Классификация моторных масел по сае. Классификация и обозначение моторных масел. Полусинтетические моторные масла

API (American Petroleum Institute) система классификации моторных масел по областям применения и эксплуатационным свойствам. Спецификация делит все моторные масла на две категории: S - масла для бензиновых и C - для дизельных двигателей. Каждому классу присваивается буква по алфавиту начиная с A: API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ ... Аналогично и с категорией С. Что надо помнить при выборе масла с учетом классификации API - чем выше класс, тем масло более современное и подходящее вашему мотору. Например, если в руководстве указан класс SJ , то вашему автомобилю точно подойдет класс SM приняты позже, но при этом никак нельзя применять масло соответствующее классу SH принятому ранее вашему классу SM .

Класс API Область применения моторного масла
Категория S(Service) для бензиновых двигателей
SN Октябрь 2010 года. Для бензиновых автомобилей 2011 года и выше. Моторное масло с ограниченным содержанием фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Масла, категории SN, приблизительно будет соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.
SM Введена в ноябре 2004 года. Дополнение категории SJ -->улучшенные антиокислительные, противоизносные, низкотемпературные свойства.
SL Для бензиновых двигателей, выпущенных с 2001 по 2004 года. Отличительные характеристики: улучшенные антиокислительные, противоизносные, моющие и энергосберегающие свойства.
SJ Для моторов выпущенных с 1997 по 2001 год. Полностью отвечает требованиям всех ранее действовавших классов категории S. Высокий уровень эксплуатационных свойств. Отвечает высоким требованиям в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и способности выдерживать высокие температуры без образования отложений. Возможна сертификация по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH Для бензиновых двигателей 1996 модельного года и старше . В наши дни категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (API СF-4/SH). По основным требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Энергосберегающим маслам в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.
для бензиновых двигателей моделей 1993 года и старше. Соответствует требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных моторов категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
Замена API SG категорий SF, SE, SF/CC и SE/CC.
для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо - этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
Замена API SF категорий SC, SD и SE.
для моторов
Категория C(Commercial) для дизельных двигателей
CJ-4 Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 0,05% масс. Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 0,0015% масс, может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.
Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0%, сера 0,4%, фосфор 0,12%. Масла CJ-4 превышают рабочие свойства и заменяет масла класса CH-4, CG-4, CI-4 Plus, CF-4.
СI-4 Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей и дорожной техники, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Полностью заменяет масла всех ранее действовавших спецификаций CH-4, СG-4 и CF-4.
В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS . Ужесточены требования к образованию сажи, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.
СH-4 Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.
СG-4 Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
СF-4 Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел.
СF-2 Для двухтактных дизельных двигателей. Заменяет масла класса CD-II для двухтактных двигателей. Улучшенные моющие и противоизносные свойства.
СF Для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с повышенным содержанием серы - 0,5% и более. Заменяет масла по классу CD .
СE Высокофорсированные перспективные дизельные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD
СD Для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара
СC Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
СB Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
СA

Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, SJ/CF .

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

Категории API: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, CA, CB, CC, CD, CE, CF - на сегодняшний день устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей" и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.

ASTM D 4485 "Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел" (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils)

SAE J183 APR96 "Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)" (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than "Energy Conserving").

Двигатели внутреннего сгорания разных лет выпуска обладают конструктивными особенностями, требующими применения определенных сортов смазок. Для классификации моторных масел используется несколько стандартов, имеющих разные требования и основу, что сказывается на смазывающих характеристиках.

[ Скрыть ]

Виды моторных масел

Моторные масла подразделяются на несколько категорий по основе, которая определяет вязкость жидкости. Этот показатель оказывает непосредственное влияние на смазывающие характеристики вещества. Вязкость должна оставаться в определенных пределах при нагреве, поскольку излишне текучая жидкость окажется неспособной создавать защитную пленку.

