Как называется служба занятости. Чем может помочь центр занятости? Документы для постановки на учет

Обычно новую работу ищут самостоятельно. В Интернете полно баз данных: ищи варианты, отправляй резюме, проходи собеседования. Никто не отменял и трудоустройство "по знакомству". И все же не стоит игнорировать еще одну возможность: службу занятости. Трудоустройство с ее помощью имеет некоторые преимущества. Какие именно и как ими воспользоваться, "РГ" рассказали специалисты Роструда.

Например, мой знакомый с высшим образованием, пока числился безработным, прошел через службу занятости курсы парикмахера, и это помогло его семье продержаться в трудные времена. Позже он нашел работу по специальности и сменил ножницы на компьютер. Но до сих пор он с удовольствием стрижет всю семью и друзей, делает это качественно и шутит, что если снова потеряет работу, обязательно откроет собственный салон.

Куда и как обращаться?

Обратиться, обязательно лично, в любой "Центр занятости населения" можно независимо от места жительства. Получение госуслуги содействия в поиске работы не привязано к месту регистрации гражданина.

Какие документы понадобятся?

Обязательно:

  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации с рекомендациями об условиях и характере труда.

Желательно:

Документы, подтверждающие профессию, квалификацию:

  • трудовые договоры и контракты;
  • документы об образовании, об обучении на курсах, об ученых степенях и званиях;
  • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности (копия приказа об увольнении и др.).

Также могут пригодиться:

Документы, подтверждающие отнесение вас к особым категориям:

  • одинокие и многодетные родители; родители (усыновители, опекуны) детей-инвалидов;
  • уволенные с военной службы или члены их семей;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской и др. радиационных аварий и катастроф.

Важно! Если вы предполагаете оформить пособие по безработице, придется обращаться в службу занятости по месту постоянной регистрации (даже в том случае, если вы временно проживали и работали в другом регионе).

В этом случае обязательными станут следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации.

Как происходит подбор вакансий?

После постановки на учет сотрудник Центра занятости назначит дату посещения для подбора работы. Срок не должен превышать 11 дней со дня предъявления всех документов. Служба занятости вправе проверить достоверность представленных сведений. В частности, проверяется информация об иных видах занятости (индивидуальное предпринимательство, обучение по очной форме, работа по договорам гражданско-правового характера).

Важно! Средний заработок за последние три месяца должен быть рассчитан работодателем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62.

Иные справки о среднем заработке, в том числе и справка о доходах в форме 2-НДФЛ, не могут заменить справку, представляемую в службу занятости.

Что делать, если нет справки о зарплате?

Справка нужна и для подбора подходящей работы, и для решения о размере пособия по безработице либо стипендии (если гражданин будет направлен на учебу). В любом случае гражданин может обратиться в суд для установления факта отсутствия (невозможности предоставления) необходимых документов и права регистрации для поиска подходящей работы и в качестве безработного при их отсутствии.

Какую работу могут предложить?

Если гражданин встает на учет в службе занятости в течение 12 месяцев после увольнения, рабочее место подбирается с учетом профессии, должности, уровня образования и квалификации. Учитывается также средняя зарплата за последние 3 месяца. Берется во внимание и транспортная доступность рабочего места (если до работы сложно и долго добираться, то такие места предлагать не должны).

При подборе подходящей работы не допускается :

  • предложение одного и того же варианта работы дважды;
  • предложение работы, которая потребует переезда (без согласия гражданина);
  • предложение работы, не соответствующей нормам по охране труда;
  • предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка за последние 3 месяца на последней работе (если зарплата была ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе).

Если средняя зарплата превышала прожиточный минимум, не может предлагаться работа с заработком ниже этого порога.

Как происходит трудоустройство?

Гражданину выдаются направления на работу, но не более двух одновременно. Кандидатуры граждан, если они согласны на вакансию, согласовываются с работодателями. Работодатель в пятидневный срок возвращает в Центр занятости направление с указанием даты, когда гражданин был принят на работу.

Если гражданину отказывают, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа и возвращает направление гражданину.

Важно! При очередном посещении Центра занятости нужно возвращать направление на работу (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью.

Что делать, если подходящей работы нет?

Если гражданин согласен, ему могут предложить:

  • работу по смежной профессии;
  • участие в общественных работах;
  • участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профориентацию.

