Биография и молитва святому Луке (Войно-Ясенецкому)

Чудо святителя Луки

Светлый и радостный даже поздней осенью и зимой Симферополь — это прежде всего Свято-Троицкий кафедральный собор. А в Свято-Троицком соборе — рака с мощами Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

У Святителя Луки побывать мне хотелось давно, да все не представлялось случая — и вот наконец долгожданная встреча. Я, конечно, знал, что мощи святых благоухают, но то, что я ощутил, наклонившись над ракой Святителя Луки, невозможно передать словами. Из раки поднимался сильнейший непередаваемый аромат…

С Крымом связана значительная часть жизни Святителя Луки, родившегося 27 апреля 1877 г. в Керчи. В миру он носил имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Необыкновенно талантливый хирург, одним из первых в России он делал сложнейшие операции на желчных путях, кишечнике, желудке, почках, оперировал сердце и мозг, в буквальном смысле слова возвращал зрение слепым людям. Даже когда он оперировал в сельской больнице в Курской губернии, к нему собирались люди из соседних губерний. В автобиографии Святитель описывает случай: «Молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

Войно-Ясенецкий достиг известности и славы как знаменитый хирург. Но он рассматривал свою жизнь как служение людям, и Бог вел его поистине Небесными путями. Своему избраннику Господь посылал скорби, очищая его душу для высокого архиерейского служения. Испытания начались еще в 1917 году, когда после скоротечной чахотки умерла его 38-летняя жена Анна Васильевна, оставившая на его руках четверых детей.

В 1920-м году одно из выступлений профессора медицины Войно-Ясенецкого на богословском собрании услышал Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский). Выступление на темы Священного Писания настолько поразило Владыку, что он тут же обратился к Войно-Ясенецкому: «Доктор, вам надо быть священником!» У Святителя Луки и мысли не было о священстве, но эти слова он принял как Божий призыв и, не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». Это произошло в то самое время, когда иные священнослужители, убоявшись репрессий, снимали с себя сан.

В рясе и с крестом на груди он читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. В углу его операционной висела икона, и он никогда не начинал операции без молитвы. Всю неделю работал главным хирургом Ташкентской городской больницы, а по воскресеньям служил в соборе. Он категорически запретил своей пастве посещать храмы, занятые «живоцерковниками». В труднейшие для Церкви времена отец Валентин проявил решимость, свойственную только великим подвижникам. В 1923 г. из Ташкента исчез правящий Епископ Иннокентий. Опередив приезд назначенного обновленческого архиерея, отец Валентин объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и созвал съезд духовенства. Народ Божий, как в первые века христианства, сам поставил над собой Архиерея. В Ташкенте находился Епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский), который одобрил избрание священника Валентина Архиереем и тайно постриг его в монахи с именем Луки.

Против Владыки Луки было выдвинуто абсурдное обвинение «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками и в шпионаже в пользу англичан». Таганская тюрьма в Москве, затем Енисейск, Туруханск… Где ни появлялся Владыка, там оживлялась церковная жизнь. И в ссылке Владыка много оперировал, список больных к нему составлялся на три месяца вперед. Однажды он вернул зрение целой семье слепых людей. Из семи человек шестеро стали видеть. Его деятельность вызывала раздражение не только у властей, но и у местных врачей, терявших свои привычные заработки. Владыка вспоминает, что однажды, впав в уныние, он вылил в молитве свой ропот и нетерпение: «И вдруг я увидел, что изображенный на образе Иисус Христос резко отвернул Свой Пречистый Лик от меня. Я пришел в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пес вышел я из алтаря и пошел в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось мне на глаза… Текст произвел на меня чудесное действие. Им обличалось мое неразумие и дерзость ропота на Бога, и вместе с тем подтверждалось обещание нетерпеливо ожидавшегося мною освобождения. Я вернулся в алтарь Зимней церкви и с радостью увидел… что Господь Иисус Христос опять смотрит на меня светлым и благодатным взором».

Освобождение пришло в 1926 году. Однако вскоре последовала вторая ссылка — в Архангельск, где Владыка снова работал как врач и даже разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, сам Киров уговаривал его снять с себя сан и стать директором института. Однако верный исповедник Христов не согласился на это и, более того, не дал согласия печатать свою книгу без указания сана. Удивительно ли, что вскоре за второй ссылкой последовали новый арест и новая ссылка, на этот раз под Красноярск. В октябре 1941 г. Епископ Лука назначается консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом одного из эвакогоспиталей. Владыка продолжал работу над «Очерками гнойной хирургии». В середине 1942 г. закончилась его ссылка, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий возводит его в Архиепископский сан и назначает на Красноярскую кафедру.

Много сил отдавая устройству Красноярской епархии, шестидесятилетний Владыка по восемь-девять часов в сутки работал и как врач, делая ежедневно четыре-пять операций!

В 1944 г. Архиепископа Луку переводят на Тамбовскую кафедру, а через два года — на Крымскую. В Крыму наиболее полно раскрылись данные ему Божии дары, в том числе прозорливости и чудотворения. Анастасия Демидова обварила в кипящем баке обе ноги. Консилиум хирургов постановил ампутировать ноги. Молитвами Владыки и его хирургическим мастерством дело обошлось без ампутации. Сейчас женщина жива и вполне здорова, с благодарностью поминает в молитвах своего спасителя. Безнадежно больной Семен Трофимович Каменской попросил Владыку присутствовать на его операции.

— Веруешь ли ты в Бога? — спросил Святитель Лука.

— Верую, Владыка, но в Церковь не хожу.

— Молись, благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни.

Так и случилось по молитвам Святителя.

Однажды привели к Владыке двенадцатилетнего мальчика, у которого опухоль с шеи свисала на грудь. Владыка запретил делать операцию и велел матери привести его через три дня. Сильна была молитва Святителя: через три дня мать привела к нему сына без всяких следов опухоли.

Инокиня Александра рассказала мне в Свято-Троицком Соборе Симферополя, как она получила дважды исцеления у мощей Святителя Луки. Первый раз у нее распухла рука. Она пошла в Троицкий собор, по благословению дежурившего у раки с мощами священника Леонида приложила руку к мощам Святителя — и уже через полчаса вся опухоль спала. Во второй раз сильно простыла. Взяла лепестки цветов, которые стояли у раки с мощами, дома сделала ванну для ног с этими лепестками — и все сразу прошло.

Святитель Лука преставился 11 июня 1961 г. — в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших и был погребен в ограде храма Всех святых. Известно много случаев исцеления людей по молитвам к Святителю Луке еще до его канонизации Православной Церковью. Святитель Лука помогает и тем, кому грозит несправедливое наказание.

Почти 35 лет мощи святого покоились в земле. После того, как было принято решение о канонизации Святителя, в марте 1996 года были обретены его мощи. Протодиакон Василий Марущак так описывает события этой ночи: «Около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно пели панихиды и стихиры Кресту (была Крестопоклонная неделя — В.М.). Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи Святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, Святитель!..»

После трех дней нетленные мощи Святителя перенесли в кафедральный Свято-Троицкий Собор. И здесь случилось настоящее чудо: на фотографии (см. на стр. 3) хорошо видно, что когда мощи святого заносили в собор, он сквозь мантию явил всем свое лицо!

Слава Святителя Луки вышла за пределы нашей страны. По его молитвам произошли, например, чудесные исцеления в Греции, где он очень почитаем. Мальчик, сын мэра небольшого греческого городка, исцелился от серьезной болезни, просто положив на грудь под рубашку фотографию Святителя. Потом точно так же исцелялись и другие люди. Делегация греческих иерархов уже приезжала в Крым. Сейчас в Греции изготовлена новая, из чистого серебра, рака для мощей Святителя. Скоро она вместе с новой панагией и облачением будет передана в дар Крымской епархии.

Подвиг Святителя Луки — подвиг ревностного стояния в Православной вере в смутную эпоху явных и тайных перерождений — ныне особенно актуален. И многие из нас сегодня с надеждой и любовью произнесут: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!»

Владимир Мельник

Явная помощь святителя Луки

Явная помощь святителя Луки. Рассказывает педагог, директор Центра детского творчества Валентина Андреевна Ящук (Крым, ПГТ Красногвардейское): После перенесения ишемического инсульта компьютерная томография показала 21 января 2003 года, что у меня формируется киста. Я стала усердно молиться святителю Луке. Ровно через два месяца была проведена повторная томография, после которой врач поинтересовалась, была ли у меня операция по удалению кисты. Я ответила, что нет. Вызван же этот вопрос был тем, что в операции совершенно отпала необходимость: врач сделала заключение об отсутствии кисты на момент проведения повторной томографии (21 марта). Я всей душой благодарна святителю Луке за явную помощь и молитвенно обращаюсь к нему ежедневно. (из газеты Симферопольской и Крымской епархии «ТАВРИДА ПРАВОСЛАВНАЯ», № 8 (91) АПРЕЛЬ 2003)

