Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение, симптомы, причины. Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых , даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают . Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, . Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение , формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями , что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Масштабы проблемы

Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.

Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

Причины возникновения заболевания

Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

Выделяют несколько возможных причин заболевания:

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

Признаки гиперактивности

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанная форма.

По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Динамика развития заболевания

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».

Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
Диагностика и лечение гиперактивности

Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.

Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат; позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

Консультирование родителей;

Педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

Двигательные занятия с ребёнком;

Психологическую терапию;

Медикаментозную поддержку.

По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст - это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
Заключение

Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.

Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
Рекомендованная литература:
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160 с.

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Если его вовремя не заметить, такие дети могут столкнуться с чрезмерной критикой, неудачами и разочарованиями, а их родители будут пытаться решить эту проблему.
Подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности легко отвлекаются, им трудно сконцентрироваться. Они могут быть слишком импульсивны и совершать необдуманные действия, трогать неразрешенные предметы или выбегать на улицу, чтобы поймать мяч, не подумав о своей безопасности. В спокойной обстановке они способны лучше, концентрировать внимание. Также они могут не справляться со своим настроением - у них обычно проявляются частые и сильные его смены. В школе такие дети непоседливы и переполнены энергией, им сложно спокойно сидеть на одном месте, они постоянно вскакивают, как будто не могут контролировать свои движения. У них часто возникают сложности с умением расставлять приоритеты и организовывать что-либо. Другие дети, которые не в состоянии
сконцентрироваться, при этом могут спокойно сидеть, мечтать о чем-то, и может показаться, что на самом деле их мысли далеки от реальности. Из-за такого поведения этих детей могут отвергать сверстники и не любить учителя; в процессе учебы их оценки могут быть неудовлетворительными, а самооценка при этом страдать, несмотря на то, что чаще всего они нисколько не глупее сверстников.
На протяжении многих лет использовались различные названия для описания состояния детей с некоторыми или даже со всеми проблемами с поведением - минимальные нарушения головного мозга, гиперкинетическое/импульсивное нарушение, гиперкинез, гиперактивность и нарушение, связанное с недостатком внимания, с проявлением или без проявления гиперактивности. На сегодняшний день большинство специалистов используют термин синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) для установления диагноза детям, поведение которых импульсивно, а внимание рассеянно, либо эти два фактора проявляются вместе. Поскольку такие особенности время от времени наблюдаются у всех детей, для установления диагноза обычно необходимо наличие симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев к семилетнему возрасту, проявление их в различных ситуациях, а также более сильное проявление, чем у других детей того же пола в этом возрасте.
Более чем у 6% детей школьного возраста наблюдается СДВГ. Численность мальчиков при этом выше, чем девочек. Исследователи рассматривают многочисленные причины возникновения нарушений, включая наследственность, строение головного мозга и социальные факторы. Некоторые из них уверены, что дети с СДВГ являются носителями атипично низкого уровня и дисбаланса конкретных нейромеиаторов - химических веществ, передающих сообщения от головного мозга к клеткам тела. Результаты недавних исследований свидетельствуют о том, что некоторые отделы головного мозга таких детей могут функционировать не так, как у большинства детей.
У многих детей с СДВГ также возникают проблемы с чтением и другие характерные проблемы в обучении, которые в дальнейшем влияют на успешную учебу. (Хотя у большинства детей с характерными проблемами в обучении не наблюдается СДВГ.) У детей с языковыми проблемами и проблемами с памятью возникают трудности со школьными занятиями вместе с такими характеристиками СДВГ, как отвлекаемость и импульсивность.
Ребенок с СДВГ может оказывать определенное влияние на свою семью. В семье с таким ребенком могут возникнуть сложности с организацией нормального семейного распорядка, поскольку ребенок сильно дезорганизован и непредсказуем на протяжении нескольких лет. У родителей может отсутствовать возможность спокойно устраивать выходы из дома или другие семейные мероприятия, поскольку они не могут быть уверены в том, каким будет поведение ребенка или его уровень активности. Дети с СДВГ в непривычной обстановке часто становятся перевозбужденными и теряют над собой контроль. Кроме того, такие дети могут выражать свой гнев и сопротивление по отношению к родителям либо же у них может быть низкая самооценка. Все это может служить результатом озлобленности ребенка на то, что им изучается соответствовать ожиданиям родителей либо выполнять ежедневные задания из-за проявления симптомов СДВГ.
Успеваемость в школе при этом также страдает, и учителя жалуются родителям - им тоже приходится бороться со сложностями их ребенка в отношениях со сверстниками: конфликтными ситуациями, несоответствующим поведением и недостатком друзей. Такое положение может представлять огромный стресс для семьи - ей приходится искать врачей и других специалистов, предоставляющих необходимую помощь.

Диагностика СДВГ у детей

Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» обычно ставится врачами сразу после поступления ребенка в школу. Если у вас возникают подозрения, что у ребенка может быть СДВГ, обсудите это с педиатром. К сожалению, не существует медицинских анализов или анализов крови, по которым можно было бы точно поставить диагноз. Он ставится после полного об-
следования состояния здоровья ребенка и сбора всей информации из истории болезни и физического обследования ребенка, наблюдений родителей и других окружающих его людей, а также результатов прошлых психологических обследований, если таковые проводились. Врач может применять или составлять планы дальнейших учебных, психологических и неврологических обследований и в процессе лечения будет разговаривать не только с вами и вашим ребенком, но и с его школьным учителем. Вашему педиатру потребуются сведения, как ведет себя ребенок во время игр, выполнения домашнего задания и как взаимодействует с вами и другими детьми или взрослыми. t
Во время такого обследования ваш педиатр постарается исключить наличие других заболеваний или состояний, симптомы которых иногда напоминают СДВГ. Недостаточные концентрация внимания и самообладание, как и чрезмерная активность, могут служить признаками и многих других состояний, включая депрессивное состояние, тревожность, неправильное обращение с детьми и недостаток внимания, стрессовую ситуацию в семье, аллергические реакции, проблемы со зрением и слухом, пароксизм или реакцию на медицинские препараты.
Во многих случаях среди членов семьи в течение нескольких поколений прослеживается наличие проблем с импульсивностью, концентрацией внимания или трудностей в обучении. Нередко матери, отцу или другим близким родственникам ребенка в детстве требовалась помощь в решении аналогичных проблем. Сбор подобной информации помогает педиатру в процессе оценки состояния и лечения ребенка.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и связанных с ним заболеваний

Хотя проявления симптомов заболевания можно снизить, лечения такого состояния не существует, так же как не существует и легких способов решения проблем, связанных с СДВГ. Тем не менее раннее установление диагноза и начало лечения могут предотвратить долгосрочные воздействия нарушений, которые могут проявиться, если оставить такое состояние без внимания. Это уже хроническое заболевание, которое требует постоянного умения справляться с ситуацией, а также огромного терпения и упорства со стороны членов семьи, учителей и самого ребенка. Лечение всегда проходит комплексно и требует взаимодействия ребенка, родителей, педиатров, учителей, а иногда и психологов, психиатров и работников социальной сферы.
При истинном синдроме дефицита внимания и гиперактивности основным компонентом лечения являются лекарственные препараты. Состояние ребенка можно улучшить при помощи препаратов, корректирующих дисфункцию внимания и импульсивность.
В последние годы лекарственным препаратам, помогающим управлять симптомами нарушений внимания и деятельности ребенка, уделяется большое внимание. Дополнительные средства лечения, включая упорство в учебе, психологические консультации и управление поведением, вместе с лекарственной терапией способны помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, контролировании эмоций и поведения. К примеру, врач может порекомендовать участие ребенка в групповой терапии и тренинге социальных навыков, которые проводятся для подростков с определенными трудностями; индивидуальную психотерапию в борьбе с низкой самооценкой, чувством неполноценности или депрессивным состоянием; тренинги для родителей и группы поддержки родителей, где матери и отцы смогут научиться лучше справляться с проблемным поведением их детей; а также семейную терапию, где вся семья сможет обсудить, какое воздействие СДВГ оказывает на их взаимоотношения.
Для ребенка с СДВГ очень полезным может быть структурированное расписание дня со всеми домашними делами, последовательностью и прогнозированием. Ваш педиатр может дать вам некоторые советы относительно того, как создать ребенку такую окружающую обстановку, чтобы это помогало ему справляться с трудностями. Лучше всего начать с установления последовательности в графике режима жизни ребенка, когда он каждый день должен есть, мыться, уходить из школы и ложиться спать. Вознаграждайте его (теплыми словами, объятиями и периодическими материальными подарками) за положительное поведение и соблюдение правил. Для того чтобы ребенок не отвлекался от выполнения задания (к примеру, надевания одежды утром), возможно, вам придется быть рядом с ним. Помимо этого, прежде чем принять участие в мероприятиях с большим количеством возбуждающих факторов (вечеринках, больших семейных сборах, посещениях торговых центров), обсудите с ребенком ваши ожидания относительно его поведения.
Специалист в области обучения или образования может работать вместе с учителем, чтобы помочь ребенку достичь успеха в учебе. Поскольку учитель лучше понимает борьбу внутри ребенка, у него больше возможностей помочь ему стать более организованным. Учитель также может установить систему вознаграждений за то, что ребенок смог уделить должное внимание выполнению задания, не унижая его при этом из-за его невнимательного поведения. Также ребенку лучше работать в небольших группах, поскольку дети с СДВГ легко отвлекаются на окружающих. Также ребенок хорошо занимается с репетиторами, где он иногда способен выполнить гораздо больше заданий за 30 минут или час занятий, чем за весь день в школе.
Будьте терпеливы по отношению к своему ребенку. Помните, что ему трудно контролировать свою импульсивность и возбужденное состояние.
Дети с диагнозом СДВГ имеют право на различные виды поддержки со стороны школы. Федеральный закон гласит о том, что согласно положению категории «Другие виды нарушений здоровья», ребенок имеет право на получение такой помощи, как проведение большей части учебного времени в классе, продление времени, отведенного на выполнение тестов, меньший объем домашнего задания и гибкие методы преподавания. Для получения такой помощи квалифицированный педиатр или другие специалисты должны поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», а учителя должны подтвердить, что СДВГ оказывает значительное влияние на процесс обучения ребенка.

Медикаментозное лечение СДВГ у детей

СДВГ лучше всего лечить при помощи лекарственных средств, особенно если он влияет на обучение, домашнюю жизнь, социализацию или уверенность в себе и своей компетентности. Существуют некоторые легкие степени СДВГ, и при этом симптомы заболевания не влияют на деятельность и здоровье ребенка - в таких случаях медицинского вмешательства не требуется. Но большинство случаев проявления СДВГ требует медицинского вмешательства вместе с оказанием психологической помощи, обучением и руководством.
Чаще всего в таких случаях прописываются стимуляторы центральной нервной системы, включая метил-фенидат («Риталин») и дексамфетамин («Декседрин»).
Для большинства родителей достаточно трудно согласиться с решением о необходимости ежедневного приема ребенком лекарственных препаратов, в особенности таких, которые необходимо будет принимать на протяжении многих лет. Однако им приходится согласиться с тем, что негативное влияние СДВГ - неудовлетворительная учеба и плохая успеваемость, неприятие сверстниками, заниженная самооценка, переживания родителей и давление на ребенка и родителей - доставляет больше проблем, чем постоянный прием ребенком лекарственных препаратов.
Лекарственная терапия является только частью комплексного лечения, которое должно быть подробно определено и включать в себя лечение поведенческих, учебных, социальных и эмоциональных трудностей ребенка. Лекарственная терапия должна проходить при постоянном наблюдении и повторных анализах лечащего врача, чтобы определить, какова эффективность лечения, присутствуют ли побочные явления (если таковые имеются), существует ли необходимость корректировки дозы принимаемого лекарства, а также когда можно будет прекратить принимать лекарство.
Многочисленные критические отзывы об использовании лекарственных препаратов для лечения СДВГ вызывают определенные сомнения по поводу приема метилфенидата («Рита-лина») - препарата, который чаще всего прописывают при этом состоянии здоровья. На данный момент недостаточно научных доказательств подлинности этих данных. Вот некоторые вопросы, которые чаще всего поднимаются противниками лекарственной терапии при СДВГ.

  • Метилфенидат имеет серьезные побочные действия. Результаты более чем 800 исследований доказали ложность этого утверждения. У некоторых детей на самом деле проявляются незначительные побочные действия после приема метилфенидата, такие как ухудшение аппетита, сна и незначительная потеря веса. Со временем дети, принимающие это лекарство, возвращаются к нормальным показателям веса и роста. При проявлении побочного действия лекарства врачи, как правило, могут скорректировать дозу, чтобы свести к минимуму такие проблемы, или заменяют препарат другим лекарством. Заявления о том, что метилфенидат приводит к задержке роста и депрессивному состоянию, не соответствуют истине, если ребенку правильно поставлен диагноз и он принимает лекарство в правильной дозировке.
  • Дети, принимающие метилфенидат в течение долгого времени, зачастую в юношеском возрасте начинают злоупотреблять запрещенными наркотическими средствами. Некоторые дети с СДВГ настолько импульсивны и имеют такие проблемы с поведением, что в юношеском возрасте они могут экспериментировать с приемом наркотических средств, но это никак не связано с приемом метилфенидата и на самом деле такая проблема встречается достаточно редко. Наоборот, если лекарство очень эффективно - помогает детям достигать успехов в школе и жизни, - их самооценка становится выше, следовательно, они менее склонны к попыткам принимать наркотики.
  • Некоторым детям с нарушениями поведения ставят неправильный диагноз СДВГ и применяют неправильное лечение при помощи метилфенидата. Если с такими случаями нарушения поведения не справиться к моменту достижения подростком юношеского возраста, его поведение становится только хуже, он может начать принимать наркотические средства и у него могут возникать проблемы с законом.
  • У детей может развиться зависимость от метилфенидата после стольких лет приема препарата. Метилфенидат не имеет эффекта привыкания, и подростки с СДВГ не испытывают абстинентного синдрома, когда им рано или поздно приходится прекратить прием препарата.
  • Метилфенидат является обыкновенным транквилизатором, который помогает учителям контролировать учеников. Метилфенидат не оказывает седативного или успокаивающего действия на детей. Он скорее является возбуждающим средством, способным нормализовать биохимические дисбалансы головного мозга, тем самым улучшая способность концентрироваться.
  • Метилфенидат маскирует и прячет истинные поведенческие проблемы, с которыми никто не пытается бороться, пока ребенок принимает препарат. В некоторых случаях подростку может быть поставлен неправильный диагноз СДВГ; если, к примеру, на самом деле у ребенка клиническая депрессия, а не недостаток внимания, в таком случае метилфенидат не является подходящим лечением и может только ухудшить депрессивное состояние и вызвать стремление ребенка уединиться. Но если подростку поставили правильный диагноз СДВГ, медилфенидат является одним из наиболее эффективных доступных лечебных средств, позволяющий ребенку достигать положительных результатов в школе и эффективно контролировать сложности поведения.

Спорные методы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

На протяжении многих лет родители и даже некоторые врачи выдвигали и другие подходы к лечению СДВГ. И хотя в некоторой степени они достигли успеха, результаты тщательного научного исследования доказывают, что такие виды лечения неэффективны в отношении большинства подростков.
Вероятно, наиболее часто встречаются такие виды лечения, как корректировка рациона питания, основывающаяся на теории о том, что искусственные красители и добавки могут способствовать проявлению симптомов СДВГ. Но результаты исследований свидетельствуют о том, что, за исключением редких случаев, пищевые добавки никак не связаны с появлением симптомов СДВГ. Большая часть утверждений о достижении определенного успеха при изменении рациона питания является преувеличением, а дети при этом скорее всего реагируют на дополнительное внимание, которое они получают от родителей, а не на сами изменения в питании.
Другие нетрадиционные методы лечения не достигли лучших результатов в отношении подавляющего большинства детей с СДВГ, включая режим питания с ограниченным употреблением сахара, прием витаминов в больших дозах, а также упражнения для тренировки глаз. Тем не менее результаты некоторых последних точных научных исследований показывают, что у очень небольшой группы детей с СДВГ могут возникать проблемы с концентрацией внимания, когда в их рацион питания входят продукты с красной окраской, а следовательно, им можно помочь при помощи специальной диеты. У небольшой части детей также могут проявляться признаки СДВГ при приеме продуктов, которые обычно вызывают аллергические реакции (шоколад, орехи, яйца и молоко). Родители без труда могут заметить проявление таких реакций и должны сообщить о них педиатру. Пока таких детей меньшинство, и сама по себе организация режима питания не рассматривается в качестве лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Проходит ли СДВГ с возрастом?

У некоторых детей в юношеском возрасте по-прежнему проявляются симптомы заболевания, и им по-прежнему необходимы лекарственные препараты и/или другие виды лечения. Результаты исследований доказывают, что у 50-70% детей, которым в возрасте от 6 до 12 лет был поставлен диагноз СДВГ, продолжают проявляться симптомы нарушений как минимум до среднего юношеского возраста. Несмотря на то, что с гиперактивностью ребенка можно справиться, проблемы невнимательности и отвлекаемости часто по-прежнему остаются. В особенности в среднем школьном возрасте, когда потребность в когнитивных и организационных способностях ребенка возрастает, эти симптомы могут помешать достижению успехов в учебе. В менее 3% случаев классические симптомы СДВГ, такие как импульсивность и слабая концентрация внимания, невозможность раскрыть свои способности и появляющееся в результате чувство неудовлетворенности собой, сохраняются вплоть до взрослого возраста, хотя со временем они могут ослабеть.
СДВГ является истинным нарушением развития нервной системы, и если его оставить без лечения, это может помешать дальнейшему успеху ребенка и нанести вред его взаимоотношениям с окружающими. Но при тщательном наблюдении, семейной поддержке и психологической помощи ваш ребенок может достичь определенных успехов как в учебе, так и в социальной жизни.

Есть ли у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Только врач или психолог может точно поставить диагноз СДВГ. Если у ребенка школьного возраста проявляются некоторые из следующих симптомов, связанных с СДВГ, и они мешают его способности достигать успехов в учебе и социальной жизни, а также снижают его самооценку, обратитесь к врачу, детскому неврологу, детскому психиатру, детскому психологу или педиатру - специалисту в вопросах детского поведения и развития.

Невнимательность

  • Неаккуратно выполняет задания в школе
  • Проявляет неспособность уделять внимание определенным вещам
  • Плохо слушает
  • Неорганизован
  • Избегает выполнения заданий, требующих длительных усилий
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Часто что-то забывает

Гиперактивность-импульсивность

  • Ерзает и вертится
  • Неугомонен
  • Легко возбудим
  • Нетерпелив
  • Проявляет неудержимую энергию
  • Прерывает остальных
  • Ему сложно дождаться своей очереди

Статья посвящена очень распространенному явлению в наши дни — гиперактивности у детей. Если ваш ребенок стал беспокойным, капризным, рассеянным, плохо спит, то это значит лишь то, что его организм просит у вас помощи. Как вести себя с гиперактивным ребенком, чем его кормить и какие добавки принимать читайте далее.

По данным ведущих детских психиатров США, Канады, Великобритании (Б.Фейнгольд, А.Смит, У.Роберте, Дж.Ф.Тейлор), СДВГ - это наиболее часто встречаемая патология поведения у детей. Признаки гиперактивности ребенка следующие: импульсивность, беспокойство, повышенная активность/подвижность, проблемы со сном и координацией, рассеянность, нетерпение, неусидчивость, чрезмерная эмоциональность . Эти дети обычно замечают все происходящее вокруг них и не могут не отреагировать, по этой причине снижена способность концентрировать внимание на одном предмете и при сохраненном интеллекте успеваемость хуже, чем у сверстников.

Действия родителей:

Прежде всего, Вам следует поговорить с несколькими специалистами для уточнения диагноза. Дело в том, что психиатры часто назначают психотропные средства при поведении, которое можно наблюдать у большинства здоровых детей в определенных жизненных ситуациях. Так, психиатрическое определение СДВГ включает такие симптомы, которые часто встречаются и у абсолютно здоровых детей: например, ребенку трудно играть тихо, ребенок легко отвлекается на внешние раздражители, ребенок излишне разговорчив, ребенок нуждается в руководстве, и т.д. Возможно, существуют доказательства, что и вышеперечисленные симптомы могут быть частью СДВГ, но оправдывают ли эти симптомы назначение психотропных средств детям?

В случае, если наличие СДВГ у Вашего ребенка не вызывает сомнений, у Вас есть выбор.

  • Во-первых , Вы можете пойти по пути лекарственной терапии - это психотропные препараты из группы амфетаминов. За последние 5 лет объемы продаж амфетаминов в США возросли в 3,7 раз, из них детскому контингенту - в 2,8 раза. Число детей, получающих амфетамины, оценивается в 4 млн. человек. В странах СНГ такая статистика не является общедоступной, однако, трудновоспитуемые дети, подростки с «проблемным поведением» и так называемые «дети улиц» - это не только следствие социальных неурядиц, это проблема, в том числе, из ряда медико-психологических.
  • Амфетамины создают видимость успокоения ребенка, на самом деле не решают проблем, приведших к СДВГ. Достаточных данных о безопасности продолжительного приема амфетаминов детьми не существует. Побочные эффекты от применения амфетаминов: бессонница, головные боли, задержка интеллектуального развития, сонливость, аллергические реакции и т.д.
  • Во-вторых , Вы можете разобраться в причинах появления СДВГ у Вашего ребенка и пойти по немедикаментозному пути решения проблемы. Это более долгий и сложный для Вас путь. Однако результаты того стоят. Если Вы выбрали второй вариант пути - вперед, к причинам СДВГ.

Наиболее вероятными причинами СДВГ признаны искусственные компоненты пищи, являющиеся ядом для детского мозга.

Подсчитано, что более 2000 наименований химических веществ - красителей, ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов и т.д., - ежедневно поглощается Вашим ребенком. Каждый ребенок съедает около 2 кг химических добавок ежегодно! Детские психиатры, изучающие СДВГ, убеждены в том, что химические дополнения к пище могут действовать на мозг ребенка как сильное возбуждающее средство. Такие факторы, как наследственность, стресс, отравления тяжелыми металлами, железодефицитная анемия, глисты, аллергизация могут усиливать проявления СДВГ, а ослабление детоксицирующей функции печени при дефиците антиоксидантов провоцируют появление СДВГ при наличии «внутренней готовности» мозга. Доктора Дж.Карпер, А.Смит, Л.Стевенс, Б.Фейнгольд и др. считают, что поведение детей с CДВГ можно контролировать без лекарственной терапии. Как считает доктор Фейнгольд, при помощи изменения стереотипа питания можно эффективно помочь ребенку с СДВГ.

Что помогает при гиперактивности ребенка?

Диета Фейнгольда - это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки . Обязательным является прием кальция и магния . Это связано с тем, что более чем у 85% детей с СДВГ выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов. Кальций в сложившейся ситуации играет роль гипоаллергизующего и детоксицирующего фактора, кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма. Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к шоколаду, который также нежелателен в рационе ребенка с СДВГ. Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса. Фирма производитель должна гарантировать высочайшее качество своих препаратов, так как речь идет о лечении ребенка. Кальций Магний Хелат NSP – это высококачественный и полностью безопасный продукт для поддержки детей и взрослых.

Особое значение в немедикаментозном лечении СДВГ имеет Омега 3. У 95% детей с диагностируемым СДВГ уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников. Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления СДВГ.

Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры . Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать. Омега-3 необходимы дня прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания. Нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям - от СДВГ, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Источником Омега-3 могут быть жирная рыба, меньше Омега-3 в семенах льна или льняном масле, орехах. Широкомасштабные исследования по коррекции СДВГ при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургисс и Стевенс, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с СДВГ. Жирные кислоты - чрезвычайно мощная и важная субстанция для клеток мозга ребенка».

В чем разница между давно известным рыбьим жиром и капсулами Омега-3?

Рыбий жир - это сочетание всех жирорастворимых субстанций, которые накапливаются в печени рыб. Для того чтобы обеспечить суточную лечебную дозу Омега-3, Ваш ребенок должен принимать не менее 15 столовых ложек рыбьего жира. Количество витаминов А и D в таком объеме рыбьего жира может быть токсичным и вызвать отравление уже на 3–7 сутки лечения, а длительность приема Омега-3 при СДВГ должна быть не менее 3-х месяцев. Кроме того, печень любого живого существа - это фильтр, на котором осаждается много опасных веществ. Диетологи рекомендуют отказываться от употребления внутренних органов животных, рыб, птиц вообще или сократить частоту их применения до 1–2 раз в месяц.

Омега-3 должна быть добыта из жира тела (мышечной ткани) рыбы, а не из жира печени рыбы. Нужно быть уверенным в качестве препарата, который Вы даете больному ребенку. Качественная Омега-3 не может быть дешевой, однако и высокая цена продукта не является 100% гарантией качества. Продукт Омега-3 от NSP изготовлен из жира мышечной ткани рыб, обитающих в холодных морях (лосось и скумбрия), и имеет хорошее соотношение эйкозапентаеновой и декозагексаеновой кислот. Также в состав Омега-3 от NSP входит антиоксидант – витамин Е , предотвращающий возможное окисление упомянутых кислот, что придает данному препарату особую ценность.

Об антиоксидантах

Компания NSP предлагает несколько препаратов с антиоксидантными свойствами, лучшим из которых является Грэпайн с протекторами , представляющий собой вытяжку из виноградных зерен и кожицы винограда в сочетании с экстрактами более чем 10 различных овощей и фруктов. Он запатентован в США (№4,698,360 SynerPro Grapine with protectors). Степень антиоксидантной защиты у данного препарата в 30 и 50 раз соответственно выше, чем у витаминов С и Е. А за счет вытяжек из овощей и фруктов Ваш ребенок, соблюдающий диету Фейнгольда, получит полный набор витаминов, микроэлементов и минералов без риска аллергизации.

«Запитка» мозга лецитином

Лецитин – защитник и строитель нервной системы, головной мозг на 35% состоит из лецитина, так же лецитин составляет основу миелиновой оболочки нервов всего организма. Продукты, богатые лецитином, считаются «пищей для мозга». Это в первую очередь яйца, печень, соя, икра, рыбий жир, жирный творог, говядина. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство детей любят яйца. Если же у ребенка аллергия или неприязнь к рыбе, например, или к большинству продуктов из этого списка – родителям не остается выбора, как прибегнуть к помощи биологически активных добавок. Применение лецитина дает колоссальные результаты в лечении многих заболеваний нервной системы, в том числе и для борьбы с гиперактивностью.

Лецитин для детей с гиперактивностью поможет улучшить внимание, память, эмоциональное равновесие. Детям очень нравится Лецитин НСП , они раскусывают капсулы и с радостью их жуют.

Схема лечения ребенка с гиперактивностью без применения психотропных препаратов:

  1. Соблюдение диеты Фейнгольда (исключить продукты, содержащие красители, ароматизатары и консерванты, молоко и сладости).
  2. Кальций Магний Хелат в течение 3-6 месяцев (дозировку уточняйте).

Итак, есть выбор из существующих на сегодняшний день способов вылечить от СДВГ Вашего ребенка. Возможно, Вам придется изменить образ жизни, привычки, пищевые стереотипы всей семьи. Однако, здоровье Вашего ребенка - это достойная цель! Некоторые дети отреагируют на Ваши усилия уже через несколько дней, другим, возможно, потребуется несколько месяцев. Здоровья Вам и Вашим детям!