Какие народы сформировали американскую нацию. Иммиграция в сша, русская и иная. Страна происхождения предков

Недавно как раз читал статью, посвященную этому вопросу, очень интересную, однако на пересказ уйдет слишком много времени. Поэтому постараюсь кратко описать процесс формирования нации как таковой, общество колоний и ту роль, что сыграла иммиграция.

Формирование американской нации

Возникновение США стало возможным на основе колоний Англии , где основную массу составляли ирландцы, англичане и шотландцы. Однако немалую роль в этом процессе сыграли и другие выходцы из Европы , а в конце XIX века уже выходцы из Китая. В то время, когда первые колонисты лишь приступали к освоению земель, коренное население континента было представлено сотнями племен - потомками древних людей пришедших из Азии. Племена, как правило, обитали на самых плодородных землях , и именно туда устремились колонизаторы.


Первым этапом формирования нации можно считать тот момент, когда английский язык стал единым для большинства колонистов. К тому времени были налажены экономические связи, как между колониями, так и со Старым Светом. Постепенно шло увеличение территорий за счет освоения и захвата земель индейцев.

Структура общества

Структура прослоек общества колоний выглядела следующим образом:

  • высшая - администрация и губернатор;
  • средняя - «фримены» - свободные люди среднего достатка;
  • низшая - самая многочисленная прослойка бедных людей.

Прослойка бедняков была достаточно разношерстной. Здесь были авантюристы, искатели лучшей жизни, преступники и заключенные, сосланные на каторгу. Все это огромное скопище людей именовалось сервентами. Что касается «фрименов», стоит отметить тот факт, что земли, принадлежавшие королю номинально, передавались им навечно с правом наследования . Следующим этапом стало развитие пуританства в самой Англии, а уже оттуда идеи проникли в колонии. Таким образом, постепенно начали формироваться основные черты американского общества : расчет на собственные силы, индивидуализм и предпринимательство.


Музей иммиграции

Он открыт в здании, где в свое время проходила процедура регистрации поселенцев . Это место выбрано неслучайно - 45% предков нынешнего населения страны прибыли в Новый Свет именно через это место - остров Эллис в Нью-Йорке . Только в период с 1890 по 1950 здесь было зарегистрировано 13 миллионов человек. За все времена на Североамериканский континент ступило больше мигрантов , чем в какой-нибудь иной стране мира. Роль иммиграции прослеживается абсолютно во всем, и недаром бытует утверждение, что Америка - котел наций .

Соединенные Штаты создавались на основе английских колоний. Первоначальным ядром американской нации были англичане и выходцы из Ирландии и Шотландии. Но вместе с тем большую роль в этом процессе сыграли выходцы из других стран «западной Европы, а с конца XIX в.- и из Восточной Европы и отчасти Азии. В колониальный период шло слияние населявших английские колонии иноязычных элементов - шведав, немцев, голландцев и многих других с английскими поселенцами. Часть этого населения составили жители недолговечных, впоследствии захваченных Англией колоний ряда европейских государств; частично это были иммигранты, прибывшие из стран Европы непосредственно в английские североамериканские колонии. Ни голландцы, ни шведы, ни другие колонисты не создали здесь сколько-нибудь крупных этнических образований и в основном влились в американскую нацию.

Те группы населения, которые до сих пор сохраняются в составе американской нации в отдельных районах с преобладанием той или иной языковой группы (поселения норвежцев, голландцев, французов, швейцарцев и др.), свидетельствуют о том, что американская нация - еще молодая нация, в которой новые поступления иммигрантов перевариваются далеко не сразу. В течение ряда поколений они сохраняют некоторые особенности быта и культуры своих предков.

Целый ряд обстоятельств способствовал сохранению этих особенностей у одних групп и более быстрому стиранию национальных особенностей - у других. Одним из наиболее показательных признаков является сохранение в быту родного языка. Те иммигранты, которые не сталкивались и США с дискриминацией или страдали от нее меньше других, быстрее смешивались с общей массой американцев, вступали в браки с американцами, постепенно утрачивали свой язык, переходя на английскую речь, забывали свои обычаи. Это относится прежде всего к выходцам из Западной Европы- к датчанам, шведам, финнам, норвежцам, немцам. Вместе с тем оказывается, что есть группы, которые ассимилируются не менее быстро: греки, армяне, румыны, украинцы. Это и понятно: их в США мало (например 274 тыс. греков по сравнению с 4950 тыс. немцев) и они довольно легко растворяются в общей массе англоязычного населения. Большое значение имеет также и расселение тех или иных групп. Жители сельских мест, живущие компактно, сохраняют обычаи и родной язык дольше (среди жителей США, говорящих по-норвежски, население сельских мест составляет несколько более одной трети, а у армян горожане составляют подавляющее большинство).

В связи с теми препятствиями, которые встречала эмиграция из стран Азии, включение уроженцев Азии в американскую нацию было затруднено. Значительные группы иммигрантов из стран Азии и др. живут в США в условиях изоляции от остального населения, и ассимиляция в таких группах протекает медленно. Это относится к японцам, китайцам, пуэрториканцам. Однако, если они не живут совместно в значительном числе, а вкраплены среди американцев, то и переход их к английскому языку происходит скорее, и смешанные браки - явление довольно обычное.

Но и для иммигрантов из европейских стран процесс ассимиляции также сопровождается определенными трудностями. То обстоятельство, что в английские колонии, а позже в Соединенные Штаты прибывали, люди из стран, где уже образовались нации, и приносили с собой свои традиции, свою культуру, свой язык, создавало своеобразие национального развития американцев. Долгое время, а для некоторых этнических групп и по сей день, этнические особенности отдельных национальностей сохраняются. Это относится к тем районам, где издавна живут сравнительно большими массивами выходцы из различных стран. ВыхоДцы из Швейцарии и Норвегии в Висконсине, потомки французских колонистов в Луизиане,- все они, будучи американцами, вместе с тем хранят многие национальные традиции своих предков.

Чем больше развивался капитализм в Америке, тем скорее стирались этнические различия. Смешанные браки, переселения в глубь страны, во время которых жители разных колоний, поселяясь с людьми другой национальности, иной религии, теряли свою обособленность, - помогали стирать эти особенности. Этническая пестрота американцев послужила поводом для всякого рода расистских предрассудков, насаждая и развивая которые американская буржуазия в свою очередь тормозит ассимиляцию многих этнических групп. Отсюда особые национальные кварталы в американских городах, двуязычие и другие явления, свидетельствующие о том, что процесс включения целого ряда этнических групп в американскую нацию проходит мучительно медленно. Вместе с тем часть американской буржуазии, ссылаясь на происхождение своих предков из какой- либо европейской страны, завязывает с этими странаминеофициальные связи, привлекая оттуда иммигрантов в своих корыстных целях. Многонациональная буржуазия США наживается за счет своих соотечественников, вновь прибывших в США и не знакомых с обычаями страны и ее языком. «Итальянские», «ирландские», «шведские» и прочие боссы, пользуясь своими ирландскими или шведскими именами, пытаясь затормозить рост классового сознания, завлекают в свои сети неопытных людей под предлогом помощи соотечественникам. Они всячески поддерживают в них сознание национальной обособленности. В качестве примера можно привести шведов г. Чикаго и близлежащих к нему городов и сельской местности. Политические боссы шведского происхождения держат в руках голоса избирателей этой части США, где живет много выходцев из Швеции. В городе множество магазинов, гостиниц, ресторанов, всякого рода обслуживающих учреждений, где иммигранта из Швеции обслуживают на шведском: языке: ему укажут, где найти квартиру, в какую церковь пойти, в какую школу устроить детей, помогут найти работу.