Синтетические моторные масла

Основа масла получается путем синтеза различных химических соединений. Синтетическая основа обеспечивает многие характеристики смазки, поэтому количество присадок незначительно.

Синтетика предоставляет автовладельцам ряд преимуществ:

  1. Увеличенный срок эксплуатации, который может доходить до 30 тыс. км пробега. В процессе работы масло не теряет своих характеристик из-за парафинизации и окисления.
  2. Низкая вязкость, что способствует улучшению смазывающих характеристик.
  3. Пригодно для эксплуатации при низких температурах воздуха (минус 30 ºС и ниже). Холодное масло хорошо прокачивается насосом через магистрали, обеспечивая смазку в момент пуска двигателя.
  4. Выдерживает перегревы без заметного ухудшения характеристик. При нагреве испаряется только малая часть масла.
  5. Низкая зольность, из-за чего на деталях двигателя остается малое количество нагара и отложений.

Единственным недостатком синтетических моторных масел является цена, составляющая в среднем около 600 руб. за литр.

Полусинтетические моторные масла

Компромиссным вариантом между ценой и характеристиками является масло на полусинтетической основе. Смазка состоит из минерального масла и синтетических компонентов. За счет такого состава удается получать жидкость, обладающую невысокой ценой и параметрами, приближенными к синтетике.

Минеральные моторные масла

Относятся к категории масел нижнего ценового диапазона. В основе находятся углеводороды, получаемые путем гидрокрекинга нефти. Недостатком минерального вещества является низкий ресурс и неспособность работать при высоких температурах.

Промывочные моторные масла

Еще одним типом моторных масел является промывочное, которое может иметь минеральную или синтетическую основу. В состав жидкости вводятся дополнительные компоненты, позволяющие смывать смолистые отложения, образующиеся на деталях двигателя. применяются также при переходе на другой тип смазки или на жидкость с иной классификацией. Данное вещество заливается на короткое время, после чего сливается и подлежит утилизации.

Классификация моторных масел

Единого стандарта классификации моторных масел не существует. Различные производители могут использовать международные спецификации, которые соотносятся друг с другом, или собственные.

Наиболее распространенные классификации:

  • ACEA.

Особенности классификации моторных масел

В зависимости от классификации масла разделяются по различным параметрам:

  • вязкости;
  • году выпуска двигателя;
  • эксплуатационным условиям.

Помимо этого, многие автопроизводители разрабатывают собственные требования. Производители масел адаптируют свою продукцию под эти стандарты, что отражается в обозначении. При использовании смазки необходимо убедиться в соответствии характеристик жидкости требованиям производителя автомобиля.

Классификация по SAE

Стандарт создан Обществом автомобильных инженеров, разделяет масла на категории в зависимости от вязкостных и температурных характеристик:

  • зимнее, обозначаемое одной или двумя цифрами и буквой W (вид **W);
  • летнее, обозначаемое двумя цифрами;
  • всесезонное, обозначаемое двойным номером (вид **W-**).

Таблица соответствия температур воздуха и класса моторного масла.

Классификация по API

Стандарт API состоит из двух латинских букв. В зависимости от сочетания букв масло применимо для двигателей, разработанных до определенной даты. Классификация зависит от типа зажигания, а также условий эксплуатации автомобиля. Качество масла идет по нарастающей в зависимости от второй буквы в обозначении.

Согласно стандарту масла разделены на две категории по назначению:

  • масло с символом S (от Service) для 4-тактных двигателей с искровым зажиганием;
  • масло с буквой C (от Commercial), предназначенное для дизелей (в том числе и сельскохозяйственной техники).

Таблица расшифровки обозначений.

Показатель Примечание
SA Не используется
SB Двигатели разработки 1930-1964 года, которые применяются на олдтаймерах
SC Моторы до 1964 года
SD Агрегаты, созданные в период с 1964 до 1968 года
SE Моторы 1979-1972 года
SF Для установок, запущенных в производство в 1973-1988 годах
SG Моторы образца 1989-1994 года, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях
SH Аналогично для моторов 1995-1996 года
SJ Моторы разработки 1997-2000 года, обладающие повышенной топливной эффективностью
SL Моторы 2001-2003 года, имеющие увеличенный межсервисный интервал (улучшение моющих и антиокислительных характеристик)
SL+ Повышенные характеристики окисляемости
SM Двигатели, разработки после 2004 года
SN Современные двигатели, разработки после 2010 года. Масло обеспечивает увеличенный интервал замены, снижает расход топлива, допускает работу двигателя на биотопливе

Для масла, предназначенного с целью заливки в дизельные двигатели, используется 14 классов. Жидкость отличается по рабочему циклу мотора — существуют отдельные смазки для 2-тактного или 4-тактного двигателя. Тактность агрегата отражается цифрой, добавляемой после обозначения класса.

Таблица расшифровки обозначений масел для дизельных двигателей.

Показатель Примечание
CA Ранние дизели образца 1940 года
CB Моторы, созданные после 1949 года
CC Для двигателей, выпущенных позднее 1961 года
CD Моторы после 1965 года. В 1972 году появился стандарт для 2-тактных моторов
CE Моторы образца 1983 года
CF Двигатели с 1994 года, при этом для 2-тактных моторов стандарт принят с 1990 года
CG Принят одновременно с CF
CH С 1998 года
CI Моторы разработки после 2004 года. Агрегаты с рециркуляцией газов, топливо не должно иметь в составе более 0,5% серы
CJ Современные дизельные двигатели с наддувом, созданные после 2010 года. Топливо не должно иметь примеси серы более 0,05%, масло подходит для и системой впрыска мочевины

Согласно классификации API, возможно создание моторных масел, пригодных с целью заливки в дизельные и бензиновые двигатели. Вначале пишется тип агрегата, для которого масло было разработано, а затем — для какого двигателя допускается применение. Пример обозначения — API SL/CF.

Классификация по ACEA

Международный класс ACEA был создан Ассоциацией европейских производителей в 1995 году. Стандарт постоянно дорабатывается, последний релиз делит моторные масла на три категории и 12 классов. При обозначении смазки по ACEA указывается год введения стандарта и номер релиза (если он изменялся с момента первого принятия).

Типы масла по ACEA:

  • категория А/В, предназначенная для применения в бензиновых или дизельных моторах, установленных в легковых автомобилях или микроавтобусах;
  • класс С, специально созданный для моторов с системами дожигания выхлопных газов (нейтрализаторами);
  • категория Е для масла, используемого в нагруженных дизельных двигателях грузового транспорта.
Классификация ACEA

Общее описание классов категории А/В.

Общее описание классов категории С.

Моторное масло классов Е4 и Е6, а также Е7 и Е9 предназначено для работы в дизельных двигателях грузового транспорта, соответствующих нормам токсичности вплоть до Евро-5. Возможно использование смазки на агрегатах с системой рециркуляции газов, а также сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами типа SCR.

При использовании моторных масел стандарта ACEA необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Стандарты моторного масла по ГОСТ

Принятый в 1985 году государственный стандарт ГОСТ 17479-1-85 предусматривает разделение масел на две группы:

  • классы, отличающиеся кинематической вязкостью;
  • группы, которые имеют отличия по эксплуатационным характеристикам.

В зависимости от вязкости моторные масла разделены на категории:

  • летние, имеющее индексы в интервале 6-24;
  • зимние, с индексами 2-6;
  • всесезонные, обозначаемые двойным индексом зима/лето (например, 3/8).

Стандарт оговаривает вязкость при следующих условиях:

  • при температуре 100 ºС;
  • при температуре -18 ºС.

Группы применения обозначаются буквами, при этом классы Б-Е разделяются на две подкатегории (бензин или дизель).

Группа Основные характеристики двигателя, предназначенного для применения масла
А Нефорсированные силовые агрегаты с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия
Б1 Бензиновые моторы с малой степенью форсировки, применяемые в условиях, вызывающих коррозию подшипников скольжения и формирующих отложения
Б2 Моторы малой степени форсировки с воспламенением от сжатия
В1 Бензиновые агрегаты со средней форсировкой, применяемые в условиях, приводящих к быстрому окислению масла и формированию отложений
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели, требующие масла, снижающего коррозию и износ
Г1 Моторы с искровым зажиганием, высокой степени форсировки. Эксплуатируются в условиях, способствующих разрушению масла и формированию отложений, а также коррозии
Г2 Атмосферные и наддувные дизели высокой форсировки, применяемые в условиях, способствующих возникновению отложений
Д1 Для бензиновых моторов, работающих в более тяжелых условиях, чем Г1
Д2 Наддувные моторы с воспламенением от сжатия, работающие на топливе, предъявляющем повышенные требования к маслу
Е1 Для очень тяжелых условий работы высокофорсированных бензиновых моторов
Е2 Аналогично для дизелей (турбо и атмосферных)

Стандарты моторного масла по ISLAC

Стандарт ILSAC появился сравнительно недавно благодаря совместной работе ассоциаций производителей автомобилей США и Японии (AAMA и JAMA соответственно). Классификация преследует цель ужесточения требований, предъявляемых к изготовителям смазывающих жидкостей.

Фактически ILSAC является частным случаем стандарта API, который выделен в отдельную самостоятельную категорию. Существует несколько градаций ILSAC, соответствующих классификации API.

Характеристики стандарта.

Обозначение стандарта ILSAC наносится на этикетке, наклеенной на канистре с моторным маслом совместно с требованиями API и SAE.

Основные свойства масла, на которые распространяются требования ILSAC:

  • вязкость, стандарт требует снижения значения, что позволяет применять масло в высокофорсированных двигателях;
  • устойчивость масляной пленки при высоком давлении (в сочетании с низкой вязкостью);
  • снижение затрат энергии на трение, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • сокращение содержания фосфора, для увеличения срока службы каталитических нейтрализаторов;
  • повышенная текучесть при низкой температуре, которая обеспечивает улучшенную фильтрацию;
  • снижение расхода масла на угар (на исправных двигателях) и испарение;
  • стойкость к вспениванию при работе двигателя.

Пример маркировки стандарта ILSAC на канистре

Стандарты моторного масла по DEXOS

Стандарт разработан корпорацией General Motors и состоит из двух ступеней:

  • Dexos1 для двигателей, работающих по циклу Отто (бензин);
  • Dexos2 для двигателей, работающих по циклу Дизеля.

Стандарт начал вводиться с 2007 года. Для заправки на заводе применяются масла, соответствующие классу 5W-30. Допускается использование смазки на синтетической или полусинтетической основе.


Диаграмма характеристик масел ILSAC и Dexos1

Самые распространенные ошибки при выборе моторного масла

Несколько наиболее распространенных ошибок, совершаемых автовладельцами при покупке масла:

  1. Применение масла с вязкостью, не соответствующей рекомендациям производителя автомобиля. Превышение показателя приводит к износу деталей при пуске и прогреве двигателя. Низкая вязкость не обеспечивает нормальных условий работы на прогретом моторе.
  2. Применение зимой масла, предназначенного для теплого времени года. Ошибка встречается редко, поскольку современные жидкости пригодны к использованию в любое время года.
  3. Использование масла с вязкостью, несоответствующей температуре воздуха. Автопроизводители советуют применять различную жидкость в зависимости от среднего значения температуры. Рекомендации имеются в инструкциях по обслуживанию автомобиля.
  4. Применение масла, не соответствующего типу двигателя. Моторные смазки могут быть универсальными, а также подходить только для бензиновых или дизельных двигателей. Если агрегат оснащен турбокомпрессором, то масло должно иметь соответствующий допуск. Применение жидкости, не предназначенной для работы в двигателях с турбонаддувом, приводит к повреждению подшипников компрессора. Если агрегат эксплуатируется на газовом топливе, то требуется применять соответствующее масло.
  5. Использование масла, не соответствующего интервалам замены. Из-за этого происходит износ деталей, закоксовывание внутренних частей двигателя состарившимся веществом.
  6. Применение поддельной жидкости. Приобретать масло рекомендуется в официальных точках продаж. Это связано с тем, что на рынке смазочных материалов имеется значительное число подделок. Применение поддельной жидкости приведет к серьезным повреждениям двигателя и капитальному ремонту.

На что влияет неправильный выбор моторного масла?

Неверный выбор масла может стать причиной:

  • снижения мощности двигателя автомобиля;
  • увеличения расхода топлива;
  • затрудненного запуска агрегата при низкой температуре воздуха;
  • повышенного износа деталей двигателя, поскольку не соответствующее требованиям масло не создает стабильной защитной пленки на деталях.

Фотогалерея

На фото представлены примеры моторных масел разных видов.

Видео «Классификация масел по стандартам SAE и API»

Ролик, предоставленный каналом Lty D, посвящен тонкостям классификации масел по стандартам SAE и API.

Исходя из требований двигателя автомобиля моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE.

Какое лучше использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, - правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя - один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя. В случае поломки мотора, в которое заливали неоригинальное, но удовлетворяющее основным требованиям масло, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что оно было поддельным.


Используйте масло, которые рекомендовано заводом изготовителем. Если выбираете самостоятельно, то оно подбирается по двум основным параметрам: по группе и классу качества. Также будет полезно узнать .

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение "10W" обозначает температуру применения, а "40" - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре - это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.


Диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел


Со средним климатом рекомендовано использовать "универсальное" 10W - оно подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего будет - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.
  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход , то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории - "S" и "С" сохранился. К категории "S" (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории "С" (Commercial) - предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории "S" на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли вы ее почувствуете.


Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.

Далее остаётся выбрать бренд. Тут выбор широкий: отечественные масла сравнимы со многими иностранными - ведь при их производстве используют современные базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.

Действующих систем классификации ГСМ существует не менее четырёх. Например, есть система ILSAC, которая является достаточно новой и ею редко кто пользуется. Исторически сложилось так, что американские производители авто указывают класс качества по API, а в Европе до сих пор в ходу остаётся другая система – ACEA. Для российской автомобильной промышленности актуальна классификация ГСМ согласно ГОСТ. На самом деле, проще говорить о соответствии между классами API и ГОСТ, чем сравнивать ACEA с API и, тем более, с ГОСТом. Всё просто – классов в системе ACEA больше, чем в любой другой, а требования, предъявляемые к продукции, здесь самые жёсткие. Классификация API, в свою очередь, постепенно обновляется, её требования ужесточаются, но о полном соответствии между API и ACEA говорить не получится даже в будущем.

API и ACEA-98

Мы решили рассмотреть классификацию ACEA-98, как наиболее близкую к американской системе API среди всех версий стандарта ACEA. Сразу заметим, что говоря о соответствии между классами одной и другой системы, нужно учитывать множество нюансов. Не все европейские масла, если они предназначены для дизельного двигателя, являются малозольными . А вот в состав материалов, соответствующих рассматриваемым у нас «дизельным» классам API (CD, CF-4 и CG-4), могут входить только малозольные добавки. Если же говорить о маслах для бензиновых ДВС, можно заметить следующее: классификация API не требует наличия энергосберегающих свойств, в отличие от стандарта стандарта ACEA.

  • Все ГСМ класса A1-98 (ACEA) соответствуют энергосберегающим маслам класса SH+ или CF-2, сертифицируемым по API (дополнительное требование – вязкость 0W30/5W30 по SAE);
  • Класс A2-98 (ACEA) – то же, что класс всесезонных масел SH, SJ+ или CF-1 по API;
  • Класс A3-98 (ACEA) мы ставим в соответствие «всесезонным» классам SJ+, CF-2, если в составе ГСМ нет агрессивных компонентов.

На этом первый список завершается полностью.

Масла, которые согласно ACEA подходят для использования в лёгких дизелях, по системе API сертифицируются в качестве универсальных масел:

  • B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.

Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:

  • E1-98 – CD;
  • E2-98 – CF-4;
  • E3-98 – CG-4;
  • E4-98 – CG-4.

Удачной замены!

ГОСТ и API

Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, перечисленные отношения эквивалентности нужно считать лишь условными соответствиями. О полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может:

  • SB (API) – А (ГОСТ);
  • SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
  • SC – Б1;
  • CA – Б2;
  • SD/CB – B;
  • SD – B1;
  • CB – B2;
  • SE/CC – Г;
  • SE – Г1;
  • CC – Г2;
  • SF – Д1;
  • CD – Д2;
  • SG – E1;
  • CF-4 – E2.

Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.

Подробнее о классификации API

о ACEA подходят для использования в лёгких дизелях, по системе API сертифицируются в качестве универсальных масел:
B1-98 – это энергосберегающие масла CF4/SH с вязкостью 0W30 или 5W30, прошедшие сертификацию по API;
B2-98 (для предкамерных двигателей) – всесезонные масла CF4/SH с вязкостью 10W30, 10W40 или 15W40;
B3-98 (долгоработающие масла для предкамерных двигателей) – CF4/SJ, долгоработающие и всесезонные одновременно;
B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.

Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:
E1-98 – CD;
E2-98 – CF-4;
E3-98 – CG-4;
E4-98 – CG-4.
Удачной замены!
ГОСТ и API
Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, о полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может. Мы говорим только о примерном соответствии:
SB (API) – А (ГОСТ);
SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
SC – Б1;
CA – Б2 ;
SD/CB – B;
SD – B1;
CB – B2;
SE/CC – Г;
SE – Г1;
CC – Г2;
SF – Д1;
CD – Д2;
SG – E1;
CF-4 – E2.
Классам API SH, SJ и CG-4 подобрать эквивалент не удаётся.

Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.

Выше у нас перечислены классы моторных масел, на которые ГСМ подразделяются в согласии с ГОСТ 17479.1–85. Других классов качества ГОСТ не предусматривает. Сведения об уровне качества ГСМ кодируются одним или двумя последними символами, если речь идёт об обозначении, наносимом на этикетку. Индекс 1 присвоен маслам для бензиновых ДВС, индекс 2 – «дизельным» маслам. Если цифра отсутствует, материал считается универсальным. Как видим, всё просто.

P. S. Существуют и другие спецификации, не названные у нас в обзоре (JASO, NMA). Они актуальны для узкого класса ДВС и не имеют практического применения, если говорить о легковых авто, оснащаемых четырёхтактным двигателем.
Подробнее о классификации API

Смазочными материалами для различных машин люди пользуются белее 150 лет. Поскольку производились они двух видов сырья (растительное происхождение, и нефть), особой классификации не было.

Густая консистенция (например, деготь) применялась для смазки колесных ступиц, более жидкие варианты заливались в картеры с движущимися механизмами.

Дальнейшее развитие моторостроения предъявляло все более высокие требования и к расходным материалам. Появились стандарты совместимости с типами двигателей внутреннего сгорания, применяемости к различным условиям, и даже качества. Например, классификация моторных масел по API.

Сегодня любая смазка содержит до 10 различных сертификатов, допусков и классификаторов. Наш материал поможет разобраться в цифрах и аббревиатурах.

Что такое API?

API — American Petroleum Institute (Американский Институт Топлива), занимается разработкой спецификаций, стандартов и классификаторов моторных масел для ДВС. Нефтяная индустрия стремительно развивалась, появились технологические возможности выпускать смазочные материалы с различными свойствами. Автопроизводители, непрерывно совершенствуя свои агрегаты, стали предъявлять повышенные требования к моторным и трансмиссионным маслам.

