Каковы плюсы и минусы трудовой миграции кратко. «Понаехали»: нужны ли России мигранты? Плюсы и минусы

Миграция - экономические плюсы и социальные минусы

Благодаря трудовой миграции люди получают возможность выживать, поддерживать благосостояние своих семей. В ходе миграции они приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают инoстранными языками, перенимают новые технологии и профессиональные навыки, устанавливают новые человеческие контакты. Основным положительным эффектом являются денежные переводы трудовых мигрантов в страну происхождения. Объемы денежных средств из года в год возрастают (рис. 11). По доле денежных переводов в ВВП Молдавия занимает с 2006 года первое место в мире. Посредством денежных трансфертов молдавских граждан страна получает большую финансовую помощь, чем от иностранных инвестиций в ее экономику. Конечно, денежные переводы напрямую не увеличивают бюджетные доходы правительства, но вносят вклад в национальные сбережения и валютные резервы.

Рисунок 11. Динамика денежных переводов в Молдавию в 1998-2007 годах

Увеличение поступлений иностранной валюты на внутренний рынок помогает защитить национальную валюту. Растущие объемы денежных переводов благотворно сказываются на развитии и консолидации банковской системы страны. Денежные доходы позволяют поддерживать социальную стабильность в стране, снижают напряженность социального конфликта. В Республике Молдова с начала 1990-х годов ХХ века фактически не было открытых проявлений социального конфликта на почве материальных проблем населения. Исход трудовых ресурсов, неиспользованных в стране, избавляет Молдавию от проблемы внутренней безработицы.

Трудовая миграция, позитивно влияет на социальную структуру Молдавии, увеличивая численность среднего класса и, соответственно, уменьшая категорию бедных и очень бедных. Материальное положение домохозяйств, члены которых вовлечены в трудовую миграцию, более благоприятно (рис. 12). Исследования показали, что в 2/3 всех мигрантских домохозяйств материальное благосостояние формируется в основном денежными переводами. Вклад трудового мигранта, его денежные переводы составляют большую часть бюджета домохозяйств (65% и более). Почти в 40% домохозяйств вклад трудового мигранта составляет более 85 процентов вклада в материальное благосостояние его семьи .

Рисунок 12. Материальное положение домохозяйств до и после миграции, %

Большая часть денег, поступающих от трудовых мигрантов в бедные домохозяйства, проедается. Однако, благодаря трудовой миграции, люди, их домохозяйства способны решать не только проблемы выживания. Некоторая часть идет на удовлетворение "потребностей развития": получение образования, услуги здравохранения, приобретение современных товаров, открытие или развитие собственного бизнеса. Некоторая сумма заработанных денежных средств идет на развитие местного сообщества, в котором родились трудовые мигранты.

Существенное увеличение объема производства, наблюдающееся в последние годы, не привело к повышению спроса на рабочую силу. Наоборот, число занятых в экономике даже уменьшилось. По данным Всемирного банка, 3/4 работающих в Молдавии являются "работающими бедными". Низкие заработки в стране и более высокие за рубежом по-прежнему служат стимулом отъезда квалифицированных трудовых кадров. В Молдавии это явление носит разрушительный характер для трудовых ресурсов, что не способствует продолжительному экономическому развитию страны.

Происходит неаргументированное увеличение цен на товары и услуги, которые востребованы, в первую очередь, более состоятельными семьями мигрантов. Бедность семей, не имеющих международных трудовых мигрантов, стала более выраженной, а мотивы к миграции только усиливаются.

Дисбаланс наблюдается и в социально-демографической структуре молдавского общества, так как уезжает самая активная часть населения - молодежь. Уезжая за рубеж на работу, многие из них приобретают статус легального пребывания и трудовой деятельности в стране приема, забирают с собой детей. Изменение социально-демографической ситуации происходит во всех населенных пунктах страны, особенно в сельской местности. Массовым явлением становятся населенные пункты, в которых нет или мужчин, или женщин трудоспособного возраста.

Трудовая миграция способствует укреплению семьи с материальной точки зрения, но разрушает ее морально. Члены семьи становятся чужими людьми. Растет количество детей, которые воспитываются в семьях, где один или оба родителя - трудовые мигранты. По данным ЮНИСЕФ и Центра информирования и документирования о правах ребенка, в Республике Молдова имеется около 200 тысяч несовершеннолетних, которые вследствие миграции остаются одни или воспитываются одним родителем. Если в 2000 году таковых было 20%, то в 2005 году - 38%.

Дети из семей трудовых мигрантов становятся новой группой риска, так как они растут без родительского тепла и воспитания, в наибольшей степени подвержены влиянию улицы, ущемлены в социально-психологическом, нравственном и воспитательном плане. Нередко они становятся жертвой криминальной среды .Стремясь как можно больше заработать, трудовые мигранты экономят на своем здоровье, технике безопасности. Отсюда, нередки случаи гибели, производственного травматизма, роста и запущенности заболеваний. Снижается "порог здоровья" трудовых мигрантов, в целом населения страны.

