Что такое земельный пай и для чего он нужен? Закон о выделении земельных паев Что можно сделать с земельным паем

Пай – это земельный надел, входящий в целостный массив, поделенный на отдельные участки, принадлежащие различным субъектам. Такой отрезок земли может предоставляться гражданину на безвозмездной основе всего один раз в жизни.

Выдается он для того, чтобы человек мог самостоятельно использовать его по своему усмотрению, но обязательно в сельскохозяйственных целях. Иными словами, на данном участке запрещено возводить жилые постройки, спортивные площадки, коммерческие строения и так далее.

Кроме того, такой надел не будет являться собственностью пайщика до того момента, пока тот его не приватизирует. Только после прохождения всей процедуры оформления пая в свое владение, собственник сможет осуществлять с ним всевозможные сделки в рамках российского законодательства.

Федеральный закон о земельных паях

Основной закон, касающийся паев, был принят еще в декабре 1991 года и касался он реорганизации колхозов и совхозов. В соответствии с данным актом, расформирование коллективных сельскохозяйственных сообществ должно осуществляться по принципу равномерного распределения земли между их членами.

Иными словами, если до 1991-го года человек работал в колхозе, то после его расформирования, ему должны были выделить определенный участок земли для личного пользования. С тех пор значительная часть российских земельных угодий находится в частной собственности отдельных субъектов – граждан РФ.

Также все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются Земельным законодательством страны и отдельным Федеральным актом № 101-ФЗ

Закон о выделении земельного пая

  • Труженики сельскохозяйственной сферы — земледельцы, агрономы, зоотехники, доярки, трактористы, комбайнеры;
  • Сотрудники здравоохранения, работающие в сельской (районной) местности;
  • Работники образовательного сектора — учителя сельских школ, библиотекари.

Также необходимо знать, что все дольщики в обязательном порядке обязаны регулярно уплачивать налоговые взносы за свою землю. При неуплате данного побора осуществить приватизацию такого участка будет невозможно.

Оформление земельного пая в собственность по закону осуществляется следующим образом:

  • После принятия решения о приватизации выделенного участка земли, пайщик должен дать соответствующее объявление в местную районную газету с целью оповещения остальных дольщиков;
  • Через месяц после оповещения в СМИ проводится собрание держателей участков, на котором ведется соответствующий протокол, в котором должны расписаться все дольщики о том, что они не против процедуры приватизации данного надела;
  • Далее при помощи землеустроителей производится межевание земли с целью отделения вашей доли. Во время проведения данного мероприятия необходимо оповестить о нем хозяев тех участков, которые расположены рядом;
  • Затем необходимо обратиться в землеустроительный комитет с целью получения кадастрового номера на отмежеванный участок;
  • На последнем этапе осуществляется подача заявления в регистрационную палату о получении свидетельства принадлежности;

Следует заметить, что весь вышеперечисленный процесс приватизации довольно длительный, трудоемкий и затратный. На него может уйти от одного до двух лет.

Как можно использовать земельный пай по закону?

Земляные нормативные акты РФ, а также соответствующие федеральные законы регламентируют следующий порядок использования паев земли:

  • Для осуществления земледельческих работ – выращивание сельскохозяйственных культур, использование под пастбища и так далее;
  • Проведение мелиоративных мероприятий;
  • Если надел приватизирован и находится в личной собственности пайщика, то его можно использовать для возведения жилых и нежилых строений, а также для любых частных нужд;
  • Реализовывать прочие права по законодательству.

Кроме того, собственник земельной доли имеет право ее продать, обменять, подарить либо оставлить в наследство по завещательному документу.

Продажа земельного пая сельхозназначения по закону

Большая часть владельцев приватизированных наделов либо сами проживают в сельской местности, либо осуществляют на земле какую-либо предпринимательскую деятельность. Нередко с целью расширения своего хозяйства фермеры скупают у дольщиков их паи. Продажа такого надела осуществляется в соответствии с законом, регулирующим подобные сделки с недвижимостью.

Для начала между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи — в соответствии с общепринятыми правилами к данному документу. К соглашению должны прилагаться все требуемые документы, включая сертификат на землю. Далее приобретенный участок проходит процедуру оформления на нового владельца в регистрационном органе.

Свидетельство о праве на наследство по закону на земельный пай

Территории сельскохозяйственного назначения по закону могут передаваться по наследству. Для этого собственник доли еще при жизни должен составить завещание в пользу наследника. Если такой документ не будет написан, тогда наследование недвижимости осуществляется по закону в порядке первоочередности. При вступлении в свои права, приемник пишет нотариусу заявление о принятии наследства от погибшего родственника.

Последние изменения: Январь 2020

Среди сделок с землей сельхозназначения особое место занимают мероприятия по переоформлению и распоряжению наделами, входящими в состав общего имущества. С 91 года прошлого столетия у работников коллективных хозяйств появилась возможность безвозмездно приобрести земельный пай, который будет далее использован по усмотрению человека. Столкнувшись с необходимостью каким-либо образом распорядиться полученным паем, следует учитывать правовые особенности подобных сделок, ведь для надлежащего оформления документов придется пройти длительную и сложную процедуру.

Общие понятия

Следует отличать земельный пай от привычного участка в частной собственности. Пай представляет собой часть общедолевой собственности , а размер определяется в виде процента от суммарного значения участков, выраженных в единицах измерения площади.

Зачастую, пай включают в уставной капитал заинтересованной организации (производственное предприятие, кооператив, акционерное общество), ведь первоначально выдел пая происходил в период преобразования советских хозяйств и организаций в коммерческие предприятия.

При выделении пая применяется принцип безвозмездности, однако при определении, кому положен надел, следует отметить, что право используется лишь гражданами, непосредственно связанными с колхозом или совхозом, из земель которого сформированы паи.

Чтобы оформить право на надел, надлежит пройти процесс приватизации, на основании которой будет зарегистрирован новый собственник, и проведена постановка на учет по Кадастру.
При намерении физически выделить надел, нужно узнать, как получить новые документы, ведь владельцу пая предстоит пройти длительную процедуру, связанную с межеванием и оформлением границ с присвоением номера по кадастровому учету и оформления кадастрового паспорта.

Текущая ситуация такова, что только половина земель представляет собой объединенные вместе паи, владельцы которых успешно переоформили собственность на себя.

Иными словами, земельный пай представлен в виде определенного размера земельной площади, приходящейся на человека, без выделения из общего числа и определения конкретных границ. Документальным основанием считать себя держателем пая земель сельхозназначения служит свидетельство, устанавливающее право в общей собственности.

Подтверждающий документ включает следующую информацию :

  • величину пая;
  • оценка в балло-гектарах;
  • вид назначения земли (под пашню, пастбище и т.д.)

Особенностью подобного права является усредненность характеристик и отнесение к виртуальной собственности, которая может быть, при желании, получена в виде собственности.

Законодательные нормы

Когда возникает потребность в оформлении пая и распоряжении им, необходимо изучить законодательные нормы, регулирующие правовые вопросы в земельном праве:

  • Процесс перевода пая в земли сельхозназначения, а также сделки купли-продажи, дарения, оформления наследства определяется согласно положений закона №101-ФЗ, утвержденного в 2002 году.
  • ЗК РФ регулирует статусы сельхознаделов.
  • Проведение постановки на кадастровый учет и связанные с техническим оформлением земель проводится согласно закона №218-ФЗ, с 1 января 2017.
  • Требования и нормы регистрационного оформления недвижимой собственности приведены в законе № 122-ФЗ (утрачивает силу с 01.01.2020 года).

Особенности использования и преимущества

Помимо земельных паев, которые начали выдавать с 1991 года, в процессе реорганизации коллективных хозяйств с 92-93 годов стали выделять имущественные паи.

Земельный пай отличается от имущественного тем, что он мог быть получен любым членом колхоза, без учета степени ценности вклада, который он внес в развитие своей организации.

Владение земельным паем дает большие возможности в отношении распоряжения своим правом:

  • Получать прибыль, полученную по результатам обработки земель и сбора урожая и последующей его продажи. Возможна выдача прибыли в натуральном выражении.
  • Пай может принести доход от его продажи или обмена на другую собственность.
  • Доля передается в дар или наследуется.
  • Земля может быть использована в качестве залогового обеспечения или внесена в уставной капитал кооператива.
  • Доход в виде арендной платы.
  • Передача в доверительное управление.

Не всегда паи используются и контролируются владельцами. Большая часть территорий под сельское хозяйство остаются не востребованы.

Согласно действующему законодательству, в случае отсутствия каких-либо распоряжений в отношении доли в течении 3 лет, она относится к категории невостребованных.

Законные основания для признания невостребованного пая появились сравнительно недавно и к их числу относят следующие параметры :

  • Держатель пая не установлен.
  • Владелец умер, а наследовать землю некому.
  • В случае смерти держателя пая наследник не вправе переоформить недвижимость, либо отказался от наследства.

При выявлении хозяев пая, невостребованность земель может быть опротестована в следующем порядке :

  1. Пишется заявление в местную администрацию.
  2. Оспорить решение собственников на общем собрании установившим невостребованность пая можно только в судебном порядке.

Порядок оформления

Процесс приватизации и выделения пая происходит в следующем порядке:

  1. В печатных средствах массовой информации региона публикуется информация о планируемом выделении.
  2. Спустя месяц проводится собрание пайщиков с целью согласовать параметры выдела.
  3. На организацию и проведение межевания уходит довольно длительный период, вплоть до 2 лет.
  4. После проведения межевания с владельцами прилегающих земель и представителями земельного комитета. Проверка и согласование межевой схемы занимает 30-дневный период.
  5. Основанием считать процесс согласования завершенным служит получение заключения о соответствии плана положениям законодательства.
  6. Происходит постановка участка на учет по кадастру с присвоением уникального номера. Оформляется кадастровая документация, паспорт, план выделенного в натуральном виде надела.
  7. , а собственник получает подтверждающее свидетельство.

Приступая к оформлению, следует подготовиться к длительному процессу с соблюдением условий выделения пая.

Вопросы по продаже

Для продажи земли необязательно проводить специальные подготовительные работы. При составлении текста договора предметом сделки указывают только площадь земли, право на которую передается. Кроме того, в договоре отражают наличие/отсутствие обременений и срок, отведенный на перевод пая в собственность другого лица.

Приложением к договору станет схема участка, без установленных границ. Закон не предусматривает никаких ограничений по поводу возмездной передачи пая.

В процессе проверки юридической допустимости сделки продажи покупатель проверяет :

Цена и способ расчетов определяется сторонами договора по взаимному согласию.

После выделения земельного права необходимо провести регистрацию полученного права, с получением , кадастровой и технической документацией.

Для регистрации выделенной земли и получения свидетельства обращаются в территориальный отдел Росреестра по месту, где находится недвижимость.

В пакет документации для регистрации входят :

  • протокол общего собрания пайщиков;
  • кадастровая документация на пай;
  • платежный документ на госпошлину.

При желании, пай оформляют через представителя, действующего по доверенности. На доверенное лицо также представляют личные документы, удостоверяющие личность.

Проверка характеристик участка по кадастровому номеру

В процессе оформления выделенного пая проводятся важные мероприятия по определению местоположения и границ надела. В результате, пай обретает конкретное выражение в виде четко обозначенной территории, которая ставится на кадастровый учет и регистрируется в базе с присвоением уникального кадастрового номера.

Из цифровой комбинации, представленной в кадастровом номере, можно узнать основные характеристики участка, его особенности, назначение и т.д.

Так как информация о земле, находится в свободном доступе, для получения ответа на запрос, достаточно знать номер участка.

  • Размер земли, выраженный в кв.м.
  • Стоимость по кадастру (нужна для определения суммы имущественного налога).
  • Назначение использования земель.
  • Точное определение места нахождения.

Комбинация присваиваемого номера позволяет провести предварительную расшифровку основных характеристик земли:

  1. 2 первые цифры отвечают за обозначение субъекта Федерации, в которой расположен надел.
  2. 3-я и 4-я цифры обозначают определенный округ.
  3. 6 последующих цифр устанавливают принадлежность к определенному кварталу.
  4. Точное положение участка указывают последние цифры из номера.

Информацию об участке можно проверить онлайн в течение считанных минут. Достаточно ввести номер в строку поиска на сайте Росреестра в разделе Публичной кадастровой карты.

Не стоит недооценивать значимость земельных паев, даже если текущий владелец пая не имеет прямого отношения к предприятию, занимающемуся обработкой всех, входящих в общую собственность территорий. Пай может быть продан, арендован, с получением соответствующего дохода, оговоренного между сторонами сделки.

Получив в собственность пай, можно производить с ним следующие виды сделок с паями и распоряжения:

  • Оформить договор купли-продажи, переоформив пай на заинтересованное лицо или организацию (колхоз, фермерство, либо другому пайщику).
  • Передать землю в дар. В данном случае, не следует подменять дарственной договор купли-продажи, так как в противном случае пай будет отчужден без каких-либо обязательств по оплате со стороны нового собственника. Кроме того, выявление подмены ведет к привлечению ответственности.
  • Выделить пай в виде конкретного участка, либо в составе собственности части пайщиков. После выделения единоличной доли пайщик становится полноправным собственником.

Для оформления купли-продажи, помимо самого договора и заявления с просьбой о переоформлении, потребуется подготовить для сделки следующие бумаги:

  • личные документы сторон сделки (оригиналы паспортов и ксерокопии);
  • заверенное нотариусом согласие на сделку второго супруга, если новый собственник или продавец находится в брачных отношениях;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • подтверждающие документы, свидетельствующие об уведомлении остальных дольщиков о планируемой продаже;
  • платежный документ, свидетельствующий об уплате пошлины.

Сложности продажи

Для успешной продажи одного намерения дольщика недостаточно. Право передать имущество в пользу другого хозяина можно только при условии, что администрация отклонила предложение купить землю.

При определении цены надела учитывают важные факторы, оказывающие прямое воздействие на ликвидность и привлекательность объекта:

  • основные физические характеристики;
  • место нахождения;
  • особенности рельефа, местности;
  • климат.

Если продавец решил скорректировать цену, предоставив покупателю скидку, необходимо заново пройти согласование с муниципалитетом (администрацией). Продолжить оформление бумаг можно только при повторном получении разрешения и отказе выкупить со стороны официальных властей.

Оформление в дар

Во избежание юридических проблем, настоятельно не рекомендуется заменять дарением возмездную сделку купли-продажи. Однако, закон не запрещает передачи в дар не только близкой родне, но и лицам с дальним родством или вовсе посторонним.

Преимуществом договора дарения является невозможность раздела полученных земель при разводе. Недвижимость остается в собственности одаряемого и не относится к совместно нажитому имуществу. В остальном процесс дарения аналогичен купле-продаже и требует сбора аналогичного списка документов, за исключением согласия супруга. Подаренный объект также подлежит дальнейшей регистрации в Росреестре, а получение свидетельства завершает процесс переоформления.

Владение долей влечет за собой возможность получать доход от его использования, продажи, аренды, а также применения в качестве части уставного капитала предприятия. Имея свои особенности, земля дольщика является таким же имуществом, право на которое может быть завещано или передано в дар близким людям.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

С. КУЛЫГИНА

С. Кулыгина, экономист.

В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.

Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.

В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.

В то же время Закон "О земельной реформе", принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, "не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду", опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.

Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) это право определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства".

Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.

Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась "равная защита прав граждан", чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.

Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, "установка" резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: "В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов". Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.

Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: "...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...". Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.

Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - "работающие в сельском хозяйстве" дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: "...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)". И тут же: "В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств".

На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась "эпопея" лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО "Спутник". Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.

Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.

Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря "изменению" в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.

Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.

Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: "Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру".