Как получить льготы за коммунальные услуги в сельской местности медработникам и педагогам: размеры субсидий по оплате счетов ЖКХ. Льготы для работающих в сельской местности Льготы, которые распространяются на всех педагогов

В соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. №274 -ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится следующим категориям граждан, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области:

1) врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005года, при условии дальнейшего совместного проживания;

2) педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры;

3) социальным работникам государственной системы социальных служб Ростовской области и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих отдельные социальные услуги населению в пределах переданных муниципальным образованиям в Ростовской области государственных полномочий;

4) руководителям и специалистам, в том числе киномеханикам, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, включая музеи, библиотекарям государственных областных и муниципальных образовательных учреждений;

5) специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

6) пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в пунктах 1-5, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.

Гражданам из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 работавшим и проживавшим в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, выплачивается денежная компенсация за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии:

1) работающим гражданам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2004 годах;

2) пенсионерам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах. Данная мера социальной поддержки предоставляется за период фактического проживания в указанные годы в Ростовской области.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

Компенсации производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.

В случае увольнения граждан, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с 1 числа месяца следующего за месяцем увольнения.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 534 суммы ежемесячных денежных выплат, излишне выплаченные гражданам, подлежат удержанию из сумм последующих выплат, а при прекращении выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы УСЗН в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для оформления мер социальной поддержки

1.Заявление;

2.Справка с места жительства о составе семьи;

3.Паспорта (подлинник, копия страниц Ф.И.О., прописка и семейное положение);

4.Свидетельства о рождении детей с ксерокопиями;

5.Пенсионные страховые свидетельства (всех прописанных), пенсионное удостоверение (для пенсионеров) с ксерокопиями;

6.Для работающих сельских специалистов справка с номером приказа о принятии на работу и списки сотрудников, имеющих право на предоставление мер соц. поддержки, для пенсионеров трудовая книжка с ксерокопией;

7.Для членов семьи, имеющих право на льготы - свидетельства о рождении детей и свидетельство о браке (разводе) с ксерокопиями;

8.Квитанции по оплате услуг ЖКХ (с копиями лицевых счетов за последний месяц);

9.Документы, подтверждающие размер общей площади жилья с копией;

10.Сберкнижка с ксерокопией.

Предоставляемые льготы сельским учителям в 2019 году касаются как оплаты коммунальных услуг, так денежных компенсация на приобретения жилья.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Действующим законодательством работа педагога в сельской местности относится к работам с повышенной степенью сложности.

По этой причине правительство стремится максимально заинтересовать молодых специалистов и при этом удержать учителей с опытом работать в селе и предлагает им всевозможные льготы.

Первоначальная информация

Для поддержания учителей, которые работают в сельской местности, правительство начало обеспечивать их некоторыми льготами, которые прописаны в законе «Об образовании».

Теперь обязанностью местных органов регионального управления является их предоставление. В основном список предоставляемых льгот имеет районный характер и поэтому они могут отличаться по областям.

Существуют льготы на оплату коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте междугороднего сообщения, льготные условия оформления ипотеки.

Молодым специалистам предлагаются различные денежные компенсации, если они после ВУЗа станут учителями в сельских школах.

Главные понятия

В таблице указаны некоторые понятия, которые помогут лучше понять тему:

Молодой специалист это понятие не прописано в нормативных актах, но для его определения можно выделить три основополагающих момента:

  • выпускник, который окончил учебное заведение с государственной аккредитацией;
  • специалист, устроившийся на работу по специальности;
  • выпускник, который трудоустроился в течение года после окончания учебы.

Куда обратиться

Для того чтобы получить льготы необходимо обратиться в районный муниципалитет:

  1. В нем можно получить всю необходимую информацию о том, какие льготы предоставляются.
  2. Получить список необходимых документов для получения льгот.
  3. Специалист относет их в муниципалитет для оформления льгот.