Буржуазные историки иногда утверждают, будто американская нация сложилась в период от конца войны за независимость до 20-х годов XIX в.; отсюда выводится утверждение, что в состав американской нации вошли в основном англосаксонские народы. Позднейшая же иммиграция, принесшая в страну «нежелательные», в расистском понимании, элементы (славян, евреев, итальянцев и др.), никакого отношения к развитию американской нации якобы не имела.Согласно этой теории, после войны за независимость, в то время когда в Европе происходили такие события, как французская революция и наполеоновские войны, приток переселенцев из Западной Европы в Америку временно почти прекратился (примерно по 1820 г.) и за эти годы в бывших английских колониях успел сложиться «американский» тип, поколение так называемых «старых американцев» (old americans); иммигранты же, которые прибывали позже, в особенности иммигранты из стран Восточной и Южной Европы и из Азии, приток которых падает на конец XIX - начало XX в., принадлежат якобы к «неассимилирующимся», остающимся чужеродным по отношению ко всему американскому элементом. Чтобы доказать, будто ядро американской нации составили исключительно англичане, долго замалчивалась ранняя ирландская эмиграция. На самом же деле уже в колониальный период (1607-1776) население Северной Америки, пополнявшееся постоянно за счет иммиграции, было весьма неоднородно. Англичане, ирландцы, голландцы, немцы, французы, шведы, евреи населяли большие города, поселки, городки, деревни. Для сельских мест долгое время были характерны замкнутость и сохранение этнических особенностей Старого Света, пережитки которых сохраняются даже сейчас. Но в городской жизни, особенно в больших городах, где население живет смешанно, эти черты обособленности выражены гораздо слабее. В течение 400 лет на материк беспрерывно прибывали все новые волны переселенцев, оседая частично в промышленных городах восточных областей, уходя на свободные землп, на лесоразработки, золотые прииски Запада, нефтяные промыслы Оклахомы, на поля Дакоты. Люди эти работали и жили бок о бок, вступали между собой в браки, забывая обычаи и язык своей родины. В 1790 г. американцы английского происхождения составляли примерно 77% всего населения, а в 1921 г. - лишь 41 %. С 1820 по 1933 г. в США зарегистрировано до 38 млн. иммигрантов, причем большая часть их прибыла не из Англии.

В 1850 г. в штате Нью-Йорк ирландские иммигранты составляли 52,4% всего иммигрантского населения штата, немцы 18,1% и только 17,5% - английские иммигранты; австрийцы, венгры, поляки - менее 10%, итальянцы и русские - еще меньше, скандинавы - 0,2%. В 30-х годах XX в. ирландские иммигранты составили 9,2%, немцы -" 10,9%, англичане - 6,9%, итальянцы - 19,7% 1 . Все эти этнические группы, несмотря на дискриминацию иммигрантов, смешивались с коренными американцами, вливаясь в американскую нацию.

Сейчас едва ли можно сказать, что существуют «чистые» потомки первых английских колонистов. Включение в американскую нацию эмигрантов из Центральной и Восточной Европы привело к еще большему изменению состава американцев. И такие изменения в этническом составе означали дальнейшее развитие американской нации. Но и это обстоятельство тоже используется, особенно за последнее время, реакционной пропагандой, в связи с обширными экспансионистскими планами американских империалистов для развития космополитических теорий, вроде теории так называемого «американского тигля». Согласно ей, Америка представляется своего рода котлом, в котором ассимилируются, «переплавляются» все национальности в единую американскую нацию. Факт, что американская нация сложилась из самых различных этнических элементов, толкуется в том смысле, что это само собой означает якобы единство идеологическое и социальное. Соединенные Штаты представляются страной, где якобы царят расовый и классовый мир. Идея космополитизма занимает не последнее место в борьбе американских монополий за мировое господство. Под флагом космополитизма широко пропагандируется приобщение к «американскому образу жизни» суверенных народов, осуществляется экономическое и политическое закабаление различных стран.

УДК 323(73)

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Бурейко Н.Н.

В статье автор анализирует влияние иммиграции на процесс становления американской идентичности, определяя роль и место иммигрантов в американской нации. Определено, что иммигрантам в США отводилась ведущая роль независимо от доминирующей концепции, применяемой для объяснения сущности американского национального характера – плавильный котел или культурный плюрализм.

Ключевые слова: иммиграция, иммигрант, национальная идентичность, нация, США.

THE IMPACT OF IMMIGRATION ON THE PROCESS

OF AMERICAN NATIONAL IDENTITY FORMATION

Bureiko N.M.

In the article the impact of immigration on the process of American national identity formation is analyzed, distinguishing immigrants’ place and role within American nation. A significant role of immigrants in the USA is determined, regardless the domination concept used for explanation of the nature of American national character – melting pot or cultural pluralism.

Keywords: immigration, immigrant, national identity, nation, the USA.

В первом номере журнала «Studia Humanitatis» в своем исследовании мы проанализировали основные политико-идеологические факторы становления американской национальной идентичности и основные черты, определяющие характер американской наци謬¬. Но важно понимать, что Соединенные Штаты Америки уникальны тем, что как государство они были созданы преимущественно иммигрантами, и во всем мире США представлены в общественном сознании как «нация наций», «нация иммигрантов». Ведь в США национальная идентичность формировалась под влиянием культур и традиций представителей разных этнических групп, а иммиграция служила важным фактором различных аспектов общественно-политического развития. Именно поэтому целью предложенного исследования стало определение степени влияния иммиграции на процесс становления американской нации.

Актуальность темы обусловлена тем, что начиная со второй половины ХХ века, иммиграционная политика Соединенных Штатов Америки была существенно либерализирована, что в свою очередь, повлекло за собой изменение характера иммиграции, прежде всего, ее этнического состава. В целом такая тенденция привела к этнорасовой рекомпозиции облика американской нации и переосмыслению сущности американской национальной идентичности. Для того чтобы определить место и роль иммиграции в процессе становления и развития американской нации, а также изменения ее этнорасовой композиции на современном этапе, важно обратиться к истокам формирования национальной идентичности американцев, что и стало основной задачей нашей работы.

Влияние иммиграции на национальную идентичность в целом можно объяснить несколькими факторами, среди которых можно выделить количество иммигрантов и их этническую идентичность, продолжительность иммиграции, готовность иммигрантов интегрироваться в культурное и языковое пространство принимающего государства, перенимать его ценностные ориентиры. В значительной степени влияние иммиграции на национальную идентичность может определяться и отношением собственно государства к иммигрантам и его иммиграционной политикой .

Говоря о Соединенных Штатах Америки, важно понимать, что с самого начала формирования американской нации образ американца ассоциировался, в первую очередь, с иммигрантом, который прибывал к «золотым вратам», о чем красноречиво свидетельствуют строки Э. Лазарус (которая, кстати, тоже была иммигранткой), увековеченные на пьедестале статуи Свободы . В первых же попытках найти ответы на вопрос, какова сущность американской нации и роль в ней выходцев из разных стран (разумеется, на первых порах исключительно европейских), находим следующие ассоциации: американец – тот, кто был европейцем либо потомком европейца, в котором протекала смешанная кровь «англичанина, шотландца, ирландца, француза, голландца, немца, шведа» . Таким образом, «вся Европа, а не Англия стала праматерью Америки» , когда «индивиды всех наций сплавились в новую расу людей» . Истинным считался американец, в жилах которого протекла смешанная кровь, при этом Соединенные Штаты Америки провозглашались страной открытой и существующей для всего мира, готовой принять выходцев со всех его уголков к уже упомянутым нами «золотым вратам». Ведь принято считать, что эти врата ведут к «мировой цивилизации в миниатюре» .

