Духовно культурные права человека. Культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности. К культурным правам и свободам относятся

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов - бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

Культурные права и свободы человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ "О средствах массовой информации" (1991 г).

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту 1 . Или иными словами, гарантии в юридической сфере - есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики - свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ "Презумпции невиновности", которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и полит права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без к-рой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью ; гос органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности социально-экономических и культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.


44. Конституционные обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – т. е. закрепленные в К РФ вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение к-рого влечет юридическую ответственность .

Конст обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, к-рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др граждан.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству. В ч 3.ст 62 закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражд-ва в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/нар договором РФ.

В зависимости от своей специфики все же одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ. В связи с этим выделяют следующие виды конституционных обязанностей:

1. Общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы). Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается :

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

2. Специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). Специальные обязанностивозлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан . В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Н-р, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной ФЗ-ми ответственностью.

Важнейшая констит обязаность - соблюдение К РФ и законов (ч 2 ст 15 К РФ).

К обязанностям граждан РФ Конституция относит:

Ст.38 ч.2: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст.38 ч.3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст.43 ч.4: Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст.44 ч.3: Каждый обязан заботиться о сохранении историч. и культ. наследия , беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы .

Ст.58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.

Ст.59 ч.1: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных ФЗ-вом.


45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ , как основной принцип правового гос-ва - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юр обязанности. Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ в правовом гос-ве предоставлены и обеспечены самим гос-вом. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти , с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть , ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общ-ва, как перед гос-вом, так и перед собой, влияет на политич и соц активность и сознательность ЧиГ.

Главный принцип построения системы юр гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону . Гос-во в соответствии со статьями 2, 17, 19 К РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы ЧиГ.

Гарантии прав и свобод ЧиГ подразделяются на:

- правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод ЧиГ);

- политические гарантии (соответствующая политика гос-ва и деятельность гос органов);

- социально-экономические гарантии.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы ЧиГ принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме ;

3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ;

4) осуществление прав и свобод ЧиГ не должно нарушать права и свободы других лиц .

Констит гарантии прав и свобод человека можно подразделять на

- общие гарантии (статьи 45, 46, 48 ч. 2, 52-55)

- конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 ч. 2)

- специальные гарантии .

Общие конст гарантии прав и свобод ЧиГ:

1) Гос защита прав и свобод. В ст 45 К РФ гарантируется гос защита прав и свобод ЧиГ в РФ. Права и свободы ЧиГ определяют содержание всех органов гос власти и МСУ. Президент РФ является гарантом прав и свобод ЧиГ в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод ЧиГ, Уполном. по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов МСУ и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите;

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст 45 К РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (ст 37 "Необходимая оборона", ст 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В ст 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гос власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4) Право на международную защиту. В ст 46 К РФ каждый вправе в соответствии с м/нар договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юр помощь. Ст 48 К РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юр помощи. В случаях, предусмотренных законом, юр помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юр помощь.

6) Защита прав потерпевших. В ст 52 К РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. В ст 53 К РФ каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причинённого незаконными действиями(или бездействием) органов гос власти или их должностных лиц. Ст 1069 ГК РФ устанавливает ответственность гос-ва за вред, причинённый гос органами (а также органами МСУ) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность гос-ва за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В ст 55 К РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Конституц гарантии судопроизводства , т. е. правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального хар-ра). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголов процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (ст 47).Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности к-рых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных ФЗ, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (ст 48).Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (ст49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (ст 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказат-в (ст 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (ст50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ (УПК), а также право просить о помиловании или смягчении наказания

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (ст 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг к-рых определён ФЗ. Ст 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. ФЗом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (ст 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, к-рое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются ФЗ-ми. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах. В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с ФЗми и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Закон РФ от 22 декабря 1992 г. !4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность. В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование. Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др. Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.


46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ (УПЧ). Он занимается защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами МСУ и должностными лицами. Правовой статус, функции, компетенция УПЧ закреплены в ФКЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.

Данную должность может занять лицо, отве­чающее определенным требованиям :

Иметь граж­данство РФ;

Возраст не моложе 35 лет;

Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность УПЧ более чем на 2 срока подряд.

Институт УПЧ учрежден в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ и должностными лицами. Уста­новленными Законом об УПЧ средствами он способствует:

Восстановлению нарушенных прав;

Совершенствованию законодательства о правах ЧиГ и приведению его в соответ­ствие с общепризнанными принципами и нормами м/нар права;

Развитию м/нар сотрудничества в области прав человека;

Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос Думой ФС РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться долж­ность УПЧ по правам человека в субъ­екте Федерации.

Правовой статус УПЧ характеризу­ется следующими чертами :

1. При осуществлении своих функций УПЧ независим и неподотчетен каким-либо го­с органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность УПЧ с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к УПЧ, воспрепятствование его дея­тельности в иной форме влечет установленную за­конодательством ответственность.

2. Должность УПЧ несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос службе, занятием какой-либо др оплачиваемой или неоплачиваемой деятель­ностью, за исключением преподавательской, науч­ной либо иной творческой деятельности.

3. УПЧ не вправе заниматься поли­т деятельностью, быть членом полит партии или иного общественного объединения, преследующего полит цели.

4. В течение 5-летнего срока полномочий УПЧ обладает неприкосновенностью, содержание к-рой конкретизировано в упомяну­том Законе. Для применения к УПЧ предусмотренных в названном Законе мер принуди­тельного воздействия требуется согласие ГосДумы.

5. УПЧ не наделен властными полно­мочиями, директивными мерами воздействия на го­с и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматривае­мый Закон устанавливает широкий круг обязанно­стей названных субъектов в отношении действий и обращений УПЧ (оказание содействия, проведение по поручению УПЧ опреде­ленных действий, предоставление информации, не­обходимых материалов и т. п.).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции УПЧ в РФ или в субъекте РФ.

УПЧ для осуществления своей деятельности формирует аппарат УПЧ. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия УПЧ.

Основным содержанием компетенции УПЧ является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на тер-рии РФ иностранные граждане и лица б/г. УПЧ принимает только те жалобы, которые были ранее рассмотрены в судебном либо административном порядке , но заявитель не согла­сен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы : не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, ко­гда последнему стало известно об их нарушении . УПЧ может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ обжалова­нию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб УПЧ пра­вомочен :

Обращаться к компетентным гос органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

Беспрепятственно посещать все органы гос власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т. д.;

Запрашивать и получать необходимые ему сведе­ния и документы;

Получать объяснения должностных лиц и гос служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб ­УПЧ вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод, участвовать в судебном про­цессе;

Обращаться в компетентные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или администр производства либо уголовного дела в от­ношении соответствующего должностного лица;

Обращаться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора, определения или постановления суда;

Излагать свои доводы должностному лицу, имею­щему право вносить протест;

Обращаться в Констит Суд РФ с жало­бой на нарушения конституц прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции УПЧ может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нару­шениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя­занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

УПЧ может ини­циировать парламентское расследование.

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод гра­ждан в РФ он может направлять в ГосДуму РФ специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую ко­миссию по расследованию фактов нарушения прав и сво­бод граждан.

Закон устанавливает основания, к-рые вле­кут или могут повлечь досрочное освоб-е от должности УПЧ Гос Думой :

1) в случаях, если УПЧ нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием дру­гой деятельностью;

2) если в от­ношении него вступил в законную силу обвинитель­ный приговор суда .

3) ввиду его неспо­собности по состоянию здоровья или по иным при­чинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от долж­ности может явиться подача УПЧ заявле­ния о сложении полномочий.


47. Понятие федеративного устройства РФ.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

30. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

  1. соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
  2. уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
  3. обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
  4. обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
  5. заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
  6. платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
  7. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
  8. обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
  • во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
  • в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

31. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод , которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту . Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

32. Конституционные гарантии правосудия.

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

33. Федеративное устройство Российской Федерации. Принципы российского федерализма.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

Государственная целостность;

Единство системы государственной власти;

Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.