Чтобы не привязывать торговые марки масел к автомобильным брендам, крупнейшие игроки на рынке расходных материалов приняли решение выработать единую систему стандартов.

Стояла задача не просто привести отношения автозаводов и нефтеперерабатывающих комбинатов к общему знаменателю (действуя в рамках свободной конкуренции). Покупатель смазочных материалов также должен был иметь право свободного выбора производителя.

Классификации моторного масла API и ILSAC — видео семинар

Первыми общепризнанными стандартами стали нормы технических союзов SAE и ASTM. Но эти обозначения говорили лишь о базовых (скорее технологических) свойствах смазки.

Возникла необходимость не только привязать технические жидкости к определенным типам моторов, но и разработать систему качества. Покупатель должен понимать, в каком случае он платит больше, и какие преимущества он при этом получает.

Так называемый «классификатор качества» был разработан Нефтяным институтом США (American petroleum Institute, сокращенно API) . Первое упоминание системы API для моторного масла появилось в конце 60-х, когда совместно с техническими союзами SAE и ASTM был разработан единый стандарт, работающий в рамках ASTM D 4485 и SAE J183 APR96.

Затем в течение 15 лет система адаптировалась к ГОСТам различных стран, исследования проводились с участием ведущих инженеров союзов производителей автомобилей (ААМА) и двигателей (ЕМА). В результате поэтапно были внедрены две методики, в которых спецификация масел по API была «узаконена»:

  • Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS;
  • Свод правил СМА.

Спецификация масел по API признана не только на территории северной Америки. Начиная с середины 80-х годов, большинство стран пользуются этими стандартами, не говоря уже об автоконцернах.

Это удобно для покупателя: зайдя в магазин, можно легко сориентироваться. Достаточно посмотреть на технические характеристики (SAE) и стандарт качества API. Сведения есть на этикетке любого смазочного материала.

Некоторые страны имеют национальную систему стандартов: например, российский ГОСТ. Согласно международных конвенций, все системы стандартов качества совместимы между собой, и имеют равную смысловую нагрузку.

Например:

  • SC/CA (американский стандарт API) = Б (российский ГОСТ);
  • CD (американский стандарт API) = Д2 (российский ГОСТ).

Основные показатели, которые производитель закладывает в буквенно-символьное обозначение стандарта API:

Первая буква в классификации обозначает принадлежность к виду топлива. S – бензин, C – дизель. Расходники для дизельного топлива подходят и для коммерческой техники (трактора, комбайны, экскаваторы и пр.), в том числе и для моторов, работающих на солярке.

Дополнительная аббревиатура EC говорит об энергосберегающих свойствах масла. Такая смазка обладает высокой текучестью, что существенно снижает сопротивление между трущимися деталями.

Вторая буква (на сегодняшний день от A до N), определяет то самое качество. Чем дальше буква от начала алфавита, тем оно выше. Именно по этому символу, в отличие от рекламных сообщений производителя, покупатель определяет, за что установлена высокая (или низкая) стоимость расходника.


Рассмотрим каждую из классификаций подробнее:

Классификация моторных масел API для бензиновых двигателей

Современная бензиновая классификация моторного масла по API обозначается символьными сочетаниями от SA до SN. Автозаводы устанавливают допуски в следующем порядке: каждый следующий класс масла совместим с предыдущим, обратная совместимость нежелательна.

Это означает, что в двигатель, работающий со стандартом API SG, можно лить масло SN. А вот масло SF вместо SL заливать нельзя.
API расшифровка выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
SM действующий Введен в оборот с 2004 года, и подходит для всех современных моторов, работающих на бензине, включая высоко оборотистые турбоагрегаты.
SL действующий Применен с 2001 года, обладает функцией энергосбережения, рассчитан на увеличенный интервал замены. Этот класс заменяет литеру K, для устранения путаницы с внутренней классификацией корейских масел.
SJ действующий Введен с 1996 года, при этом имеет 2 подкласса. С 2001 года, масла сертифицированы по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH устаревший Классификация отнесена с условно действующей. После введения в 1992 году, подвергалась дополнительной сертификации по классу энергосбережения. При наличии обозначений API SH/EC и API SH/ECII может использоваться в современных моторах без турбонаддува.
SG устаревший Класс введен в 1988 году, и совместим с моторами, произведенными до 1993 года. Обладает неплохими противоизносными свойствами. Для устаревших двигателей подходит лучше, чем моторное масло более свежих категорий.
SF устаревший Выпускается для агрегатов старше 1988 года выпуска. Хорошо совместимо с этилированным бензином. Для моторов, работающих по двухтактному циклу – лучшее соотношение смазочных свойств.
SE устаревший Высококлассное масло для работы в условиях большой нагрузки (форсированные моторы). Совместимо с агрегатами, выпущенными в период с 1972 по 1980 г.
SD устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, степень форсирования - средняя. Годы выпуска агрегатов – 1967-1971.
SC устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, но без форсирования. Годы выпуска агрегатов – 1964-1967.
SB устаревший Предназначено для моторов, работающих со средней нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.
SA устаревший Предназначено для бензиновых двигателей, работающих с малой нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.

Видео лекция — Классификация моторных масел по SAE и API

Классы качества масла по API для дизельных двигателей

Классификация дизельных моторных масел позволяет безошибочно идентифицировать расходные материалы по типу топлива. Обозначение по API начинается с латинской буквы C.
Таблица автомобильных масел для тяжелого топлива выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
CJ-4 действующий Стандарт разработан для моторов от 2007 года выпуска. Основной упор при сертификации сделан на соответствии показателей зольности и сернистости.
CI-4 PLUS действующий Помимо основных характеристик по содержанию вредных элементов, эти масла не окисляются при высокой нагрузке, а также не испаряются «на угар».
CI-4 действующий Стандарт сертифицирован в 2002 году, для соответствия ужесточенным экологическим нормам. Высокая текучесть позволяет работать в условиях низких температур окружающего воздуха.
CH-4 действующий Этот класс масла API предназначен для двигателей, выпущенных до 1998 года. В принципе, соответствует современным стандартам, но сильно зависит от качества дизельного топлива. В своем составе имеет присадки, предотвращающие износ клапанов.
CG-4 устаревший Применяется в основном для тяжелой коммерческой техники. Сертификат подразумевает универсальность по качеству топлива, однако на практике лучше заливать в мотор качественную солярку.
CF-4 устаревший Универсальное масло для дизельных и бензиновых моторов, работающих по четырехтактному циклу. Совместим с агрегатами, выпущенными до 1990 года.
CF-2 устаревший Применимость – двухтактные моторы, работающие при высоких нагрузках.
CE устаревший Стандарт совместим с дизелями, выпущенными до 1983 года. Хорошо работает на турбомоторах с высоким давлением.
CD устаревший Введен на рубеже 50-60 годов для эксплуатации на сельскохозяйственной технике. Применяется до настоящего времени на старых агрегатах.
CC устаревший Введен в 1961 году, практически не применяется.
CB устаревший Несколько улучшенная формула предыдущего стандарта API CA
CA устаревший Предназначен для малонагруженных простейших атмосферников.

В чем разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

Спецификация моторных масел по API не позволяет использовать расходники в разных моторах. Современные агрегаты сильно отличаются (по условиям работы) в зависимости от топлива.

Температурный режим, ударные нагрузки, наличие сажи или этилена – все это учитывается в формуле классификатора. Некоторые производители усредняют стандарты применимости, и выпускают расходники, которые можно использовать как в дизельных, так и в бензиновых моторах. В такой маркировке присутствуют символы C и S.

Однако покупатель должен знать, что универсальные масла уступают по качеству специализированным смазкам.