Чудеса святителя Луки в больничном храме. Времена, в которые судил нам Бог жить, называют трудными и сложными. Иные верующие люди говорят больше того — живём мы во временя безблагодатные. Но хотелось бы поведать вам о чуде, чтобы узнали о нём и верующие, и сомневающиеся, и свидетельствовали: с нами Бог! Он всё тот же и ныне, и вовеки. Начало этой истории не назовёшь радостным. Через полгода после освящения нашего домового храма Свв. мучеников Космы и Дамиана, что в областной больнице им. Мечникова, скорая помощь доставила на приёмный покой пострадавших в автокатастрофе священника отца Владимира Цешковского и его матушку. Травмы были не из лёгких, и врачи сделали не одну операцию, чтобы поставить на ноги священника и матушку. Многие приезжали проведать и ободрить больных, многие молились об их выздоровлении. Молился об этом и наш приход. А из Крымской епархии приехал к отцу Владимиру его брат (тоже священник) и привёз болящим крест — мощевик с частицей мощей недавно канонизированного святого — святителя — хирурга Луки Войно-Ясенецкого. Стараниями врачей и молитвенным предстательством святителя Луки, о. Владимир начал выздоравливать. И уже на первой неделе Великого поста он каждый день приходил в храм — ещё на костылях, Но уже без посторонней помощи. На Великом Каноне св. Андрея Критского о. Владимир, не жалея себя, Стоял на коленях, как всё прихожане, и молился. Через непродолжительное время о. Владимир и его матушка выздоровевшими покинули больницу. А в благодарность об исцелении и на молитвенную память оставили в больничной церкви крест — мощевик, который во время болезни находился в их больничной палате. Храм наш ещё очень молод, но Господь с первого же дня изобильно изливал Свою благодать. В храм прибывали великие святыни. Владыкой Иринеем был подарен Запрестольный Крест с частицей св. Древа Креста Господня и частицей мощей святого великомученика и Победоносца Георгия. В престол храма вложены были частицы мощей новомученицы Великой княгини Елизаветы и священномученика Владимира, Митрополита Киевского. Прибывали частицы мощей Киево-Печерских святых, писались новые иконы. Храм наполнялся святынями, среди которых достойное место занял крест с мощами святителя Луки. Корпус, в котором находится наша церковь — хирургический. Каждый день приходят в храм больные, их родственники со своими недугами и скорбями, обращаясь к Богу и святым Его. С молитвой к мощам святителя Луки всё чаще и чаще приходили молится о благополучном исходе операций не только больные, но и врачи, свидетельствуя после, что Господь услышал их молитвы. Имея множество свидетельств о скорой Божией помощи по предстательству святого хирурга, настоятель храма о. Георгий заказал написать икону святителя Луки. Когда икона прибыла в храм, в неё были вложены частицы мощей и ризы святителя — хирурга. Прошло некоторое время. Люди, работающие в храме, некоторые прихожане и многие больные стали ощущать в храме довольно сильное благоухание. Как правило, оно возникало в будние дни при небольшом стечении молящихся в храме людей или во время проповеди в воскресные и праздничные дни. Напоминая запах мира, благоухание волнами перемещалось по храму. Поэтому определить его источник было невозможно. Многие успели привыкнуть к этому чуду. Летом прошлого года, 17 июля, случилось происшествие, которое подтвердило предположение о чудотворности предыдущих событий. На восьмом этаже хирургического корпуса, в лор-соматическом отделении, находилась на лечении прихожанка Троицкого собора, студентка мединститута Людмила К. В этот день её навещали соседи, верующие прихожане Преображенского собора Павел и Анна. Поднимаясь по центральной лестнице, они услышали сильный запах церковного мира или ладана. Запах распространялся из закрытых дверей церкви. Из-за дверей они услышали молебное пение, различая священнические возгласы и громкое стройное пение голосов. Павел рассказывает: «Я подошёл к дверям и подёргал ручку. Дверь была заперта, через матовое узорчатое стекло не пробивался свет, в храме было темно. Я решил, что о. Георгий служит молебен, и захотел на нём побыть, помолиться. А так как дверь была закрыта и не было освещения, подумал, что служат заказной (т.е. частный) молебен о здравии кого-либо из болящих в присутствии только заказавших молебен людей. Решил никого не тревожить и продолжил подъём по лестнице. Запах плыл наверх, вплоть до нужного мне восьмого этажа». Стоит заметить, что это была среда — будний день. В среду вечером в нашем храме всегда тихо. Богослужений нет, спевки у хора в другие дни. На наше свидетельство об этом и намёк на то, что может быть, Павел слышал магнитофонную запись церковных песнопений, он категорично заметил, что запись от живого пения отличить может, и что слышал священнические возгласы на молебне и настоящее церковное пение хора, и не сомневался, что в храме служится молебен. Придя к соседке, Павел рассказал о молебне. На что Людмила сказала, что такого сильного запаха ладана на восьмом этаже ещё никогда не было. И вместе они удивлённо наблюдали, как лежащие в отделение больные открывали в коридоре окна с ворчанием: «они что там, в церкви, костёр из ладана устроили, дышать нечем! Это что надо сделать, чтобы с третьего этажа до восьмого такой сильный запах дошёл?» Павел, Анна и Людмила спустились на третий этаж к церкви. Там было всё так же темно. Дверь была заперта. Запах постепенно рассеялся. Рано утром Людмила пришла в храм с вопросами о вчерашних событиях. Сторож удивился и сказал, что вечером в храме ничего не происходило. Но когда пошёл посмотреть на иконы, увидел, что на стекле иконы святителя Луки была капля мира. После многие верующие приходили в храм приложиться к иконе с мощами. Всё больше говорили о благодатной помощи и облегчении страданий больных, помолившихся у этой иконы. Не раз ещё икона с мощами являла себя людям. Перед прибытием в наш храм чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «призри на смирение», накануне, в храме благоухала не только икона святителя Луки, но даже сухие полевые цветы, стоящие рядом с ней. Так радовался предстоящей встрече с Матерью Божией небесный покровитель хирургического искусства святитель Лука. А когда, пробыв на территории больницы и в нашем храме пять часов, икона «Призри на смирение» продолжила своё шествие по городским храмам и уставшие священнослужители вернулись в церковь, священник о. Василий Н. Обратился к нам с радостной улыбкой: «Что это у вас в храме так Симферополем пахнет?» И хотя икона в этот момент была в алтаре, он поинтересовался: «Неужели у вас есть частица мощей святителя Луки?» и рассказал нам о своём посещении Свято-Троицкого собора в Симферополе. Стоит, наверное, сказать, что многие побывавшие в Симферопольском соборе, у раки с мощами нашего святого современника, известного своими научными трудами и подвижнической жизнью, профессора хирургии и Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, узнавали это святое благоухание, изобильно источаемое нетленными мощами Крымского Святителя. Изобильный поток благодати исцелил не одного болящего как в Крыму, так и в нашем храме. Присутствие святости всегда ощущается в особо сильном покаянном чувстве, посещающем души человеческие при соприкосновении с неисчерпаемой благодатью Духа Святаго, изливаемую милосердным Богом через мощи святых угодников Своих, послуживших всей своей земной жизнью Господу и ближним своим. И мы свидетельствуем. Что не оскудело Божие милосердие к нам, грешным. И сегодня близок к нам Господь. Слышит Он молитвы страдающих, болящих, скорбных людей Своих! Многие больные, их родственники, получившие облегчение страданий и быстрое выздоровление. Пришли к вере, к пониманию необходимости покаянного изменения всей своей жизни. И болезнь, как говорят верующие, «посещение Божие», повернула людей к Богу, к Его Святой Православной Церкви, свидетельствующей о своей святости неисчерпаемым морем чудес, обращающих людей от неверия к вере, от отчаяния к надежде, от чёрствости и эгоизма к любви к ближнему и Богу. Икона и по сей день находится в нашем храме. Духовно укрепляет болящих, распространяя после молитвы у неё радостное благодатное благоухание — приветствие нам от Небесной Церкви святых угодников Божиих, предстательствующих о нас пред небесным Царём — Господом нашим Иисусом Христом. День памяти святителя Луки, Архиепископа Крымского (в миру профессора — хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), установлен 11 июня по новому стилю. Впервые празднование памяти святого состоялось в 1996 году в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Симферополя Крымской епархии. О себе Владыка Лука оставил память ревностного и благочестивого архипастыря. Он был великим Угодником Божиим. Приняв сан священника, а затем и архиерейский сан в самые тяжёлые для Святой Церкви (1923 г.) годы, новый епископ, известный уже к тому времени профессор — хирург начал своё восхождение на Голгофу архипастырского служения — скорбный путь исповедничества и мученичества. Годы ссылок, тюремного заключения не сломили мужественного подвижника. Он до конца дней своих оставался милосердным врачом и добрым пастырем, врачуя как телесные, так и духовные недуги своей паствы. Святителю отче Луко, моли Бога о нас! Елена Романова (Журнал «Спасите наши души!»№ 5 (8), 1999, г. Днепропетровск)