Прибывая в США и оставляя позади свою родину, иммигрант, принимая новые идеи и ценности, руководясь принципами демократии, свободы и равенства, получая возможность усовершенствовать себя и свое материальное положение, становился американцем. Прибывающие в Соединенные Штаты «переплавлялись» в новую человеческую расу, чей труд и чьи будущие поколения должны были стать творцами великих изменений в мире. Характерно, что все, причастные к поиску сущности американского национального характера, пребывали в этом процессе осознанно .

Таким образом, выкристаллизуется однозначная констатация того, что иммиграция выступила фактором становления и процесса формирования американцев как нации при условии, что иммигранты, не имея общности этнического происхождения, перенимали американскую идею и американский характер, американские ценности . Именно таким способом многочисленные разнородные этнические элементы «сплавлялись» в новое историческое образование – американскую нацию , «включающую всех…» . Именно в способности принять в США людей разного этнического происхождения, которыми общими усилиями будут развивать американскую нацию и единую американскую культуру заключается концепция «плавильного котла». Одновременно с этим подчеркивалась определяющая роль фактора иммиграции для формирования американской нации. Однако, необходимо также отметить, что упомянутые «все» исключали тех, кто не принимал предложенные ценности , а также на протяжении очень продолжительного периода – представителей неевропейских народов. Более того, на начальных этапах формирования американской нации такое «европейское происхождение» для иммигрантов, творивших образ американца, сужалось до западноевропейского; иные достаточно долго не учитывались. То есть, несмотря на неэтнический характер национальной идентичности в США элемент «исключения» из национальной палитры представителей отдельных этнических групп, безусловно, присутствовал. Небелым американцам, а именно индианцам и африканцам, довело немало выстрадать, прежде их уравняли в гражданских правах – аж до принятия «Закона о гражданских правах» 1964 года, запрещающего расовую дискриминацию, дискриминацию на основе национального происхождения, пола, религии и т.д., и гарантирующего свободу и равенство трудоустройства, образования и проч.

Все это, разумеется, в свою очередь нашло и отображение в иммиграционном процессе Соединенных Штатов Америки – в 1965 году был принят «Закон про иммиграцию», который открыл дорогу в США представителям их тех регионов и стран, откуда прежде иммиграционные потоки были существенно ограничены. Немало исследователей считают упомянутые два закона результатом антидискриминационного движения в США и часто приравнивают их по степени значения. «Закон про иммиграцию» 1965 года остановил проведение национально ориентированной иммиграционной политики в Соединенных Штатах, которая основывалась на предыдущих законах (последний – «Закон про иммиграцию» Маккарена – Уолтера 1952 года, который предусматривал квотное ограничение доступа иммигрантов в страну по национальному признаку). Последствия иммиграционной реформы не замедлили проявится, немало дискуссий на современном этапе посвящены интенсификации иммиграции как вызову и угрозу национальной идентичности и единения. Об этом читаем, например, в работах С. Хантингтона , А. Шлезингера , П. Браймлоу .

Возвращаясь к роли иммигрантов (разного этнического происхождения), обратимся к идеям культурного плюрализма, о котором впервые заговорили в 1915 году. Примечательно, что идеологом культурного плюрализма был также иммигрант – Г. Каллен, который в своей работе «Демократия против плавильного котла: изучение американской нации» отмечал важность роли иммигрантов разного этнического происхождения в американской нации. Приверженцы идей культурного плюрализма однозначно утверждали, что Соединенные Штаты Америки никогда не были нацией с определенной национальностью, ведь США – это политическая нация, которая объединяет представителей разных национальностей. При этому они сохраняют свою культуру, а разговаривая на государственном языке – английском, не отказываются от своих «особенных диалектов или говоров», проживая в «демократии национальностей» . Именно поэтому предложенный Калленом плюрализм является культурным, а не политическим, ведь он предусматривает сохранение особенностей праотцовской культуры, в первую очередь, для иммигрантов. Культурный плюрализм стал своеобразным следующим логическим этапом американизма, истинного по своей сути, а не того, который в форме принудительных ассимиляционных программ для иммигрантов, известных как «американизация», противоречил американским принципам равенства и демократии. На современном этапе культурный плюрализм, с присущими ему некоторыми видоизменениями, распространен и в других полиэтнических странах, предусматривая «создание условий для развития культур этнических обществ, который составляют этнонациональную структуру того или иного общества» .

Примечательным является то, что последователи культурного плюрализма, которые, правда, не ссылались на взгляды Каллена, но все же продолжали развивать предложенную им концепцию, почти полностью отбрасывали расовые ограничения в процессе формирования американской национальной идентичности. При этом признавали ценность культурных элементов, предложенных и афроамериканским населением, и исконно коренными населением – индианцами. Идеи культурного плюрализма стали альтернативными концепции «плавильного котла» и особую популярность получили, начиная с 60х годов ХХ века, в связи с реформой иммиграционной политики в Соединенных Штатах Америки после принятия упомянутого выше закона 1965 года.

Своеобразным перерождением культурного плюрализма стал плюрализм этнический, поддержку которого принято считать значительным достижением демократии. Именно вследствие того, что понятие культурного плюрализма начали использовать для отображения и трактовки этнонациональных процессов, обусловленных ростом количества иммигрантов, его начали заменять на «этнический плюрализм», «этническое разнообразие / ethnic diversity», позже добавляя такие детерминанты, как «этнокультурный», «мультикультурный», а потом – «мультикультурализм». Практической поддержкой, а вернее воплощением данных идей в Соединенных Штатах стала реализация программы «позитивных действий», а также программы исследования этнического исследования и введение двуязычного обучения в школах с большим количеством детей иммигрантов.

Отметим, что позитивное отношение к иммигрантам и их вкладу в процесс формирования американской нации находим в исследованиях К. Витка «Мы, кто строит Америку: сага про иммигранта» , М. Хенсена «Атлантическая миграция» и «Иммигрант в американской истории» , О. Хендлина «Бостонские иммигранты» и многих других. На ценности вклада иммигрантов в развитие и утверждение самобытной американской культуры делал акцент философ Дж. Дьюи, утверждая, что крайне неправильно обращаться к представителю американской нации «… американский ирландец, американский еврей, американский немец, … поскольку истинный американец – иностранного происхождения. Это не означает, что он неполноценный американец с примесями чужеродной крови… Его сущность – межрасовая, интернациональная. Он не американец плюс поляк или немец. Американец уже, по сути, поляк – немец – англичанин – француз – испанец – итальянец – грек – ирландец – скандинав – чех – еврей» . Отсюда читаем – этническое происхождение не разъединяет, а наоборот способно выступить консолидирующим фактором. При этом важно учитывать ценность наследия прошлого иммигрантов, к чему призывает Дьюи, путем изучения его в системе американского образования, введения в курс школьной программы изучение роли «…миграционных волн, с которых на протяжении более, чем трех веков, формировалась эта (американская. – Н.Б.) земля» . В целом, согласно идеям культурного плюрализма культурного многообразие, принесенное иммигрантами, содействует прогрессу и благу страны . Ведь американская нация была создана людьми разного этнического и национального происхождения, иммигрантами – на основе их приверженности единым ценностям .

