Фёдор Конюхов — мореплаватель, художник, священник. Федор конюхов - биография, информация, личная жизнь

Последнее обноление: 07.02.2017 г.

Во вторник, 7 февраля, в 09:03 по мск, российский путешественник Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло , на борту теплового аэростата, стартовали из аэродрома Южный, города Рыбинск (Ярославская область). Задача пилотов — установить абсолютный мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате и продержаться в воздухе дольше 51 часа.

Текущий мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате — 50 часов 38 минут — установили японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава 1 февраля 1997 года. Экипаж взлетел в Канаде и приземлился в США.

Для успешного установления нового мирового рекорда беспосадочного перелета, Конюхову и Меняйло необходимо избежать пересечения воздушных границ с зарубежными государствами — в зависимости от направления ветра шар может отнести в сторону Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы. В этом случае пилотам придется идти на посадку. Кроме того, полет придется прекратить, если аэростат вторгнется в воздушное пространство Москвы, а также при наступлении сильного снегопада.

АиФ.ru приводит биографию Фёдора Конюхова.

Фёдор Конюхов. Фото: АиФ/ фото Евгения Талыпова

Досье

Фёдор Филиппович Конюхов — русский путешественник, писатель, художник, пилот свободного аэростата, протоиерей Русской православной церкви Московского патриархата.

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Отец — Филипп Михайлович , потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — Мария Ефремовна , уроженка Бессарабии.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности «судоводитель». Выпускник Бобруйского художественного училища (Белоруссия). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности «судовой механик».

С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почётный житель города Находка (Приморский край). С 1995 по настоящий день проживает в Москве.

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура».

Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан.

C 1998 года и по настоящий день — заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной гуманитарной академии, г. Москва.

23 мая 2010 года, в день Святой Троицы, рукоположен в дьяконы. 19 декабря 2010 года, в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен Епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).

Действительный член Русского географического общества.

Достижения:

Побывал на следующих полюсах:

· Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Эверест).

· Первый в СНГ закончил программу «Семь вершин мира», побывав на вершинах всех континентов (в том числе Азия — Эверест, Европа — Эльбрус).

· Пятнадцать раз пересёк Атлантику на парусных яхтах.

· Пересёк в одиночку Атлантический океан на вёсельной лодке «Уралаз» с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории «автономно»).

· Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990-1991 год).

· Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка.

· Пересёк в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 (Конюхов 9 метров — длина лодки) с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.

· Установил мировой рекорд продолжительности полёта на тепловом аэростате объёмом 3950 м³ — 32 часа 20 минут.

· 23 июля 2016 года Конюхов завершил одиночный беспосадочный полет на воздушном шаре вокруг Земли. Полный облет занял 11 дней, воздухоплаватель преодолел около 34,7 тысяч километров и установил тем самым новый мировой рекорд скорости. До этого на такое сложное кругосветное путешествие отваживались лишь дважды. В 1999 году швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет за 19 дней, 21 час и 55 минут и американец Стив Фоссетт в 2002 году совершил кругосветку за 13 дней, 8 часов и 33 минуты. Конюхов, также как и Фоссетт обогнул земной шар, стартовав и финишировав в Австралии, но сделал он это гораздо быстрее.

Семейное положение:

Женат на Ирине Анатольевне Конюховой . Трое детей: сыновья Оскар и Николай , дочь Татьяна . Внуки: Филипп, Полина, Аркадий, Кейт, Итэн и Блэйк.

Фотография.

Награды и звания:

Заслуженный мастер спорта.

Член Союза писателей РФ. Награждён орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР - Северный полюс - Канада» (1988 год).

Награждён «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой — знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

Награждён золотой медалью Российской академии художеств, академик Российской академии художеств.

Награждён премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесён в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Награждён орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Награждён золотой медалью Российского географического общества имени Миклухо-Маклая за переход через Тихий океан на вёсельной лодке.

Экспедиции:

1977 — научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

1978 — научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.

1979 — второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде, установленных на Командорских островах.

1980 — участие в международной регате «Кубок Балтики - 80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1981 — пересечение Чукотки на собачьей упряжке.

1983 — лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.

1984 — сплав на плоту по реке Лена; участие в международной регате на Кубок Балтики - 84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1985 — экспедиция через уссурийскую тайгу по следам В. К. Арсеньева и Дерсу Узала.

1986 — лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане.

1987 — лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный полюс).

1988 — участник трансарктической лыжной экспедиции СССР - Северный полюс - Канада. Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 3 марта 1988 — группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988 и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 1 июня 1988.

1989 — участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 4 марта 1989 г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989.

1989 — совместный советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград; руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989 г. — финиш 26 октября 1989.

1990 — первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний, 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.

1990 (осень) - 1991 (весна) — первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» по маршруту Сидней - Мыс Горн - Экватор - Сидней (Австралия) за 224 дня.

1991 — организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка - Москва; съёмки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия); старт 5 августа 1991 г. — финиш 15 сентября 1991 г.