Греческая семья получила исцеление молитвами святителя Луки Крымского.Осенью 2003 года в Крым прибыла делегация паломников, куда вошли представители врачебных учреждений и медицинских вузов Греции. Поездка состоялась стараниями частого гостя на Крымской земле, архимандрита Нектария Антонополуса. Лейтмотивом встречи стала личность святителя Луки, которого очень почитают в Греции. По словам отца Нектария, в этом году в одну из городских больниц Афин с признаками сильнейшего отравления была доставлена мусульманская семья: муж, жена и маленький ребенок. Их привезли слишком поздно — яд уже проник глубоко, так что смертельный исход был неизбежен. Так получилось, что греческий врач, человек горячей веры и почитатель святителя Луки, имел при себе частицу мощей архиепископа-хирурга. «Отче святый, ты помогал не только христианам, но всем страждущим. Заступись и за этих людей, погибающих без твоей помощи!» — доктор молился до тех пор, пока больные не почувствовали себя значительно лучше.

У одной женщины, жительницы посёлка Зуя, заболела трёхлетняя дочь. У девочки болел глаз. Мать обратилась к местному детскому врачу, та лечила девочку около месяца, но улучшения не последовало. После почти полугодового лечения в больнице им. Семашко выяснилось, что у девочки растёт бельмо. Отчаявшись, женщина обратилась за помощью к архиепископу Луке. Он внимательно осмотрел больную, написал рекомендательное письмо к знаменитому хирургу в госпиталь инвалидной войны на улице Роза Люксембург. В очень деликатной форме он попросил его сделать девочке операцию, подробно описал болезнь, сделал рисунок глаза, дал рекомендации по подготовке к операции, даже указал, какой режим питания должен быть до и после операции. Но мало того: через свою подчинённую владыка передал в госпиталь всё необходимое для девочки. Когда мать с прооперированным ребёнком оказалась в кабинете у святителя, тот посмотрел глаз, и сказал: «Слава Богу, всё хорошо. Молитесь, и я помолюсь, и Господь поможет нам».

