Ильин учитель литературы его методика. Метод общения с учащимися педагога-новатора евгения николаевича ильина. Трубецкой евгений николаевич

Система Е.Н. Ильина

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н.Ильин

Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Целевые ориентации

Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

Художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

Нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

Педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

Метод духовного контакта;

Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

Учитель - предметник, художник, врач;

Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

Человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

Своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

Не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.

6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.

8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

Педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.

По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
Одна узловая деталь стать точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя.
Уроки Е.Н. Ильина - это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник.

Ильин Евгений Николаевич Родился в Ленинграде в 1929 г. Пережил блокаду, работал на заводе, закончил ЛГУ и более 30 – ти лет проработал в школе учителем литературы. В 80 – е годы стал широко известен в среде педагогов. Разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.


Герой нашего урока. М., Воспитаем читателя. СПб., Шаги навстречу. М., Урок продолжается. М., Как увлечь книгой. СПб., «Минувших дней итоги…» Л., Путь к ученику. М., Рождение урока. М., Из блокнота словесника. СПб., Искусство общения. М., Сочинения Ильина Евгения Николаевича


Воспоминания учеников о Ильине «Говорить о Евгении Николаевиче можно без конца. Но главное он оригинален. Его своеобразие покорило нас». «Наш литератор необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела». «Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…» «Ведь нет такой науки учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова». «Литератор у нас вообще личность…» «Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…» «Ведь нет такой науки учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова». «Литератор у нас вообще личность…»


Отличие системы Ильина от традиционной системы преподавания литературы Традиционная система Система Ильина анализ художественного произведения от детали нравственный вопрос – проблема творческий приём «открытая этика» излагается биография писателя, поэта; изучается и анализируется его творчество по крупным разделам общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы.


Педагогическая техника Ильина Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. В практике Ильина он видел,что жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи. Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников. Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.


Искусство вопроса по Ильину При вопросе у ребенка мысль пробуждается, но при ответе она затухает. Искусство педагога направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину. Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом). По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.


Этика отметки В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка = особо важная воспитательная роль. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Ильин Комментируя свои ответы, ребята сами выставляют себе оценки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя


В публикациях автора названы важнейшие условия эффективного протекания совместной творческой познавательной деятельности ученика и учителя: учет учителем компетентности учащихся; реакция на малейшие изменения в индивидуальном статусе ученика; учет личностного своеобразия учащихся (возраст, пол, социальный статус и др.) при коллективном характере обучения и воспитания; формирование и творческая реализация личностных компетенций учащихся и учителя как продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока. В духе идей педагогики сотрудничества Е.Н. Ильин охарактеризовал отношения, которые складываются на уроке: индивидуальный подход к ученику (учитель должен увидеть в школьнике его собственное «Я»); предоставление права ученику на выбор своего пути, своего темпа развития; создание учителем такой структуры урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться, ибо в нем стимул к общению; применение методики инициативы, которая помогает ученику в выборе тематики уроков, сочинений, диспутов.

Родился в Ленинграде в 1929г.

Пережил блокаду, работал на

заводе, закончил ЛГУ и более

30 – ти лет проработал

в школе учителем

литературы.

В 80 – е годы стал широко известен в

среде педагогов.

Разработал оригинальную концепцию

преподавания литературы

на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.

«Говорить о Евгении Николаевиче можно без конца. Но главное - он оригинален. Его своеобразие покорило нас».

«Наш литератор - необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела».

«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»

«Ведь нет такой науки - учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова».

«Литератор у нас вообще личность…»

  • Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством.
  • В практике Ильинаон видел,что жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи.
  • Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.
  • Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.

  • При вопросе у ребенка мысль пробуждается, но при ответе она затухает.
  • Искусство педагога - направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
  • Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
  • По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.

Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга Евгений Николаевич Ильин разработал специальный метод общения с учащимися на уроках литературы. (Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982)

«Как известно, преподавать литературу в качестве учебной дисциплины сложно.

Вроде бы она не является ни наукой, ни искусством. Литературные произведения многословны, не сводимы к коротким формулам. К тому же их авторы часто не современники учеников.

Ильин, по его мнению, понял самое главное: литература должна погружать учащегося в пучину жизни и этим быть для него интересной, поднимая его на эстетические и нравственные высоты.

Сам Ильин часто обращался к равенству: К (Книга) + У (Учитель) = Ч (Читатель).

На наш взгляд, её можно представить также соотношением: Автор + Учитель = Читатель. У каждого из этих трёх действующих лиц свои проблемы, без них никто не обходится, но всех объединяет одно и то же произведение, которое выливается в эстафету интеллектуальных, эстетических и этических прозрений.

Ваш (не)послушный ребёнок

Крылова Маргарита Геннадьевна

В мире сейчас чуть больше двух миллиардов детей. И с каждым, хотя бы иногда, возникают проблемы.

Нередко считается, что воспитание - нечто вроде искусства , которое невозможно и даже вредно стандартизировать. Автор легко может поспорить с таким подходом. Целые полки книг и личный опыт множества родителей позволили собрать несколько сотен примеров воспитательных приемов для детей раннего возраста.

Оказалось, если обобщить, то приемов воспитания всего семь. И эти приемы помогают решить всего шесть воспитательных задач.

Как носитель знания учитель является знатоком. Информация знатока мало кому интересна. Как эстетически заинтересованный человек учитель превращается в артиста.

Но и этого недостаточно.

Он ещё должен помогать ученику стать этически обостренным человеком, или, иначе говоря, врачом. Посредством литературного произведения учитель литературы должен провести учащегося по линии: знаток — артист — врач.

Но как приобщить читателя к произведению?

На помощь приходит проблемный метод и методика вопросов и ответов. Ильин ищет в произведении такие проблемные завязки, которые важны современному читателю. Образно говоря, как однажды выразился Ильин, надо Наташу Ростову посадить за парту рядом с Наташей Петровой.

Непременно найдется деталь, объединяющая раздумья девушек, которых разделяют два века.

И тогда „заговорит“ всё произведение, из спички возгорится пламя [Строго говоря, аналогичные идеи можно найти в театральной методике Константина Сергеевича Станиславского ].

Именно этого добивается Ильин: превращения всего произведения, а не его отдельных деталей, в вопрошание будущего учащегося. Главный вопрос этический, а он никогда окончательно не разрешается.

Ильин разрабатывает дидактику эстетико-этического общения посредством литературного произведения. Понимание им существа науки, эстетики и этики вызывает известные вопросы, но высокая литературоведческая компетентность не вызывает сомнений».

Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2015. - стр. 195

Дополнительная информация