E. социальные факторы. Социально-педагогическая виктимология Корысть как фактор виктимизации личности

Виктимность нередко предлагают понимать как способность лица оказаться жертвой преступления в силу определенных, при­сущих индивиду субъективных качеств. При таком понимании у таких преступлений, как ведение агрессивной войны или терро­ризм, нет жертв. Какие субъективные качества граждан Ирака обусловили агрессию в отношении этой страны? В чем заключа­ются «виктимологические способности» людей, оказавшихся на спектакле «Норд-Ост» 23 октября 2002 г. или 1 сентября 2004 г. в школе № 1 г. Беслана? Виктимность - это именно вероятность (лица, группы лиц, сборища людей, жителей региона, страны и т. п.) оказаться жертвами преступных деяний. При таком под­ходе внимание сосредоточивается не на поиске присущих инди­виду субъективных качеств («вине» потерпевшего), а на взаимо­действии объективных обстоятельств и субъективных признаков, повышающих вероятность оказаться жертвой преступления.

Виктимность - это качество социальной среды, свойство в значительной мере объективное. Теоретически она существует всегда, по отношению ко всем людям и может только отличаться малыми значениями. Ясно, что эти значения минимальны в «мо­нашеской республике» (особой единице Греческой Республики, самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата) на греческом полуострове Афон, где никто, кроме монахов и по­слушников, не проживает. Тем не менее и здесь виктимность су­ществует, не случайно на Афоне имеется собственная полиция.

Характер и величина виктимности зависят от многих факто­ров:

От вида преступления. Некоторым пре­ступлениям (геноцид, террористический акт, ведение агрессив­ной войны, разработка, производство, накопление, приобрете­ние или сбыт оружия массового поражения) свойственна массовая виктимность.

Обстоятельствами, определяющими ве­личину ее значений, выступают факторы глобальной политики (американский гегемонизм, появление одиозных политических режимов, региональные войны и конфликты, религиозный и эт­нический экстремизм, финансовые спекуляции, антропофагские (человеконенавистнические) теории типа «золотого миллиарда» и др.).

Повышают значение массовой виктимности слабый меж­дународный и внутригосударственный контроль над использова­нием результатов научно-технического прогресса (например, технологиями клонирования, получения новых штаммов виру­сов и выведения химер - существ с полярными генетическими свойствами).



Резко увеличивает значение массовой виктимности прорыв в политику авантюристов и преступников.

Массовая виктимность зависит от исторических (памяти по­колений, которая хранит не только положительные, но и отри­цательные факты истории, «перенося» их на современников), политических (идеологической нетерпимости и деспотизма) и географических факторов (места проживания людей, в част­ности близ наркотрафика и в приграничных областях). Большой вклад в увеличение значений массовой виктимности вно­сит слабая социальная политика, в результате которой в госу­дарстве появляются огромные отряды ущемленных, бесправных людей.

Групповая виктимность - это вероятность стать жертвами преступлений для лиц, объединенных по определенным соци­альным признакам. Так, групповая виктимность свойственна во­дителям транспортных средств и пешеходам, работникам право­охранительных органов, женщинам, детям, богатым людям. Здесь наблюдается зависимость между величиной виктимности и такими факторами, как профессия, уровень защищенности, место жительства, интенсивность транспортных потоков и проч. Так, высокие значения групповой виктимности свойственны со­трудникам уголовного розыска, работникам частных охранных предприятий, бездомным детям, таксистам, проституткам и т. д.



Индивидуальная виктимность повышается при неосмотри­тельности лица в выборе места и времени проведения досуга, неразборчивости в знакомствах, броской и вызывающей одежде, развязном поведении, грубости, оскорбительных высказываниях, излишней доверчивости, невнимательности, плохих взаимоотно­шениях с преступником и проч. В значительной степени она за­висит от психологического состояния жертвы, умения предви­деть опасность и противостоять возможным угрозам.

На определении значений и установлении сочетаний факто­ров виктимности строится техника виктимологического про­гнозирования. Его логика проста: чем больше число виктимо-генных факторов и чем более велико их значение, тем значи­тельнее вероятность оказаться жертвой преступления.

Данное прогнозирование учитывает величину таких факто­ров, как распространенность преступности в данном регионе и месте, эффективность деятельности правоохранительных ор­ганов, оценка собственной защищенности (в том числе с точки зрения принятия определенных мер), готовность к поведению в криминальной ситуации.

Виктимологическое прогнозирование чрезвычайно актуально в предпринимательской деятельности. Современная российская деловая жизнь во многом сходна с выживанием в экстремальной обстановке, однако с тем уточнением, что социальная среда ак­тивна и нередко криминальна. В процессе виктимологического прогнозирования учитываются такие риск-факторы, как правовые (имеющие отношение к злоумышленному использованию правовых пробелов и юридической некомпетентности партнера); правоприменительные (оценивающие вероятность и последствия реагирования правоохранительных и судебных органов на крими­нальную ситуацию); банковские (учитывающие возможность зло­употреблений со стороны банковских учреждений); финансовые (связанные с вероятностью материальных потерь из-за сущест­вующей модели расчетов, в том числе предусматривающей вы­платы криминальным посредникам или «кураторам»); транспорт­ные (указывающие на возможность потерпеть ущерб вследствие посягательств на транспортные средства, включая трубопровод­ный транспорт); обязательственные (возникающие при угрозах невыполнения обязательств должником); конкурентные (прини­мающие во внимание проявления недобросовестной конкурен­ции: спровоцированные банкротства и санкции государственных и судебных органов для экономического подавления конкурен­тов); кадровые (имеющие отношение к ошибкам в подборе пер­сонала и управлению им) и др. Эти риски конкретизируются применительно к типовым задачам, решаемым в процессе пред­принимательской деятельности определенного вида.

