Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни. Основные приемы общения

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают раз­личные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны :

2 Стороны общения

Перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении),

Интерактивная (регулирование взаимодействия собе­седников),

Коммуникативная (передача информации).

Третья сторона общения — коммуникативная состоит в обме­не информацией между участниками совместной деятельности.

Коммуникация (от латинского слова — общий) — передача информации от одного субъекта к другому, причем субъектами могут быть кто угодно: отдельные личности, группы людей, организации и др. Входя в контакт друг с дру­гом, они могут обмениваться информацией разного типа и на разных уровнях понимания. Содержание информации мо­жет быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или политический спор, решение деловых вопросов с партнерами и др. Обмен сообщениями между людьми всегда происходит не без причины, а ради достижения каких-то це­лей, удовлетворения каких-то потребностей и т. д. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Вторая сторона общения — интерактивная заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе обще­ния и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками.

Например, производя расчет у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Так выполняются совместные действия рабочими конвейе­ра на производстве, так взаимодействуют танцоры и члены спортивных команд.

Первая сторона общения — перцептивная предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой осно­ве взаимопонимания между ними.

Для обучающихся немаловажно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ни­чего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется.

3 Функции общения

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения - установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Формы общения : деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

4 Задачи межличностного взаимодействия

Рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

5 Средства общения — это те операции, с помощью которых /поди осуществляют обмен информацией. Устное общение, восприятие

Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам общения:

речевому (вербальному или, иными словами, словесному) и

неречевому (невербальному, несловесному).

Но всем известно, что общение не исчерпывается только устными и письменными сообщениями. К средствам общения относится также и поведение человека, которым он сопровож­дает свой язык. Это своеобразный фон общения: его жесты, позы, прикосновения, пожатия рук, облик человека (выраже­ние лица, манера держаться) и т. д.

Восприятие - наглядно образованное отражение человека человеком

По основной модальности делятся на: 1 зрительное, 2 слуховое, 3 осязательное, 4 обонятельное, 5 вкусовое.

По форме существования материи : 1 восприятие пространства, 2 восприятие времени, 3 восприятие движения.

6 Устное общение

Устное общение состоит из двух важных элементов: что Вы говорите и как Вы это говорите. Эффективное устное общение является таковым в том случае, если у Вас имеется полезная информация, Вы говорите отчетливо и четко излагаете свои мысли.

7 Стили общения:

Общение условно можно разделить на непосредственное (или прямое) и опосредованное (или косвенное).

При прямом общении собеседники непосредственно раз­говаривают друг с другом, и общение опирается не только на слова, но и на мимику, жесты, выражение лица, интонацию, тон речи. А при косвенном — информация передается не на­прямую от партнера к партнеру, а опосредованно через что-то (через письма, заявления, через средства массовой информа­ции и т. д.). Прямое общение обладает гораздо большей ре­зультативностью, силой эмоционального воздействия и вну­шения на собеседника, чем косвенное.

По характеру и содержанию общение бывает формальным и неформальным, следовательно, взаимоотношения между людьми могут быть или деловыми, или личными.

Личные отношения выражают симпатии и антипатии, ува­жение и неуважение, доверие и недоверие к человеку, возни­кающие в процессе общения с ним. Эти отношения складыва­ются между людьми вне зависимости от занимаемого ими положения, от прав и обязанностей, которыми они обладают. Например, ребенок может уважать или не уважать своих ро­дителей; учитель, одинаково хорошо исполняя свои профес­сиональные обязанности по отношению ко всем ученикам, может относиться к ним с неодинаковой симпатией.

Деловые (ролевые) отношения складываются между людьми, как чле­нами тех или иных социальных групп и организаций, на основе прав и обязанностей, которые они имеют в этих группах и организациях. Эти отношения очень специфичны, поскольку ограничены правилами взаимного поведения и отношения собеседников.

Стиль общения человека — это скорее предрасположенность к определенному общению, направлен­ность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

!!!Виды стилей общения:

1. Духовное общение

Это доверительно-неформальное общение друзей, когда можно затронуть в беседе любую тему и необязательно прибе­гать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый его участник знает интересы, убеждения своего собе­седника, его отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

2. Светское общение

Суть светского общения заключается в его беспредметно­сти, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое (неис­креннее), потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения, истинное мнение друг друга собеседников не интересует и не определяет характера коммуникаций.

!!! Кодекс светского общения:

> вежливость, такт — соблюдай интересы другого;

> одобрение, согласие — не порицай другого, избегай возра­жений;

> симпатии — будь доброжелателен, приветлив.

3. Деловое общение

Деловое общение — общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные «личностные расхождения». Это общение предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств собеседников при этом ограничены, люди общаются между собой как носители определенных служебных функций.

Кодекс делового общения::

>принцип кооперативности — твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора;

>принцип достаточности информации — говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

>принцип качества информации — не ври;

> принцип целесообразности — не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

4. Примитивное общение

Примитивное общение — такое общение, когда оценива­ют другого человека как нужный или мешающий в данный момент объект: если нужен — то активно вступают в контакт, гели мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные, гру­бые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то те­ряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Прими­тивные формы общения связаны, как правило, с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком по­пытки унизить быстро меняются на льстивое обращение.

Для него характерны реакции амбиции и знаки превосходства, акценты на внешних признаках человека. Например, об­ращение в общественном транспорте: «Эй, ты рыжая...», «Подвинься-ка, очкарик...»

5. Манипулятивное общение

Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения каких-то целей, управление им за счет преувеличения или преуменьшения собственных личност­ных особенностей или черт характера, извлечение выгоды из собеседника, использование различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты). Манипулятивное общение — чрезвычайно рас­пространенный вид общения, который встречается в основ­ном там, где существует совместная деятельность.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приходилось делать совсем не то, что хотелось бы. Причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то ма­нипуляции. Нашими действиями как бы исподтишка руководят, и это не очень приятно.

Манипуляции стали столь обычной, столь повседневной частью нашей жизни, что мы перестали их замечать. Конечно, манипуляторами люди не рождаются. Ими становятся, но обычно очень рано. Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда «гулить», а иногда кричать. Думаете, плачущим детям всегда хочется плакать? Ничего подобного. Просто они хотят; добиться от родителей того или другого, и слезы в данный; момент — их оружие.

В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто ока­жется более искусным манипулятором, т. е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техни­кой общения.

6. Формально-ролевое или ритуальное общение

Это общение, где задачей является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни у нас существует огромное количество подчас очень разных ритуалов, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В ритуаль­ном общении для нас существенно следование какой-то роли - социальной, профессиональной или межличностной.

Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос: «Как живешь?» начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы по­нимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нор­мально»), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно. Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично» и т. д., а вот ответ «отвратительно», предполагающий в дальнейшем вопрос «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

7. Гуманистическое общение

Ситуации гуманистического общения всем известны это глубоко личное, интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, позволяющее удовлетворить потребность человека в понимании, сочувствии, сопереживании Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайно попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек наш одноклассник или преподаватель, с которыми мы общаемся ежедневно уже много лет подряд.

Кодекс общения – вежливость, этика, учет возраста, умение слушать, умение промолчать.

8 !!! Стратегия общения:

Открытая (умение высказывать свою точку зрения)

Закрытая

Монологическая (заранее подготовленная)

Идея

Этапы общение

Адаптация - приспособляемость

Предугадывание состояний и поступков другого

Впечатление от беседы

Прощание

Типы общения

Визуальный

Аудиовизуальный

Кинестетический (движения)

Обонятельный

Вкусовой

9 Знаковые системы. Вербальные и невербальные средства общения

Вербальная коммуникация основной вид общения.

Все мы знаем, насколько важна грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодейст­вии между людьми.

В структуру речевого общения входят:

Язык (система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения).

Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, дикция). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

По эффективность общения во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, и их интонации, но и в значительной степени от умения «чи­тать» сообщения, передаваемые невербально.