Крайне негативным "спутником" трудовой миграции стал трафик людей с целью сексуальной эксплуатации девушек, молодых женщин и детей, изъятия и продажи человеческих органов. По этому показателю Молдавия - одна из наиболее небезопасных европейских стран. Сексуальная трудовая миграция ведет к снижению нравственного порога у населения: происходит моральная реабилитация труда проститутки, признание его в глазах одним из "нормальных" видов человеческой деятельности.

Первые попытки борьбы с нелегальной миграцией молдавского населения были связаны именно с противодействием трафику людей. Инициатором выступили международные организации, озабоченные трафиком молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации. С целью противодействия трафику предпринимаются различные меры. Во-первых, информирование населения об опасностях и рисках нелегальной / неурегулированной миграции, трафике людей с целью трудовой или сексуальной эксплуатации. Во-вторых, усиление контроля за деятельностью туристических агентств и агентств по трудоустройству молдавских граждан за рубежом. В-третьих, наказание тех, кто организует, рекрутирует и переправляет "живой товар". В последние годы в Молдавии активизировалась деятельность правоохранительных органов по выявлению и борьбе с преступлениями, связанными с трафиком людей, и она дала определеннные результаты (табл.1).

Таблица 1. Количество преступлений, связанных с нелегальной миграцией, трафиком людей, выявленных молдавскими правоохранительными органами в 2004-2008 годы

Сутенерство

Трафик детей

Нелегальная транспортировка детей за границу

Организация нелегальной миграции

Организация и практика попрошайничества

Возбуждено уголовных дел

Однако, в целом в противодействии нелегальной миграции, трафику людей еще много резервов. В первую очередь, это касается непоследовательности молдавских властей в отношении наказания коррумпированных государственных чиновников, которые "крышуют" нелегальную миграцию, трафик людей с целью трудовой деятельности за рубежом и др. Это побудило Государственный Департамент США в докладе, посвященном противодействию нелегальной миграции и трафику людей в 2007 году, перевести Молдавию из второй в третью группу стран, которые ничего не делают или лишь имитируют борьбу с этим общественным явлением.

Важное место в понимании ситуации и перспектив трудовой миграции играют планы трудовых мигрантов на будущее. Каждый пятый респондент, работающий в странах Европейского Союза, не имеет намерения вернуться на родину, строит, реализует или уже реализовал свое стремление остаться на постоянное местожительство в стране приема. По трудовым мигрантам, работающим в Российской Федерации, этот показатель вдвое ниже .

Подобное развитие событий грозит депопуляцией, исходом молодых людей, квалифицированной рабочей силы, трансформацией Молдавии в "спальный вагон", создает реальную опасность национальной безопасности. Кроме того, нельзя не видеть и того, что исход граждан более молодых возрастов ставит под сомнение перспективу демократического развития страны: на выборах доля и политическая значимость избирателей "третьего возраста" серьезно возрастает, их голос нередко становится решающим в определении перспектив общественно-политического движения страны.

Массовая нерегулируемая трудовая миграция оказывает негативное воздействие на характер взаимоотношений молдавского государства с государствами приема наших трудовых мигрантов. Нелегальность проникновения и нахождения в стране, нередкое антиобщественное поведение, нарушение правил и норм общественной морали и поведения, отрицательно сказывается на имидже Молдавии как цивилизованного демократического государства. Это отношение к молдавскому государству зачастую усугубляет проблема трафика людей. В последнее время выявился и другой аспект проблемы взаимоотношения Молдавии и других государств в контексте международной трудовой миграции молдавских граждан. Молдавские трудовые мигранты становятся разменной монетой, инструментом политического давления на Молдавию со стороны России, ее политических и государственных структур. События 2005-2006 годов в этом отношении достаточно показательны.

Отмечая позитивные стороны миграционного менеджемента в Республике Молдова, во многом обусловленные активным и тесным сотрудничеством с Европейским Союзом, следует в то же время обратить внимание на ряд обстоятельств, минимизирующих эффективность регулирования миграционных процессов в Молдавии.

Во-первых , избирательность в преследовании и уголовном наказании государственных чиновников, "крышующих" нелегальную миграцию, ее организаторов. К сожалению, только жесткое решение, принятое Госдепартаментом США, вынудило власти Молдавии отреагировать на это. В ходе встречи с сотрудниками Центра по борьбе с нелегальной миграцией Президент объявил о сокращении численности личного состава на 50%. Это решение носит административный характер, не имеет ничего общего с адресным, уголовным наказанием чиновников, вина которых доказана судом.

Во-вторых , в противодействии нелегальной миграции нередко имитируется деятельность, отдается предпочтение административным мерам запретительного характера. Примером может служить негласные (неофициальные) рекомендации иностранным консульствам о фиксированном (ограниченном) количестве виз, выдаваемых в течение одного рабочего дня.

В-третьих , комплексная долгосрочная работа с диаспорой, требующая сочетания патриотических, социально-экономических, правовых и информационных аспектов, нередко подменяется бюрократическими подходами, призывами инвестировать в экономику страны, сыграть на ностальгии мигрантов, их бездушным прямым обманом.

В-четвертых , справедливо акцентируя внимание на европейской ориентации Молдавии, сотрудничестве с Европейским Союзом в области регулирования миграции, власти упускают восточное (СНГ, Россия, Украина) направление сотрудничества в области трудовой миграции, противодействия нелегальной миграции и трафика людей с целью их эксплуатации в различных формах. Представляется, что этот аспект деятельности, особенно в контексте растущей конкуренции за трудовых мигрантов, изменений в миграционной политики России как основного аттрактора молдавской рабочей силы, упускать не следует.

В-пятых , сотрудничество с Приднестровьем в вопросах противодействия нелегальной миграции остается на очень низком уровне. При содействии и поддержке Миссии МОМ в Молдавии были организованы различного рода мероприятия по информированию населения о трафике молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации и в Приднестровье. Молдавские и приднестровские неправительственные организации сотрудничают в этом вопросе. В вопросах противодействие трафику людей с целью их сексуальной эксплуатации, продаже и изъятию человеческих органов, выявлению и наказанию их организаторов сотрудничают и государственные правоохранительные структуры Республики Молдова и Приднестровья. В других же аспектах, связанных с регулированием миграции, мониторингом и обменом статистическими данными, информацией о миграционных процессах, такого сотрудничества фактически нет с 1998 года. Республика Молдова ориентируется на требования и сотрудничество с Европейским Союзом, в то время как Приднестровье исходит в регулировании миграционных процессов из принципов и требований, характерных для Российской Федерации.

В-шестых , Молдавия - маленькая страна с небольшим рынком труда. Самостоятельно она не сможет стать экономически привлекательной для своего населения, минимизировать его трудовую эмиграцию, уменьшить риски Европейского Союза, обусловленные нелегальной миграцией. В этом контексте, отметим, что без долгосрочной продуманной целенаправленной политики инвестиций со стороны Европейского Союза все предпринимаемые молдавскими властями меры по регулированию миграции не будут давать желаемого успеха.

12 - См.: Ghencea B., Gudumac I. Migraţia de muncă şi remitenţele în Republica Moldova (2004). - Chişinău: Organizaţia Internaţională a Muncii, Alianţa de Microfinanţare din Moldova, 2005; Transferuri de bani de la cetăţenii Republicii Moldova, aflaţi peste hotare la muncă, (2004). – Chişinău: CBS AXA. A TNS CSOP Branch in Moldova. / OIM, 2004; Remittances in the Republic of Moldova. Patterns, Trends, and Effects. – Chisinau, IOM, 2007.
13 - Postolachi V., Poalelungi O., Moşneaga V., Gonţa V. Republica Moldova – Problemele migraţiei. – Chişinău, IМSRM; IMGSEE, р.305-381.
14 - Данные за январь 2008 года.
15 - См.: Мошняга В., Руснак Г. Мы строим Европу и не только... - Кишинев, Молд.ГУ, 2005, с.40.

Очередной раз узрев на улицах людей неславянской внешности, россияне продолжают недовольно ворчать, мол: «понаехали тут всякие», «Москва нерезиновая» и т.д. Однако изрыгая проклятия в сторону приезжих, мы забываем, что именно они обеспечили столице и многим другим городам массовую застройку, порядок на улицах, рост сферы услуг и выполнение многих работ. Самим россиянам не особо нравится вкалывать на дорожных работах, заниматься уборкой улиц или месить бетон на стройках, поэтому те, кто «понаехали», представляются весьма выгодной и дешевой рабочей силой. Но сам факт того, что «понаехали» вызывает агрессию.

Но все может измениться – в условиях нависающего над Россией кадрового дефицита, гражданам России в скором времени придется посмотреть на неквалифицированных экспатов ближнего зарубежья по-другому. Нехватка рабочих рук наверняка повысит лояльность даже к нелегальным трудовым мигрантам, а тем, кому это не нравится, придется потерпеть. Обусловлено это двумя негативными демографическими явлениями: снижение численности экономически активного населения, которое уже к 202о году, по оценкам Минтруда, уменьшится на 3,5 млн человек, и сокращение трудовой миграции. В первую очередь из стран ближнего зарубежья – работать в Россию все меньше едут украинцы, узбеки, белорусы, таджики и многие другие.

Потоки тают

Украинцы до недавних пор были одними из самых массовых трудовых мигрантов России, на них приходилось около 60% всей рабочей силы, приезжающей в нашу страну. Сегодня поток трудовых мигрантов из Украины тает, на что есть множество причин. Во-первых, кто хотел, тот уже давно приехал – сказывается нагнетаемая внутри страны антироссийская истерия. Во-вторых, на заработках мигрантов существенно отразилось падение рубля и стремительно взлетевшие цены. В-третьих, Украине дали «безвиз» в Европу. И хоть данный режим не дает украинцам права на работу в ЕС, многие пренебрегут подобного рода запретами и все же поедут на нелегальные заработки. Или, по крайней мере, воспользуются режимом для поиска официального работодателя, что также достаточно широко распространено. А там, между прочим, куда более высокие зарплаты, чем в РФ, да и соцобеспечение присутствует . В России же, максимум, на что могут надеяться мигранты – нелегальная работа и сравнительно невысокая зарплата.

Падает количество рабсилы и из других стран, но темпы снижения потоков куда менее стремительные. И тут, вполне логично, что действуют совершенно другие причины. Сказывается жесткая миграционная политика российского правительства по отношению к соседям. Раньше ее вполне можно было оправдать: граждане близлежащих стран выстраивались в очередь, лишь бы попасть на работу в Россию, поскольку на родине кроме безработицы и нищеты их ничего не ждало. Но экономика стран-соседей постепенно восстановилась, появилась потребность во внутренней рабочей силе и как итог, мигранты стали куда более привередливыми.

Теперь, чтоб привлечь внешнюю рабочую силу, мигрантам нужно пообещать не только более-менее стабильный доход и койку в подсобке. Теперь им нужна белая зарплата, возможность переехать вместе с семьей, шанс на легализацию и прочие «плюшки», доступные, в лучшем случае, лишь высококвалифицированным экспатам . Но даже при наличии всего этого, многих трудовых мигрантов откровенно настораживает угроза негативных взаимоотношений между «понаехавшими» и коренными россиянами. Но при всем этом, дабы быть объективным, нужно откровенно признать, что мигранты сами часто провоцируют подобного рода конфликты, игнорируя местные культурные и бытовые традиции и обычаи. А ведь без этого интегрироваться невозможно ни в одно общество.

Яма на яме

То, что Россия вплотную подошла к демографической яме, обсуждают на протяжении последних нескольких лет достаточно активно. Но для нашей страны, как ни странно, такое явление возникает не впервые – провалы рождаемости наблюдались на протяжении всего XX века. Хотя еще каких-то 100 лет назад российских женщин считали чуть ли не рекордсменками по рождаемости – в крестьянских семьях не в диковинку вовсе было иметь по 5-6 детей. Но потом последовали революции, голод, гражданские и мировые войны, политические репрессии и т.д. Последним из таких событий стал распад Советского Союза, в результате которого вначале 90-х население было растеряно и не понимало, что ждет страну дальше. Куда там рожать в этот период детей, там и себя-то прокормить было нечем. А ведь для поддержания демографического равновесия мало даже одного ребенка в семье – чтоб избежать ямы, нужно было «производить» по 2-3 ребенка.

В итоге «дно» было нащупано в 1999 году, когда россиянки родили меньше всего детей за всю современную историю . В правительстве тех времен были уверены, что негативные демографические тенденции компенсируются за счет вернувшихся на родину русских. И ради справедливости отметим, что многие таки вернулись – до начала 00-х в Россию приехало около 8 млн человек, которых, однако, было недостаточно для компенсации снижения рождаемости 90-х. Потом, правда, многие из «возвращенцев» вернулись обратно, на вторую родину – достижения в вопросах демократии и повышения благосостояния населения их не порадовали.

После нулевых, власть решилась на отчаянные меры – материальное стимулирование рождаемости. Тут тебе и разовые выплаты при рождении ребенка, и материнский капитал, за счет которого можно попытаться решить жилищный вопрос, и много других возможных региональных программ. Но рожать никто не спешит – за потерянные 20 лет у молодых семей изменились представления о семейном быту. Теперь мало кто заводит семьи лишь для воспроизводства и решения демографических проблем страны. Теперь семьи, это и свое собственное гнездо – комнаты в общежитии уже давно недостаточно даже студентам. Теперь семьи, это собственный автомобиль и ежегодный отдых хотя бы в Турции или Египте. Детей оставляют «на потом», пока молодые, будущим папам и мамам не до них.

Надежда на мигрантов

Трудоспособное население, как мы уже сказали, продолжает снижаться, по самым скромным оценкам к 2020 году падение составит 3,5 млн человек. Даже если правительство придумает что-то новое и таки сможет стимулировать рождаемость, новое поколение российских тружеников «засучит рукава» не раньше, чем через 18-20 лет . По идее, компенсировать такую численность трудоспособных граждан за счет мигрантов не так уж и сложно – по данным МВД, в Россию ежегодно приезжает работать 3,5-3,8 млн иностранцев, причем большинство из них – граждане безвизовых стран. Однако, только за первые 6 месяцев 2017 года их поток снизился на 27%, что серьезно бьет по надеждам российской власти. Но еще больше сомнений в этой связи вызывает новая миграционная политика, концепцию которой на будущие 7 лет разработали в МВД.

Согласно ей, основные потоки мигрантов будут каким-то странным образом распределяться по всей территории РФ, препятствуя их сосредоточению в столице и прочих центрах. Наиболее приоритетными направлениями для них выбрана, прежде всего, Сибирь и Дальний Восток. Но такие желания правоохранителей не подкреплены официальными цифрами: сколько туда планируют направить мигрантов, куда девать коренное русское население, проживающее там, не вызовет ли это серьезных межнациональных конфликтов и вообще не превратят ли эти регионы в потенциальные миграционные зоны отчуждения?! Но больше всего интересует вопрос, учтены ли будут потребности указанных регионов в рабочей силе и ее квалификации?

Вообще среди россиян бытует стереотип, будто «понаехали» в основном необразованные «чурбаны», имеющие крайне слабые представления о высокой квалификации и умственном труде. Такие себе Равшаны и Джамшуты из известного всем скетч-шоу. Но все не так просто – до 20% из приехавших в Россию трудяг имеют высшее образование . Естественно, что по специальности они не работают, пополняя армию дворников, работников супермаркетов и кафе, строителей и даже курьеров. В целом приезжие повышают образовательный уровень российской нации, но какого-либо вклада они не делают, так как работают не по специальности. Основные сферы их трудоустройства – это торговля, ЖКХ и строительство, в то время как специализация имеющегося у них образования – это медицина, инженерия, юриспруденция, педагогика, металлургия и т.д.

При наличии образованных кадров остро встает вопрос рационального использования имеющегося у мигрантов потенциал а – они могут помочь избежать кадрового кризиса и разогнать отечественную экономику, получив шанс легализоваться в российском обществе. Но для реализации таких планов нужен как минимум комплексный подход к проблеме. Вместо него, мы видим лишь халатность системы, которая в итоге работает лишь в пользу необразованных гастарбайтеров.

Что такое миграция? По определению, миграция (лат. migratio – переселение) – процесс территориального перемещения населения с целью улучшения условий своей жизни. Это сухая информация, которая не отражает положительных и отрицательных сторон миграции, причин и последствий. А между тем, это очень распространенное явление, которое в большинстве стран мира активно набирает обороты.

Рассматривая это явление на российском примере, можно найти массу причин того, что россияне активно покидают свою страну. Это и трудовая неустроенность, и так называемая «брачная миграция», когда граждане РФ выезжают за пределы страны с целью заключения брачного союза и последующего проживания по месту жительства партнера, и просто неизменное желание русских людей изменить свою жизнь кардинальным путем.

Тем не менее, до сих пор основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира.

Для россиян возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Естественно, не в пользу РФ. Это общеизвестный факт и, на первый взгляд, все гладко и ровно. В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового мирового продукта.

В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Они складываются из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах. Стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста.

У нас в России есть такое понятие, как «гастарбайтер». И все мы знаем, что это человек, приехавший в нашу страну «на заработки», так как в его родной стране возможность работать и зарабатывать либо отсутствует совсем, либо доступна лишь узкому кругу «избранных». Также мы знаем, что такой человек вынужден проживать и работать в ужасающих и в целом неприемлемых условиях по той причине, что он практически не имеет стоимости на нашем рынке труда. Ему доступен лишь физический труд, а он, как известно, крайне редко сопровождается в нашей стране достойной оплатой.

Так вот, на Западе ситуация носит примерно такой же характер, разница в том, что там в роли «гастарбайтеров» выступают люди, имеющие возможности для карьерного роста и неплохую зарплату у себя на родине, но которые хотят большего. Как правило, в результате их ожидает полное разочарование, возвращение в свою родную страну с потерей нескольких лет, потраченных на благо чужого государства.

А как быть с «брачной миграцией»? Вообще-то она ненамного отличается от трудовой: страна-«донор» тоже несет убытки. Ухудшается демографическая ситуация, страна опять-таки лишается трудовых ресурсов, опытных профессионалов и специалистов. А в другой стране эти люди выполняют роль дешевой рабочей силы, большинство из них так и не находит там «светлого будущего» ни для себя, ни для своих детей. Более того, россияне, как правило, не имеют в других странах никаких социальных гарантий, у них нет никаких прав, они не защищены ни от кого и ни от чего.

Но, тем не менее, количество желающих найти свое счастье «за холмом» увеличивается с каждым днем. И, возможно, это объяснимо тем самым необъяснимым влечением к авантюрам. Ну скажите, какой русский человек хоть раз не мечтал в один прекрасный день «собрать чемоданчик и рвануть куда-нибудь туда»? Да все мечтали. Просто у некоторых, особо «везучих», появляется такая возможность, за которую они цепляются, словно за соломинку и держатся, пока не поймут, наконец, что никакая это не соломинка, а самая настоящая тарзанка. От берега к берегу, как говорится. А коли решишь отпустить, так она еще и по лицу съездит, уж простите за сравнение.

Вот, кажется, и все. «А где же плюсы?» – спросите вы. Ну, плюсы в том, что есть определенный процент людей, которые все-таки прижились на новом месте, наладили жизнь, и эта жизнь протекает лучше, чем это было бы на родине. Но этот процент так ничтожно мал, что приводить его в качестве аргумента бессмысленно. Так что лично я плюсов в этом явлении не вижу. И в названии я написала слово «плюсы» только с той целью, чтобы хоть как-то облагородить такое неприглядное явление, как миграция.

Обретая новые корни

Миграция, подчеркнул Сергей Корепанов, это сфера, которая связана со многими правами человека: трудовыми, жилищными, культурными и иными. Об их реальном воплощении призвано заботиться государство. Именно когда есть высшая согласованная воля, как подчеркнул Геннадий Чеботарев, вопросы решаются. В подтверждение своего тезиса профессор привел конкретный факт. Закон о правовом положении иностранных граждан порой не позволяет организации заполучать к себе иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста, так как он не «вписывается» в квоту. Внесенные по поручению Президента РФ поправки, которые начнут действовать со следующего года, дают возможность выдавать разрешение на работу в России таким профи вне квот Федеральной миграционной службы. Причем не на год, как сейчас, а на срок действия трудового договора.

Тщательно проработанная миграционная политика, отвечающая долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития, стала велением времени. Насущной необходимостью. Реализует ее федеральное правительство в тесном контакте с субъектами РФ, которые, в свою очередь, стараются улучшить у себя социально-экономическую ситуацию, а значит, повысить миграционную привлекательность. В процессе - в границах своих полномочий - активно участвует и тюменский региональный парламент, помогая людям обрести новые корни на тюменской земле, «встроиться» в жизнь.

К этому, как подчеркнул заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов, обязывает поток мигрантов, который не сокращается, несмотря на кризис. Так, по данным управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области, если в 2004 году на территорию нашего региона въехала 41 тысяча человек, то в 2008-м и 2009-м - по 53 тысячи. Основная часть прибывших (97,4%) - это выходцы из стран СНГ. Из них 72,6% - это граждане Казахстана, 11,7 - жители Узбекистана, 8,8% - из Таджикистана.

Наибольшей миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста, чей удельный вес среди всех прибывших к нам мигрантов равен 80%. При этом отмечается заметный уровень внутренней миграции. Если говорить непосредственно о внутрирегиональных процессах, то их характерная черта - переселение сельчан в города, а жителей юга области - в автономные округа.

Ситуация стабильна

Явления последних десятилетий, по мнению вице-спикера, создали в Тюменском регионе уникальную миграционную ситуацию. Проведенное осенью 2009 года по заказу областной Думы масштабное социологическое исследование «Проблемы социокультурного развития Тюменской области» выявило, что только для трети нынешних жителей региона Тюменская земля является родиной. 30% - это внешние мигранты.

74,2% опрошенных считают: в Тюменской области ситуация в сфере межнациональных отношений совершенно и практически стабильная, в то время как по России в целом положительную оценку положению дел дали лишь 47,8% респондентов.

И это фактическое подтверждение того, что миграция при всех ее положительных моментах приносит с собой множество проблем. И прежде всего тех, которые угрожают безопасности государства. Речь, конечно же, идет о нелегальной миграции.

Нелегалы, как подчеркнул Геннадий Корепанов, не занимая официально рабочих мест, негативно влияют на российский рынок труда, вовлекаются в теневую экономику и выводят из-под налогообложения, по разным оценкам, от 5 до 8 млрд долларов в год. Кроме того, незаконная миграция способствует росту организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, терроризму и прочим общественным язвам. К этим бедам можно добавить и межэтнические конфликты, и так называемую мигрантофобию местного населения, которая порождается повышающейся конкуренцией, монополизацией рыночной торговли, нарочитым игнорированием норм нашей жизни, что нередко позволяют себе мигранты.

Вернулся он на родину...

Однако надо признать: миграция несет нашей стране не только негатив, но и позитив. Это один из основных и реальных источников пополнения и трудовых ресурсов, и численности населения. Демографическая картина современной России дает мало шансов для оптимизма.

Не случайно была принята государственная программа по оказанию содействия нашим соотечественникам, переселяющимся в РФ. Апробация проекта идет с 2007 года в 12 пилотных территориях, в их числе - Тюменская область. В нашем регионе, как подчеркнул заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба, программа реализуется в восьми территориях: в Ишиме, Тобольске и Тюмени, а также в Викуловском, Ишимском, Сладковском, Уватском и Ялуторовском районах. Участниками программы стали уже 175 соотечественников (вместе с членами их семей это 459 человек). На 1 июня 2010 года решение о согласии на участие в проекте принято в отношении еще 253 человек (вместе с домочадцами - 699).

Животов С.И.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Трудовая Миграция. Плюсы и минусы для стран принимающих и поставляющих рабочую силу

Известно, что миграция населения в далеком прошлом выступала в формах работорговли, кочевничества, военных и колониальных переселений. Миграция охватила все континенты, весь мир и приобрела поистине глобальный характер. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов - важнейшая особенность современности. Этот процесс формируется технологическим прогрессом и развитием коммуникаций.

Что такое миграция? Цитирую выдержку из толкового online-словаря - (латинское migratio, от migro - перехожу, переселяюсь), перемещение, переселение. Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства; подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную.Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения.

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) наличие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера - политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Однако доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический. Он преобладает над всеми другими мотивами - политическими, военными, религиозными, стихийными и т.д.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Однако следует иметь в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.

Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых ресурсов, мы понимаем миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах. Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят: (I) смягчение условий безработицы, (2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также (3) приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать (1) тен-денции роста потребления заработанных за границей средств, (2) желание скрыть получаемые доходы, (3) «утечку умов», а иногда и (4) понижение квалификации работающих мигрантов.

Одна из особенностей характеризующая современный етап миграционн ы х процессов, заключается в значительном увеличении нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 6, а по некоторым источникам до 13 млн. рабочих иммигрантов. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского "относительно избыточного населения" могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально, представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.


Федеральное агентство по образованию
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева

Институт психологии, педагогики и управление образованием

Курсовая работа.

Причины миграции: плюсы и минусы.

По дисциплине:
Экономическая теория.

Выполнила:
Студентка 2 курса
Специальность:
Менеджмент организации

Проверила:

Красноярск 2010
План работы:
Введение. Стр. 3 - 5

    Сущность и виды международной миграции. Стр. 6 - 10
    Интеллектуальная миграция. Стр. 10 - 12
    Государственное регулирование иммиграции рабочей силы:
      3.1. Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран- реципиентов. Стр. 13 - 17
      3.2. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. Стр. 17 - 20
    4. Россия и международная трудовая миграция. Стр. 20- 21
    5. Плюсы и минусы миграции. Стр. 21- 22
Заключение. Стр. 23 - 24
Список используемой литературы. Стр. 25

Введение.
Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты, характер и структуру, последствия, которые они вызывают. Исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.
Для мировой миграции характерен резкий рост численности. Так, число мигрантов всех видов по данным ООН достигло в мире 125 млн. человек к середине 90-х годов против 25 млн. в середине 80-х годов и продолжает постоянно увеличиваться. По оценкам специалистов Организации Объединенных Наций около 25 млн., т.е. примерно одна пятая всех мигрантов являются легальными трудовыми мигрантами.
Заемные трудовые ресурсы стали заметной чертой жизни любого цивилизованного общества на земном шаре.
Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны, так как до сих пор не решен нашей наукой. Наиболее важным нам представляется внешнеэкономический аспект этого явления. Позиция страны в международном трудовом обмене определяется эффективностью участия в этой сфере международных экономических связей.
Основными проблемами данного аспекта являются проблема внедрения на мировой рынок рабочей силы и использование наиболее эффективных форм деятельности на нем.
Для этого требуется изучить основные тенденции на мировом рынке иностранной рабочей силы и миграционную политику зарубежных стран. Следует найти зависимость основных черт внешней миграционной политики стран мира от основных показателей их участия в мировом рынке труда и их позицией на этом рынке. Разрабатывается в мире с 1919 года и механизм международного правового регулирования трудовых миграций, однако он не получил комплексной оценки с точки зрения его влияния на эффективность международного трудового обмена.
Важным направлением в изучении международных трудовых миграций является проблема импорта и эффективного использования иностранной рабочей силы.
В настоящее время во многих странах мира резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). Вопрос приема и адаптации, которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии с экономической выгодой для принимающего государства. Однако заставляет страны-участницы этого процесса вступать в международные, в том числе экономические связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами. Не избежала этой участи, и Российская Федерация поток беженцев с начала 90-х годов стихийно усиливался и никак не регулировался принимающей стороной. Использование трудового потенциала беженцев и вынужденных переселенцев, и их влияние на рынок труда различных регионов Российской Федерации анализировались недостаточно, а в практике государственных органов соответствующие научные рекомендации находили воплощение еще реже.
Устойчивой тенденцией за последние 30 лет стал экспорт рабочей силы в мире, ежегодно приносящий государствам-экспортерам суммы в миллиарды долларов в доходную часть платежных балансов этих стран.
Целью контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания процессов международной трудовой миграции и участие в ней России.
Сегодня в условия мирового экономического кризиса международная трудовая миграция и участие в ней России является как никогда актуальной проблемой, т.к. перенасыщение товаров на рынке предложения и резкого падения спроса на них, создает большие напряженности на рынке труда во всем мире.
В своей работе я поставила задачи: изучить процессы проблемы миграции, её плюсы и минусы, и участие в ней России, используя свежие учебные пособия по мировой экономике, а также информацию, находящуюся на экономических порталах всемирной сети Интернет.

    1. Сущность и виды международной миграции.
Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.
Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Миграция существовала во все времена и сопровождала развитие человечества. В современном мире, вместе с появлением летательных аппаратов и новых информационных технологий, миграция населения приобрела невиданные в прошлом масштабы. Люди получили возможность в считанные часы добраться до любой точки мира, а продолжающаяся интернационализация производства вызвала масштабные перемещения и рабочей силы. Если в прошлом, миграция преимущественно была связана с переменой места жительства, то сейчас миллионы людей пересекают границы в поисках временной работы.
В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты), из одной страны в другую.

В свою очередь внешняя миграция делится на:

    межконтинентальную;
    внутриконтинентальную .
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию:
Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства,
Иммиграцией - въезд, в страну на постоянное место жительства.
Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:
· постоянную , или безвозвратную (имеет характер межконтинентальная миграция, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства, и миграция из села в город из одних населённых пунктов в другие).
·эпизодическую , представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям;
· сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или кочевники. Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства.
· маятниковую, предусматривающую ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде.
В зависимости от правового статуса миграция может быть:
    легальной;
    нелегальной.
Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.
Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
    международная переселенческая миграция - исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
    международная трудовая миграция - международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относится следующее:
1) различия в уровне экономического развития отдельных стран.
2) наличие национальных различий в размерах заработной платы.
    3) существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).
    4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие .
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы. Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
1) из развивающихся стран в развитые;
2) между развитыми странами.
3) между развивающимися странами.
4) из постсоциалистических стран в развитые страны.
    5) миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.
Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.
Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Страна - реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования.
Страна-донор - государство, предоставляющее помощь другим государствам.

        2. Интеллектуальная миграция.

В 30-годах прошлого века, когда США получили монопольную возможность отбора учёных - беженцев из фашистской Германии, появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т.н. интеллектуальная миграция или ”утечка мозгов”.
Понятие “интеллектуальная миграция” включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Особенностями интеллектуальной миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы.
Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально–экономического и этнокультурного организма.
Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.
Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, снабжают отечественную экономику валютными ресурсами.
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР.
Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем реальные потребности. Создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты артисты, врачи, ученые не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников, тем не менее, не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине.
Что касается географии современной российской “интеллектуальной эмиграции”, то если раньше 40% всех выехавших составляли жители Москвы и Санкт-Петербурга, то теперь их доля в общем потоке интеллектуальной миграции составляет не более 10%. На первом месте среди стран, в которые направляются основные потоки этнической миграции из России, находится ФРГ, за ней следуют Израиль, США, Канада, Австрия. При этом по доле российских иммигрантов, имеющих высшее образование, лидирует Австрия (60%), за ней следуют Канада (48%) и Израиль (32%).
Интеллектуальная эмиграция наносит существенный удар по функционированию и воспроизводству научных школ в России. Это происходит, прежде всего, в силу “классического” принципа формирования российских научных школ, основанного на жесткой специализации, (в случае отъезда лидера научной школы разваливается вся школа), в противовес “проточной” системе, господствующей в западной науке. В настоящее время в России наиболее эффективно развиваются те научные отрасли, которые не требуют больших материальных затрат. Причем это развитие идет как бы “снизу”, минуя формальные научные структуры, и происходит, как правило, на основе самоорганизации молодых ученых.
    3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
    1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
    2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
3.1. Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.
К положительным последствиям можно отнести следующее:
    1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.
    2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
    3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет.
Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующее:
    1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
    2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
В настоящее время в странах- импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).
В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
и т.д.................