Законодательная база

Предоставление льгот сельским учителям регулируется:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019-2016 года. В нем описан порядок, условия и объем стандартных денежных компенсаций, а также виды предоставляемых льгот;
  • Законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, которые работают и живут в сельской местности и ПГТ» от 31 декабря 2004 года;
  • Законом «О размере, условиях и порядке возмещения расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и ПГТ» от 3 ноября 2005 года.

Какие льготы можно оформить сельским учителям

Правительство заинтересовано в привлечении педагогов в сельскую местность и предлагает им широкий спектр льгот:

  • длительный отпуск;
  • возможность работать 18 часов в неделю;
  • возможность получить «творческий» отпуск на 1 год;
  • досрочный выход на пенсию;
  • скидки на уплату коммунальных услуг;
  • льготные условия при оформлении ипотеки;
  • бесплатное ежегодное прохождение медкомиссии;
  • денежные компенсации, например, одноразовые выплаты, подъемные выплаты, дополнительные преференции и премии;
  • возможность льготного проезда в общественном транспорте междугороднего сообщения.

Государственная поддержка за трудовые заслуги (пенсионерам, молодым специалистам)

Государственная поддержка за трудовые заслуги учителям состоит в предоставлении им различных льгот и выплат.

Учителям-пенсионерам не зависимо от их стажа работа предоставляемые льготы в основном касаются жилищно-коммунальных услуг, а молодым специалистам предоставляются трудовые льготы и льготы на приобретения жилья.

Согласно закону молодые специалисты могут рассчитывать на следующие трудовые льготы:

  • возможность работать по совместительству;
  • сокращенная рабочая неделя. Если в норме рабочая неделя состоит из 36 часов, то в сельской местности она может быть сокращена до 18. При этом данный аспект не является нарушением законодательства;
  • длительный отпуск. Ежегодно учитель имеет право получить оплачиваемый отпуск на 42-56 дней. Его длительность зависит от местных законов;
  • «творческий» отпуск. Школьный учитель, отработавший в селе 10 лет, имеет право получить отпуск на год. Во время этого отпуска за ним сохраняется рабочее место и при этом он ежемесячно получает 30-50 процентов от своей заработной платы;
  • досрочный выход на пенсию. Педагог, который отработал в сельской местности 25 лет, имеет право выйти на пенсию. При этом возраст не имеет значения. Необходимо наличие непрерывной педагогической деятельности.

Учителя пенсионеры имеют право на получение определенных льгот:

  • бесплатная эксплуатация отопительных систем, которые потребляют природный газ;
  • возможность приобретения твердого топлива в районах, где в домах не предусмотрено централизованное газоснабжение;
  • льготная тарификация на оплату электроэнергии.

Скидки на уплату ЖКХ (по оплате газа и других коммунальных услуг)

Преподаватели, работающие в сельской местности, могут оформить скидку на коммунальные услуги по максимально упрощенной схеме. Они имеют право получить льготу в размере 60 процентов от суммы.

Фото: дополнительные гарантии для сельской школы

Процент скидки зависит от региона проживания и может меняться. Этот вид льготы для сельских учителей распространяется и на всех членов их семей, с которыми они вместе проживают.

В последнем нормативном акте, которой вступил в силу, был указан момент, что педагог имеет право на получение 100 процентной скидки на оплату коммунальных услуг.

Данный вариант льготы касается учителей, которые уже вышли на заслуженный отдых. Субсидия для педагогов, работающих в сельских школах, покрывает следующие затраты:

  • расходы на электроэнергию. Компенсация рассчитывается по нормативу потребления на один кв.метр;
  • затраты на отопления жилья, в котором проживает педагог;
  • расходы на покупку дров и угля, если дом отапливается таким образом.

Как рассчитать размер помощи

Согласно новому постановлению учителя, которые работали в сельской местности, имеют право не оплачивать коммунальные услуги за водоснабжение, отопление, электричество и топливо.

Данная скидка действует только для педагогов, которые уж вышли на пенсию. В остальных случаях правительство рекомендует компенсировать коммунальные услуги учителям по средним показателям.

В 2019 году эта сумма составляет 1200 рублей. В нее входят все расходы, которые должны быть компенсированы согласно закону.

