Душевная пустота – причины, как с ней бороться? Опустошенность, что такое опустошенность, как прожить опустошенность

Можно достичь высот в самых разных сферах жизни: в бизнесе, семье, политике и т.д. Только человек от этого не становится счастливее. Пустота в душе, тоска, печаль, грусть - нередкие «посетители» человеческого сердца. Чего же не хватает? Что мешает жить спокойно и счастливо? Ответ банален - не хватает элементарного осмысления своего бытия и определения более значимых целей.

Некоторые ведут разгульный образ жизни, пытаясь «найти счастье» на дне бутылки или в бесчисленных «любовных» похождениях. Но разве счастливы они? Пустота в душе лишь нарастает.

Душевная пустота часто ощущается сразу после пробуждения. Если есть семья, о которой нужно заботиться и содержать, то человека хоть что-то толкает вперед, а если нет?! Он может красиво говорить, рассуждать о религии, но его все равно посещает пустота, особенно, кода он остается наедине с самим собой. Проблемы на работе, болезнь или другие неприятности могут сломить человека, разрушить шаткую и опять в душе пустота.

Практически для всех нас первичная мотивация в выборе работы - деньги. Хотя ученым-исследователям так и не удалось обнаружить взаимосвязь между уровнем дохода и счастьем. В период с 1957 по 1990 год в США наблюдалось увеличение уровня дохода в два раза. Но статистика опросов выявила, что уровень счастья остался неизменным, а число депрессий выросло в десять раз. Все мы знаем, как выживать, но как жить известно не многим из нас.

Какое-то время людьми движет стимул: вот куплю красивую машину, дом, появится возможность отдыхать в самых красивых уголках мира, и я буду счастлив! Человек достигает желаемого, но так и не обретает счастья. Он снова встречается с пустотой. Человек обретает большее благополучие, а душевного подъема не наблюдается. Кто-то находит все новые и новые увлечения, сидит целыми днями у телевизора или играет в компьютерные игры, надеясь таким образом отвлечься от гнетущих мыслей. Но становится только тяжелее. Другие начинают больше размышлять о религии, но и это успокаивает их лишь на время.

Почему же все так сложно? Причин такому состоянию может быть несколько. Одна из них - отсутствие приоритетной значимой Все должны иметь цель. Тот, кто знает «зачем» жить, выдержит любое «как».

Ежедневно должно происходить развитие: духовное, физическое, интеллектуальное и это более значимо, чем покупка новой одежды или машины. Например, у верующего человека никогда не возникает чувства пустоты в душе и отчаяния. В момент «душевной засухи» для него каждое слово в как обильный дождь с разноцветной радугой. То есть верующий человек становится только крепче, мудрее, гибче, сталкиваясь с трудностями и неприятностями на жизненном пути. Генерируя негатив в позитивные эмоции, он всегда сохраняет в своем сердце радость и уверенность в успехе. Его практически не может сломить никакое жизненное происшествие.

Умение контролировать свои чувства, себя, свои впечатления - это ключ к счастью.

Пустота в душе - верная спутница одиночества, которое мы все порой испытываем. Люди стараются всячески избегать этого чувства, бояться оставаться наедине с собой, со своими мыслями, душевными вопросами и метаниями. Мы включаем телевизор, радио, пытаясь отвлечь себя и чем-то занять, лишь бы не услышать того, что происходит внутри нас.

Но так ли уж страшно одиночество? И нужно ли его всячески избегать?

Одиночество - лучший способ разобраться в себе.

Пустота в душе - это состояние, когда душа мечется в поиске истины о жизни. Пустоту мы начинаем чувствовать, когда не находим ответы на главные вопросы души или известные нас не удовлетворяют.

Человек крайне слаб и идет зачастую на поводу у мнения людей и сложившихся стереотипов, проживая таким образом не свою жизнь, забывая о потребностях своей души. Плотские удовольствия и страсти скрывают от нас простые истины. Погружаясь в ненужную суету, мы перестаем чувствовать жизнь реальную. А оставшись наедине с собой, волей-неволей задумываемся об этом.

В минуты одиночества, пустоты и тоски важно не искать утешение в развлечениях, не отвлекать себя пустыми занятиями, а попытаться ответить самому себе на приоритетные вопросы души.

1. прич.; кр.ф. опустошён, опустошена/, -шено/, -шены/. Все поля опустошены саранчой. 2. прил.; кр.ф. опустошён, опустошённа, -шённо, -шённы; опустошённее. Глаза этих людей без мысли, опустошённы...

Орфографический словарь русского языка

  • - духо/вно...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - -ая, -ое; -ён. Лишившийся нравственных сил, богатства внутреннего содержания. О. человек...

    Толковый словарь Ожегова

  • - опустошённая, опустошённое; опустошён, опустошена, опустошено. 1. прич. страд. прош. вр. от опустошить. 2. перен., только полн. Нравственно и духовно пустой, бесплодный, неспособный к активной жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - духо́вно нареч. качеств.-обстоят. В нравственном, интеллектуальном отношении...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - опустошённый прил. Ощущающий духовное опустошение, не способный к активной жизни...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ая, -ое. 1. прич. страд. прош. от опустошить. 2. в знач. прил. Лишенный нравственных сил, не способный к творческой, активной жизни. С опустошенной душой скакал в глубь калмыцких бесплодных степей Иван Кочубей...

    Малый академический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ; кратк. форма -ён, -ен"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - религиозно, душевно,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 лишенный духовных интересов обездушенный...

    Словарь синонимов

  • - разоренный, разграбленный,...

    Словарь синонимов

  • "духовно опустошенный" в книгах

    Я готовил себя духовно

    Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

    Я готовил себя духовно 26 ноября 1995 года82°10’28’’ ю. ш., 80°15’35’’ з. д.Отлично прошел 10 миль. Провел связь с Войтеком. У них все хорошо на Пэтриот-Хиллз, а я варю кашу. Готовлю себе на примусе горячую пищу, которая чуть-чуть согревает, греюсь чаем с сухарями, а иногда

    Духовно прост

    Из книги автора

    Духовно прост Пожалуйста, поймите, наша духовность не должна обращать в бегство окружающих, преимущественно молодежь. Пожалуй, Иисус не проявлял свою посвященность Богу и знания настолько часто, как это делают некоторые люди в церкви. Господь позволил Себе остаться у

    Духовно-сексуальные домогательства

    Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

    Духовно-сексуальные домогательства Кум докушал огурец – и закончил с мукою: «Оказался наш Отец не отцом, а сукою…» (Александр Галич «Поэма о Сталине») Возвращаюсь к теме проституции на Бали всвязи с публикацией в «Bali Discovery» вполне сенсационной статьи «Странный случай

    «Оно прозрачно и духовно»

    Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

    «Оно прозрачно и духовно» С точки зрения эзотерических учений призраки и фантомы представляют собой не что иное, как астральные тела людей.В пользу утверждения о многомерности человеческого организма и наличии в его составе невидимых субстратов говорят и субъективные

    Глава 5. Духовно-нематериальное пространство-время, духовно-нематериальная субстанция и дуальная первосубстанция.

    автора Скляров Андрей Юрьевич

    Глава 5. Духовно-нематериальное пространство-время, духовно-нематериальная субстанция и дуальная первосубстанция. «Когда у вас на коленях сидит хорошенькая девушка, час пролетает как минута, но даже минута на раскаленной плите кажется часом» А.Эйнштейн Из всех

    Глава 7. Взаимодействие духовно-нематериальных объектов. Духовно-нематериальные поля. Эволюция как результат структурного духовно-нематериального взаимодействия.

    Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

    Глава 7. Взаимодействие духовно-нематериальных объектов. Духовно-нематериальные поля. Эволюция как результат структурного духовно-нематериального взаимодействия. «Все относительно выделенные объекты Вселенной топологически сопряжены друг с другом на уровне

    РАЗДЕЛ III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДУХОВНО-НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Глава 26. Основные свойства духовно-нематериальных систем индивидов.

    Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

    РАЗДЕЛ III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДУХОВНО-НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Глава 26. Основные свойства духовно-нематериальных систем индивидов. «Демократия - такая форма правления, при которой каждый человек получает право стать своим собственным угнетателем». Лоуэлл Согласно теории

    Не родилась духовно

    Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

    Не родилась духовно Эта собеседница подняла тему духовного рождения. Сама жизнь показала ей, что отсутствие данного этапа привело к тому, что она, имея любовь и достаточно раскрытую женственность, не смогла спасти второго мужа. А первого похоронила из-за не пройденного в

    Все существование духовно

    Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

    Все существование духовно В свите Симхи был военначальник, слышавший о проповедях Благословенного, но в его сердце было сомнение. /1/ Этот человек подошел к Благословенному и сказал: «Говорят, о Учитель, что самана Готама отрицает существование атмана. Правду ли говорят

    7. Духовно-академическая философия

    Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

    7. Духовно-академическая философия В XIX веке философские курсы читались в духовных академиях Москвы, Киева, Петербурга и Казани. В сочинениях профессоров этих учебных заведений традиционные принципы богословия нередко получали серьезное философское обоснование,

    8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования

    Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

    8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования 8.1. Ноосферное образование как духовно-нравственное образование Но утопическая тяга к идеальному варианту требует уяснения условий его неутопической

    Духовно-скандальное

    Из книги Записи из дневника в ЖЖ (2011-2015) автора Зотов Георгий Александрович

    Духовно-скандальное 9 Апр, 2012 at 3:55 PMБлоггеры:- Ишь, он часы надел.Общественность во гневе!Ты в роскоши погряз, Сарданапал.Христа забыл? Так мы тебе напомним.Ты нас в пиар себе не нанимал.Где твой осел, рубище и оковы?Где благость и смирение в глазах?Но нет. Кругом Версаче и

    Все духовно

    Из книги Жизнь происходит из Жизни автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

    Все духовно Д-р Сингх: Подразумевает ли материальное сознание отсутствие сознания Кришны?Шрила Прабхупада: Да.Д-р Сингх: А когда есть сознание Кришны, куда девается материальная природа?Шрила Прабхупада: Если вы продолжите развивать в себе сознание Кришны, то увидите, что

    Духовно ли осознание?

    Из книги Куда бы ты ни шел - ты уже там автора Кабат-Зинн Джон

    Духовно ли осознание? Если найти значение слова “spirit” (дух) в словаре, то узнаешь, что происходит оно от латинского spirare , что означает “дышать”. Вдох - вдохновение - выдох - отдохновение. Отсюда идут все ассоциации духа с дыханием жизни, жизненной энергией, сознанием,

    ОПУСТОШЁННЫЙ И БЕЗДОМНЫЙ

    Из книги Джошу: Рычание льва автора Раджниш Бхагван Шри

    ОПУСТОШЁННЫЙ И БЕЗДОМНЫЙ Наш любимый Учитель,Когда Джошу впервые попал в монастырь Нансена, ему было отведено место истопника на кухне. Однажды он закрыл все двери и набросал так много дров в печь, что вся комната наполнилась дымом. Тогда он закричал: «Пожар! Пожар!

    Воскресным вечером позвонил по какому-то делу прихожанке нашего храма, немолодой уже женщине. Застал ее… в рыданиях. Что случилось? Оказалось, она сегодня причастилась, но вскоре после службы разругалась с сестрой. Благодать таинства отошла, и душа женщины отреагировала на эту потерю потоком неутешных слез. Разговаривать о деле было невозможно — в трубке слышались всхлипы и вздохи, чередующиеся с приступами рыданий. Я посочувствовал, сказал какие-то слова, попрощался и положил трубку. На сердце было тяжело. Подумалось: когда же я в последний раз плакал о потере благодати?

    Кто-то из современных священников заметил, что довольно много сказано и написано о подготовке к Причастию, но о том, как сохранить в себе благодать, полученную в таинстве, мы знаем гораздо меньше. А разве это не более важно? Причащаясь, мы надеемся, что Христос не только войдёт в нас, но и «обитель в нас сотворит» (ср.: Ин. 14: 23). Увы, чаще получается по-другому. Выходит так, как у моей знакомой: Христос пришел - и ушел, не найдя, где приклонить голову (Лк. 9: 58). В лучшем случае нашим уделом остаются слезы, в худшем — следует привыкание и хроническое состояние «окамененного нечувствия».

    Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении

    Причастие само по себе неизменно. Оно не иссякает в своем действии точно так же, как неистощим в Своей спасительной благодати Христос. Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении. Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни — в начале своего подвига и перед самой смертью. Для нее этого оказалось достаточно. Ее жизнь между первым и вторым Причастием была наполнена отчаянной борьбой за свое спасение. Преподобная сохранила дар Божий и открыла сердце к еще большей благодати. А что же мы? Мы тоже просим Христа в молитве перед Причастием: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори», то есть «сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне» (молитва вторая, святителя Иоанна Златоуста). Но всякий раз благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, порабощенность страстям, отсутствие подлинного покаяния. Сила таинства остается неизменной — но мы оказываемся изменчивыми и слабыми.

    Благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, отсутствие подлинного покаяния

    Для того чтобы сохранить благодать, прежде необходимо понять и почувствовать, как она действует. У святителя Феофана Затворника есть замечательное рассуждение о действии Христовых Таин. «Господь свет есть. Свет приносит Он с Собою и в душу, принявшую Его» . Что для нас означает приобщение этому свету? «Это — свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения». В нас входит свет богопознания, о котором поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Допустим, до Причастия мы знали что-то о Боге, пусть даже и правильно знали, — но знание было внешним, рассудочным. По принятии же таинства такое знание должно «сраствориться с существом духа нашего», то есть стать внутренним, сердечным ведением. Непрерывное стояние ума в истинах устроения нашего спасения и сердечное переживание их — это и есть хранение благодати Евхаристии. О том, как это достигается, подробно говорит святоотеческая наука о спасении — аскетика. Святитель здесь просто указывает путь.

    Господь есть «сила оживляющая», — пишет далее святой. Человек, неосужденно принявший эту силу, почувствует великую ревность о спасении души. У причастника «возродится сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно доброе», причем даже «с некоторой неудержимостью», — говорит Затворник. Чувствуешь в себе ревность к добродетели? Значит, ты хранишь благодать Причастия.

    Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии

    А еще Господь есть мир. В душе причастника должна воцариться глубокая тишина, «стройность и мерность всех действий нашего духа». Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии.

    А еще Господь есть «огонь поядающий». Значит, при выходе из храма мы должны ощущать некоторое горение духа, духовную теплоту. Может быть, о хранении этого внутреннего огня и пишет апостол Павел: Духа не угашайте (1 Фес. 5: 19).

    Каждая мысль святителя Феофана сопровождается риторическим вопросом: «Так ли это у нас, братие»? Очевидно, вопрос святого уместен и сегодня и останется актуальным во все времена.

    Мы принимаем и теряем благодать таинства, теряем и вновь принимаем. Закономерен вопрос: стоит ли причащаться чаще, или же необходимо умерить дерзновение и, подражая апостолу Петру, сказать: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5: 8)? Обратим внимание на две практические грани этой темы.

    С одной стороны, сама духовная жизнь человека подсказывает ему, насколько часто следует причащаться. Если христианин всерьез берется менять себя в Церкви, если внимательно работает над собой, то он обязательно почувствует, когда его силы истощены и когда ему необходимо прибегнуть к спасительному действию таинства. Может быть, раз в неделю; может быть, два раза в месяц — неважно. Сама жизнь определит потребность полноценного участия в Литургии. Полноценного потому, что Причастие — это смысл богослужения, его высшая точка. Господь являет Себя в Святых Тайнах, чтобы войти в нас и навести у нас внутри порядок. Для этого и служится Литургия — церковное богослужение, на котором верные причащаются Тела и Крови Христовых.

    Мы не имеем такой веры и решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь

    С другой стороны, частота принятия Даров влияет на интенсивность духовной жизни. Если у нас нет такой ревности, как у Марии Египетской, если мы слабы и теплохладны, то без частого приобщения никакой духовной жизни у нас не будет вообще. Мы, к сожалению, не имеем такой веры и такой внутренней решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь. Причастившись в воскресенье, чувствуешь духовное опустошение уже в среду-четверг, а то и раньше. Что делать? Идти в воскресный день к Богу, получить силы и оружие для продолжения борьбы. Ибо оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь (2 Кор. 10: 4). Слабенький писк нашей «келейной» молитвы никогда не даст такой силы и такого оружия, как церковная молитва и Причастие.

    Литургическая жизнь в сочетании с напряженной внутренней работой над собой рождает новое качество жизни духовной. Таинство на то и таинство, что оно меняет нас изнутри — невидимо, таинственно меняет. Если есть любовь к Литургии и покаянно-радостное участие в службе, все остальное выстроится. При наличии главного будет и производное. Причем каждый здесь придет к своей мере и своему распорядку.

    Близится очередной воскресный день. Церковь Христова вновь соберется вокруг Чаши. Если будем живы и Бог благословит, то и мы причастимся света, силы оживляющей, мира душевного, огня поядающего. Будем просить у Господа: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори». И Он сделает все, чтоб остаться в нашем сердце, — а мы постараемся удержать Его смирением, страхом Божиим, благодарностью и вниманием к внутреннему человеку. Но — конечный итог будет зависеть от неизменности нашей любви ко Христу.

    Пустота в душе — это синдром того, что у человека недостаточно энергии для активных действий. У нашей психики есть что-то вроде предохранителя, который блокирует деятельность, если необходимая для этой деятельности энергия, превышает наши возможности.

    Причиной недостатка энергии могут быть многие причины: от болезни, до серьезного внутреннего конфликта в котором находится личность человека. Поэтому, если у человека пустота в душе, первое что стоит сделать — это проверить свое здоровье. Вдруг дело в физиологии? Обязательно стоит исключить серьезные физические причины. И лишь после этого идти к психологу.

    Психологические причины пустоты в душе

    Из-за каких психологических причин, человек может чувствовать недостаток жизненных сил? Дело в том, что наша психика очень трепетно относится к расходованию времени и усилий. Если какое-то дело долго не приносит нужный нам результат, то дальнейшие усилия в этом направлении являются нецелесообразными. По этой причине такое поведение перестает подкрепляться эндогенными наркотиками(нейромедиаторами, гормонами и так далее).

    На чувственном уровне это проявляется как отсутствие положительных эмоций, интереса, радости от деятельности, отсутствие энергии на дальнейшую деятельность.Такое состояние люди называют по-разному: апатия, депрессия(в обывательском понимании), пустота в душе и так далее.

    Например, если цель человека — это заработать денег, а на работе ему плохо или нерегулярно платят, то очень скоро к такой работе у человека остывает интерес. Причем на уровне ума он может еще хотеть её завершить, но на уровне чувств и эмоций он будет испытывать лень, раздражение, сонливость, отсутствие мыслей и так далее.

    Однако, это частный случай, когда человек в целом еще способен на деятельность, просто блокируется какая-то часть жизнедеятельности человека, где он не чувствует достаточную мотивацию.

    Пустота в душе — это когда данное состояние затрагивает всю жизнь человека. Когда такое происходит, причинами могут служить две причины: либо крайне неблагоприятные жизненные обстоятельства, либо чересчур завышенные притязания.

    Первый вариант крайне редок в современном мире. Вряд ли человек долгое время может во всех сферах жизни терпеть сплошные поражения. Где-то, да будет лучик света. Однако, человек может чувствовать нечто подобное при безответной любви. Человек вкладывается, вкладывается, а не получает никакой отдачи. Рано или поздно у такого человека “сядет эмоциональная батарейка” и возникнет пустота на душе.

    Второй вариант более вероятен. Когда притязания человека к жизни неадекватно завышены, то человек не сможет получать подкрепление за достижение своих целей. В таком случае человек будет чувствовать свою бесполезность, низкую самооценку и так далее. Из-за того, что человек не получит подкреплений за его усилия, то он не получит энергии на дальнейшее движение к своей цели.

    Это можно сравнить с долгой поездкой на автомобиле. Автомобилю в пути необходимо заправляться. Если планировать только долговременную цель и не заезжать на заправки, то машина рано или поздно остановится где-то посередине “нигде” не в состоянии продолжить движение и не в состоянии “заправиться”.

    Так же и в жизни. Люди, которые хотят всего и сразу, очень быстро эмоционально истощаются и ощущают пустоту на душе. Я не имею в виду, что не стоит мечтать о чем-то большем. Очень даже стоит. Но на пути к этому большему необходимо ставить перед собой понятные и реально достижимые цели.

    Что же может вызвать такие завышенные ожидания от жизни? Ложные убеждения.

    Пустота в душе и убеждения, которые к ней ведут

    Наше поведение обусловлено убеждениями, в которые мы верим. Когда наши убеждения хорошие, то они ведут нас к счастью и процветанию, а ложные убеждения заводят на не туда куда нам нужно. Что такое ложные убеждения? Это те убеждения, которые не соответствуют реальности. Давайте рассмотрим некоторые из них.

