Классификация нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности. Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области пб и

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.

В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

    Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзоруи его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: дляграждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размередо 20 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

    главные государственные инспекторы городов и районов попожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовыхвеличин;

    государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждениеили штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­шенное в течение года после наложения административного взыска­ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­- нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или занимать­ ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинениетяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­- шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­- боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

81. Огнегасящие средства

Основными огнегасящими веществами являются вода, химиче­ская и воздушно-механическая пены, водные растворы солей, инерт­ные и негорючие газы, водяной пар, галоидоуглеводородные огнега­сящие составы и сухие огнетушащие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожаров. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, поглощая большое количество теплоты. При испарении воды образуется пар, который затрудняет доступ воздуха к очагу горения. Кроме того, сильная струя воды может сбить пламя, что облегчает тушение пожа­ра, но в ряде случаев воду для тушения пожара не применяют.

Например, водой нельзя тушить горение таких веществ и мате­риалов, как щелочные металлы (калий, натрий), карбид кальция, алюминиевая пудра и др., при взаимодействии которых с водой вы­деляются большое количество теплоты, горючие газы и т.п.

Вода является хорошим проводником электрического тока, по­этому применение ее для тушения пожаров в электроустановках, на­ходящихся под напряжением, может привести к поражению электро­током. Воду в виде компактных струй нельзя применять для тушения пожаров легковоспламеняющихся жидкостей.

Тушение большинства твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, создание водяных завес и охлаждение объектов, находящихся вблизи очага пожара осуществляют водой в виде компактных и распыленных струй из лафетных стволов и руч­ных пожарных стволов.

Тонко распыленной водой эффективно тушатся твердые веще­ства и материалы, горючие и даже легковоспламеняющиеся жидко­сти. При таком тушении снижается расход воды, минимально увлаж­няются и портятся материалы, снижается температура в горящем помещении и осаждается дым.

Для тушения веществ, плохо смачивающихся водой (например, хлопка, торфа), в воду для понижения ее поверхностного натяжения вводят специальные смачиватели.

Для тушения легковоспламеняющихся жидкостей широко при­меняют огнегасящую пену. Пена представляет собой массу пузырьков газа, заключенных в тонкие оболочки жидкости. Растекаясь по поверх­ности горящей жидкости, пена изолирует очаг горения. На практике применяют два вида пены: химическую и воздушно-механическую.

Химическая пена получается при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в присутствии пенообразователей. При этом об­разуется газ (диоксид углерода). Пузырьки газа обволакиваются во­дой с пенообразователем, в результате создается устойчивая пена, ко­торая может долго оставаться на поверхности жидкости. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются или в виде водных растворов, или сухих пенопорошков. Применение химической пены в практике пожаротушения сокращается, ее все больше вытесняет воздушно-механическая пена.

Воздушно-механическая пена представляет собой смесь воздуха - 90%, воды - 9,7 и пенообразователя - 0,3%. Характеристикой пены является кратность - отношение объема полученной пены к объему исходных веществ. Пену обычной кратности (до 20) получают с помо­щью воздушно-пенных стволов. Принцип действия их основан на том, что вода под давлением 0,3...0,бМПа, предварительно смешанная с пенообразователем, поступает в специальное устройство, обеспечиваю щее подсос воздуха. За последнее время в практике тушения пожаров находит применение высокократная (кратность свыше 200) пена, зна­чительно более объемная и дольше сохраняющаяся. Она получается в специальных генераторах, где воздух не подсасывается, а нагнетается под некоторым давлением.

Водяной пар применяют для тушения пожаров в помещениях объемом до 500 м 3 и небольших пожаров на открытых площадках и установках. Пар увлажняет горящие предметы и снижает концентра­цию кислорода. Огнегасящая концентрация водяного пара в воздухе составляет примерно 35% по объему.

Инертные и негорючие газы, главным образом диоксид углерода и азот, понижают концентрацию кислорода в очаге горения и тормозят интенсивность горения. Поскольку диоксид углерода восстанавлива­ется щелочными и щелочноземельными металлами, его нельзя при­менять для их тушения. Инертные газы обычно применяют в сравни­тельно небольших по объему помещениях. Огнегасящая концентрация инертных газов при тушении в закрытом помещении составляет 31...36% к объему помещения.

Для быстрого тушения загоревшихся электродвигателей и других электротехнических установок диоксид углерода является незамени­мым средством благодаря своей не электропроводности. Он хранится в стальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением.

При выпуске диоксида углерода из баллона в результате его расширения происходит сильное охлаждение и образуются белые хло­пья твердого диоксида углерода. В очаге горения твердый диоксид углерода испаряется, понижая температуру горящего вещества и уменьшая концентрацию кислорода.

Водные растворы солей относятся к числу жидких огнегасящих средств. Применяются растворы бикарбоната натрия, хлоридов каль­ция и аммония, глауберовой соли, аммиачно-фосфорных солей и др. Соли, выпадая из водного раствора, образуют на поверхности горяще­го вещества изолирующие пленки, отнимающие теплоту. При разло­жении солей выделяются негорючие газы.

Огнегасящее действие галоидоуглеводородных огнегасящих со­ставов основано на химическом торможении реакции горения (инти-бировании). Они являются предельными углеводородами, у которых один или несколько атомов водорода замещены атомами галоидов (фтора, хлора, брома). Широкое применение для пожаротушения нашли: тетрафтордибромэтан (хладон 114В2), бромистый метилен, трифтор-бромметан (хладон 13В1). Применяются также составы на основе бро­мистого этила.

Галоидоуглеводородные составы имеют большую плотность, что повышает эффективность пожаротушения, а низкие температуры замерзания позволяют использовать их при низких температурах воздуха.

Огне тушащие порошки - мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими их слеживанию и комкованию. Они обладают хорошей огнетушащей способностью, в несколько раз превышающей способность таких сильных ингибиторов горения, как галоидоуглеводороды, а также универсальностью при­менения, так как подавляют горение материалов, которые нельзя по­тушить водой и другими средствами (например, металлов и некото­рых металлосодержащих соединений).

Различают порошки общего и специального назначения. Основ­ным компонентом состава ПСБ-3 является бикарбонат натрия; ПФ - диаммоннй фосфат; П-1А - аммофос; СИ-2 - силикагель, насыщен­ный хладоном (114В2) и др.

82. Противопожарное водоснабжение предприятий

На каждом предприятии должны быть предусмотрены инженерно-технические сооружения, используемые при тушении пожара (для за­бора, транспортирования, хранения воды).

Организащш противопожарного водоснабжения выполняется в соответствии со СНиП 2.04.02--£4 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канали­зация зданий».

Предприятия машиностроения должны быть обеспечены:

    источниками водоснабжения (пруды, реки, наливные водо-­хранилища, очищенные сточные воды);

    водозаборными сооружениями;

    установками водоподготовки (фильтры, отстойники);

    насосными станциями;

    водопроводными сетями (сети должны быть кольцевыми водну, две и более линий);

Емкостями для хранения воды;

    оборудованием;

    арматурой;

    насосно-рукавным оборудованием для тушения.

Пожарные гидранты на водопроводной сети наружного пожаро­тушения следует прокладывать вдоль автодорог на территории пред­приятия, расположенной не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий. Нормы расхода воды, используемой на внут­реннее пожаротушение, приведены в СНиП 2.04.01-85

83. Средства пожаротушения

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности .

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности, организации и осуществлению федерального ГПН определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) .

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности, под которой понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3, ).

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, а также осуществление федерального ГПН и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности относятся к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре .

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре .

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара , систему противопожарной защиты , комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности .

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Техническим регламентом установлены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется .

Особое место в правовой базе по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) занимает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ст. 3 , является осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Федеральный ГПН осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» .

Приветствую, уважаемые друзья! Всем ответственным в области пожарной безопасности и ГОЧС данная заметка несёт практическую пользу, поскольку в ней приведён обзор докладов по правоприменительной практике, типовым и массовым нарушениям пожарной безопасности и ГОЧС. Кроме ПБ и ГОЧС в докладах есть обобщение нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности. Итак, давайте приступим.

Предлагаемые материалы разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:

  1. Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  3. Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  4. Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  5. Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  6. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
  7. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  8. Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  9. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  10. Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р;
  11. Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности от 12 сентября 2017 г. № 61(11);
  12. Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 г. № 7);
  13. Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 г. № 1);
  14. Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 г. № 13(2));
  15. Приказа МЧС России от 25.11.2016 г. № 630 «Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России.

Часть из приведённых выше нормативных правовых актов можно бесплатно скачать из нашего файлового архива. В помощь вам будет Всеищущий поиск .

Давайте посмотрим, как представлены материалы.

Нарушение пожарной безопасности

Нарушениям пожарной безопасности отведён раздел I — Федеральный государственный пожарный надзор.

В данный раздел входит:

  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований пожарной безопасности;

Нарушение гражданской обороны

Нарушениям гражданской обороны отведён раздел II — Государственный надзор в области гражданской обороны.

В данный раздел входит:

  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Нарушения в области чрезвычайных ситуаций

Нарушениям в области чрезвычайных ситуаций отведён раздел III — Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В данный раздел входит:

  • Доклад по правоприменительной практике;
  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Нарушение лицензионных требований в области пожарной безопасности

Нарушениям лицензионных требований в области пожарной безопасности отведён раздел IV — Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В данный раздел входит:

  • Доклад по правоприменительной практике;
  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области лицензионного контроля при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Раздел V отведён государственному надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Как видите, масштаб материалов достаточно большой. Внутри вы найдёте ответы на волнующие вас вопросы.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области ПБ и ГОЧС

Продолжение следует …

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;

2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

нарушений требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности и нормативные правовые основы их применения. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору по применению мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Приостановление полной или частичной работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ. Виды, порядок и правила оформления документов. Порядок приведения предписания о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) в исполнение. Контроль за устранением нарушений требований пожарной безопасности. Порядок разрешения дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора). Порядок снятия с производства, прекращения выпуска и приостановления реализации товаров (работ, услуг) не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Тема 3.3.5. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Нормативное правовое регулирование лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и независимых экспертных организаций по лицензированию в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности: цель, функции, порядок создания и аккредитации.

Порядок организации работы по оценке возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности. Перечень необходимых документов, представляемых соискателем лицензии и их регистрация. Обязанности экспертной организации при приеме и рассмотрении документов, поступивших от соискателя лицензии. Проведение оценки возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий. Основания для отказа в предоставлении лицензии. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензии. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Порядок уплаты лицензионного сбора за рассмотрение документов, предоставление лицензий и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Организация ведения реестра лицензий.

Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Порядок вынесения предупреждения лицензиату, приостановления или возобновления действия лицензии, направления заявления об аннулировании лицензии в суд. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом о лицензиате лицензирующего органов с налоговыми органами по вопросам лицензирования деятельности в области по­жарной безопасности.
Тема 3.3.6. Подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Основные понятия, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия, принятие декларации о соответствии. Знаки соответствия. Знак обращения на рынке.

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения сертификации. (положения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 от 22.07.2008г.)

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Признание результатов подтверждения соответствия.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Объекты государственного контроля (надзора). Полномочия, права и обязанности органов государственного контроля (надзора) и ответственность их должностных лиц. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

Тема 3.3.7. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствиям.

Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий. Порядок учета пожаров. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров. Порядок учета пострадавших от пожаров людей. Документы, составляемые по учету пожаров и их последствиям, требования к их оформлению. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).


  1. Организация и функционирование Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Система обеспечения пожарной безопасности: понятие, основные
элементы и основные функции.

  1. Виды надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России и
основные направления их осуществления.

  1. Государственный пожарный надзор: понятие, цель, основные задачи
и направления деятельности.

  1. Система органов ГПН и их функции.

  2. Категории государственных инспекторов по пожарному надзору, их
полномочия, права, обязанности и ответственность.

  1. Организация деятельности государственных инспекторов по
пожарному надзору в органах ГПН.

  1. Учет и анализ деятельности по осуществлению ГПН.

  2. Планирование работы государственных инспекторов.

  3. Порядок распределения обязанностей среди государственных
инспекторов по пожарному надзору.

  1. Контроль за организацией и осуществлением ГПН.

  2. Полномочия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

  2. Основные направления взаимодействия органов ГПН с органами
государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

  2. Организационно-технические мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах.

  1. Ответственность в области пожарной безопасности.

  2. Деятельность администрации объекта по обеспечению пожарной
безопасности.

  1. Организация работы пожарно-технических комиссий.

  2. Организация и формы проведения мероприятий по контролю.

  3. Проверки: виды, периодичность, планирование, порядок подготовки
и проведения.

  1. Порядок оформления результатов проверок.

  2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных
предписаниями ГПН.

  1. Правонарушения в области пожарной безопасности и виды
административных наказаний.

  1. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному
надзору при назначении административных наказаний.

  1. Порядок назначения административного наказания за нарушение
требований пожарной безопасности.

  1. Правила и порядок оформления документов административного дела

  2. Порядок вручения постановления об административном
правонарушении в области пожарной безопасности.

  1. Порядок обжалования административного наказания.

  2. Административное приостановление деятельности в области
пожарной безопасности.

  1. Временный запрет деятельности.

  2. Порядок учета пожаров.

  3. Документы по учету пожаров: требования и порядок их составления.

  4. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.

  5. Порядок учета пострадавших при пожарах.

  6. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

  7. Порядок ведения государственной статистической отчетности по
пожарам и их последствиям.

  1. Цели и назначение противопожарной пропаганды и обучения в
области пожарной безопасности.

  1. Виды, средства, формы и методы проведения противопожарной
пропаганды.

  1. Организация и формы обучения в области пожарной безопасности.

  2. Место и роль добровольной пожарной охраны в обеспечении
пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий.

  1. Взаимодействие органов ГПН с добровольными пожарными
организациями в области пожарной безопасности.

  1. Анализ пожаров и последствий от них.

  2. Порядок создания и организации деятельности фондов пожарной
безопасности.

  1. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие
лицензированию.

  1. Участники лицензирования деятельности в области пожарной
безопасности, их права и обязанности.

  1. Лицензионные требования и условия.

  2. Порядок проведения оценки возможности соискателя выполнять
заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

  1. Порядок предоставления лицензии на деятельность в области
пожарной безопасности.

  1. Контроль за выполнением лицензионных требований и условий.

  2. Ответственность лицензиата за нарушение лицензионных
требований и условий.

  1. Основные понятия, цели, принципы и формы подтверждения
соответствия продукции на территории Российской Федерации.

  1. Взаимодействие органов ГПН со службами органов внутренних дел
и органами государственного контроля (надзора) при осуществлении ГПН.

  1. Оформить предписание по результатам проверки объекта контроля
(надзора).

  1. Составить протокол о временном запрещении деятельности.

  2. Оформить протокол об административном правонарушении в
области пожарной безопасности.

  1. Составить постановление о назначении административного
наказания за нарушение требований пожарной безопасности.

  1. Составить план-график осуществления ГПН на месяц.

  2. Заполнить карточку учета пожара.

  3. Составить отчет о пожарах и их последствиям по установленной
форме.

по дисциплине №3 «Организация деятельности ГПС МЧС России»


  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г. – 592 с.

  2. Уголовный кодекс РФ. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г. – 160 с.

  3. Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ).

  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

  13. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной бехзопасности»

  14. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

  16. Постановление Госкомстата России от 7 июня 2002 года № 134 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».

  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (утверждено Положение о государственном пожарном надзоре).

  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

  20. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

  21. Приказ МЧС России от 10 июля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о Государственной экспертизе проектов МЧС России».

  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре звычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

  23. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе.-М., Право и закон, 2004.

Дисциплина 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ
Пояснительная записка
Нормальное функционирование любой социальной системы невозможно без регулирования правовых вопросов ее деятельности. Основы законодательного регулирования деятельности ГПС МЧС России изучаются слушателями на дисциплине «Правовое регулирование деятельности ГПС МЧС России».

Теоретические знания закрепляются при проведении семинарских и практических занятий, которые проводятся параллельно с изучением теории.

Цель:

– получение слушателями знаний и навыков правового характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, получение ими знаний по ос­новам Российского права, организационно-правовым аспектам деятельности ГПС МЧС России.

ЗАДАЧИ:

Изучение основ Российской правовой системы и законодательства;

Получение основ законодательства в области пожарной безопасности;

Формирование основ организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

Обучение основам организации и функционирования МЧС Росси и правовым нормам в сфере про­фессиональной деятельности.


  • воспитание уважительного отношения к закону.
ЗНАТЬ:

  • основы Российской правовой системы и законодательства;

  • основы законодательства в сфере пожарной безопасности;

  • основы организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

  • правовые нормы в сфере про­фессиональной деятельности;

  • основы административно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;

  • основы уголовно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;
УМЕТЬ:

  • применять правовые нормы при осуществлении административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности;

  • составлять процессуальные документы, необходимые при административном расследовании пожаров;

  • использовать полученные знания в правоприменительной деятельности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Об организации и основных направлениях деятельности других органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;

Об организации и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

О государственной экспертизе, контроле (надзоре) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Программа рассчитана на 24 часа, из которых лекции составляют 12 часов. Для закрепления и контроля теоретических знаний и получения практических навыков предусматривается проведение практических и семинарских занятий в количестве 8 часов.

Изучение курса завершается зачетом.
содержание ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 4.1.Система законодательства в области пожарной безопасности.

Понятие законодательства в области пожарной безопасности. Основные положения Закона «О пожарной безопасности». Организационная структура ГПС МЧС России. Виды пожарной охраны. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности. Правовые и социальные гарантии сотрудников ГПС МЧС России. Виды юридической ответственности за нарушение норм и требований пожарной безопасности.

Основная