Помощь молодым специалистам в получении жилья с 2019 года не оказывается, но зато появилась возможность оформить ипотеку на льготных условиях.

Ежемесячная ставка составляет 8,5 процента, у педагога должна быть высокая заработная плата и его возраст не должен быть более 35 лет.

Какие документы подготовить

Для оформления подъемных выплат молодому специалисту необходимо просто написать соответствующее в момент трудоустройства.

Работодатель обязан составить приказ о назначении данных выплат и уведомить об этом сотрудника. После его прочтения молодой педагог подписывает данный документы.

Работодатель может соблюсти и иной порядок оформления — необходимо предоставить копию диплома и заверенную копию трудовой книжки, в которой стоит отметка с какого времени учитель начал работать в данной образовательной школе.

Данный порядок оформления установлен законодательством. Для того чтобы оформить льготы на коммунальные услуги необходимо обратиться в и представить следующий пакет документов:

  • копию паспорта или иного документа подтверждающего личность;
  • справку о составе семьи;
  • справку с места работы;
  • заверенную копию трудовой книжки;
  • документ о размерах жилого помещения.

Региональные особенности

Ситуация в каждом регионе обстоит по-разному, льготы педагогам могут меняться в зависимости от места проживания, опыта работы и сроков занятости:

Название региона Перечень предоставляемых льгот
Алтайский край Субсидия на оплату коммунальных услуг, досрочный выход на пенсию, длительный отпуск, возможность оформить «творческий» отпуск, сокращенная рабочая неделя, ипотека, дотация на оплату детского сада, оплата до места работы и обратно
Нижегородская область Компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения, возможный более ранний выход на пенсию, сокращенная рабочая неделя, длительный отпуск и льготы при получении жилья
Рязанская область Льготы при оформлении ипотеки, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, молодые специалисты ежегодно посещают оздоровительно-образовательные лагеря и другие социальные гарантии

Льготы сельским учителям в России могут быть абсолютно разные и отличаться в зависимости от региона страны.

Подводя итоги, можно выделить, что действия правительство настроено на то, чтобы максимально привлекать молодых специалистов к работе в сельской местности.

Перечень льготников закреплен законами на федеральном и краевом уровнях.

На федеральные льготы ЖКХ имеют право:

Региональными законами возможно включить в перечень:

  • ветеранов труда;
  • матерей-одиночек;
  • чернобыльцев;
  • работников тыла во время ВОВ;
  • лиц, состоящих в штате бюджетных учреждений;
  • другие категории слабозащищенных слоев общества (малоимущие и т.д.).

Размер скидки по квартплате будит так же устанавливаться местными властями.


Отдельным правом на скидки ЖКХ в селе пользуются специалисты, занятые общественной работой.
Это педагоги, врачи, социальные работники и т. д. Для людей, работающих по данным специальностям существуют специальные краевые программы поддержки, в том числе, в виде субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Государственная помощь в оплате услуг ЖКХ

Суть государственной поддержки заключается в предоставлении ежемесячной компенсации на расходы по квартплате.

Четкого размера компенсации за ЖКУ не оговорено. Решение принимают региональные власти.

Например в большинстве районов страны льгота на коммунальные услуги педагогам доходит до 100% от потраченных средств, но в рамках норм потребления ЖКУ на одного человека, установленных в регионе. Размеры компенсаций для прочих льготных категорий сельских жителей, могут достигать 50%.

Льготы распространены на следующие услуги:

  • электричество;
  • отопительные материалы и их доставка;
  • центральное отопление;
  • водоснабжение и водоотведение.

Льготы за коммунальные услуги в сельской местности медработникам и педагогам

Особая категория льготников в селе, это учителя и медицинские работники. Предоставление льгот специалистам села регулируется законами No 122-ФЗ и другими законодательными актами на федеральном, региональном и местном уровнях.

В 2017 году, предусмотрена льгота педагогам на селе по оплате коммунальных услуг в 100% (ст. 55 ФЗ об образовании).

Медработники получают скидку по оплате коммунальных услуг в размере от 50 до 100 % либо фиксированную доплату 1200 рублей (порядок No121Н/39н).

Условия получения коммунальных льгот сельским учителям и медработникам зависят от правил, действующих в регионе.

Льготы педагогам по коммунальным услугам в сельской местности предоставляются на основании предоставленных квитанций. При расчете учитываются нормы потребления коммунальных услуг, нормы жилой площади на одного человека и количество членов семьи заявителя. Коммунальные льготы медикам на селе рассчитываются аналогично.

Важно! Сумма компенсации не может превышать суммы, потраченной на ЖКУ, и может быть предоставлена только на одно жилое помещение.

Как получить?

Как оформить коммунальные льготы сельским учителям за коммунальные услуги? Если человек имеет право на льготы, необходимо собрать соответствующие документы и обратиться с заявлением в отделение социальной защиты либо МФЦ.

Заявление можно написать от руки. Образец заполнения заявителю должен предоставить специалист по месту приема документов.

В шапке заявления указывается наименование органа, куда продается обращение, а так же данные заявителя.

В теле заявления следует озвучить просьбу о предоставлении льгот с указанием оснований для их получения. В конце перечисляются приложенные документы.

Основной перечень документов выглядит следующим образом:

  1. паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Свидетельство о праве пользования жильем, включающее сведения о его площади.
  4. Заверенная копия трудовой книжки.
  5. Справка с места работы (для пенсионеров достаточно только трудовой книги).
  6. Справка о составе семьи.
  7. Документ, подтверждающий право на льготу (в зависимости от вида льготной программы, предварительно нужно уточнить у специалиста соц. защиты).
  8. Квитанции об оплате коммунальных услуг.
  9. Если речь идет о возмещении расходов по затратам на твердое топливо (дрова и т.д.), то документы, подтверждающие его оплату и доставку.
  10. Платежные реквизиты заявителя (номер счета, сберкнижки).

Документы рассматриваются в течение месяца, после чего заявитель уведомляется в письменной форме о применении к нему льгот.

Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются сроком на один год. Далее документы нужно подавать заново.

Льготы по ЖКХ в сельской местности учителям и медикам оплачивает работодатель. В этом случае в отдел кадров либо бухгалтерию вместе с заявлением следует предоставить:


Все остальные копии документов должны храниться в отделе кадров. Требовать их повторного предоставления работодатель не имеет права.

Приостановление выплат

Средства на субсидии по компенсации ЖКУ выделяются из бюджетов различных уровней и органы соц. защиты строго следят за тем, чтобы средства были направлены по их целевому назначению.

Приостановить уже оформленную выплату до истечения срока действия могут в следующих случаях:

  1. у получателя субсидии сложилась задолженность по ЖКУ больше двух месяцев.
  2. Гражданин не проинформировал соц защиту о смене работы, места жительства, изменении состава семьи.
  3. Субсидии могут лишить, если выяснится, что получатель намеренно искажал сведения, влияющие на ее размер.

Законом предусмотрен срок 30 дней для временной приостановки субсидирования . ПО истечению которого, выясняются причины не предоставления или искажения сведений.

В случае наличия уважительных причин, таких как, нахождение на лечении, смерть близких родственников, задержка оплаты труда, предоставление субсидии возобновляется. Если таковых причин не выявлено, субсидия отменяется до конца срока ее предоставления, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.

Конечно, озолотиться на льготах по оплате ЖКУ не получится, но поддержать семейный бюджет такая выплата способна. Поэтому следует со всей ответственностью отнестись к документам, дающим право на получение льгот по оплате коммунальных услуг.

Здравствуйте, Тамара.

Это правда! На сегодняшний день государство действительно старается всяческим образом стимулирование развитие и ведение бизнеса в сельской местности, предоставляя для этого все необходимое (льготы, преференции, исключительные условия).

Единый сельскохозяйственный налог

Специальный налоговый режим "ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)" был введен именно с целью создания более удобных условий для предпринимателей, действующих в сельской местности. Суть этого вида налогообложения:

  • упрощение системы ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • уменьшение налоговой нагрузки;
  • замещение единым платежом сразу трех налогов (налог на добавленную стоимость, налог на недвижимое имущество, налог на прибыль).

Введение в налогообложение таких ставок вполне можно расценивать как действенный механизм стимулирования, созданный для продвижения и успешного развития отрасли сельского хозяйства на территории Российской Федерации.

Несмотря на то что этот налог на территории Российской Федерации был введен достаточно давно, в него постоянно вносятся изменения и поправки. Однако следует отметить, что распространяется он исключительно на те субъекты предпринимательской деятельности, которые ведут бизнес в рамках сельскохозяйственной отрасли.

Если вы занимаетесь производством подакцизных товаров, имеете филиалы и представительства в других областях и регионах страны или выступаете плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то не имеете права пользоваться Единым сельскохозяйственным налогом. Он распространяется только на те компании, которые:

  • занимаются производством сельхозпродукции;
  • осуществляют ее промышленную обработку;
  • реализуют с/х продукцию.

Причем важно, чтобы эти условия выполнялись предприятием в совокупности, т.е. нельзя просто скупать и продавать с наценкой сельхозпродукцию, необходимо ее производить и обрабатывать.

Для перехода на Единый сельскохозяйственный налог необходимо помнить, что доля суммарного дохода от произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70%, а численность персонала производства не может превышать 300 человек.

Ставка ЕСХН

Действующее налоговое законодательство устанавливает ставку Единого сельскохозяйственного налога в зависимости от вида и рода деятельности вашего производства, а также от объема производства. Поскольку вы не указываете данные критерии, то говорить придется в общих чертах. Для вашей расчета ставки придется:

  • Вычислить суммарную величину доходов производства и размер общих затрат;
  • Определить прибыль от деятельности производства за полгода;
  • Установить размер авансового платежа;
  • В конце года рассчитывается полный размер налога (за вычетом авансового остатка).

Налоговая декларация подается в органы налоговой инспекции по месту регистрации юридического лица. Для физических лиц - по месту прописки.

Общая величина ставки Единого сельскохозяйственного налога установлена в соответствии с действующим законодательством РФ и составляет 6%. Обращаю ваше внимание на то, что местные бюджеты могут изменять данный показатель. Начиная с 2016 года именно местные власти получили право на установление дифференцированной налоговой ставки по ЕСХН, поэтому по стране размер ставки Единого сельскохозяйственного налога может варьироваться от 0 до 6%. Такой разброс зависит от многих факторов (вида производимой продукции, штата сотрудников, объемов выручки и т.д.). Для некоторых производителей сельскохозяйственной продукции могут даже допускаться налоговые каникулы, но это также вопрос индивидуальный.

С уважением, Наталья.

Законом субъекта РФ устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций. Возможность применения указанных льгот будет обусловлена отсутствием задолженности по налогам и сборам, а также необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда. Правомерно ли установление различий в ограничениях по использованию льготы в зависимости от размера заработной платы в различных местностях - в городе и на селе?


Налоговые льготы по региональным налогам, а также основания и порядок их применения могут определяться законами субъектов РФ о налогах, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении налога на имущество организаций (далее также - налог на имущество) соответствующее положение закреплено в п. 2 ст. 372 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из указанных норм, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться не только льготы по региональными налогам, но и основания их применения. По смыслу этих положений основания применения льгот по налогам предполагают наличие определенных обстоятельств, ограничивающих использование этих льгот налогоплательщиками, то есть, по существу, наличие тех или иных ограничений в применении таких льгот.

Заметим, что ограничение возможности применения льгот по налогу на имущество отдельными категориями налогоплательщиков необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше (не ниже) определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда, достаточно распространено при установлении льгот по этому налогу законами субъектов РФ - например, п. 4 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", ст. 4 Закона Кировской области от 27.11.2003 N209-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области", п. 2 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций", ст. 3.1 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций"; Законом Чувашской Республики от 22.06.2015 N 27 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 38), дополнена п. п. 4, 5, вступающими в силу с 01.01.2016., и также содержащими соответствующие положения.
Таким образом, органы власти субъекта РФ обладают полномочиями в том числе по установлению ограничений в использовании льгот по налогу на имущество. При этом основания, порядок и условия применения льгот не могут быть индивидуальными, то есть должны относиться к определенной категории налогоплательщиков.

При установлении льгот по налогам, в том числе по налогу на имущество организаций, оснований, порядка и условий применения этих льгот должны учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 3 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Пунктом 2 той же статьи определено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Рассматривая вопросы, связанные с применением названных законодательных положений, суды подчеркивают, в частности, что льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным. Предоставление льготы определенному кругу налогоплательщиков само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лиц, которым данная льгота не предоставлена, и не должно влиять на оценку правомерности ее применения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 N Ф03-1061/13). Установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки и не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные ограничения, ставить отдельные категории налогоплательщиков в худшее положение по сравнению с другими категориями, то есть нарушать принцип равенства в налогообложении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А26-6754/04-25, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2005 N А47-1009/2004АК-31).

Ряд правовых позиций по вопросам установления льгот по налогам, условий и порядка их применения сформулировал Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П отмечается, что конституционный принцип равенства, на котором должно быть основано нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, применительно к сфере налогообложения означает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Вместе с тем такое регулирование должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает в том числе достаточную свободу законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения.
Понятие равенства применительно к налогообложению детализируется в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, в котором указано, что равенство в налогообложении, понимаемое прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения, означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Вместе с тем, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Из всего сказанного следует, что понятие равенства, отсутствия дискриминации применительно к установлению конкретных льгот по налогу и условий (ограничений) их использования налогоплательщиками имеет в значительной мере субъективный и оценочный характер. С нашей точки зрения, установление законом субъекта РФ ограничений в использовании налоговой льготы как таковое не противоречит законодательству, поскольку оно не имеет индивидуального характера (относится к определенным категориям налогоплательщиков, а не к отдельным лицам). Что же касается дифференциации таких ограничений в зависимости от характера деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, представляется, что она может иметь место, если наличие такой дифференциации обусловлено объективными характеристиками таких категорий и она не приводит к предоставлению определенной категории налогоплательщиков необоснованных преимуществ по сравнению с другими.

Объективные различия в характеристиках категорий налогоплательщиков в зависимости от места их деятельности (сельская местность или города) могут быть связаны в том числе с различным уровнем средней заработной платы в городских и в сельских поселениях. С этой точки зрения различия в размере среднемесячной заработной платы, начисление которой является условием применения налоговых льгот по налогу на имущество, в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщиков (городская или сельская местность), на наш взгляд, само по себе не приводит к нарушению принципа равенства в налогообложении, созданию необоснованных преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков или к несоблюдению иных принципов установления налогов и сборов.

Обратимся к приведенному ранее примеру. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.1 Закона N 38, упоминаемого выше, налоговые льготы, установленные этим Законом и предлагаемые к установлению, подлежат обязательной оценке социально-экономической эффективности. Внесение на рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики проектов законов Чувашской Республики об установлении налоговых льгот без оценки их социально-экономической эффективности не допускается.

Отметим, что понятия социальной и экономической эффективности раскрыты в ряде законов субъектов РФ об оценке эффективности налоговых льгот. Например, социальная эффективность - это социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения (Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3022/654-IV-ОЗ). А в ст. 4 Закона Красноярского края от 09.04.2015 N 8-3324 "Об оценке эффективности налоговых льгот" под социальной эффективностью предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимаются, в частности, создание благоприятных условий для деятельности организаций, использующих труд граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки. Этим целям, на наш взгляд, не противоречит и возможное установление более низкого критерия по заработной плате для организаций, ведущих деятельность в сельской местности.

Поэтому мы полагаем, что установление упоминаемых в рассматриваемом случае ограничений в использовании льготы по налогу на имущество не вступает в явное противоречие с положениями ст. 3 НК РФ. Однако окончательный ответ на этот вопрос может быть дан только по результатам судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации и анализа положений закона субъекта РФ, которым вводятся указанные ограничения.