Система Е.Н. Ильина
Умножать, а не только уважать человека в человеке.
Е.Н.Ильин
Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Целевые ориентации
Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы
Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
Художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
Нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
Педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
Метод духовного контакта;
Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
Учитель - предметник, художник, врач;
Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы - это:
Человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
Своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
Не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Литература
1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.
2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.
4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.
6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».
7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.
8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.
Педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.
По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.
Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
Одна узловая деталь стать точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя.
Уроки Е.Н. Ильина - это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник.
Ильин Евгений Николаевич Родился в Ленинграде в 1929 г. Пережил блокаду, работал на заводе, закончил ЛГУ и более 30 – ти лет проработал в школе учителем литературы. В 80 – е годы стал широко известен в среде педагогов. Разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.
Герой нашего урока. М., Воспитаем читателя. СПб., Шаги навстречу. М., Урок продолжается. М., Как увлечь книгой. СПб., «Минувших дней итоги…» Л., Путь к ученику. М., Рождение урока. М., Из блокнота словесника. СПб., Искусство общения. М., Сочинения Ильина Евгения Николаевича
Воспоминания учеников о Ильине «Говорить о Евгении Николаевиче можно без конца. Но главное он оригинален. Его своеобразие покорило нас». «Наш литератор необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела». «Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…» «Ведь нет такой науки учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова». «Литератор у нас вообще личность…» «Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…» «Ведь нет такой науки учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова». «Литератор у нас вообще личность…»
Отличие системы Ильина от традиционной системы преподавания литературы Традиционная система Система Ильина анализ художественного произведения от детали нравственный вопрос – проблема творческий приём «открытая этика» излагается биография писателя, поэта; изучается и анализируется его творчество по крупным разделам общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы.
Педагогическая техника Ильина Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. В практике Ильина он видел,что жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи. Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников. Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.
Искусство вопроса по Ильину При вопросе у ребенка мысль пробуждается, но при ответе она затухает. Искусство педагога направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину. Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом). По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.
Этика отметки В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка = особо важная воспитательная роль. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Ильин Комментируя свои ответы, ребята сами выставляют себе оценки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя
В публикациях автора названы важнейшие условия эффективного протекания совместной творческой познавательной деятельности ученика и учителя: учет учителем компетентности учащихся; реакция на малейшие изменения в индивидуальном статусе ученика; учет личностного своеобразия учащихся (возраст, пол, социальный статус и др.) при коллективном характере обучения и воспитания; формирование и творческая реализация личностных компетенций учащихся и учителя как продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока. В духе идей педагогики сотрудничества Е.Н. Ильин охарактеризовал отношения, которые складываются на уроке: индивидуальный подход к ученику (учитель должен увидеть в школьнике его собственное «Я»); предоставление права ученику на выбор своего пути, своего темпа развития; создание учителем такой структуры урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться, ибо в нем стимул к общению; применение методики инициативы, которая помогает ученику в выборе тематики уроков, сочинений, диспутов.
Родился в Ленинграде в 1929г.
Пережил блокаду, работал на
заводе, закончил ЛГУ и более
30 – ти лет проработал
в школе учителем
литературы.
В 80 – е годы стал широко известен в
среде педагогов.
Разработал оригинальную концепцию
преподавания литературы
на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.
«Говорить о Евгении Николаевиче можно без конца. Но главное - он оригинален. Его своеобразие покорило нас».
«Наш литератор - необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела».
«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»
«Ведь нет такой науки - учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова».
«Литератор у нас вообще личность…»
- Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством.
- В практике Ильинаон видел,что жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи.
- Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.
- Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.
- При вопросе у ребенка мысль пробуждается, но при ответе она затухает.
- Искусство педагога - направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
- Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
- По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.
Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга Евгений Николаевич Ильин разработал специальный метод общения с учащимися на уроках литературы. (Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982)
«Как известно, преподавать литературу в качестве учебной дисциплины сложно.
Вроде бы она не является ни наукой, ни искусством. Литературные произведения многословны, не сводимы к коротким формулам. К тому же их авторы часто не современники учеников.
Ильин, по его мнению, понял самое главное: литература должна погружать учащегося в пучину жизни и этим быть для него интересной, поднимая его на эстетические и нравственные высоты.
Сам Ильин часто обращался к равенству: К (Книга) + У (Учитель) = Ч (Читатель).
На наш взгляд, её можно представить также соотношением: Автор + Учитель = Читатель. У каждого из этих трёх действующих лиц свои проблемы, без них никто не обходится, но всех объединяет одно и то же произведение, которое выливается в эстафету интеллектуальных, эстетических и этических прозрений.
Ваш (не)послушный ребёнок
Крылова Маргарита Геннадьевна
В мире сейчас чуть больше двух миллиардов детей. И с каждым, хотя бы иногда, возникают проблемы.
Нередко считается, что воспитание - нечто вроде искусства , которое невозможно и даже вредно стандартизировать. Автор легко может поспорить с таким подходом. Целые полки книг и личный опыт множества родителей позволили собрать несколько сотен примеров воспитательных приемов для детей раннего возраста.
Оказалось, если обобщить, то приемов воспитания всего семь. И эти приемы помогают решить всего шесть воспитательных задач.
Как носитель знания учитель является знатоком. Информация знатока мало кому интересна. Как эстетически заинтересованный человек учитель превращается в артиста.
Но и этого недостаточно.
Он ещё должен помогать ученику стать этически обостренным человеком, или, иначе говоря, врачом. Посредством литературного произведения учитель литературы должен провести учащегося по линии: знаток — артист — врач.
Но как приобщить читателя к произведению?
На помощь приходит проблемный метод и методика вопросов и ответов. Ильин ищет в произведении такие проблемные завязки, которые важны современному читателю. Образно говоря, как однажды выразился Ильин, надо Наташу Ростову посадить за парту рядом с Наташей Петровой.
Непременно найдется деталь, объединяющая раздумья девушек, которых разделяют два века.
И тогда „заговорит“ всё произведение, из спички возгорится пламя [Строго говоря, аналогичные идеи можно найти в театральной методике Константина Сергеевича Станиславского ].
Именно этого добивается Ильин: превращения всего произведения, а не его отдельных деталей, в вопрошание будущего учащегося. Главный вопрос этический, а он никогда окончательно не разрешается.
Ильин разрабатывает дидактику эстетико-этического общения посредством литературного произведения. Понимание им существа науки, эстетики и этики вызывает известные вопросы, но высокая литературоведческая компетентность не вызывает сомнений».
Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2015. - стр. 195
Дополнительная информация