Царствование александра 2 вошло в историю как. Эпоха Александра II. Великие реформы в России. История жизни: рождение и крещение

« Время правления Алексея Михайловича вошло в историю как « бунташное время» . Из всех

народных выступлений той эпохи самым разрушительным и кровавым был бунт Разина. Донской

атаман Степан Разин совершил разбойный поход на Каспийское море. Казачье войско разграбило

несколько провинций на южном берегу Каспия и нанесло поражение персидскому флоту. Разин

обещал народу волю и призывал к поголовному истреблению бояр и чиновников. Мятежных

казаков поддержали нерусские народности Среднего и Нижнего Поволжья. Восстание охватило

огромную территорию… Мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных людей.

В ответ власти казнили много тысяч повстанцев. Самозванческая интрига не получила развития в

движении Разина и не привела к расколу российского дворянства, из-за чего бунт казаков так и не

превратился в гражданскую войну» .

С 1. К какому веку относится описанное в документе событие? Что дало основание автору назвать

время правления Алексея Михайловича « бунташным временем» ?

С 2. На основе текста документа и знаний по истории назовите характерные черты выступления С.

Разина. Укажите не менее 3 черт.

С 3. Почему, по мнению историка, восстание не переросло в гражданскую войну? Назовите не

менее 2 причин

Назовите имя и кратко опишите.1)в историю он вошёл как "ВЕЛИКИЙ". Человек,завоевавший полмира,проигравший лишь однажды 2)Чем знаменит Заполните пропуски в предложениях.

5.1. Эпоха, обозначенная на карте, вошла в историю, как........................
5.2. Когда венецианцы узнали об открытии..........., совершенном.......... (имя) и обозначенном на карте цифрой3, то сказали, что не слышали давно такой плохой новости. 5.3. Король Фердинанд и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию под командованием.........(имя), обозначенную на карте цифрой 1.
5.4. Путешествие флорентийского мореплавателя и астронома..(имя), обозначенное на карте цифрой 4, позволило ему во всеуслышание заявить об открытииНового света.
5.5. Португалец........(имя), сам не вернулся из возглавленной имэкспедиции, но его плавание, обозначенное на карте цифрой 2, вошло в историю как................... .
5.6. .....................(имя) называли самым удачливым пиратом своего времени, апосле успешного завершения плавания, обозначенного на карте цифрой 5, королева посвятила его врыцари.

Привет мне нужна помощь Можете помочь мне по Истории задали выполнить вопросы подруга говорить что вопросы лёгкие а сама у сестру

умоляла чтобы сделала за неё Историю Ну вот мои проблемы помогите пожалуйста;):
1.Что такое История?2.На какие периоды делится история?3.Докажите важность труда археологов.4.Выделите и назовите исторические источники,благодаря которым учёные открывают прошлого.5.Поясните,как гипотезы и научные споры учёных способствуют развитию исторической науки.И вот ешё два вопроса если хотите то отвечайте если не хотите и не надо 4 получу)) 1.Объясните,почему без знания истории невозможно понять настоящее.2.Что связывает науки археологию и антропологию? Спасибо большое вам за то что помогли заранее спасибо!))

Памятник Александру II

Царь-реформатор, царь-освободитель и самый нецарственный царь, как называли его современники, - российский император Александр II, памятник которому был разрушен в 1918 году, вернулся в Москву. Запечатленный в бронзе, отныне он будет стоять рядом с храмом Христа Спасителя. Реформы - судебная, военная и земская, окончание многолетней Кавказской войны и, конечно, главное, чем вошел в историю Александр II, - освобождение крестьян, отмена крепостного права. Но и первый политический теракт в российской истории - а всего император пережил семь покушений - тоже пришелся на его время, когда он стоял во главе государства.

Проведя задуманные великие преобразования во внутренней политике, император Александр II быстро вернул России и в делах внешних то положение, какое она занимала среди европейских держав до Крымской войны. Мы видим, что уже в 1863 году Россия чувствовала себя настолько сильной, что смело отказалась подчиниться требованию, предъявленному ей от имени европейских держав в защиту бунтовавшей Польши.

Император Александр II

После смерти императора Николая I вступил на престол его старший сын Александр, который неизгладимо запечатлел свое имя в истории освобождения крестьян от крепостной зависимости, важными внутренними преобразованиями, завоеваниями свободы от мусульманского ига многим христианам Турции и, наконец, своей мученической смертью.

Император Александр II родился в Москве 17 апреля 1818 года. Знаменитый поэт и будущий его воспитатель Жуковский приветствовал рождение царственного младенца стихами, в которых как бы предугадал его будущую судьбу:

Да встретит он обильный честью век,

Да славного участник славный будет,

И на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий «человек»

Жить для веков в величии народном,

Для блага всех - свое позабывать

Вот правила царей великих внуку.

Крестным отцом будущего императора был его дядя - Александр Благословенный. Первые годы его жизни прошли в Аничковом дворце в Петербурге, где жил его отец великий князь Николай Павлович, и в Павловске под Петербургом, у августейшей его бабушки императрицы Марии Федоровны.

Когда мальчику пошел седьмой год, началось его военное воспитание под руководством боевого офицера - капитана Мердера, который был лично известен императору Николаю Павловичу своими высокими душевными качествами. Будущему государю не было еще восьми лет, когда наступили декабрьские события 1825 года. Отец-император вынес его во двор, который был занят гвардейским саперным батальоном, и передал на руки заслуженным старым солдатам. Гвардейские саперы восторженно приветствовали наследника престола. Так началась его тесная связь с войсками.

Обстановка, в которой проходило детство наследника, была простая. Император не желал окружать сына пышностью. Он говорил, что хочет воспитать в сыне прежде всего человека. Для этой цели император Николай Павлович в наставники своему наследнику выбрал поэта Жуковского. Выбор был как нельзя более удачен: Жуковский был благороднейший, умнейший и широко образованный человек. К своему высокому званию - наставника будущего царя России - Жуковский решил основательно подготовиться. Он испросил у государя отпуск за границу и, пользуясь здесь свободным временем, в течение года усиленно готовился. «Я весь, - писал Жуковский своим друзьям, - поглощен одною мыслию, и эта мысль, основанная на любви, оживляет все мое существование».

Прежде чем начать занятия с царственным воспитанником, Жуковский составил план учения. По его мысли, все воспитание и образование должны были направляться к укреплению в наследнике престола добродетели и к тому, чтобы дать ответы на вопросы, что его окружает, что он есть сам, чем он должен быть как человек и, наконец, к чему он предназначен. План Жуковского утвержден был государем. Жуковский являлся главным руководителем, а для преподавания наук были приглашены лучшие учителя того времени.

Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который не раз после них выражал свое благоволение и Мердеру, и Жуковскому. После одного экзамена император писал Жуковскому: «Мне приятно сказать вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает, знает хорошо, благодаря вашему способу обучения и ревности учителей».

Еще в отроческих годах Александр Николаевич поражал своих воспитателей и учителей живостью характера, быстротой сообразительности и вместе с тем удивительной добротой. К обоим своим воспитателям он всегда питал самую сердечную привязанность; благородные же мысли Жуковского он впоследствии старался осуществить, будучи на престоле.

Когда общее образование царевича Александра было закончено, граф Сперанский ознакомил его в течение двух лет с наукой законодательства и управления государством, а другие лица познакомили его с тогдашними отношениями России к другим государствам, с наукой о народном хозяйстве, а также с высшими военными науками.

Весной 1837 года наследник для завершения образования отправился в путешествие по России. Его сопровождал Жуковский. Через Новгород и Тверь наследник проехал в Углич, Рыбинск, Ярославль и Кострому, а оттуда в Вятку, Пермь и Оренбург; посетил горные заводы в Верхнем Урале, а затем первым из лиц царского дома проехал по Сибири до Тобольска. На обратном пути из Сибири цесаревич посетил другие города по Волге, Центральной и Южной России, побывал на берегах Азовского и Черного морей и на южном берегу Крыма. Все путешествие совершалось на лошадях - железных дорог тогда еще не было; цесаревич часто останавливался в пути и посещал не только сельские церкви, но и крестьянские избы, где воочию знакомился с жизнью простого народа. Население всюду встречало его с восторгом.

Александр II и Царское Село

Совсем недавно в Царском Селе близ Санкт-Петербурга открылась экспозиция, посвященная Александру II. Эпоха Александра II, как никакая другая в отечественной истории, созвучна настоящему времени. Сейчас так же, как и в середине XIX столетия, наше общество находится в состоянии поиска выхода из кризисной ситуации, поиска пути, ведущего к прогрессу. Реформирование, война, разлад в экономике, терроризм, резкое общественное недовольство, всеобщая критика - приметы, являющиеся общими для характеристики времени царствования Александра II и нашей действительности. Общность проблем и необходимость их решения незримыми нитями связывают эти периоды русской истории, которые в одинаковой степени можно назвать эпохами перемен. В этом заключается основная причина повышенного интереса современного человека к России второй половины XIX века и к личности самого императора Александра II, от качеств которого как государя и человека зависело многое в судьбе Российской империи.

В летописи жизни Александра II Царскому Cелу уделено значительное место. Начавшая свою историю в 1710 году, царскосельская резиденция ко времени восшествия на престол Александра II являлась «имуществом короны», то есть принадлежала царствующему императору и играла роль официальной летней царской резиденции. К середине XIX века Царское Село уже сформировалось в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский и Александровский дворцы с окружающими парками. При Александре II здесь не велось большого строительства, какое имело место в предыдущее столетие, но и в это время в облике Царскосельского ансамбля произошли изменения, отразившие как личные вкусы императора, так и характерные веяния эпохи.

На всех этапах жизни Александра II многие события личного и государственного характера (в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом - любимой летней резиденцией императорской семьи. «Император и императрица очень любят это местопребывание... Их величества чувствуют себя здесь хорошо, они не связаны этикетом, стеснениями городской жизни, и душа их расправляется на свободе!» - писала фрейлина А.Тютчева, многие годы близко наблюдавшая жизнь царской четы.

Особое отношение к Царскому Селу сложилось у Александра II еще в детские годы: великий князь проводил часть лета и осени вместе со своими августейшими родителями - императором Николаем Павловичем (1796-1855) и императрицей Александрой Федоровной (1798-1860) в Александровском дворце. Именно с этим дворцом и окружающем его парком связаны первые годы жизни будущего Александра II в Царском Селе.

Для маленького великого князя и его сестер Марии, Ольги и Александры на территории собственного садика, разбитого у окон личных императорских покоев, посередине пруда на небольшом острове, названном Детским, был построен домик, обставленный миниатюрной мебелью. Здесь же находилась маленькая гавань для спуска на воду «игрушечного флота». Юный Александр и его сестры любили проводить время на острове, одну из частей которого великая княжна Ольга Николаевна в честь своего старшего брата назвала «Мысом доброго Саши». Другим любимым местом великого князя был уголок Александровского парка у Белой башни, где для него и братьев был устроен земляной бастион с мачтой и веревочной лестницей для гимнастических занятий.

Об обычном царском дне Александра Николаевича остались воспоминания его воспитателя К.Мердера (1788-1834), который писал, что «великий князь поутру гулял пешком и поливал цветы на острове; после обеда играл у башни и писал письма. Вечером ездил верхом; возвратясь, купался в своей купальне на большом пруде».

Но не только в играх и развлечениях проходила жизнь маленького Александра в Царском Селе. В это же время он много учился, направляемый воспитателем, капитаном лейб-гвардии Измайловского полка К.Мердером и наставником по обучению, поэтом и просветителем В.Жуковским (1783-1852). Александр Николаевич любил и ценил своих учителей и любовь к ним пронес через всю жизнь. По его повелению в 1854-1855 годах на Детском острове были установлены мраморные бюсты К.Мердера с надписью «Незабвенному Карлу Карловичу Мердеру» и В.Жуковского, на пьедестале которого было начертано стихотворение поэта «Царскосельский лебедь».

Образование наследника российского престола завершилось продолжительным путешествием за границу в 1838-1839 годах. Для великого князя это путешествие стало знаменательным. Оказавшись проездом в Дармштадте, он познакомился с дочерью великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (1824-1880), которая с первого взгляда понравилась Александру Николаевичу. Наследник-цесаревич тут же известил родителей о том, что нашел себе невесту. 16 апреля 1841 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и Марии Александровны, как стала называться после принятия православия Гессен-Дармштадтская принцесса. По окончании свадебных торжеств молодая чета уединилась в Царском Селе.

Свидетелем многих радостных и печальных событий семейной жизни стала царскосельская резиденция, где по уже заведенному обычаю цесаревич и цесаревна проводили весну и осень. Любовь Александра Николаевича к Царскому разделила и Мария Александровна. Апартаменты молодых супругов размещались в Зубовском флигеле Екатерининского дворца: цесаревича - на первом этаже, цесаревны - на втором, где ранее был покой императрицы Екатерины II. В Царском Селе появился их первенец: 18 августа 1842 года в Екатерининском дворце родилась великая княжна Александра, обряд крещения которой был совершен в дворцовой церкви 30 августа. Ее крестным отцом стал император Николай I. Со смертью отца, императора Николая Павловича, и вступлением на престол жизнь Александра Николаевича меняется, но неизменным остается его отношение к Царскому Селу. И в зрелые годы Александр II предпочитал проводить часть года в Царском Селе. Здесь он постоянно занимал одни и те же покои в Зубовском флигеле (с выходом в Собственный садик), представлявшие собой ряд сравнительно небольших комнат, просто отделанных и обставленных. Среди них единственным роскошно убранным интерьером была Азиатская комната, главным украшением которой стала коллекция оружия, которую начал собирать еще Николай I. С момента воцарения Александру II в Царском Селе приходилось вести почти такой же образ жизни, как в Санкт-Петербурге: принимать доклады министров, созывать совещания. В своем кабинете в Зубовском флигеле император обсуждал проведение реформ, принимал решения и подписывал важнейшие государственные документы.

В часы короткого досуга одним из любимых занятий Александра Николаевича в Царском Селе было выполнение рисунков, изображающих военную форму, занятие, которому он с увлечением предавался еще в юношеские годы. Подобные рисунки исполнялись им с большой любовью и тщательностью и впоследствии хранились в его рабочем кабинете в специальных альбомах. Свободное время Александр II также проводил в прогулках по Екатерининскому парку: утром, после завтрака, гулял пешком по аллеям в сопровождении своей любимой собаки, вечером часто катался в коляске.

В Царском Селе Александр II пережил и трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты близких людей: 29 июля 1844 года в Александровском дворце скончалась его сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года в этом же дворце умерла его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил из Ниццы известие о смертельном заболевании своего старшего сына, наследника-цесаревича Николая Александровича, и выехал к умирающему сыну. Из Ниццы Александр II возвратился в Царское Село, где провел скорбные дни до погребения великого князя в соборе Петропавловской крепости. 22 мая 1880 года после продолжительной и тяжелой болезни скончалась императрица Мария Александровна, известие о смерти которой Александр II получил в Царском Селе. Сюда, в Царское, император уехал сразу после погребения императрицы.

С Царским Селом связано одно из последних важных событий в жизни Александра II - венчание с княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой (1849-1922), состоявшееся 6 июля 1880 года. Венчание было тайным и произошло перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. После брака с императором Е.М.Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской. У Александра II и Долгоруковой было трое детей: Георгий (1872-1913), Ольга (1872-1925) и Екатерина (1878-1959).

До конца жизни Александр II оставался верен Царскому Селу. Однако последние дни, проведенные в резиденции, и здесь были тревожными. Пережив несколько покушений, Александр II, за которым «охотились» террористы, находился в постоянном напряжении. Как вспоминал один из современников, в это время изменился облик Царского Села, резиденция выглядела угрюмой; закрытые дворцовые подъезды и ворота в сад, вокруг много полицейских. 1 марта 1881 года очередное покушение на жизнь императора оказалось роковым. Александр II был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной И.Гринецким, на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге и вскоре скончался в Зимнем дворце.

Личность и роль Александра II в русской истории трудно переоценить. Человек и император, любимый и осуждаемый современниками, Александр II вошел в историю как «царь-освободитель» и «царь-мученик». Подробное жизнеописание императора Александра II и всесторонний рассказ о его царствовании, важнейшем периоде отечественной истории, достойны обстоятельного исследования. Задача нашей экспозиции значительно уже и локальнее: через повествование об Александре II, членах его семьи и лицах ближайшего окружения, которые жили или часто бывали в Царском Селе, через исторические события, происходившие здесь или нашедшие отражение в памятниках и произведениях искусства, хранящихся в музее-заповеднике, реконструировать несколько страниц прошлого, связанных с эпохой Александра II.

На выставке «Александр II и Царское Село» представлено около 600 экспонатов, основная часть которых происходит из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село». Некоторые из них экспонируются впервые или после длительного, более полувекового, перерыва. На выставке также представлены документы и произведения из Государственного архива Российской Федерации, Александровского исторического общества и частного собрания князя Г.А.Юрьевского. Диапазон экспонатов необычайно широк: живопись, графика, предметы из фарфора и стекла, мебель, оружие, костюмы, книги, фотографии, документы. Особую ценность и интерес представляют мемориальные вещи Александра II из его апартаментов в царскосельской резиденции - предметы, окружавшие императора, являющиеся материальными, историческими и художественными документами, характеризующими целую эпоху в отечественной истории, названную именами императора Александра II.

Н. Лавров "Русский император Александр II"

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

Император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский Александр Николаевич Романов – первый сын Николая I от брака с Александрой Федоровной, дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III, родился в Кремле, крещен в Чудовом монастыре и при крещении награжден высшим российским орденом Андрея Первозванного.

Воспитание

Его рождение – долгожданное событие в царской семье, т.к. старшие братья Николая не имели сыновей. В связи с этим он воспитывался как будущий наследник престола.

По традиции он сразу же был назначен шефом лейб-гвардии гусарского полка. В 7-летнем возрасте произведен в корнеты, а в 11 лет уже командовал ротой. Александру нравилась и военная служба, и военные игры, но ему, как наследнику престола, постоянно внушалась мысль о его особом предназначении – «жить для других».

Его систематическое домашнее образование началось с 6 лет. Отец выбрал ему наставников сам. Воспитателем был назначен поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения» на 12 лет. В основе этого плана лежало всестороннее образование, соединенное с нравственностью. Жуковский являлся одновременно и учителем русского языка. Учителем Закона Божия и Священной истории стал протоиерей Г. Павский, военным инструктором — капитан К. Мердер, простой офицер, награжденный за храбрость при Аустерлице. Это был умный и благородный человек, работавший в юнкерской школе и имевший опыт работы с детьми. Законодательство преподавал М.М. Сперанский, статистику и историю – К.И. Арсеньев, экономику – Е.Ф. Канкрин, внешнюю политику – Ф.И. Бруннов, арифметику – академик Коллинз, естественную историю – К.Б. Триниус, известный немецкий и российский ботаник, академик Петербургской Академии наук.

Ф. Крюгер "Цесаревич Александр Николаевич"

В результате царевич получил хорошее образование, свободно владел французским, немецким и английским языками, с детства отличался отзывчивостью и впечатлительностью, живостью ума, хорошими манерами и общительностью.

Но вместе с тем воспитатели отмечали, что он вспыльчив и несдержан; пасует перед трудностями, не обладая твердой волей, в отличие от отца. К. Мердер отмечал, что иногда он действовал не из внутренней потребности, а из тщеславия или стремления угодить отцу, получить похвалу.

Николай I лично следил за образованием сына, два раза в год устраивал экзамены и сам присутствовал на них. С 16 лет он стал привлекать Александра к государственным делам: царевич должен был участвовать в заседаниях Сената, затем был введен в состав Синода, а в 1836 г. произведен в генерал-майоры и был причислен к свите царя.

Процесс образования цесаревича заканчивался путешествиями по России (май-декабрь 1837 г.) и за границу май 1838 г. – июнь 1839 г.). Перед поездкой по России Николай I подготовил сыну специальное «наставление», в котором говорилось: «Первая обязанность твоя будет все видеть с тою непременною целью, чтобы подробно ознакомиться с государством, над которым рано или поздно тебе определено царствовать. Потому внимание твое должно равно обращаться на все…дабы получить понятие о настоящем положении вещей».

Великий князь Александр Николаевич

Во время этого путешествия Александр посетил 28 губерний, воочию увидев всю неприглядность российской действительности. Он был первым из рода Романовых, посетившим Сибирь, где встретился с декабристами, в результате чего в нескольких письмах обращался к отцу «о прощении некоторых несчастных» и добился смягчения их участи. В путешествии цесаревича сопровождали генерал-адъютант Кавелин, поэт Жуковский, преподаватель истории и географии России Арсеньев, лейб-медик Енохин и молодые офицеры.

Позже он побывал даже на Кавказе, где отличился в бою при нападении горцев, за что был награжден орденом Св. Георгия 4 степени.

Перед отъездом за границу Николай I напутствовал сына: «Многое тебя прельстит, но при ближайшем рассмотрении ты убедишься, что не все заслуживает подражания; … мы должны всегда сохранять нашу национальность, наш отпечаток, и горе нам, если от него отстанем; в нем наша сила, наше спасение, наша неповторимость».

Во время зарубежного путешествия Александр посетил страны Центральной Европы, Скандинавию, Италию и Англию. В Германии он познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, дочерью великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского, с которой через два года произошло бракосочетание.

И. Макаров "Императрица Мария Александровна"

Мария Александровна любила музыку и хорошо в ней разбиралась, хорошо знала новейшую европейскую литературу. Широта ее интересов и душевные качества поражали многих, с кем ей довелось встречаться. «Своим умом она превосходит не только других женщин, но и большинство мужчин. Это небывалое сочетание ума с чисто женским обаянием и… прелестным характером», — писал поэт А.К Толстой. В России Мария Александровна скоро стала известна широкой благотворительностью – Мариинские больницы, гимназии и приюты были в ее поле зрения и распространялись, заслужив высокую оценку современников.

В 1841 г. Николай I назначил наследника членом Государственного Совета, что фактически явилось уже началом его государственной деятельности.

А с 1842 г. Александр исполнял уже обязанности императора во время его отсутствия в столице. На этом этапе деятельности он разделял консервативные взгляды своего отца: поддержал в 1848 г. предупредительные меры по ужесточению цензуры в связи с революционными событиями в Европе, касающиеся ограждения учебных заведений от «революционной заразы».

Начало царствования

Монограмма Александра II

Скоропостижная смерть Николая I, ускоренная трагическими событиями Крымской войны, естественным образом привела Александра к престолу. Перед Россией остро стоял ряд задач, которые не удалось решить Николаю I: крестьянская проблема, восточная, польская и др. проблемы, государственные финансовые проблемы, расстроенные крымской войной, международная изоляция России и др. Николай в последние часы своей жизни сказал сыну: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот».

Первым решительным шагом Александра было заключение Парижского мира в 1856 г. с условиями, не самыми плохими для России. Затем он посетил Финляндию и Польшу, где выступил с призывом местной знати «оставить мечтания», что укрепило его позицию как решительного императора. В Германии он закрепил с прусским королем (братом своей матери) Фридрихом Вильгельмом IV «двойственный союз», тем самым ослабив внешнеполитическую блокаду России.

Но, начав свое царствование с действенной поддержки консервативных взглядов своего отца, он под давлением обстоятельств вынужден был перейти к политике реформ.

Н. Лавров "Портрет императора Александра II"

Реформы Александра II

В декабре 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет и разрешена свободная выдача заграничных паспортов. Ко дню коронации (в августе 1856 г.) была объявлена амнистия политическим заключенным, ослаблен полицейский надзор.

Но Александр понимал, что крепостное право тормозит развитие государства, и это было основанием для того, чтобы снова вернуться к крестьянскому вопросу, который был главным на этот момент. Выступая перед дворянами в марте 1856 г. он сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не справедливо… Но не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу».

В 1857 г. для рассмотрения этого вопроса был составлен Секретный комитет из доверенных лиц императора, который начал разработку положений в отдельных регионах, чтобы объдинить их затем для всей России в «Положение» об отмене крепостного права. Члены комиссии Н. Милютин, Я. Ростовцев и др. пытались подготовить компромиссные решения, но постоянное давление дворянства на власть привело к тому, что проект защищал прежде всего помещичьи интересы. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об освобождении крестьян, и таким образом были созданы условия для капиталистического производства (23 млн. помещичьих крестьян получили личную свободу, гражданские права), но многие пункты «Положения» ограничивали крестьян экономической и правовой зависимостью от сельской общины, контролируемой властями. По отношению к помещику крестьяне оставались «временнообязанными» до выплаты долга (в течение 49 лет) за предоставленные земельные наделы и должны были вести прежние повинности – барщину, оброк. Помещики же получили за собой лучшие участки и огромные выкупные суммы.

Но, несмотря на ограниченность крестьянской реформы, Александр II вошел в историю как царь-освободитель.

1 января 1864 г. была проведена Земская реформа . Вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей были двухстепенными, но с преобладанием дворянства. Избирались сроком на 4 года.

В. Тимм "Коронация"

Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. То есть самоуправление явилось просто фикцией, и выборные должности замещались по указанию помещика. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации (в первую очередь губернаторам). Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

Реформа городского самоуправления. Обеспечила участие различных слоев населения в местном управлении, но при этом самодержавие по-прежнему оставалось как высшим законодательным, так и исполнительным органом, что сводило эти реформы на нет, так как отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость местного самоуправления от правительства.

Судебная реформа 1864 г. явилась крупным шагом в истории России к развитию цивилизованных норм законности, в основу их были положены принципы современного права:

  • независимость суда от администрации;
  • несменяемость судей;
  • гласность;
  • состязательность (в уголовных судах был введен институт присяжных заседателей, избираемых из населения; для юридической помощи населению – институт присяжных поверенных).

Но как только новые суды продемонстрировали свою работу в новом качестве, власть тут же стала подчинять их режиму. Например, судопроизводство политических дел осуществлялось не присяжными, а военными судами, сохранялись особые суды для крестьян, духовенства и др.

Военная реформа. Учитывая уроки Крымской войны, в армии были проведены серьезные преобразования в 1861-1874 гг. Были облегчены условия солдатской службы, улучшилась боевая подготовка, была упорядочена система военного управления: Россия разделилась на 15 военных округов. В 1874 г. утвержден Устав о всеобщей воинской повинности, сменивший рекрутчину.

Кроме этих реформ, преобразования затронули сферу финансов, образование, средства массовой информации, церковь. Они получили наименование «великих» и способствовали укреплению экономики страны и формированию правового государства.

Историки отмечают однако, что все реформы Александра II были проведены им не в силу его убеждений, а в силу осознаваемой им необходимости, поэтому современники чувствовали их неустойчивость и незавершенность. В связи с этим начал нарастать конфликт между ним и мыслящей частью общества, опасавшейся, что все сделанное «рискует погибнуть, если Александр II останется на престоле, что России грозит возврат ко всем ужасам николаевщины», — так писал П. Кропоткин.

С середины 60-х годов современники отмечают в поведении императора утомление и некоторую апатию, приведшую к ослаблению преобразовательной деятельности. Это связано как с несчастьями и неурядицами в семье, так и с многократными (всего 7) покушениями «благодарных» подданных на жизнь императора. В 1865 г. в Ницце умер от тяжелой болезни его старший сын Николай, наследник престола. Его смерть подорвала здоровье императрицы, и без того слабое. Рекомендации врачей воздерживаться «от супружеских отношений» усилили давно начавшееся отчуждение в семье: в короткий срок Александр сменил несколько любовниц, пока не встретил 18-летнюю Е. Долгорукую. Эта связь тоже повлекла неодобрение со стороны общества.

Покушения на Александра II

4 апреля 1886 г. произошло первое покушение на императора. Стрелял Д. Каракозов, входивший в тайное общество «Ад», примыкавшее к «Земле и воле», когда Александр II направлялся к своей карете, выйдя из ворот Летнего сада. Пуля пролетела мимо императора – стрелявшего толкнул крестьянин О. Комиссаров.

25 мая 1879 г. во время визита на Всемирную выставку в Париже в него стрелял поляк А. Березовский. Пуля попала в лошадь.

2 апреля 1879 г. член «Народной воли» А. Соловьев у ворот Зимнего дворца сделал 5 выстрелов, но император остался невредимым – стрелявший промахнулся.

18 и 19 ноября 1879 г. члены «Народной воли» А. Желябов, А. Якимова, С. Перовская и Л. Гартман безуспешно пытались взорвать царский поезд, следовавший из Крыма в Петербург.

5 февраля 1880 г. народоволец С. Халтурин подготовил взрыв в Зимнем дворце, погибли солдаты охраны на первом этаже, но никто из царской семьи, находившейся на третьем этаже, не пострадал.

Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. При взрыве первой бомбы он не пострадал и мог бы уехать с набережной Екатерининского канала, где произошло покушение, но он вышел из кареты к раненым – и в это время Гриневицкий бросил вторую бомбу, от которой погиб сам и был смертельно ранен император.

Александр II с женой. Фото Левицкого

Итог царствования

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование

  • отменено крепостное право;
  • введена всеобщая воинская повинность;
  • учреждены земства;
  • проведена судебная реформа;
  • ограничена цензура;
  • проведён ряд других реформ;
  • империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Но М. Палеолог пишет: «Порой им овладевала тяжелая меланхолия, доходившая до глубокого отчаяния. Власть его более не интересовала; все то, что он пытался осуществить, кончалось неудачей. Никто из других монархов не желал более счастья своему народу: он уничтожил рабство, отменил телесные наказания, провел во всех областях правления мудрые и либеральные реформы. В отличие от других царей, он никогда не стремился к кровавым лаврам славы. Сколько усилий потратил он, чтобы избежать турецкой войны… И после ее окончания он предотвратил новое военное столкновение… Что получил он в награду за все это? Со всех концов России поступали к нему донесения губернаторов, что народ, обманутый в своих чаяниях, во всем винил царя. А полицейские донесения сообщали об угрожающем росте революционного брожения».

Единственное утешение и смысл жизни Александр II обрел в любви к Е. Долгорукой – «человеку, думающему об его счастье и окружавшему его знаками страстного обожания». 6 июля 1880 г., через полтора месяца после смерти супруги императора Марии Александровны, они заключили морганатический брак. Е. Долгорукая получила титул светлейшей княгини Юрьевской. Этот брак также увеличил раздоры в царской семье и при дворе. Существует даже такая версия, что Александр II намеревался провести задуманные преобразования и отречься от престола в пользу сына Александра и уехать с новой семьей жить в Ниццу.

Так «первое марта трагически пресекло и государственные преобразования, и романтические мечты императора о личном счастье… Он имел смелость и разумность отменить крепостное право и приступить к строительству правового государства, но при этом оставался фактически пленником той системы, фундамент которой начал упразднять своими реформами», — пишет Л. Захарова.

Император Александр II с детьми. Фото 1860 г.

Дети Александра II от первого брака:

  • Александра (1842-1849);
  • Николай (1843-1865);
  • Александр III (1845-1894);
  • Владимир (1847-1909);
  • Алексей (1850-1908);
  • Мария (1853-1920);
  • Сергей (1857-1905);
  • Павел (1860-1919).

От брака с княжной Долгорукой (узаконены после венчания):

  • светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872-1913);
  • светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873-1925);
  • Борис (1876-1876), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;
  • светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878-1959).
    • Помимо детей от Екатерины Долгорукой, имел несколько других внебрачных детей.

По настоянию Александра III Долгорукая-Юрьевская вскоре покинула Петербург со своими детьми, рожденными еще до брака. Она умерла в Ницце в 1922 году.

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Храм выполнен в «русском стиле» и несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строился 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён как храм Спаса-на-Крови.

Храм Спаса-на-Крови

Царствование Александра II вошло в русскую как «Эпоха великих реформ», когда была предпринята одна из наиболее последовательных попыток усовершенствовать весь уклад жизни империи.

Преобразования охватили три основные сферы — социальноэкономическую, политическую и культурнообразовательную. За Манифестом и Положениями от 19 февраля 1861 г., отменившими крепостную зависимость 22,5 млн крестьян ских душ, последовали университетская (1863), земская, школьная, судебная (1864) реформы, реформа печати (1865).

Самая поздняя из реформ — военная (1874) — заменила многолетнюю рекрутчину всеобщей воинской повинностью. Российская империя, пусть и медленно, поворачивала на путь превращения в либеральное правовое государство. В планах Царя Освободителя, как стали называть Александра II, было увенчать «здание реформ» учреждением представительного правления.

Однако проект первой «русской конституции», подготовленный графом М. Т. Лорис-Меликовым, так и не был подписан императором: 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы революционеровнародников. Впечатляющими, хотя и неоднозначными, были внешнеполитические достижения царствования Александра П. Преодолев последствия поражения в Крымской войне, Россия возвратилась к активной роли на Балканах.

Однако за победоносной Русско-турецкой войной 1877—1878 гг. последовало дипломатическое поражение на Берлинском конгрессе (1878), во многом обесценившее ее результаты. В 1858 г., по Айгунскому договору с Китаем, к России отошли земли на левом берегу Амура, в 1862 г. заложен порт Владивосток, ставший главным оплотом страны на Тихом океане. Однако примерно в то же время, в 1867 г., Аляска — Русская Америка — уступлена США всего за 7 млн долларов. Наконец, в 1860—1870х гг. было осуществлено завоевание Средней Азии. Исполнилась мечта Петра I — «сухой путь в Индию» был открыт, и Россия стала на нем твердой ногой.

В области наградного дела Александр II не стал таким кардинальным реформатором, как его дед . Он не учреждал новых орденов и не отменял старых, а только рядом законодательных актов изменил и упорядочил пожалование уже имевшихся наград. Изменения, в частности, были связаны с массовыми награждениями орденами, чинами, золотым оружием и т. д., произведенными в годы Крымской войны. 15 мая 1855 г. награждение орденом Святого Георгия 4й степени за выслугу 25 лет было отменено, и с этого времени его давали исключительно за военные подвиги. За 25 лет беспорочной службы (или 18 морских кампаний) стали награждать орденом Святого Владимира 4й степени. В июне 1855 г. возобновилось пожалование 2й и 3й степенями ордена Святого Станислава, ставшими распространенной наградой для младшего и среднего офицерского состава.

Награды России / СВ. Потрашков.

Итак, в 1856 году завершилась неудачная для России Крымская война Парижским миром. Крымская война была не первой и не последней войной, которую вела Россия.

Но в ряду тех многочисленных конфликтов, в которых она участвовала, не так легко найти другой войны, которая бы столь ощутимо повлияла на дальнейшее развитие России, на все аспекты жизни. Неудача в Крымской войне вызвала состояние шока, крайне болезненную реакцию. На первой взгляд такая реакция может показаться абсолютно неадекватной. Действительно, что в сущности произошло? На протяжении нескольких лет Россия в одиночку вела войну против весьма мощной коалиции, главными участниками которой были Англия и Франция.

Проиграть им не позорно. Более того, военные успехи союзников оказались крайне незначительными, если сопоставить их с затратами. Ценой огромных жертв они захватили клочок земли, погубив десятки тысяч своих солдат.

Попытки причинить ущерб России на других участках кончились неудачей: в Петропавловском-Камчатском, на Соловецких островах. Огромная союзная эскадра в Балтийском море … Т.е. военный результат врагов России был неадекватен потраченным усилиям. Сам Парижский мир, несмотря на то, что он был невыгоден России, в общем не содержал каких-либо условий, которые бы ущемляли ее суверенитет или достоинство, за исключением запрета держать флот на Черном море.

Тем не менее реакция была болезненной.

Объяснялось это тем, что война действительно продемонстрировала насколько Россия отстала, и не только в военном деле, но и в других сферах. Россия отставала по вооружению. Но не выдержала войну и вся инфраструктура страны. Железные дороги только начинают строиться.

Строились они высокими темпами. Но если сравнить потребности страны и сколько было построено, сделанное никак не соответствовало тому, что нужно было. Из-за этого войска из центральной России крайне медленно передвигались на театры военных действий.

Более того, любой марш своим ходом, на лошадях был известной катастрофой. По подсчетам военных специалистов во время марша войска, двигавшиеся из московских губерний, прибывали на театр военных действий, потеряв 25-30% состава больными и отсталыми.

Войну не выдержала и финансовая система.

К 1856 году Россия оказалась на грани финансового краха. Золотое содержание рубля уменьшилось на 50%, бумажные деньги обесценились. Дефицит государственного бюджета увеличился в 6 раз. На грани развала оказалась кредитная система, у банков не было денег.

Война продемонстрировала крайнее неблагополучие.

По сути итог Крымской войны поставил Россию перед выбором: либо модернизация, обновление социальных, экономических и политических институтов, либо надо смириться с утратой статуса великой державы, утрата экономической и политической самостоятельности.

Такая перспектива была реальна. Об этом свидетельствовал опыт одной из соперниц России – Турции. В середине 19 века Османская империя, которая на протяжении многих столетий наводила ужас на своих соседей, превратилась в «больного человека», в державу, которая существовала только потому, что другие силы и страны никак не могли договориться о том, кому достанется какая часть Османской империи.

Перед обществом в этот период ставились задачи проведения масштабных преобразований.

И надо сказать, что при всей сложности в России в середине 19 века сложились и условия преобразований. Проведению реформ благоприятствовала сложившаяся в России политическая система, тот факт, что Россия оставалась абсолютной монархией в середине 19 века, во главе которой стоял монарх.

Чем крупнее преобразования, тем их сложнее проводить, ибо тем больше интересов они задевают. В том числе они задевают интересы весьма влиятельных сословий. И здесь самодержавная форма правления создает благоприятные условия для преодоления такого сопротивления, потому что во главе государства стоит человек, чья власть неограниченна, который не обязан считаться с мнением большинства, хотя в известных пределах, конечно.

Он достаточно свободен в принятии решений, более свободен, чем кто-то другой, даже более свободен, чем президент и даже диктатор. Потому что, если диктатор захватил власть, стало быть, его привели какие-то силы к власти, значит он кому-то обязан, и эти обязательства его связывают. А монарх получил власть по наследству, он пришел к власти без борьбы, он никому не обязан тем, что занял трон.

Он обязан только судьбе, Господу Богу и своим родителям. И он в этом отношении располагает значительной свободой выбора при принятии решений. Эти особенности политического строя России благоприятствовали проведению преобразований. Но только при одном условии, при том, что сам монарх настроен на проведение реформ. Если сам монарх не настроен на проведение реформ, то тогда наоборот, все эти черты будут работать против преобразований.

В России ситуация сложилась таким образом, что в середине 19 века на троне оказался человек, который понял необходимость реформ и взялся за это дело.

Император Александр II Романов Царь-Освободитель

В 1855 году умер в разгар Крымской войны Николай 1, и на трон вступил Александр 2. Александр 2 пришел к власти в тяжелый период для страны, сложный период для самодержавия. Он пришел к власти человеком уже сложившимся и имевшим немалый опыт участия в управлении государством.

Александр 2 родился в 1818 году. Его отец Николай 1 и его мать уделяли воспитанию будущего монарха чрезвычайно большое внимание, считая это одной из важнейших задач.

Воспитателем Александра 2 был Жуковский, который старался привить гуманные идеи, был активным противником традиционного сугубо военного воспитания. Старался внушить будущему императору, что власть дана не для удовлетворения собственных амбиций, а для служения обществу, что власть это не привилегия, а это бремя, обязанность, ответственность. Александр получил хорошее образование. Ему преподавал министр финансов Канкрин, крупный государственный деятель; законоведение преподавал Сперанский.

Николай 1 позаботился о том, чтобы сын получил не только книжное образование, но и знание реальной жизни. Во второй половине 1830-х годов Александр совершил поездку по России, побывал в Сибири, встречался со многими людьми. Конечно, принимая его на местах, начальство старалось показать ему все в благоприятном свете.

Потом он поездил по Европе.

В 1840 году началось его приобщение к государственной деятельности. Александр был сделан членом ряда высших гос. учреждений. Когда Николаю 1 приходилось уезжать, то решение текущих дел поручалось наследнику. После смерти своего дяди великого князя Михаила Павловича в 1849 году Александр 2 возглавил главное управление военных учебных заведений. Находясь на этой должности, в 1855 году Александр 2 занял российский престол.

Перед ним стояли сложные задачи.

Необходимы были реформы, который по масштабам были сопоставимы с преобразованиями Петра 1. Но если сравнивать Петра 1 и Александра 2, то они довольно существенно отличаются друг от друга. Александр 2 уступал своему предку в дарованиях. Он был человеком средним, не великим. Кроме того, Петр 1 был реформатором по складу характера, который в принципе любил все новое, и в политике и в быту.

Александр 2 был другого склада. Он в житейском смысле был скорее консерватором. При жизни отца по поводу отмены крепостного права Александр 2 занимал весьма консервативную позицию. Участвуя в работе различных комитетов, которые в 1840-е годы обсуждали крестьянский вопрос, Александр 2 противился принятию каких-либо мер, способных серьезно изменить отношения между крестьянами и помещиками. Но Александр 2 умел понять потребности и обладал достаточным упорством для того, чтобы задуманное реализовать.

Он любил все делать постепенно.

Со временем разумная осторожность Александра превратилась в безразличное отношение к окружающим, к стремлению ничего не делать. Его упорство с годами выразилось в упрямство, в стремление любой ценой настоять на своем.

У Александра были помощники. Он нашел понимание в своей семье. Довольно значительное влияние на государственные дела оказывала жена императора, Мария Александровна, принцесса Гессен-Дармштадтская, она прониклась интересами России.

Она была умная женщина, интересовалась реформами в области просвещения. Никогда ее влияние на царя не было безусловным. Александр 2 старался принимать решения сам.

Великая княгиня Елена Павловна (создательница русского музея), тетка царя, принцесса Вюртембергская. Она вышла замуж за младшего брата Николая 1 за великого князя Михаила Павловича. Елена Павловна была наиболее активным, способным членом императорской фамилии. Ее салон был тем центром, где собирались представители бюрократии, чиновничества.

Многие проблемы обсуждались. Во время Крымской войны Елена Павловна приняла активное участие в организации отряда сестер милосердия. Александр 2 к ней относился с благоговением и прислушивался к ее советам.

Влияние Елены Павловны в императорской семье особенно возросло после того как в 1860 году умерла мать царя Александра 2, и Елена Павловна стала самым старшим членом императорской фамилии.

Но наиболее близким человеком к Александру 2 был его младший брат, великий князь Константин.

Константин родился в 1827 году, т.е. младше на 9 лет. Константин получил узко специальное образование. Он получил морское образование. Его наставником стал ученый, член-корреспондент академии наук Липке. Константин принимал участие в Венгерском походе.

В начале 1850-х годов он возглавил русский флот. Константин активно стремился к знаниям, интересовался историей, поддерживал контакты с Соловьевым.

С его помощью был снят цензурный запрет на посмертное издание сочинений Гоголя.

Константин в интеллектуальном смысле превосходил Александра. Был он и более энергичным. Но у него был тяжелый характер, у него было много врагов. О нем распускали слухи, что он якобы претендует на престол на том основании, что он родился тогда, когда их отец Николай 1 уже был императором. А Александр родился, когда Николай еще не был императором.

Константин занимал весьма важные должности.

С 1965 года он возглавлял Государственный Совет.

В своё время Александр 1 на вопрос о том, почему многие вещи, которые царь считает необходимым реализовать, остаются только на бумаге? он ответил: нет людей, некому это делать.

К середине 19 века такие люди появились.

Сформировался целый слой, который принято называть просвещенной бюрократией. Появление этой своеобразной прослойки было связано с процессом профессионализации государственной гражданской службы.

Чем дальше двигалось общество, тем более сложным объектом управления оно являлось. Для того, чтобы им с успехом управлять, требовалась профессиональная подготовка. Времена, когда для того, чтобы занимать высокий пост достаточно было природной смекалки, умения читать и писать, уходили в прошлое. В 1-й половине 19 века постепенно начинается процесс превращения гражданской службы в профессию, для успешного выполнения которой необходима специальная подготовка.

Этому процессу уделяли большое внимание и Александр 1, и Николай 1.

Центром для подготовки просвещенных чиновников стали учебные заведения, которые открывались в России в значительном количестве к началу 19 века. Это был юридический факультет университета, а также привилегированные высшие учебные заведения: Царскосельский лицей, впоследствии Александровский лицей, Демидовский лицей в Ярославле, училище правоведения, открытое в СПб в 1835 году.

Для формировавшейся прослойки просвещенной бюрократии были характерны новые представления о служебных обязанностях.

Они заключались в том, что обязанности свои эти чиновники видели не только в том, чтобы служить монарху, но и государству, народу, в стране в целом, о чем раньше забывали. Они считали себя лицами, которые должны были выступать в роли арбитров в социальных конфликтах, примирять споры, разрешать разные коллизии, возникающие в обществе, не становясь прямо на сторону противоборствующих сторон, добиваться согласия между ними. Для них было характерно уважение к закону, привитое в стенах учебных заведений, убежденность в том, что необходимо знать реальную жизнь страны не по бумаге, а на самом деле.

Представители просвещенной бюрократии поддерживали тесные контакты с небюрократической средой, литераторами, учеными.

Люди этого типа при Николае 1 на высшие должности в государстве не назначались, они находились как бы во втором эшелоне, занимали посты второго ранга. Но в конце 1850-х – начале 1860-х годов, когда их способности оказались востребованными, они выдвинулись на первый план.

Именно просвещенная часть бюрократии стала той силой, которая реализовала реформы 1860-70-х годов.

Какова была обстановка в русском обществе в целом? Имеется в виду образованная часть, не крестьяне.

Неудачи в Крымской войне, под Севастополем, привели общество в состояние шока.

Это вызвало всплеск общественной активности. В 1855-56 годах эта активность выразилась в широком распространении рукописной литературы. В этих записках давалась оценка сложившейся ситуации и предлагались пути исправления. Авторами записок были люди разные, в том числе и бюрократы.

Широкое распространение получила записка, автором которой являлся один из прибалтийских губернаторов Петр Александрович Валуев.

Записка называлась «Дума русская». В записке давалась резкая критика существующей системы правления. Особенно активно Валуев нападал на то, что он называл «официальной ложью», на то, что ни царь, ни высшие сановники при сложившихся порядках не имеют никакой возможности узнать правду о том, что делается в государстве. Он писал: Посмотрите на отчеты, которые в бесчисленном количестве составляются в разных министерствах, и прочих учреждениях. Складывается очень благоприятное впечатление, кажется, что везде все хорошо, а если имеются беспорядки, то они быстро устраняются.

Но посмотрите на суть дела, и вы увидите, что картина совершенно иная: сверху блеск, а снизу гниль.

Через великого князя Константина записка была передана Александру 2, который с ней имел возможность с ней познакомиться.

Этот всплеск общественной активности заставил и власти в каком-то смысле пойти навстречу желанию общества выговориться, более-менее свободно обсудить стоявшие перед страной проблемы.

Уже в 1855 году начали приниматься меры, нацеленные на смягчение цензуры. Речь не шла о свободе слова. Показателем этого явилось закрытие в конце 1855 года так называемого Бутурлинского комитета, высшего гос. учреждения, которое осуществляло общее руководство цензурой, и с действиями которого были связаны гонения на печать, характерные для последних лет царствования Николая 1.

В 1858 году было разрешено сдержанно обсуждать в открытой печати крестьянский вопрос, что раньше было немыслимо.

В число русских политических терминов входит термин «гласность».

Во время коронации Александра 2 летом 1856 года была объявлена амнистия декабристам, участникам польского восстания 1830-31 года и петрашевцам. Курс на гласность, взятый правительством, диктовался главным образом необходимость проведения реформ. На протяжении многих десятилетий занятие политикой было монополией официальных властей, должностных лиц, бюрократии.

Бюрократия свято была уверена в том, что она знает положение дел в стране, знает существующие проблемы, как их решать, и ни в чьей помощи она не нуждается.

Но уроки Крымской войны показали, что это далеко не так. Необходимо было прислушиваться к советам со стороны, к общественно активным, размышляющим людям. Но для того, чтобы получить такую помощь, необходимо было дать этим людям свободно высказываться, что раньше было невозможно. Политика гласности была в том, чтобы помочь сторонникам реформ обрести общественную поддержку.

Эта политика была формой союза просвещенной части бюрократии и русского образованного общества. Эти силы во многом и были двигателем реформ 1860-х годов.

Вторая половина 1850-начала 1860-х годов прошла под знаком общественного подъема.

Наиболее ярким проявлением являлось бурное развитие периодической печати. Расширялись программы уже существующих печатных изданий, которые стали обсуждать ранее запретные темы. С другой стороны в этот период создаются новые периодические издания. Особенно быстрыми темпами развивалась газетная периодика. За 10 лет (с середины 1850-х до середины 1860-х годов) было открыто более 6 тысяч новых газет. Показательно, что в 18веке, первой половине 19 века главной формой изданий был ежемесячный журнал.

А теперь газеты начинают их теснить, потому что темп общественной жизни резко возрос, и журналы, которые выходили 1 раз в месяц, не могли откликаться быстро. А газета выходила ежедневно.

Наиболее влиятельными периодическими изданиями являлись журналы «Русский вестник», целиком стоявший на либеральных позициях; «Сельское благоустройство», издававшийся славянофилом Кошелевым, «Атеней», основанный группой московских общественных деятелей.

Существенное влияние на общественное мнение оказывал официальный орган морского министерства «Морской сборник».

Морское ведомство возглавлял великий князь Константин, и он добился для этого журнала особого статуса. Пользуясь своим положением царского брата, он вывел журнал из подчинения общей цензуры, лично контролировал, и позволял писать то, что не позволялось писать в других журналах. На страницах «Морского сборника» обсуждались и дела развития народного образования.

Ярким явлением общественного подъема явилась деятельность Герцена.

Герцен эмигрировал из России в 1847 году, основал в 1853 году Вольную русскую типографию в Лондоне. С 1857 года стал издавать газету «Колокол». «Колокол» рассматривал самые разные вопросы русской жизни и нелегальным путем доставлялся в Россию, имел чрезвычайно широкое распространение, читался даже при царском дворе.

Большое влияние на взгляды радикально настроенного общества выражал журнал «Современник», ведущим сотрудником которого являлся Чернышевский.

Общественный подъем нашел свое отражение и в активизации деятельности научных обществ, неполитического характера.

Политические организации создавать было нельзя. Из научных обществ наибольшую активность проявляло императорское русское Географическое общество. Оно было основано еще в 1845 году. Его почетным председателем являлся великий князь Константин. Это признак хорошего финансирования. В рамках этого Геогр. общества происходили встречи гос. деятелей с учеными. При обществе действовал политико-экономический комитет, на котором обсуждались финансовые проблемы.

В 1861 году комитет прикрыли, потому что на него обиделся министр гос. имуществ.

Вольное экономическое общество, было основано еще Екатериной 2. На его заседаниях обсуждались проблемы аграрного развития страны; вопросы, связанные с подготовкой крестьянской реформы.

Создавались новые общества, юридическое общество при Московском университете.

Этот рост общественных организаций, все это является изображением подъема 2-й половины 1850-х – начала 1860-х годов.

Именно с этого времени появляется такой важный фактор как общественное мнение, которое до этого времени практически отсутствовало.

Александр 2 чрезвычайно внимательно следил за публикациями в прессе.

Любимыми делами императора были такие государственные задачи: военная деятельность, дипломатия и печать. Еще в конце 1858 года Александр 2 издал специальное распоряжение, чтобы министры, каждый по своей части, передавали ему для прочтения все статьи, которые заслуживают царского внимания.

Но вскоре это оказалось нереальным. Поэтому был заведен порядок, и царю ежемесячно составлялись обозрения, извлечения из наиболее примечательных статей. Чиновники, которые этим занимались, получили специальные указания: ни коим образом не смягчать критику.

Вскоре такие обозрения представлялись царю ежедневно.

Предпосылки отмены крепостного права, сопротивление
Механизм освобождения крестьян при отмене крепостного права
Реакция на отмену крепостного права в России
Сельское хозяйство, дворянство, крестьянство после отмены крепостного права

Реформы: Местного самоуправления, судебная, военная, (воинская повинность), финансовая, образования
Промышленный переворот в России, развитие железных дорог, промышленности, индустриализация

Личность Александра II. Начало реформ

Вступивший на престол старший сын Николая I цесаревич Александр был красив, умен, образован. Француз А. Кюстин писал о нем так:

Н.

Борель. Император Александр II

Выражение этого взгляда – доброта. Это в полном смысле государь. Вид его скромен без робости. Он прежде всего производит впечатление человека, превосходно воспитанного. Все движения его полны грации. Он прекраснейший образец государя из всех, когда-либо мною виденных.

Легкий и подвижный, в молодости он был прекрасным наездником, смелым, отважным и хладнокровным человеком, что проявлялось не раз во время покушений на императора.

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ

Александр был лучше многих других из семьи Романовых подготовлен к «ремеслу королей». Один из его наставников, поэт В. А. Жуковский, сказал родителям цесаревича, что будет готовить из наследника не командира полка, а просвещенного монарха, который должен видеть в России не плац и казарму, а нацию. В общем, так и получилось, хотя Александр II, человек средних способностей, по своей природе не был реформатором.

По характеру Александр Николаевич отличался от волевого, целеустремленного отца, императора Николая I. Еще будучи цесаревичем, он не раз говорил, что предпочел бы семейную тихую жизнь публичному бремени власти. Однако он, как человек долга, не колеблясь подчинился своему жребию.

Став императором, Александр II почувствовал, какая огромная ответственность легла на его плечи. При этом с самого начала Александр стал сторонником кардинальных преобразований: отмены крепостного права, реформы армии и флота, финансов, суда и местного управления. Возможно, молодой император, как и окружавшие его люди, сначала не представлял себе трудностей на этом пути, не раз он выказывал сомнения, многое из созданного заново ему было не по душе.

Однако он не видел иного способа разрешить угрожавший России внутренний кризис и вернуть империи прежний статус великой державы.

Для этого он обладал необходимыми данными: получил хорошее образование, долго и серьезно готовился к тому, чтобы занять престол, а поэтому хорошо знал реальное положение дел, часто бывал и за границей, имея возможность сравнивать российские порядки с иностранными.

Знание нескольких европейских языков этому благоприятствовало.

Александр вовсе не собирался изменять унаследованный им от отца старый порядок. Но он понимал необходимость перемен во всех сферах русской жизни. К решительности его подвигло крымское унижение России. Со слезами на глазах он читал донесения из Крыма, был вынужден одобрить сдачу Севастополя, тяжелейший Парижский мир, согласно которому Россия лишалась флота на Черном море и утрачивала там все свое влияние.

Шок от поражения был так силен, что император, несмотря на опасения, свою нерешительность, отчаянное сопротивление консервативного окружения, последовательно осуществлял реформы, поддерживая либеральную группировку в верхах, как раз и проводившую реформы.

Приход Александра II к власти воодушевил многих. Царь чувствовал, что общественное мнение на его стороне. Выражая мнение современников, Герцен из Лондона обратился к нему со словами:

Государь, Ваше царствие начинается под удивительно счастливым созвездием.

На вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести. Весть о смерти отца Вам принесли не убийцы его (намек на Александра I. – Е.

А.). Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон. Вам не нужно было казнями возвестить народу Ваше восшествие (намек на Николая I – Е. А.). Летописи Вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала.

Эпохой гласности стали 1856-1861 годы. К ней призывал царя Герцен:

Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим…

И вскоре, к ужасу консерваторов, в прессе можно было прочитать то, за что при Николае I волокли в полицию.

Вдруг все изменилось разом: смягчилась цензура, были отменены военные поселения, один за другим стали сниматься запреты, начали выдавать паспорта для поездок за границу!

В обстановке всеобщего смятения, отчаянных диспутов, споров о путях, средствах и темпах преобразований формировалось общественное мнение. Оно было на стороне молодого императора, которого не только придворные льстецы, но и народ называл «Царем-Освободителем».

Программа реформ долго вызревала в недрах власти.

Александр подавил сопротивление непримиримых противников реформ из дворян и чиновников и поддержал сторонников либеральных взглядов в обществе. В сложном деле преобразования страны у царя были хорошие сподвижники и помощники: брат царя великий князь Константин Николаевич, Я. И. Ростовцев, Н.

А. и Д. А. Милютины, П. А. Валуев и др.

Исторический портрет Александра II Освободителя

Годы правления:1855-1881

Из биографии

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель, так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время - шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название - «жандарма Европы».

    Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.

  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу.

    Александр 2 Освободитель

    Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.

  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти - в Сенат, Синод, он состоит на военной службе и в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге.

    Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.

  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина.

    Александр II был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

Исторический портрет Александра II

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления В 1861 году был создан Совет министров.

Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова.

По ней Государственный совет становился как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.

Совершенствование системы местного самоуправления. 1864- принято Положение о земских учреждениях, по которому вводились земства - органы местного самоуправления.

Они не решали политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.

Особое внимание уделялось образованию и оказанию медицинской помощи.

Городовое положение- 1870. По нему вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.

Решение крестьянского вопроса 19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян, по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права, появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины.

Крестьяне становились временнообязанными.

Модернизация военной системы России С 1864 1874 проводилась военная реформа. Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.

1874- введение всеобщей воинской повинности, сокращение сроков службы.

Ликвидация военных поселений в 1857г.

Совершенствование судебной системы В 1864г.

был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав. Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный, независимый суд, были учреждены суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны. Постепенный отказ от политики протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.

Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.

Совершенствовалась банковская системам.

Дальнейшее развитие культуры и образования 1863-Указ об автономии университетов.

1864- реформа образования: принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.

В 1865 году были приняты « Временные правила дляпечати», они отменяли предварительную цензуру.

Период правления Александра II - это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения(например, исторический музей В.Шервуда в Москве)

Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями. Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.

Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с Т.Лорис-Меликовым.

Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.

К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит.

2.

Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира. Именно Александру II пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю.

Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.

1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.

1873- подписан Союз трёх императоров, по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия договаривались о взаимной военной помощи.

1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.

Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе. 1877-1878- война с Турцией.

По Сан-Стефанскому договору Россия получала большую территорию: Бессарабии и добилась независимости многих славянских народов.

В 1864 году была завершена Кавказская война, которая значительно расширила территорию Россию в данном регионе.

Азиатское и дальневосточное направление политики. В правление Александра II была присоединена большая часть Средней Азии

Были подписаны выгодные договоры с Китаем (Айгунский- 1856г.

и Пекинский -1860г договоры) о строительстве КВЖД, аренде части территории Китая, установлении границы.

В 1867 годы была продана Аляска США - одна из политических ошибок Александра II.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Александр II провёл широкомасштабное реформирование буквально во всех сферах общественной жизни, что привело к значительному укреплению государственности, экономики, повышению авторитета России в мире.

    Его правление называют « периодом Великих Реформ».

  • Создание Совета министров, проекты преобразования Государственного совета с привлечением в него выборных представителей - это всё свидетельствует о стремлении императора найти наиболее приемлемые формы государственной власти, отвечающие новому времени.
  • Был сделан значительный шаг в развитии местного самоуправления. И хотя во многом органы местного самоуправления были ограничены в правах, это было большим шагом вперёд, так как заменили прежние сословные местные органы власти.
  • Именно Александр I Iсделал решительный шаг по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

    Несмотря на ряд противоречивых моментов, нельзя не отметить, что это было величайшее событие в жизни России - крестьяне получили личную свободу, появился рынок рабочей силы, значительно быстрее стала развиваться промышленность.

    Россия уверенно шла по пути капитализма.

  • Реформирование армии, введение всеобщей воинской повинности, перевооружение привело к значительному повышению боеспособности России.
  • Судебная реформа, вводившая бессословность судов, стала величайшим достижением Александра II.

    До сих пор многие особенности судебной системы, установленные в его правления, продолжают успешно действовать.

  • Александр II многое сделал для развития образования, культуры в целом. Это время деятельности величайших учёных, поэтов, писателей, художников, архитекторов и скульпторов. Созданное в его правление до сих пор является сокровищницей культуры России.
  • Успешной была и внешняя политика Александра II: он сумел закончить Крымскую войну, вернуть выход к Чёрному морю, присоединить большие территории на юге, востоке, в Азии, установить дипломатические отношения со многими странами, значительно повысить международный авторитет России.

Таким образом, Александр II – один из наиболее ярких правителей России, приумноживших её силу, мощь и авторитет.

Хронологию деятельности Александра II вы можете найти на моём сайте poznaemvmeste.ru в разделе « Даты».

Данный материал можно использовать, готовясь