Что означает электроэнергия моп в квитанции жкх. ОДН. Зачем общедомовой счетчик, если есть счетчик мест общего пользования (МОП) Кем оплачивается электроинергия в моп многоквартирного дома

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

Станислав, 31.12.2008

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов - это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

Цитата

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. - входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Цитата

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .


Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас - «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

Информационный лист


Уважаемый потребитель!


В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее - ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее - Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии -
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа - «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае - когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

В последнее десятилетие в РФ проводится реформа отрасли ЖКХ, одним из этапов которой является повсеместная установка в многоквартирных жилых домах общедомовых счетчиков электроэнергии (общедомовых приборов учета). В настоящее время такие приборы учета электроэнергии уже установлены в большинстве многоквартирных домов. Установка общедомового счетчика электроэнергии изменяет порядок расчетов за потребленную электроэнергию: жители многоквартирных домов должны оплачивать не только стоимость электроэнергии, потребленной в квартире, но и осуществлять оплату электроэнергии мест общего пользования (электроэнергия МОП).

В связи с этим в последние несколько лет у жителей многоквартирных домов не утихают дискуссии и споры с поставщиками коммунальных ресурсов о необходимости и обоснованности применения в расчетах с ними не только электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, но и также предъявлении к оплате доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, которую часто называют общедомовая электроэнергия. В этой статье мы предлагаем разобраться, а должна ли действительно жителями многоквартирного дома производиться оплата электроэнергии мест общего пользования.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие меры жители многоквартирного дома могут предпринять для снижения стоимости электроэнергии мест общего пользования.

Сразу необходимо пояснить, что такое электроэнергия мест общего пользования (электроэнергия ОДН): это электроэнергия, затрачиваемая на освещение мест общего пользования (лестничных клеток, подвалов), работу оборудования, которое является общим имуществом (насосы, антенны), а также внутридомовые потери электроэнергии.

В первую очередь рассмотрим нормативно - правовую базу необходимости оплаты жителями общедомовой электроэнергии (эл. энергия на общедомовые нужды).

В соответствии со ст. 30 п.4, ст. 36 п.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 209 п. 4, ст. 210 Гражданского кодекса РФ Собственники несут бремя содержания принадлежащего им общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 собственники помещений в многоквартирном доме, а также собственники жилых домов вносят оплату за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (в т.ч. и электрической энергии).

Т.е. согласно законодательству РФ оплата электроэнергии мест общего пользования, а точнее ее доли, приходящегося на гражданина, должна осуществляться каждым жителем многоквартирного дома. Но как производится расчет общедомовых нужд на электроэнергию и начисление ОДН на всех жителей многоквартирного дома? А также как снизить долю общедомовой электроэнергии, приходящегося на каждого жителя?. Ответы на эти вопросы приведены ниже.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (для наиболее часто встречающегося случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии, а жилые или нежилые помещения не все оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии) производится в соответствии с формулой 9 приложения 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае разница между общим потреблением электроэнергии многоквартирного дома и суммарным потреблением во всех помещениях (определяется либо по счетчикам в квартирах либо расчетным способом) "разбрасывается" на всех собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально потреблению электроэнергии в помещениях. В дальнейшем будем называть это долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме.

Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды . Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Рассмотрим простой пример. Фактический размер ОДН, который приходится на конкертную квартиру составил в августе 50 кВт.ч. А если определить размер ОДН для этой же квартиры по нормативу, то нормативный размер ОДН составит только 30 кВт.ч. Таким образом, в квитанции за ЖКХ, собственнику такой квартиры может быть предъявлено только 30 кВт.ч. (нормативный ОДН). "Оставшаяся" разница ОДН в размере 20 кВт.ч. ложится на "плечи" управляющей компании или ТСЖ, мотивируя их тем принимать меры к снижению ОДН.

Что же входит в эту долю общедомовой электроэнергии и почему собственники помещений обязаны ее оплачивать? В идеальном случае в ее состав входит только потребление электроэнергии в местах общего пользования (освещение лестничных клеток, подвалов, работа лифтов, антенны, работа насосов подкачки и т.д.), а также потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Нормальным считается, когда доля общедомового расхода составляет не более 20% потребления в помещении собственника (квартире), соответственно ее стоимость не должна превышать указанной величины. Однако на практике оплата электроэнергии МОП (мест общего пользования) значительна выше этих 20% от общих затрат граждан на электроэнергию. Нередки случаи, когда общедомовая электроэнергия даже превышает потребление непосредственно в квартире.

Почему могут возникать такие случаи, и как снизить долю общедомовой электроэнергии мы и попытаемся здесь разобраться.

Причинами высокой доли общедомового расхода электроэнергии может быть:

1. Неправильная организация съема показаний приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме. Например, показания общедомового прибора учета электроэнергии были сняты на 28 число месяца, а показания индивидуальных приборов учета (в квартирах) были сняты не все и снимались в период с 23 по 31 число месяца. Разумеется в таком случае могут быть значительные искажения в данных.

2. Наличие среди собственников помещений в многоквартирном доме лиц, которые осуществляют «воровство» электроэнергии. В таком случае, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный у таких лиц не будет отражать реального потребления электроэнергии, а вся «украденная» электроэнергия будет распределяться на всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Неверный порядок расчета электроэнергии мест общего пользования, который может применять исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация. С июня 2011г. вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми доля общедомовой электроэнергии должна предъявляться не только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, но и также собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, аптеки и др. - те объекты, которые зачастую занимают помещения на 1 этаже многоквартирного дома). Пока еще очень немногие исполнители коммунальных услуг производят расчеты с жителями многоквартирных домов с учетом этих изменений.

4. Неудовлетворительным состоянием внутридомовых электрических сетей или нерациональным расходованием электроэнергии в местах общего пользования.

Все вышеперечисленные причины могут в той или иной степени влиять на увеличение затрат на электроэнергию для населения многоквартирного дома.

А какие меры могут предпринять жители многоквартирных домов для снижения доли общедомовой электроэнергии ?

Ниже предложены несложные для выполнения, но достаточно эффективные действия граждан, направленные на снижение доли общедомовой электроэнергии.

1. Запросить данные о расчетах за последний год у исполнителя коммунальных услуг и самостоятельно проверить, на предмет соответствия нормам закона. Кроме того, запросить акты съема показаний общедомовых приборов учета и данные о датах снятия показаний и объемах потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

2. В случае выявления значительного расхождения в датах снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета указать исполнителю коммунальных услуг на необходимость привести их в соответствие.

3. В случае подозрений о наличии людей, которые могут осуществлять безучетное потребление электроэнергии («воровство»), направить исполнителю коммунальных услуг требование о необходимости проведения проверки указанных лиц.

4. В случае нерационального использования электроэнергии в местах общего пользования или неудовлетворительного состояния внутридомовых электрических сетей, на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение о проведении соответствующих технических мероприятий

ВАЖНО! С 1 сентября 2012г. вступили в силу «новые» Правила предоставления коммунальных услуг. «Новые» Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В тексте указанных правил много принципиальных отличий от Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Узнать об основных существенных отличиях «старых» правил от «новых» Вы можете в соответствующем разделе сайта.

Итак, в этой статье мы выяснили, что в соответствии с нормами действующего законодательства, жителями должна быть оплачена вся электроэнергия мест общего пользования, которая была потреблена в многоквартирном доме. «Нормальной» долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на потребителя считается доля до 20% от потребления в квартире. Если доля общедомовой электроэнергии составляет величину более 20% от потребления в квартире, то скорей всего имеет место одна из причин, приведенных выше.

Очень многих россиян в последнее время стало волновать, что это за строка в платежной квитанции – «электроэнергия МОП». Такой повышенный интерес в большинстве случаев объясняется просто – суммы, фигурирующие там, выглядят достаточно солидно, при этом иногда они даже выше, чем основная оплата за использованный свет в квартире.

  • лестничных площадок;
  • лифтов;
  • входов в подъезды;
  • подвалов;
  • чердаков и пр.

Сейчас в России продолжается комплексное реформирование ЖКХ. В итоге немало предприятий, оказывающих соответствующие услуги населению, систематизируют собственные отношения с потребителем, в число которых в основном входят люди, проживающие в многоэтажках.

Свою деятельность они проводят на основании правительственного постановления, выпущенного еще в 2006-м, номер которого 307. Этот документ регламентирует организацию учета общедомового потребления услуг ХКХ. В частности, там появилась норма, согласно которой необходимо проводить начисление платы за электроэнергию, не только потребленную в квартирах, но и пущенной на общие нужды.

В 2011-м был правительством также принят еще один регулирующий акт (№ 354) систематизирующий:

  • вопросы оплаты услуг ЖКХ;
  • периодичность ее;
  • порядок учета ресурсов;
  • права, и в равной степени обязанности сторон и пр.

По 354 постановлению также сейчас рассчитываются тарифы за следующие коммунальные услуги:

  • отопление;
  • горячее водоснабжение;
  • электричество.

Таким образом, с 2011 года расходуемая на общие нужды всех жильцов электроэнергия больше не входит в содержание жилья и в расчете используется другой норматив.

Соответствующим образом и стоимость была вынесена отдельной строкой в платежках. Исходя из нового формата, совокупно потребленные услуги распределяются между собственниками или же нанимателями помещений. Однако у многих граждан до настоящего времени нет четкого представления о том, за что собственно они платят управляющим компаниям.

В 354 постановлении четко сформулирован порядок распределения платы за электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды.

Так расход ее учитывают при помощи одного счетчика, специально с этой целью установленного в каждом многоквартирном доме. Его показания ежемесячно фиксируются представителями управляющей компании и передаются на предприятие, занимающееся сбытом электроэнергии.

На основе этих данных рассчитывают фактическое потребление путем вычитания совокупного расхода приходящегося на все квартиры. Принимаются к сведению также и траты электричества юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети. В итоге оставшийся объем и считается электроэнергией МОП.

Вот здесь и начинается интересное. В правительственном постановлении указывается, что делят общедомовые киловатты между всеми собственниками пропорционально. То есть больше приходится платить тем, у кого в квартире проживает больше людей.

Государство со своей стороны ввело определенный норматив на потребление электричества МОП из расчета на одного человека. В зависимости от региона величина эта может отличаться.

К примеру, по Петрозаводску он составляет 7 киловатт в месяц.

Как отмечают специалисты, чаще всего слишком большая сумма, начисленная за электроэнергию МОП, набегает из-за следующих факторов:

  • потребление без заключения договора;
  • хищение электричества физлицами;
  • несанкционированное подключение к общей сети многоквартирного дома;
  • большое общее количество оборудования, являющегося собственностью всех жильцов;
  • точность снятия показаний с индивидуальных счетчиков и их своевременная подача;
  • состояние проводки;
  • недостаточно бережное отношение жильцов к энергоресурсам.

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с новыми правилами, вся полнота власти в многоквартирном доме передается в руки его собственников. А это, в свою очередь, влечет и ответственность за имущество.

Далее. Само по себе электроснабжение является по определению коммунальной услугой. Ее предоставляют владельцем квартир находящихся в доме. Их законодательно закрепленная обязанность: своевременно оплачивать поступающие счета за расход тех или иных ресурсов.

Величина платы напрямую зависит от данных общедомового счетчика и совокупно не может превышать показатели упомянутого измерительного прибора. Таким образом формально никаких оснований не платить у граждан нет.

В то же время несколько лет назад гражданам, проживающим в городе Ливны, находящемся в Орловской области удалось в суде доказать, что им противозаконно завышали оплату за электроснабжение МОП.

Причем иск на управляющую компанию (Жилсервис) подала городская прокуратура. Ее сотрудники вынуждены были поступить таким образом, поскольку им чуть ли не каждый день приходили жалобы от граждан, проживающих в домах, находящихся в ведении указанного выше субъекта хозяйственной деятельности.

Людям отсылались платежки с огромными суммами, размер которых существенно превышал плату за потребление энергии по квартирам.

Как судейским, так и прокурорским чиновникам, понадобилось немало времени, чтобы изучить все представленные документы, а также действующие:

В результате удалось установить, что проблема возникла из-за неправильно применения формулы расчета. В прокуратуре отметили – представители энергоснабжающей компании принимали к сведению заявленные самими потребителями расходы электроэнергии, в то время как следовало опираться только на данные получаемые со счетчиков.

Таким образом, выходило, что добросовестные жильцы фактически вынуждены были платить за соседей, которые не спешили рассчитываться по долгам. В итоге прокуратуре удалось доказать, что данные действия были незаконны и противоречат существующим нормам.

Это далеко не единичный случай по России в целом. Потому так важно проверять платежки и своевременно подавать претензии, если начисления подозрительно высокие.

Количество людей, зарегистрированных в квартире, отношения к освещению мест общего пользования не имеет. Сумму оплаты рассчитывают по площади квартир, так как общедомовое имущество делится пропорционально площади каждой квартиры, а не количеству проживающих, - дополнительно разъяснил novichok на форуме «Одинцово-ИНФО». - Лампочка светит что для одного, что для семерых, тут только разница в пользовании лифтом, но это, сами понимаете, рассчитать нереально, кто из какой квартиры сколько раз его использовал. Думаю, теперь эту строку расходов отследить жителям будет легче, чем раньше, когда она была включена в «Содержание и ремонт». Вот тогда вообще было непонятно, откель ноги растут. Сейчас жильцы могут в УК хоть каждый месяц запрашивать показания общедомового счетчика и расчет потребления на свою квартиру».

ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» не включает в плату агентское или иное вознаграждение, она лишь, как исполнитель, обязана обеспечить расчетные отношения РКС-энерго и потребителей. Руководством ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» также было принято решение до конца текущего года оборудовать дома, где это технически возможно, общедомовыми приборами учета, что позволит каждому дому самостоятельно регулировать внутреннее потребление ресурса.

По всем вопросам Вы можете обращаться в рабочее время в отдел главного энергетика ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» по адресу: г.Выборг, ул.Железнодорожная, д.2, 1 этаж.

Наталья Юрьевна, чем вызвано изменение с 1 сентября порядка расчёта платы за коммунальные услуги? – В соответствии с Федеральным законом № 261 до 1 июля 2012 года должны были быть установлены общедомовые приборы учёта электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, кроме газоснабжения (они в 2014 г.). С 1 сентября вступило в силу Постановление правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Оно регулирует отношения между собственниками и организациями, предоставляющими услуги (домоуправляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, ЖСК, ТСЖ). Если дом под управлением управляющей компании (ДУКа), то она и является исполнителем услуг.
Все претензии жителей – именно к ней.

Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним. Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия.
Более простая расшифровка понятия - услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья».

Но в таком случае, чем обусловлено их нежелание вносить оплату за новую строку расходов? В чем же суть проблемы? Это только на первый взгляд сумма, которая подлежит оплате за освещение МОП, переместилась в счете на оплату из графы «ремонт и обслуживание жилищного фонда» в графу «электроснабжение». Раньше эти расходы оплачивались согласно тарифу на содержание и ремонт, который утверждался общим собранием собственников жилых помещений или органом местного самоуправления.

Фактический размер оплаты за услуги становится виден только в том случае, если в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Необходимо отметить, что показания общедомового прибора учета отражают как общее энергопотребление во всех помещениях, так и потери энергии во внутридомовых сетях, которые при этом также возмещаются собственниками.

Графа «эл.энергия СОИ», согласно законодательным изменениям, должна была появиться еще в январе этого года. Объем расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, законодатель ограничил нормативами.
На переходный период применяются старые нормативы для ОДН, установленные субъектами федерации ранее. Во многих районах перевод ОДН в СОИ привел к росту платы для жителей, потому что рекомендованные нормативы высокие. После введения нового порядка расчета платы за содержание общедомового имущества Управляющая компания по ЖКХ обратилась в Правительство ЛО за консультацией по поводу исполнения законодательных нововведений. В квитанции была включена новая графа: «эл.энергия СОИ», но к оплате по этой графе в январе и феврале выставлялся ноль.

Таким образом, оплата за электроснабжение жилых помещений может меняться в течение года. Если приборы учета энергии есть только в части помещений, значит алгоритм расчета будет усложняться.

Собственники квартир не оборудованных счетчиками, оплачивают электрическую энергию согласно установленным нормативам энергопотребления, а обладатели приборов учета должны платить за тот объем электроэнергии, который отличается от того, что был зафиксирован индивидуальными счетчиками. Если же во всех помещениях дома, в котором существует коллективный счетчик, установлены собственные приборы учета электроэнергии, то используется формула, в которой суммарный объем энергии, рассчитанный по соответствующим нормативам будет равен нулю. Иными словами, расходы на электроэнергию затраченную на МОП, будут распределены согласно показаний индивидуальных приборов учета.
Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории. Расчет стоимости освещения Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.

Согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, расчет оплаты за электроснабжение определяется в зависимости от наличия и общих, и индивидуальных приборов учета электроэнергии. Если ни в одном жилом помещении дома нет прибора индивидуального учета электроэнергии, то в соответствии Приложением 2, устанавливать плату за электроснабжение в жилых помещениях следует соответственно числу лиц, зарегистрированных в квартире. Из зафиксированного общедомовым счетчиком количества потребленной электроэнергии нужно вычесть суммарный объем электроэнергии, израсходованной в нежилых помещениях за тот же расчетный период. Именно эта разница должна распределяться между собственниками жилых помещений. Особое внимание следует обратить на то, что в этом случае не должны применяются нормативы энергопотребления.

Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории.

Расчет стоимости освещения Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

    Общее потребление электричества в доме.

Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.

  • Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.
  • Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями.

    Раньше электроэнергия входила в тариф обслуживания мест общего пользования, теперь же ее выделили в отдельную строку.

    Таким образом, образуется превышение количества электроэнергии, которое зафиксировано общедомовым счетчиком над суммарным количеством, плату за которое ТСЖ и управляющие организации и получают от собственников.
    Не желая терпеть убытки, товарищества и управляющие компании «раскидывают» получившуюся разницу на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и включают в счета за услуги такую строку как «освещение МОП», что сопровождается сопротивлением со стороны собственников.

    Нежелание собственников оплачивать электроэнергию, которая необходима для освещения МОП, вынуждает ТСЖ и управляющие компании уклоняться от установления договорных отношений по снабжению электроэнергией МОП.

    В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

    В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

    В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами – физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома.

    Само по себе электроснабжение является по определению коммунальной услугой.
    Ее предоставляют владельцем квартир находящихся в доме.
    Их законодательно закрепленная обязанность: своевременно оплачивать поступающие счета за расход тех или иных ресурсов. Величина платы напрямую зависит от данных общедомового счетчика и совокупно не может превышать показатели упомянутого измерительного прибора. Таким образом формально никаких оснований не платить у граждан нет.

    Судебные прецеденты В то же время несколько лет назад гражданам, проживающим в городе Ливны, находящемся в Орловской области удалось в суде доказать, что им противозаконно завышали оплату за электроснабжение МОП.

    Причем иск на управляющую компанию (Жилсервис) подала городская прокуратура.

    Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема. Энергопотери в МКД Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

      Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования.

    Например, отсутствие энергосберегающих лампочек. Поломка индивидуального счетчика.

    Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса.

    Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
    Очень многих россиян в последнее время стало волновать, что это за строка в платежной квитанции – «электроэнергия МОП».

    Такой повышенный интерес в большинстве случаев объясняется просто – суммы, фигурирующие там, выглядят достаточно солидно, при этом иногда они даже выше, чем основная оплата за использованный свет в квартире.

    В первую очередь стоит пояснить, что расшифровка МОП следующая: «места общего пользования». То есть в данном случае имеется в виду электричество, израсходованное на освещение:

    • лестничных площадок;
    • лифтов;
    • входов в подъезды;
    • подвалов;
    • чердаков и пр.

    Откуда взялась эта статья расхода Сейчас в России продолжается комплексное реформирование ЖКХ.

    Каждый месяц приходят квитанции за оплату потребленных услуг. Они вручаются гражданину, проживающему на данной жилой площади. В них указывается, сколько платим за газ, свет, воду и др. Новые образцы отличаются набором аббревиатур, цветом (например, в СПБ – розовая платежка, в других регионах -желтая) и др. Пример квитанции будет приведен ниже. В случае начисления неправомерных сумм, что значит если пришло две квитанции, с двойным размером и др., то необходимо жаловаться в уполномоченные органы.

    При ответе на данный вопрос необходимо учитывать некоторые аспекты. Так, согласно законодательству в многоквартирном доме квитанции на оплату коммунальных услуг направляют и формируют управляющие организации. Они уполномочены исчислять потребление следующих ЖКХ услуг:

    • за водоснабжение;
    • за квартиру (в зависимости от количества прописанных там лиц);
    • за капитальный ремонт и др.

    Отдельные квитанции гражданам приходят за газоснабжение и электроснабжение. Связано это с тем, что данные организации являются непосредственными поставщиками коммунальных услуг, поэтому и берут плату напрямую.

    Жилищно-коммунальная платежка выглядит следующим образом: это письменный документ, в котором перечислены услуги, за которые взимается плата. Там указаны и тарифы.

    Акт по квартплате имеет следующее содержание:

    1. Указание на плательщика.
    2. Адрес и местонахождения жилого помещения.
    3. Название поставщика услуги и его банковские реквизиты.
    4. QR код.
    5. Данные о поставляемых услугах.
    6. Тарифы, которые применяются при исчислении.
    7. Общая сумма, подлежащая уплате.

    В зависимости от управляющей компании, в квитанцию могут также включаться услуги за вывоз мусора, за водоотведение, за общедомовые нужды, за отопление и др.

    Прежде чем разобраться, в чем разница между данными понятиями, нужно понять расшифровку данной аббревиатуры.

    Под ЖКХ понимается жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль экономики, занимающаяся изучением и формированием комплекса услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.

    ЖКУ – это жилищно-коммунальные услуги, то есть конкретный ресурс, предоставляемый гражданам – электроэнергия, горячая вода и др.

    Понятие ЖКХ намного шире понятия ЖКУ, и включает в себя помимо перечня услуг иные существенные положения, нормы законодательства, нормативы и др.

    В зависимости от того, на каком основании гражданин владеет жильем, в квитанцию могут входить различные элементы. Это и плата за наем, за капительный и текущий ремонт, за ЖКУ и др.

    Важно определить и то, на основании чего происходит формирование общей к оплате суммы. Прежде всего, влияние на формирование платежей оказывают договоры, заключаемые гражданами и государственными организациями (например, договор социального найма). Особое внимание нужно уделить нормативным актам, принимаемым в регионе по вопросам предоставления коммунальных услуг. В расчет нужно брать также и тарифы, действующие в субъекте РФ. Очень важным является и показание счетчиков, установленных у граждан в квартире.

    В этой ситуации нужно выявить, какая именно аренда имеет место. Если это социальный наем, то в коммуналку включается и плата за аренду жилья.

    В ситуациях, когда имеет место гражданско-правовой наем, то квартплата адресуется непосредственно арендодателю, а оплачивать фактически ее может и арендатор. Данные условия обязательно должны быть прописаны в договоре. Допускается возможность и обратного порядка расчета.

    В сфере ЖКХ правовое регулирование включает в себя такие правовые акты, как:

    1. Конституция РФ.
    2. Жилищный кодекс.
    3. Закон о приватизации.
    4. Постановление правительства в сфере ЖКХ.
    5. Договоры, заключенные в частном порядке.
    6. Региональные правовые акты.

    Именно в этих правовых документах находят свое отражение тарифы за коммунальные услуги, порядок их оплаты, порядок погашения долговых обязательств и др.

    Как правило, регулирование чаще всего происходит на региональном уровне, поэтому особое внимание стоит уделить нормативным правовым актам субъекта РФ.

    Квитанция за коммунальные услуги включает в себя массу аббревиатур, которые нужно расшифровать и разобраться в них. Каждая аббревиатура обозначается набором букв и имеет свое наименование. Разберемся с некоторыми из них.

    Это довольно таки специфическая графа в коммунальных платежах. СЭОН расшифровывается как единая система информирования населения. Как правило, сюда входит пересыл сообщений гражданам о надвигающихся природных катаклизмах и др.

    Эта одна из самых распространенных граф в платежке. Расшифровывается словосочетанием «содержание общедомового имущества». Она обязывает граждан оплатить обязательные траты на нужды общего имущества в доме. В СОИ входит:

    • содержание лестниц;
    • подъездов;
    • лифтов;
    • чердака и др.

    Размер платы за СОИ определяется договором между жильцами и управляющей компанией.

    Эта платежка применяется только в тех домах, где установлен домофон. Аббревиатура так и расшифровывается: « переговорно-замочное устройство «. В некоторых случаях, плата за ПЗУ оформляется отдельной квитанцией.

    Граждане обязаны платить за его обслуживание и поддержание нормального технического состояния.

    Общедомовые нужды – это аналог СОИ . Это также траты на содержание общего имущества. Никаких различий в данных аббревиатурах нет, все зависит от того, каким набором букв управляющая организация обозначит в платежке данные расходы.

    УУТЭ в квитанции отвечает за предоставление в квартиры тепловой энергии. Там отражено, какое количество ресурсов было поставлено и по каким тарифам рассчитывается плата. Включение УУТЭ происходит в зависимости от сезона.
    Расшифровка аббревиатуры: у злы учета тепловой энергии.

    Расшифровывается как « дополнительные системы кабельного программного телевидения «. Данная графа есть в платежках не во всех регионах. Она составляет плату за предоставление услуг телесвязи, обслуживание общедомовой антенны и др.

    ДСКПТ может быть обжалована гражданином в той ситуации, когда он пользуется кабельным ТВ и антенной.

    Для того чтобы понять, что значит ПОВК, нужно обратиться к нормам жилищного законодательства. Это дополнительная плата за предоставление тепла в квартиру. К данной аббревиатуре приписывается еще пара букв, например, ТХВ.

    АППЗ предполагает оплату гражданами разработку и содержание систем, оберегающих дом от внезапного возгорания. Такие системы защищают не непосредственно квартиру, а подъезды, лестницы, чердаки и др.

    АУР это также специфическая строка расходов в платежках. Сюда входит совокупность платежей, направленных на обеспечение работы административно-управленческого аппарата, например, управляющей компании.

    ОПУ включает в себя объем и виды затрат по сбору, ремонту и установку различных приборов учета, например водных или газовых счетчиков.

    Это «дневной расход по электросчетчику». Как правило, такой расход указывается не во всех регионах. Отдельной строкой может быть указан и ночной расход ЭЛДТ.

    ТЭС включает в себя оплату за воду - «теплоноситель».

    Расшифровка этого понятия включает в себя обеспечение и обслуживание газового оборудования. В ВДГО входят и плиты, и газовые котлы, и колонки. Граждане обязаны платить за обследование, ремонт и обслуживание этих приборов.

    Граждане обязаны платить так же и за отведение сточных вод. Плата за это берется каждый месяц. Выписывает такую квитанцию управляющая компания, выставляет счет за отведение также она.

    Отдельной графой указывается ГВС и ХВС. Это, по сути, поставка в квартиру горячей и холодной воды. Производится это по общим трубам.

    ГВС обозначает предоставление горячего водоснабжения. Заполнение графы должно происходить в соответствие с требованиями законодательства. За потребление горячей воды в той ситуации, когда дома стоит колонка, плата не взимается.

    Это подача в квартиру холодной воды. Взимание платы происходит по общим приборам учета (общедомовым) или по индивидуальным, стоящим в квартире. Расчет формируется за определенный период.

    Аббревиатуры для отопления уже рассматривались выше. Нужно отметить, что предоставление данной услуги носит сезонный характер и, например, летом, плата за тепло не взимается.

    Форма и бланк платежного извещения (счета) представляет собой письменный акт, который включает название организации, лицевой счет, указание на потребителя и описание ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг).

    Образец можно скачать здесь.

    Как правило, отдельной квитанции за капитальный ремонт не печатается. Данная строка расходов включается в общую квитанцию. Размер взносов определяется региональным законодательством или же договором с региональным оператором. Как правило, это небольшие денежные суммы.

    Данный документ издается отдельно. Законом устанавливается тариф, после чего определяется норма потребления. Она может исчисляться исходя из квартирных приборов учета или же общедомовых, установленных в подвальных помещениях.

    Могут применяться и тарифы, устанавливаемые общей нормой потребления в регионе . В той ситуации, когда имеет место использование газовых баллонов, плата за газоснабжение не взимается.

    Они играют огромную роль в определении суммы оплаты. Приборы должны достоверно означать, какое количество того или иного ресурса было потреблено. Периодически происходит сверка показаний уполномоченными должностными лицами.

    В той ситуации, когда прибор неисправен, учет потребленных ресурсов происходит по общим нормам, предусмотренным в регионе проживания гражданина.

    В этой ситуации необходимо обращаться либо в управляющую компанию (в ту, что отправила вам данную квитанцию с ошибкой), либо в ресурсоснабжающую организацию. Как правило, пишется письменная претензия с просьбой о перерасчете.

    Если это не помогло, гражданин имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд, которые и обяжут недобросовестную организацию исправить свои ошибки.

    Снижение оплаты может происходить по различным основаниям, например, вследствие того, что семья малоимущая, в квартире проживает гражданин-инвалид и др. Заявление имеет письменный вид. Его можно подать как непосредственно в организацию, которая поставляет услугу, так и через многофункциональный центр. Заявление может заполнять жилец или представитель.

    Образец заявления на перерасчет (снижение) оплаты на коммунальные платежи можно скачать тут. ⇐

    В данном вопросе нужно учитывать следующие моменты:

    1. Снизить плату можно при предоставление некачественных услуг.
    2. При отсутствии необходимого обслуживания приборов учета.
    3. При незаконно завышенной плате.
    4. В ситуациях, когда плата превышает 20 процентов от общего дохода.

    Только в этих ситуациях действительно можно рассчитывать на уменьшение размера платы за коммунальные услуги. Все происходит исключительно по письменному ходатайству лица, так как снижение носит исключительно заявительный характер.

    Таким образом, квитанция включает в себя множество буквенных символов и кодов: ИПУ, ИНД, ЗПУ, АДС, АЗУ, АХН, БУЛА, ВИК, АСПЗ, АХР, ИКУ, ОИД, СОИД, ГУП и др. По сути, это одно и то же название разных коммунальных услуг. Например, ОИД и СОИД применяются к общему имуществу МКД, ИПУ и ИНД – означают плату за приборы учета, ЗПУ и АДС – так же к приборам учета в части пломбирования.

    Отвечает главный специалист контрольно-правового отдела города Омска Дмитрий Щербаков:

    Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» даны следующие разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению:

    «...В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

    Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

    Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования...»:

    При наличии общедомового прибора учета разность между общедомовым расходом электроэнергии, расходом электроэнергии арендаторами нежилых помещений и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, делится на расход электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, затем умножается на расход электроэнергии в конкретной квартире;

    При отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования производится по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета».

    Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при наличии общедомового прибора учета электроэнергии, зарегистрированного в установленном порядке, оплата потребления электроэнергии в местах общего пользования производится исходя из фактического объема, при отсутствии общедомового прибора учета оплата производится по нормативу потребления.

    Норматив на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на 1 человека в месяц.

    По вопросу оплаты расходов за электроэнергию в местах общего пользования по коммунальному счетчику, установленному в подъезде многоквартирного дома, поясняем следующее.

    В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») расчет объемов потребленных ресурсов фиксируется двумя приборами учета:

    1 - общими (коллективными) счетчиками , установленными на границе балансовой принадлежности. Для многоквартирного дома такой границей является внешняя стена дома;

    2 - индивидуальными приборами учета.

    При начислении объемов потребленной электроэнергии используется совокупность указанных приборов учета.

    Установка приборов учета в подъездах (коммунальный счетчик) возможна, но такие приборы по действующему законодательству не являются расчетными. Коммерческими (расчетными) считаются только приборы, установленные на границе балансовой принадлежности (на границе дома) и фиксирующие весь объем энергопотребления дома. Установка приборов учета в подъездах может позволить собственникам наблюдать за динамикой электропотребления в какой-то части дома, но, к сожалению, отдельный подъездный счетчик не даст картины энергопотребления дома в целом.

    В Новосибирске началось массовое принудительное оснащение жилых домов общедомовыми приборами учета электроэнергии. За установкой этих приборов учета последует очередной рост платежей - уверены некоторые новосибирцы. В нескольких жилых домах уже столкнулись с этой проблемой. Так, после установки счетчика, расходы на электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды, в ТСЖ "Зорге, 145" выросли вдвое. Многие управдомы уверены: в ОДПУ по электричеству и вовсе нет нужды. Большинство домов города оснащены приборами учета электроэнергии МОП, а в квартирах новосибирцев практически повсеместно имеются индивидуальные счетчики. Таким образом все потребленное в доме электричество полностью учитывается.

    До 1 сентября прошлого года расчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоэтажек, происходил как раз на основании показаний приборов учета МОП. Однако, в связи с изменением Правил предоставления коммунальных услуг, которыми этот счетчик не предусмотрен, энергетики стали требовать установки общедомового прибора учета, а при его отсутствии пользоваться нормативами потребления.

    Между тем различные органы власти продолжают заявлять о возможности возврата к начислениям по счетчикам МОП. В частности, в комитете по строительству, ЖКК и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области уверены: этот прибор учета в совокупности с другими средствами изменений в доме можно считать общедомовым. Однако, только при условии, что во всех помещениях дома есть счетчики и учтены потери, возникающие во внутренних сетях.

    В ответе на обращение сопредседателя Общественного совета по оказанию содействия реформированию ЖКХ правобережной части Советского района Новосибирска Надежды Кантер заместитель председателя профильного комитета ЗС НСО Андрей Парфенов рекомендует собственникам жилья совместно с управляющей и ресурсоснабжающей организациями произвести анализ технической документации, схем фактического подключения энергопотребляющих установок и учета электричества. И по результатам внести изменения в договор энергоснабжения.

    Клуб Управдом попросил представителей ОАО "Новосибирскэнергосбыт" прокомментировать такое решение проблемы общедомовых счетчиков.

    Публикуем комментарий компании:

    "Понятие коллективного (общедомового) прибора учета дано в Правилах предоставления коммунальных услуг №354: «коллективный (общедомовой) прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом».

    При поступлении заявки на установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» выполняет расчет нагрузки с учетом всех подключенных потребителей, подготавливает и согласовывает однолинейную схему электроснабжения с обозначением места установки и технических характеристик ОДПУ. При подготовке схемы производится обязательное обследование вводно-распределительного устройства дома для подтверждения схемы электропитания и нагрузок, а так же уточняется возможность использования уже установленных приборов учета МОП или лифтов в составе ОДПУ многоквартирного дома.

    В случае, если прибор учета на места общего пользования установлен на границе внутридомовых сетей и учитывает часть потребления электрической энергии в многоквартирном доме, то он может участвовать в схеме общедомового учета наряду с иными приборами учета, устанавливаемыми на границе внутридомовых сетей для учета оставшейся части дома (жилая, нежилая часть, общедомовое имущество). Если такой прибор учета установлен не на границе внутридомовых сетей, в расчетной схеме определения объема электроэнергии в многоквартирном доме, он не участвует.

    При этом, только совокупность индивидуальных приборов учета и приборов учета на места общего пользования нельзя считать коллективным (общедомовым) прибором учета, так как они не учитывают весь объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, в том числе внутридомовые потери. Данный вывод подтверждает также и то, что индивидуальные приборы учета в состав общего имущества в многоквартирном доме не включаются, а соответственно, и не могут относиться к коллективным приборам учета.

    При этом, требования к обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета (который может состоять и из нескольких приборов учета) установлены в следующих нормативных актах:

    Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 предусматривают установление коллективных (общедомовых) приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, а в отношении многоквартирных домов - на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.

    Пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

    Также п.7 Правил №491 устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета.

    То есть, в случае, если под приборы учета на места общего пользования подключены только лифты и/или места освещения в подъездах, и нет прибора учета, учитывающего потребление жилой части и внутридомовые потери электрической энергии, возникающие во внутридомовых сетях, то общедомовой прибор учета в таком доме отсутствует.

    Таким образом, при отсутствии полного учета электрической энергии, потребляемой в многоквартирном доме, на границе внутридомовых сетей (при технической невозможности установки на границе - в месте максимально приближенном к границе) многоквартирный дом является не оснащенным общедомовым учетом. Объем электроэнергии, отпущенный в такой дом, определяется с учетом соответствующих нормативов на общедомовые нужды, установленных уполномоченных органом."