Невербальное поведение , широко известное как «язык тела», или «язык жестов», включает в себя такие формы самовыражения, которые опираются не на слова и другие речевые символы, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами во время общения.

К невербальным средствам относятся:

экспрессивно выразительные движения (мимика, жесты, поза, походка человека) и визуальный контакт (взгляд, частота контакта, направление), которые могут усиливать, допол­нить или опровергать смысл сообщения;

межличностная дистанция — расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от степени доверия к собе­седнику, от культурных и национальных традиций и других факторов;

Невербальные средства общения:

позы, жесты, походка

мимика

визуальный контакт

межличностная

дистанция

10 Виды и техника слушания

Во время слушания решаются две задачи: воспринимает­ся содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз в разговоре надо спраши­вать себя, что в данном случае для нас важнее: что говорится собеседником или как говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, какие чувства (нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие и др.) испы­тывает ваш собеседник. При слушании очень важно давать ему обратную связь. Обратная связь может выражаться как а) отражение чувств говорящего, и б) отражение информации.

У каждого из нас есть пассивное (непроизвольное) и ак­тивное (произвольное) внимание.

Пассивное внимание свя­зано с врожденным рефлексом, подсознательной реакцией на новое и необычное, а активное — это внимание, достигае­мое усилием воли и преследующее определенную цель: размышление, понимание или запоминание. Собственные мыс­ли человека и внешние помехи отвлекают внимание собе­седников тем незначительнее, чем важнее и интереснее ин­формация и сам собеседник. Пассивный слушатель — это как пустое ведро, а активный — насос, который методом вопро­сов выкачивает из партнера информацию. Можно выделить следующие виды слушания:

Активное,

Пассивное,

Эмпатическое слушание.

Активное слушание (рефлексивное) — это слушание, при котором происходит рефлексия, то есть осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков. Оно представля­ет собой процесс расшифровки смысла сообщений, выделение из речи говорящего законченных предложений (и слов, под­черкиваемых самим собеседником), а также оценка услышан­ного, включающая отделение фактов от мнения собеседника.

Пассивное (нерефлексивное) слушание — это умение вни­мательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собесед­ник проявляет глубокие чувства, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Здесь важно просто слушать его и давать понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Общение сложится лучше, если вы будете повторять, прогова­ривать сказанное партнером. Вместо «да» можно повторить, ничего не изменяя, какое-то слово или фразу.

Эмпатпигеское слушание позволяет переживать те же чув­ства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разде­лять его.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых устано­вок, предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собесед­ник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точно­сти отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстриро­вать собеседнику, что его чувство не только правильно поня­то, но и принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собе­седнику обычно надо дать помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими допол­нительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — это не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его пове­дения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяс­нять ему причину возникновения у него этого чувства. Заме­чания типа «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» — не могут вызывать ни­чего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувства­ми, он говорит, «не закрывая рта», и ваша беседа носит до­статочно доверительный характер, вовсе не обязательно отве­чать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать собеседника междометиями, «да-да», «угу», кивать головой.

11 Модели общения

Раппорт -уровень, качество взаимодействия, эмоциональный контакт между объектами коммуникации. Активно используется в психологическом консультировании, в частности в НЛП (нееро-лингвистическое программирование). Рапорт состоит из трех частей:
1. колибровка -то есть отслежка маркеров (характерные черты объекта). Так, например, подросток, чтобы попасть в нужную ему компанию снимает маркеры. Например: стрижка на лысо, черная спортивная одежда, наркотики и т.д.
2. создание ощущения, что ты свой – например, говорить, что тоже участвовал в подобных мероприятиях или использовать сленг данного коллектива
3. ведение – как непосредственное общение, контакт с объектом коммуникации.

12 Коммуникация

Двусторонний обмен информацией на взаимопонимании.

Общение – это коммуникация , т. е. обмен между людьми мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и др. Для осуществления эффективной коммуникации между людьми выработан определенный ряд правил общения.

Психологи обычно называют комплекс правил или сове­тов в общении техниками общения, или техниками эффек­тивной коммуникации.

Эффективному общению следует научиться каждому. Оно улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:

Коммуникация – это п роцесс получения информации.

Межуровневыми коммуникациями называются вертикальные коммуникации. Они могут осуществляться в 2 направлениях: восходящих и нисходящих . Восходящая информация поступает снизу вверх- от исполнителя к начальнику (отчетная информация, запросная- что делать? как делать? и т.д.) Нисходящая информация передается сверху вниз - от вышестоящих к нижестоящим. По характеру она всегда распорядительная (приказы, распоряжения). Эта информация может положить начало действию, а может привести к концу, завершению. Руководитель может взаимодействовать с 1 подчиненным, а может с отделом, цехом, бригадой.

Наряду с восходящей и нисходящей коммуникациями существуют диагональные коммуникации. При данном виде коммуникаций необходимо исключить возможность возникновения препятствий для подобного обмена информацией.

Вертикальные коммуникации - это коммуникации субординации. Организация таких коммуникаций осуществляется по- разному.

Для того, чтобы к Вам относились как к начальнику, необходимо соблюдать субординацию и исключить из отношений с подчиненными панибратство.

Горизонтальные коммуникации - это общение между людьми, работающими на одном уровне. Это общение очень значимо, т.к. идет координация подразделений на одном уровне.

Коммуникация = координации.

Все перечисленные выше виды коммуникаций - это формальные коммуникации.

Обращение типа: Я к Вам вот по какому вопросу, - заставляет человека
настроиться на восприятие, на эту тему, разговор становится четкий, конкретный.

3.Будьте восприимчивы к потенциальным проблемам (к содержанию, смыслу).

4.Излучайте симпатию, проявляйте открытость в общении (покажите заинтересованность, дайте понять собеседнику, что Вы прониклись его проблемами).

5.Добивайтесь установления обратной связи. (Переспрашивайте: Я вас правильно понял? Вы это имели в виду?)

13 Конфликт - От лат.Conflictus - столкновение

Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. При анализе конфликта выделяют:
-субъект конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
-объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина столкновения интересов.

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Виды конфликтов - варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:
-по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
-по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
-по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
-по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
-по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.

Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; или несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Негативные функции конфликта:

1 эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;

2 представление о побежденных оппонентах, как о врагах;

3 ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

4 чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

5 уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта;

6 сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).

Позитивные функции конфликта :
1разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
2сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
3стимулирование к изменениям и развитию;
4снятие синдрома покорности у подчиненных;
5получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

Признаки конфликта

Наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);
-неделимость объекта конфликта;
-желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Развитие конфликта - изменение компонентов конфликта. Ряд направлений развития конфликта:
- постепенное увеличение участников конфликта и его усиление за счет накопления опыта борьбы;
- рост количества проблем и обострение конфликтной ситуации;
- углубление основной первичной проблемной ситуации;
- переход конфликта в квазиконфликт;
- повышение конфликтной активности участников;
- изменение характера действий конфликтных сторон;
- нарастание эмоциональной напряженности у участников конфликта;
- изменение отношения к проблемной ситуации.

Решение конфликта - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Функция конфликта - назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе или обществе. Различают позитивные и негативные функции конфликтов.

Этапы развития конфликта - процесс конфликтного взаимодействия, характеризующийся разной степенью выраженности противоречий в целях, ценностях и методах достижения целей.

Литература

1 Телевизионная журналистика Кузнецов, Цвик, Юровский 4 издание МГУ

2 Так работают журналисты ТВ Кузнецов МГУ

3 Психология журналистского творчества Пронина МГУ

Вербальная коммуникация. Передача информации в процессе общения обеспечивается при помощи языка - главного, специфически человеческого орудия общения, а также неречевыми способами.

Язык как способ общения возник и сформировался исторически, в ходе развития человеческого общества, из его потребностей.

Природа языка является знаковой. Каждое слово - это знак, который имеет определенную соотнесенность с предметами внешнего мира. За каждым словом как знаком исторически закрепилось определенное значение, понятное людям, пользующимся этим языком.