14 мая 1992 — восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».

1993-1994 — кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» по маршруту: Тайвань - Гонконг - Сингапур - остров Вэ (Индонезия) - остров Виктория (Сейшельские острова) - Йемен (порт Аден) - Джидда (Саудовская Аравия) - Суэцкий канал - Александрия (Египет) - Гибралтар - Касабланка (Марокко) - Санта Люсия (Карибские острова) - Панамский канал - Гонолулу (Гавайские острова) - Марианские острова - Тайвань. Старт 25 марта 1993 г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994 г. остров Тайвань.

1995-1996 — первый в истории России одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995 г. — достиг Южного полюса 6 января 1996. Достиг Южного полюса за 64 дня, в одиночку, автономно.

19 января 1996 — восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».

9 марта 1996 — восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».

18 февраля 1997 — восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».

17 апреля 1997 — восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».

26 мая 1997 — восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка) совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».

1997 — участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.

1998-1999 — участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный гуманитарный университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.

2000 — участник самой протяжённой в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern».

2000-2001 — первое в истории России участие во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open 60 «Современный гуманитарный университет».

2002 — организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого шёлкового пути - 2002». Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 4 апреля 2002 — финиш в Элисте 12 июня 2002.

2002 — первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) - о. Барбадос, 3000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 1 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса «Золотой пляж», на озере Тургояк.

2003 — совместный российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100-футовом макси-катамаране «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) - о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 9 суток.

2003 — совместный российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100-футовом макси-катамаране «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Ямайка (Montega Bay) - Англия (Lands End). Протяжённость маршрута — 5100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 16 суток.

2004 — одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85-футовой макси-яхте «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) - Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси-яхте под управлением одного человека — 14 дней и 7 часов.

2004-2005 — одиночное кругосветное плавание на 85-футовой макси-яхте «Торговая сеть „Алые Паруса“» по маршруту Фалмут (Англия) - Хобарт (о. Тасмания) - Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через мыс Горн. Четвёртое успешное одиночное кругосветное плавание.

2005-2006 — проект «Вокруг Атлантического океана». Фёдор Конюхов с российским экипаж осуществил переход на яхте по маршруту Англия - Канарские о-ва - о. Барбадос - о. Антигуа - Англия. Общее количество пройденных миль — свыше 10 000 морских миль.

2006 — организация испытаний экспериментального полярного буера (тримаран на лыжах под парусом) «Современная гуманитарная академия» на восточном побережье Гренландии.

2007 — пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (посёлок Исорток) через ледовый купол, до западного побережья (посёлок Иллулисат), вдоль Полярного круга. Установлен рекорд пересечения Гренландии на этом маршруте — 15 суток и 22 часа.

2007-2008 — участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды — «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) - мыс Горн - мыс Доброй Надежды - мыс Луин - Олбани (Западная Австралия), в категории «яхтсмен одиночка», нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть „Алые Паруса“» — 102 суток.

2009 — в столице Монголии Улан-Баторе стартовал II этап международной экспедиции «По следам Великого шёлкового пути - 2009» по маршруту Монголия - Калмыкия (Элиста).

2011 — экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии».

19 мая 2012 — в составе российской команды «Семь вершин мира» Фёдор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Фёдор Конюхов стал первым священником Русской православной церкви, совершившим восхождение на Эверест.

2013 — совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересёк Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс - Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013.

2013-2014 — совершил Тихоокеанский переход на вёсельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 160 дней — по маршруту Чили (Кон Кон) - Австралия (Мулулуба), преодолел 9400 морских миль (17 408 километров).

2015 — установление российского рекорда по продолжительности полёта на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объёмом 3950 кубических метров — 19 часов 10 минут.

2016 — установление мирового рекорда продолжительности полёта на тепловом аэростате «Бинбанк» объёмом 3950 кубических метров — 32 часа 20 минут.

2016 (февраль) — совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье - 2016». Пройдено 800 км по маршруту г. Петрозаводск, Республика Карелия (национальный парк «Водлозёрский») - г. Северодвинск, Архангельская область (национальный парк «Онежское Поморье»).

Биография

Конюхов Фёдор Филиппович - протоиерей Русской православной церкви Московской Патриархии.

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, в селе Чкалово (Троицкое) Приазовского района Запорожской области, Украина. Отец - Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать - Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности «судоводитель», а также Бобруйского художественного училища (Беларусь) и Ленинградского арктического училища по специальности «судовой механик».

С 1974 по 1995 год проживал в городе Находка Приморского края. Почётный житель города Находка. С 1995 года по настоящий день проживает в Москве.

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура». Награждён Золотой медалью Российской академии художеств, академик Российской академии художеств. Автор более 3 000 картин. Участник российских и международных выставок.

Член Союза писателей РФ. Автор семнадцати книг.

Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, один раз - на вёсельной лодке «Уралаз». Заслуженный мастер спорта.

Награждён орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР - Северный полюс - Канада» (1988 год).

Награждён Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесён в энциклопедию «Хроника человечества».

Действительный член Русского географического общества.

Награждён орденом украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией православной церкви.

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), Мыса Горн (полюс яхтсменов).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента.

C 1998 года и по настоящий день заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной гуманитарной академии, г. Москва.

23 мая 2010 года, в день Святой Троицы, рукоположен в дьяконы. 19 декабря 2010 года, в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым).

2014 год (июнь) - награждён «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой - знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

2014 год - награждён Золотой медалью РГО имени Миклухо-Маклая за переход через Тихий океан на вёсельной лодке.

2015 год - Global Ambassadors for Australia Zoo Wildlife Warriors.

Женат. Жена Ирина Анатольевна Конюхова. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внук Аркадий, внучка Кейт, внук Итэн, внук Блэйк.

Текст данной биографии заимствован с официального сайта Фёдора Конюхова - http://konyukhov.ru/

В ворохе повседневно-офисных дел и забот часто ли мы задумываемся, что рядом с нами есть другие миры?! Загадочно-неведомые и таинственно-прекрасные, пугающие бездной неизвестности и потрясающие неземной красотой. Как заметил один мудрый человек, миры не просто удивительнее, чем мы себе представляем, - они удивительнее, чем мы можем себе представить.

А ещё рядом с нами живут люди, которые, отринув суету буден, эти миры познают и покоряют. Их немного, но они есть. Имя им - путешественники и первопроходцы. Один из них - Фёдор Конюхов.

Живёт Фёдор Конюхов вдали от московской суеты - недалеко от города Переславль-Залесский. В свою столичную мастерскую выбирается нечасто. В один из таких дней договорился с ним об интервью. Но вот беда, четыре часа пребываю в мастерской, но все мои вопросы повисают в воздухе по причине непрерывного потока посетителей. С кем здесь только ни перезнакомился: строители и архитекторы, бизнесмены и спортсмены, паломники и писатели… Близкие друзья Конюхова пояснили: бывает, за день в мастерской случается до 50 ходоков.

Не знаю, как уж Фёдор Конюхов прочувствовал моё унылое настроение, но на прощанье сказал: «Вот тебе мои записки об одиночном плавании вокруг Антарктиды - там и найдешь ответы на все свои вопросы». Так родилось это очно-заочное интервью с великим российским путешественником, священником Русской православной церкви Московской патриархии, протоиереем Фёдором Конюховым.

В стихах ради денег не бывает поэзии. В картине ради денег не бывает вдохновения. В путешествии ради денег не бывает духовности. На храм, строящийся без веры, не нисходит Святой Дух. За что бы ты ни брался, у тебя должны быть вера, вдохновение и бескорыстие.

Я ухожу раз за разом в океан не за тем, чтобы ещё чем-то удивить мир или поставить очередной рекорд плавания под парусами. Я просто боюсь людского мира и всего скверного, что сопутствует жизни на берегу, и завидую людям, которые до такой степени боялись скверны мира, что скрывались от неё в лесах и пустынях, в монастырских кельях, и там всю жизнь проводили в молитвенном общении с Богом. Здесь, в океане, я всегда помню об этом.

Жизнь учит меня, что никогда не следует опускать рук и предаваться отчаянию.

Как ни странно, здесь, в океане, находясь в одиночестве, я всё полнее познаю людей. Получается, что смысл жизни большинства из них - в достижении материального благополучия. Но кто живёт лишь этим, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить.

Сегодня люди по большей части доведены до одурения трудностями. Потеряв жизненный ориентир, они мало-помалу идут к тому, что не могут контролировать себя. Поскольку у них нет страха Божия, а «начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110, 10).

Во всех государствах видишь бурю, великое смятение! Несчастный мир! Именно это толкает меня на одиночные плавания. Только в океане можно достигнуть беззаботности и отрешённости.

И я понял: прежде всего нужно строить церковь, возводить купола - они долговечнее нашей жизни. Я не хочу быть человеком, который трудится для хлеба насущного, такой человек уходит и оставляет после себя пустоту.

Нынешняя молодёжь похожа на брыкливого бычка, который на привязи пасётся на лугу. Он постоянно натягивает верёвку, потом выдёргивает кол, к которому привязан, пускается бежать, но за что-нибудь цепляется, запутывается, и в конце концов его пожирают дикие звери.

Я часто слышу: «Сколько вами потеряно времени в плавании!». Логика обывателей мне знакома. Они хотят, чтобы жизнь состояла только из праздников. Но что тогда будет им в радость?

К слову сказать, я не люблю праздники - по-моему, это достояние бездельников. Пока моё сердце тоскует по свежему ветру, я живу.

Океан настолько велик и могуч, что человек не смог создать чего-либо, чтобы победить его. Объясняю тем, кто не понимает смысла моих путешествий. Вы считаете, что свободны, но в океане не бывает свободы. Ты весь подчинён ему, ты должен всё время чувствовать грозящую тебе опасность. Я разглядываю и изучаю океан, а он разглядывает и изучает меня. Он вздымает против меня свои волны. Он присматривается ко мне из своей глубины. Он может улыбаться мне, а может и обрушить на меня свой гнев.

Я скучаю по людям, по городам, по шуму деревьев, по пению птиц. Здесь ничего этого нет. Но я получил взамен тишину молитвы, мудрость и почитание Господа.

Каждое моё плавание вокруг света мучительно, перерождение болезненно. Не измучившись, мне не замкнуть круг вокруг Земли. Страдание поможет узреть Господа.

Любовь - тоже восхождение. Когда ты взошёл на гору, тогда ты живёшь на небесах. Стоит остановиться, как одолевает скука. И тогда я снова и снова ухожу в плавание и бросаю любимую женщину. Но остановиться - не в моей власти. Напряжением и потом - вот чем измеряются пройденные мили в океане. Я внимательно всматриваюсь в звёздное небо и черпаю в нём силы.

Для меня всё исполнено значимости. Я жду часа, когда буду ступать по твёрдой земле, и она не будет раскачиваться, как палуба моей яхты. Я могу ждать, но время для меня враждебно. В океане я уже насладился вечностью, радуют только пройденные мили. Они приближают меня к тверди земной. И я плыву, плыву и плыву. Я - сама обыденность океана.

В одиночном плавании всегда не хватает времени для сна. Сон для моряка - большая роскошь. С юности я готовился к жизни путешественника, поэтому приучал себя спать понемногу. Я знал, что нужно тренироваться, если я хочу стать путешественником, тем более хорошим. Если ты ставишь цель в одиночку обойти на яхте вокруг света без захода в порты, то главная задача - научиться спать очень малое время.

Есть много способов тренировки короткого сна. Я использовал секрет монахов - «сон с ключом в руке», они издавна практиковали его, чтобы непрестанно молиться.

Если ты пошёл по стопам путешественника, то надо знать одно: не ты экспедиции выбираешь, а экспедиции тебя.

Каждый раз, когда я подхожу к Мысу Горн, понимаю, как быстротечно человеческое существование, так что никогда не нужно терять то время, что у нас есть. Я как будто вновь проживаю свою жизнь. Как хочется эти слова сказать моим сыновьям: Оскару и Николаю. Живите насыщенной жизнью и спешите в жизни главное сделать, ради чего вы пришли в этот мир.

Я люблю нашу Землю, люблю земную красоту, люблю небо и солнце, люблю море, реки и океан, люблю прекрасные сады, леса и луга. Но скучает душа моя о Боге и слёзно ищет Его. Господи, дай мне адамово покаяние и Твоё святое смирение.

Когда меня спрашивают, зачем я строю часовню, отвечаю: чтобы в России было больше куполов. Я хорошо понимаю, какое значение имеет храм для верующего человека, сам испытал на себе его благодатное влияние и потому с горячей душой отдаюсь строительству храмов. Вот и строю я часовни для того, чтобы было людям, где помолиться и где поучиться молитве. А ещё я хочу, чтобы в храм, построенный мной, приходили друзья и не было бы им числа.

Меня часто спрашивают: «Ради чего ты постоянно отправляешься в экспедиции?» Отвечаю: «Я живу ради поиска. Цель экспедиции я всегда ставлю приблизительно, поскольку в пути может произойти всякое, а вознаграждение за достижение цели меня интересует меньше всего. Ведь если человек отправляется в дорогу за плату и поднимается на вершину горы ради платы, словно нанятый по контракту, он - лавочник, а не путешественник. Путешественник знает только направление пути. Важно для него идти, а не прийти куда-то, ибо приходим мы только к смерти».

Главное - идти. Дорога не кончается, а цель - всегда обман зрения путешественника. Ты поднялся на вершину, но тебе уже видна другая вершина; достигнутая цель перестаёт ощущаться целью. Многие люди любят поспать и не видят восходящего солнца. Где величие любви, если под боком у жены сопит ленивый обитатель хлева? Чем мужественней ты, тем слаще любишь. Жизнь в разлуке сурова, она отучает от ласки. Конечно, экспедиции отняли у меня много чудесных мгновений любви. Но я уверен, что только разлука научила меня любить по-настоящему.

Хорошо, что я в океане. Здесь делаешь меньше грехов, особенно словесных. Я представляю, сколько бы я согрешил словами, помыслами и действиями в Москве, когда каждый день ко мне в мастерскую приходят люди, а их бывает до 40-60 человек в день.

У некоторых людей железная логика: в экспедиции ходят только за деньгами и славой. Им не объяснишь, почему я так люблю ветер, надувающий паруса моей яхты при свете звёзд. Они сосредоточены на обыденном, на материальном. Но служить вещам - значит сеять смерть. Это не моя стихия.

Я возвращаюсь в Россию, потому что здесь - купола, и в часовню, которую я построил, ходят мои друзья.

Я никогда не сожалею о прожитом. Только безумец может метаться и уезжать в другую страну за деньгами и почестями. Смысл не в том, чтобы нажить запасы, а потом осесть и, не спеша, ждать старости. Лучше идти по земле, сбивая о камни ноги.

Подготовил Николай ТАРАСЕНКО

В День Святого Николая Чудотворца, 19 декабря 2010, Федор
Конюхов торжественно принял сан священника. Напомним, 22 мая этого года он был
рукоположен в сан иподиакона Запорожской епархии. Как рассказали в пресс-службе
Запорожской епархии УПЦ МП, сейчас Конюхов активно готовится к тому, чтобы в
скором времени стать настоятелем деревянной казацкой церкви на острове Хортица,
на реке Днепр. Согласно церковному уставу, в ближайшие сорок дней после
принятия нового сана, он пройдет сорокадневную духовную практику в
Мелитопольском монастыре.

Путешественник Федор Конюхов принял сан православного
священника путем рукоположения в Свято-Никольском храме украинского города
Запорожья, откуда он родом. На проходившей Божественной Литургии в Запорожском
Свято-Никольском храме епископ Иосиф совершил иерейскую хиротонию над диаконом
Федором Конюховым по его личному прошению.

В день своей иерейской хиротонии Федор Конюхов преподнес в
дар Запорожской епархии первую написанную икону святителя Николая Чудотворца, в
деснице которого находится мыс Горн, а в левой руке — корабль. Условно ее отец
Федор называет иконой святого Николая «Мыс Горнского». Она была написана по
благословению епископа Запорожского и Мелитопольского Иосифа, и первоначально
задумывалась как награда православным путешественникам, которые обогнут мыс
Горн. «Как говорят, пройти мыс Горн (морской полюс) — это равносильно как
подняться на Эверест, и добавляют — без кислорода. Так это так сложно. Сейчас,
— говорит отец Федор,- бытует со времен пиратов традиция для прошедших мыс Горн
носить серьгу в ухе, что для православного человека неприемлемо. А иметь икону
покровителя путешественников святителя Николая — это в традиции как раз
православных мореходов».

«Стать
хорошим священником — это вершина куда более сложная, чем обогнуть мыс Горн и
подняться на Эверест, поэтому у меня появилось желание преподнести в дар моему
архиерею, который возвел меня в сан священника, и всей Запорожской епархии —
эту первую, написанную икону святителя Николая», — добавил о. Феодор.

«Я сейчас хочу благословлять, молиться, встречать тех
молодых парней, молодых спортсменов, молодых путешественников, которые пойдут
или на Эверест, или вокруг света, или к мысу, или к Южному и Северному
полюсам… Кому, как не мне, назначен этот путь - молиться за них, их провожать
и встречать. Ко мне такое решение пришло, когда я находился в своем крайнем
путешествии – плавание вокруг Антарктиды на яхте «Алые Паруса» - рассказал отец
Федор.

Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о Фёдоре Конюхове – известном на весь мир путешественнике и мореплавателе. Он совершил более полусотни экспедиций, восхождений. Первый в мире человек, который достиг 5-ти полюсов нашей планеты, вершины Эвереста в Гималаях, мыса Горн Южной Америки, первый кто облетел весь мир на воздушном шаре за 11 дней. Каждый раз, сталкиваясь все с новыми и новыми испытаниями, он понимал, что не может оставаться только путешественником. И в 2010-ом году Федора Конюхова рукоположили в священники.

— Вы знаете, я совсем недавно с удовольствие прочитала Вашу книгу «Мой путь к истине». И я бы назвала её книгой-молитвой. Вы так щедро делитесь своими переживаниями, своими трудностями, своими сомнениями. И мне бы хотелось с Вами дальнейший наш разговор построить именно на основе вот этой книги.

— Она написана в океане. Знаете, хочется людям оставить те мысли, которые были у меня в океане.

— Вы пишете в своей книге: «Одиночество – это дар. Не каждый может его принять». Пройдя столько кругосветных путешествий, Вы этот дар все-таки смогли принять? Ведь очень многие люди начинают болеть от одиночества. Страдать от уныния.

— Это самое сложное. Когда я был молодой и уходил в плавание, а путешествую я с молодости, для меня было самое сложное - это пережить одиночество (своё первое путешествие Федор Конюхов совершил всего в 15 лет, переплыв Азовское море на весельной лодке - прим.ред.).

Когда я шел в одиночку к Северному полюсу 72 дня, или к Южному полюсу 67 дней, а также в первом кругосветном путешествии на яхте 222 дня и во втором на яхте «Формоза» 508 дней для меня было самое сложное не физические трудности, не опасность, а одиночество. Но с годами я почувствовал, что меньше стал страдать от этого чувства. Стали появляться другие сложности. Например, когда я летел на воздушном шаре 11 дней, я ничего не кушал и не спал. Что такое 11 дней? Можно и не поспать, и не покушать. Я все продукты выкинул в океан, а было у меня два ящичка, потому что я с кислородной маской летел. Поэтому два-три кусочка сахара, под кислородной маской для разжижения крови, да два-три глотка воды, чуть подогретой на горелке из-за опасности взрыва от пропана, были моей пищей за 11 дней. Атлантический океан я пролетел за 1,5 дня, Чили за 40 минут, Аргентину за 9 часов. Это так быстро. И тут уже не одиночество я больше чувствовал, а усталость.

— Всю свою жизнь Вы находитесь в подготовке к кругосветным путешествиям или к экспедициям. Для чего Вы преодолеваете себя?

— Обычно у меня экспедиции готовятся по 10-20 лет. Например, чтобы покорить первый раз Эверест, я готовился 19 лет. Когда в 1992 году мы с Женей Виноградским, с моим другом, поднялись с южной стороны Эвереста, с Гималаев и на вершине Эвереста смотрели в сторону Тибета, Женя говорит: «Вот, оттуда бы подняться». И он где-то лет через 5 поднялся. А у меня ушло снова 20 лет. И в 2012 я с Сашей Абрамовым, с командой из Москвы, поднялся с северной стороны. Таким образом, у меня ушло на покорение Эвереста 39 лет. Сейчас я готовлюсь полететь в стратосферу. Я еще с детства об этом мечтал. Недавно звонил моей землячке с Ярославской области, Валентине Владимировне Терешковой, и спросил: «Валентина Владимировна…Я увижу, как изгибается Земля? Я буду подниматься на 25 километров» Она говорит: «Ты увидишь изгиб Земли уже после 18-ти».

— Федор Филиппович, у Вас столько талантов: и путешественник, и священник, и художник.

— Мой дед, Конюхов Михаил Петрович, в 1901 году участвовал в первой экспедиции Георгия Яковлевича Седова на Новую Землю. И он хотел, чтобы я стал, как Георгий Яковлевич Седов, исследователем. Дед умер в 1958-ом году, когда мне было 7 лет (накануне экспедиции, окончившейся трагически, Седов оставил деду Фёдора нательный крест с наказом передать его самому крепкому из своих детей, который сможет осуществить мечту исследователя – отнести его на Северный полюс. И это смог осуществить именно Фёдор Конюхов – ред.). Поэтому я решил стать путешественником.

— Вы пишете, Федор Филиппович: «По своей воле я сам предал себя на эти испытания. Почему, Господь, Ты не показал мне в детстве извилистые, мрачные стези моих испытаний. Я бы, может быть, ушел от этого порока и не был бы так наказан за свое необузданное, дерзкое желание быть первым в испытании человеческих возможностей. Я с детства готовил себя к испытанию и успеху, а сейчас все изменилось». Но желание быть первым в Вас, все-таки, осталось.

— Нет, нет. Я мечтатель, я романтик. Но, если я скажу, что я хочу полететь за своей детской мечтой и увидеть, как изгибается космос, понятно, что никто меня не поддержит, и не будут финансировать строительство шара для моей мечты. Когда я говорю, что я полечу за рекордом и хочу подняться на 25 километров от Земли, а сейчас рекорд – 21 километров, тут, конечно, начинается поддержка и строительство. Кажется, что романтика - это красиво. Но ты должен морально быть подготовлен к созерцанию этой красоты. Как сказано в Святом Писании, если ты находишься с телом, а не находишься с духом, то все бесполезно, понимаете. Сначала ты должен духовно взойти на Эверест, а потом уже тело свое подтащить. Я помню, когда я подошел к Эвересту, с крючьями, с молотком и стал забивать крюк, то подумал: «а созрел ли я, имею ли я право забить крюк в Эверест, понимаете?» Нужно быть готовым духовно, морально и физически. Недавно я облетел вокруг света на воздушном шаре, и побил рекорд Стива Фоссетта. Когда в 1993-м году Стив Фоссет и Ричард Бренсон начали подготовку к полету, я уже следил за ними. И в 2016-ом году я облетел. Почему? Побить рекорд Стива Фоссета сразу было невозможно, нужно было выждать время, технологии должны были улучшиться. Сейчас построить шар точно с таким же материалом и побить рекорд Федора Конюхова (Стив Фоссетт облетел за 13 дней, а я за 11) практически невозможно.

— Когда остаетесь один на один с самим собой, и с Богом, какие мысли, какие чувства к Вам приходят? Вообще, посещает когда-нибудь чувство страха?

— Чувство страха всегда присутствует. Если человек живет, и у него нет страха, нет любви, нет боли, это не человек. Человек должен испытывать страх, любовь, боль. Я не боюсь смерти, но я боюсь стоять перед Господом Богом и отчитываться за свои грехи. А чем больше ты живешь, чем больше ты путешествуешь, чем больше ты находишься с людьми, тем больше, конечно, ты и набираешься грехов.

— Федор Филиппович, я, вот, на Вас смотрю, Вы такой, с одной стороны, очень мягкий, очень добрый и нежный человек, открытый, а с другой стороны, я не могу понять, откуда силища у Вас такая?

— Повторюсь, я готовлю себя духовно, потом уже физически, затем морально и экономически. Если я нахожусь в Москве, то днем готовлюсь к экспедиции, вечером ко мне приезжают в храм молиться и за благословением альпинисты, яхтсмены, путешественники. Кто идет на Эверест, кто в Гималаи, вокруг Света, или через Тихий, Атлантический океан, или сплавляются на сложных маршрутах – они все ко мне приходят. И я обычно принимаю людей, и сегодня буду принимать. Так как у меня храм маленький, то церковь всегда полна людьми. Я всем рекомендую: придите в храм. Вы посидите в храме и подумайте, может даже заснете на стульчике, но от этого только благость к вам придет. Храм намоленный, в храме другая благодать, настрой другой. Конечно, Господь везде присутствует, Он – и в океане, и в космосе, и под землей – Он присутствует везде. Но храм – он настраивает, понимаете, он настраивает на веру, на близость к Господу Богу или к тем святым, которым ты молишься.

— Федор Филиппович, а как Вы воспитывали своих детей?

— Я воспитываю детей в любви своим примером, и они меня любят. Если мама или папа сама курит, а сыну или дочке говорит: «Ты не кури», это будет не убедительно. Я всегда говорю детям: «Ты должен любить всех». Если ты молишься, постишься, и любишь людей, то легче переносятся трудности. Поститься легче всего, молиться сложнее, а любить людей – это еще сложнее. Зашел ко мне в храм нищий, я его также обнимаю, благословляю и целую, как и обеспеченного бизнесмена или политика. В храме не должно быть различий. И на улице также я себя веду и детям говорю. Но я еще, оказывается, не научился любить. Хотя бы долю маленькую приблизиться к тому, как Господь Иисус Христос любит нас. Труд облагораживает человека и, в том числе, вас обеспечит. Надо трудиться. Господь любит, кто трудится.

— Вы пишете: «Я часто говорю сыновьям и внукам, что в жизни они должны взять на себя обязательства возведения храма или часовни, тогда в старости им будет куда приходить и отдыхать от трудов и молиться в тишине. Когда меня спрашивают, зачем я строю часовни, я отвечаю, чтобы в России было больше золотых куполов». Сколько Вы построили часовен?

13 часовен и 2 храма. Часовни построил за свои деньги, а храмы с Божьей помощью и людей. Все, что зарабатываем мы с матушкой (супругой – прим.ред.), тратим на строительство часовен. У меня сейчас матушка строит часовню. Недавно построили часовню великомученицы Ирины, её небесной покровительницы. Строительство часовен меня вдохновляет, так как они – для людей.

— Вы пишете: «Надо упрощать вещи и жить аскетичнее, выиграть время, чтобы вместо этого его терять. Стремитесь накопить и совершенствуйте жизнь духовную, дни и ночи посвящайте усовершенствованию своей души». Все-таки как же познать Господа?

— Когда мне говорят: «В 21-ом веке все уже на земном шаре исследовано, изведано, зачем путешествовать?» Я всегда отвечаю, что мы только океан на 3% исследовали. Сколько человек будет жить, столько и будет путешествовать и исследовать, делать открытия и рекорды. Сколько человек будет жить, столько он будет познавать Господа и не познает, а приблизится только через святых.

Федор Филиппович, что для Вас самое главное в жизни?

— Самое главное в жизни – это не обидеть человека. Знаете, построить храм, взойти на Эверест тяжело, но это возможно, а вот не обидеть человека – это самое сложное. Когда я буду лежать на смертном одре, а моя душа встретится с Богом, не зачтется мне, что я купола ставил, стоял на вершинах. Я не принимаю награды для себя, потому что когда апостол Петр откроет двери, а я стою весь в наградах, он их тут же захлопнет, так как за спиной – одна пустота и те люди, которые обижены.

25 июня во всем мире отмечают День моряка или, по-другому, День мореплавателя.
Сегодня мы вспомним уникального представителя этой профессии - Федора Филипповича Конюхова.
Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о нем – известном на весь мир путешественнике и мореплавателе, действительном члене Российского географического общества, заслуженном мастере спорта (яхтинг, альпинизм). Его яркая и насыщенная жизнь является примером того, как человек, рожденный в обычной семье, своими силами добился признания во всем мире.

Биография

Фёдор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в украинском селе Чкалово, находящемся на берегу Азовского моря, в многодетной семье. Его отец-рыбак часто брал сына с собой в море, и тот с удовольствием помогал отцу вытаскивать сети из воды и брал на себя вахту рулевого. Вообще отец, прошедший Великую отечественную войну, так же как и дед, подполковник царской армии, оказали большое влияние на маленького Фёдора Конюхова, своими рассказами о войне и путешествиях, связанных с нею.
После окончания школы Фёдор Конюхов ни капли не сомневался в том, с чем будет связана его дальнейшая жизнь и поступил в Одесское мореходное училище по специальности судовой механик. После его окончания он поступил в Ленинградское полярное училище, его второй специальностью стала профессия штурман-навигатор. Во время срочной службы в армии его сначала отправляют на Балтийский флот, но после конфликта с сослуживцами отсылают в спецотряд во Вьетнаме служить матросом на катере, поставляющем боеприпасы вьетконговцам. После службы в армии он получает ещё одно образование в ПТУ города Бобруйск – резчик-инкрустатор.

Экспедиции Фёдора Конюхова

Началом исследовательской деятельности Фёдора Конюхова стал 1977 год. Именно тогда он организовал путешествие на парусной яхте по маршруту Беринга в Тихом океане. Сделано это было с целью повторить путешествие великого исследователя и первооткрывателя в тех же условиях, в каких был он – на небольшом судне, преодолевая невзгоды и тяготы. С такой же целью были подготовлены и осуществлены и другие экспедиции – на Камчатку, остров Сахалин, Командоры.
После этого Фёдор Конюхов поставил себе кажущуюся невыполнимой цель – в одиночку добраться до Северного полюса. Для этого он долгое время жил на Чукотке, изучая науку езды на собачьих упряжках, строительство домов изо льда и вообще учился выживать в экстремальных условиях полярного холода. Также он участвовал в нескольких экспедициях, в том числе в двух путешествиях к Северному полюсу – в составе советско-канадской группы и группы под руководством В. Чукова. Но своя собственная экспедиция, задуманная им, манила его, и в 1990 году он всё-таки отправился к Северному полюсу в одиночку. Устраиваясь на ночёвку прямо на льду, испытывая множество лишений, преодолев огромное количество трудностей, и даже едва не погибнув во время торошения льда, на 72 день путешествия он всё-таки добрался до Северного полюса и стал первым человеком, сумевшим дойти до него в одиночку.
После этой удачной экспедиции целью Фёдора Конюхова стал другой полюс – Южный, и в 1995 году он смог достичь и его, потратив на это путешествие 59 дней. Попутно, за эти почти два месяца он провёл ряд научных исследований, по итогам которых написал несколько научных работ и был принят в члены Русского Географического общества.

Фёдор Конюхов совершил не только путешествия в полярных краях. Он известен и своими восхождениями на горы, морскими и кругосветными путешествиями. Он известен как первый россиянин, совершивший «Большой шлем» - посещения Северного и Южного полюсов и восхождение на гору Эверест.
В честь 850-летия столицы нашей Родины – Москвы он решил совершить восхождения на «7 вершин мира». Заняло это у него почти 5 лет, но он стал первым человеком в СНГ, сделавшим это и побывавшим на Эльбрусе, Эвересте, массиве Вильсона, горе Аконкагуа, вулкане Килиманджаро, пике Косцюшко и вершине Мак-Кинли.
В 1981 году Фёдор Конюхов совершил своё первое сухопутное путешествие – пересёк Чукотку на собачьей упряжке, а в 1985 году организовал и осуществил пешеходную экспедицию по маршруту известнейших исследователей тайги Дерсу Узала и В. Арсеньева. В 1989 году он участвовал в советско-американском велопробеге по маршруту Находка-Ленинград, а в 199 году в пробеге на внедорожниках по маршруту Находка-Москва. Но самая интересная из его сухопутных экспедиций была организована в 2002 году – караванная экспедиция на верблюдах по маршруту Великого Шёлкового пути. В 2009 году эта экспедиция была продолжена по второму этапу.

Но самую большую известность Фёдору Конюхову принесли его морские путешествия. Он 17 раз пересекал Атлантический океан в одиночку, причём один раз на весельной лодке и совершил это путешествие всего за 46 дней, установив тем самым мировой рекорд. Также он совершил 6 кругосветных путешествий, из них одно вообще без остановок. В общей сложности он совершил более сорока морских экспедиций. Также он является постоянным участником и призёром многих гонок на парусных и весельных судах.


Интересные факты из жизни Фёдора Конюхова

Своё первое путешествие он совершил всего в 15 лет, переплыв Азовское море на весельной лодке.
Во время службы в армии он попал на гауптвахту из-за того, что опрокинул бачок с горячим супом на голову одного из старослужащих, издевавшихся над новобранцами. Именно тогда его отправили служить во Вьетнам.
Дед Фёдора Конюхова Михаил служил в одном гарнизоне с Георгием Седовым, знаменитым полярным исследователем. Накануне экспедиции, окончившейся трагически, Седов оставил деду Фёдора нательный крест с наказом передать его самому крепкому из своих детей, который сможет осуществить мечту исследователя – отнести его на Северный полюс. И это смог осуществить именно Фёдор Конюхов.
Он является лауреатом и почётным членом нескольких научных сообществ, почётным жителем городов Находка, Терни (Италия) и Бергин (Калмыкия), а также занесён в энциклопедию «Хроника человечества» как выдающийся деятель науки.
Фёдор Конюхов снялся в нескольких рекламных роликах компании «Роллтон»
Фёдор Конюхов – очень разносторонний человек. Помимо путешествий и написания научных работ, он также пишет книги, рисует картины, сочиняет музыку. А в 2010 году он принял сначала сан иподиакона Русской Православной церкви, а затем был рукоположен в священники.