Каким международным актом регулируется право вооруженных конфликтов. Вооруженные конфликты и международное право. Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов

Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»

Право вооруженных конфликтов (ПВК) можно определить как совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Важное место среди источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

Начало войны и его правовые последствия. f Театр войны. Нейтралитет в войне

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; межд. многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Запрещенные средства и методы ведения войны

Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные МП. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и

другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;

бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

  • * Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • * Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
  • * Конвенция об обращении с военнопленными;
  • * Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Международно-правовые последствия окончания войны

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие- временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме МП нарушение условий капитуляции составляет межд. правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников. Основным межд.-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.

Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.

Режим военного плена представляет совокупность правовых норм , регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства , а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвенции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществление прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленные подчиняются законам , уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-Покровительницы и Красного Креста.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвенции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответственности за военные преступления .

Правовой режим военной оккупации

Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.

Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.

После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны— восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами , возобновление ранее заключенных двусторонних договоров , действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение.мирного договора.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриации военнопленных, о финансовых и экономических взаимоотношениях и т. д.

Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состояние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США , Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан , рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу.

Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, другими двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с ФРГ, а затем и многосторонним актом — Договором об окончательном урегулировании ъ отношении Германии, подписанным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что "объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами" и что Великобритания, США, СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом".

Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. совместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных случаях акт прекращения военных действий может отождествляться с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать своим содержанием не только прекращение огня, но и всестороннее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.

Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фактор упрочения международного мира.

Состояние войны. Объявление войны. Агрессия

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны . О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы .

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии :

  • вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);
  • бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;
  • блокада портов или берегов другого государства;
  • нападение на вооруженные силы другого государства;
  • применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним , в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;
  • предоставление государством своей территории для осуществление агрессии третьим государством в отношении другого государства;
  • засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом , в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования .

Нейтралитет

Нейтралитет - правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.

Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

В случае, если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны . При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае, если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.

Постоянно-нейтральные государства

Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (1813-1919), Люксембургу (1867-1944), в настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта , Туркменистан , Лаос , Камбоджа , Австрия , Швейцария . Данное положение ни в коей мере не лишает государство суверенитета . В случае возникновения военного конфликта постоянно-нейтральные государства не должны допускать использование своей территории , водного и воздушного пространства , для целей военного принуждения одного государства другим. Правовой статус постоянно-нейтрального государства устанавливается и международно-правовыми актами, и внутренним законодательством страны. Внутреннее законодательство стран в основном преобладает над международным законодательством, однако международное признание данного правового положения является определяющим.

Война и права человека

Немецкие солдаты, взятые в плен британскими войсками. 1944 год.

Участники конфликта

В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися) .

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного . Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.

Наёмники

Наёмники - лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. Наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию . Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Военнопленные

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.

В соответствии с этими документами запрещается:

  • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;
  • наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
  • использовать голод среди мирного населения как средство войны;
  • наносить удары по объектам, имеющие важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;
  • наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины , дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму.

Запрещенные средства и методы ведения войны

Законы и обычаи войны

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным .

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

  • использовать яды или отравленное оружие;
  • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
  • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
  • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
  • употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;
  • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
  • наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;
  • объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии , искусства , науки , благотворительности , а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.

Вид оружия или боеприпасов Статус По договору Примечания
Разрывные боеприпасы массой до 400 г. запрещены Петербургская декларация 1868 г. Данный запрет имеет целью исключить использование разрывных пуль как боеприпасов, причиняющих излишние страдания.
Пули, легко расширяющиеся или сплющивающиеся в теле человека запрещены III декларация к Гаагским конвенциям 1899 г. К этим пулям относятся пули с надрезами или полостями, например, дум-дум , благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения. Кроме того, такие пули гораздо быстрее останавливаются и, таким образом, позволяют использовать всю кинетическую энергию пули для разрушения.
Химическое и биологическое оружие запрещены Конвенция о химическом оружии 1993 г., Конвенция о биологическом оружии 1972 г., Женевский протокол 1925 г., II декларация к Гаагским конвенциям 1899 г. Ранние договоры запрещали только использование химического и биологического оружия. Договоры 1972 и 1993 гг. запрещают как применение, так и производство соответствующих видов оружия. Существующие запасы химического и биологического оружия должны быть в соответствии с этими договорами уничтожены в оговоренные сроки.
Оружие, порождающее осколки, невидимые в рентгеновских лучах запрещено I протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. К таким осколкам относятся небольшие кусочки пластмассы, дерева и стекла.
Противопехотные мины и мины-ловушки запрещены или ограничены Конвенция о запрете противопехотных мин (Оттава, 1997), II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. Оттавская конвенция вводит полный запрет на производство, использование и накопление противопехотных мин. Однако многие государства (включая Россию, США и КНР) до сих пор не подписали её. II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений не запрещает использование противопехотных мин, но накладывает на него ограничения:
  • мины должны располагаться на четко обозначенных и охраняемых минных полях или иметь механизм самоуничтожения, срабатывающий от времени;
  • мины должны обнаруживаться стандартными миноискателями.
Зажигательное оружие и боеприпасы ограничены III протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. Ограничения касаются только того оружия, зажигательный эффект которого является основным. На его применение накладываются следующие ограничения:
  • запрещено применение любого зажигательного оружия по мирным объектам;
  • запрещено применение зажигательных авиабомб в городах, селениях или вблизи таковых (даже по военным объектам).
Ослепляющее лазерное оружие ограничено IV протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. Запрещено использование лазеров, специально созданных для перманентного ослепления. При этом не запрещено применение других лазеров, даже если они могут привести к постоянной слепоте, если они не были специально созданы для этой цели.

Необходимо заметить, что, вопреки распространенному мнению, кассетные бомбы , боеприпасы объёмного взрыва (термобарические боеприпасы) и боеприпасы, содержащие обеднённый уран, прямо не запрещены международными договорами. В то же время, некоторые из них можно отнести к оружию неизбирательного действия, применение которого запрещено I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г.

Военная оккупация

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать всё от неё зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Должны уважаться права семьи, отдельных лиц и частная собственность.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и о её способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которых они не совершали (коллективные наказания).

Грабёж безусловно воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая ту или иную область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться.

Ответственность за военные преступления

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Нюрнбергский и Токийский процессы

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами - СССР , США , Великобританией и Францией . В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия , Канада , Китай , Индия , Нидерланды , Новая Зеландия и Филиппины .

Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.

Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

Ссылки

Литература

  • Центр международного сотрудничества Красного Креста - документы по гуманитарному праву
  • Exploring Humanitarian Law Virtual Campus - Teaching material on Humanitarian Law
  • Обзор заблуждений о стрелковом оружии. История стрелкового оружия. О запрете экспансивных пуль
  • 9.Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание.
  • 10.Субъекты международного права. Понятие, виды.
  • 11. Государство как основной субъект международного права,
  • 12. Международные организации как субъекты международного права
  • 13. Признание государств и его юридические последствия, Виды признания.
  • 14. Правопреемство и его виды. Общая характеристика конвенций.
  • 16. Стадии заключения международных договоров. Консенсус, аутентич­ность, альтернат.
  • 18. Понятие «население»» и «гражданство» в международном праве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства в законодательстве Российской Федерации.
  • 19.Всеобщая декларация прав человека 1948 года: общее содержание и оценка.
  • 21.Внутренние, и зарубежные органы внешних сношений государств. Их правовой статус. Показать на примере России.
  • 22. Дипломатические представительства: понятие, состав, санкции, и пол­номочия; порядок назначения и отзыва глав, дипломатических предста­вительств.
  • 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 25. Устав. Снг, структура и деятельность снг.
  • 28. Совет Безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению мира, юридическая сила решении. Примеры.
  • 29. Экономические и Социальный Совет оон: порядок формирования, компе­тенция, решения. Примеры.
  • 30. Международный Суд. Оон: состав, порядок образования, компетенция. Примеры решение суда.
  • 31. Специализированные учреждения оон: направления и особенности их деятельности. Привести примеры.
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе /обсе/: становление и развитие. Заключительный Акт сбсе 1975 года: содержа­ние и оценка.
  • 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели.
  • 34. Договор о запрещении испытании ядерного оружия в трех средах 1963 года. Проблемы всеобщего запрещения ядерных испытаний.
  • 35. Договор о нераспространении, ядерного оружия 1968 года, контрольный механизм выполнения норм этого Договора.
  • 38. Территория в международном праве: понятие отрасли, объекты регули­рования, виды территорий.
  • 39. Понятие и составные части государственной территории. Правовые основания и способы ее изменения.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 45. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим, право мирного, прохода и порядок его осуществления.
  • 46. Экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство Российской Федерации об экономической зоне.
  • 47. Континентальный шельф: понятие, отсчет, ширины, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе.
  • 48. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Определе­ние военного корабля.
  • 55. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Конвенция снг 1993 года.
  • 59. Понятие жертв войны, конвенция об обращении с военнопленными 1949 года.
  • 60. Окончание, войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
  • 61.Международная защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Конвенции.
  • 63. Виды международных правонарушений. Примеры.
  • 57. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, прин­ципы, источники.