Американское общество не только не исключает, но и предусматривает разнообразие культурных элементов, принесенных иммигрантами, что закономерно повлекло за собой развитие концепции культурного плюрализма (pluribus) в виду политико-идеологического консенсуса, заложенного в единении американской нации (unum) . Учитывая то, что в течение ХХ века иммигранты и их потомки составляли значительную часть населения Соединенных Штатов Америки, сложно отрицать, что они так или иначе внесли существенный вклад в ее формирование . Примечательно, что на вопрос «Какое Ваше этническое происхождение?» только 6% респондентов ответили, что они американцы. Остальные же отнесли себя к одной из предложенных переписью 215 этнических групп . Исходя из такой многообразной этнической палитры, безусловно, возникает вопрос о том, каким образом страна с таким этническим многообразием удерживает и сохраняет целостность и единство нации, ее идентичности. Возвращаясь к тому, что США – это политическая нация, верная общим идеям и ценностям, важно помнить о том, что «нация, построенная иммигрантами… может задать вопрос тем, кто сегодня ищет возможности к ней присоединиться: «Что Вы можете сделать для нашей страны?», но мы (нация, американцы. – Н.Б.) не должны спрашивать: «В каком государстве Вы родились?» . Пусть иммигранты, которые перманентно прибывали в Соединенные Штаты Америки, и были выходцами из разных стран, а их предки не были американцами, они сами, перенимая американскую идею, не просто становили частью американского общества, но и влияли на формирование и развитие американской нации и национальной идентичности. Ведь последняя основана на общей принадлежности к универсальным принципам демократичности и равенства, – это идентичность, которая объединяет американцев независимо от их происхождения. Это подтверждает определяющую роль политико-идеологического фактора формирования национальной идентичности США.

Список литературы:

1. Бурейко Н.Н. К вопросу об американской национальной идентичности (политико-идеологический факторы ее становления) [Электронный ресурс] / Н.Н. Бурейко // Studia Humanitatis. – № 1. – 2013. – URL:

2. Ґібернау М. Ідентичність націй / Монтсеррат Ґібернау. – Київ: Темпора, 2012. – 304 с.

3. Євтух В. Етнічність: глосарій / Володимир Євтух. – К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2009. – 170 с.

4. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Сэмюэл Хантингтон. – М., 2004. – 636 c.

5. Червонная С. Обеспечение прав меньшинств в США / Светлана Червонная // США – Канада: экономика, политика, идеология. – 1995. – № 7. – С. 86-96.

6. Bourne R. The Radical Will. Selected Writings 1911-1918 / Randolph Bourne. – Berkeley and Los Angeles, 1992. – 548 p.

7. Brimelow P. Alien Nation: Sense about America’s Immigration Disaster / Peter Brimelow. – New York: Random House, 1995. – 384 p.

8. Crevecoeur H. Letters from an American Farmer [Электронный ресурс] / Hector St. John de Crevecoeur // FullBooks.com. Thousands of Full-Text Free Books [сайт]. 2014 – URL: http://www.fullbooks.com/Letters-from-an-American-Farmer.html (дата обращения: 25.01.2014).

9. Dewey J. Nationalizing Education [Электронный ресурс] /

John Dewey // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [сайт]. 2014. – URL: http://www.jstor.org.ezproxy.gsom.spbu.ru:2048/stable/367821?&Search=yes... (дата обращения: 25.01.2014).

10. D’Sauza D. What’s So Great About America / Dinesh D’Sauza. – Washington, D.C.: Regnery Publishing Inc., 2002. – 218 p.

11. Fuchs L. Culture Pluralism and the Future of American Unity: The Impact of Illegal Aliens / Lawrence Fuchs // International Migration Review. – Staten Island, N.Y., 1984. – Vol. 18. – № 3. – Р. 800-813.

12. Gleason P. American Identity and Americanization / Philip Gleason // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups . – Belknap Press, 1980. – P. 31-58.

13. Handlin O. Boston’s Immigrants / Oscar Handlin. – Belknap Press of Harvard University Press, 1991. – 400 р.

14. Hansen M. The Atlantic Migration / Marcus Hansen. – Simon Publications, 2001. – 428 p.

15. Hansen M. The Immigrant in American History / Marcus Hansen. – The Academy Library, 1964. – 230 p.

16. Higham J. Strangers in the Land. Patterns of America Nativism

1860 – 1925 / John Higham. – N.Y. : Rutgers University Press, 2002. –

17. Joppke C. Immigration and the Nation-State. The United States, Germany and Great Britain / Christian Joppke. – Oxford, NY: Oxford Univ. Press, 1999. – 359 p.

18. Kallen H. Democracy versus the Melting Pot: A Study of American Nationality [Электронный ресурс] / Horace Kallen // Pluralism and Unity. 2014. – URL: http://www.expo98.msu.edu/people/kallen.htm (дата обращения: 25.01.2014).

19. Lazarus E. The New Colossus [Электронный ресурс] / Emma Lazarus // Liberty State Park, Liberty Science Center, The Statue of Liberty and Ellis Island Website. 2014. – URL: http://www.libertystatepark.com/emma.htm (дата обращения: 25.01.2014).

20. Lind M. The Next American Nation. The New Nationalism and the Fourth American Revolution / Michael Lind. – N.Y., L., Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore, 1995. – 448 p.

21. Schlesinger A. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society / Arthur Schlesinger. – NY, L. : W.W.Norton&Co., 1998. – 208 p.

22. The Selected Work of Tom Paine and Citizen Tom Paine / Ed.

H. Fast. – N. Y.: The Modern Library, 1943. – 640 p.

23. Vecoli R. Return to the Melting Pot: Ethnicity in the United States

in the Eighties / Rudolph Vecoli // Journal of American Ethnic History. – 1985. – P. 7-20.

24. Wittke C. We Who Built America: the Saga of the Immigrant / Carl Wittke. – Prentice-Hall, 1939. – 547 p.

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, кафедра международных отношений факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Data about the

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, Chair of International Relations, Department of History, Political Science and International Relations, Yurii Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

2. Формирование американской нации и ее культуры в поздний колониальный период

Укрепление власти метрополии, начиная со времен Реставрации, потом - после "Славной революции" 1688 - в период правления сванские дома, происходило в ситуации перманентного нарастания противоречий между социально-экономическими интересами колоний и политико-экономическими амбициями английской короны. Развиваясь традиционным для колоний путем, американская экономика ориентировалась главным образом на производство сельскохозяйственной и промышленного сырья, которая использовалась для обогащения метрополии. Конечно, это задерживало технический прогресс, затрудняло движение колоний имманентным для них путем буржуазного развития. Особенность последнего определялась хозяйственной специализацией Юга, Севера и Центра Североамериканского континента, которая сложилась на рубеже XVII-XVIII веков.

На Юге рабовладельческая Плантационное система хозяйства эффективно действовала за счет высокорентабельного производства табака, риса, индиго, хлопка. Необходимость в рабочих руках удовлетворялась за счет увеличения количества черных рабов, численность которых особенно возросла после 1713. Рабство в южных колониях приобрело особенно безжалостных форм, законодательно оформившись в общественную

институт.

До 60-х годов XVII века не существовало специальных законодательных актов, определяющих положение американских нефов. В то время количество рабов африканцев была небольшой, их эксплуатация должна домашнюю форму и не была определяющей для экономического бытия колоний.

В начале XVIII века с переходом к плантационных форм эксплуатации корне меняется социально-классовая структура колониального общества, где расовые различия совпадали с сословными, с распределением на рабов и рабовладельцев. Сложилась развитая организация порабощения. Это изменение в социально-экономическом бытии колоний сопровождалась глубинными процессами социальной, расовой, этнической идентификации американских негров.

В Новом Свете африканцы оказались в положении не только оторванности от культурных, этнических, социальных корней. Они перестали рассматриваться как личности. Возникла ситуация, когда различия в географическом положении, социальном прошлом, языках, религиозных верованиях, огромная удаленность от родины и разбросанность по всей колониальной территории не позволили создать социальную институт для сохранения и развития родительской африканской культуры. Африканцы вынуждены были адаптироваться к новому чужого и враждебного среды. Начался процесс языковой, бытовой и социально-культурной ассимиляции негритянского населения. Оно волновало традиции, обычаи, навыки, английский язык. Этому также способствовало приобщение африканцев к христианству. Широкая миссионерская деятельность баптистов и методистов закладывала новые эмоционально-психологические узы - религию, которая дарила нефам надежду на спасение, избавление от страданий, предоставляла смысл их жизни. Таким образом формировались объективные предпосылки возникновения новой социально-расовой общности.

На формирование уз братства влияла расовая дискриминация, идеология "белой превосходства" и пожизненной "расовой неполноценности" черных. Идеи расизма глубоко проникли в сознание американских колонистов, тормозя темпы ассимиляции, которые были различными в Южных и Северных колониях.

Несмотря на то, что на всей территории Нового Света рабство воспринималось как обычный факт, социально-культурная, экономическая ситуация в Новой Англии создала благоприятные условия для культурной ассимиляции народов. Многоотраслевое хозяйство, превалирование фермерства, развитие городов требовали квалифицированного труда рабов, которых часто считали членами семьи. Они непосредственно сталкивались с домашним жизнью, трудом белых хозяев. Усилилось расовое смешение, в результате которого мулаты стали частью негритянского населения, местного частности. В середине XVIII века в городах Новой Англии появилась прослойка свободных негров.

В отличие от жестоких рабских кодексов Юга, законодательство североамериканских колоний рассматривало рабов не только как частную собственность. Они имели определенные юридические права, лишение их жизни определялось как тяжкое преступление. В Нью-Йорке, Филадельфии возникли первые благотворительные школы для негров.

Развитие буржуазных отношений в более "чистом" виде был характерен для центральных колоний (Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси) и Севера. Преимущество фермерского типа ведения хозяйства, роста его коммерческого направления и связанная с этим производственная специализация стимулировали активность местной промышленности. Это в свою очередь, обусловило большой рост численности населения за счет неангличан - немцев, шотландцев, ирландцев, африканцев. В результате значительно увеличилось количество городов

С развитием ремесленничества и сельского хозяйства, их специализации, рост местного промышленного производства, расширение ассортимента внутренних и внешних торговых морских, речных и сухопутных перевозок формировался единый американский рынок, новая мижколониальна экономическое содружество с крепким комплексом общих интересов. Закладывался экономический фундамент формирования новой нации, создавались объективные условия для объединения колоний в неделимый государственный организм, независимость которого еще надо было завоевать.

Прогресс, достигнутый колониальной экономикой в середине XVIII века, не изменил, однако, ее основного направления. Американское общество оставалось сельскохозяйственным. Не случайно своеобразие условий формирования новой нации, характер национально-освободительного движения определялись спецификой развития аграрных отношений, на фунте которых в сельском хозяйстве в будущем сформировался американский путь развития капитализма. Система земельных отношений сочетала феодальные учреждения, плантационную и фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственный труд идеализируется массовым сознанием как деятельность, которой испокон веков занимались американцы, начиная с пионеров переселенческого движения. Она выступает основным залогом жизненности и гармоничного расцвета общества и его граждан. Позже образ человека земли - фермера - стереотипизуеться национальным сознанием как олицетворение божественной избранности, праведности жизни, носителя самых почитаемых добродетелей будущей американской нации - трудолюбия, патриотизма, естественности, честности. Не случайно Америку представлять как страну независимых фермеров, которые являются основой его свободы. Надолго этот стереотип станет глубоко укоренившейся культурной традицией.

Значительное влияние на формирование американской нации имело развитие политико-правовых отношений, рост политического самосознания колонистов. Долгое время (до середины XVIII в.) В них вызревала идея экономической независимости, но процессы социальной жизни колоний постепенно приобретали все более острый политический характер и выразительного национального оттенка. С углублением противоречий между колониями и метрополией распространялся патриотическое движение, участники которого выступали против экспансионистской политики Англии, критиковали ее меркантилизм по политико-экономической жизни колоний. Признание английского подданства и связанные с ним права и привилегии со временем дополняются новым для поселенцев чувством приверженности американской отечества, к земле, где они родились и выросли, осознанием общих относительно метрополии интересов.

Своеобразие "американской" ситуации заключалась в том, что формирование единой нации переплеталось как с борьбой за освобождение от колониальной зависимости, так и с ростом демократического движения в колониях, борьбой за политико-экономические изменения во внутренней жизни.

Ко второй половине XVIII века в американском обществе, в отличие от западноевропейского, социально-классовая дифференциация была менее выразительной из-за большей "мобильность" населения. Поэтому, несмотря на углубление классового размежевания, формы социального протеста не достигли той остроты и масштабов, которые характеризовали общественную жизнь стран Старого Света. Кроме того, этому способствовала и наличие большого пространства "свободных" земель Дикого Запада, что позволяло избегать жестоких репрессий от победителей в том или ином классовом конфликте. Постепенно образовался общий фронт борьбы за национальную независимость и демократизацию внутренней жизни колоний. В процессе развития патриотической кампании появились новые формы демократического движения. На смену "политике законодательных дебатов" пришла "политика улице", политика массовых выступлений "низов", возникли первые революционно-демократические организации "Сынов свободы", которые сыграли важную роль в освободительном движении, в становлении мижколониальних связей. Начало и середина XVIII века отмечены культурной, общественной и политической деятельностью выдающегося представителя американской нации, имя которого больше почитается народами Америки - Бенджамина Франклина (1706- 1790 ГГ.). Сын ремесленника, он прославился в научных кругах как ученый с передовыми взглядами, который сделал ряд изобретений, связанных с природой электричества, пропагандируя научное естествознание и выступая против религиозного фанатизма. Американский ученый оставил также научные работы, посвященные вопросам истории и политэкономии. Как активный сторонник развития буржуазных отношений (с идеализацией характерных для них товарно-денежных отношений) Б. Франклин доказал наличие взаимосвязи между стоимостью товара и количеством затраченного на него труда, критиковал систему рабовладения, доводя большую эффективность буржуазного предпринимательства.

Перу Б. Франклина принадлежит один из первых документов американской истории, в котором предусматривался движение североамериканских колоний в имманентному направлении - план их объединения в союз. Предложив в 1754 году соотечественникам новый путь развития, Б. Франклин стал в будущем одним из выдающихся лидеров борьбы колоний за политико-экономическую и духовную независимость. Как идеолог буржуазного просвещения, стремясь реализовать свои теоретические взгляды на практике, Франклин стоял у истоков формирования национального образования. С его именем связывают создание в 1727роци Филадельфийской хунты, задача которой состояла в образовании горожан, появление в 1743 году Американской философского общества.

Культурно-просветительская деятельность Б. Франклина была одной из составляющих единого процесса роста самосознания национальной буржуазии (которая формировалась в настоящее время), процесса значительных изменений в сфере идеологии и культуры, развития образования, науки, литературы и искусства. Поддержка Б. Франклином просветительской идеи о неограниченных возможностях и самобытность свободной личности способствовала формированию в культурной среде американских колоний идеала экономического человека, который отвечал идеологии молодой буржуазии. Господство традиционной "общинно-коммунальной" этики меняется коренным ревизией концепции взаимоотношений отдельного индивида и общества, и, соответственно, проблем собственности. Моральная автономия экономической жизни каждого человека, собственность которой является ее неотъемлемым правом и признаком ее авторитета, самостоятельность и опора на собственные силы, свободная конкуренция предлагаются как стандарт образа жизни.

