Чего стоит поправка Джексона-Вэника. Поправку Джексона-Вэника заменит «поправка Магнитского

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона-Вэника (англ. Jackson-Vanik amendment) - поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона (en) и Чарльза Вэника (en) к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан.

Суть поправки
Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран - КНР, Вьетнама, Албании.

Текст поправки
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

(1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

(2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

(3) облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,

И заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

История
Для выезда из СССР недостаточно было получить въездную визу государства, в которое уезжаешь. Требовалось получить также выездную визу - которую выдавали не всем желающимВ 1972 году, на фоне продолжающейся холодной войны и арабо-израильского конфликта, советскими властями было введено положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года "О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., N 52, ст.519)). Размер компенсации для выпускника МГУ составлял (по официальному курсу) около 20 тысяч долларов США. Указ отменён 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращён ранее.

Данная мера была, в частности, призвана остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Вскоре денежный сбор был отменён, однако его сменили дополнительные ограничения, практически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила своё первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

В 1994 году, при президенте Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки.

Поправка Джексона-Вэника была отменена для четырех стран СНГ:

2000 - Киргизия - в связи с её присоединением к американской инициативе 1998 года «О восстановлении Великого шёлкового пути», имевшей целью создание евроазиатского транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака;
2000 - Грузия - в связи с её «продвижением к демократизации» и присоединением к проекту «шёлкового пути»;
2004 - Армения;
2005 - Украина.

Россия и Украина
18 января 2002 президент США Джордж Буш предложил конгрессу полностью прекратить действие поправки в отношении России и ещё восьми стран СНГ, но это предложение не было принято.

Вскоре после победы «оранжевой революции» был поднят вопрос о необходимости отмены поправки для Украины. 18 ноября 2005 года отмену поправки поддержал сенат. 9 марта 2006 действие поправки Джексона-Вэника в отношении Украины отменила палата представителей конгресса США. В ближайшее время ожидается повторное переутверждение сенатского решения, после которого решение вступит в силу.

9 марта 2006 года американский посол в Москве Уильям Бернс заявил, что Администрация США намерена добиться отмены поправки Джексона-Веника в отношении России. В сообщении, которое вскоре было размещено на сайте посольства, говорилось, что поправки не имеют никакого практического действия на Россию. Также, 21 февраля 2007 года на пресс-конференции, проходившей в Москве, председатель международного комитета американского парламента Том Лантос заявил о готовности Конгресса США отменить эту поправку и для России. О намерении Администрации США отменить эту поправку высказался 4 апреля 2007 и министр торговли США Карлос Гутьеррес. Несмотря на это многие другие заявления различных представителей администрации США носили противоречивый характер. Так, на торговых переговорах по вступлению России в ВТО 10 апреля 2007 торговый представитель США Сюзан Шваб заявила, что пока США не готовы отменить данную поправку в отношении России.

7 июля 2009 года на Российско-Американском бизнес-форуме, проходившем в Москве, президенту США Бараку Обаме был задан вопрос о его отношении к поправке Джексона-Вэника. Шохин А.Н., президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил в частности, что Россия и Израиль отменили визовый режим в отношении друг друга и, что если для отмены поправки требуется отменить визовый режим с США, то российский бизнес к этому готов. Барак Обама ответил, что отмена поправки Джексона-Вэника является его приоритетным вопросом.
Википедия.

У меня три вопроса.
1. Правомерно ли действие ПДВ в отношении России сегодня?
2. Почему она до сих пор не отменена?
3. Есть ли у России подобные действующие антиамериканские законы?

Казалось бы, что может быть между ними общего? Не скажите...

Вкратце данная законодательная норма была принята в отношении Советского Союза аж в 1974 году с целью давления на него, поскольку СССР имел наглость взимать с эмигрантов стоимость бесплатного обучения (ну не было в Союзе платного обучения, как в США, и соответствующих образовательных кредитов:-). И поправка эта не давала ввести в отношении разных «неправильных» стран режим наибольшего благоприятствования в торговле, что, естественно, вредило и нам, и самим американцам: торгуют-то две стороны.

Естественно, давным-давно никто с эмигрантов ничего не взимает, и с 1989 года ежегодно на поправку накладывается годичный мораторий, но полностью ее не отменили до сих пор. Зачем же отменять такую замечательную поправку, если можно постоянно говорить о ее отмене при условии, что Россия сделает то, то, то и то, ах да, и еще снимет ограничения на покупку «ножек Буша»? А если поправку отменить, то чем прикажете на Россию давить? А давить-то хочется.

Впрочем, даже в случае отмены поправки Джексона-Веника абсолютно ничто не мешает Конгрессу принять затем поправку Томсона-Метлы или Николсона-Швабры, а потом вести многолетние разговоры об их отмене, как только Россия по всем вопросам станет хорошей. Но за эти годы именно поправка Веника стала всем такой знакомой и родной, что жаль с ней расставаться...

Ну ладно, это была история. А теперь перейдем к современности. Думаю, вы не удивитесь, узнав, что в Конгрессе США опять обсуждается вопрос об отмене поправки Джексона-Веника. Республиканское меньшинство настроено решительно против, и что-то мне говорит, что, хотя это и меньшинство, поправку в обозримом будущем не отменят:-)

Замглавы республиканского меньшинства Сената Конгресса США Джон Кайл перечислил многочисленные грехи России, которые не позволяют отменить поправку, пока они все не будут исправлены (то есть никогда:-). Это был привычный набор из причудливо перемешанных прав человека (в России ведь, в отличие от Запада, страшно жестоко разгоняются митинги протеста) и защиты интеллектуальной собственности.

Но было и кое-что новенькое. Цитирую РИА «Новости»:

«Россия уходит все дальше от соблюдения международных обязательств, блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии, продолжает продавать оружие режиму Асада, умерщвляющему собственный народ", - заявил Кайл в четверг на посвященных вопросу об отмене поправки Джексона-Вэника слушаниях в финансовом комитете сената конгресса США».

«блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии» - вы понимаете, что происходит? Не последний человек в законодательной власти США требует сохранения экономических санкций в отношении страны, за то что она «неправильно» голосует в ООН!

Одним этим своим заявлением Джон Кайл разом перечеркнул ВСЕ резолюции ООН! Чего стоят все эти сто с лишним голосов за резолюцию против Сирии , если теперь официально заявлено, что не устраивающее США голосование может стать поводом для введения конкретных карательных санкций против своевольных?

Если такое беспрецедентно наглое давление можно оказывать на постоянного члена Совбеза ООН, ядерную державу, то какая-нибудь Новая Гвинея проголосует по указке США за что угодно, даже не поинтересовавшись, а что такое эта «Сирия» и где она находится. Только вот теперь этот голос ничего не стоит...

«Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! Буровский Андрей Михайлович

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона - Вэника

А есть еще такое американское слово «лобби». Если у людей хватет денег «лоббировать» свои интересы, то есть проталкивать их в органы власти и в правительство, рано или поздно что-нибудь да получится.

Нужна ли США как государству «поправка Джексона - Вэника», или поправка к Закону о торговле США 1974 года? Согласно этой поправке, статья 2432 пункт (a) Кодекса законов США выглядит так:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна:

1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

А началось все в 1972 году, когда в СССР советские власти ввели положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., № 52, ст.519).

Например, размер компенсации для выпускника МГУ составлял 12 200 рублей (при средней зарплате по стране 130–150 руб.). Указ отменен 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращен ранее.

Власти рассчитывали, что мера может остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека».

Вскоре денежный сбор был отменен, однако его сменили дополнительные ограничения, фактически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространенной причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Поправка Джексона - Вэника была принята Конгрессом в 1974 году. Своими корнями она уходит в октябрь 1972 г., когда сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник предложили свой законопроект, чтобы давить на государства коммунистического блока, в том числе СССР, раз они, нехорошие такие, нарушают права человека на свободную эмиграцию.

Нужна ли для США эта «поправка»? Выигрывает ли экономика США от поправки? Примеров пользы привести не могу, а вот примеры вреда - сколько угодно. Самый простой: компьютеры хлынули из США в СССР еще в конце 1980-х. Поправка действует, высокотехнологичную продукцию ввозить нельзя. Компьютеры «Макинтошь», продукция знаменитой «Эппл», в СССР не пошла. На колоссальном новом рынке умных машин в прорыв кинулся «Микрософт»… Чей «Виндовс майкрософт» программисты окрестили, за «высокое» качество, «мелкомягкими окнами». Вверх пошла и приобрела мировое значение компания, выпускающая продукцию хуже той, которой на рынок нельзя, ее поправка Джексона - Вэника не пускает.

А зачем нужна эта поправка? Для чего ее ввели? А для того, чтобы из СССР выпустили побольше евреев. Чтобы мог человечек получать бесплатное образование здесь, а применять его - там. Добились ли своего, не знаю, евреи выезжали толпами и при поправке, и без.

Но и с 1985 года, после введения в СССР свободы эмиграции, поправка вроде бы свое значение утратила… А ее вовсе и не отменили. С 1989-го (не с 1985-го) каждый год в США накладывают мораторий на применение поправки в отношении СССР, потом всех стран СНГ… Но официально поправка не отменена.

В 1994-м, при Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле… Теперь не нужно ежегодно подтверждать мораторий на действие поправки. Но ее все равно не отменили. Поправка до сих пор распространяется на Россию, официально из-под ее действия выведены лишь четыре страны бывшего СССР: Киргизия, Грузия, Армения и Украина.

Почему? Кому нужно, чтобы поправка сохранялась? Но что кому-то нужно - это очевидный факт. Что же касается принятия поправки… Тут как ни крути, а получается: принята она не в интересах американского народа, а в интересах евреев. Той их части, которая хочет выехать из СССР, и той, которая хочет организовывать все необходимое для их принятия в лоно западной цивилизации. Той части еврейства, что продолжает в конце XX века разыгрывать схему времен Монтефиоре.

Из книги Высокое искусство автора Фридланд Лев Семенович

Поправка к операции Во время Великой Отечественной войны ранения сердца с попаданием в него осколков и пуль наблюдались сравнительно часто. Через специализированные госпитали одного только Ленинградского фронта прошло свыше ста таких раненых, и наши хирурги сумели

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

«Представитель» Джексона Но все же были свидетели, которые охотно предоставляли себя в распоряжение обвинения. Таким человеком оказался доктор Бернд Гизевиус, который не обошел своим вниманием и Йодля. Об этом подозрительном «свидетеле», главной опоре американского

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Краткая история США автора Римини Роберт В.

4. Эра Джексона Тысячи людей собрались в Вашингтоне 4 марта 1829 г., чтобы стать свидетелями инаугурации президента Эндрю Джексона. Это было «как вторжение северных варваров в Рим, с той разницей, что бурные волны пришли не с севера, а с юга». Многие не могли понять, что

Из книги Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина автора Яковлев Анатолий

Завещание, кодицилл и поправка Де Мезо – Коллинза «ОСТАНОВИСЬ, путник! Здесь лежит ДЖОН ЛОКК.На вопрос, каким он был, он ответил бы, что жил, довольствуясь своим скромным уделом. Познав науки, он достиг того, что надобно одной лишь истине. Ты узнаешь это из его сочинений,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 10. Март-июнь 1905 автора Ленин Владимир Ильич

4. Поправка к предложению мандатной комиссии по вопросу о представительстве на съезде казанского комитета. 13 (26) апреля Предлагается следующая поправка: «Не как делегата, а как члена комитета, не представленного на съезде, но высказавшегося за съезд».Впервые напечатано в

автора Ленин Владимир Ильич

Поправка к «Что делать?»{72} «Группа инициаторов», о которой я рассказываю в брошюре «Что делать?», стр. 141. просит меня сделать следующую поправку к изложению ее участия в попытке примирения заграничных социал-демократических организаций: «Из трех членов этой группы

Из книги Полное собрание сочинений. Том 6. Январь-август 1902 автора Ленин Владимир Ильич

Поправка к аграрной части проекта программы{82} NB: ПоправкаВ четвертом пункте нашей аграрной программы я предлагаю сделать следующее изменение:вместо слов:«учреждения крестьянских комитетов (а) для возвращения сельским обществам (посредством экспроприации или в том

Согласно статистике, в 2010 году более половины американцев родились после 1975 года, даты принятия поправки Джексона-Вэника. И можно биться об заклад, что даже те, чей возраст позволяет помнить о модных тогда башмаках на платформе и штанах клёш, вряд ли смогут вразумительно рассказать о подробностях законодательных актов или же о породивших их причинах. В этом заключается и сила поправки Джексона-Вэника, и необходимость отменить её действие на Россию.

Напомним, авторы поправок сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник призывали оказать давление на Советский Союз за ограничения эмиграции, в особенности, евреев, не предоставляя СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В те времена евреи, желавшие покинуть страну, вынуждены были платить непомерные компенсации за полученное образование, или же им отказывали в получении визы из-за знаний о государственных тайнах. Несомненно, комбинация экономического и морального давления на Советский Союз немало поспособствовала миллионам сумевшим покинуть страну евреев. Многие из них поселились в Израиле.

Сегодня Советского Союза уже много лет не существует, а Россию с Израилем соединяет безвизовый режим и ежедневные авиарейсы между столицами. Многие бывшие советские эмигранты возвращаются в Россию работать, пусть и без гражданства. А поправка Джексона-Вэника никуда не делась, все американские администрации каждый раз продляют её действие в отношении к России. Таким образом, вот уже два десятилетия этот закон является реликтом холодной войны, который жив только из-за инертности законодателей. Не считая периодических возмущений Москвы, эта поправка не имела серьезного экономического воздействия на взаимоотношения и России после окончания холодной войны. Поэтому никто и не обеспокоился её отменить.

Свободная торговля - это водораздел

Неминуемое вступление меняет всё дело. Поправка Джексона-Вэника вновь обрела актуальность, когда в декабре прошлого года РФ очередной раз пригласили в ВТО. В этот раз дело не в препятствиях эмигрантам, а в том, что такой закон просто невозможен по правилам ВТО. Организация требует безусловного открытия рынков для всех участников. Если кто-то из членов ВТО не может этого сделать, то он должен публично всех об этом предупредить. При этом вступающий в организацию новый член не обязан расширять статус наибольшего благоприятствования в торговли на такую страну. Это как раз случай США и России, и ситуация будет такой, пока существует поправка Джексона-Вэника.

Если она сохранится после полноправного вступления России в ВТО, американский потеряет огромный процветающий рынок. Экспорт в РФ последние 10 лет рос средними темпами по 15% в год, достигнув в 2011 году 8,3 млрд. долларов. Согласно недавним исследованиям института Петерсона, в ближайшие пять лет в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться. Примерно 50 тысяч рабочих мест в США так или иначе связаны с экспортом в Россию, а значит и эта цифра может удвоиться за тот же период.

Американский экспорт включает множество продуктов. Американские потребительские продукты, ставшие брендами, очень популярны у растущего российского среднего класса. Несколько лет подряд самой продаваемой машиной является Форд Фокус. Боинги популярны настолько, что им удалось очень сильно потеснить стареющие советские модели в российском парке авиации. Инфраструктурные проекты в России очевидно приведут к потребности в железнодорожных локомотивах, высокотехнологичной электрогенерации, интеллектуальной технике и т.д. Все это является сферами, где США очень конкурентоспособны и усердно поработали, чтобы получить долю на этих рынках и хорошую репутацию.

И вот конкурентоспособность Америки под угрозой. Россия грозит ответными мерами, за то что США уведомили ВТО о невозможности безусловного распространения на Россию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Глава МИД заявил, что Россия не применит обязательства, оговоренные вступлением в ВТО, к тем странам, которые не гарантируют России статус наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. США). По иронии, все остальные 152 члена ВТО смогут воспользоваться теми преимуществами, которых добивались США во время всех этих затянувшихся переговоров по вступлению России в организацию. Эти преимущества включают интеллектуальные права, стандарты сельхоз продукции, финансовые услуги и другие регуляторные и правовые нормы, важные для американского бизнеса. Более того, США даже не смогут призвать Россию к ответственности за возможное несоблюдение норм ВТО.

Политическое решение

В январе администрация публично объявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима постоянных нормальных торговых отношений с Россией теперь является важнейшим приоритетом. Госсекретарь Клинтон, торгпред Рон Кирк и другие чиновники высокого ранга выступили в поддержку этой инициативы. Лоббисты активизировались, пошли разговоры о предупреждении потерь американского бизнеса и рабочих мест. Многие признают коммерческую целесообразность отмены закона.

Однако большинство сенаторов оставляют оговорки по многим аспектам внутренней и внешней политики России. К тому же, считают они, отмена Джексона-Вэника без замены другим законом в области прав человека будет уступкой перед лицом нарушения этих прав и слабой законностью в России. Дискуссии развернулись и вокруг и списка ответственных по этому делу лиц.

Конгресс и администрация президента должны решать, что делать с делом Магнитского, чем заменять поправку Джексона-Вэника. Однако, например, в такой ассоциации, как Совет Россия-США, полагают, что без отмены поправки американский бизнес много потеряет, после вступления РФ в ВТО. Очевидно, что этот закон никак не влияет на российское правительство, а вот сторонникам жесткой линии по отношению к США появляется почва для спекуляций на эту тему.

Штаты не могут себе позволить потерять такой рынок, как российский. А значит, отмена поправки должна произойти, и не в интересах России, а в интересах Америки.

Поправка Джексона-Вэника, принятая конгрессом США в 1974 году и вводившая ограничения на торговлю с СССР из-за отсутствия там свободы эмиграции, давно перестала быть актуальной, но перспективы ее отмены остаются неопределенными. При этом отмена поправки отвечает интересам американского бизнеса. К таким выводам пришли участники семинара, состоявшегося в Совете Карнеги в Нью-Йорке.

Бывший посол США в Москве Джек Мэтлок не понимает, почему поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле не была отменена еще в 1991 году, когда Верховный Совет РСФСР одобрил «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», гарантировавшую свободу передвижения. «Мы использовали поправку Джексона-Вэника для оказания жесткого давления на советское правительство не только с тем, чтобы добиться выезда советских евреев, но и для обеспечения свободы передвижения в целом, – поделился Мэтлок своими воспоминаниями. – Однако в 1991 году мы выдали советским гражданам около 70 тысяч виз, и к тому временем препятствием для их переезда в США стали уже не действия Кремля, а американские квоты».

«Анахронизмом» назвал поправку Джексона-Вэника Джерри Гудман, бывший исполнительный директор американской Национальной конференции в поддержку советских евреев. Он подчеркнул, что поправка была эффективным инструментом в борьбе за право советских евреев на эмиграцию в 1970-х годах, но сегодня этот вопрос не актуален. По словам Гудмана, еврейская община США готова поддержать отмену поправки.

Джек Мэтлок считает, что поправку Джексона-Вэника должен был отменить еще президент Джордж Буш-старший. Сегодня поправка продолжает формально распростаняться на Россию, хотя с 1989 года США ежегодно вводили мораторий на ее действие. Россия неоднократно призывала США отменить поправку Джексона-Вэника, как не соответствующую современным условиям. Представители нескольких администраций США заявляли, что будут добиваться прекращения действия поправки в отношении России. В начале текущего года представители администрации Барака Обамы не исключали, что поправка Джексона-Вэника может быть отменена уже в апреле. Однако, Конгресс поправку так и не отменил, что является одним из раздражителей в американо-российских отношениях и приобретает особую актуальность в свете продолжающихся переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Почему бездействует Конгресс?

Бездействию Конгресса есть объяснения, и находятся они преимущественно в сфере внутренней политики США. Как заметил Джек Мэтлок, ряд конгрессменов и сенаторов начали использовать поправку Джексона-Вэника с целью оказания давления на Москву при разрешении торговых споров. По словам бывшего посла, одним из пионеров в использовании поправки в целях, которые не были предусмотрены авторами этого документа, стал в бытность сенатором Джозеф Байден. Он представлял штат Делавэр, где сосредоточена птицеводческая индустрия, и активно лоббировал экспорт «ножек Буша» в Россию.

Еще один бывший американский дипломат, а ныне профессор международной дипломатии Колумбийского университета Стивен Сестанович считает, что в Конгрессе поправка Джексона-Вэника стала своего рода лакмусовой бумажкой: вопрос о ее отмене превратился в «референдум» об отношении к «перезагрузке» американо-российских отношений и, в более широком смысле, к вектору политического развития России.

Участники состоявшейся в Нью-Йорке дискуссии полагают, что во время дебатов об отмене поправки конгрессмены могут поднять вопросы коррупции и прав человека в России, коснувшись, в частности, дела юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, чья смерть в московском СИЗО в ноябре 2009 года вызвала большой резонанс на Западе.

По словам Сестановича, многие в Конгрессе задаются вопросом: если не будет поправки Джексона-Вэника, то, что будет вместо нее? «Пусть поправка Джексона-Вэника – это старая политика, но конгрессмены считают, что должна быть хоть какая-то политика относительно прав человека и содействия демократии в России», – сказал эксперт.

«Как обстоят дела с политическим плюрализмом в России? Как обстоят дела с верховенством закона? Как обстоят дела со свободой СМИ? Каково положение этнических меньшинств? Если конгрессмены захотят сказать, что права человека в России не защищены, у них будет достаточно оснований для таких заявлений, – пояснил Сестанович в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Может быть, это будет не совсем объективная картина, но она будет основываться на фактах. И дело тут не в том, что Россия должна измениться для того, чтобы поправка Джексона-Вэника была отменена. Дело в заслуживающей доверие американской политике, которая бы учитывала развитие событий в России за последние 20 лет».

По словам Сестановича, вопрос об отмене поправки лежит в плоскости «отношений Конгресса и президента, а не России и США». «Необходим консенсус в самом Вашингтоне», – резюмировал он.

Проблема американского бизнеса

Между тем, как отметила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас, отмена поправки Джексона-Вэника и вступление России в ВТО – в интересах американского бизнеса. По ее словам, Россия представляет собой очень привлекательный рынок, где сформировался «сильный средний класс, готовый покупать высококачественные западные товары». К тому же, Россия является 11-й экономикой мира и обладает значительным потенциалом. «После окончания кризиса ежегодный прирост российского ВВП составлял 4 процента, – сказала Левинас. – В автомобилестроении, энергетике, фармацевтике, отрасли высоких технологий есть возможности для американского бизнеса».

По мнению Левинас, Россия может присоединиться к ВТО уже в конце этого года, и в таком случае поправка Джексона-Вэника станет серьезной проблемой не для Москвы, а для Вашингтона и американского бизнеса. «Основополагающим принципом ВТО является безусловный режим свободной торговли, – пояснила она. –
Присутствие в американском законодательстве поправки Джексона-Вэника означает, что США накладывают условия на торговлю с Россией. США в этом случае будут нарушать правила ВТО. И это станет проблемой, когда Россия вступит в организацию».

К тому же, отметила Левинас, в этой ситуации американские компании станут менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других стран, где ничего похожего на поправку Джексона-Вэника нет. «Те обязательства, которые возьмет на себя Россия в рамках вступления в ВТО, не будет применяться к компаниям из США, что станет серьезной проблемой для американского бизнеса», – подчеркнула она.

«Форды», «Боинги» и права человека

Тем не менее, Левинас признала, что хотя вопрос еврейской эмиграции из России уже давно снят, в Конгрессе существует «нереализованное желание обсуждать развитие американо-российских отношений и вопрос прав человека». При этом, по ее словам, многие конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята, а некоторые законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом. «Они очень удивляются, когда мы им говорим, что «Форд Фокус» – самая популярная машина на российском рынке сегодня», – проиллюстрировала она свою мысль.

Джек Мэтлок подверг критике излишнюю, по его мнению, готовность Соединенных Штатов критиковать другие страны за нарушения прав человека и при этом «закрывать глаза на то, что происходит у нас самих». По его словам, сегодня многие в мире видят в попытках США насаждать права человека зарубежом новую разновидность «империализма». Бывший посол заявил, что надо быть более осторожными в таких вопросах, ибо излишнее рвение «может принести больше вреда, чем пользы». «Представьте себе, что русские сказали нам, что не будут покупать наши «Боинги» до тех пор, пока мы не привлечем к ответственности сотрудников предыдущей администрации, санкционировавших применение пыток к подозреваемым террористам, – сказал Мэтлок. – Это вопрос прав человека. Я не думаю, что нам бы это понравилось».

Неопределенные сроки

По мнению устроителя семинара, директора программы глобального взаимодействия Совета Карнеги Дэвида Спиди, давно уже настало время отменить поправку Джексона-Вэника, но на это в Вашингтоне не хватает политической воли. По его словам, необходимо использовать то обстоятельство, что в повестке дня Конгресса сегодня доминируют экономические вопросы, а поправка, ограничивающая торговлю с Россией, может повлиять на создание рабочих мест и объем экспорта США.

Джек Мэтлок, как и Стивен Сестанович, считает, что Конгресс не будет торопиться с отменой поправки Джексона-Вэника и вряд ли пойдет на такой шаг до вступления России в ВТО. Однако после этого отмена поправки станет едва ли не автоматической. «Об этом России не следует беспокоиться, – сказал Мэтлок. – Это правда, что определенные силы в США заинтересованы в использовании этой поправки в качестве рычага давления, но в конечном итоге это произойдет».

В то же время, на вопрос, когда это произойдет, мало, кто берется ответить. «Конгресс проголосует за отмену поправки Джексона-Вэника тогда, когда он проголосует, и ни минутой раньше», – сказал Сестанович. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» политолог усомнился, что это произойдет до конца года.

«В переговорах о вступлении России в ВТО все еще остаются нерешенные вопросы, – отметил Сестанович, – включая налоги на импорт автомобилей, инвестиционный режим, экспорт мяса и птицы, и так далее. По многим вопросам стороны близки к соглашению. Но, конечно же, остаются возражения со стороны Грузии. Можно ли разрешить все эти вопросы в течение следующих трех месяцев? Может быть. Однако я не удивлюсь, если этого не произойдет. А в следующем году – выборы президента, и обычно в этот период бывает очень трудно чего-либо добиться в Конгрессе».

Грузинский вопрос

По мнению Сестановича, ключевым препятствием для вступления России в ВТО являются возражения Грузии, и пока нет четкого понимания, как эти возражения снять. «Россия считает, что США могут решить эту проблему, оказав давление на Грузию, – сказал он. – Нельзя сказать, что это безумная идея. Однако Грузия также пытается выторговать для себя какие-то преимущества, так что эти переговоры приобретают все более сложный характер».

Джек Мэтлок считает, что давление на Грузию не приведет к желаемым результатам. «Уж кому, как не русским, лучше знать, что грузины плохо реагируют на давление, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Я не уверен, что мы можем заставить Грузию пойти на уступки. Мы можем попытаться убедить их, но пока грузины сами не решат, что это в их интересах, они этого не сделают. Я это говорю, исходя из своего опыта».

Говоря о российско-грузинском конфликте в более широком контексте, бывший посол прибег к решительно недипломатичным определениям. «Откровенно говоря, я думаю, что обе стороны повели себя по-идиотски, – сказал он. – Мне кажется, что в отношении Абхазии и Южной Осетии Грузия сбилась с пути еще при (президенте Звиаде – М. Г.) Гамсахурдии, когда они еще были частью Советского Союза. Мне кажется, что (Эдуард – М. Г.) Шеварднадзе не развязал бы войну.

Так что, я думаю, Грузия допустила серьезные ошибки. С другой стороны, нынешняя политика России тоже неправильная. Мне кажется, что Грузия и Россия должны каким-то образом сами разрешить эти противоречия. Я думаю, что до тех пор, пока стороны предпочитают эмоциональное противостояние – то, что мы наблюдаем сегодня – мы не сможем помочь ни той, ни другой стороне».