Если служба занятости не смогла предложить подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации, гражданина признают безработным с того дня, когда он подал документы.

Важно! Граждане письменно (под роспись) уведомляются Центром занятости о том, что они зарегистрированы для поиска работы, о дате следующего посещения для подбора вакансии, о дате для принятия решения о признании безработным и постановке на регистрационный учет.

В каких случаях гражданина не признают безработным?

  • Если гражданин отказался от 2 вариантов подходящей работы (включая работы временного характера), в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет;
  • если гражданин не явился в течение 10 дней со дня постановки на учет в Центр занятости для подбора подходящей работы; отсутствие по уважительной причине нужно подтвердить документально (больничный лист, справка об участии в судебном процессе в качестве присяжного, справка о пожаре и т.д.);
  • если гражданин не явился в срок, установленный Центром занятости, для принятия решения о признании его безработным;
  • если представленные документы содержали ложные сведения.

Важно! Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право повторно обратиться в службу занятости через один месяц со дня отказа.

Центр занятости уведомляет гражданина письменно (под роспись) или по почте об отказе в признании его безработным и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

Справка "РГ"

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями :

  • содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
  • стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-и пиал и до в и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость , — согласно указанному Закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи :

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  • Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой » такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Данная статья станет подспорьем для тех, кто остался без работы и собирается на биржу труда с целью ее оперативного поиска. Мы подскажем, что потребуется для постановки на учет ЦЗН в 2020 году, какой пакет документов нужно предоставить и на какой размер пособия можно рассчитывать. С 1 января 2019 года размер пособия по безработице увеличен и на 2020 год : минимальная величина в размере 1500 рублей, максимальная величина в размере 8000 рублей, а также установлена максимальная величина пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей в соответствии с Постановление правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375.

Также мы разберем другие сопутствующие вопросы. Если вы уже работали и потеряли рабочее место по сокращению, если уходили в декрет, а может вы первый раз в жизни собираетесь устроиться работать после учебного заведения. Не забывайте, если вы не нашли ответ на ваш вопрос в тексте публикации - вы всегда сможете задать вопросы в комментариях , наши специалисты постараются ответить как можно быстрее.

Как встать на биржу труда? Документы для постановки на учет в Центре Занятости

Узнайте, где располагается в вашем городе Центр занятости – именно туда Вам необходимо направиться, чтобы встать на биржу труда. Сразу уточним, что для этого должно быть одно веское основание – Вы безработный гражданин. Если обратиться к статье 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», то здесь дается четкое определение лиц, которые признаются безработными. Это категория трудоспособных граждан, которые встали на учет в Центр Занятости и в настоящий момент времени не осуществляют трудовую деятельность и не получают за нее денежное вознаграждение. Граждане активно ищут работу и готовы оперативно начать трудоустраиваться. После процедуры постановки лица на учет, он попадает под защиту государства, которое предусмотрело гарантии, заключающиеся в денежных выплатах до того момента, когда подходящая работа будет найдена.

Какие именно документы вам будут нужны, чтобы в качестве безработного встать на учет? Собираем следующий пакет:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовая книжка (если вы ранее уже где-то работали);
  • Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы перед увольнением или сокращением (если вы ранее не работали, то такая справка не потребуется);
  • Документы об образовании. Возьмите школьный аттестат и все имеющиеся у вас дипломы. В соответствии с этими документами, опираясь на имеющуюся в вашем послужном списке профессиональную подготовку и опыт, сотрудники Центра занятости населения будут подбирать подходящую работу.

У вас могут также потребовать выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Она понадобится, чтобы оформить пособие.

Постановка на учёт по безработице инвалидов

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Условия постановки на биржу труда

Всем, кто поставил задачу встать на учет в ЦЗН, необходимо владеть информацией о том, какие обязанности налагаются на граждан, после регистрации. Итак:

  1. Дважды в месяц вы обязаны посещать центр занятости – сотрудник назначит Вам время и дату. Если Вас не будет в указанный срок, то сумма обозначенного государством пособия по безработице может быть снижена. Даже вплоть до полного прекращения выплаты.
  2. Вам будут периодически предлагать работу, соответствующую Вашей профессиональной подготовке, и необходимо в 3-х дневный срок после получения сведений о вакансии прибыть к работодателю на предприятие для прохождения собеседования.
  3. В течение года безработному следует определиться с предложенными вакансиями и выбрать для себя работу. В противном случае для него будет считаться подходящим любой вариант, не требующий определенных навыков, образования и квалификации.

Если Вы задумываетесь о постановке на биржу труда, следует знать, что не каждый гражданин может получить статус безработного и претендовать на денежное пособие.

Кто не может быть признан безработным?

  • Граждане, которые уже вышли на пенсию и получают пенсию по возрасту;
  • Лица, которым еще не исполнилось 16 лет;
  • Лица, осужденные к исправительным работам;
  • Если человек становится на учет в Центре занятости, но ранее негде не работал, не обучался и не имеет квалификации. В ЦЗН ему было предложено обучение, от которого он отказался два раза;
  • Перечень граждан, которым еще может быть отказано в получении статуса безработного можно узнать в ч.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ».

Электронная биржа труда - вакансии онлайн

Многих граждан интересует вопрос постановки на учет в Центре Занятости, и они хотят знать, есть ли электронные биржи труда? Да, региональные электронные биржи труда существуют, правда, на сегодняшний день это не столь распространенное явление, особенно для сел и небольших населенных пунктов. Такие удобные сервисы созданы во многих крупных мегаполисах, их главная задача – помочь людям найти подходящую работу. И на этом функции электронной биржи труда заканчиваются.

Следует знать, что с помощью такого сервиса Вы не сможете официально встать на учет по безработице, чтобы получать государственное денежное пособие. Для этих целей необходимо Ваше личное присутствие с пакетом документов в Центре Занятости населения. Но если Вы задались целью найти работу максимально быстро, то данный сервис очень удобен – на сайте Вы в любое время можете просмотреть имеющиеся вакансии и подобрать себе подходящую работу в короткий срок.

Чем еще полезны электронные биржи труда? Здесь можно найти полезную информацию о проводимых тренингах, семинарах, обучающих курсах. Данные мероприятия на базе Центра занятости потребуют минимальных затрат от граждан (в отличие от стоимости аналогичных курсов в других заведениях), или проводятся бесплатно. Поэтому, пользуясь сайтом ЦЗН, Вы всегда будете в курсе происходящих событий и сможете начать обучение или найти вакансию.

Можно ли беременной встать на биржу труда и рассчитывать на пособие по безработице?

Женщина « в положении», безусловно, может встать на учет по безработице. В соответствии с законом, ее «интересное положение» не может быть основанием для отказа в постановке на учет или предоставлении рабочей вакансии.

После обращения беременной в ЦЗН, специалисты на основании имеющегося у нее образования и опыта, в течение десятидневного срока должны предоставить 2 варианта вакансий. Если в этот период подходящая работа не была найдена, беременную женщину регистрируют, как и других граждан как безработную и назначают ей государственное пособие. Если она не находит себе работу, то выплата пособия будет осуществляться до 30 недель беременности. После наступления этого срока, она «отправляется» в отпуск по беременности и родам. С этого момента выплаты останавливаются, и ей в дальнейшем придется обратиться в органы социальной защиты. После предоставления необходимых документов, специалисты займутся оформлением пособия по уходу за ребенком.

Размер выплат по безработице - сколько платят на бирже труда? (в РФ, в Москве)

Выплаты на бирже труда производятся на основании постановлений Правительства России, и с 2009 года по 2018 год их сумма осталась неизменной. В 2020 году максимальный и минимальный размер выплаты пособия по безработице увеличены , а также увеличен размер пособия для лиц предпенсионного возраста, чего не было ранее.

Чтобы получить более точный ответ о размере выплаты, то здесь все упирается в конкретный случай и будет зависеть от таких показателей:

  • Количество недель трудовых отношений (официальное трудоустройство) в течение 12 месяцев на дату обращения в ЦЗН;
  • Размер средней заработной платы за три последних месяца по последнему месту работу;
  • Основание увольнения.

Какие правила для выплат установлены в 2020 году:

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением: гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется

в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Если смотреть данные показатели по Москве, то здесь работает постановление правительства №47-ПП от 27.01.2009, по которому столичные жители имеют право на надбавку к пособию по безработице. Ее сумма на сегодняшний день составляет 850 рублей, а также компенсируется безработным стоимость проезда на общественном транспорте города в размере 50% от цены проездного документа в городском транспорте.