К чему падают ключи на пол. Обряды с ключами и приметы о ключах. Что сулит находка ключа

П ервые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла» , - рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <...> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам» .

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век».

Белла Ахмадулина

В 1958 году студентов Литинститута - в их числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально - за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам».

Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина. Фотография: pinterest.com

Леонид Куравлёв, Василий Шукшин и Белла Ахмадулина на съёмках картины «Живёт такой парень». Фотография: prosodia.ru

Белла Ахмадулина. Фотография: art-notes.ru

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».

Белла Ахмадулина

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Фотография: pravmir.ru

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: nastroenie.tv

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: alamy.com

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз - за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда» .

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

Сегодня мы познакомимся с одной из самых известной советской поэтессой, переводчицей, сценаристкой и просто красивой женщиной Беллой Ахмадулиной. Стихотворения знамениты не только старшему поколению, но и подросток, так как ее изучают в школьной программе. Её биография, личная жизнь, дети, творческий успех интересует многих поклонников.

В этой статье вы найдете подробные ответы на все вас интересующие вопросы о величайшей лирической поэтессе второй половины ХХ века. Она была одна из ярких поэтов 60-х годов. Прочитав ее стихотворения, поймешь, что в них полностью отсутствуют социальные темы.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Беллы Ахмадулиной

Знаменита русская поэтесса, переводчик, ее стихотворения популярны по сей день. Фанатов поэтессы интересует вопрос, какой был рост, вес, возраст. Годы жизни Беллы Ахмадулиной, когда она скончалась. На 73 году ушла из жизни Белла.

Она была, высокой, статной дамой. Её рост был 170 сантиметров, а вес 46 килограмм. Белла Ахмадулина рожденная под знаком Зодиака Овен, а по восточному календарю она Бык. Её характер во всех отношения соответствует характеристикам этого знака Зодиака.

Биография Беллы Ахмадулиной

Полное имя Беллы — Изабелла Ахмадулина. Имя ей дала бабка, из – за того что в СССР в те года были популярны испанские имена. Изабелла родилась в далеком 1937 году 10 апреля в городе Москва.

Её семья была достаточно обеспеченной, так как отец занимал высокую должность, а мать была переводчицей, служила КГБ. В Белле смешанная кровь, так как ее предки являются русской, татарской и испанской национальности.

Во время военных действий Беллу увозят в Казань, где жила вторая её бабка. В 1945 году девочка с матушкой возвращается в Москву, где возобновляется в школе. Будущая писательница любила проводить время за книгой, но в школе ей было скучно и Белла училась неохотно из – за этого.

Первые стихи она начала писать, когда обучалась в школе, а в восемнадцать лет состоялся ее дебют в журнале «Огонек». Критики сразу раскритиковали ее стихотворения, высказав мнения, что они старомодны и неактуальны для советской эпохи.

После издания своих первых стихотворений Изабелла определилась с профессией, она хотела стать поэтессой. Но её семье эти планы не нравились, и Белла пообещала, что поступит в МГУ. Но к большому успеху, девочка проваливает экзамены.

После провала с вступительными экзаменами Белла устраивается в издание «Метростроевец». В этой газете она начала печатать свои стихотворения.

Спустя год Ахмадулина решается поступить в Литературный институт А.М.Горького. Учеба в этом институте была недолгой, ее исключили из института за то, что она отказывалась подписывать лист осуждающий изменники Отчизны Б. Постернака.

После отчисления Изабелла устраивается в издательство «Литературная газета». Главный редактор, был потрясён ее уникальными способностями и помогает возобновить обучение в учебном заведении. В 1960 году Белла окончила институт с отличаем.

Творческая биография Беллы Ахмадулиной двигается вперед быстротечными шагами. В 1962 году она выпускает сборник стихотворений с названием «Струна». В сборнике были собраны ее лучшие стихотворения. Публика моментально влюбилась в талан знаменитой писательницы.

Следующий сборник вышел в 1968 году под название «Озноб», в 1969 году сборник поэзии «Уроки музыки». Белла очень много творила, ее сборники выпускались в колоссально короткие сроки, но стихи были настолько легкие, воздушные, что читались на одном вздохе.

Изабелла Ахмадулина не только писала стихотворения, но и была переводчицей. Она перевела на русский язык стихотворения Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других грузинских авторов. Так же, она переводила стихотворения с армянского, абхазского, кабардино-балкарского, английского, итальянского, польского, чешского и других языков.

За всю жизнь она сыграла две роли в кино. Если ее в роли артистки можно лицезреть только в двух фильмах, то ее стихи звучат во многих кинофильмах.

Ахмадулина родилась спустя век после смерти Пушкина, а ушла из жизни спустя век после кончины Толстого.

Знаменитая писательница очень любила животных. Любовь к собакам и кошкам прививала с детства бабка.

Белла была обладателем Государственной премии СССР.

Последние годы жизни были тяжелые для поэтессы. Она очень болела, ослепла и не могла ничего писать. Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в Москве. Она была захоронена на Новодевичьем кладбище. В 2014 году на могиле Беллы был установлен памятник, выполненный ее супругом. Вы можете видеть фото могилы Беллы Ахмадулиной. Памятник напоминает Беллу в жизни: стройная, точеная фигура с книгой в руках.

После смерти Биллы мир, все равно помнит о ней, о ее знаменитых стихотворениях. В честь памяти о великой писательницы были установлены памятники в городе Тарусе и Москве.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной ни для кого не секрет. Она была три раза замужем. Впервые вышла замуж в восемнадцатилетнем возрасте за поэта Евгения Евтушенко. Через 3 года союз распался. Второй супруг был Юрий Нагибин. Через 9 лет совместной жизни пара разошлась из – за измены Беллы. В браке с Юрием Белла удочеряет Анечку. Третий гражданский супруг – Эльдар Кулиев. Ахмадулина рожает Эльдару дочку Лизу. Четвертый супруг был Борис Мессерер. Супружеская пара прожила в браке более тридцати лет вместе до самой смерти Беллы.

Семья Беллы Ахмадулиной

Каждая женщина мечтает о семейном счастье, что бы дома была гармония, смех детей, но семья для Беллы никогда не стояла на первом плане. Счастье ей доставляло её творчество. За плечами три брака, а она не обрела настоящего мужчины, опоры в семье.

Но, судьба ей улыбнулась и в 1974 году писательница повстречала скульптора Бориса. С ним поэтесса почувствовала себя любящей, женственной, нужной. Когда, Белла заключила брак со скульптором, она переехала жить к нему, бросив Аню и Лизу на воспитание мамы и няни. Семья Беллы Ахмадулиной в последний период жизни состояла из любящего мужа, двух дочерей.

Дети Беллы Ахмадулиной

Дети Беллы Ахмадулиной выросли с бабушкой. Анна появилась на свет в 1968 году, она была приемным дочерью в семье поэтессы и Юрия Нагибина. В 1973 году родилась Елизавета от Эльдара Кулиева. После того, как мать влюбилась без памяти в Бориса Мессерера, она забывает про дочерей и переезжает жить к возлюбленному.

Но, писательница быстро ощущает пустоту в материнское сердце и возобновляет общение с детьми, но не забирает их к себе жить. Белла стала уделять внимание в воспитании и обучении детей. Борис Мессерер, так же быстро нашел общий язык с девочками. Изабелла никогда не препятствовала развитию талантов своих дочерей и не ущемляла их в выборе.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Анна Нагибина

Дочь Беллы Ахмадулиной – Анна Нагибина родилась в 1968 году. Анна была приемным ребенком в семье Нагибина и Ахмадулиной. Белла удочерила девочка для того что бы спасти брак с Юрием. Впоследствии разрыва отношений поэтесса отдает Анну на воспитание матери и Анны.

Анна с няней жили в квартире, которую купил Нагибин для дочери. Из детства Аня вспоминает, что мама уделяла внимание в воспитание, но очень редко. В подростковом возрасте Аня узнает, что она является приемным ребенком в их семье. Ее это огорчает, она уходит из дома и перестает общаться с матерью.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева появилась на свет в браке с Эльдаром Кулиевым. Лизе сейчас уже 44 года. Девочка с детства была очень ленивой, неохотно училась в школе, ей всегда в пример ставили ее старшую сестру Анну. Лиза посещала художественную школу.

Из детства Лиза вспоминает, что мама даже пару раз подписывала ей дневник, но это было редкость. Воспитанием Лизы занималась няня. После окончания школы Елизавета поступает в литературный институт имени А.М.Горького.

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин был известным писателем – прозаиком. Знакомство с Беллой произошло в 1959 году. Прозаика называли «плейбоем того времени».

Нагибин за всю жизнь шесть раз связывал себя узами брака. Ни в одной из браков у писателя не было детей. Белла была его пятой супругой. Прожив вместе с ним девять лет, они разошлись. Белла любила Юрия, и для того что ы сохранить брак даже решилась на удочерение. Скончался Юрий Нагибин в 1994 году.

Бывший муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев

Бывший гражданский муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев был кинорежиссером и сценаристом. Эльдар родился в знаменитой семье в 1951 году. Роман Кулиева и Ахмадулиной был бурный, но не продолжительный. Они любили вместе проводить время и вели довольно развязную жизнь. В этом браке рождается дочь Елизавета. После расторжения брака Белла забирает Лизу и отдает ее на воспитании няни. Эльдар не общался со своей дочерью. В 2017 году скончался знаменитый сценарист.

Муж Беллы Ахмадулиной – Борис Мессерер

Муж Беллы Ахмадулиной – Борис Мессерер – знаменитый скульптор, художник. Знакомство Бориса и Беллы было случайным. Они повстречались, когда выгуливали собак, после этого у них завязалось общение, а впоследствии пара решила узаконить свои отношения.

Брак с Беллой был вторим по счету и последним. Пара прожила вместе более тридцати лет. Мессерер был защитником Беллы, он взял на себя решение всех проблем. Борис опубликовал книгу после смерти супруги под названием «Промельк Беллы»

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие (читать онлайн)

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие, читать онлайн – это самая распространенная фраза на просторах интернета. Романтичная лирика Ахмадулиной полна грациозности и специфичной «высокопарности». Поэтесса могла произносить об эмоциях бередившие сердечко и об обычных радостях любви.

Влюбленность для Беллы Ахмадулиной – это эмоция сопереживания, чувствовать себя нежной, хрупкой, ранимой, находящейся за плечом крепкого мужчины. Любовь в стихах поэтессы переплетается с дружбой. Так как, влюбленная пара должна быть еще и друзьями между собой. Прочитавши ее стихи, думаешь, что поэтесса страдала от того, что была надолблена мужчинами. Стихи Беллы Ахмадулиной переведены на множество языков мира.

Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной

Многих почитателей ее стихов интересует вопрос, есть ли Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной. Белла не зарегистрирована ни в одной социальной сети, а подробности ее жизни можно прочитать на страницах википедии.

Поэтесса не признавала социальные сети, так как она всегда была за живое общение, где чувствуешь эмоции, тон и говор своего собеседника. Её муж и дочери тоже не зарегистрированы в инстаграме и о последних годах жизни поэтессы можно узнать, только из интервью.

русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века

Белла Ахмадулина

Краткая биография

Бе́лла (Изабе́лла ) Аха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально - за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Могила Б. А. Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище Москвы

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988).

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала.

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.

С 1959 по 1 ноября 1968 года - пятой женой Юрия Нагибина. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951-2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Вольфганг Казак.