С развитием социального и технического прогресса человечества постоянно расширяется круг потребностей человека, что способствовало развитию и усовершенствованию языка как способа общения. Словарный запас и совершенное грамматическое строение языка современного цивилизованного общества позволяют передавать какую-либо информацию и множество оттенков и деталей объекта информации.

Речь является способом накопления и передачи общественного опыта. Благодаря общению при помощи языка, отражение действительности в сознании одного человека дополняется тем, что было в сознании других людей, вследствие чего вырастают возможности для обмена информацией.

Вербальная коммуникация осуществляется при помощи слова - основной и наиболее совершенной формы человеческого общения. Уровень владения языком, богатство и культура языкового высказывания определяют возможности и эффективность общения каждой конкретной личности.

Параллельно с языком как способом общения при помощи слова широко используются неречевые способы - жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность. Общение как живой процесс непосредственной коммуникации субъектов закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, создавая невербальный аспект обмена информацией.

Невербальная коммуникация. Это особый язык - "язык чувств". Он - продукт общественного развития людей, который значительно усиливает смысловой эффект коммуникации, но может и заменять слова. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее множества слов. Обмениваясь взглядами, люди могут глубоко постигнуть содержание информации, которая не укладывается в адекватные категории вербального высказывания.

Большое значение для установления содержательных и эмоциональных контактов в общении имеет внешний облик человека. На его основании возникает первое впечатление о человеке, которое нередко определяет развитие дальнейших отношений. Внешний облик человека состоит из телесного облика, одежды, манеры держать себя, привычек, В какой-то степени он может сознательно изменяться, но в своей суш остается консервативным.

Телесный облик. Это - неисчерпаемый источник и средство коммуникации. Огромную информацию несут выражения лица, возникающие под влиянием переживаний, мыслей, чувств, отношений. Существенные детали облика - прическа, одежда, аксессуары. Это - предметы оценочных суждений о человеке, его принадлежности к определенной группе, сословию, профессии и т.п.

По манерам человека можно судить о его воспитанности, самооценке, отношению к другим.

Наиболее динамично внешняя сторона невербального общения проявляется в жестах, мимике.

Жест - это социально сформированное и устойчивое движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты имеют биологическую природу, содержат элементы врожденного характера и в тоже время социальны по происхождению.

Например, мимика страха, жесты угроз происходят от биологически целесообразных защитных движений, имеющих место в поведении животных. Мимика и жесты в процессе вербального общения дают возможность усиливать смысловые акценты на элементах передаваемой информации, что усиливает ее эмоциональный эффект от осознания ее значения.

Надо иметь в виду: гипертрофированная мимика и жестикуляция, движения рук, лишенные содержания, могут затруднить восприятие информации, и даже дезориентировать реципиента. Как особенная разновидность невербального общения выделяется тактильно-мышечная чувствительность.

Тактильно-мышечная чувствительность генетически является одним из мощнейших каналов получения жизненно важной информации. Тактильно-мышечной чувствительностью можно познать довольно много свойств другого человека: его физическую силу, особенности личностного плана, отношения, психическое состояние и т.п.

Держа, например, в руке ладонь другого человека, в зависимости от обстоятельств, можно судить в какой-то степени о его психическом состоянии, взаимопонимании и контакте, отношении к ситуации, намерении.

Важную роль в эффективности общения, как свидетельствуют данные специальных исследований зарубежных психологов, играет пространственное расположение собеседников друг относительно друга, дистанция и коммуникативная направленность. Общеизвестно, что важные политические акции - переговоры руководителей, некоторые встречи - проводятся за "круглым столом".

При общении "лицом к лицу" стороны имеют возможность получать исчерпывающую информацию о предмете разговора, определять субъективную позицию и отношение к ней другой стороны.

Как пренебрежение может быть расценена реплика, сделанная другим лицом "сквозь зубы", или отсутствие приглашения сесть, когда к этому побуждают объективные условия.

