Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы. Дева мария - пророчества и молитвы о помощи богоматери

свт.
  • игумен
  • свт.
  • свт.
  • Е. Поселянин
  • прот.
  • архим.
  • Илья Кабанов
  • Е.С. Полищук
  • Николаев В.А.
  • Матерь Света архим. Тихон (Агриков)
  • митр.
  • Глинка А.П.
  • Снессорева С.
  • Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь ; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но ).

    1) Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица - Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о . Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась человеческого естества - соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой . Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица (см.: ).

    О том, что Дева Мария является Матерью Бога, удостоверяет нас:
    а) прямо именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим (),
    б) сообщая об истинности Его рождения от Жены () и действительности воплощения ().
    в) приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ().
    г) отображая обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» ().
    д) многократно свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» (); «Все, что имеет Отец, есть Мое» () и т. д.

    Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой.

    2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.

    Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Церкви.

    Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии ().

    В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена (). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью ().

    При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем - сними с нас позор”» ()). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ().

    3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина (), Лестница Иакова (), скиния (), ковчег (). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ()).

    О Богородице в Библии

    Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее:

    Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях

    На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

    Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными.

    Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери.

    Почему так много чудотворных икон Богородице

    Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней.

    Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, «Будьте святы, ибо Я свят» ().
    .

    О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»

    Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
    Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
    В-третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по

    Расскажите, пожалуйста, о свойствах Богоматери. Как к Ней можно отнести слова "Свет" и "тишина"? Где можно прочитать об этом? Спасибо.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

    Православная Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворенных разумных существ - ангелов и людей. Почитание Её начинается с апостолов. Для них Она была не только Мать их возлюбленного Учителя, но и Помощницей и Покровительницей всех христиан. Церковное предание сохранило свидетельство о Ней Её современника священномученика Дионисия Ареопагита, ученика св. апостола Павла. Он, будучи первым епископом Афинским, специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидедь Пресвятую Богородицу. В письме к апостолу Павлу он рассказывает о своем посещении Божией Матери: «невероятным казалось мне, исповедую пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш! чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного Апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред Благодатью Спасителя и пред славною честию Девы, Матери Его, что когда и был введен пред лице богообразное, пресвятейшей Девы Иоанном, главою Евангелистов и Пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом, и почтил бы ее поклонением, подобающим единому истинному Богу: потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние» (Четьи-Минеи 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы).

    Святитель Амвросий Медиоланский на основе дошедшего до него предания, писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама» (О девственницах ).

    По описанию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

    Основными чертами личности Богоматери, прежде всего, являются:

    1. Святость. Своими добродетелями и чистотой Она превосходит всех когда-либо живших праведников и ангелов. Дева Мария являет Собой идеальный образ верующей. «Если честна смерть преподобных (Пс.115:6) и память праведного с похвалами (Притч.10:7), то насколько более - память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым» (св. Григорий Палама). Её святость Церковь определяет превосходной степенью, называя Пресвятой.

    2. Приснодевство. Это свойство святитель Димитрий Ростовский считает главной чертой Её личности: «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его». Этой высочайшей чертой соблазнялись люди плотские. Против них говорил еще св. Иоанн Дамаскин: «Приснодева и по рождестве пребывает девою, не имевши до смерти никакого общения с мужем. Если же написано: и не знаяше ея, дондеже ради сына своего первенца (Мф. 1, 25), то должно знать, что первенец есть тот, кто рожден первым, хотя бы он был и единородным. Ибо слово первенец означает того, кто родился первым, но не указывает непременно на рождение других….Да, и каким образом Родившая Бога и из последовавшего затем опытно узнавшая чудо допустила бы соединение с мужем? Нет, даже думать так, не то, что делать, не свойственно здравомыслящему уму.
    Но эта блаженная и удостоенная сверхъестественных даров те муки, каких она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала ее утробу, и когда подобно мечу раздирали (ее душу) помышления при виде того, что Тот, Кого она через рождение познала Богом, умерщвляется как злодей. Это (именно) и значит слова; и тебе же самой душу пройдет оружие (Лук. II, 35), но эту печаль уничтожает радость воскресения, возвещающая, что Умерший плотию есть Бог». Позже приснодевство Богородицы стало камнем преткновения для протестантов. Отрицание ими этой высочайшей добродетели Её доказывает, что они стремятся приспособить христианство на потребу немощного земного человека, вместо того, чтобы возвышать его до небесной высоты. «Для подтверждения этой чудовищной мысли, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - невежественные и несчастные хулители ссылаются на Евангелие…Протестантам можно отвечать словами Спасителя, сказанными Им саддукеям: Прельщаетеся, неведуще Писания, ни силы Божия …. Евангелие упоминает о братиях Богочеловека; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери, от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа. Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако? се отец Твой и аз боляще искахом Тебе. Современные Иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа, а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных Иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения. Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем».

    3. Смирение. Эта главнейшая добродетель была свойственна Ей, как говорят святые отцы, с младенчества. Сама Она говорит: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк.1:46-48).

    4. Мать. Она чудесно соединяет девство и материнство. Другая особенность Её материнства, в отличие от всех матерей мира, заключается в том, что Она родила вочеловечившегося Бога. В этом - основание великой надежды людей на Её помощь и ходатайство. Господь, давший заповедь почитай отца твоего и мать твою (Исх.20:12), Сам остается ей верен. Достаточно вспомнить брачный пир в Кане Галилейской: И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин.2:3-7). Хотя еще не пришло время чудес Иисуса, но по просьбе Матери, Он совершил чудо.

    «Почитание Богоматери, - пишет Е.Н.Поселянин, - является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящим нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять».

    5. Царица Небесная. Богородица как Мать Царя Славы в Небесном Царстве является Царицей. Пророчества об этом содержатся уже в священных ветхозаветных книгах. Св. пророк Давид в псалме изображает славу Царя и Царицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс.44:10-16). Св. Церковь прилагает это пророчество к Богоматери.

    В 10 веке, когда над столицей христианской империи нависла угроза, было явление Богоматери. Во Влахернском храме совершалось всенощное бдение. Блаженный Андрей. в 4 часу ночи увидал величественную Жену, идущую от царских врат с сонмом святых, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Нею, воспевая духовные гимны. Андрей спросил ученика Епифания: Видишь ли Госпожу и Царицу мира? Вижу, - отвечал он.

    Учение о Божией Матери как Царице Небесной выразилось в иконографии. Один из таких образов - икона Державная.

    «Как к Ней можно отнести слова "Свет" и "тишина"»? Пресвятая Дева не только является Матерью Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим ), но и Сама часто именуется Светозарной. Как звезда пресветлая. Владычице, вся Она в сиянии Света — Боге, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость (св. прав. Иоанн Кронштадский).

    Слово тишина с полным основанием может быть применимо к Божией Матери. Она умиротворяет, дает людям желанную тишину. Поэтому мы просим Её об этом: непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуия (Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой Ирусалимская).

    Для православного человека сыновья любовь к Божией Матери составляет драгоценную сторону его духовной жизни. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

    Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

    Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

    Икона Божией Матери «Иверская»

    Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

    Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

    Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

    Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

    Икона Божьей Матери «Владимирская»

    По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

    Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

    Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

    Икона Божьей Матери «Семистрельная»

    Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

    По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

    Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

    Икона Божией Матери «Державная»

    Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

    На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

    Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

    Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

    Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

    Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

    Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

    На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

    Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

    Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

    История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

    Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

    Дева Мария (Пресвятая Дева Мария, Богородица) - еврейская женщина из Назарета, согласно , мать Иисуса Христа. Евангелия от Матфея и от Луки описывают Марию как девственницу, и христиане верят, что она зачала сына, как непорочная Дева от Святого Духа. Чудесное рождение произошло, когда Мария уже была обручена с Она вышла замуж за Иосифа и сопровождал его в Вифлееме, где и родился Иисус.

    Икона Божьей матери «Умиление Серафима Саровского»

    Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.

    Упоминания о Деве Марии в Библии.

    Дева Мария несколько раз упоминается в Новом Завете. Чаще всего Непорочная Дева Мария упоминается в Евангелии от Луки . По имени она упоминается 12 раз. Все упоминания связаны с рождением и детством Иисуса.

    Икона Божьей матери «Тихвинская»

    Евангелие от Матфея упоминает ее имя шесть раз, пять из них в связи с младенчеством Иисуса и лишь однажды (13:55) как мать взрослого Иисуса.

    Евангелие от Марка называет ее один раз по имени (6:3) и упоминает ее как мать Иисуса, не называя ее по имени в 3:31 и 3:32.

    Евангелие от Иоанна упоминает ее дважды, но ни разу по имени. В Евангелии говорится, что Дева Мария сопровождала Иисуса, когда Он положил начало чудесам Своим в Кане Галилейской. Вторая ссылка говорит, что Дева Мария стояла у креста Иисуса.

    В Деяниях говорится, что Апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в горнице после Вознесения Иисуса.

    В Откровении Иоанна описана жена, облеченная в солнце. Многие считают, что это описание Девы Марии.

    Родословная Богоматери.

    В Новом Завете мало упоминаний о происхождении Девы Марии. В Евангелии от Иоанна 19:25 говорится, что у Марии была сестра.

    При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

    Из данной фразы семантически непонятно, сестра Матери Его, Мария Клеопова, - это одно лицо или две разные женщины. Иероним считает, что это одно лицо. А вот историк начала второго века Егезипп считал, что Мария Клеопова была не сестрой Девы Марии, но ее родственницей со стороны Иосифа Обручника.

    По словам автора Евангелия от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены священника Захарии, и, таким образом, происходила из рода Ааронова из колена Левия. Другие считают, что что Мария, как и Иосиф, с которым она была обручена, была из дома Давида.

    Биография Девы Марии.

    Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение - первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии. После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».


    Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

    Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела. Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии .

    Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

    По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

    Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

    Дева Мария в жизни Иисуса

    Согласно Новому Завету, в возрасте двенадцати лет, Иисус отделяется от своих родителей по возвращении с празднования Пасхи в Иерусалиме, однако присутствие матери все же прослеживается в Его земной жизни.

    Исследователи Библии много спорят о том, почему Иисус отделился от родителей, и, в частности, от Матери, так как судьба его земного отца неизвестна, Иосиф упоминается в последний раз в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Некоторый указывают на конфликт в Святом семействе. Несколько цитат из Библии, действительно доказывают эту точку зрения. В Евангелии от Марка описан момент:

    И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

    Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

    И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

    И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

    ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. ()

    Цитата, приписываемая Евангелием от Марка, Христу: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем родном городе, среди своих родственников и в своем собственном доме «. Также доказывает возможность конфликта.

    Если конфликт в Святом семействе имел место быть, то причиной ему могло послужить неверие семьи во Христа как в сына Божьего.

    Американский библеист Барт Эрман считает, что «существуют четкие признаки в Библии не только о том, что семья Иисуса отвергала его послание во время его общественного служения, но и о том, что Он, он в свою очередь, отвергал их публично».

    Дева Мария присутствовала, когда, по ее предложению, Иисус сотворил свое первое чудо на свадьбе в Кане, превратив воду в вино. Дева Мария была и у креста, на котором был распят Иисус. Момент, описанный в Евангелии, когда Мария обняла мертвое тело ее сына является распространенным универсальным мотивом в искусстве, и называется «пьета» или «жалость».


    После Вознесения Иисуса мы находим одно единственное упоминание о Деве Марии в Деяниях. После этого упоминаний о Марии нет. Ее смерть не описана в Священном Писании, но Католическая и Православная традиции считают, что ее тело было взято на небеса. Вера в телесное Вознесение Девы Марии – догмат Католической Церкви и многих других.

    Данные о Деве Марии из апокрифических текстов.

    Следующие биографические данные взяты из апокрифической литературы.

    Согласно апокрифическому Евангелию Иакова, Мария была дочерью Святой Иоакима и Святой Анна. До зачатия Марии, Анна была бесплодна и был далеко не молода. Когда девочке исполнилось три года, ее привели в Иерусалимский Храм.

    Согласно апокрифическим источникам на момент обручения с Иосифом, Марии было 12-14 лет, а Иосифу 90., однако эти данные недостоверны. Ипполит Фивский утверждал, что Мария умерла 11 лет спустя Воскрешения Иисуса и умерла в 41 году.

    Самые ранние из дошедших до нас биографий Девы Марии – Жизнь Богородицы, созданная в 7-м веке Святым Максимом Исповедником, который считал Богородицу ключевой фигурой ранней Христианской Церкви.

    В 19 веке, дом возле Эфеса в Турции был найден так называемый Дом Богородицы. Найден он был на основе видений Анны Катерины Эммерих, августинской блаженной монахини из Германии. Монахиня за 2 года до смерти, во время одного из многих видений Богоматери, получила подробное описание места, где Мария жила до своего Успения.


    Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария удалилась во время гонений на христиан вместе с Иоанном Богословом. В 1950 г. Дом Богородицы был реконструирован и обращен в часовню.

    Дева Мария в Православии

    В православной традиции принята доктрина о девственности. Согласно данной доктрине Дева Мария «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Гимны Богородице являются неотъемлемой частью богослужения в Восточной Церкви и их позиционирование в рамках литургической последовательности указывает на положение Богородицы после Христа. В Православной традиции, порядок перечисления святых начинается Богоматери, за которой следуют ангелы, пророки, апостолы, отцы Церкви, мученики и т. д.

    Один из самых любимых православных акафистов посвящен Деве Марии. Пять из двенадцати великих церковных праздников в Православии, посвящены Деве Марии.

    • Рождество Богородицы

    Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник, посвященный рождению Пресвятой Девы Марии. Празднуется Рождество Богородицы 21 сентября.

    • Введение во храм

    Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный одному из событий в жизни девы Марии. Ее родители Иохим и Анна привели дочь в Храм в трехлетнем возрасте, так как еще ранее дали обет посвятить ребенка Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

    • Благовещение Пресвятой Богородицы

    Праздник празднуется ровно за 9 месяцев до рождества Христова. День посвящен явлению ангела, который возвестил Деве Марии, что она станет матерью Бога на Земле.

    Православный праздника отмечается в день смерти Девы Марии. Согласно апокрифам, Дева Мария умерла на горе Сион в Иерусалиме. Там сейчас находится католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифу «Сказание об Успении Святой Богородицы» к смертному одру Богоматери апостолы были перенесены на облаках со всех концов света. Лишь апостол Фома задержался на три дня и не застал Деву Марию в живых. Он хотел попрощаться с девой Марией. По его просьбе гробница Девы Марии была открыта, но тела там не оказалось. Поэтому считается что Дева Мария вознеслась на небеса. Успение Богородицы отмечается 28 августа.


    • Покров Пресвятой Богородицы

    Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. В основу этого Православного праздника положено предание о явлении Богоматери юродивому Андрею. Произошло это в Константинополе, который осаждали враги. Люди в храме молили Бога о спасении от варваров. Святой Юродивый Андрей увидел Богоматерь, молящуюся о спасении народа Константинополя. Затем Богоматерь сняла покрывало с головы и покрыла им людей, который присутствовали в храме, тем самым защитив их от видимых и невидимых врагов. Покров Богородицы сверкал ярче лучей солнца. Считается, что Богородица спасла Константинополь.

    Почитание Богородицы в Православной Церкви.

    Предпосылки возвеличивания Девы Марии всеми народами (родами) даны в самой Библии, где сказано от имени Девы Марии:

    …величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его ().

    В 11 главе от Евангелия от Луки приводятся слова женщины из народа:

    …блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

    Более того Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что первое чудо Иисус совершил по просьбе матери, поэтому Богородицу почитают как ходатаицу за род людской. Существует огромное количество икон Богоматери. Многие из них считаются чудотворными.

    Человечество ждало своего Спасителя очень долго. Еще в Ветхом Завете Бог обещал, что Спаситель придет в этот мир через женщину, но без мужского семени. Дева Мария добровольно пошла на это, хотя в то время это было весьма опасно, в том числе и для жизни. У Девы Марии было достаточно веры, духовных сил и смирения, чтобы пойти на этот шаг. Богоматерь ведь с самого начала знала, что земное служение ее Сына закончится быстро и трагически. Как мать она перенесла самое страшное ради спасения человечества.

    Мариология - учение о Пресвятой Деве Марии.

    Мариология - богословское учение о Деве Марии, матери Иисуса. Христианская мариология стремится соединить Священное Писание и предания и учения Церкви о Деве Марии в контексте социальной истории.

    Существуют различные христианские взгляды на роль Девы Марии в Христианстве, от полного почитания Марии в Римско-Католической церкви до минимизирования роли Марии в протестантской евангельской теологии.

    Значительное количество публикаций в данной области было написаны в 20-м веке теологами Раймондо Спиацци (2500) и Габриэлем Роччини (900). Центрами современной мариологии являются Папский институт мариологии и Папская академия мариологии.

    Борогодица – Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Борогодицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Борогодицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса.

    Молитвы Богородице

    “Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

    Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

    Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

    Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

    Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

    Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы

    Богородица – наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал – «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица – Мать всех людей.

    Молитвы Благодарственные ко Пресвятой Богородице

    Песнь хвалебная Пресвятой Богородице

    Тебе, Матерь Божию, хвалим; Тя, Марие, Деву Богородицу исповедуем; Тя, превечнаго Отца Дщерь, вся земля величает. Тебе вси Ангели и Архангели и вся Начала смиренно служат; Тебе вся Власти, Престоли, Господствия и вся превышния Силы небесныя повинуются. Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят и непрестанным гласом вопиют: Святая Богородице Мати, полны суть небеса и земля величества славы плода чрева Твоего. Тебе преславный апостольский лик своего Творца Матерь восхваляет; Тебе мучеников множество Богородицу величает; Тебе преславный исповедников сонм Бога Слова храм нарицает; Тебе господственнии полцы девства образ проповедают; Тебе вся небесная воинства Царицу Небесную восхваляют. Тебе по всей вселенней Церковь святая прославляет, Матерь Божию почитающи; Тя истиннаго Царя небеснаго Отроковицу превозносит. Ты еси Ангелом Госпожа, Ты еси райская дверь, Ты лествица Царствия Небеснаго, Ты Царя славы чертог, Ты ковчег благочестия и благодати, Ты еси бездна щедрот, Ты еси прибежище грешных. Ты Мати Спасителева, Ты свобождения ради пленнаго человека, Бога восприяла еси во чреве. Тобою попран бысть враг; Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго. Ты одесную Бога стоиши; Ты Бога за нас молиши, Дево Марие, Иже будет судити живым и мертвым. Тя убо просим, Заступницу пред Сыном Твоим и Богом, Иже кровию Своею нас искупи, да мзду восприимем в вечной славе. Спаси люди Твоя, Богородице, и благослови достояние Твое, яко да будем причастницы наследия Твоего; упаси и соблюди нас даже до века. На всяк день, о Пресвятая, хвалити и ублажати Тя желаем сердцем и устами. Сподоби, Премилосердая Мати, ныне и всегда от греха сохранитися нам; помилуй нас, Заступнице, помилуй нас. Буди милость Твоя на нас, якоже на Тя уповахом во веки. Аминь.

    Молитвы просительные ко Пресвятой Богородице

    Богородице Дево радуйся

    Перед Успением Богородица

    Молитва 1-я

    К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная: Господь с Тобою!

    Молитва 2-я

    Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

    Молитва 3-я

    О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, “Всех скорбя-щих Радосте”, услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая “Утоление печали”, утоли и мою печаль; Ты, “Купино Неопалимая”, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, “Взыскание погибших”, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

    Молитва 4-я

    Дева Владычица Богородица, носившая во чреве Спасителя Христа и Бога нашего, на Тебя возлагаю всю мою надежду, на Тебя уповаю, высшую всех Небесных сил. Ты, Пречистая, охраняй меня Божественною Твоею благодатию. Управь жизнь мою и путеводствуй согласно со святой волею Сына Твоего и Бога нашего. Даруй мне оставление грехопадений, будь мне прибежищем, покровом, защитою и руководительницею, препровождающею в жизнь вечную. В страшный же час смертный не оставь меня, Владычица моя, но ускори на помощь мне и исхить меня из горького мучительства бесов. Ибо в произволении Своем имеешь и силу; соделай сие, как воистину Матерь Божия и над всем владычествующая, Приими досточестные и Тебе единой приносимые дары от нас недостойных рабов Твоих, преблагосердная, всесвятая Владычица Богоматерь, избранная из всех родов, оказавшаяся высшею всякой твари небесной и земной. Поелику чрез Тебя познали мы Сына Божия, чрез Тебя с нами стал Господь сил, и сподобились мы святаго Тела и Крови Его, то блаженна Ты в роды родов, богоблаженнейшая, святейшая Херувимов и славнейшая Серафимов; и ныне, препетая, Всесвятая Богородице, не преставай умолять за нас, недостойных рабов Твоих, чтобы избавиться нам от всякой козни лукаваго и от всякой крайности, и соблюсти неуязвленными при всяком ядоносном приражении. Даже и до конца молитвами Твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные Твоим заступлением и Твоею помощию всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение единому в Троице Богу и Создателю всех. Благая и преблагословенная Владычица, Матерь благаго, всеблагаго и преблагаго Бога, на молитву недостойнаго и непотребнаго раба Твоего призри милостивым оком Твоим, и поступи со мною по великой милости неизреченнаго Твоего благоутробия и не взирай на прегрешения мои, и в слове, и в деле, и всяким чувством соделанныя, произвольно и непроизвольно, с ведением и по неведению, и обнови всего меня, соделав храмом всесвятаго, животворящаго и владычественнаго Духа, Который есть сила Вышняго, и приосенил всепречистую утробу Твою, и обитал в ней. Ибо Ты – помощница утружденных, предстательница бедствующих, спасительница обуреваемых, пристань треволнуемых, защитница и заступница находящихся в крайности. Даруй рабу Твоему сокрушение, тишину помыслов, постоянство мысли, ум целомудренный, трезвение души, смиренный образ мыслей, святолепное и трезвенное настроение духа, нрав благоразумный и благоустроенный, служащий признаком душевной собранности, также благочестие и мир, какой Господь наш даровал ученикам Своим. Да приидет моление мое в святый храм Твой и в жилище славы Твоей; очи мои да изведут из себя источники слез, и да омоешь Ты меня собственными моими слезами, убелишь потоками слез моих, очищая меня от скверны страстей. Изгладь рукописание грехопадений моих, разсей облаки печали моей, мглу и смятение помыслов, удали от меня бурю и стремление страстей, соблюди меня в безмятежии и тишине, разшири сердце мое духовным разширением, возвесели и возрадуй меня радостию неизглаголанною, веселием непрестанным, чтобы правыми путями заповедей Сына Твоего шел я верно и с неукоризненною совестию проходил непоползновенное житие. Дай же мне, молящемуся пред Тобою, и чистую молитву, чтобы невозмущенным умом, неблуждающим размышлением и с ненасытною душею постоянно день и ночь поучался я словесам Божественных Писаний, во исповедании воспевал, и в радовании сердца приносил молитву в славу, честь и величание единороднаго Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

    Молитва ко Пресвятой Богородице, св. Ефрема Сирина

    Дева, Владычица Богородица, паче естества и слова родившая единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества; несрав-ненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, честь и слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных тайн, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес, Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбиваго Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушение душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истиннаго Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычица, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горькаго рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы через Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единороднаго Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, рассей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевнаго обстояния и подай им светлое благодушие и радость, возставив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь, город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев отврати, по благоволению и благодати единороднаго Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с Совечным и Животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

    Молитвенное воззвание ко Пресвятой Богородице, св. Иоанна Кронштадтского

    О, Владычице! Да не вотще и всуе мы нарицаем Тебя Владычицей: яви и являй присно над нами Твое святое, живое, действенное владычество. Яви, ибо все можеши во благое, яко Мати всеблагая всеблагого Царя; разгоняй мрак сердец наших, отражай стрелы лукавых духов, льстивно на нас движимые. Мир Сына Твоего, мир Твой да царствует в сердцах наших, да все присно радостно восклицаем: кто после Господа, яко Владычица наша, всеблагая, всеблагомощная и пребыстрая Заступница наша? На то Ты возвеличена, Владычица, на то обилие несказанное божественной благодати Тебе дано, на то неизреченное дерзновение и сила у престола Божия и дар всемогущей молитвы даны Тебе, на то Ты неизреченной святостью и чистотой благоукрашена, на то Тебе могущество безприкладное от Господа дано, чтобы Тебе сохранять, защищать, заступать, очищать и спасать нас, наследие Сына Твоего и Бога, и Твое. Спасай же нас, о, Пречистая, Всеблагая, Премудрая и Всеблагомощная! Ты бо еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спаситель. Нам, странствующим в житии сем, свойственно падать, ибо мы обложены плотью многострастной, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех; а Ты превыше всякого греха, Ты Солнце пресветлое, Ты еси Пречистая, Всеблагая и Всеблагомощная, Тебе свойственно очищать нас, оскверненных грехами, как мать очищает детей своих, если мы воззовем к Тебе смиренно о помощи, Тебе свойственно подымать нас, непрестанно падающих, заступать, охранять и спасать нас, наветуемых от духов злобы, и наставлять нас шествовать ко всякому пути спасительному.

    Моление к Богоматери

    О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама: посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, все премогшая, – все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, повергаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

    Богородичное правило

    Богородичное правило написано для православных христиан и отмечает пятнадцать главных вех в земной жизни Пресвятой девы Марии. Поэтому правило разделено на пятнадцать частей. Преподобный Серафим Саровский благословлял своих духовных чад читать правило 150 раз в день в Дивеевском монастыре. Считается, что в келье Серафима Саровского лежала старинная книга с описаниями чудес, совершенным по молитвам Богородице, Богородице дево радуйся, Богородичному правилу и другим молитвам. Чтение правила – важная часть духовной жизни, эта молитва помогает вспомнить, какой трудный духовный путь прошла Богородица, родившая Спаса нашего Иисуса Христа.

    Богородице Дево радуйся

    Богородице Дево радуйся

    Ежедневно читается 150 раз «Богородице Дево радуйся…»:
    Богородице Дево радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери»:

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
    Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

    Ниже приводится схема, в которую вкладывал свои молитвы Приснодеве Марии владыка Серафим (Звездинский). Исполняя Богородичное правило, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной.

    После каждого десятка читаются дополнительные молитвы, например те, которые указаны далее:

    Первый десяток. Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

    Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

    Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся, чтобы Богородица утолила наши скорби и об утешении скорбящих.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

    Четвертый десяток. Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елизаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).

    Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

    Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне, и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Богородица встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Тайн и провела бы душу через страшные мытарства.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

    Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

    Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную молитву Иисусову.

    Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавления от нужды.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави меня от всяких нужд и печали.

    Десятый десяток. Вспоминаем, как Богородица стояла у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Просим, чтобы Богородица подкрепила наши душевные силы и молим об отгнании уныния.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

    Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим, чтобы Богородица укрепила нашу душу и подала новую бодрость к подвигу.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

    Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Богородица. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

    Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

    О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

    Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятыя Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

    Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Богородица от Господа после переселения Ее от земли на небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их честным Своим омофором.

    О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня честным Твоим омофором.

    Богородице Дево радуйся

    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    По-русски
    Воистину достойно прославлять Тебя, Богородицу, вечно счастливую и святейшую и Матерь нашего Бога. И мы прославляем Тебя, истинную Богородицу, честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, без нарушения девства родившую Сына Божия.

    Достойно – справедливо. Воистину – истинно, совершенно. Блажити Тя – ублажать Тебя, прославлять Тебя. Блаженную – счастливую. Пренепорочную – в высшей степени непорочную, пресвятую. Истление – порча, разрушение. Без нетления – без нарушения (девства). Сущую – истинную.
    Кого мы прославляем этой молитвой?
    Этой молитвой мы прославляем Пресвятую Богородицу.
    Кто такие Херувимы и Серафимы?
    Херувимы и Серафимы-высшие и самые близкие к Богу ангелы. Пресвятая Дева Мария, как родившая по плоти Бога, несравненно их выше.
    Кто Бог Слово?
    Бог Слово – Сын Божий, Иисус Христос.
    Почему Сын Божий называется Словом?
    Сын Божий называется Словом (Ин. 1, 14) потому, что Он, когда жил во плоти на земле, открыл, то есть показал нам невидимого Бога Отца точно так, как наше слово открывает или показывает мысль, находящуюся в нашей душе.

    Примечание: Есть краткая молитва к Пресвятой Богородице, которую нам следует произносить возможно чаще.

    Эта молитва: Пресвятая Богородице, спаси нас!

    Богородице Дево радуйся

    Богородице дево радуйся, Богородица помогает по молитвам верующих. “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”

    Богородице (Богородица) – родившая Бога.

    Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия.

    Благодатная – исполненная благодати Божией; букв. облагодатствованная.

    Благословенна – прославлена.

    В женах – среди женщин.

    Яко Спаса родила еси – ибо Ты родила Спасителя.
    Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк. 1, 28).

    Слова Благословенна Ты в женах означают, что Богородица, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен (Лк. 1, 42; Пс. 44, 18).

    Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после благовещания пожелала ее посетить (Лк. 1, 42).

    Плод чрева Ее – Сын Божий Иисус Христос.

    На Вселенском соборе когда-то прозвучали слова: «Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву „Богородице Дево, радуйся…”, тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей» .

    В трудные минуты православные читают молитву Богородице, Богородице дево радуйся. Люди молятся о заступничестве Пресвятой Деве Марии в любых трудностях и о помощи в любых начинаниях.

    По молитве Богородице дево радуйся, Богородица отвечает верующим. Читать ее можно в любое время. Чудотворной может стать любая молитва по вере нашей. Не существует молитв “по особым случаям” – для здоровья, удачи, чтобы Царица Небесная помогла в работе или учебе. Это считается суеверием. Люди молятся перед определенной иконой Богородицы, как велит им душа.

    Богородице Дево радуйся на греческом

    Богородице дево радуйся (молдавский хор)

    Богородице Дево радуйся, хор монастыря Ковиль из Сербии

    Богородице Дево радуйся Воскресенского монастыря

    Богородице Дево радуйся, Валаам