Однако, при всей своей изысканной, велеречивой устаревшей лексике, Ахмадулина была и остаётся абсолютно современным поэтом - конца XX и начала XXI веков. Каким образом она этого добивалась? Примет нового времени, аббревиатур и сленга в её стихах практически нет, просторечных слов - совсем немного, хотя они предельно выразительны (пестрядь, стыдобина, деньга, сопрут, кладби́щ), модные англицизмы - всего в нескольких стихотворениях.

И, наконец, главное: Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма - это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы - неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.

Евгений Степанов

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой , живут восхищение и спор, без которых нет преемственности».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Указывая, что усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни - с беспомощностью, забитость - с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд , который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира».

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Фильмография

Актёрские работы

  • 1964 - Живёт такой парень
  • 1970 - Спорт, спорт, спорт

Сценарист

  • 1965 - Чистые пруды
  • 1968 - Стюардесса

Использование стихов

  • 1964 - Застава Ильича
  • 1973 - Друзья мои… (киноальманах)
  • 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром!
    • «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
  • 1976 - Ключ без права передачи - сама автор читает стихи
  • 1978 - Служебный роман
    • «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
  • 1978 - Старомодная комедия
  • 1984 - Пришла и говорю
    • «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
  • 1984 - Жестокий романс
    • «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
  • 1997 - «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») - 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

Награды и премии

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы .
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) - за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии .
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989).
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
  • Лауреат премии «Триумф» (1994).
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
  • Почётный член Российской академии художеств.

Память

  • В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле - месяце рождения Ахмадулиной.
  • Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года
  • Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года
Категории:

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА – УЦЕЛЕВШАЯ ЖЕМЧУЖИНА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

В конце 1950-х годов, когда массовое увлечение поэзией переживало новый всплеск, на литературном горизонте возникла хрупкая фигура мощного поэта – Беллы Ахмадулиной . Она стала одной из ярчайших представителей «шестидесятников». Новое поколение поэтов сыграло значительную роль в формировании общественного самосознания. Именно подхватила литературную эстафету своих великих предшественников и смогла восстановить почти распавшуюся связь поэтических поколений.

Болезненное детство

Семья Ахмадулиной принадлежала к элите советской эпохи. Отец занимал руководящий пост в таможенном ведомстве, мать работала переводчиком в КГБ. Белла родилась в Москве 1937 года. В ее жилах текла интернациональная кровь: мать была из семьи обрусевших итальянцев, а отец – татарином. Увлеченность мамы Испанией воплотилась в имени дочери, для которой подобрали королевское имя Изабелла. Родители Беллы целыми днями пропадали на работе, поэтому воспитанием будущей поэтессы занималась бабушка.

Война грянула, когда маленькая Белла была в детском саду. Ахмадулину с бабушкой удалось отправить в эвакуацию почти в последний момент – когда уже враг подошел к столице. Путь в Казань, где жила вторая бабушка, был долгим и тяжелым. Родственников приняли совсем не радушно, они чувствовали себя обузой. А постоянный голод усугубил и без того хрупкое здоровье ребенка. Болезни постоянно атаковали Беллу и выхватить ее их тисков недуга помог только приезд матери. В 1944 году эвакуация закончилась, и девочку привезли назад в Москву, где она пошла в первый класс.

Со школой как-то сразу не заладилось – Белле там не понравилось, и она три года бывала в классе очень редко. Из-за болезней девочка привыкла к одиночеству и никак не могла адаптироваться к обществу других детей. Помогла с этим учительница, которая вернулась с фронта и пришла работать в школу.

Самозабвенный голос Беллы Ахмадулиной

В школе Белла впервые продемонстрировала свой поэтический талант, затем начала посещать занятия в литературном кружке, а в 1955 году ее стихи опубликовали в журнале «Октябрь». Нашлись и те, кто сразу назвал ее произведения банальными и неактуальными. Однако начинающая поэтесса удивительно быстро завоевала сердца читателей. Ее поэзия не была политизирована и не имела острого социального подтекста. Даже сейчас трудно объяснить, как эти чистые стихи, созданные из образов и сложных словосочетаний, могли собирать тысячные трибуны стадионов. Белла начала творить во времена, когда обострилась потребность в прекрасном и одновременно непонятном. Возможно, именно поэтому она своим голосом, звучавшим со сцены, гипнотизировала пространство, а потом была признана случайно уцелевшей жемчужиной Серебряного века поэзии.

Молодой поэт, а позже и первый муж Беллы Ахмадулиной – , вспоминал, как впервые увидел ее стихи в журнале «Октябрь» и был поражен трогательными строчками: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка». Он тут же связался с редакцией журнала и поинтересовался личностью Ахмадулиной. Ему сообщили, что эта десятиклассница из литобъединения собирается стать студенткой Литературного института. Евтушенко поспешил на занятие в кружок юных литераторов, где услышал самозабвенный голос Беллы. Тогда он сравнил его со звуком натянутой вибрирующей струны.

Верность Пастернаку

В семье хотели, чтобы Белла стала студенткой факультета журналистики МГУ, но Ахмадулина с треском провалилась на экзаменах. В билете ей попался вопрос о газете «Правда». Она не знала, что ответить, поскольку никогда не читала ее и честно в этом призналась. Случай, конечно, был невиданный для того времени. Тогда мама посоветовала Белле устроиться на работу в газету «Метростроевец». На ее полосах были опубликованы не только первые статьи Ахмадулиной, но и ее поэзия.

В Литературный институт Белла поступила в 1956 году. Когда Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию, в учебном заведении и за его стенами разразился настоящий скандал. Писателя назвали предателем, преподаватели и студенты с легкостью ставили подписи под обвинительными письмами, но Белла и представить не могла, что когда-нибудь сможет так поступить. Из института ее исключили за отказ подписывать обвинения в адрес Пастернака, но официальной причиной все же была неуспеваемость по теории марксизма-ленинизма.

Чудо по имени Белла Ахмадулина

В 1959 году, когда для Беллы настали сложные времена, ее поддержал Сергей Смирнов – главный редактор «Литературной газеты». Он предложил Ахмадулиной стать внештатным корреспондентом издания в Иркутске. Там Белла создала рассказ «На сибирских дорогах», отразив в нем свои впечатления от путешествия. Произведение напечатали в «Литературной газете» вместе с целой серией стихотворений о сибирском крае и его удивительных людях. Сергей Смирнов помог Белле восстановиться в Литературном институте, когда остро поставил в Союзе писателей вопрос о поддержке молодых дарований. Ахмадулину восстановили на 4-й курс, с которого и отчисляли, а в 1960 году она получила красный диплом. Вскоре Белла выпустила первый сборник и дала ему название «Струна», с которой ее голос и манеру декламации сравнивал Евтушенко.

Ее дебют высоко оценил поэт и драматург Павел Антокольский. В посвященном Ахмадулиной стихотворении он написал: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!». Вместе с выступлениями в МГУ, Политехническом музее и Лужниках к Белле Ахмадулиной пришла и первая настоящая известность. Ее поэтические вечера с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко тогда собирали огромную аудиторию слушателей.

Высоким слогом о простом

В сборнике «Струна» еще чувствовался поиск Беллой собственных тем, но уже к середине 1960-х годов сформировался ее неповторимый поэтический стиль, а советская поэзия приобрела высокий слог. Ахмадулина позднее выпустила сборники «Уроки музыки», «Стихи», «Свеча» и «Метель». Ее подборки стихов постоянно публиковали в периодической прессе.

Возвышенная лексика Беллы Ахмадулиной , метафоричность образов, изысканность в слоге и какая-то интонационная свобода сделали ее стихи легко узнаваемыми. Стилистика ее поэзии была неким бегством от современности, той серой обыденности, поэтому созданный микрокосмос Белла Ахатовна наделяла своими смыслами и ценностями. Она стала первой поэтессой в СССР, которая смогла сказать о самых простых вещах возвышенным поэтическим слогом. Ее доверительная интонация, непередаваемый артистизм, тонкая мастерская импровизация завораживающе действовали на публику. Когда она выходила на сцену, в зале моментально наступала тишина, которую пронизывал только голос Беллы. Как ни странно, но ее высокий стиль был понятен людям.

«И я познаю мудрость и печаль»…

Лирические стихи Беллы Ахмадулиной нередко звучали в художественных фильмах. Режиссеры хорошо понимали, что ее поэзия наполняет кино особым настроением и привносит философскую ноту. Одним из популярнейших романсов, которые прозвучали в кино, стал «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс». В киноленте Эльдара Рязанова «Служебный роман» Светлана Немоляева за кадром читает стихотворение Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой». А песню на ее стихи в «Иронии судьбы, или “С легким паром!”» исполняет героиня Барбары Брыльской голосом Аллы Пугачевой. Музыку для этого романса создал знаменитый композитор Микаэл Таривердиев. В фильме «Достояние республики» поет песню «Что будет, то и будет» на стихи Ахмадулиной. На своих творческих вечерах актер позже неоднократно исполнял эту песню.

Довелось Белле Ахмадулиной испытать на себе и профессию актрисы. В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» ей досталась автобиографическая роль журналистки из Ленинграда. Режиссер фильма «Спорт, спорт, спорт» Элем Климов был поклонником поэзии Ахмадулиной. Белла Ахатовна сыграла роль и исполнила в кинокартине свои стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Кроме стихов Белла Ахатовна занималась прозаическими произведениями и переводами. Она написала цикл эссе о поэтах, переводила грузинских авторов, в зарубежных странах ей посвящали литературные исследования. Заявления Ахмадулиной в поддержку советских диссидентов публиковала газета «Нью-Йорк таймс», их передавали радиостанции «Голос Америки» и «Радио Свобода». Не оставляла без внимания Белла Ахатовна и международные поэтические фестивали.

Роковая дама

Такая женщина, как , просто не могла жить и творить без мужского внимания. В поэтических кругах она слыла роковой дамой, в которую влюблялись после пяти минут знакомства. Первым ее законным супругом стал поэт Евгений Евтушенко, но их семейная жизнь продлилась всего три года. Писатель Юрий Нагибин был вторым мужем Беллы Ахатовны . Их брак совпал с пиком популярности поэтессы. Через восемь лет они болезненно расстались. Белла пыталась сохранить семью, взяла на воспитание приемную дочь Анну, но разрыв был неизбежен. Отцом ее второй дочери Елизаветы стал сын кабардинского писателя Кайсына Кулиева – Эльдар. А в 1974 году Ахмадулина познакомилась во дворе своего дома с театральным художником Борисом Мессерером и прожила с ним 35 лет. К бытовым проблемам Белла Ахатовна абсолютно не была приспособлена, поэтому всеми возникающими вопросами занимался Борис Асафович. Он же систематизировал все ее стихи, которые она писала на обрывках бумаги или салфетках и дарила друзьям. Таких «подарков» собралось на несколько томов. Так повседневная жизнь и творчество Беллы попали под надежную защиту Бориса Мессерера.

В последние годы Белла Ахатовна сильно болела, у нее почти полностью исчезло зрение, и она не смогла писать. Осенью 2010 года ей стало совсем плохо и поэтессу прооперировали, после чего наступило улучшение. Выписавшись из больницы, она провела дома всего четыре дня и скончалась . Так совпало, что родилась через столетия после появления на свет Александра Пушкина, а не стало ее через век после смерти Льва Толстого.

ФАКТЫ

Не любила слово «поэтесса», поэтому всегда просила, чтобы ее называли поэтом. Даже к знаменитой строчке Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт» она относилась скептически, считая, будто поэт оказывается не на своем месте.

Знаменитая актриса Ия Саввина, которую пригласили озвучить Пятачка в цикле мультфильмов о Винни-Пухе, во время работы в студии ориентировалась на образ Беллы Ахмадулиной . А когда поэтесса увидела мультфильм и узнала себя, то весело поблагодарила Саввину за «подложенную свинью».

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена