Единый портал аграрных вузов россии. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (чгсха)

Один из старейших вузов Чувашии активно сотрудничает с Республикой: здесь открыты учебные классы МТЗ и «Гомсельмаша», идет обмен опыта с хмелеводами из Бреста и Гродненским аграрным университетом.

Реализация данного проекта впервые была опробована в нашем вузе. Два класса от белорусских производителей в одном учебном заведении - до нас такого ещё нигде не было. Их появление - результат двухстороннего соглашения между правительствами Чувашской Республики и Республики Беларусь, в котором был отдельный пункт про создание классов и повышение материально-технической базы вузов. Большую помощь нам оказали Глава республики Михаил Игнатьев и Министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов. Важно отметить наших белорусских коллег - очень деятельные и энергичные люди. Советник Посольства Беларуси в РФ в Казани Олег Исаев воспринимал этот проект, как свой личный. Он вселял уверенность уже разговором.

Представители заводов контролировали создание классов с самого начала: от идеи до реализации, которая заняла месяц. Ударная получилась работа. Надо было в стилистике аудиторий отразить и корпоративный дух, и максимально наполнить их с точки зрения информативности. Академии это не стоило ни рубля. И когда к нам на открытие классов приехал первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь и дал положительную оценку совместного, братского труда, было очень приятно.

Есть определенный синергетический эффект от открытия этих двух аудиторий. Мы сейчас ведем переговоры об организации специализированного класса для подготовки инженеров «Амкодора», есть предварительное соглашение с дилерами белорусских кормораздатчиков «Хозяин» и Бобруйского завода сельскохозяйственных машин. Рассчитываем открыть их в этом году. Стольких классов нет ни в одном аграрном вузе страны.

Но мы не просто открыли классы. Ведь техника, которую выпускают МТЗ и «Гомсельмаш», востребована у нас в Республике, и раз мы готовим кадры для агропромышленного комплекса, то все современные технологии должны быть доступны и эффективно использоваться в подготовке будущих инженеров.

Уже сейчас есть намерение представителей дилерской сети не просто принимать участие в мероприятиях, но и проводить на нашей базе межрегиональные конференции дилеров, чтобы транслировать опыт на другие регионы. Представители МТЗ и «Гомсельмаша» подтвердили заинтересованность в этом. Уже сейчас в академии идёт конкуренция за право заниматься в этих аудиториях. Потому, что это не просто брендированные стены, мебель, но и целый банк электронных презентаций и методических данных всей линейки техники, выпускаемой на этих заводах. Договорились мы и об обновлении всех материалов - заводы же не стоят на месте, - и о том, чтобы наши преподаватели прошли стажировку: не просто педагогическую, а практическую на этих заводах, чтобы лучше рассказывать о модельном ряде. В месяц через эти классы будет проходить до двухсот человек. Договорились, что будем чередовать там занятия. 5-6 дисциплин, связанных с машиностроением, будут преподавать в этих аудиториях.

На инженерном факультете мы готовим и инженеров транспорта. С коллегами из Беларуси предварительно эту тему обсудили - речь шла об учебном классе МАЗа, что завершило бы создание целого комплекса подготовки специалистов в рамках Чувашской сельхозакадемии.

Об интересе к технике у абитуриентов

Есть не только классы, но и учебно-демонстрационный зал - важнейший элемент профориентационной работы. Неподдельный восторг абитуриентов и студентов вызывают не просто габариты техники, но и возможность посидеть в кабине, что-то пощупать, просто сделать селфи. Через три дня после открытия классов, у нас был день открытых дверей на инженерном факультете, куда съехались ребята со всех районов республики. И мы попросили оставить эту площадку с белорусской техникой. В этот день, наверное, большинство постов про Чебоксары были про нашу академию. Очереди выстраивались к этой технике. Это хороший способ пробудить интерес к профессии.

На фоне техники можно же не только сфотографироваться, но и сопоставить: на каких машинах работали их деды и родители, а на какой будут они: энергоэффективной и энергонасыщенной. В комбайне - кондиционер, приборная панель - понятная и приятная. А то до сих пор многие имеют представление о сельском хозяйстве как о тяжелом, преимущественно ручном, монотонном труде. Представляют гусеничный трактор, который когда ремонтируют, то все - чумазые, в машинном масле и солидоле. А тут их мировоззрение меняется.

