворота считались святыми - вот почему через них нельзя было проезжать верхом, а мужчины при проходе через ворота должны были снимать головные уборы. Если кто-то ослушивался этих правил - должен был искупить свою вину пятьюдесятью земными поклонами. Есть таже интересная легенда, согласно которой в тот момент, когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку)

Раньше по обе стороны Спасской башни находились часовни, принадлежавшие Покровскому собору и снесённые в 1925 году


Куранты

Именно на Спасской башне находятся знаменитые куранты, существовавшые уже в XVI веке. Первые часы были установлены в 1625 году, специально для них было отлито 13 колоколов, но тогда на их циферблате не было стрелок и делился он на 24 части, обозначённые медными, покрытыми позолотой буквами - время показывалось путём поворота самого циферблата


Привычный нам 12-часовой циферблат был установлен на кремлёвских курантах в 1705 году, по указу Петра I, а с 1706 по 1709 год проводилась замена старых часов на голландские куранты, которые прослужили до середины XIX столетия


Куранты , которые мы видим сегодня, были созданы в 1851-1852 годах. Во время штурма Кремля большевиками в часы попал снаряд, из-за чего пришлось заново изготавливать новый 32-килограммовый маятник, восстанавливать одну стрелку и часовой механизм. В 1932 году на курантах установили новый циферблат, на который потратили 28 килограмм золота. Полная реставрация часов была проведена в 1974 году - тогда же была установлена специальная система автосмазки деталей механизма. Последняя серьёзная реставрация проводилась в 1999 году. На фото - часть механизма московских курантов

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.

В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта. После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане - братья Бутеноп.

С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.

Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

Куранты на Спасской башне Московского Кремля известны не только в России, но и во всем мире. В своем нынешнем состоянии Кремль появился в конце XV в., до этого на Боровицком холме располагались деревянная, а позже белокаменная постройки.

В XXI в. Кремль – это самый большой действующий замок на территории Европы. Но не менее известны его уникальные башни, среди которых выделяется Спасская из-за величественного внешнего вида и установленных на ее стенах циферблатов.

Вконтакте

Справка из прошлого

Изображение, сделанное в период СССР

Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.

Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.

Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию. Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР.

Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик. В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны. Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.

В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.

Вид внутри

Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.

Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.

Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.

Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.

Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.

Внешний вид

Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром.

Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес - 25 тонн.

Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.

Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.

Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический.

Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.

Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).

Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.

История

Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.

В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.

Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.

В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.

Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.

Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот.

Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому

В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.

Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.

Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.

Современный вариант

Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.

Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.

Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.

В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.

В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.

Ремонт и очистка часов

В 1917 г., во времена революции, Кремль пострадал от нападения революционеров, снаряд попал в часы. Он повредил стрелки и «внутренности» башни. Ремонт смогли начать не сразу, а только после личного указания Ленина.

Стоимость ремонта, выдвинутая специалистами из фирмы, составила 240 тысяч золотых. Это была слишком большая сумма, и было решено обратиться к столяру, сыну одного из специалистов «Братьев Бутеноп», который участвовал в ремонте ранее.

За музыку отвечал музыкант Черемных: исполняли один раз «Интернационал» и дважды — похоронный марш. Последний являлся памятью всех революционеров, похороненных перед Кремлем на Красной площади. Позднее у похоронного марша «отобрали» одно выступление.

Через несколько лет власти смогли провести косметический ремонт внешне: был обновлен циферблат, стрелки, числа. Похоронный марш убрали вовсе: теперь звучал только «Интернационал». Через несколько лет после ремонта специальная комиссия решила, что музыка записана плохо, и ее необходимо переписать. В 1938 г. механизм потерял «голос» — остался только перезвон.

Первые известия о серьезном износе датируются серединой XIX века: проволоки, тянущиеся от цилиндра к колоколам, постоянно сокращались из-за мороза, что не лучшим образом отражалось на звуке.

Интересный факт: удивительно, но войну кремлевский часовой механизм пережил довольно хорошо: вместе со всеми стенами и пристройками их замаскировали под жилые дома, стремясь обмануть бомбардировщиков. Не сохранилось сведений о каком-либо ущербе, что позволяет предположить, что конструкция и вовсе не пострадала.

Настройка часов на спасской башне

Спустя почти 30 лет механизм остановили еще раз — уже на довольно значительный срок. Его разобрали, собрали заново, заменив все подтертые кусочки, и вмонтировали автоматическую систему смазывания. Но механизм по-прежнему молчал.

В 91 г. ХХ века было решено вернуть часам «голос», но выяснилось, что это невозможно: несколько колоколов были утеряны. Их заменили на била в 95 г.

Мелодия заиграла вновь в 97 г. ХХ в.: на этот раз по два раза исполняли «Патриотическую песню» и «Славься» из оперы «Жизнь за царя». К этому времени молчание длилось почти 60 лет.

Последняя глобальная реставрация затронула 1999 г.: обновили внешнюю позолоту, верхним ярусам вернули их исторический облик, тщательно отрегулировали работу курантов. Появилась и новая мелодия – гимн России, утвержденный в то же время.

Спасские куранты считаются одной из главных достопримечательностей Москвы и всей России. Прожив более 4 веков и частых реконструкций, они все еще прекрасно работают. Их легко найти на многих фото с достопримечательностями столицы и сувенирах, прочитать краткую информацию можно в Википедии.

Как устроены куранты на Спасской башне, смотрите интересную информацию в следующем видео: