Имена сущ изменяются по. Как изменяются имена существительные

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инструкция

В русском языке существует шесть падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. Каждому падежу соответствуют вспомогательные вопросы:
- И. п. – «кто?», «что?»;
- Р. п. – «кого?», «чего?»;
- Д. п. – «кому?», «чему?»;
- В. п. - «кого?», «что?»;
- Т. п. – «кем?», «чем?»;
- П. п. – «о ком?», «о чем?».

Изменяясь по падежам, имена существительные приобретают определенные окончания. А в зависимости от того, какие это окончания, имена существительные относятся к I, II или III склонению.

Слово «работа», как и другие имена существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а/я», относится к I склонению. Изменяется оно следующим образом: в единственном числе: И. п. – «работа», Р. п. – «работы», Д. п. – «работе», В. п. – «работу», Т. п. – «работой», П. п. – «о работе»; во множественном числе: «работы», «работ», «работам», «работы», «работами», «о работах» соответственно.

Слова мужского и среднего рода принадлежат II склонению. Например, слово мужского рода «лес». Его формы в ед.ч.: «лес – леса – лесу – лес – лесом – о лесе»; мн.ч.: «леса – лесов – лесам – леса – лесами – о лесах».

К III склонению относятся слова женского рода с мягким знаком на конце. Например, слово «молодежь» («молодежь – молодежи – молодежи – молодежь – молодежью – о молодежи»).

В русском языке существует два числа: единственное и множественное. Большинство имен существительных имеют формы и единственного, и множественного числа. Значит, изменяясь по числам и падежам, эти слова будут иметь по 12 форм.

Которые используются только в единственном или только во множественном числе. Например, такие слова, как «листва», «молоко», «молодежь» – всегда в единственном числе. А слова «ножницы», «брюки», «обои» – только во множественном числе. Соответственно, эти слова будут иметь уже не 12, а только 6 падежных форм. Например, «молоко – молока – молоку – молоко – молоком – о молоке», или «обои – обоев – обоям – обои – обоями – об обоях».

Иногда бывает сложно определиться с выбором той или иной падежной формы. Как правильно сказать «слесари» или «слесаря», «хочу чая» или «хочу чаю»? В этом случае на помощь придет орфографический , в котором, кроме начальной , указываются и некоторые падежные окончания. А также даны варианты употребления слов.

Иногда говорят, что имена существительные изменяются по родам. Это грубейшая ошибка. Имена существительные по родам не изменяются, но имеют категорию рода. Слово « » - женского рода, «лес» – мужского, «поле» – среднего. Те слова, которые имеют форму только множественного числа, с категорией рода не связываются.

Источники:

  • существительное как изменяется

Морфологический признак числа имеется у всех существительных. Большинство слов, относящихся к этой части речи, может употребляться во множественном и единственном числе. Однако часто встречаются существительные, обладающие формой какого-либо одного числа. Здесь важно учитывать лексическое значение слова.

Инструкция

Число помогает передать количественную характеристику слов, относящихся к . На один предмет или лицо указывает единственное число (генерал, государство), наличие нескольких передается множественным (декларации, документы). Есть немало именований, которым свойственно употребление только в каком-либо одном числе. Если возникает затруднение в определении этого морфологического признака, обратите внимание на смысловое содержание слова.

Некоторые существительные обладают только формой единственного числа. Среди них именования со значением собирательности: учительство, детвора, молодежь. Употребляться только в единственном числе могут слова, передающие состояние и действие (тление, ), качества ( , старость), указывающие на вещество (алюминий, бензин, лук). Называющие единичные предметы имена собственные (Новгород, Байкал), некоторые разносклоняемые существительные (пламя, темя, вымя, бремя) не изменяются по числам.

Именующие парные (брюки, очки) и составные (грабли, вилы) предметы, материал (белила), временные периоды и состояние природы (сутки, ), представляющие названия игр (прятки, шашки) существительные отличаются свойством отсутствия единственного числа. Среди географических названий немало подобных слов: Альпы, Сочи, Нидерланды.

Бывают случаи, когда существительные единственного числа используются в несвойственном им множественном. Это происходит в связи с изменением лексического значения. Например, слово «работа», указывающее на процесс, в предложении «Ученики представили творческие работы на выставку» приобрело категорию множественного числа. Для индивидуальной авторской и народной речи свойственна конкретизация отвлеченных наименований (современные реальности, прогрессивные движения). Используемые иногда во множественном числе узкопрофессиональные формы наименований не соответствуют литературным нормам, поэтому лучше от них отказаться (например, «капитальные ремонты»). Для обозначения вида и сорта различных веществ может появляться признак множественного числа: «минеральные соли», «смазочные масла».

Русский язык - один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.

Первая изучаемая часть речи в школе - это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.

Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.

Терминология

Существительное - часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на следующие вопросы: кто? что? Значение предмета может иметь разный смысл. Например, название предметов: стул, кресло, название веществ (уксус, молоко), названия животных, людей и другие значения. Существует более миллиона значений предметов, поэтому привести все примеры невозможно.

Использование существительных может быть представлено в единственном или множественном числе. Например, единственное число - квартира, тогда множественное - квартиры. Также изменять существительные можно по падежам.

Особенности числа

Грамматическое число представляет собой признак для обозначения одного или множества предметов. Единственное число подразумевает только один предмет: человек, шкаф, диван. Множественное число означает несколько предметов. Например, шкафы, столы, люди.

Примеры единственного числа

Изменение имени существительного по числам является простейшей темой для изучения. В качестве примеров будут использоваться простые слова, чтобы достичь необходимого уровня понимания. Например, сорока - птица (одна), стул - предмет (один), кролик - животное (одно). Стоит помнить, что существительное может иметь несколько значений одного слова, поэтому некоторые слова в единственном числе могут обозначать множественность. Пример: рыбалка - обозначает ряд занятий, но предмет один. Учителя объясняют тему в начальной школе: изменения имен существительных по числам (2 класс). Именно во втором классе приходится знакомиться с данным разделом существительных.

  • Нужно правильно задавать вопрос, чтобы определить существительное. Вопросы: кто? что?
  • Определить единственное число можно с помощью окончаний: -а; -и; -я.

Исключения, относящиеся к единственному числу

Русский язык - грамматически трудный язык. В нем присутствует ряд исключений. Изучение изменения имени существительного по числам в 4 классе подразумевает повторение программы. Все слова, относящиеся к исключениям, необходимо выучить наизусть. К ним относятся:

  • Химические вещества, продукты употребления: железо, сталь, сахар, вода, бензин. Форма множественного числа возможна при обозначении отдельных видов веществ. Например, эфирные масла, малосольные воды.
  • Важно понимать, что множество исключений зависит от определения предмета. Мозг - главный орган человека, не может использоваться во множественном числе. Мозги - пища из органов животных (не имеет единственного числа).
  • Предметы, которые несут собирательный характер: студенчество, человечество, листва.
  • Имена существительные, представляющие абстракцию. Примеры: злоба, доброта, лень, холод, теплота. Множественное число может быть использовано, если говорить о характеристике абстракции: досягаемые высоты, каменные глубины.
  • Собственные имена. Например, братья Карамазовы, род Рюриковичей.

Примеры множественного числа

Существительные множественного числа обозначают несколько предметов. Это может быть группа или категория. Например: столы, диваны, заводы, кольца. Любое слово, которое говорит о двух или более предметах, является множественным числом.

Виды множественного числа

Множественные числа образуются различными способами:

  • При помощи окончаний - столы, кроты.
  • Замены - дети, люди, господа.

Постановка ударения

Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:

  • Стол - столы (ударение на Ы).
  • Багаж - багажи (И).
  • Шут - шуты (Ы).
  • Язык - языки (И).
  • Орден - ордена (А).

Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:

  • Капля - капли.
  • Грунт - грунты.
  • Минус - минусы.

Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.

Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:

Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.

Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:

А теперь предлагается усложнить задание - к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.

  • Мальчик - мальчики.
  • Игрушка - игрушки.
  • Щит - щиты.
  • Магнит - магниты.
  • Ряд - ряды.
  • Животное - животные.
  • Шарик - шарики.
  • Мяч - мячи.
  • Стул - стулья.
  • Чашка - чашки.

Особенности нулевого окончания

Нулевое окончание - окончание, не имеющее звуков или букв. возможно в нескольких случаях:

  • Если существительное имеет такое окончание в именительном падеже в единственном числе, то во множественном числе окончание появляется. Дом - дома, степь - степи.
  • Если начальная форма слова имеет ненулевое окончание, то родительный падеж во множественном числе имеет нулевое окончание. Место - нет мест. Груша - нет груш.
  • Если существительные мужского рода, в основе которого лежит твердая согласная буква, то оба числа будут иметь нулевое окончание. Один цыган - несколько цыган. Один солдат - несколько солдат.

Исключения из правил

Множественное число имеет ряд своих исключений. Как правило, тема часто освящается в учебниках и называется так: изменение имени существительных по числам (3 класс). Практика показывает, что дети хорошо усваивают материал, поскольку исключений не так много. Эти существительные могут употребляться только во множественном числе. В них входят такие категории, как:

Памятка

В заключение ниже приводится оригинальная памятка, с помощью которой любой сможет выучить исключения среди изменений имени существительных по числам. Таблица "Изменение имен существительных по числам" с примерами выглядит так:

Вывод

В заключение необходимо сказать, что существительные способны изменять свою форму благодаря изменению чисел. Также существуют слова, которые употребляются только в одном числе. Например, кофе - только единственное число. Консервы - только множественное.

Прочитав вышенаписанный материал и сделав предложенные упражнения, любой учащийся сможет повторить основные правила, связанные с категорией числа у существительных.

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.

К теме 2

Изменения в системе форм глагола

У русского глагола проявление тенденции к аналитизму связано прежде всего с группой двувидовых глаголов.

Напоминаю: двувидовыми являются глаголы, не имеющие формальных показателей видового значения. Их вид определяется только в контексте: Я постоянно использую (несов.в.) этот справочник . – Я использую (сов.в.) этот справочник при изучении следующей темы ; Мы ежегодно организуем (несов в) научные конференции. – Мы организуем (сов. в.) научную конференцию через месяц .

Исконно русских двувидовых глаголов мало: велеть , женить(ся) , казнить , крестить , обещать , ранить , венчать. Но в ХХ в. число двувидовых глаголов постоянно увеличивалось за счет заимствования или образования в РЯ глагольных лексем с суффиксами -ова -, -ирова -, -изирова -: активизировать , атаковать , визировать , механизироват ь, мобилизовать, пастеризовать и т.д. Это увеличение стало возможно только потому, что подобные глаголы не противоречили тенденциям развития русской морфологии. Фактически их видовое значение определяется только контекстом, т.е. аналитически.

Надо признать, что контекст далеко не всегда позволяет определить вид подобных глаголов. Поэтому к концу ХХ в. грамматические свойства двувидовых глаголов стали меняться: многие из них, по крайне мере в разговорной речи, приобрели видовые пары: атаковать – атаковывать, визировать – завизировать , женить – поженить, обещать – пообещать, пастеризовать – пропастеризовать , и т.п. Таким образом, появились формальные средства выражения значения вида: совершенного – приставки по-, про - и др. или несовершенного – суффикс -ова - и образовались новые видовые пары. Надо полагать, что здесь вступили в борьбу тенденция к аналитизму и стремление к ясности выражаемой мысли. На этом ограниченном фронте начинает побеждать последняя.

Т. 3. Изменения в употреблении форм рода, падежа, числа существительных

Изменения в формах рода имен существительных

1. Употребление существительных муж. рода для обозначения лица женского пола – это одно из проявлений тенденции к аналитизму.

У неодушевленных существительных значение рода асемантично, т.е. немотивировано (ср. дом – изба , стул – кресло ), у одушевленных, особенно личных, оно мотивировано (ср. дядя – тётя , юноша – девушка , петух – курица ).

Личные существительные обозначают лицо по разным признакам: по национальности (поляк, немец ), месту жительства (орловец , киевлянин ), по профессии, роду занятий, должности, (врач, писатель, профессор ), социальному положению (пенсионер , ветеран ), по физическим, психологическим признакам (великан, бездельник ). Многие из них образуют родовые пары: немец – немка , москвич – москвичка ; певец – певица, учитель – учительница, герой – героиня, турист – туристка ; брюнет – брюнетка , шалун – шалунья и т.д. У личных сущ., входящих в родовую пару, род выражается синтетически: флексией и суффиксом; маркированным (т.е. отмеченным формальными средствами) является жен. род.

Но пары есть не у всех личных существительных. Прежде всего вспомним о существительных общего рода, называющих человека по характерным действиям и свойствам. Кривляка, плакса, разиня, тихоня, ябеда – это мужчины или женщины? К этой же группе относятся имена типа Саша, Женя, Валя . У подобных существительных род выражается аналитически – формами сочетающихся слов. См.: Саша опоздал / опоздала на урок ; Наш зубрила весь день просидел над учебником / Наша зубрила весь день просидела над учебником – в первых предложениях пары существительное относится к муж. роду, во вторых – к женскому.

Существительные общего рода используются нечасто. Сфера их употребления – прежде всего разговорная речь (РР). Гораздо частотнее, причем во всех функциональных разновидностях русского языка (РЯ), существительные, обозначающие лицо по профессии, роду занятий, социальному положению, увлечению и т.п. Число таких существительных растет постоянно – с появлением новых профессий, видов деятельности, видов спорта, идеологических течений и т.д.: визажист, компьютерщик, пиарщик, стилист, сервисмен, теневик, дельтапланерист, блогер и др. И вопрос не в том, как назвать представителя профессии, вида спорта вообще – с этим словообразование в большинстве случаев справляется. Вопрос в другом: есть ли родовые пары для обозначения представителей разного пола. Иногда в кодифицированном русском литературном языке (КРЛЯ) такая пара образуется: поэт – поэтесса, пенсионер – пенсионерка, ученик – ученица, читатель – читательница, солист – солистка, бобслеист – бобслеистка … Но часто такой пары вовсе нет (см., например, «старые» слова академик, водитель, дирижер, зоолог, нотариус, полярник, техник , товаровед, токарь, шофер, юрист и новые аудитор, брокер, дизайнер, интервьюер, копирайтер, маркетолог, промоутер, риэлтор, спичрайтер, фотомодель ) или существительное жен. рода возможно только в РР: врачиха, секретарша, директрисса, даже дизайнерша, риелторша…

Почему же родовой пары может не быть? Не будем говорить о профессиях, которыми женщины в принципе заниматься не должны: водолаз, матрос , полярник, верхолаз и т.п. (Кстати, слова водолазка и матроска в РЯ есть. И это внутриязыковая причина, не дающая возможности использовать их омонимы для обозначения лица.) Начнем с того, что до 1917 года в самом обозначении женщины по профессии, должности не было необходимости. Профессии, которыми могли заниматься женщины, были немногочисленны (профессиональное образование стало доступно им только в конце XIX в.): белошвейка, модистка, сестра милосердия, экономка . Ситуация изменилась, когда женщины смогли осваивать все профессии, а из некоторых (например, нашей) даже вытеснили мужчин. Но официальным названием профессии, должности, звания и т.п. осталось слово муж. рода: ведь в документах дифференциация по полу обычно не нужна. (Представляете приказ: Направить на курсы повышения квалификации учителей Иванова, Петрова и учительниц Матвееву, Сидорову ?)

Итак, под влиянием прежде всего социальных факторов существительные муж. рода стали обозначать не только лицо мужского пола, но и лицо вообще – в отвлечении от пола. Это явление начало ощущаться с 20-х гг. ХХ в. В результате по нарицательному существительному типа архитектор, инженер , секретарь стало невозможно определить пол лица. Иногда не помогает и имя собственное: врач Иоффе , скульптор Манизер , профессор Черных – мужчины или женщины?

Показателем пола подобных существительных является форма сказуемого: Дизайнер предложил / предложила интересное решение; Риэлтор помог / помогла с обменом; Директор болен / больна, т.е. в таких случаях наблюдается семантическая координация главных членов предложения и категория рода выражается аналитически – формой координируемого слова. Обратите внимание: в КРЛЯ определения при подобных существительных всегда должны иметь форму муж. рода, т.е. надо говорить: Ольга Петровна – хороший окулист; Новый копирайтер не справилась с заданием ; Наш маркетолог заболела . Смысловое согласование определения допустимо только в неофициальной речи и только в Им. п.: Опытная аудитор Петрова помогла новичку , но Попросим помощи у опытного аудитора Петровой .

Вспомним, что аналитически же выражаются род и число несклоняемых существительных (мой / моя / мои протеже, старший / старшая Седых, растаявшее / растаявшие эскимо и т.д.), число которых также увеличивается. Все это говорит об усилении аналитизма в выражении рода имен существительных.

2. Другим заметным изменением в формах рода существительного является сокращение числа вариантов. Вы, скорее всего, удивитесь, что грамматики фиксируют варианты георгин – георгина, манжет – манжета, ботфорт – ботфорты и др.

Слова, у которых есть две формы рода, представляют два явления:

1) колебания в роде, когда между формами жен. и муж. рода нет никаких различий: перифраз – перифраза, ставень – ставня, вольер – вольера и т.п. Это типично для существительных, обычно употребляющихся во мн.ч.: бакенбарда – бакенбард, клавиша – клавиш и т.п. Слов с такими формами сейчас около 100;

2) варианты родовых форм, между которыми есть различия, например, одна из них является устаревшей или стилистически окрашенной: вуаль (ж. р.) – вуаль (м.р., устар.), лебедь (м. р., нейтр.) – лебедь (ж. р., народно-поэт.), туфля (нейтр.) – туфель (разг.), желатин (нейтр.) – желатина (спец.).

РЯ, не любящий дублетов, старается «избавиться» от одной из форм. Это происходит двумя путями:

1) одна форма закрепляется, вторая вытесняется (при выборе действует, в основном, тенденция к экономии языковых средств, о чем скажем позже);

2) формы расходятся по значению, образуя два самостоятельных слова: гарнитура (набор шрифтов, приспособление для…) – гарнитур (комплект, напр., мебели), жара (зной) – жар (высокая температура), взятка взяток (медосбор), карьер (место разработки полезных ископаемых и ускоренный галоп) – карьера (продвижение по службе), кегль – кегля .