Усиливаются поиски компромисса между принадлежностью к общей системе моральных требований и ориентацией на материальный и социальный успех. Средством его достижения предлагается трудолюбие. Эта добродетель, рядом со скромностью, справедливостью, решительностью, бережливостью, по мнению Франклина, позволит достичь того "умного процветания", в котором нашли компромисс гражданин и индивид, человек почувствовал бы себя реально свободной и морально чистой. Предлагается принцип надежды на самой себя, на свой здравый смысл, отстаивается право на самостоятельный выбор целей, форм и методов деятельности. Деньги, частная собственность, материальное благополучие рассматриваются как символ личного достоинства, следствие индивидуальных усилий, способности к индивидуальной состязательности. В рациональной жизненной поведении, культе "личного успеха" в секуляризованной виде проявляется идея профессионального призвания пуританизма. Духовный климат американских колоний, жизненные общественные установки, американская культура труда в значительной степени формировались под влиянием протестантской идеологи ". Проблема веры привязывалась к проблеме честного выполнения своих профессиональных обязанностей. Бедность приравнивалась к состоянию болезни, тогда как частная собственность, деньги стали признаком божественной избранности, благодати, праведности. Освящая экономическую деятельность, морально оправдывая богатство, протестантизм стал формовочных фактором процесса утверждения нового буржуазного типа личности, распространение духа деловой творчества.

Унаследованные от первых поселенцев вера в величие осуществляемой дела, трудолюбие, умение ценить время и усилия, бережливость, изобретательность в "новом мышлении" американцев приобретают романтической привлекательности. их пытаются подражать, направляя на достижение личного материального достатка и социального положения. Не случайно американский фольклор и литература колониального народа возвышенно воспевают труд, воспроизводят образ человека-труженика, который позже вырастет в один из стереотипов национальной американского сознания. Устное народное творчество белых поселенцев, негритянский фольклор наделяют легендарных героев (Пол Бамъян, Пикос Билла, Джона ГЭМР - лесорубов и бурильщика) большой физической силой, энергией, хозяйственной смекалкой, настойчивостью. Они берут верх над техникой, сводят горы, вырубают каньоны, вырывают реки, даже женщины - героини сказок, преданий, песен - чаще изображаются как мужественные, сильные создания. Все эти черты присущи не только мифологическим героям - людям, но и животным.

Укоренение в повседневной жизни американцев этических качеств, которые провозглашаются протестантизмом, культ труда и личного успеха формируют новое отношение к миру - американский индивидуализм, который был для той культурной

ситуации конкретно-историческим форме гуманистической идеологии.

Буржуазное просвещение, которое начало овладевать умом американцев, пока не господствовало в целом в интеллектуальных сферах. Так, система высшего образования, колониальная наука остаются под наблюдением церквей разного направления священнослужители составляли значительную часть образованной элиты общества. Усвоения практических знаний наряду с богословием культивировалось в колледжах, возникновение которых было связано прежде всего с инициативой и активной деятельностью религиозных деноминаций. Более того, в ситуации кризиса кальвинизма много высших учебных заведений, принципы организации и обучение которых формировались под влиянием английских университетов, стали оплотом ортодоксальных религиозных традиций.

Однако секуляризационных процессы постепенно проникали и в эту сферу (хотя следует заметить, что на американской почве они вылились в религиозно-обновленные реформаторские течения, антиклерикального же движения не существовало). Потребности экономического и социального прогресса стимулировали развитие научно-технических знаний. Они стали важной составляющей культуры будущей американской нации. Известный практицизм местного менталитета обусловил первоочередное развитие прикладного знания, главным критерием которого была полезность. В науке колониального периода, развивалась благодаря энтузиазму отдельных ученых-любителей, царил любительский подход к наукам, ориентация на авторитет Англии и Ньютона.

Эта ситуация была характерной для культурной жизни северных и центральных колоний (особенно для Новой Англии). Различия в социально-экономическом и общественно-политическом устройстве Юга и Севера Америки сильно сказались и на основных направлениях развития этих регионов. Стоит обратить внимание на элитарность культуры и искусства южных олигархических колоний (прежде Вирджинии как культурного центра Юга), ее ориентации прежде всего на духовные ценности, "импортируемые" из Англии, и национально-демократические культурные тенденции Севера.

Преимущественно англичане по происхождению, американские колонисты не могли не создавать что-то новое, национальное, самобытное иначе, чем как на фундаменте европейской культуры. Но особенности жизни поселенцев, специфика их жизненного уклада в целом определили пути и средства изменения старого и рождения нового. В горниле рождения национальной культуры переплавлялись обычаи и традиции многих народов Европы и Америки. Так, на большей части колониальной Америки английский язык становится основной в общении. Пестрота национального состава иммигрантов, влияние языковой культуры аборигенов определили своеобразие колониального речи, на почве которого сформировалась единая, отличная от английской, речь с большим количеством неологизмов, сленговых элементов, специфической произношением.

Своеобразным сочетанием европейской, африканской и индейской культур возникает художественная культура этого периода. Если в XVII веке господствовали религиозно-пиеттични настроения доминировали дидактические поэмы религиозного содержания и медитативная лирика, метафизическая поэзия, то XVIII века стало важнейшей вехой в развитии американской литературы, существенно изменив соотношение ее жанров в пользу светских произведений, прежде всего публицистики.

Газетно-журнальная литература, взаимодействуя с различными жанрами устного народного творчества, формирует специфическую языковую культуру, которая ориентировалась на определенную "карнавализация" сознания, народный стиль. В недрах массовой культуры начался процесс обновления жанровой и стилевой литературной системы. Проповедь и анекдот, лекция и устная история, эссе и небывальщина, заимствуя друг у друга определенные элементы, утверждают новый пафос - познание жизни и самоопределение.

В этот период была подготовлена почва для возникновения национально-самобытной художественной литературы, расцвет которой приходится на эпоху романтизма.

Специфической была и ситуация в сфере изобразительного искусства. Прагматизм культурного сознания американцев обусловил возникновение и массовую популярность портретной живописи. Он привлекал прежде всего своей позаестетичною функцией. Портрет как неотъемлемая часть быта американской семьи хранил для потомков информацию о социальном статусе, нравственные ценности, характер и внешность ее членов.

Портретная живопись становится специфическим летописью времени, в котором отразился процесс преобразования переселенца-колониста в американца. В портрете своеобразно отразилось характерное для американской художественной литературы сочетание в образно-художественной строении произведения социального, типичного и личного, индивидуального. Непрофессиональные народные художники - линмеры - начинают традицию прозаизма в отражении действительности. Конечно, и здесь проявилось влияние пуританизма как структурообразующим элемента художественного мышления американских колонистов. Через индивидуальные характеристики героев портрет создавал некий обобщенный образ достойной, волевой, целостной и самодостаточной человека с ясным осознанием своей особой миссии, призвания и значимости. Отсутствие интеллектуальной сложности, внутренняя, без внешних украшений, величие воплощенных образов ("старайся быть простым и понятным: высшее красноречие - в простоте" 1) были отличительной чертой искусства примитивистов, искусства, которое стало неотъемлемой частью американской национальной культуры. Пейзаж как самостоятельный жанр встречался в XVIII веке очень редко. Если художественную жизнь колоний предложило специфически американский жанр портрета, то по музыкальной культуры оно оказалось более зависимым от европейских традиций (так же, как и в архитектуре, где были распространены традиционно европейские типы сооружений). Городское музыкальное жизнь развивалась преимущественно усилиями европейских музыкантов и местных дилетантов. Наряду с хоровым искусством развивались светские жанры песен, баллад, танцев. Оперно-симфоническая культура, которая в то время была одним из самых высоких достижений европейских народов, на американском почве не прививалось. Однако XVII-XVIII века отмеченные существенным явлением в американской культуре - созданием одного из самых интересных разновидностей американского фольклора - его афроамериканского или негритянского элемента. Сложившись в результате сочетания антлокельт-ских и африканских музыкально-стилистические черты, негритянская музыка стала в будущем источником возникновения специфически американских жанров - спиричуэлс, блюза и других.

Не только музыкальное искусство испытывало на себе влияние африканской культуры. Американская литература XVIII века, изобразительное искусство обогащаются произведениями первых негров-писателей - Л. П. прихоти, Ф. Уитли, Ю. Гэммон, художников - Дж. Джонсона, С. Мургеда. Стала широко известной в культурной среде колониальной Америки деятельность врача Д. диргемы математиков Т. Фуллера и Б. Баннекера. Талант черных рабов мастеровых способствовал развитию декоративно-прикладного искусства,

* Фурсенко А. А. История США: колонии в середине XVIII в.: В 2 т. Москва, 1983. Т. И. С. 89.

в частности резьба по красному дереву. Переплетаясь с художественной культурой белых колонистов, негритянская культура становится неотъемлемым элементом становления специфического духовного облика американской нации.

Таким образом, XVIII века в американской истории - время формирования новой великой нации. Время его рождения приходится на ситуацию социально-экономического и духовного подъема, вызванного развитием буржуазных отношений, которые коснулись всех сфер колониального жизни. Процесс формирования американской нации, ее культуры был связан с экономическими и политическими изменениями внутренней жизни колоний, их борьбой за освобождение от колониальной зависимости. В середине XVIII века четко наметились признаки тех характерных черт, которые в дальнейшем будут составлять самобытное лицо американской культуры. Эти признаки, при всех региональных, социально-экономических, общественно-политических и культурных особенностях, обнаружили глубокую, общую для всех колоний тенденцию формирования государственного организма, независимости и расцвета которого нужно было еще добиться.

Проблема влияния иммиграции на экономику США и на состояние американского общества в целом представляется весьма сложной и многоплановой. Оценить в полной мере роль иммиграции в экономике, ее социальные и политические последствия возможно лишь при детальном рассмотрении масштабов и структуры американской иммиграции конца ХХ-начала ХХI веков.

Соединенные Штаты Америки столкнулись в последние годы как с резким увеличением потока въезжающих, так и с серьезными изменениями этнической структуры иммиграции. Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия в страну в среднем ежегодно прибывали 1,1 млн чел. (легально и нелегально). Суммарное число въехавших в страну за последнее десятилетие прошлого века превысило 10,6 млн чел. За 2000-2007 гг. количество вновь прибывших составило 10,3 млн че ловек - рекордная семилетка по этому показателю за всю историю американской иммиграции. В результате в 2007 г. на территории США проживало 37,9 млн выходцев из других стран, что составило 12,6% населения страны, доля иммигрантов в составе рабочей силы равнялась 15,8%3 (для сравнения - в 1970 г. доля выходцев из других стран составляла 4,7% населения). В 2007 г. рост числа выходцев из других стран, проживающих в США, замедлился. Было отмечено значительное сокращение притока иммигрантов из Латинской Америки. Этому способствовал ряд факторов - вхождение экономики страны в фазу рецессии и соответствующий рост безработицы и сокращение числа рабочих мест, ужесточение иммиграционной политики и усиление пограничного контроля.

Влияние глобального финансового кризиса на процесс иммиграции в США прогнозировать достаточно сложно, так как его динамика будет зависеть не только от состояния экономики США , но и от положения в странах-донорах. Рост безработицы и сокращение числа рабочих мест в США, безусловно, могут уменьшить число людей, приезжающих в страну работать. В то же время ухудшение положения в странах-донорах, где также растет безработица, и снижается заработная плата, способны привести к увеличению потока иммигрантов, в т.ч. и нелегальных. В такой ситуации основным регулирующим фактором будет не рынок труда, а меры пограничного контроля и иммиграционной политики. Не следует забывать и о том, что согласно действующему иммиграционному законодательству, более 70% ежегодно получающих разрешение на постоянное проживание составляют члены семей и родственники американских граждан. Эта категория иммигрантов, также как и целый ряд других (беженцы и политэмигранты, люди с выдающимися способностями - ученые, музыканты, спортсмены) в значительно меньшей степени зависят от экономической конъюнктуры, чем "трудовая иммиграция", удельный вес которой составляет приблизительно 20%. Все это дает основания предполагать, что определенное сокращение притока иммигрантов в США возможно, но оно не будет слишком масштабным и долгосрочным. Оживление экономики неизбежно приведет к увеличению потребности в рабочей силе, в т.ч. и иностранной.

Последние десятилетия ХХ века ознаменовались и очень серьезными изменениями этнической структуры иммиграции. После отмены в 1965 г. системы установления квот для иммигрантов различных национальностей стремительно увеличился приток иммигрантов из стран Азии и Латинской Америки. В результате доля европейцев в общей массе въезжающих снизилась с 74,5% в 1960 г. до 12,5% в 2007 г. За тот же период существенно вырос процент выходцев из стран Азии - с 5% до 23,16%. Резко увеличился приток латиноамериканцев, прежде всего из Мексики. В иммиграционном потоке 2000-2007гг. мексиканцы составили 34,9%.

Иммиграция внесла серьезный вклад в изменение этнической структуры американского общества, треть которого в настоящее время - это люди, принадлежащие к расовым или этническим меньшинствам. Самым многочисленным меньшинст вом, опередив афроамериканцев, составляющих 13,4% населения, стали латиноамериканцы - их доля равна 14,4%. Из 2,8 млн чел. прироста населения США в 2005 г. 1,3 млн составили латиноамериканцы, из которых 800 тыс. - естественный прирост и 500 тыс.- вновь прибывшие в страну. Coгласно прогнозу авторов доклада "U.S. Population Projections: 2005-2050", опубликованного в начале 2008 г., 82% ожидаемого в рассматриваемый период прироста населения дадут иммигранты и их дети, которые родятся на территории США. При этом доля латиноамериканцев будет продолжать расти и составит в 2050 г. 29%, удельный вес чернокожих жителей не изменится, а белые будут составлять только 47% населения. Однако в 2008 г. рост численности латиноамериканского и азиатского населения несколько замедлился. Хотя указанные группы продолжают оставаться самыми быстрорастущими расовыми меньшинствами, Бюро переписи предположило, что потеря белыми большинства может произойти на несколько лет позже 2050 г.

Изменение национального состава иммигрантов имеет весьма существенное значение с точки зрения развития общества, так как люди, приехавшие из различных регионов, обладают различным образовательным и культурным базисом, отличающимися традициями трудовой этики, заложенными в национальной культуре, неодинаковым уровнем уважения к закону и толерантности по отношению к представителям других этнических групп и конфессий. Страна, отказывающаяся от регулирования национальной структуры иммиграции, должна быть готова к сдвигам в этнической структуре и вытекающим отсюда проблемам, к которым относятся ассимиляция носителей другого языка и другой культуры, взаимодействие коренного населения и вновь прибывших. Опыт США и других развитых стран (в Европе наиболее яркий пример - Франция) показывает, что ассимиляция людей, проживающих большими компактными моноэтническими поселениями, происходит весьма тяжело и медленно.

Определенной проблемой для американского общества является отчетливое стремление латиноамериканской общины сохранить свой язык, культуру, традиции. Если прежние иммигранты старались как можно скорее стать американцами, то сейчас наблюдается противоположная тенденция. По мнению С. Хантингтона, автора теории "столкновения цивилизаций", постоянный рост доли латиноамериканцев в структуре населения страны грозит самим основам общества, сложившегося в США и имеющего в основании своей культурной, политической, экономической системы принципы, заложенные белыми переселенцами-протестантами. Для того чтобы ассимилироваться, стать полноценными членами этого общества, латиноамериканцы, по мнению С. Хантингтона, должны прежде всего "научиться думать по английски", т.е. через усвоение языка усвоить ценности и принципы североамериканского общества. С этой точки зрения мексиканские иммигранты рассматриваются не просто как выходцы из другой страны, но и как представители иной цивилизации, а их стремление сохранить свой язык, обычаи и культуру выглядит как препятствие для вхождения в существующую общественную систему.

М. Крикориан, исполнительный директор Центра по изучению иммиграции в своей недавно вышедшей книге "Новые доводы против иммиграции легальной и не легальной" (The New Case Against Immigration: Both Legal and Illegal) утверждает, что ежегодное количество вновь прибывающих в страну должно быть сокращено до 300-350 тысяч, половину из которых должны составлять люди с выдающимися способностями и уникальной квалификацией. Главный довод для введения таких ограничений - невозможность ассимиляции. По мнению автора, период строительства американского общества за счет иммиграции закончился. За столетие, прошедшее после предыдущей "большой волны" притока иностранцев начала ХХ века, оно изменилось кардинальным образом - это развитое, зрелое общество, стоящее по уровню своего развития значительно выше стран-доноров. "Изменились не иммигранты, изменились мы", - подчеркивает автор и добавляет, что люди, "приехавшие из XIX века в век ХХ", независимо от того, законно ли они прибыли, ассимилироваться не смогут. Для малообразованных иммигрантов основная сложность - это низкие заработки, бедность, отсутствие медицинской страховки, что увеличивает нагрузку на систему социального страхования страны.

По мнению автора, ссылающегося на проводимые в США социологические исследования, для высококвалифицированных специалистов, которые находят в США хорошо оплачиваемую работу, неплохо знают английский и легко усваивают существующие правила и манеру поведения, главная проблема - отсутствие "патриотической ассимиляции", под которой понимается эмоциональная привязанность, преданность принявшему их государству. Национальная самоидентификация квалифицированных специалистов уже сформировалась длительным периодом жизни и образовательными институтами в своих странах (даже если они приехали после школы и затем закончили американские вузы), и менять ее они не собираются, имея возможность вести транснациональный образ жизни. Такая возможность предоставляется современными средствами связи, транспорта, Интернетом, которые, по мнению автора, буквально "убили" стимулы к ассимиляции. Автор делает категорический вывод - иммиграция должна быть резко ограничена, в противном случае США ожидает дальнейшее увеличение неравенства доходов, рост бедности и, соответственно, нагрузки на социальные статьи государственного бюджета, замедление роста производительности труда и подушевого дохода, угроза терроризма и культурная "балканизация" страны.

Многим американским экспертам подобные опасения кажутся преувеличенными. В любом случае ассимиляция происходит на протяжении нескольких поколений. Эксперты ссылаются на опыт прошлого и даже позапрошлого веков, когда в конце ХIХ в. на большой территории от Пенсильвании до Миннесоты переселенцы из Германии говорили только по-немецки, имели свои школы, газеты и т.д. Но через несколько поколений их потомки, полностью ассимилировавшись, говорили уже исключительно на английском. Каким образом будет происходить ассимиляция латиноамериканцев, предсказать сложно. Но следует признать, что они сейчас имеют значительно больше возможностей для сохранения собственного языка и культуры, чем белые переселенцы в прошлом.

Существенным фактором, который может повлиять на характер развития процесса ассимиляции, является то, что территориальная близость и современный уровень развития коммуникаций обеспечивают нынешним латиноамериканским иммигрантам гораздо больше возможностей для сохранения связей с родными странами, чем выходцам из европейских стран в прошлом. Внутри США они также имеют сегодня больше возможностей для сохранения своей культуры и языка - развитие системы масс-медиа, функционирование многочисленных испаноязычных теле и радиоканалов, выпуск кассет, компакт-дисков и т.п. позволяет постоянно оставаться в сфере воздействия родного языка. Согласно данным Бюро переписей, сегодня 78% латинос в США говорят по-испански, даже если они в достаточной степени владеют английским. Выясняется, что молодежь даже в большей степени, чем их родители, стремится сохранить родной язык. Обследование университета штата Калифорния, проведенное среди детей иммигрантов (до 18 лет), показало, что хотя 90% респондентов хорошо знают английский и могут свободно им пользоваться, 97% мексиканских подростков предпочитают говорить по испански.

Хотя многие американские ученые и общественные деятели считают, что стать полноправными членами американского общества латиноамериканские иммигранты смогут только в том случае, если они или хотя бы их дети перейдут на английский язык, не будут избегать смешанных браков, усвоят американские ценности и культуру, существует и другое мнение: стремиться к полной ассимиляции вновь приезжающих совершенно не обязательно, ассимиляция в наши дни может уступить место плюрализму (или сосуществовать с ним). Сторонники плюрализма считают, что нет смысла стирать расовые и этнические границы, поддерживая ситуацию "плавильного котла", которой ранее так гордились американцы. Сохранение расовыми и этническими группами своих традиций, религии, языка пойдет на пользу Соединенным Штатам, укрепит имидж мирового лидера демократии, толерантности и веротерпимости. Основное возражение, выдвигаемое приверженцами реализации концепции "плавильного котла", заключается в том, что поддерживать единство столь разнородного общества чрезвычайно сложно, и может наступить момент, когда центробежные силы превратятся в серьезную проблему.

На мой взгляд, основной вопрос сегодня заключается не в том, что лучше - ассимиляция или плюрализм, а в том, можно ли вообще ставить вопрос о полной ассимиляции в условиях массового въезда представителей других этносов и конфессий. Успешная интеграция в американское общество достаточно близких к англосаксам в языковом и религиозном отношении немцев, французов, ирландцев, голландцев вовсе не доказывает возможности ассимиляции латиноамериканцев, китайцев, арабов-мусульман, выходцев из Средней Азии. Ценностные структуры, лежащие в основе этих цивилизаций, серьезно различаются между собой, а потому может оказаться, что задача их объединения вообще не имеет решения. Проблема совместимости различных этносов в настоящее время не только не изучена, но еще и не осознана в достаточной степени. Вполне возможно, что в американском обществе будут сохраняться устойчивые культурные группы, имеющие свой язык и традиции. Существование таких групп само по себе не вызывает, на наш взгляд, никаких серьезных сдвигов в обществе до тех пор, пока четко функционируют основные механизмы, связывающие личность (и этническую группу) с социальной системой. Такими механизмами являются рынок труда и система образования. Через обучение иммигрантов и их детей и через участие в признанных и контролируемых обществом видах деятельности осуществляется реальное "встраивание" вновь прибывших в сложившуюся на территории страны систему отношений. В свою очередь и общество должно постоянно адаптироваться к происходящим изменениям, совершенствуя законодательную базу и иммиграционную политику.

Еще один широко обсуждаемый в США вопрос, связанный с иммиграцией, заключается в том, каким образом отражается быстрый рост населения на состоянии окружающей среды. В упоминавшемся выше прогнозе роста численности населения предполагается увеличение к 2050 г. населения США на 135 млн человек, причем более 80 % прироста приходится на долю иммигрантов и их детей. Это означает, что за указанный период в США должны быть построены 36 тыс. новых школ, 52 млн жилых домов и создана соответствующая инфраструктура, построены новые дороги, т.к. в стране появятся еще 106 млн автомобилей. По подсчетам Министерства энергетики, мигранты ежегодно создают 637 млн тонн углекислого газа.