"Праксемика". Это система знаний об особом коммуникативном общении, о значении дистанции - расстояния между людьми - в общении. Праксемика выделяет в общении четыре дистанции:
1) интимную;
2) личную, которая подтверждает: общающиеся - близкие друзья;
3) социальную (характеризует официальные контакты, имеющие место между сторонами, которые входят в отношения);
4) публичную - общение между незнакомыми людьми (эпизодические, ситуативные контакты).

Неречевые способы общения, сопровождающие вербальное сообщение, создают подтекст, который облегчает, обогащает и углубляет восприятие передаваемой информации. Соответствие невербальных способов общения целям и задачам, содержание словесной коммуникации - важный элемент культуры общения.

Чувство соответствия чрезвычайно важно в работе педагога и всех тех, для кого способы вербальной и невербальной коммуникации являются инструментом их профессиональной деятельности.

Звучит следующим образом: невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Классификация способов общения

Мы кратко рассмотрим вербальную и невербальную коммуникацию, закрепив знания рисунком 1.

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
  • речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
  • речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.

  • Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
  • Речь активна и более динамична.
  • Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
  • Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
    1. Кинесические:
    • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
    • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Рисунок 1. «Средства общения»

    Общение в сети Интернет как способ общения

    В современном мире крайне популярно опосредованное общение. В данном случае речь пойдет об общении через электронные устройства. Одной из особенностей такого общения (если это разговор по телефону) является то, что мы не имеем визуального изображения собеседника, теряя таким образом большую часть информации, которые могли бы получить невербально. Разумеется, данная информация не относится к общению через программу Skype.

    Если обращаться непосредственно к общению через Интернет, то здесь особенностью является анонимность пользователей. Когда вы общаетесь с человеком через Интернет, вы, как правило, не знаете истинной информации про него. Возраст, пол, национальность – все это может быть ложным, это может быть частью виртуального персонажа вашего собеседника. Кроме того, для придания анонимности пользователи часто используют псевдонимы или так называемые «ники».

    Существует несколько правил эффективного общения через электронные средства.

    1. Необходимо редактировать написанное. Соблюдайте грамматические и синтаксические правила языка.
    2. Включайте в свое письмо те же формулировки, какие вы получили. Даже если обмен электронной почтой произошел в тот же самый день и даже минуту, автор не может помнить точно, что он писал вам первоначально. После ознакомления со специфическими выражениями, которые люди используют в своих сообщениях, полезно повторить или перефразировать их, прежде чем ответить.
    3. Примите во внимание отсутствие значимых невербальных сигналов. Всегда помните, что собеседник не может видеть ваши жесты, лицо. Таким образом, старайтесь подчеркнуть ваши сообщения, к примеру, эмоциональными прилагательными. Также допустимо применение «смайликов».
    4. Экономно используйте принятые сокращения или вообще их не используйте. Использование различных сокращений, конечно, сделает ваше письмо короче. Но вполне вероятно, что для собеседника оно потеряет половину смысла. Так, если вы хотите быть правильно понятым другим пользователем, старайтесь яснее излагать свои мысли.
    5. Помните, что при использовании электронной почты отсутствует тайна переписки. Сообщение, которое вы написали, скопировано и сохранено как минимум временно на многих компьютерах между вами и получателем. Если вам нужно сказать нечто конфиденциальное, лучше отправить такое сообщение в письме или передать по телефону.

    Рисунок 2. «Модель общения при помощи электронных устройств»

    Человек - существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его члена­ми, которое называется общением.

    Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обсто­ятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое обще­ние . Речь - важнейшее социальное свойство человека. Часто ко­роткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с по­мощью мимики и жестов. Тем не менее, неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений - все это несет определенную информацию. Форма­ми неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализа­ция. На стыке речевою и неречевого общения находится передача письменной информации.

    В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцеп­тивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное об­щение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаше воз­можно между близкими людьми - родителями и детьми, влюб­ленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких лю­дях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное обще­ние - это общение с помощью слов, т.е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от го­ворящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

    Диалог - наиболее распространенная форма вербального обще­ния. Он предполагает самостоятельность и активность его участ­ников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога про­ходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог - основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.

    Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при со­вместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного об­щения люди приспосабливаются друг к другу, между ними воз­никают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоро­вой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, туше­ние огня пожарниками совместно с жителями соседних домов - все это виды интерактивного общения.

    В связи с развитием средств передачи информации видовое раз­нообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выде­лить общение через Интернет, телефонное общение, SMS - общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотно­шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинако­вым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как известно, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приво­дит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями ко­торой становятся все участники общения. Коммуникация же пред­полагает передачу информации одним субъектом другому без об­ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

    Общение выполняет несколько важных функций в зависимости оттого, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, ин­формационная функция . Общение служит средством передачи ин­формации. Во-вторых, обучающая функция . Получая новую ин­формацию, люди обогащаютсвои знания. В-третьих, воспитатель­ная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образ­цы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа­ния совместной деятельности людей и включения человека в об­щество как равноправного его члена.

    В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуще­ствляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

    Бытовое (повседневное) общение - это общение между близки­ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повсе­дневной бытовой жизни.

    Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в про­цессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инст­рукций, указаний и имеет целью достижение положительных ре­зультатов трудовой деятельности. В рамках делового общения ру­ководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способ­ствовать улучшению качества работы.

    Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, роди­тели могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кан­дидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, орга­ны пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обра­щаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза на­казания и т.д.

    Обучающее общение - это воздействие обучающего на обучае­мого с целью привить ему определенный комплекс знаний, уме­ний и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обы­денной жизни.

    Культурное общение связано с взаимодействием людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посе­щение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных кол­лективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

    Научное общение с опровождает научно-исследовательскую дея­тельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велоси­пед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

    Межкультурное общение осуществляется между людьми, разде­ляющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимо­действие представителей разных направлений в музыке, искусст­ве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на ос­нове сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

    Ритуальное общение - это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жиз­ни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, вхо­дящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при со­вершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие пригла­шения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

    Одной из разновидностей ритуального общения выступает эти­кет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом на­зывают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведе­ние в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

    Наиболее распространенное правило в нашей жизни - это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержан­ным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчи­ненный - с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с челове­ком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при при­ветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протяну­той для рукопожатия, считается оскорблением.

    Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину - женщине, сотрудника - ру­ководителю. Отдельного человека представляют группе.

    На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опозда­нии следует извиниться и объяснить причины задержки.

    Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет не­вежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспраши­вать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хо­тели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

    Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стари­ками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине. выбора темы для разговора в обществе т.д.

    Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения . Независимо от сферы об­щения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скром­ность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.

    Вопросы и задания

    1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?

    2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.

    3. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимо­действия людей. Приведите примеры.

    4. К каким видам общения вы чаше всего прибегаете?

    5. В чем состоит различие общения и коммуникации?

    6. Какие функции выполняет общение?

    7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

    8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?

    9. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать куль­турным?

    10.Опираясь на слова Б.Шоу, определите значение общения: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими ябло­ками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

    В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

    В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

    Виды общения по содержанию

    В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

      материальное;

      когнитивное;

      кондиционное;

      мотивационное;

      деятельностное и

      конвенциональное общение.

    При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

    Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

    Виды общения по целям

    С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

    Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

    Виды общения по средствам

    В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

      непосредственным;

      опосредованным;

    • косвенным.

    Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

    При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, публичное выступление , ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

    Виды общения по времени

    Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

    Другие виды общения

    Кроме перечисленных видов, общение бывает:

    • личностное;

      инструментальное;

    • вербальное;

      невербальное;

      формально-ролевое;

      манипулятивное.

    Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

    Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

    Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

    При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

    Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого .

    Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

    Педагогическое общение

    Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

    Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

      на основе увлечённости совместным делом;

      на основе дружеского расположения;

    • дистанцирование;

      устрашение;

      заигрывание.

    Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

    Обмен информацией в жизни

    Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.