    “Все должно доставаться легко”

    Люди очень редко проговаривают это убеждение в такую оформленную мысль, однако именно такой подход к жизни считают правильным. Если у человека низкие ожидания от жизни, то оно даже будет работать. Однако, если человек хочет чего-то большего, то данное убеждение будет сильно его ограничивать. Дело в том, что человек так относящийся к жизни, сможет преследовать только легкие и быстро достижимые цели. На большее у него просто не хватит “дыхания”. Так уж наш мир устроен, что чем что-то легче, тем меньше прибыли оно приносит. Легко объяснимо, почему так происходит. Если что-то легко доступно, то там становится много конкурентов и ценность этого падает.

    Человеку с таким убеждением чрезвычайно тяжело будет настроиться на серьезную работу. Это ведет к не достижению целей, потери мотивации и интереса. В конечном счете возникает пустота в душе.

    “Всё или ничего!”

    Человек с такой установкой отказывается от множества возможностей, которые якобы его недостойны. Он будет отказываться от хорошей работы, которую ему предлагают, от отношений и так далее.

    В жизни же для того, чтобы добраться до вершин, необходимо пройти множество ступенек. Никто еще не забирался в гору одним прыжком.

    Если человек считает промежуточные ступени недостойными его, то он сам недостоин цели. Неспособность достигнуть задуманного, по уже известной нам схеме ведете к потере мотивации и пустоте в душе.

    Как избавиться от пустоты в душе?

    Что вы сделаете, если у вас во время путешествия закончится бензин? Врядли вы будете толкать машину самостоятельно. Наверно, вы попросите помощи. Лучшим вариантом будет вызвать соответствующие службы, которые довезут вас до ближайшей заправки.

    Если у вас пустота в душе, то следует сделать тоже самое. Лично я бы обратился к психологу, который помог бы вернуть радость жизни и выявил бы, как я оказался в такой ситуации.

    Одно из тяжких последствий греха - опустошение души. Что такое пустота? Св. Писание, касаясь этой темы, говорит о значимом и незначимом для человека, о полезном и бесполезном, о вечном и временном, говорит о душе, в которой нет места Богу.

    Бывает так, что многое у человека есть, но Бога в нем нет - и все обессмысливается. Например, приобретая это многое, потерял человек совесть, утратил любовь - и вот он никому не нужен и ему не нужен никто, все стало серым, неуютным... Это на фоне «блестящего внешнего» проступают смертельные блики пустоты, ибо ничто не радует сердце без любви.

    Бог так устроил сердце человека, что оно ничем не насыщается - только любовью! Человек богоподобен, вечен, и потому ничем внешним, видимым, плотским насытиться не может. Всем людям чего-то не хватает, хочется лучшего, большего, так до бесконечности, до смерти. И трагедия ее стоит не в том, что человеку все мало, а в том, что он толком не знает, что же ему нужно. Многие с уверенностью заявляют, что они знают, чего хотят, но жизнь убеждает, что это обольщение. Всю жизнь человек кружится и суетится, ищет и не находит, берет и бросает. Это душа чувствует голод, что человек не всегда может понять.

    Все знают, что является пищей для тела. А что есть пища для души? Но если жажда есть, значит, должно существовать и то, чем она удовлетворяется. Что же это такое Писание на веру (в беспредельных возможностях иначе невозможно) раскрывает эту тайну через понятие «Бог - край всех желаний».

    Если же человек не верит в Бога, то он начинает реализовывать себя в другом. Пытается заполнить свою жизнь тем, что ему понятно, что предлагает мир. И начинаются блуждания человека в поисках земных радостей, которые всегда заканчиваются разочарованием, ибо он начинает уставать от желаний, ощущает растерянность от их бессмысленности. Силы души истаивают, жизнь проходит, и все в ней - пустота.

    Никакая земная радость не может заменить Бога. Для души нужна духовная пища, душа жаждет любви Божией, она для нее и создана, и, если эта жажда не утоляется, душа начинает мучиться, задыхаться. И чем настойчивее человек стремится устроить свою жизнь без Бога, чем упорнее он ищет радости помимо Него, тем сильнее переживает бессмысленность жизни, ее пустоту.

    Подобно тому, как чувство одиночества сильнее переживается в большом городе, где много людей, но никому нет дела до тебя, так и пустота души глубже переживается на фоне материального достатка, когда у человека всего много.

    Нужно заметить, что умные люди никогда не стремились к роскоши, любит ее «пустота». Само наличие «многого» есть грозный признак пустоты, так как стяжание есть не что иное, как попытка заменить главное второстепенным. Но проходит время обольщения, и страсти уже не радуют, зияющая пустота становится постоянным ощущением человека.

    «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Бог - человек - жизнь - это так просто и ясно для верующего человека. Бог для него все - альфа и омега, начало и конец.

    Человеку немного нужно на земле, потому что он не от мира. Жизнь на земле - дорога, по которой он возвращается в свое Отечество, к Богу. Почему-то многие хотят жить на дороге, хотя это невозможно, никто на ней не остается, - Божий порядок в этом соблюдается неукоснительно. К чрезмерному довольству стрем тся люди, забывающие, что они в пути, не задумывающиеся над тем, что «все проходит». Они пытаются в своем сознании изменить значение вещей, но вещи, естественно, остаются в своем значении, а вот смысл существования человека, с точки зрения вечных законов бытия, полностью искажается. И тогда ум перестает быть умным. Утрачивая Бога, он теряет опору, т. е. обессмысливается, проваливается в пустоту. Ум без смысла - «живой труп», это страшное присутствие жизни в недрах смерти.

    Жизнь - такой дивный подарок Бога - становится человеку в тягость.

    Объясняется это тем, что пустота не только отсутствие Бога, пустота - нечто большее, это присутствие князя мерзости, духа лжи, духа сомнения и отрицания, мятежного духа, тоскующего по беспредметной свободе. Дело в том, что когда человек стремится насытить свое сердце земными радостями, то в погоне за ними он часто пренебрегает совестью и разумностью, ибо мир ничего не дает просто так. Но снятие совестных и разумных преград открывает доступ к его душе князю мерзости, «человекоубийцу искони».

    И вот тогда начинается томление бессмысленностью жизни, возникает ощущение одиночества, переходящее в тоскливость. Жуткое зрелище, когда человек, имея все жизни, заблудившись в своих желаниях и опустошив душу страстями, уходит из жизни, подчас, как видится со стороны, из-за пустяков. И сегодняшняя свобода - это ненасытимое желание видимостей, разрушающих душу. Человек поставлен перед зияющей бездной пустоты, перед открытой пастью ада, где происходит полное перерождение ума и наступает безумие.

    Сейчас многие с вожделением смотрят на Запад, как люди там умеют «жить», не вдумываясь в то, что радости мира сего - лишь временное забвение, что они никогда не снимают «вечных» вопросов и порождаемых ими «вечных» проблем, которых никто не избежит. Некоторые стараются копнуть глубже и полностью отдают себя во власть страстей и противоестественных наслаждений. Но и тогда ничего не разрешается, а человек опускается в еще большую пустоту. Пустота жизни на «благополучном» Западе ощущается ярче, ее смертельные блики там заметнее.

    Запад довел лукавство до возможного предела, он с Богом живет без Бога, т. е. и Бога признает, и бесам поклоняется, считая это высшей разумностью, каковой стремится «осчастливить» и нас. И этот страшный опыт жизни с «двойным нравственным стандартом» сопровождается массовой гибелью душ из-за запутанности и омраченности знания, из-за привнесения в жизнь разрушающих бесовских начал.

    Православие - это всегда однозначность, это честное отношение к себе и к Богу в любых, даже самых трудных, обстоятельствах. И поэтому чувство отчаяния, безысходности чуждо верующему человеку, ибо у него самая жуткая перспектива растворяется надеждой. В этом и состоит животворность Православной веры, когда невидимый Бог посредством исполнения надежды делается видимым.

    Вера в Бога, живая и мудрая, есть преодоление пустоты. Бога искали в пустыне, в скудости; Бога искали в отсутствии мирского шума, почестей и славы.

    Христос пришел на землю «...и не было в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53, 2). Он отверг все, чтобы приобрести человека, и человек не должен привязываться сердцем ни к чему, чтобы обрести Бога.

    Все в мире ничего не значит, кроме этих двух величин - Бог и человек; все иррационально, все условно, все относительно, все - пустота. Только в Боге человек становится значимым, и все в мире становится значимым только через человека, опирающегося на Бога.