Так, при заключении сделок рекомендуется обращать внима­ние на следующие обстоятельства: сомнительный источник пер­воначального капитала на момент начала предпринимательской деятельности; участие в теневом и криминальном бизнесе; заня­тие криминализованными видами предпринимательской дея­тельности (игорный бизнес и проч.); наличие покровителей, взаимоотношения с администрацией, правоохранительными, судебными органами; связи в криминальной среде, частота и характер контактов с криминалитетом, включая участие в со­вместных «темах» (деловых проектах); наличие вкладов, недви­жимости, иной собственности за рубежом, второго гражданства; нравственные деформации и патологии (алкоголизм, наркома­ния, гомосексуализм и иные сексуальные девиации); наличие невыполненных долговых обязательств за весь период предпри­нимательской деятельности; задержки в расчетах с кредиторами по собственной вине (включая имитацию возникновения форс-мажорных обстоятельств); недобросовестная конкуренция, дву­личие, лживость, необязательность в отношениях с партнерами; негативный имидж в правоохранительных органах, применение с их стороны санкций, возбуждение уголовного преследования; «уголовная регистрация; стремление заинтересовать влиятельны­ми связями, преувеличение своих возможностей в деловом ми­ре; несоответствие прибылей предприятия затратам на удовле­творение своих потребностей и запросов; уклонение от предо­ставления залога или иных гарантий выполнения обязательства. Указанные признаки свидетельствуют о том, что их обладатель является ненадежным участником предполагаемой сделки и здесь высока вероятность оказаться жертвой мошенничества или иного преступления.

Виктимологическое прогнозирование - это область интересов любого человека, который решает прибрести или продать недви­жимость, поехать на отдых в зарубежную страну, провести досуг в ночном клубе и т. д."

Криминологические знания позволяют систематизировать и уточнить соответствующую информацию.

Криминологическая виктимология — это учение о закономерностях возникновения, существования и развития виктимности — вероятности определенных лиц и групп пострадать от общественно опасных посягательств; поведении жертв преступлений , их личностных особенностях; методах защиты граждан от криминальных угроз.

В ряду учений о жертве — виктимологии (от лат. «viktima» — жертва) — социальной (изучающей жертв неблагоприятных условий социализации), процессуальной (устанавливающей правовой статус потерпевшего в гражданском и уголовном процессе), криминалистической (рассматривающей потерпевшего в аспекте совершенствования тактики и методики расследования преступлений) — выделяется криминологическая виктимология.

Центральное понятие виктимологии — жертва, фигура которой вырастает из ритуальной практики, означающей дароприношение потусторонним силам. С появлением государства и права жертва — это человек (семья или род), которому причинялся физический, материальный, моральный вред , в связи с чем он получал право на его возмещение (в том числе в виде кровной мести). В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств , подписавших Декларацию, включая законы , запрещающие преступное злоупотребление властью. В соответствии с указанной Декларацией то или иное лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой.

Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.

В отечественной криминологии жертва — это лицо или группа лиц, которые могут пострадать (потенциальные жертвы) или пострадали (реальные жертвы) от преступлений. Жертвами преступления могут быть не только физические, но и юридические лица , а также группы лиц, которым непосредственно был причинен ущерб преступлением, члены их семей, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв. Потерпевший от преступления — процессуальное понятие. В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо , которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Предмет криминологической виктимологии охватывает виктимность как социально-правовое явление; факторы, ее обусловливающие; личность и поведение потерпевшего до, в момент и после совершения преступления; виктимизацию; меры, направленные на обеспечение безопасности граждан в криминогенной ситуации.

Изучение виктимности предполагает установление объективных и субъективных факторов, определяющих вероятность оказаться жертвой преступлений, обстоятельств, влияющих на ее повышение и понижение. В этом плане представляет интерес виктимность индивидуальная (отдельного лица), групповая (группы лиц, выделенных по определенному признаку) и массовая (толпы, участников зрелищного шоу, населения района и т. п.).

Криминологический аспект исследования личности потерпевших от преступлений заключается в том, чтобы выявить совокупность признаков, воздействующих на вероятность попасть в число жертв преступных посягательств. Описание биологических и социально-демографических признаков (пол, возраст, образование, род занятий, национальность, состояние здоровья, наличие врожденных дефектов и др.) указывает на те условные социальные группы, представители которых в более высокой степени вероятности могут оказаться жертвами преступлений. Характеристика социально-психологических признаков (отношение к преступнику, выполняемые социальные роли, социальный статус) позволяет уяснить мотивацию поведения потерпевших. Анализ нравственно-психологических свойств (ценностные ориентации, привычки, психологическое состояние и проч.) дает возможность ответить на вопрос, почему то или иное лицо (группа лиц) стало жертвой преступления.

Изучение поступков потерпевшего до события преступления позволяет глубже познать причины совершенного преступления, установить случайные и закономерные связи поведенческих характеристик с преступным деянием.

Исследование поведения жертвы в момент совершения преступления дает возможность проследить типичные реакции потерпевшего на криминальную ситуацию, оценить его «вклад» в совершенное деяние, в том числе с правовой точки зрения.

Анализ поведения пострадавшего после совершения преступления представляет интерес потому, что позиция, которую занимает потерпевший по отношению к правовым и моральным обязанностям, может оказать определенное воздействие на эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступных посягательств.

Криминологическая виктимология изучает виктимизацию — процесс превращения жертвы из потенциальной в реальную, который имеет свои закономерности, обусловленные как субъективными, личностными свойствами, так и объективными обстоятельствами. В этом плане особый интерес представляют особенности виктимного поведения, при котором жертва закономерно становится жертвой преступления, взаимоотношения преступника и потерпевшего, а также виктимогенные ситуации. Криминологическая виктимология разрабатывает методы и процедуры диагностики виктимности личности и прогнозирования вероятности оказаться жертвой криминального события в данное время и в определенном месте.

В предмет криминологической виктимологии входит разработка мер (различных по характеру и уровню), направленных на защиту потенциальных жертв от общественно опасных посягательств, снижение уровня виктимности в государстве и обществе , профилактику виктимного поведения, обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз, реабилитацию жертв преступлений.

Идеи виктимологии восходят к глубокой древности и находят воплощение в древнегреческой мифологии (миф о царе Эдипе, который являет собой «фатальную жертву»), библейских сказаниях (судья Израиля Самсон представляет тип «самонадеянной жертвы»), художественной литературе (развратный старик и отвратительный комедиант Федор Павлович Карамазов олицетворяет «закономерную жертву»). Человек всегда оценивал угрозы, исходящие от опасных действий других людей, и учитывал их в своей жизнедеятельности, возводя крепостные стены, вооружаясь, выбирая маршрут путешествия, нанимая личную охрану и т. п. В этом смысле виктимология представляет собой древнейшую практику выживания человеческого рода.

Научный характер идеям криминологии впервые придал Ганс фон Гентинг, который в 1948 г. публикует книгу с красноречивым названием «Преступник и его жертва: Исследования по социобиологии преступности . Вклад жертвы в генезис преступления». Эти идеи впоследствии были развиты Бенджамином Мендельсоном в статье «Виктимология», опубликованной в журнале «Международное обозрение криминологии и полицейской техники» (1956), и Мэрвином Вольфгангом в монографии «Типы убийств » (1959). Пионером отечественной криминологической виктимологии явился Л. В. Франк, опубликовавший в 1977 г. монографию «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии».

Факторы виктимности

Виктимность нередко предлагают понимать как способность лица оказаться жертвой преступления в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. При таком понимании у таких преступлений, как ведение агрессивной войны или терроризм, нет жертв. Какие субъективные качества граждан Ирака обусловили агрессию в отношении этой страны? В чем заключаются «виктимологические способности» людей, оказавшихся на спектакле «Норд-Ост» 23 октября 2002 г. или 1 сентября 2004 г. в школе № 1 г. Беслана? Виктимность — это именно вероятность (лица, группы лиц, сборища людей, жителей региона, страны и т. п.) оказаться жертвами преступных деяний. При таком подходе внимание сосредоточивается не на поиске присущих индивиду субъективных качеств («вине» потерпевшего), а на взаимодействии объективных обстоятельств и субъективных признаков, повышающих вероятность оказаться жертвой преступления.

Виктимность — это качество социальной среды, свойство в значительной мере объективное. Теоретически она существует всегда, по отношению ко всем людям и может только отличаться малыми значениями. Ясно, что эти значения минимальны в «монашеской республике » (особой единице Греческой Республики, самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата) на греческом полуострове Афон, где никто, кроме монахов и послушников, не проживает. Тем не менее и здесь виктимность существует, не случайно на Афоне имеется собственная полиция.

Характер и величина виктимности зависят от многих факторов, и в первую очередь от вида преступления. Некоторым преступлениям (геноцид, террористический акт, ведение агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения) свойственна массовая виктимность. Обстоятельствами, определяющими величину ее значений, выступают факторы глобальной политики (американский гегемонизм, появление одиозных политических режимов , региональные войны и конфликты, религиозный и этнический экстремизм, финансовые спекуляции, антропофобские (человеконенавистнические) теории типа «золотого миллиарда» и др.). Повышают значение массовой виктимности слабый международный и внутригосударственный контроль над использованием результатов научно-технического прогресса (например, технологиями клонирования, получения новых штаммов вирусов и выведения химер — существ с полярными генетическими свойствами). Резко увеличивает значение массовой виктимности прорыв в политику авантюристов и преступников.

Массовая виктимность зависит от исторических (памяти поколений, которая хранит не только положительные, но и отрицательные факты истории , перенося их на современников), политических (идеологической нетерпимости и деспотизма) и географических (места проживания людей, в частности близ наркотрафика и в приграничных областях) факторов. Большой вклад в увеличение значений массовой виктимности вносит слабая социальная политика, в результате которой в государстве появляются огромные отряды ущемленных, бесправных людей.

Групповая виктимность — это вероятность стать жертвами преступлений для лиц, объединенных по определенным социальным признакам. Так, групповая виктимность свойственна водителям транспортных средств и пешеходам, работникам правоохранительных органов , женщинам, детям , богатым людям. Здесь наблюдается зависимость между величиной виктимности и такими факторами, как профессия, уровень защищенности, место жительства , интенсивность транспортных потоков и проч. Так, высокие значения групповой виктимности свойственны сотрудникам уголовного розыска, работникам частных охранных предприятий , бездомным детям, таксистам, проституткам и т. д.

Индивидуальная виктимность повышается при неосмотрительности лица в выборе места и времени проведения досуга, неразборчивости в знакомствах, броской и вызывающей одежде, развязном поведении, грубости, оскорбительных высказываниях, излишней доверчивости, невнимательности, плохих взаимоотношениях с преступником и проч. В значительной степени она зависит от психологического состояния жертвы, умения предвидеть опасность и противостоять возможным угрозам.

На определении значений и установлении сочетаний факторов виктимности строится техника виктимологического прогнозирования. Его логика проста: чем больше число виктимогенных факторов и чем более велико их значение, тем значительнее вероятность оказаться жертвой преступления.

Данное прогнозирование учитывает величину таких факторов, как распространенность преступности в данном регионе и месте, эффективность деятельности правоохранительных органов, оценка собственной защищенности (в том числе с точки зрения принятия определенных мер), готовность к поведению в криминальной ситуации.

Виктимологическое прогнозирование чрезвычайно актуально в предпринимательской деятельности . Современная российская деловая жизнь во многом сходна с выживанием в экстремальной обстановке, однако с тем уточнением, что социальная среда активна и нередко криминальна. В процессе виктимологического прогнозирования учитываются такие риск-факторы, как правовые (имеющие отношение к злоумышленному использованию правовых пробелов и юридической некомпетентности партнера); правоприменительные (оценивающие вероятность и последствия реагирования правоохранительных и судебных органов на криминальную ситуацию); банковские (учитывающие возможность злоупотреблений со стороны банковских учреждений); финансовые (связанные с вероятностью материальных потерь из-за существующей модели расчетов, в том числе предусматривающей выплаты криминальным посредникам или «кураторам»); транспортные (указывающие на возможность потерпеть ущерб вследствие посягательств на транспортные средства, включая трубопроводный транспорт); обязательственные (возникающие при угрозах невыполнения обязательств должником); конкурентные (принимающие во внимание проявления недобросовестной конкуренции : спровоцированные банкротства и санкции государственных и судебных органов для экономического подавления конкурентов); кадровые (имеющие отношение к ошибкам в подборе персонала и управлению им) и др. Эти риски конкретизируются применительно к типовым задачам, решаемым в процессе предпринимательской деятельности определенного вида.

Учитывая роль жертвы в генезисе преступления, можно выделить жертву виновную и невиновную. В свою очередь, вина жертвы может быть умышленной и неосторожной. Умышленная вина жертвы различается по характеру намерений и поведения. В связи с этим следует назвать жертвупровокатора и преступника-жертву.

Провокация — это действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию. Человек , совершающий провокации, называется провокатором. Типичная жертва-провокатор встречается в бытовых конфликтах, сопровождающихся оскорблениями, необоснованными обвинениями, выдвижением нелепых требований и т. п. Обычно жертва-провокатор инициирует конфликт по любому поводу (или вовсе без повода).

В последнее время определенное распространение получили профессиональные провокации. Они используются для подбора и проверки персонала в частных компаниях; имеется обширный опыт их применения в целях борьбы с преступностью, в том числе опыт негативный (склонение к совершению преступления, а затем «задержание с поличным»), В свете такого опыта «оборотни в погонах» — это не кто иной, как жертвы-провокаторы. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности». В соответствии с внесенными изменениями органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность , запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провоцировать).

Преступник-жертва (так называемая реверсивная жертва) — это преступник, который при совершении преступления сам становится жертвой (например, при превышении пределов необходимой обороны). Вероятность стать жертвой собственного преступления, которое вызывает виктимологические последствия для самого преступника, особенно высока при терроризме, а также совершении преступлений в сфере экономической деятельности, когда причиняется вред интересам лиц, склонных к решению конфликтов с помощью теневой юстиции. Такая вероятность в настоящее время объективно высока вследствие наличия служб безопасности, профессионально защищающих корпоративные интересы.

Неосторожная жертва может быть легкомысленной (не принимающей во внимание многочисленные, иногда очевидные факторы виктимности) и самонадеянной (оценивающей факторы, повышающие вероятность оказаться жертвой преступления, тем не менее идущей на риск). Преступники нередко создают рисковую ситуацию, предлагая потенциальной жертве определенный выигрыш, хотя элементарный анализ этой ситуации, как правило, покажет, что вероятность такого выигрыша ничтожно мала или полностью отсутствует.

Термин «виктимность» введен в научный оборот Л.В. Франком, однако в литературе понятие виктимность трактуется различно. В основном, расхождения касаются:

а) структурных элементов виктимности;

б) ее оценки как состояния и объективного свойства лица;

в) момента возникновения потенциальной виктимности;

г) соотношения и зависимости потенциальной и реальной виктимности.

Первоначально Л.В. Франк определил индивидуальную виктимность «как реализованную преступным актом «предрасположенность», вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность опасности там, где она объективно была предотвратима. В дальнейшем, с учетом критических замечаний он признал, что индивидуальная виктимность – это не только реализованная, но и потенциальная способность тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно. При этом имеется в виду не усредненная, а повышенная способность стать жертвой в силу ряда субъективных обстоятельств.

Таким образом, с позиции Л.В. Франка, индивидуальная виктимность – это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при условии, объективно это можно было избежать.

Критикуя определение Л.В. Франка, В.И. Полубинский приходит к выводу, что при определении виктимности конкретного человека речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непосредственно связана с какими-либо особенностями личности и поведения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда, и в свою очередь определяет индивидуальную виктимность как свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями.

Другими словами, виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами.

Таким образом, индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человечеству (но не фатальной) способности стать жертвой преступления.

Помимо виктимности отдельного лица, существует виктимность массовая, т.е. виктимность как социальное явление. Это сложное явление, которое в зависимости от реализации определенных личностных и ситуативных факторов, сложившихся в определенное множество, выражается в различных видах. К ним относятся групповая виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности); объектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений); субъектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя три компонента:

а) совокупность потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельный, поведенческий компонент, который выражен в совокупности актов опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия);

в) совокупность актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. реализации виктимности, виктимизации (виктимность – результат).

Массовая виктимность характеризуется состоянием, уровнем, структурой и динамикой.

Состояние виктимности это выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физическим лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также случаев причинения вреда преступлениями, т. к. их может быть больше, чем преступлений и потерпевших (жертв).

Уровень виктимности (или коэффициент) по лицам, исчисляемый из количества потерпевших от преступлений (жертв) за определенный период времени на той или иной территории и общего количества населения на тысячу, десять тысяч, сто тысяч человек. Этот показатель выражается только в относительных цифрах и рассчитывается по формуле:

Квл = - х 1000

где Квл – коэффициент виктимности по лицам, П – количество потерпевших, Н – все население региона, независимо от возраста.

Расчет специальной (избирательной) виктимности производится по формуле:

Ксвл = - х 1000

где Ксвл – коэффициент специальной виктимности по лицам, т.е. виктимности – следствия определенных видов преступлений, П – количество потерпевших от определенных видов преступлений, Н – все население региона, независимо от возраста. Уровень виктимности может быть рассчитан не только по лицам, но и по преступлениям.

Структурная виктимность может быть построена по самым различным признакам: полу, возрасту, образованию и другим параметрам, относящимся к потерпевшим; признакам, относящимся к преступникам, причинившим вред, а также к преступлениям. Она должна отражать удельный вес отдельных видов преступлений, которыми причинен вред, в общем количестве преступлений, совершенных за определенный период времени на той или иной территории; удельный вес различных групп потерпевших в отдельных видах преступлений, удельный вес потерпевших от отдельных видов преступлений в различных группах и в общем числе потерпевших и др.

Динамика виктимности отражает изменения в пределах конкретного временного периода состояния виктимности, ее уровня и структуры в отдельности, в сочетаниях и в полной совокупности.

Виктимность – лишь относительно «внутреннее дело преступности». В определенном смысле она, наряду с другими причинами и условиями, обеспечивает существование преступности, определяет возможность совершения преступлений, влекущих причинение ущерба физическим лицам.

Социальная сущность явления виктимности вытекает из того, что:

Реализованная виктимность есть следствие социального явления – преступности;

Виктимность в потенции есть результат действия совокупности социальных условий на уровне макросреды и социальной сферы отдельных личностей.

Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений, то виктимность массовая – всегда одновременно потенциальная и реализованная, ибо виктимные предрасположения массы людей, для большинства из них остающиеся потенциальными, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой их части.

Таким образом, массовая виктимность – это отражающее состояние общества, связанное с преступностью исторически изменчивое социальное явление – выражается в совокупности всех жертв и актов причинения вреда преступлениями физическим лицам на определенной территории в определенный период времени и общих для населения и отдельных его групп потенций уязвимости, реализующихся в массе разнохарактерных индивидуальных виктимных проявлений, в различной степени детерминирующих совершение преступлений и причинении вреда.

Интересную позицию высказывает Н.В. Исаев, который говорит, что стать жертвой преступления может любой человек или любая общность. Однако виктимными будут только те, в поведении или в деятельности которых по их вине проявилась повышенная уязвимость. Он (Н.В. Исаев) виктимность связывает только с поведением жертвы, предрасполагающим к преступлению. Поэтому он не считает виктимными жертв, характеризующихся объективно неустранимыми свойствами, повышающими уязвимость от преступлений. С учетом этого Н.В. Исаев отличает виктимность от уязвимости. Уязвимость – это объективная возможность, способность любого лица или общности стать жертвой преступления. Уровень уязвимости во многом зависит от состояния преступности. Однако многие из людей объективно обладают повышенной уязвимостью, которую нельзя устранить, но которую можно учитывать в жизни в целях предупредительного воздействия на преступность 10 .

Вопрос 3 . Понятие виктимизации

Наряду с понятиями жертва и виктимность виктимология использует понятие «виктимизация». Виктимизация – это процесс превращения лица в жертву преступления.

Виктимизацию следует рассматривать в двух аспектах – индивидуальном и массовом.

Виктимизация имеет структуру , которая на индивидуальном уровне включает такие элементы, как субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъект индивидуальной виктимизации – это всегда физическое лицо, непосредственная жертва преступления (потерпевший).

Субъект массовой виктимизации – это множество, совокупность жертв – субъектов индивидуальной виктимизации. Но это не особая, представляющая собой иное, новое качество, коллективная жертва. В данном случае понятие субъекта виктимизации и жертвы не совпадают.

Объект виктимизации – это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения (блага, ценности), которые в результате виктимизации подверглись социально нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективную сторону виктимизации составляют элементы ситуации: место, время, способ причинения вреда, поведение потерпевшего в виде провокации, содействия, противодействия виктимизации, последствия виктимизации, т. е. то, что существует вне (хотя и не всегда независимо) субъекта виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его «вклад» в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации.

Уровни виктимизации:

1-ый – непосредственная жертва, т.е. физическое лицо;

2-ой – семья;

3-ий – коллектив, организация;

4-ый – население районов, регионов, преступлений с учетом уровня их латентности.

Коэффициент виктимизации 11

К в = ---------------- х 100 тыс.

либо на 10 тыс. или на 1 тыс. человек, где К в – коэффициент виктимизации; Ж – число учтенных жертв; ЛЖ – число латентных жертв; Н –все население независимо от возраста; 100 тыс. (10 тыс. или 1 тыс.) – показатель размерности к в.

Говоря об уровне виктимизации российского общества, В.И. Задорожный отмечает, что он на порядок выше, чем в европейских странах, и как одну из причин этого отмечает слабое профилактическое воздействие на виктимность со стороны правоохранительных органов. По его (Задорожного) мнению это объясняется несовершенством законодательства, низким уровнем организационного, информационного, ресурсного обеспечения, а также отсутствием системы подготовки и обучения специалистов, способных осуществлять виктимологическую профилактику 12 .

А.Л. Смирнов связывает правовой статус потерпевшего с проблемой его виктимного поведения, которая обычно возрастает в эпохи реформ. Резкие перемены жизненных координат выбивают обывателей из традиционных ритмов существования, и они становятся легкой добычей преступников 13 … Противоположное мнение высказывается Т.В. Варчук и К.В.Вишневецким, которые отмечают, что актуальные для криминологической науки социологические исследования доказывают, что между реальными социально-экономическими условиями, уровнем жизни человека и его поведением нет прямо однозначной связи. При этом он отмечает их весьма существенную роль в формировании социально-психологических условий, нормативных и ценностных установок, интересов и ориентиров, определяющих жизненную позицию и поведение людей 14 .

Предпосылки и типы девиации

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход-ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро-стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея-тельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз-ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста-тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв-ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Типы девиаций Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из - за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя-ми.



Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка-ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста-лость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Педагогические отклонения -- такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра-зование.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма -- это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове-дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта-пе развития общества.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Правила семейного воспитания:
1. Запрещение физических наказаний.
2. Запрещение читать чужие письма и дневники.
3. Не морализировать.
4. Не говорить слишком много.
5. Не требовать немедленного повиновения.
6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.
В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Воспитательные функции семьи:
1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.
4. Семья обеспечивает преемственность традиций.
5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).
7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.
Основные типы неправильного воспитания в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Социальное воспитание:сущность и содержание

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев);

в основе воспитания лежит социальное действие, которое, по М. Веберу, можно определить как направленное решение проблем. Последнее сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность – с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует среды.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человечески

Понятие и задачи социально-педагогической виктимологии

Виктимизация – процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

- во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

- во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

- в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации,определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Факторы виктимизации человека

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортации целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехословакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов , в которых они живут.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживцев - способствовать криминализации человека среднего возраста.)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья.

Социальное поведение личности и его регуляция

Социальное поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего).

Я-концепция личности в социальной психологии

я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» - это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)

Роль «Я-концепции» в жизни личности:

Обеспечение внутренней согласованности личности.

Определение характера интерпретации жизненного опыта.

Источник установок и ожиданий личности.

Человек как жертва социализации в современном мире Социаль­ные факторы виктимизации Феноменологические факторы виктимизации Деструктивное поведение Социальные права детей

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку чело­веческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями дале­ко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности. Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юри­дической психологии, социальной педагогики и социальной пси­хологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.

Изначально понятие виктимизация было использовано в рам­ках юридической психологии для обозначения различных процес­сов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоя­тельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было вве­дено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоя­тельств социализации человека. А.В.Мудрик определяет социаль­но-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различ­ные категории людей,- реальных и потенциальных жертв небла­гоприятных условий социализации (Введение в социальную педа­гогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенно­стей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и спе­циальных принципов, целей, содержания, форм и методов профи­лактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие ус­ловий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же про­цесс и результат такого превращения - виктимизацией. Поскольку современная социальная психология изучает социа­лизацию, и в частности закономерности развития человека в рам­ках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые об­стоятельства виктимизации человека, обусловленные функциони­рованием данных групп.

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации че­ловека. Среди их многообразия можно выделить социальные и фе­номенологические условия или факторы. Социальные факторы вик­тимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологиче­ские условия - с теми внутренними изменениями в человеке, кото­рые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспи­тания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, дан­ные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором про­живает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факто­рами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктими­зации. В качестве примера можно проанализировать демографиче­ские тенденции в России начала 90-х годов, которые явились есте­ственным следствием общей социально-демографической полити­ки советского государства на протяжении предшествующих семи­десяти лет..

Демография - наука о населении и закономерностях его раз­вития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастно-половой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.

По данным ученого-демографа Е.Андреева, руководителя ла­боратории одного из институтов Госкомстата России, важными показателями, свидетельствующими о демографическом благопо­лучии либо неблагополучии страны, являются: средняя продол­жительность жизни и уровень смертности населения; рождае­мость; детская и младенческая смертность; число абортов в расче­те на тысячу женщин (Бремя жить // Совершенно секретно. - 1996. -№ 1). В конце 1994 года средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляла 57,6 года, для женщин - 71,2, в то время как в США, Канаде, Франции, Германии и других развитых странах эти показатели составляли соответственно 73-74 и 79-80 лет. Таким образом, мужчины в России сегодня живут в среднем на 16, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Кроме того, су­ществует значительный разрыв между сроками жизни противопо­ложных полов - более 13 лет.

Что касается младенческой смертности, то и здесь показатели в России достаточно высоки: 18,6 смертей на тысячу новорожден­ных (в США - 5, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8). В конце 1994 года детская смертность в России почти в три раза выше, чем в цивилизован­ных странах. По количеству абортов на тысячу женщин детород­ного возраста Россия также стоит на одном из первых мест: 83 (Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8...). Следует заме­тить, что бывшие страны социалистической ориентации имели высокий показатель количества абортов: Венгрия - 36,5; Чехосло­вакия - 50,0; Болгария - 67,2. В России из 100% зарегистрирован­ных беременностей родами заканчивались только 32%, остальные 68% - аборты.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, не­благоприятные климатические условия - все это факторы виктими-зации населения. Ученые-демографы выделяют три преобладаю­щих фактора виктимизации в современной жизни. Прежде всего, это усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды . Оно свя­зано с практикой строительства промышленных предприятий, практически лишенных средств защиты, загазованностью воздуха, безграмотным использованием химических веществ в сельском хо­зяйстве, испытанием атомного оружия, различными радиационны­ми катастрофами/ Предельно допустимые нормы загрязнения окру­жающей среды (ПДН) во многих городах России становятся чуть ли не точкой отсчета уровня загрязнения, которое во много раз превышает все допустимые пределы. В результате - повсеместное увеличение больных раком, аллергическими заболеваниями, со­кращение продолжительности жизни, рождение детей с дефектами.

Вторым фактором виктимизации выступает снижение адапта­ции людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни: массо­вая миграция сельского населения в города, скорость социально-экономических и политических изменений, сопровождающихся изменением социальных ценностей, пропагандируемых средства­ми массовой коммуникации; потеря социального статуса из-за безработицы и т.д. К новым условиям жизни легче адаптируется молодое поколение по сравнению с людьми среднего и зрелого возраста. Усиливаются когортные различия между людьми, про­тиворечивость субкультур, что, в свою очередь, также способствует увеличению заболеваемости, дезадаптации и, как следствие, росту смертности.

И, наконец, третий фактор определяется значительными психо­логическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую ис­пытывает большинство населения. Отсюда - рост сердечно­сосудистых и различных хронических заболеваний, ослабление иммунной системы организма, ограничения возможности само­реализации и т.д.

В связи с интенсивным развитием науки и техники, обусловли­вающим уменьшение физической нагрузки на мышечную систему, происходит снижение общего тонуса организма человека. Мы­шечная система является наиболее мощным источником нервной импульсации, обеспечивающей общий тонус (Л.П.Гримак). Не­догрузка мышечной системы ослабляет возможности человека пре­одолевать психологические стрессы. В таких условиях отрицатель­ные раздражители приобретают сверхсильный характер. Кроме то­го, происходит значительное увеличение нагрузок в системе орга­нов чувств за счет увеличения информационных перегрузок. Если в природных естественных условиях человек реагировал в основном на сигналы слабой силы, то в современных условиях ему приходит­ся реагировать на сильные сигналы. Но общий тонус повышается только при реакции на сигналы слабой и средней мощности, в то время как реакция на сильные сигналы приводит к угнетению нерв­ной системы с соответствующими невротическими последствиями. В связи с тем что оторванность от естественных условий жизни ха­рактеризует жизнедеятельность большого количества людей, все они в определенном смысле являются жертвами социализации.

