Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций. М.С. Муравьёва, Анализ допустимых форматов передачи прав владения или пользования объектами тепло- и во

УФАС России
О правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции


В Федеральную антимонопольную службу поступают обращения юридических лиц, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (далее - Объекты), путем предоставления, государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов. В целях единообразного применения антимонопольного законодательства ФАС России направляет настоящие разъяснения, одобренные Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от 18.11.2013).

Анализ практики территориальных органов ФАС России по согласованию предоставления преференций в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), свидетельствует о широком распространении случаев предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; и органами, местного самоуправления (далее для целей настоящих разъяснений - органы власти, заявители) преференций в. виде передачи хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования Объектами. При этом органы власти зачастую бездействуют в части проведения предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации процедур торгов и соответствующей оценки государственного или муниципального имущества.

Возможность предоставления указанных преференций мотивируется органами власти плохим техническим состоянием Объектов, что требует значительных финансовых вложений для обеспечения окупаемости вида деятельности, при котором они используются, а также временными и финансовыми затратами, связанными с процедурами оценки и регистрации имущества, необходимыми для проведения торгов на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами.

Вместе с тем, передача прав на указанные Объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Федеральным законом от 07.05.2013 № ЮЗ-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона установлено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

Частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В силу положений статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы власти обязаны осуществлять полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно положениям части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Как правило, в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в качестве целей предоставления таких преференций органы власти указывают установленные частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции цели, в том числе: охраны здоровья граждан (п. 12 ч. 1 ст. 19), защиты окружающей среды (п. 4 ч. 1 ст. 19), поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19), обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ч. 1 ст. 19).

При рассмотрении таких заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

В случае если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление преференции, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе, на основании пункта 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, продлить срок рассмотрения заявления и запросить необходимую информацию, В частности, целесообразно запросить у заявителя документы и информацию об обосновании предоставления хозяйствующему субъекту указанного преимущества, о мероприятиях, проведенных органом власти по исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами, соответственно, теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также о периоде времени, необходимом для осуществления органом власти таких мероприятий.

В случае если по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции в виде передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (в том числе по итогам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление такой преференции соответствует целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и не может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции исключительно при установлении в соответствующем решении ограничений, предусмотренных положениями пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:

1) Предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,

2) В течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и провести торги.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, орган власти, по заявлению которого принято такое решение антимонопольного органа, обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в месячный срок с даты предоставления преференции.

В случае неисполнения органом власти указанных ограничений, введенных решением антимонопольного органа, необходимо применять меры антимонопольного реагирования, в том числе в соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции.

Статья посвящена одному из направлений работы ФАС России, связанному с предоставлением государственных и муниципальных преференций, что непосредственно затрагивает деятельность финансовых органов регионов и муниципалитетов. Владимир Александрович ШИПУНОВ , заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы

Органы власти в рамках реализации своих полномочий по разным основаниям и по различным процедурам передают хозяйствующим субъектам денежные средства, имущество, имущественные льготы, налоговые льготы, гарантии, иные объекты гражданских прав. Во многих случаях такая передача подпадает под понятие государственной или муниципальной преференции.

Составная часть любой государственной поддержки отдельных хозяйствующих субъектов — отрицательное влияние на конкуренцию в определенных сферах их деятельности. Однако в некоторых случаях государственная поддержка представляет собой полезный элемент национальной экономической политики (создание преимуществ отдельным категориям субъектов в ряде случаев совершенно оправданно и даже необходимо).

В связи с этим в 2006 году с вступлением в силу Закона № 135-ФЗ в российском законодательстве появилось понятие «государственная (муниципальная) помощь» (с 2009 года - «преференция»), что связано с обеспечением определенных хозяйствующих субъектов более выгодными условиями их деятельности. Ключевые признаки государственной и муниципальной помощи (преференции), на основании которых она подлежит антимонопольному контролю, следующие:

  • избирательность;
  • извлечение преимущества (пользы) хозяйствующим субъектом, преференция используется в коммерческой деятельности организации;
  • использование государственных ресурсов;
  • нарушение условий конкуренции.

С момента введения указанной нормы ее сфера действия была расширена дважды: с 2009 года под данное направление антимонопольного контроля стали подпадать не только исполнительные, но и все органы государственной власти субъектов РФ, а с начала 2012 года под понятие преференции стало подпадать также предоставление государственных и муниципальных гарантий. Вместе с тем с начала 2012 года не является преференцией предоставление имущества и иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику определенного товарного рынка.

Нормой для государственного и муниципального служащего должно стать правило: хочешь дать преференцию хозяйствующим субъектам (передать деньги, имущество, дать гарантию и т. п.), помни: это может оказать влияние на конкуренцию - согласуй такую передачу с антимонопольным органом.

Как правильно предоставлять и использовать преференции

Шаг 1. Необходимо установить, подпадает ли предоставление имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав под понятие государственной или муниципальной преференции. При этом необходимо четко понимать, что является преференцией, а что нет. Преференцией не является:

  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов в случаях, преду-смотренных законодательством РФ, а также по результатам процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ);
  • передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
  • закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании закона или вступившего в законную силу решения суда;
  • предоставление имущества, льгот, денежных средств или иных прав в равной мере каждому участнику в определенной сфере хозяйственной деятельности (в терминах антимонопольного законодательства - каждому участнику товарного рынка).

Шаг 2. Установить, необходимо ли согласовывать предоставление преференций (имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав) с антимонопольным органом. Есть определенные случаи, когда согласование предоставления преференции с антимонопольными органами не требуется:

  • финансовое обеспечение непредвиденных расходов из резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством;
  • предоставление преференции на основании федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • предоставление преференции на основании закона (нормативного правового акта) о бюджете (при этом в законе (акте) о бюджете должны быть указаны порядок определения размера преференции и ее конкретный получатель);
  • предоставление преференции в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (данная норма действует с 2012 года);
  • предоставление преференции в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, - 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), если преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
  • Шаг 3. В Законе «О защите конкуренции» установлен исчерпывающий перечень целей, на которые преференции могут быть предоставлены:
  • обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • развитие образования и науки;
  • проведение научных исследований;
  • защита окружающей среды;
  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
  • развитие физической культуры и спорта;
  • обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
  • производство сельскохозяйственной продукции;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрана труда;
  • охрана здоровья граждан;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Шаг 4. Необходимо подать заявление в антимонопольный орган о даче согласия на предоставление преференции (по форме согласно приложению № 5 к приказу ФАС России от 16 декабря 2009 г. № 841). Важно понимать, что заявителем должен быть орган власти, предоставляющий преференцию, а не хозяйствующий субъект. К заявлению необходимо приложить ряд документов (см. справку 2).

Шаг 5. В срок не более месяца получить письменное решение антимонопольного органа:

1 о даче согласия на предоставление преференции;

2 о продлении срока рассмотрения этого заявления (не более чем на два месяца) с запросом дополнительной информации;

3 об отказе в предоставлении преференции, если преференция не соответствует указанным целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4 о даче согласия на предоставление и введение мотивированного ограничения в отношении ее предоставления для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

  • предельный срок предоставления преференции;
  • круг лиц, которым может быть предоставлена преференция;
  • размер государственной или муниципальной преференции;
  • конкретные цели предоставления преференции;
  • иные ограничения, применение которых влияет на состояние конкуренции.

Шаг 6. Если согласие на предоставление преференции дано с ограничением, в месячный срок представить в ФАС документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.

Шаг 7. Если будет установлено, что деньги, запрошенные на определенные цели, ушли по иному назначению или не используются, то хозяйствующему субъекту и органам власти, предоставившим преференцию, необходимо выполнить выдаваемое антимонопольными органами предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию.

К сожалению, указанные условия предоставления и использования государственных и муниципальных преференций выполняются не всегда, в связи с чем российским законодательством определен ряд санкций, установленных ст. 14.9, 14.32, 19.5, 19.8 Кодекса об административных нарушениях, преду-сматривающих как штрафы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (от 10 до 50 тыс. руб.), так и их дисквалификацию на срок до трех лет.

Структура заявлений о предоставлении преференции

В зависимости от целей предоставления структура заявлений о предоставлении преференции выглядит следующим образом:

  • наибольшее количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в 2011 году подано в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (6409 заявлений). По сравнению с 2010 годом количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций, поданных в указанных целях, увеличилось более чем на треть;
  • 484 заявления о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций подано в целях развития культуры, искусства и сохранения культурного наследия;
  • 419 заявлений - в целях социальной защиты населения;
  • 332 заявления - в целях производства сельскохозяйственной продукции;
  • 264 заявления - в целях охраны здоровья граждан;
  • 246 заявлений - в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • 135 заявлений - в целях развития физической культуры и спорта;
  • 92 заявления - в целях защиты окружающей среды;
  • 76 заявлений - в целях развития образования и науки;
  • 34 заявления - в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • 19 заявлений - в целях проведения научных исследований;
  • 18 заявлений - в целях охраны труда;
  • 11 заявлений - в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • 214 заявлений - в иных целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

Основной объем преференций предоставлялся на уровне органов местного самоуправления. В табл. 2 приведены данные об органах власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция за отчетный период, а также форма предоставления таких преференций.

Таблица 1. Результаты антимонопольного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций

Таблица 2. Органы власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция в 2011 г.

Всего передано имущества и иных объектов гражданских прав

Передача имущества (денежных средств)

Передача имущества (неденежных средств)

Иные объекты гражданских прав

Федеральные органы исполнительной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Органы представительной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Иные органы власти

Нарушения

За 2011 год антимонопольными органами рассмотрено 324 заявления граждан и хозяйствующих субъектов о нарушениях п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» (предоставление преференций в нарушение требований, установленных гл. 5 Закона «О защите конкуренции»). Из них:

  • по 12 заявлениям нарушение устранено до возбуждения дела;
  • по 149 заявлениям отказано в возбуждении дела;
  • по 178 заявлениям возбуждены дела.

По результатам проверок до возбуждения дела устранено 46 нарушений. Всего антимонопольными органами возбуждено 1037 дел по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», в том числе 859 дел в инициативном порядке. По результатам рассмотрения дел:

  • 101 дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения;
  • по 936 делам приняты решения о наличии нарушения.

По 697 делам выданы предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием в планах ФАС России - реализовать предложения по замене согласительной процедуры на уведомительную, а также разместить на сайтах органов власти информацию о предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной.

29.06.2016 12:06, Республика Карелия, сайт:

Положения законодательства, касающиеся возможности передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций

В адрес Карельского УФАС России в настоящее время от Глав муниципальных образований поступают обращения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем передачи в аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности вышеуказанных образований с последующим предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения населению и организациям заранее определенным хозяйствующим субъектам.

Управление, рассмотрев данные обращения, приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции в связи с тем, что преференция не соответствует целям, указанным в части 1 стати 19 ФЗ «О защите конкуренции».

При принятии решения Карельское УФАС России руководствовалось следующим.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с ч. 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции , является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения без учета требований, предусмотренных ч. 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает 5 лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции» (в частности, п.9 ч.1 статьи 17.1). При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции, вместе с тем в статье 37 Закона о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций (Презентация о порядке передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов см. на сайте Управления/Аналитические материалы).