О хмелеводстве

Чувашская Республика в советское время была одним из главных хмелепроизводящих регионов в стране. На сегодняшний момент в Чувашии выращивается до 90% хмеля в стране. Но в то же время это менее 1% от потребностей пивоваров в сырье. При Министерстве сельского хозяйства Чувашии по поручению главы Республики сейчас реализуется программа по восстановлению былой славы нашего хмелеводства. В этой связи нам был очень интересен белорусский опыт. Группа наших сотрудников выезжала в хозяйство «Бизон» в Брестскую область. Они посмотрели технологию: сочетание советской и европейской традиции этого процесса. Это было очень полезно для наших ученых, специалистов, прежде всего, с инженерного факультета. Наша последняя встреча с белорусскими коллегами, в частности, с Генрихом Милостой - известным в Беларуси хмелеводом - предопределила некоторое направление в сотрудничестве, как в части совместных научных публикаций, так и в части совместных исследований. Тем более, что мы подписали договор с Гродненским государственным аграрным университетом, где как раз и работает профессор Милоста. Думаю, что в практическом приложении отдача будет ощутимой уже в этом году. Тем более, что нам интересно не просто научное сотрудничество, а в большой степени - гуманитарное.

О совместных образовательных программах

В этой связи нас пригласили на экскурсию по заводам МТЗ и «Гомсельмаш», и мы планируем уже в этом году собрать группу студентов и преподавателей и направить ее в Беларусь. Хотим это приурочить к памятным датам в нашей истории: реконструкции первых дней войны в Брестской крепости. Рассчитываем, что студенты не только посмотрят уровень производства, но и ощутят себя действительно представителями братского народа. Наши коллеги из Беларуси готовы организовать свои ознакомительные программы, плюс мы хотим, конечно, посетить Гродненский университет. У нас есть договоренность с вузом о своего рода «дорожной карте». Это совместные конференции, у нас уже есть такой опыт с Минским аграрным университетом, совместные публикации, как решение конкретной научной задачи - пока это хмелеводство, - программа академических обменов между вузами. Отдельное направление - стажировки преподавателей. Нам интересно посмотреть на те методические подходы к образованию, что реализуются в Беларуси, и попробовать соотнести их с нашей действительностью. Большую заинтересованность выражают студенты и в плане общения со сверстниками. Мы предварительно договорились, что по результатам нашего визита будет и ответный.

Об учебном центре и белорусских тракторах

У нас при академии действует учебный научно-производственный центр «Студенческий», который находится в 30 километрах от города Чебоксары: там общежитие, столовая, но, самое главное, есть учебная ферма, мастерские, порядка 300 гектаров пашни. Есть опытное поле, которое разделено на делянки, где аспиранты проводят эксперименты по различным культурам. В производственных целях выращиваем зерновые, бобовые, на ферме - небольшое поголовье крупнорогатого скота и свиней. У нас работают трактора МТЗ 10-21 и несколько модификаций МТЗ 82.1, белорусские культиваторы. Студенты не просто учатся управлять техникой, но и эксплуатировать.

Максим Чижиков
Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства
http://postkomsg.com/expert_opinion/220626/

Один из старейших вузов Чувашии активно сотрудничает с Республикой: здесь открыты учебные классы МТЗ и «Гомсельмаша», идет обмен опыта с хмелеводами из Бреста и Гродненским аграрным университетом.

Реализация данного проекта впервые была опробована в нашем вузе. Два класса от белорусских производителей в одном учебном заведении - до нас такого ещё нигде не было. Их появление - результат двухстороннего соглашения между правительствами Чувашской Республики и Республики Беларусь, в котором был отдельный пункт про создание классов и повышение материально-технической базы вузов. Большую помощь нам оказали Глава республики Михаил Игнатьев и Министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов. Важно отметить наших белорусских коллег - очень деятельные и энергичные люди. Советник Посольства Беларуси в РФ в Казани Олег Исаев воспринимал этот проект, как свой личный. Он вселял уверенность уже разговором.

Представители заводов контролировали создание классов с самого начала: от идеи до реализации, которая заняла месяц. Ударная получилась работа. Надо было в стилистике аудиторий отразить и корпоративный дух, и максимально наполнить их с точки зрения информативности. Академии это не стоило ни рубля. И когда к нам на открытие классов приехал первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь и дал положительную оценку совместного, братского труда, было очень приятно.

Есть определенный синергетический эффект от открытия этих двух аудиторий. Мы сейчас ведем переговоры об организации специализированного класса для подготовки инженеров «Амкодора», есть предварительное соглашение с дилерами белорусских кормораздатчиков «Хозяин» и Бобруйского завода сельскохозяйственных машин. Рассчитываем открыть их в этом году. Стольких классов нет ни в одном аграрном вузе страны.

Но мы не просто открыли классы. Ведь техника, которую выпускают МТЗ и «Гомсельмаш», востребована у нас в Республике, и раз мы готовим кадры для агропромышленного комплекса, то все современные технологии должны быть доступны и эффективно использоваться в подготовке будущих инженеров.

Уже сейчас есть намерение представителей дилерской сети не просто принимать участие в мероприятиях, но и проводить на нашей базе межрегиональные конференции дилеров, чтобы транслировать опыт на другие регионы. Представители МТЗ и «Гомсельмаша» подтвердили заинтересованность в этом. Уже сейчас в академии идёт конкуренция за право заниматься в этих аудиториях. Потому, что это не просто брендированные стены, мебель, но и целый банк электронных презентаций и методических данных всей линейки техники, выпускаемой на этих заводах. Договорились мы и об обновлении всех материалов - заводы же не стоят на месте, - и о том, чтобы наши преподаватели прошли стажировку: не просто педагогическую, а практическую на этих заводах, чтобы лучше рассказывать о модельном ряде. В месяц через эти классы будет проходить до двухсот человек. Договорились, что будем чередовать там занятия. 5-6 дисциплин, связанных с машиностроением, будут преподавать в этих аудиториях.

На инженерном факультете мы готовим и инженеров транспорта. С коллегами из Беларуси предварительно эту тему обсудили - речь шла об учебном классе МАЗа, что завершило бы создание целого комплекса подготовки специалистов в рамках Чувашской сельхозакадемии.

Об интересе к технике у абитуриентов

Есть не только классы, но и учебно-демонстрационный зал - важнейший элемент профориентационной работы. Неподдельный восторг абитуриентов и студентов вызывают не просто габариты техники, но и возможность посидеть в кабине, что-то пощупать, просто сделать селфи. Через три дня после открытия классов, у нас был день открытых дверей на инженерном факультете, куда съехались ребята со всех районов республики. И мы попросили оставить эту площадку с белорусской техникой. В этот день, наверное, большинство постов про Чебоксары были про нашу академию. Очереди выстраивались к этой технике. Это хороший способ пробудить интерес к профессии.

На фоне техники можно же не только сфотографироваться, но и сопоставить: на каких машинах работали их деды и родители, а на какой будут они: энергоэффективной и энергонасыщенной. В комбайне - кондиционер, приборная панель - понятная и приятная. А то до сих пор многие имеют представление о сельском хозяйстве как о тяжелом, преимущественно ручном, монотонном труде. Представляют гусеничный трактор, который когда ремонтируют, то все - чумазые, в машинном масле и солидоле. А тут их мировоззрение меняется.

О хмелеводстве

Чувашская Республика в советское время была одним из главных хмелепроизводящих регионов в стране. На сегодняшний момент в Чувашии выращивается до 90% хмеля в стране. Но в то же время это менее 1% от потребностей пивоваров в сырье. При Министерстве сельского хозяйства Чувашии по поручению главы Республики сейчас реализуется программа по восстановлению былой славы нашего хмелеводства. В этой связи нам был очень интересен белорусский опыт. Группа наших сотрудников выезжала в хозяйство «Бизон» в Брестскую область. Они посмотрели технологию: сочетание советской и европейской традиции этого процесса. Это было очень полезно для наших ученых, специалистов, прежде всего, с инженерного факультета. Наша последняя встреча с белорусскими коллегами, в частности, с Генрихом Милостой - известным в Беларуси хмелеводом - предопределила некоторое направление в сотрудничестве, как в части совместных научных публикаций, так и в части совместных исследований. Тем более, что мы подписали договор с Гродненским государственным аграрным университетом, где как раз и работает профессор Милоста. Думаю, что в практическом приложении отдача будет ощутимой уже в этом году. Тем более, что нам интересно не просто научное сотрудничество, а в большой степени - гуманитарное.

О совместных образовательных программах

В этой связи нас пригласили на экскурсию по заводам МТЗ и «Гомсельмаш», и мы планируем уже в этом году собрать группу студентов и преподавателей и направить ее в Беларусь. Хотим это приурочить к памятным датам в нашей истории: реконструкции первых дней войны в Брестской крепости. Рассчитываем, что студенты не только посмотрят уровень производства, но и ощутят себя действительно представителями братского народа. Наши коллеги из Беларуси готовы организовать свои ознакомительные программы, плюс мы хотим, конечно, посетить Гродненский университет. У нас есть договоренность с вузом о своего рода «дорожной карте». Это совместные конференции, у нас уже есть такой опыт с Минским аграрным университетом, совместные публикации, как решение конкретной научной задачи - пока это хмелеводство, - программа академических обменов между вузами. Отдельное направление - стажировки преподавателей. Нам интересно посмотреть на те методические подходы к образованию, что реализуются в Беларуси, и попробовать соотнести их с нашей действительностью. Большую заинтересованность выражают студенты и в плане общения со сверстниками. Мы предварительно договорились, что по результатам нашего визита будет и ответный.

Об учебном центре и белорусских тракторах

У нас при академии действует учебный научно-производственный центр «Студенческий», который находится в 30 километрах от города Чебоксары: там общежитие, столовая, но, самое главное, есть учебная ферма, мастерские, порядка 300 гектаров пашни. Есть опытное поле, которое разделено на делянки, где аспиранты проводят эксперименты по различным культурам. В производственных целях выращиваем зерновые, бобовые, на ферме - небольшое поголовье крупнорогатого скота и свиней. У нас работают трактора МТЗ 10-21 и несколько модификаций МТЗ 82.1, белорусские культиваторы. Студенты не просто учатся управлять техникой, но и эксплуатировать.

Максим Чижиков
Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства
http://postkomsg.com/expert_opinion/220626/

, Чувашская Республика , г. Чебоксары,
ул. Карла Маркса, д. 29.

Сайт К:Учебные заведения, основанные в 1931 году

Высшее учебное заведение, расположенное в центральной части г. Чебоксары (Чувашская Республика) . Полное наименование вуза - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» .

История

Сельскохозяйственная академия открылась 1 сентября 1931 года . Студенты обучались в трудных условиях. Не хватало учебных пособий, экспонатов, препаратов, аудиторий, квалифицированных преподавателей. В и 1940 годах коллектив института являлся участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1941 году назывался , являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес : город Чебоксары , Ленинградская улица , дом № 19. Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки всей работы института. Учебный корпус, общежития были переданы эвакуированной ткацкой фабрике. Занятия проводились в неприспособленных помещениях, в школах во вторую и третью смену. Многие преподаватели и сотрудники института ушли на фронт .

К услугам студентов и преподавателей академии - современное учебно-лабораторное оборудование, парк автотранспортных средств, компьютерные классы и другие технические средства обучения. Регулярно пополняется и обновляется фонд учебной и научной литературы. В настоящее время библиотечный фонд превышает 284 000 единиц хранения.

Перечень направлений подготовки, по которым ФГБОУ ВПО ЧГСХА ведет обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 06.00.00 Биологические науки 06.06.01 Биологические науки 1. 03.03.01 Физиология

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 35.06.01 Сельское хозяйство 2. 06.01.01 Общее земледелие, растениеводство 3. 06.01.04 Агрохимия 4. 06.01.06 Луговодство и лекарственные, эфирно-масличные культуры 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве 5. 05.20.01 Технологии и средства механизация сельского хозяйства 6. 05.20.02 Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве 36.00.00 Ветеринария и зоотехния 36.06.01 Ветеринария и зоотехния 7. 06.02.01 Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных 8. 06.02.03 Ветеринарная фармакология с токсикологией 9. 06.02.05 Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза 10. 06.02.06 Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных 11. 06.02.08 Кормопроизводство, кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов 12. 06.02.10 Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства

НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 38.00.00 Экономика и управление 38.06.01 Экономика 13. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством 14. 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит

Знаменитые выпускники

  • Игнатьев, Михаил Васильевич - Глава Чувашской Республики.
  • Николаева, Елена Николаевна - советская и российская спортсменка, легкоатлетка, специалист по спортивной ходьбе.
  • Лаптев, Валерий Янович - советский боксёр, чемпион Европы, заслуженный мастер спорта.

Местоположение в рейтинге российских вузов

В Рейтинге качества приёма в российские государственные вузы - г., подготовленном Высшей школой экономики и РИА Новости по заказу Общественной палаты России, академии отведено 355-е место среди 476 государственных вузов России. Средний балл ЕГЭ у 323 зачисленных по конкурсу на бюджетные места составил 55,8; минимальный балл ЕГЭ - 49,2. Ссылка: rian.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html

См. также

Напишите отзыв о статье "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чувашская государственная сельскохозяйственная академия

– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.

ЧУВАШСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ (ЧГСХА) организована как Чувашский сельскохозяйственный институт (ЧСХИ) в 1931. В составе института были 2 отделения (молоч. животноводства и кормодобывания) и 3 кафедры (социально-экономич. дисциплин, земледелия и механизации сел. хозяйства, химии). В 1934 отделения преобразованы в факультеты зоотехнич. и агрономический. Формирование и становление института в основном завершилось к 1940, когда функционировали 23 кафедры, полностью укомплектованные профессорско-преподавател. составом. Для обеспечения практич. обучения в 1933 создано учеб. хозяйство (ныне ) . В сентябре 1941 произошло объединение ЧСХИ с эвакуированным Смолен. сельскохозяйствен. инс-титутом. С 1995 современ. название.

В составе ЧГСХА 7 факультетов: агрономич., биотехнологич., инженер., экономич., ветеринар. медицины, заоч. обучения, повышения квалификации и переподготовки кад-ров; а также 27 кафедр, учеб. и научно-производствен. центр «Студгородок». Обучение студентов проводится по 7 направлениям подготовки бакалавров (экономика, менеджмент, агрономия, агроинженерия, зоотехния, землеустройство и кадастры, эксплуатация транспорт. средств) и по 10 специальностям (бухгалтер. учёт, анализ и ау-дит; экономика и управление на предприятии АПК; агрономия; механизация сел. хозяйства; механизация переработки сельскохозяйствен. продукции; технология обслуживания и ремонта машин АПК; технология производства и переработки сельскохозяйствен. продукции; зоотехния; ветеринария; автомобили и автомобил. хозяйство). В рамках каждой специальности имеются 2–3 специализации, предполагающие получение более углублённых профессионал. знаний, умений и навыков. Направления подготовки бакалавров и специальностей относятся к 4 группам: экономика и управление, сел. и рыб. хозяйство, геодезия и землеустройство, транспортные средства. Учеб. процесс осуществляют 294 преподавателя (на 1 января 2010), из к-рых ок. 70% имеют учёные степени и звания: докторов наук и профессоров – 44 чел., кандидатов наук и доцентов – 161 чел. В 1992 открыта аспирантура по 16 специальностям, функционируют 2 совета по защите доктор. и кандидат. диссертаций. В вузе сформировались 9 науч. школ. Исследования, проводимые коллективом ЧГСХА, направлены на разработку новых приёмов и технологий для повышения урожайности сельскохозяйствен. культур, продуктивности сельскохозяйствен. животных и птицы. Ведутся науч. работы по совершенствованию и созданию новых сельскохозяйствен. машин и орудий, обоснованию экономич. критериев ведения сельскохозяйствен. производства, сохранению и расширенному воспроизводству плодородия почвы.

Первый выпуск специалистов состоялся в 1935 и составил 34 чел.: 18 агрономов и 16 зоотехников. В нач. 21 в. ежегодный выпуск специалистов доведён до 800 (в среднем в 2004–09), в т.ч. по очной форме обучения 490 чел. В 1931–2009 в вузе прошли обучение более 23 тыс. чел. На 1 января 2010 в академии обучались 4590 студентов (в т.ч. по очной форме 2764), 93 аспиранта. В 2009 повысили квалификацию и прошли переподготовку 551 специалист АПК и др. отраслей экономики.

Существен. вклад в становление и развитие вуза внесли , А.А. Алексеев , , , , , , Н.И. Давыдов, , , , Е.М. Зер-ня-ев, , , , , , , , , , , , В.М. Петрухина, , , , , , , В.А. Соловьёв,