Особым фактором виктимизации населения выступают ката­строфы , поскольку они ведут к нарушению нормальной социали­зации очень больших групп населения. К катастрофам относятся революции, войны, стихийные бедствия, депортации социальных групп... Потенциально жертвами социализации могут быть не только те, кто стал свидетелем и участником катастрофы, но и их потомки. За прошедшие 95 лет Россия пережила пять демографи­ческих катастроф: Первая мировая война и вслед за ней - граж­данская; голод 1921-1923 годов; голод 1923 года (средняя про­должительность жизни в стране стала 18,5 года!); Вторая мировая война и, наконец, голод 1947 года (Е.Андреев. Там же). Фактиче­ски за всю послеоктябрьскую историю было лишь два коротких периода устойчивого роста продолжительности жизни: с 1923 по 1928-й (период нэпа) и с 1948 по 1964 год.

Очевидно, что специфические виктимогенные факторы обу­словлены нестабильностью социальной, экономической и поли­тической жизни общества и государства, поэтому многие проис- ходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности, хотя позитивные социальные преобразования, безус­ловно, способствуют ее снижению. Так, например, реальный рост продолжительности жизни в России начался после крестьянской реформы 1861 года и резко ускорился в конце XIX - начале XX века, особенно в период столыпинских реформ. Следует также иметь в виду, что развитие науки и техники, общий рост цивили­зованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека, безусловно, способствуют снижению виктимизации. По тем же демографическим показателям средняя продолжительность жизни в Западной Европе накануне Первой мировой войны составляла лишь 40 лет (в России - 30); а в наше время средний уровень продолжительности жизни в большинстве цивилизованных стран увеличился почти вдвое. Развитие здраво­охранения, образования, социальной сферы жизни существенно повлияли и на процесс виктимизации, который сейчас является сферой пристального внимания не только демографов, но и меди­ков, политиков, экономистов, психологов, педагогов.

Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспи­тания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья на­правляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением. По результатам исследований Ц.П.Короленко, в виктимогенной се­мье часто формируется особый механизм социализации - «со-зависимость» родственников. Так, например, в семьях с низким социальным статусом или семьях алкоголиков у детей формиру­ются специфические психические комплексы, которые впоследст­вии лишают их возможности жить нормально, не воспроизводя тех же социальных отношений, которые были у их родителей. Де­тям, вовлеченным в «со-зависимые» отношения, очень трудно вы­рваться из привычного круга представлений и шаблонов поведе­ния и аддиктивных ценностей семьи. Очевидно, что такие отно­шения наблюдаются прежде всего в семьях с низким уровнем культурного, экономического и социального (по положению в социальной стратификации) развития.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые посте­пенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его со­циализации в данных социально-исторических условиях. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение - это действия индивида (либо предрас­положенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей и в Россий­ской педагогической энциклопедии агрессия определяется через целенаправленные действия. Однако самые существенные про­блемы связаны именно с тем, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жиз­недеятельности субъекта, который может даже и не иметь пред­ставления о том, что он поступает агрессивно.

Агрессивность человека становится важной социально-психоло­гической проблемой и изучается социологией, психологией, педа­гогикой. Проблема заключается также и в том, что, с одной сторо­ны, в современном мире человеку нужны такие качества, как на­стойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в аг­рессивное поведение. Основными источниками демонстрации аг­рессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опас­но формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций чело­века. Агрессия становится банальной и привычной в жизни совре­менного ребенка: средства массовой коммуникации демонстриру­ют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется дости­жение цели. Через механизмы психологического заражения, подра­жания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и т.д.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также яв­ляется существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Во многих семьях послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Послушный - значит, воспитанный. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения уже потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения просто пото­му, что они дети. Если родителям присущ авторитарный стиль воспитания, то уже в детстве развивается упрямство, которое впо­следствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерные или непредсказуемые требования родителей приво­дят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Утрачивает способ­ность различать принуждение и предложение. Упрямство - при­вычка на все предложения отвечать отказом, негативное восприятие перемен, неспособность идти на компромисс и сотрудничест­во. В дальнейшем у такого человека ведущей стратегией поведе­ния будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовле­творить свои интересы за счет другой стороны.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление де­тей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Он видит причины проблемного поведения детей прежде всего в трех факторах: внутренняя неустойчивость, связанная с половым созреванием; усиление инфантильности, обусловленное стремле­нием детей освободиться от ответственности за свои поступки; неизбежное состязание в способностях (конкурсы, олимпиады, экзамены и т.д.). Действительно, современный мир требует от ре­бенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума. Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонисти­ческой мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсут­ствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно ус­тойчивая черта личности - агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может прояв­ляться в различных формах: террор, геноцид, расовые или рели­гиозные столкновения, войны, инквизиция и т.д. Процессы пси­хологического заражения агрессией больших социальных групп описаны в психологической литературе, начиная с конца XIX ве­ка (Лебон Г. Психология толпы. - СПб., 1896). Подобные явления можно наблюдать в любых социальных группах при определен­ных условиях. Такая агрессия указывает на то, что жертвами со­циализации являются не только объекты, но и сами субъекты аг­рессивных действий, поскольку в свое время они выступили объ­ектами манипуляции со стороны определенных социальных сил. Так, например, коммунисты 37-го года, голосующие на партий­ном собрании против своих товарищей, сами являлись жертвами социализации из-за доминирующей в стране идеологии и мощной системы социального воспитания. В тех условиях, даже если чело­век понимал ситуацию, он не мог не только изменить ее, но и вес­ти себя, по возможности, достойно.

Невозможно перечислить все факторы виктимизации человека -их очень много. Очевидно, что к ним можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные ор­ганизации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональ­ные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, госу­дарство (классификация факторов социализации А.В.Мудрика).

Исследования последних лет показали, что подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Ес­тественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосо­матических заболеваний, которые в последнее время стали назы­вать «болезнями века». В этих процессах ведущая роль принадле­жит сформировавшемуся с детства складу психики человека (например, развитие честолюбия ведет к ишемической болезни сердца; повышенная эмоциональная возбудимость к гипертонии и т.д.). Люди, которые находятся в пограничных психических со­стояниях, с акцентуациями характера, девиантным поведением, являются либо реальными либо потенциальными жертвами со­циализации, не говоря уже об инвалидах, сиротах и всех тех, кто находится на попечении у государства.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера и отклоняющееся поведение. В течение долгого времени в педаго­гике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные» включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие «трудные» не употребляется ни в педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного развития человека и возможности профилактики такого развития.

В специальной литературе используются три термина, доста­точно близких по значению: деструктивное поведение , отклоняю­щееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется соче­танием результатов неправильного развития личности и неблаго­приятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспита­ния, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведе­ние может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или мо­ральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным яв­ляется такое поведение, которое не только выходит за пределы до­пустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межлич­ностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделили семь вариантов от­клоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, ан­тисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фа­натическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новоси­бирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с воз­будимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклоне­ние в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необ­ратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с та­ким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклоне­ния. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на при­мере аддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П.Короленко и Т.А.Донских).

Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекцио­нирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале -практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, кон­фликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое со­стояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая перено­симость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда че­ловек переживает ощущения необыкновенного подъема, связан­ного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психиче­ское состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то ве­щи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек на­чинает прибегать к этому средству, что и является началом от­клонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается опреде­ленная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как ин­тегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддик­тивного поведения вне зависимости от благополучия или небла­гополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют, су­щественного значения. Происходит разрыв нормальных межлич­ностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.

Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние челове­ка - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведе­ние уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает из­менений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что от­сутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время упот­ребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необра­тимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет ис­править положение.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распро­страненных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Од­нако очевидным также является и тот факт, что начало отклоне­ния очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося по­ведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогиче­ская коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий разви­тия, то они требуют специального вмешательства опытного пси­хотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным очевидно, что главным направле­нием социально-педагогической виктимологии должна стать раз­работка методов, средств и способов профилактики всех процес­сов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является ра­бота социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жиз­ни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закла­дываются сценарные основы будущей социальной жизни, по мет­кому выражению Э.Берна. Детство становится объектом при­стального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

В этих условиях особое значение приобретают социальные права детей. В 1989 году Организацией Объединенных Наций бы­ла принята Конвенция о правах ребенка, которую к настоящему времени подписали более 130 стран мира. Конвенция приобретает статус закона на территории государства. Она декларирует права детей: на защиту от эксплуатации и лишений; на установленную норму (образование, здравоохранение); на выбор (предоставляется при достижении определенного возраста и уровня компетенции). В Конвенции соотносятся права детей с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь и здо­ровье детей; определяются обязательства по отношению к детям, живущим в неблагоприятных условиях и всем тем, кто является жертвой социализации. В преамбуле Конвенции говорится о том, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом под­ходе и защите, подчеркивается ответственность семьи в развитии ребенка. Понятие" достоинства ребенка вводится как правовое и используется в различных статьях Конвенции весьма часто. Само название статей Конвенции говорит о стремлении ее авторов к возможному предотвращению виктимизации детей: отсутствие дискриминации, обеспечение интересов ребенка, осуществление прав, права и обязанности родителей, выживание и здоровое развитие, сохранение индивидуальности, незаконное перемеще­ние и невозвращение, мнение ребенка, свобода выражения взглядов, доступ к информации, ответственность родителей, за­щита от физического или психологического насилия, неполно­ценные дети, социальное обеспечение, уровень жизни, детский труд, сексуальная эксплуатация, похищение и торговля детьми, другие формы эксплуатации, пытки и лишение свободы, уровень обеспечения прав ребенка... Даже поверхностный взгляд на на­звание некоторых статей Конвенции дает нам представление о том, что именно процессы виктимизации детей во многих странах мира обусловили принятие данного документа. Мы видим, что кроме декларации прав ребенка представлены запрещающие (детский труд, семейное насилие, положение детей вне закона, детскую проституцию, сексуальную эксплуатацию и т.д.) и га­рантирующие (охрану здоровья, социальное обеспечение и обра­зование) законы.

Конвенция о правах ребенка 1989 года является одним из по­следних межгосударственных документов, связанных с защитой детства. Этот документ имеет значительно более детализирован­ный характер, нежели Декларация прав ребенка 1959 года, в ко­торой были провозглашены только основные принципы и про­граммные положения. В Конвенции, как одном из видов между­народного договора, устанавливающего взаимные права и обя­занности государств в области социальной защиты детства, ука­заны вполне конкретные направления деятельности законода­тельных и исполнительных органов. Очевидно, что наиболее про­блемные вопросы, нашедшие свое отражение в вышеперечислен­ных статьях Конвенции, являются актуальными (в той или иной степени) практически для всех стран мира.

Вопросы по теме

Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демо­графические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать в дополне­ние к обозначенным в главе?

Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблаго­приятных социальных факторов? Какие модели семейного воспитания прово­цируют развитие агрессивного поведения детей?

Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты от­клоняющегося поведения, используя любую типологию.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

В чем сущность достоинства человека? Почему оно является важнейшим феноменологическим условием преодоления виктимогенных факторов?

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте социальные факторы, способствующие виктимизации человека, с точки зрения их распространенности в социальных группах.

Используя справочную литературу, разработайте типологию агрессивного поведения человека. Подготовьте сообщение по данной теме (можно использовать уже выделенные в словарях типы агрессивного поведения: гетероагрессия, аутоагрессия, прямая, косвенная, опосредованная и т.д.).

Обратите внимание на скрытые формы агрессии: чувство вины, обида и т.д.

Соотнесите типологию отклоняющегося поведения, разработанную Ц.П.Короленко и Т.А.Донских, с типологией поведения, описанной К.Леонгардом, исходя из его исследования акцентуаций характера личности {Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990; Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1984).

Проанализируйте развитие аддиктивного поведения по этапам, опираясь на какой-нибудь пример из художественной литературы или кинофильма.

Литература

Алыгерович В. Социальная геронтология. - Ростов н/Д, 1997.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 1998.

ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Мураяма С. Дети в школе в эпоху изобилия // Вопросы психологии. 1994. -№6.

Одайник В. Психология политики. - СПб., 1996.

Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы уголовного пра­ва, уголовного процесса и криминологии. - Душанбе, 1966.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.