Иммунитет государства и его виды. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств в МЧП. Иммунитет государства: понятие, виды

1. Отметим, что термин «иммунитет» происходит от латинских слов - прилага­тельного imrnunus (ϲʙᴏбодный от чего-либо, оϲʙᴏбожденный) и суще­ствительного immunitas (оϲʙᴏбождение от налогов, от службы и т.п.)

Как таковое - определение «иммунитет государства» сложилось в международ­ном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало опреде­ляться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий^ международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законода­тельством и международными договорами, заключенными данным госу­дарством.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же

принципы.

В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммуни­тет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрени-

ем какого-либо иска в суде. Все данные иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, кᴏᴛᴏᴩый не позволяет применять в отношении государства какие-либо прину­дительные меры.

Понятие государства относительно иммунитета, как считает Ко­миссия международного права ООН, охватывает органы государства, политические подразделения и представителей государства, осущест­вляющих государственную власть.

Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах ϶ᴛᴏго государства. На прак­тике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в оϲʙᴏ­бождении государства от выполнения принятых им на себя обяза­тельств или в оϲʙᴏбождении государства от ответственности за не­исполнение обязательств.

Иммунитет государства базируется на том, что оно обладает су­веренитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parent поп nabet impe-rium» («Равный не имеет власти над равным»)

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного госу­дарства судам другого государства (Par in рагет поп habet jurisdictio-nem - Равный над равными не имеет юрисдикции) Без согласия госу­дарства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу госу­дарство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в сле­дующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска прини­мать без согласия государства какие-либо принудительные меры в от­ношении его имущества. Под иммунитетом от принудительного ис­полнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесен­ного против государства. Понятие юрисдикционных иммунитетов яв­ляется общим для данных трех видов.

В юридической доктрине обычно рассматриваются две концепции иммунитета государства - абсолютного и ограниченного. Концепция абсолютного иммунитета исходит из того, что: а) иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согла­сия в судах другого государства; б) в порядке обеспечения иска иму­щество какого-либо государства не может быть подвергнуто принуди­тельным мерам со стороны другого государства; в) недопустимо обра­щение мер принудительного исполнения на имущество государства

без его согласия.

Согласно концепции ограниченного иммунитета, иностранное го­сударство, его органы, а также их собственность пользуются иммуни­тетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperil. В случае если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сде­лок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители кон­цепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры. Во второй половине XX в. концепция ограниченного иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных стран. Это объясняется тем, что госу­дарство как таковое расширило сферу ϲʙᴏего участия в экономичес­кой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Государства стали шире вовлекаться в коммерческую деятель­ность, кᴏᴛᴏᴩая тесно связана с международными товарными и финан­совыми рынками. Не только увеличилось число сделок, заключаемых государствами, они стали более разнообразными. Государства все чаще обращаются к иностранным банкам, международным финансо­вым организациям для получения кредитов.

Особое значение в современных экономических отношениях при­обрел вопрос об иммунитете для тех государств, кᴏᴛᴏᴩые проводят политику активного привлечения иностранных инвестиций. Инвесто­ры заинтересованы в том, ɥᴛᴏбы государство, принимающее инвести­ции, отказывалось от ϲʙᴏего иммунитета в случае возникающих спо­ров между инвестором и данным государством.

В результате, как отмечалось в российской юридической литерату­ре (И.О. Хлестова), сфера применения договорной и обычной между­народно-правовой норм, ограничивающих иммунитет иностранного государства, постепенно расширяется, о чем свидетельствует законо­дательная и судебная практика стран, придерживающихся концепции ограниченного иммунитета. При всем этом сфера применения обыч­ной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете госу­дарства постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающие-

ся концепции абсолютного иммунитета, отказываются от него в отно­шении определенных категорий дел.

Решающее значение для ϶ᴛᴏй наиболее распространенной концеп­ции имеет определение коммерческого характера контракта, однако установить его трудно. Очевидно, первостепенное внимание следует уделять критерию характера, кᴏᴛᴏᴩый должен сочетаться с критерием цели действия контракта.

В конце XX в. возникла проблема в отношении иммунитета госу­дарства по искам о нарушениях прав человека в связи с решением Верховного суда Греции по иску к ФРГ и решениями судов других государств по искам жертв нацизма. Так, иск о возмещении ущерба в греческих судах был предъявлен родственниками лиц, уничтоженных во время операции, проведенной подразделениями СС в греческом селе Дистомо в 1944 г. ФРГ в ϲʙᴏих возражениях ссылалась на прин­цип иммунитета государства. Ареопагом (Верховным судом Греции) иммунитет не был признан, и иск был удовлетворен.

Практика США показала, что вопросы использования принципа иммунитета в отношении исков, связанных с нарушением прав чело­века, даже при наличии законодательного регулирования нельзя счи­тать окончательно решенным.

В 1941 г. 19-летний гражданин США еврейской национальности Г. Принц вместе со ϲʙᴏими родителями, сестрой и двумя братьями оказался в Словакии. Вся его семья погибла в фашистских лагерях, он единственный выжил, пройдя Освен­цим и принудительные работы под землей на военных объектах. После длившихся десятилетиями попыток получить возмещение за причиненный ему фашистской Германией ущерб он предъявил в 1992 г. иск в американском суде к правительству ФРГ. Ответчик, опираясь на американский закон 1976 г., ссылался на судебный иммунитет, поскольку предусмотренные данным законом исключения, и прежде всего в отношении действий, кᴏᴛᴏᴩые можно было бы отнести к коммерческой активнос­ти, не могли быть применены в данном случае. Суд первой инстанции не признан судебный иммунитет, а при рассмотрении дела в 1994 г. в федеральном апелляци­онном суде (Court of Appeals) мнения судей разделились, хотя большинство выска­залось за то, что апелляционный суд не обладает компетенцией для рассмотрения иска. Хотя большинство судей исходило из того, что действия гитлеровской Герма­нии представляют собой нарушение императивных норм общего международного нрава (норм jus cogens), но все же при отсутствии судебных прецедентов по ϶ᴛᴏму вопросу и указаний в законе большинство высказалось за то, что апелляционный суд не обладает компетенцией для рассмотрения иска. В связи с данным решением были даже подготовлены предложения о внесении изменений в закон 1976 г., ис­ключающие возможность для государства-ответчика ссылаться на принцип имму­нитета государства.

Рассмотрение в судах дела Г. Принца сыграло большую роль в гло­бальном решении проблемы выплаты компенсации жертвам нацизма. Сначала (1995 г.) было заключено соглашение между ФРГ и США о выплате компенсации гражданам США, а затем после предъявления коллективных исков жертв нацизма из других стран (в т.ч. Рос­сии и Стоит сказать - польши) правительство ФРГ осуществило такую выплату ком­пенсации жертвам принудительного труда во время Второй мировой войны. При этом в целом вопрос о непредоставлении иммунитета ино­странному государству по искам к государству о нарушении прав че­ловека нельзя считать решенным. В отечественной литературе (В.А. Жуков) было обращено внимание на актуальность ϶ᴛᴏй про­блемы.

2. Стоит обратить внимание, что в законе США 1976 г. указано, что иммунитет не будет призна­ваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятель­ность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Шта­тов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, если ϶ᴛᴏ действие имеет прямые последст­вия для Соединенных Штатов» (§ 1605 (а) 2) На имущество ино­странного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в ϶ᴛᴏй стране, не распространяется имму­нитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

Стоит обратить внимание, что в законе США 1976 г. указывается также, к какому критерию должны прибегать американские суды, ɥᴛᴏбы определить, какие дей­ствия будут публично-правовыми, а какие - частноправовыми. По ϶ᴛᴏму вопросу суды в разных странах, в т.ч. и в США, выно­сили различные решения, часто противоречивые. Стоит обратить внимание, что в законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, приро­да операции или отдельной сделки (§ 1603 (d)
Интересно отметить, что там говорится, что «коммерческая деятельность» означает либо регулярное осуществле­ние коммерческого поведения, либо конкретное коммерческое дейст­вие или акт. Коммерческий характер любой деятельности определяет­ся характером поведения или конкретного действия либо акта, а не ее целью. Английский Закон об иммунитете государства 1978 г. опреде­ляет коммерческое действие при помощи описания его характера и перечисления типов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих контрактов (ст. 3)

В деле по иску к советским информационным агентствам ТАСС и АПН (реше­ние федерального суда Нью-Йорка от 23 января 1978 г.), кᴏᴛᴏᴩые подготовили ма­териал, опубликованный в газетах «Советская Россия», «Красная звезда» и других изданиях, т.е. за пределами США, истец ссылался на то, что данные действия имели «прямые» последствия в США. Истец доказывал (и ϶ᴛᴏ имеет наиболее существен­ное значение с позиции применения на практике Закона США 1976 г.), что речь идет именно о коммерческой деятельности и в случае такой деятельности им­мунитет не должен предоставляться. При этом суд с такими доводами не согласился. Стоит заметить, что он основывался на том, что действия информационных агентств не связаны с каким-либо контрактом и не могут рассматриваться как коммерческая деятельность. Суд

пришел к выводу, что советские организации пользуются иммунитетом от юрис­дикции судов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом США об иммунитетах иностранных госу­дарств 1976 года.

В решении было отмечено, что при публикации статей АПН не осуществляло коммерческой деятельности, «а выполняло действия по межправительственному сотрудничесту органов советского государ­ства».

В тех странах, в кᴏᴛᴏᴩых не принято специальных законов об им­мунитете, а также в государствах, не участвующих в международных соглашениях по ϶ᴛᴏму вопросу, существенную роль продолжает иг­рать судебная практика, хотя решения суда одной страны могут ис­пользоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении ана­логичного дела в другой стране.

Характерный пример дает практика Франции. По данной причине следует остано­виться на решении Парижского суда Важно знать, что большой инстанции от 16 июня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду выставки картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа и Государственно­го музея изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина (ГМИИ) дочь коллекцио­нера С.И. Щукина Ирина Щукина, а также некий И. Коновалов, утверждавший, что он будет внуком другого известного собирателя западной живописи - И. Морозова, предъявили ряд исков к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали на­ложения предварительного ареста на картины и выплаты им возмещения в круп­ных суммах. Картины перешли в собственность государства на основании декретов о национализации 1918г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову было отказано со ссылкой па принцип судебного иммунитета государства и его собственности.

От имени российского государства в суде было заявлено, что акт о национали­зации представлял собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащей его гражданам и находящейся на его террито­рии. Исключая выше сказанное, было обращено внимание суда на то, что иммунитетом от прину­дительных мер пользуется не только государство как таковое, но также два музея, осуществляющих хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функ­ций в области культуры, на что они были уполномочены Министерством культу­ры РФ.

Суд согласился с данными доводами и признал, что при отсутствии согласия госу­дарства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На ϶ᴛᴏм же основании суд отказа."! истцам в признании их требований об осуществле­нии мер принудительного характера в отношении картин.

3. При предъявлении возможных претензий к государству, в част­ности по трудовым отношениям (см. гл. 17) и требованиям о возмеще­нии ущерба в результате причинения вреда (см. гл. 13), прежде всего с чисто практической позиции следует различать два возможных случая. В первую очередь, когда иск предъбудет к российскому государст­ву как стороне в отношениях с иностранными юридическими и физи­ческими лицами, т.е. когда речь идет о предъявлении претензий, исков за рубежом, а также наложении ареста на имущество российского го­сударства, находящееся за границей. В данных случаях необходимо прежде всего решить вопрос, будет ли пользоваться российское госу­дарство в настоящее время за рубежом иммунитетом.

Во-вторых, в случае возникновения аналогичной ситуации в Рос­сии крайне важно решить вопрос, будет ли в России пользоваться иммунитетом иностранное государство и принадлежащее ему имуще­ство. Отметим тот факт - что в современных условиях, когда отсутствует универсальное меж­дународное соглашение в ϶ᴛᴏй области, вопрос практически будет ре­шаться на базе того, каким образом в судебной практике того или иного государства понимается действие обычно-правовой нормы об иммунитете или же какое законодательство в той или иной стране действует. При ϶ᴛᴏм, что следует подчеркнуть особо, признание в одной стране абсолютного иммунитета за иностранными государства­ми не влечет за собой автоматического признания в судах другой стра­ны иммунитета в отношении страны, законодательство и практика ко­торой продолжают исходить из концепции абсолютного иммунитета.

Во многих государствах иммунитет российского государства и его собственности будет признаваться в ограниченных пределах. Такой вывод следует сделать на базе следующих данных: в ряде госу­дарств были приняты законы, ограничивающие иммунитет государст­ва, - в США, Великобритании, Австралии, Аргентине, Канаде, Паки­стане, Сингапуре, Южно-Африканской Республике. Как уже отмеча­лось выше, в Законе США 1976 г. был закреплен переход от позиции признания абсолютного иммунитета к позиции признания так назы­ваемого функционального иммунитета.

Стоит обратить внимание, что в законе США 1976 г. было также установлено, к какому крите­рию должны прибегать американские суды, ɥᴛᴏбы определить, какие действия будут публично-правовыми, а какие - частноправовы­ми. По ϶ᴛᴏму вопросу суды в разных странах, в т.ч. и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. Стоит обратить внимание, что в законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, приро­да операции или отдельной сделки.

В ФРГ, Франции, Италии, Греции, Дании, Финляндии, Норвегии и других странах из концепции ограниченного иммунитета исходит

судебная практика.

Ряд европейских стран - Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария - заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно кᴏᴛᴏᴩой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из кон­цепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказа­лось от иммунитета или же само предъявило иск); так и в случаях,

когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной дея­тельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в част­ности, обязательства государства по трудовому соглашению с физи­ческим лицом, согласно кᴏᴛᴏᴩому работа должна осуществляться на территории страны суда; по спорам бюро или агентств иностранного государства; по спорам между государством как участником обществ, ассоциаций или юридических лиц с другими участниками данных об­ществ, ассоциаций или юридических лиц, имеющих ϲʙᴏе место нахож­дения в стране суда; по спорам, касающимся недвижимости, находя­щейся в стране суда.

Комиссией международного права ООН был принят проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, кото­рый также основан на теории ограниченного иммунитета. Рабочая группа, готовившая ϶ᴛᴏт проект, рассмотрела ряд вопросов проблемы иммунитета, имеющих не только теоретическое, но и определенные практическое значение. Так, она пришла к выводу, что иммунитет государства не должен применяться в отношении исков об ответствен­ности в случае коммерческой сделки, в кᴏᴛᴏᴩую вступает государст­венное предприятие или другая организация, учрежденная данным госу­дарством, в случаях, когда: а) ϶ᴛᴏ государственное предприятие или другая государственная организация участвуют в коммерческой сдел­ке в качестве уполномоченного агента ϶ᴛᴏго государства; б) ϶ᴛᴏ госу­дарство действует как гарант ответственности государственного пред­приятия или другой организации.

3. Комлексный характер сложных проблем, возникающих на прак­тике при решении вопросов предоставления иммунитета, с одной стороны, и необходимостью четко определить отказ государства от иммунитета и пределов действия такого отказа - с другой, можно проиллюстрировать на примере рассмотрения в судах ряда стран исков швейцарской фирмы «Нога» к российскому государству.

Швейцарская корпорация «Нога» заключила 29 января 1992 г. кредитное со­глашение с Правительством РСФСР в лице действовавших в то время Министер­ства сельского хозяйства и Министерства экономики и финансов. В тот же день было подписано гарантийное письмо. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным соглашением компа­ния «Нога» открыла кредитную линию российскому правительству на общую сумму 1 млрд 426 млн долларов США. Россия должна была расплачиваться постав­ками нефти, мазута и газа через ϲʙᴏих уполномоченных экспортеров по специаль­ному графику.

В ходе исполнения соглашения между партнерами возникли разногласия, ко­торые не удапось разрешить мирным путем. Начиная с 1993 г. компания «Нога» предъявила ряд исков в судах различных стран. В результате по решению суда Люксембурга в качестве обеспечительной меры были наложены аресты на вклады Банка России в Швейцарии и Люксембурге. Впоследствии компания «Нога» обра-тилась с иском в Арбитражный институт при Стокгольмской торговой палате, как ϶ᴛᴏ предусматривала арбитражная оговорка в кредитном соглашении. На основа­нии принятых в 1997 г. решений ϶ᴛᴏго третейского суда (см. гл. 19) она добилась наложения ареста на банковский счет посольства Российской Федерации во Фран­ции. Французский суд, рассматривавший ϶ᴛᴏ ходатайство, пришел к выводу, что банковский счет посольства пользуется иммунитетом от исполнительных действий на основании ст. 25 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Со­гласно ϶ᴛᴏй статье государство пребывания обязано предоставлять все возможнос­ти для выполнения функций дипломатического представительства. Суд исходил из того что иммунитет банковского счета посольства будет составной частью им­мунитета дипломатического представительства. Арест банковского счета посоль­ства препятствует выполнению задач дипломатического представительства.

В порядке принудительного исполнения были наложены аресты на счета дру­гих представительств России во Франции, а также во французском порту на рос­сийское парусное судно «Седов», кᴏᴛᴏᴩое прибыло во Францию по приглашению французского правительства для участия в спортивных соревнованиях в честь Дня

Бастилии.

В дальнейшем иски предъявлялись в отношении ввезенных во Францию (в ле

Бурже) и в Англию самолетов для демонстрации на авиасалонах, картин в Италии

В отношении иммунитета российского государства следует обра­тить внимание на то, что современная практика заключения россий­ским государством крупных кредитных соглашений, долговременных концессионных и инвестиционных соглашений идет по пути включе­ния в них условий, предусматривающих прямое согласие на рассмот­рение споров в иностранном суде или в порядке арбитражного разби­рательства в третейском суде без использования ссылки на иммунитет

государства.

В ряд заключенных российским государством и его органами кон­трактов с иностранными юридическими лицами и иностранными го­сударствами было включено согласие российской стороны на отказ (или изъятие) от юрисдикционного иммунитета и его видов. Кстати, эта практика закреплена в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. (см. гл. 8), в кᴏᴛᴏᴩом впервые было установлено, что в соглаше­ниях, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими ли­цами, может быть предусмотрен в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и ис­полнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23)

В литературе, посвященной ϶ᴛᴏму Закону (С.А. Сосна), обраща­лось внимание на то, что концепция абсолютного иммунитета уже давно не демонстрирует ни практику участия российского государства в экономических, коммерческих отношениях с зарубежными странами, ни современную доктрину иммунитета. В то же время в России про­должали действовать правовые нормы о торгпредствах, исходящие из

§ 2. Иммунитет государства и его виды

теории абсолютного иммунитета. В условиях, когда в России был осу­ществлен переход от государственной монополии внешней торговли к другим формам государственного регулирования в ϶ᴛᴏй области, такой подход потерял практическое значение. Точно так же потеряли ϲʙᴏе значение содержащиеся в ряде международных торговых догово­ров СССР положения об иммунитете торгпредств. В заключенных Россией со странами СНГ международных договорах о взаимном уч­реждении торговых представительств (с Азербайджаном - в 1992 г., Белоруссией - в 1992 г., Грузией - в 1995 г. и др.) положения об им­мунитетах торгпредств не содержатся.

В двусторонних соглашениях о взаимном поощрении и защите ин­вестиций, действующих с большим числом государств, предусмотрен арбитражный порядок рассмотрения споров. Это означает, что рос­сийское государство в случае предъявления к нему иска согласилось на юрисдикцию международного коммерческого арбитража при ус­ловии, что такой спор подпадает под действие международного до­говора.

Как решается проблема иммунитета государства и его собствен­ности в России? Российское законодательство, так же как и законода­тельство стран СНГтрадиционно исходит из классической концепции абсолютного иммунитета, традиционно признавая принцип иммуни­тета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов.

В действующем российском процессуальном законодательстве (ГПК и АПК) имеется существенное расхождение, касающееся прин­ципа иммунитета. В п. 1 ст. 401 ГПК 2002 г. предусмотрено следую­щее: «1. Предъявление в суде в Российской Федерации иска к ино­странному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и на­ходящееся на территории Российской Федерации, и принятие по от­ношению к ϶ᴛᴏму имуществу иных мер по обеспечению иска, обраще­ние взыскания на ϶ᴛᴏ имущество в порядке исполнения решений суда Допускаются только с согласия компетентных органов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙую­щего государства, если иное не предусмотрено международным дого­вором Российской Федерации или федеральным законом».

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что хотя в ГПК и содержится отсылка к возможности иного решения вопроса (путем отсылки к федеральному закону), в Целом ГПК продолжает стоять на позициях абсолютного иммунитета. Иной подход проявлен в АПК 2002 г. В п. 1 ст. 251 «Судебный имму­нитет» говорится, что обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде «иностранное го-сударство, выступающее в качестве носителя власти». Из ϶ᴛᴏго неиз­бежно Должен следовать вывод о том, что если государство выступает не в качестве носителя власти, иными словами, осуществляет пред­принимательскую, коммерческую деятельность, то тогда оно иммуни­тетом пользоваться не будет (об ϶ᴛᴏм подробнее см. § 4 гл. 18) Как отмечалось в комментариях к АПК 2002 г., ст. 251 содержит ограничи­тельную формулировку в отношении судебного иммунитета ино­странного государства. Иммунитет предоставляется исключительно при выпол­нении публичных функций ностеля государственной власти (Т.Н. Не-шатаева) Из различия выступления государства как суверена и его участия в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъ­ектами гражданского права исходит и В.В. Ярков.

Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание иммунитета государства; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 16

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое положение государства в международном частном праве………………………………………………………….………………….4

Глава 2. Иммунитет государства

§ 1. Понятие иммунитета государства…………………………………..…….8

§ 2. Элементы иммунитета государства…..…………………………………..9

§ 3. Виды иммунитета………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………………….17

Введение

Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т.е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющиеся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.

В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.

Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание иммунитета государства; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.

Целями и задачами обусловлена структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются особенности правового положения государства как субъекта международного частного права, понятие иммунитета государства, его содержание, виды и их правовое регулирование, а также заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовое положение государства в международном частном праве.

Государство – основной, универсальный субъект международного публичного права. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной частноправовой правосубъектностью 1 . Во внутренней сфере в силу своей властной природы государство является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Однако государство одновременно может участвовать в правоотношениях с участием равноправных независимых субъектов, что не может не отразиться на ее правовом статусе.

Во внутренней правовой системе законодательство (ст. 124 ГК РФ) закрепляет участие РФ, субъектов РФ, муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами 2 ».

Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Государство что-либо приобретает у других субъектов предпринимательской или коммерческой деятельности в иностранных государствах, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, к слову, хозяйственная деятельность государства в иностранном государстве разнообразна. Причем в том или ином объеме в частноправовых отношениях международного характера принимают участие все государства, независимо от их социально-экономического строя, уровня развития.

С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Так, появляются новые формы, могущие сыграть положительную роль в развитии национальной экономики: использование государством концессионных соглашений, заключаемых с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ископаемых. В соглашениях о разделе продукции, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, только продукция, полученная в ходе такой деятельности делится между государством и иностранных инвестором на оговоренных в соглашении условиях.

В частноправовых международных отношениях Российская Федерация может:

1) предоставлять и получать кредит (аналогичным полномочием наделены и субъекты РФ)

2) использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени РФ);

3) предоставлять гарантии по займам и кредитам. Например, Указом Президента РФ от 23.07.2003. « О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» устанавливается, что гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды; предоставление гарантий или поручительств Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам осуществляется на конкурсной основе 3 ;

4) заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ устанавливает обязанность при заключении концессионного соглашения проводит процедуру конкурса 4 );

5) заключать соглашения о разделе продукции, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;

6) приобретать и арендовать за границей земельные участки;

7) заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг, оказании работ;

8) выступать за границей в качестве наследника вымороченного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.

При этом возникают правоотношения двух видов: 1) правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому, научному, техническому сотрудничеству и т.п.). Данные отношения регулируются исключительно нормами международного-публичного права; 2) правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в данный правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект, поскольку оно не является юридическим лицом, а особым правовым образованием 5 .

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом, государство арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, по которому государства, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.

Глава 2. Иммунитет государства.

§ 1. Понятие иммунитета государства.

Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.). 6
Само понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.
В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН а о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства". 7

Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

§ 2. Элементы иммунитета государства

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

1) судебный иммунитет;

2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска;

3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения;

4) иммунитет собственности государства;

5) иммунитет от применения иностранного права.

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. В таком случае вопрос об иммунитете не возникает. Можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.

Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.

Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.

Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.

Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства - это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.

§ 3. Виды иммунитета

Выделяют три вида иммунитета:

1. абсолютный иммунитет;

2. функциональный иммунитет;

3. ограниченный иммунитет.

Абсолютный иммунитет

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.

Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет

Функциональный иммунитет - это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.

Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель.

Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.

Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства - это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.

Ограниченный иммунитет

Ограниченный иммунитет - вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа - деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет - это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.

Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.

Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами - участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе. 8

Заключение

Частное право в принципе неспособно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом государства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой - это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. на основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранного государства.

Список использованной литературы:

1. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г. - http://www.conventions.ru

2. Европейская конвенция об иммунитете государств, Базель, 16 мая 1972 г. - http://law.edu.ru

3. "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30

4. ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ // “Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3606.

5. Богуславский М.М. Международное частное право. -М: Юрист, 2004.– 606 с.

6. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. М.,2005. - 752 c.

7. Международное частное право: учебник / под ред.Г.К. Дмитриевой. М., 2008. -688 с.

8. Дмитриева Г.К. ,Филимонова М.В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. М.,1999.

9. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. М.,2005. - 559 с.

10. Канашевский В.А. Публично-правовые образования РФ как субъекты международного чяастного права // Журнал международного частного права.2003.№ 3 (41).С.3-14.

11. Марышев Н.И. Международное частное право. М.,2004. - 602 с.

12. Хлестова И. О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации. Проблемы международного частного права / под ред. доктора юридических наук И. И. Марышевой. – М.: юридическая фирма КОНТРАКТ, 2000.

13. Ярков В.В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов // Международное частное право: Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М.,2000.

14. - Юридический словарь

1 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. М.,2011. С.155.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

3 "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3606.

4 "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.

5 Богуславский М.М. Международное частное право. М.,2004. С.175

6 http://dic.academic.ru/contents.nsf/lower - Юридический словарь

7 Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г. - http://www.conventions.ru

8 Европейская конвенция об иммунитете государств, Базель, 16 мая 1972 г. - http://law.edu.ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20033. Плазмодии малярии. Морфология. Циклы развития. Иммунитет при малярии. Химиотерапевтические препараты 2.35 MB
Малярийный плазмодий проходит сложный жизненный цикл развития, который совершается в организме человека (бесполый цикл, или шизогония) и комара (половой цикл, или спорогония). Развитие возбудителя малярии в организме человека - шизогония - представлено двумя циклами: первый из них совершается в клетках печени (тканевая, или внеэритроцитарная, шизогония), а второй - в эритроцитах крови (эритроцитарная шизогония).
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
6137. Сущность государства 29.42 KB
При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
12737. АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА 37.68 KB
Древний Рим: основные этапы развития государства. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея проведшего ряд реформ. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс демоса с господством родовой аристократии долговым рабством и другими формами закабаления.
14078. Происхождение государства 33.26 KB
Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях
14189. Форма государства 22.46 KB
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Вместе с тем форма существующих государств особенно современных имеет общие признаки что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Тема данной курсовой работы – Форма государства – актуальна вопервых важность четкого определения формы государства становится понятной после того как разрешается вопрос о сущности государства вовторых рассмотреть форму государства –...
9270. Функции государства 18.57 KB
Функции государства. Понятие и содержание функций государства. Классификация функций государства.Внутренние функции современного государства.
9245. Фиаско государства 13.48 KB
Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек с которыми связано действие рыночного механизма. Государство финансирует производство общественных благ из бюджетных средств. Кроме того есть блага которые по определению не относятся к общественным но изза неспособности рынка обеспечить их производство государство берет на себя их финансирование.
9336. Механизм государства 21.67 KB
Механизм государства. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России. Орган государства: понятие признаки виды.
9333. Формы государства 31.49 KB
Формы государства. Понятие и элементы формы государства. Понятие и элементы формы государства. Территория население власть представляют собой содержательные характеристики любого государства.

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается «государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств», учреждения государств «либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства».

Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par i№parem no№nabet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства (Par i№parem no№habet jurisdictionem - Равный над равными не имеет юрисдикции). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества. Под иммунитетом от принудительного исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства. Понятие юрисдикционных иммунитетов является общим для этих трех видов.

В юридической доктрине обычно рассматриваются две концепции иммунитета государства - абсолютного и ограниченного.

Концепция абсолютного иммунитета исходит из того, что: а) иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства; б) в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства; в) недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.

Согласно концепции функционального (ограниченного) иммунитета, иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperii. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

Во второй половине XX в. концепция функционального иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных стран. Это объясняется тем, что государство как таковое расширило сферу своего участия в экономической деятельности.

Государства стали шире вовлекаться в коммерческую деятельность, которая тесно связана с международными товарными и финансовыми рынками. Не только увеличилось число сделок, заключаемых государствами, они стали более разнообразными. Государства все чаще обращаются к иностранным банкам, международным финансовым организациям для получения кредитов.

Особое значение в современных экономических отношениях приобрел вопрос об иммунитете для тех государств, которые проводят политику активного привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы государство, принимающее инвестиции, отказывалось от своего иммунитета в случае возникающих споров между инвестором и этим государством.

В результате, как отмечалось в российской юридической литературе (И.О. Хлестова), сфера применения договорной и обычной международно-правовой норм, ограничивающих иммунитет иностранного государства, постепенно расширяется, о чем свидетельствует законодательная и судебная практика стран, придерживающихся концепции ограниченного иммунитета. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающиеся концепции абсолютного иммунитета, отказываются от него в отношении определенных категорий дел.

В конце XX в. возникла проблема в отношении иммунитета государства по искам о нарушениях прав человека в связи с решением Верховного суда Греции по иску к ФРГ и решениями судов других государств по искам жертв нацизма. Так, иск о возмещении ущерба в греческих судах был предъявлен родственниками лиц, уничтоженных во время операции, проведенной подразделениями СС в греческом селе Дистомо в 1944 г. ФРГ в своих возражениях ссылалась на принцип иммунитета государства. Ареопагом (Верховным судом Греции) иммунитет не был признан, и иск был удовлетворен.

Практика США показала, что вопросы использования принципа иммунитета в отношении исков, связанных с нарушением прав человека, даже при наличии законодательного регулирования нельзя считать окончательно решенными.

В 1941 г. 19-летний гражданин США еврейской национальности Г. Принц вместе со своими родителями, сестрой и двумя братьями оказался в Словакии. Вся его семья погибла в фашистских лагерях, он единственный выжил, пройдя Освенцим и принудительные работы под землей на военных объектах. После длившихся десятилетиями попыток получить возмещение за причиненный ему фашистской Германией ущерб он предъявил в 1992 г. иск в американском суде к правительству ФРГ. Ответчик, опираясь на американский закон 1976 г., ссылался на судебный иммунитет, поскольку предусмотренные этим законом исключения, и прежде всего в отношении действий, которые можно было бы отнести к коммерческой активности, не могли быть применены в данном случае. Суд первой инстанции не признал судебный иммунитет, а при рассмотрении дела в 1994 г. в федеральном апелляционном суде (Court of Appeals) мнения судей разделились, хотя большинство высказалось за то, что апелляционный суд не обладает компетенцией для рассмотрения иска. Хотя большинство судей исходило из того, что действия гитлеровской Германии представляют собой нарушение императивных норм общего международного права (норм jus cogens), но все же при отсутствии судебных прецедентов по этому вопросу и указаний в законе большинство высказалось за то, что апелляционный суд не обладает компетенцией для рассмотрения иска. В связи с этим решением были даже подготовлены предложения о внесении изменений в закон 1976 г., исключающие возможность для государства-ответчика ссылаться на принцип иммунитета государства.

Рассмотрение в судах дела Г. Принца сыграло большую роль в глобальном решении проблемы выплаты компенсации жертвам нацизма. Сначала (1995 г.) было заключено соглашение между ФРГ и США о выплате компенсации гражданам США, а затем после предъявления коллективных исков жертв нацизма из других стран (в том числе России и Польши) правительство ФРГ осуществило такую выплату компенсации жертвам принудительного труда во время Второй мировой войны. Однако в целом вопрос о непредоставлении иммунитета иностранному государству по искам к государству о нарушении прав человека нельзя считать решенным. В отечественной литературе (В.А. Жуков) было обращено внимание на актуальность этой проблемы.

В Законе США 1976 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов» (§ 1605 (а) 2). На имущество иностранного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в этой стране, не распространяется иммунитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

В Законе США 1976 г. указывается также, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие - частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В Законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки (§ 1603 (d)). Там говорится, что «коммерческая деятельность» означает либо регулярное осуществление коммерческого поведения, либо конкретное коммерческое действие или акт. Коммерческий характер любой деятельности определяется характером поведения или конкретного действия либо акта, а не ее целью. Английский Закон об иммунитете государства 1978 г. определяет коммерческое действие при помощи описания его характера и перечисления типов соответствующих контрактов (ст. 3).

В тех странах, в которых не принято специальных законов об иммунитете, а также в государствах, не участвующих в международных соглашениях по этому вопросу, существенную роль продолжает играть судебная практика, хотя решения суда одной страны могут использоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении аналогичного дела в другой стране.

Характерный пример дает практика Франции. В этой связи следует остановиться на решении Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду выставки картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) дочь коллекционера С.И. Щукина Ирина Щукина, а также некий И. Коновалов, утверждавший, что он является внуком другого известного собирателя западной живописи - И.А. Морозова, предъявили ряд исков к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали наложения предварительного ареста на картины и выплаты им возмещения в крупных суммах. Картины перешли в собственность государства на основании декретов о национализации 1918 г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности.

От имени российского государства в суде было заявлено, что акт о национализации представлял собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащей его гражданам и находящейся на его территории. Кроме того, было обращено внимание суда на то, что иммунитетом от принудительных мер пользуется не только государство как таковое, но также два музея, осуществляющих хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функций в области культуры, на что они были уполномочены Министерством культуры РФ.

Суд согласился с этими доводами и признал, что при отсутствии согласия государства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На этом же основании суд отказал истцам в признании их требований об осуществлении мер принудительного характера в отношении картин.

При предъявлении возможных претензий к государству, в частности по трудовым отношениям (см. гл. 17) и требованиям о возмещении ущерба в результате причинения вреда (см. гл. 13), прежде всего с чисто практической точки зрения следует различать два возможных случая. Во-первых, когда иск предъявляется к российскому государству как стороне в отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами, т.е. когда речь идет о предъявлении претензий, исков за рубежом, а также наложении ареста на имущество российского государства, находящееся за границей. В этих случаях необходимо прежде всего решить вопрос, будет ли пользоваться российское государство в настоящее время за рубежом иммунитетом.

Во-вторых, в случае возникновения аналогичной ситуации в России необходимо решить вопрос, будет ли в России пользоваться иммунитетом иностранное государство и принадлежащее ему имущество. При этом, что следует подчеркнуть особо, признание в одной стране абсолютного иммунитета за иностранными государствами не влечет за собой автоматического признания в судах другой страны иммунитета в отношении страны, законодательство и практика которой продолжают исходить из концепции абсолютного иммунитета.

Во многих государствах иммунитет российского государства и его собственности будет признаваться в ограниченных пределах. Такой вывод следует сделать на основе следующих данных: в ряде государств были приняты законы, ограничивающие иммунитет государства, - в США, Великобритании, Австралии, Аргентине, Канаде, Пакистане, Сингапуре, Южно-Африканской Республике. Как уже отмечалось выше, в Законе США 1976 г. был закреплен переход от позиции признания абсолютного иммунитета к позиции признания так называемого функционального иммунитета.

В Законе США 1976 г. было также установлено, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие - частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В Законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки.

В ФРГ, Франции, Италии, Греции, Дании, Финляндии, Норвегии и других странах из концепции ограниченного иммунитета исходит судебная практика.

Ряд европейских стран - Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария - заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявило иск); так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая учитывает теорию ограниченного иммунитета.

Приведем текст ст. 10 Конвенции (Коммерческие сделки).

Если государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом и, в силу применимых норм международного частного права, разногласия относительно этой коммерческой сделки подлежат юрисдикции суда другого государства, это государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве дела, возникшего из этой коммерческой сделки.

Пункт 1 не применяется:

a) в случае коммерческой сделки между государствами, или

b) если стороны коммерческой сделки явно договорились об ином.

Если государственное предприятие и другое образование, учрежденное государством, которое обладает независимой правосубъектностью и способно:

a) предъявлять иск или являться ответчиком по иску; и

b) приобретать имущество, иметь его в своей собственности или владении и распоряжаться им, включая имущество, которое это государство передает в его пользование или под его управление, участвует в разбирательстве, которое связано с коммерческой сделкой, заключенной этим образованием, то иммунитет от юрисдикции, которым пользуется это государство, не затрагивается.

c) «коммерческая сделка» означает:

i) любой коммерческий контракт или сделку о купле-продаже товаров или о предоставлении услуг;

ii) любой контракт о займе или иную сделку финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсацию в отношении любого такого займа или сделки;

iii) любой иной контракт или сделку коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.

При определении того, является ли контракт или сделка коммерческой сделкой согласно ст. 10, следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует также учитывать их цель, если стороны контракта или сделки договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки.

Комплексный характер сложных проблем, возникающих на практике при решении вопросов предоставления иммунитета, с одной стороны, и необходимость четко определить отказ государства от иммунитета и пределов действия такого отказа - с другой, можно проиллюстрировать на примере рассмотрения в судах ряда стран исков швейцарской фирмы «Нога» к российскому государству.

Швейцарская корпорация «Нога» заключила 29 января 1992 г. кредитное соглашение с Правительством РСФСР в лице действовавших в то время Министерства сельского хозяйства и Министерства экономики и финансов. В тот же день было подписано гарантийное письмо. В соответствии с этим соглашением компания «Нога» открыла кредитную линию российскому правительству на общую сумму 1 млрд. 426 млн. долларов США. Россия должна была расплачиваться поставками нефти, мазута и газа через своих уполномоченных экспортеров по специальному графику.

В ходе исполнения соглашения между партнерами возникли разногласия, которые не удалось разрешить мирным путем. Начиная с 1993 г. компания «Нога» предъявила ряд исков в судах различных стран. В результате по решению суда Люксембурга в качестве обеспечительной меры были наложены аресты на вклады Банка России в Швейцарии и Люксембурге. Впоследствии компания «Нога» обратилась с иском в Арбитражный институт при Стокгольмской торговой палате, как это предусматривала арбитражная оговорка в кредитном соглашении. На основании принятых в 1997 г. решений этого третейского суда (см. гл. 19) она добилась наложения ареста на банковский счет посольства Российской Федерации во Франции. Французский суд, рассматривавший это ходатайство, пришел к выводу, что банковский счет посольства пользуется иммунитетом от исполнительных действий на основании ст. 25 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Согласно этой статье государство пребывания обязано предоставлять все возможности для выполнения функций дипломатического представительства. Суд исходил из того, что иммунитет банковского счета посольства является составной частью иммунитета дипломатического представительства. Арест банковского счета посольства препятствует выполнению задач дипломатического представительства.

В порядке принудительного исполнения были наложены аресты на счета других представительств России во Франции, а также во французском порту на российское парусное судно «Седов», которое прибыло во Францию по приглашению французского правительства для участия в спортивных соревнованиях в честь Дня Бастилии.

В дальнейшем иски предъявлялись в отношении ввезенных во Францию (в ле Бурже) и в Англию самолетов для демонстрации на авиасалонах, картин в Италии и др.

В отношении иммунитета российского государства следует обратить внимание на то, что современная практика заключения российским государством крупных кредитных соглашений, долговременных концессионных и инвестиционных соглашений идет по пути включения в них условий, предусматривающих прямое согласие на рассмотрение споров в иностранном суде или в порядке арбитражного разбирательства в третейском суде без использования ссылки на иммунитет государства.

В ряд заключенных российским государством и его органами контрактов с иностранными юридическими лицами и иностранными государствами было включено согласие российской стороны на отказ (или изъятие) от юрисдикционного иммунитета и его видов. Эта практика закреплена в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. (см. гл. 8), в котором впервые было установлено, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23).

В литературе, посвященной этому Закону (С.А. Сосна), обращалось внимание на то, что концепция абсолютного иммунитета уже давно не отражает ни практику участия российского государства в экономических, коммерческих отношениях с зарубежными странами, ни современную доктрину иммунитета. В то же время в России продолжали действовать правовые нормы о торгпредствах, исходящие из теории абсолютного иммунитета. В условиях, когда в России был осуществлен переход от государственной монополии внешней торговли к другим формам государственного регулирования в этой области, такой подход потерял практическое значение. Точно так же потеряли свое значение содержащиеся в ряде международных торговых договоров СССР положения об иммунитете торгпредств. В заключенных Россией со странами СНГ международных договорах о взаимном учреждении торговых представительств (с Азербайджаном - в 1992 г., Белоруссией - в 1992 г., Грузией - в 1995 г. и др.) положения об иммунитетах торгпредств не содержатся.

В двусторонних соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций, действующих с большим числом государств, предусмотрен арбитражный порядок рассмотрения споров. Это означает, что российское государство в случае предъявления к нему иска согласилось на юрисдикцию международного коммерческого арбитража при условии, что такой спор подпадает под действие международного договора.

Как решается проблема иммунитета государства и его собственности в России? Российское законодательство, так же как и законодательство стран СНГ, как правило, исходит из классической концепции абсолютного иммунитета, традиционно признавая принцип иммунитета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов.

В российском процессуальном законодательстве (ГПК РФ и АПК РФ) имеется существенное расхождение, касающееся принципа иммунитета. В п. 1 ст. 401 ГПК РФ предусмотрено следующее: «1. Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

Таким образом, хотя в ГПК РФ и содержится отсылка к возможности иного решения вопроса (путем отсылки к федеральному закону), в целом ГПК РФ продолжает стоять на позициях абсолютного иммунитета. Иной подход проявлен в АПК РФ. В п. 1 ст. 251 «Судебный иммунитет» говорится, что обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти». Из этого неизбежно должен следовать вывод о том, что если государство выступает не в качестве носителя власти, иными словами, осуществляет предпринимательскую, коммерческую деятельность, то тогда оно иммунитетом пользоваться не будет (об этом подробнее см. § 4 гл. 18). Как отмечалось в комментариях к АПК РФ, ст. 251 содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства. Иммунитет предоставляется лишь при выполнении публичных функций носителя государственной власти (Т.Н. Нешатаева). Из различия выступления государства как суверена и его участия в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права исходит и В.В. Ярков.

Иммунитет государства — следствие, часть его суверенитета — равный над равным не имеет власти.

Иммунитет состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении др. государства («равный не имеет власти над равными»).

Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера (наложение ареста и т.д.).

Виды/элементы иммунитета:

Судебный И.г. состоит в том, что государство неподсудно суду др. государства ("равный над равными не имеет юрисдикции). Государство не может быть привлечено к суду др. государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это.

И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска.

И.г. от исполнения состоит в том, что имущество государства не может быть объектом обращения взыскания в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

И.собственности государства означает правовой режим неприкосновенности гос.собственности, находящейся на территории иностр.государства.

И. от применения иностр.права — часто называют иммунитетом сделок с участием государства — подразумевает, что сделки, заключаемые гос-м с иностранными физ.и юр.лицами должны регулироваться правом этого государства, если только стороны сами не договорятся о применении иностр.права.

Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств 1972 г. иммунитет не признается: если государство отказалось от него; само предъявило иск; спор возник по трудовому контракту в связи с недвижимостью, требованиями о возмещении ущерба, а также в связи с осуществлением в стране суда, рассматривающего дело, коммерческой деятельности.

Виды иммунитета:

  • Абсолютный — право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами, распростр.на любую деятельность государства, любую его собственность
  • Функциональный — иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом в том числе в частноправовой сфере только тогда, когда государство действует как носитель суверенной власти, совершает акт властвования. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.