    В международном праве имеется значительное число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Эти принципы и нормы складываются в самостоятельную отрасль международного права - право международных конфликтов. Данная отрасль регулирует допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название «право вооруженных конфликтов».

    В настоящее время, преобладающее большинство норм права и принципов права вооруженных конфликтов содержится в международных договорах, среди которых необходимо отметить следующие:

    1) Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

    2) Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны и другие;

    3) Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 года;

    4) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года, Конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года. Проблема Женевских конвенций, по мнению некоторых ученых- международников, в том, что они применимы скорее к последствиям военных действий, нежели к их непосредственному ведению. Указанный пробел восполнили принятые в 1977 года два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 года, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительный протокол II).

    Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

    1) предотвращение вооруженных конфликтов;

    2) правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;

    3) ограничение средств и методов ведения войны;

    4) защита прав человека в период вооруженных конфликтов;

    5) обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

    Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

    Согласно Женевским конвенциям 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

    Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

    1) имеют свою организацию;

    2) имеют во главе ответственные за их поведение органы;

    3) установили свою власть на части территории;

    4) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

    Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

    Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

    1) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

    2) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

    3) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

    4) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;

    5) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

    К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего, тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

    Средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий - это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

    В литературе принято делить средства и методы ведения военных действий на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

    Согласно статьи 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. Эта Конвенция обязывает государства не только не разрабатывать, не производить и не приобретать любые виды бактериологического оружия, но и уничтожить это оружие. Принятие этой Конвенции явилось первой в истории международных отношений мерой реального разоружения, направленной на изъятие из арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия.

    По поводу ядерного оружия в международном праве нет консенсуса. Существует несколько международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения, в то время как прямого запрета на использование ядерного оружия пока еще нет.

    В 1981 году была подписана Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 году).

    К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

    В соответствии со статьей 25 IV Гаагской конвенции 1907 года запрещено «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом» незащищенные города, селения, жилища или строения. Согласно Дополнительному протоколу I «гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий». К военным объектам Протокол относит такие объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (статья 52). Следовательно, объекты, не подпадающие под вышеприведенное определение, должны рассматриваться как гражданские, и их уничтожение является запрещенным методом ведения войны.

    Важнейшим источником, определяющим правовой режим вышеназванных объектов во время вооруженных конфликтов, является Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Согласно статьи 1 Конвенции защите подлежат: «имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа» памятники архитектуры, религиозные или светские; археологические расположения; здания, предназначенные для сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т.п., а также центры сосредоточения ценностей, в качестве которых может выступать часть города или даже целый город.

    Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 года. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

    1) личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

    2) личный состав партизанских отрядов;

    3) личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

    4) военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

    5) члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

    6) население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

    Согласно ст. 42 Устава ООН, Совет Безопасности

    «уполномочивается предпринимать... действия воздушными,

    морскими или сухопутными силами». Именно на основе этой нормы

    строится вся современная концепция военных санкций.

    В актуальное и сегодня положение о военных действиях в рамках

    ООН меморандума правительства СССР «О некоторых мерах по

    усилению эффективности ООН в обеспечении международного

    такого рода должны приниматься, однако, лишь в качестве самой

    крайней меры и при тщательном взвешивании всех относящихся к

    делу обстоятельств, имея в виду, что использование иностранных

    войск, в том числе и войск ООН, для урегулирования конфликтов и

    даже одно только присутствие их на чужих территориях может, как

    показывает опыт, вести к прямо противоположным результатам - к

    вмешательству во внутренние дела государств, к серьезным

    международным осложнениям, к обострению напряженности.

    Непременным условием такой крайней меры, как использование

    вооруженных сил ООН, должно быть - всегда и при всех

    обстоятельствах - точное соблюдение всех положений Устава ООН,

    относящихся к вопросам применения силы для поддержания или

    восстановления международного мира».2

    Как справедливо заметил Д.Б. Левин, «особенность принудительных

    мер невоенного характера, предусмотренных ст. 41 Устава ООН,

    заключается в том, что их применение может быть эффективным

    лишь тогда, когда они выполняются всеми членами ООН или, во

    всяком случае, всеми теми из них, которые поддерживают

    экономические и дипломатические отношения с государством,

    против которого эти меры применяются, в то время как военные

    меры могут быть эффективными и тогда, когда применяются лишь

    некоторыми государствами ».3

    «Когда речь идет о международных преступлениях, - писал Д.Б.

    Левин в 1966 году, - представляющих собой посягательство на

    коренные основы международного общения, таких как агрессия, как

    преступления колониализма, расизма и т.д., то международные

    санкции применяются к виновному государству непосредственно,

    как правило, включают принудительные меры и могут в случае

    необходимости включать меры военного принуждения».1

    Профессор Г.М. Мелков в числе мер принудительного характера,

    которые могут быть приняты Советом Безопасности ООН,

    выделяет, в частности, меры, связанные с использованием

    вооруженных сил для подавления агрессора силой и

    восстановления международного мира и безопасности.2 Далее он

    пишет: «международное право... разрешает обращаться к силе в

    следующих случаях: в порядке осуществления права на

    индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (по

    статье 51 Устава ООН); во время национально-освободительной

    войны против колонизатора и оккупанта; при возникновении

    гражданской войны или военного мятежа в какой-либо стране; при

    подавлении агрессора силой по решению Совета Безопасности

    ООН (по ст. 42 Устава ООН); для защиты миротворческих сил ООН,

    ОБСЕ или другой региональной международной организации при

    нападении на них враждующих сторон (или одной из них); при

    выполнении государством своих договорных обязательств».3

    О.Н. Хлестов и А.И. Никитин выделяют лишь два случая

    применения вооруженных сил в современном международном

    праве, однако, как и Г.И. Мелков одним из них они признают

    применение вооруженных сил «против государства, совершившего

    акт агрессии или нарушившего мир».4

    Касаясь случаев применения военных санкций, Г.И. Мелков указал,

    что «перед международным сообществом в конце XX века во весь

    рост встали вопросы о правомерности применения силы для:

    Предотвращения войны между государствами (в том числе между

    теми, кто уже имеет ядерное оружие или находится на пороге его

    создания собственными силами);

    Для предотвращения войны внутри одного государства

    (ликвидации угрозы гражданской войны, военного мятежа или

    вооруженных действий сепаратистских группировок, направленных

    на разрушение государства или на выход из его состава какой-либо

    части территории, для пресечения этнических или религиозных

    междоусобиц);

    Для защиты вооруженных сил ООН или миротворческих сил ООН и

    ОБСЕ в случаях нападений на них».1

    Развивая эту мысль, О.Н. Хлестов и А.И. Никитин указывают, что

    «Совет Безопасности ООН в последние годы начинает более

    широко интерпретировать содержащиеся в Уставе понятия «угроза

    миру, любое нарушение мира», дающие ему право применять

    принудительные действия... Совет расценил международный

    терроризм как создание угрозы миру и безопасности».2 В решении

    Совета Безопасности, в частности, по ливийскому случаю,

    устанавливающем санкции против Ливии с целью добиться от нее

    выдачи террористов, обвиняемых в организации взрывов двух

    гражданских самолетов, указывалось, что «...пресечение актов

    международного терроризма, включая те из них, к которым прямо

    или косвенно причастны государства, имеет существенное значение

    для поддержания международного мира и безопасности.»3 Далее

    более частое применение Советом Безопасности вооруженных сил

    не только в межгосударственных вооруженных конфликтах, но и в

    немеждународных, возникающих между различными политическими

    или этническими группами в пределах государства или на

    территории сразу нескольких государств».

    О.Н. Хлестов и А.И. Никитин, анализируя практику использования в

    международных отношениях вооруженных сил в 1992-1995 годах,

    выделили следующие стадии и формы применения вооруженных

    сил:

    Несиловая стадия:

    1. Предварительное «упредительное» развертывание вооруженных

    сил в конфликтном регионе с целью предотвращения эскалации

    конфликта, которое включает в себя:

    Демонстрацию сил в поддержку политических предупреждений

    конфликтующим сторонам;

    Разделение потенциальных позиций враждующих сторон, с

    которых могут начаться провокации и вооруженные действия;

    Оказание, в случае необходимости, медицинской,

    продовольственной, гуманитарной помощи населению.

    2. Создание демилитаризованных зон в районах конфликта,

    означающее:

    Контроль коммуникаций, используемых конфликтующими

    сторонами в оперативных целях;

    Контроль за соблюдением режима прекращения огня;

    Осуществление режима запрещения авиаполетов в районе

    конфликта;

    Обеспечение режима для доставки гуманитарных грузов.

    Силовая стадия:

    1. Разоружение и ликвидация незаконных вооруженных

    формирований в районе конфликта.

    2. Защита законных гражданских властей в районе конфликта.

    3. Восстановление нарушенного режима государственных или

    административных границ.

    4. Защита беженцев и вынужденных переселенцев, организация и

    охрана лагерей для беженцев, обеспечение поступления

    медицинской помощи.

    5. Охрана этнических меньшинств, подвергшихся давлению,

    провокациям со стороны своего этнического окружения.

    6. Межпозиционное размещение вооруженных сил для разделения

    («экранирования») друг от друга враждующих группировок на время

    организации и проведения переговоров.

    7. Постадийное разделение враждующих сторон (создание

    расширяющейся демилитаризованной зоны).

    8. Обеспечение условий для проведения свободных выборов

    гражданской власти по завершении конфликта.

    9. Эскортирование эшелонов гуманитарной помощи,

    предоставленных по национальным каналам и каналам

    международных организаций.

    10. Обеспечение защиты основных прав человека в районе

    конфликта.

    11. Защита от разрушения или повреждения стратегических

    объектов в районе конфликта (арсеналов оружия массового

    поражения и обычных вооружений, дамб, крупных народно-

    хозяйственных объектов и т.д.).

    12. Защита посреднических, дипломатических, переговорных миссий

    международных и неправительственных организаций, ведущих

    деятельность по разрешению конфликта.1

    По мнению подавляющего большинства ученых, Устав ООН прямо

    запрещает осуществление принудительных мер в силу

    региональных соглашений или региональными органами без

    полномочий от Совета Безопасности. Таким образом, без

    разрешения Совета Безопасности региональные организации не

    обладают полномочиями в отношении принудительных мер по

    поддержанию или восстановлению международного мира.2

    Для применения принудительных мер региональными

    организациями, по мнению Д.Б. Левина, необходимы четыре

    обязательных условия: «во-первых, чтобы эти меры применялись

    организациями, объединяющими государства одного

    географического региона; во-вторых, чтобы они применялись в

    отношении угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии,

    направленных против государств этого региона; в-третьих, чтобы

    они осуществлялись по уполномочию и под руководством Совета

    Безопасности (исключая меры по ст.107 3); и, в-четвертых, чтобы

    Совет Безопасности был всегда полностью информирован как о

    принятых, так и о намечаемых мерах».4

    Во-вторых, факт грубого нарушения международного обязательства

    в виде международного преступления, являющегося угрозой

    международному миру и безопасности, должен быть определен в

    качестве такового. Такое определение должно быть оформлено в

    виде резолюции Совета Безопасности ООН. В резолюции должен

    быть указан состав (субъект, объект, субъективная и объективная

    стороны) преступления, квалификация (указание на нарушенные

    договорные и/или обычные нормы), цели военных санкций, рамки их

    применения, театр войны, состав вооруженных сил, сроки и

    отменительные условия. Подобное условие позволяет исключить

    неопределенность применения военных санкций.

    В-третьих, применяемые военные санкции должны в полной мере

    соответствовать требованиям права вооруженных конфликтов

    относительно средств и методов ведения войны. Тем самым на

    субъекты возлагается ответственность за соблюдение

    процессуальных обязательств в ходе применения военных санкций.

    В-четвертых, использование военных санкций допускается лишь

    при невозможности восстановления status quo мирными

    средствами. Это не означает, что обязательно соблюдение

    принципа исчерпания всех мирных средств, поскольку не исключены

    случаи, когда обстоятельства свидетельствуют о невозможности их

    применения в силу характера правонарушения либо его

    последствий. Однако факт невозможности восстановления status

    quo мирными средствами должен быть установлен Советом

    Безопасности ООН. Соблюдение этого условия усиливает

    превентивный, устрашающий характер военных санкций.