Мария Германовна Тринихина рассказывает, что приблизительно в 1956 году её дочь заболела перитонитом кишечника. Врачи определили её как безнадёжную. Тогда она обратилась к Владыке Луке. Тот осмотрел девочку, ознакомился с историей болезни и сказал, что её можно спасти. Дал направление на операцию, но врачи отказались оперировать. Тогда владыка лично явился в больницу и подробно проконсультировал врачей. Операция прошла успешно.

Клирик Крымской епархии протоиерей Леонид Дунаев вспоминает: «В Московской области жила женщина, которая была серьёзно больна. Сын её, большой начальник, организовал лучших врачей, приобрёл множество дорогостоящих лекарств, но больная облегчения не получила. В отчаянии она обратилась с письмом к архиепископу Луке. Владыка ответил ей, посоветовав усердно помолиться Богу, возложить всю надежду на Него и прекратить приём всех лекарств. Через некоторое время выздоровевшая женщина приехала в Симферополь лично поблагодарить святителя за выздоровление.

У матери Анны Михайловны Кудряшовой был сорван желудок, и после каждого приёма пищи начинались сильные боли, которые были настолько нестерпимы, что она кричала и ей приходилось долго лежать, пока боли не утихали. Врачи после тщательного исследования сказали, что необходима операция. Тогда они обратились к владыке. Тот осмотрел больную, помолился, дал лекарство и — чудо — болезнь прошла без всякого следа.

Семён Трофимович Каменский был безнадёжно болен и просил архиепископа Луку присутствовать на его операции. Святитель Лука спросил: — Веришь ли ты в Бога? — Верю, владыка, но в Церковь не хожу, — последовал ответ. — Молись, благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни. Так и случилось по слову святителя Божия.

Зоя Кузьминична Орлова свидетельствует о прозорливости святителя Луки. Её мать, Держакова Акилина Феодуловна, в 1959-1960 годах помогала печь просфоры при кафедральном соборе. Святителю, видимо, импонировало бескорыстие просфорницы Акилины (она не брала плату за свой труд), и он предсказал будущее её детей и внуков. Он говорил, что дети Акилины переживут через свою работу. Так и случилось. Зоя Кузьминична, будучи на пенсии, 13 лет трудилась на том же производстве. И ещё говорил, что перед концом познают Бога. Автор этого сообщения свидетельствует о своей вере в Бога. Зоя Кузьминична ещё не была замужем, а святитель Лука говорил, что она будет равна с мужем и что у них родится сын, который будет лучше отца. Сын имеет высшее образование, а у отца — неполное среднее. Далее владыка сказал Акилине, чтобы та оставила работу просфорницей и нянчила внука, потому что она только-только успеет поднять его. И действительно, в 1966 году родился мальчик, очень болезненный, на первом году жизни болел воспалением лёгких, ему нужен был особый уход. Бабушка смотрела его только до четырёх лет и умерла. И последнее, что сказал архиепископ Лука, что зять Акилины умрёт неожиданно, а дочь перед концом будет при больших деньгах. Предсказании сбылось. Муж Зои Кузьминичны неожиданно умер. Сидел, разговаривал, потом вдруг склонился и умер. И на счёт денег так же.

Другой случай произошёл с женой секретаря епархии матушкой Надеждой Ивановной Милославовой. Когда владыка Лука приехал на вечернее богослужение, отец Иоанн доложил ему, что с матушкой Надеждой случился приступ. Врачи. Приехавшие на скорой помощи, не увидели ничего серьёзного. Дети отца Иоанна, имевшие медицинское образование, осмотрев мать, тоже не признали ничего опасного. Выслушав отца секретаря, владыка очень взволновался. Срочно потребовал машину. Матушка встретила владыку в большом смущении: — Спаси Вас Господи, Владыка, но труды Ваши напрасны: приступ прошёл и я чувствую себя хорошо. Внимательно осмотрев её, святитель позвал отца Иоанна. Разговор был коротким: если в течение двух часов его матушке не будет сделана операция, то она умрёт. Матушку Надежду срочно привезли в больницу, собрали консилиум врачей, но те сказали, что операция не нужна. Прошёл час. Матушка уже сама стала просить, чтобы ей сделали операцию, так как несомненно верила в слову святителя. Операцию сделали, и когда вскрыли брюшную полость, то обнаружили огромный нарыв, который вот-вот готов быть разорваться. Врачи были поражены точной диагностике архиепископа Луки. Матушка Надежда была спасена.

Галина Фёдоровна Пятидверная свидетельствует о владыке, как о выдающемся диагносте. «К нам в госпиталь поступил больной на долечивание с жалобами на боли в правом бедре и невозможность передвигаться. В боях он получил контузию, ранения не было. При осмотре больного всеми ведущими специалистами госпиталя никакой патологии обнаружено не было, ни на снимках, ни в анализах. Нужно выписывать, а он не может ходить. Наш ведущий хирург, человек резкий и решительный, на обходе сказал: «Он симулянт, выписывайте». Мне было его очень жаль, и я попросила профессора Войно-Ясенецкого посмотреть этого юношу. Владыка осмотрел его внимательно, долго смотрел ему в глаза. Ему подали снимки, анализы, но он не взял их: «Ничего не надо, увезите больного». Когда юношу увезли, профессор сказал: «У больного рак предстательной железы с метастазами в бедро». Это прозвучало, как гром среди ясного неба. «Не верите? Давайте его в операционную». В операционной, после успокоительной беседы, под местным наркозом по наружной полости бедра был произведён надрез и из него выпал конгломерат опухоли 5х6 см, напоминающий красную икру. Его-то и направили на срочную гистологию. Через 30 минут в предоперационную, где сидели все врачи во главе с профессором, выбежала гистолог и сказала: «Вы прислали мне метастаз из раковой опухоли предстательной железы». Владыка Лука сказал: «Если можно, вызовите маму больного». Через две недели юноша скончался».

После каждого богослужения владыку провожали до самого дома прихожане кафедрального собора. Его искренняя любовь к людям отзывалась взаимной любовью. У дверей дома он снова всех благословлял. Благодать Божия почивала на святителе, и людям не хотелось уходить на него. Владыка Лука щедро оказывал врачебную помощь всем нуждающимся. Священнослужители Крымской епархии ближе всех были сердцу владыки как сопастыри с сомолитвенники. Однажды он собрал их и сказал: «Если вы или члены ваших семей вдруг заболевают, в первую очередь обращайтесь ко мне». В конце 40-х годов у священника Леонида Дунаева заболела жена, матушка Капитолина. Отец Леонид сказал об этом владыке, тот ответил: «Не смейте давать ей лекарство». На следующий день он справился о здоровье матушки и опять повторил запрет давать лекарство. На третий день после литургии отец Леонид пригласил владыку посетить матушку. Та лежала, прикованная недугом к постели, и даже не могла принимать пищу. Святитель зашёл в дом. — Где больная? Его повели в комнату больной. — Ваш отец Леонид непослушный. Я ему сказал, чтобы он не давал вам лекарства. — Нет, владыка, он не давал мне лекарств. — Тогда вот вам лекарство: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. — с этими словами он широким крестом благословил больную. Владыка уехал, а матушка поднялась с постели и стала принимать пищу. Здоровье её пошло на поправку.

Однажды к владыке пришла женщина со своим двенадцатилетним сыном. На шее у него была огромная опухоль, которая свисала на грудь. Врачи настаивали на операции, но святитель, осмотрев его, улыбнулся и сказал: «Никаких операций. Через три дня зайдёте ко мне». Через три дня благодарная мать привела под благословение к архиерею полностью выздоровевшего сына.

У настоятеля Джанкойского храма протоиерея Бориса Либацкого случился приступ. Врачи скорой помощи сказали, что нужна операция. Помня наказ владыки, отец Борис доложил ему о своём здоровье. Тот сказал, что кроме этой операции нужно будет сделать ещё две и что исход этих операций может быть плохой. Предсказал, что будет ещё два приступа. Положившись на волю Божью, отец Борис перенёс эти приступы, и остался жив. Симферопольские военные медики просили профессора прочитать курс лекций по гнойной хирургии и консультировать их госпиталь. Не один раз консультанту пришлось браться и за скальпель. Одного пациента — секретаря Керченского горкома партии — доставили в Симферополь с гнойным процессом в тазовых костях. Случай тяжёлый, почти безнадёжный. И тогда главный хирург попросил, чтобы оперировал сам профессор Войно-Ясенецкий. Все врачи госпиталя пришли смотреть эту сложную операцию. Ещё до первого разреза он показал все точки, где ожидал встретить нагноения. Операция прошла блестяще, и медики госпиталя получили замечательный урок врачебного мастерства.

Чудесное восстановление отсеченных пальцев по молитве к святителю Луке

Летом 2002 г. семья Стадниченко приехала из далекого Мурманска в Феодосию на отдых. Назарий, неоднократно бывавший летом у бабушки в Феодосии, и представить себе не мог, как изменится его жизнь после этих каникул. Мальчик учился в музыкальной школе, серьезно занимался и решил свою жизнь связать с музыкой. Лето в Крыму жаркое, поэтому и двери и окна в тот день были нараспашку. После очередного занятия у инструмента Назарий встал и пошел в соседнюю комнату, где сидели члены семьи. Рука автоматически оперлась о косяк двери. В следующее мгновение от резкой боли в пальцах он потерял сознание. Порыв ветра захлопнул дверь и фаланги 3 и 4 пальцев превратились в кровавое месиво. Первая мысль, которая появилась в проясняющемся сознании ребенка, была о том, что он уже никогда не сможет играть на фортепиано. А это могло стать для него настоящей катастрофой.

Когда приехали в Феодосийскую больницу и сделали рентген, стало ясно, что пальцы уже не спасти, необходима срочная ампутация. Родители и бабушка как могли пытались успокоить ребенка, но было тщетно. Во время операции хирург ампутировал две фаланги, полностью удалив суставные сумки.

После операции через несколько дней бабушка - Варвара Шаврина - видя, как страдает любимый внук, рассказала, что в Симферополе есть мощи великого угодника Божия - Святителя Луки, который исцеляет людей от разных болезней и каждый, кто приходит с верой к его нетленным мощам, получает от Господа просимое. Родители взяли ребенка и поехали в Симферополь. Добравшись до Свято-Троицкой женской обители они припали к раке с мощами и стали просить для своего сына исцеления. На память о посещении святыни Назарию купили ламинированную икону Святителя и масло от его мощей.

Мальчик попросил прибинтовать к его искалеченным пальцам эту икону и каждый день помазывал маслом. Спустя несколько недель, когда боль утихла, он стал ощущать небольшой дискомфорт в месте ампутации, позднее эти места стали чесаться и семья обратилась к врачу. При осмотре пальцев на месте ампутации были обнаружены небольшие бугорки, которые со временем стали увеличиваться до тех пор, пока не приобрели формы и размера нормальных фаланг, еще через некоторое время отросли ногти.

Когда хирург из Феодосии, делавший операцию, узнал о случившемся, он не поверил, сказал, что это глупости какие-то, такого в природе не бывает: ампутированный сустав восстановиться не может. Он потребовал рентгеновские снимки. Они показали, что суставы и кости, которые были удалены полностью - восстановились. Врач констатировал, что произошло просто чудо.

Сегодня отросшие пальцы практически неотличимы от других, за исключением того, что на мочках чуть меньше мышечной ткани, чем на других фалангах, отчего они выглядят несколько тоньше, чем другие.

Неисповедимыми путями Господними судьба Назария переплетается с жизнью Святителя. Он родился в Черкасской области, где долгое время жили родители святителя Луки и где он сам бывал несколько раз. Святое Крещение Назарий принял из рук протоиерея Анатолия Чепеля (г. Феодосия), который был рукоположен в священный сан святителем Лукой.

После полученного исцеления семья Стадниченко несколько раз уже приезжала к мощам Святителя поблагодарить за полученное исцеление. В этом году состоялась теплая встреча Владыки Лазаря с Назарием и его семьей. Митрополит Лазарь в присутствии родителей мальчика, крымских журналистов рассказал о происшедшем чуде и сказал, что «…наша жизнь в руце Господней, и если Господу угодно, то может произойти такое чудо, которое не будет вписываться ни в один из законов материального мира. Мы все чада Божии и по вере нашей подается нам».

В конце встречи Владыка подарил Назарию в благословение большую икону Святителя Луки и предложил ему поступать в возрожденную Таврическую духовную семинарию. Сегодня Назарий с семьей живет в подмосковном Подольске и учится в московском музыкальном училище по классу фортепиано.

Как правильно попросить святителя Луку о помощи, расскажет «ВМ». Святыни Луки доставили в столицу из Симферополя. Сотни паломников пришли в Донской монастырь, чтобы обратиться к святителю Луке за помощью. Как отметили организаторы, существуют многочисленные свидетельства чудес, которые после этого происходят.

КТО ТАКОЙ СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий появился на свет в крымском городе Керчь в 1877 году. Он решил стать врачом и поступил на медицинский факультет Киевского университета. За свою карьеру он написал свыше 55 научных трудов по анатомии и хирургии. Он - один из первых врачей, которые начали делать сложнейшие операции на кишечнике, сердце и мозге. В 1921 году после смерти супруги Валентин Войно-Ясенецкий постригся в монахи. Он одновременно работал врачом и профессором, при этом продолжал служить в соборе по воскресеньям. Святитель Лука - автор почти 1300 проповедей.

КАК ПОПРОСИТЬ ПОМОЩИ

Сами мощи помещены в раку - ковчег, который, как правило, изготавливают в форме гроба. Как только вы подошли к ней, дважды перекреститесь. Наложение креста можно сопроводить поклоном. После этого прикоснитесь к ним губами, затем лбом. Снова наложите крест и отойдите в сторону. Обратите внимание, что паломников очень много, и долго стоять перед мощами, скорее всего, не получится.

О ЧЕМ ПРОСЯТ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКУ

Святитель Лука считается покровителем медицинских работников. Врачи верят, что обращение к нему поможет установить правильный диагноз пациента и успешно провести лечение. Зачастую паломники просят у святителя благословения для родителей, укрепления моральных сил и семейных отношений. Люди с тяжелыми недугами тоже обращаются к Луке. Паломники рассказывали, что после этого с ними творилось невероятное.

Чудовищный случай произошел со студентом Московской Духовной семинарии Евгением. Однажды ночью неизвестные жестоко избили его. В больницу он был доставлен с множественными переломами черепа и ушибами головного мозга. Сокурсники и преподаватели семинарии молились Господу, Богородице и святителю Луке. Сложнейшие операции в итоге прошли успешно, и через некоторое время Евгений продолжил свою учебу. А в Люберцах, откуда он родом, открыли храм по имя Святого Луки.

КАК МОЖНО ПОПАСТЬ К МОЩАМ

Двери Донского монастыря будут открыты до 18 мая с 07:00 до 21:00. Раз в два часа перед мощами будут служить молебны. Желающим поклониться святителю Люке раздадут питьевую воду, а в очереди на помощь в любой момент придут волонтеры. Инвалиды-колясочики, беременные женщины и родители с детьми до года смогут пройти в монастырь без очереди.

КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ ЛУКЕ ДОМА

Если у вас нет возможности попасть к мощам в Даниловский монастырь или в Свято-Троицкий женский монастырь Симферополя, где хранятся мощи, помолиться Луке можно дома.

■ В «красном углу» у вас должна быть его небольшая икона. Вместе с иконкой Луки должна находиться икона Господа.

■ Зажгите свечу или лампаду.

■ Перед молитвой женщине, как и при входе в храм, нужно надеть косынку и встать прямо перед ликом святителя Луки. Священники говорят, что перед началом молитвы нужно немного постоять и посмотреть на огонь свечи. Так можно немного успокоиться и очиститься от негативных мыслей.

■ Трижды произнесите «Господи, помилуй», при этом нужно перекреститься. После чего прочитайте молитву. После этого вы можете своими словами попросить святителя Луку о помощи.

МОЛИТВА К ЛУКЕ

«О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

В этом году винницкий храм в честь свт. Луки Крымского в 17-й раз праздновал вместе со всей Церковью память небесного покровителя, одного из величайших подвижников ХХ века.

Украинская Православная Церковь причислила архиепископа Луку к лику святых в ноябре 1995 года. А в августе 2000 года святитель Лука Крымский канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Гениальный хирург и стойкий борец за православную веру, архиепископ Лука стал жертвой сталинских репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Удивительная история жизни святого дает пример подлинного служения людям и стойкого снесения испытаний на пути к спасению. По молитвам святителя Луки многие чудесные исцеления происходили как при его жизни, так и во все последующее время.

Святой, канонизированный лишь 20 лет назад, сегодня очень почитаем среди верующих многих стран.

Украшения на иконе – свидетельства милостей святого

– Я знаю багато людей, які розказували, що їм перед операцією з’являвся святитель Лука, допомагаючи їм, даючи надію. Буквально вчора до мене підходили і розказували про одне із таких явлень, – сказал настоятель храма в честь святителя Луки Крымского в Виннице протоиерей Владимир Тютенко в проповеди на престольном празднике 11 июня.

Винницкий храм в честь святителя Луки Крымского находится рядом с областным онкодиспансером и центральной городской больницей. Поэтому сюда, помимо постоянных прихожан, приходит много больных людей и их родственников. И тех, кто только узнал о своей болезни, и те, кто лечится годами. Каждого, кто слышит страшный диагноз «рак», охватывает шок, наступает момент бессилия и отчаяния.

И весьма примечательная икона святителя Луки есть в этой винницкой церкви. Как рассказал настоятель, это первая икона, написанная для нового храма в честь недавно канонизированного святого. Причем, писал ее человек, впервые занявшийся иконописью. Теперь эта святыня – часть наглядной истории храма. И многочисленные украшения на иконе – свидетельства того, сколько милостей уже являл святитель Лука людям, которые к нему прибегали. А ведь это только в одном храме.

«Когда целую крест святителя, как живого его чувствую»

– В своей жизни я очень ощущаю помощь святителя Луки Крымского, потому что во всех болезнях и скорбях к нему обращаюсь, – рассказывает Наталья Тычинская. (Наталья – регент хора храма Святителя Луки, с первого богослужения в нем на Успение Богородицы 1998 года, которое состоялось в коридоре районной поликлиники. Строительство нынешнего здания храма началось в 2004 году.) – И именно в болезнях своих и близких молюсь только святителю Луке, и он откликается и помогает невидимо – я это чувствую. Когда целую крест святителя, как живого его чувствую. Я была у мощей святителя и тоже испытывала необыкновенную благодать и помощь. Очень благодарна Господу, что есть такой святой в моей жизни.

Наталья рассказала, что несколько лет назад в храм приходила женщина преклонного возраста, которая лично знала святителя Луку в детстве, и отцу которой будущий святой сделал очень удачную операцию:

– Говорила, что это был необыкновенно светящийся человек, в нем было много любви и мира – действительно это при жизни был уже святой человек.

А недавно другая женщина рассказала Наталье, что увидела святителя Луку перед самым началом операции:

– Ей начали делать укол наркоза, и она увидела, как в дверь вошел Лука Крымский. Она узнала святого, потому что молилась ему. Вот такое чудо произошло с человеком, который и в наш храм не ходит – просто случайно зашла. О таких чудесах часто приходится слышать, вдохновляешься, и помощь святителя чувствуешь еще больше.

«Помощь от святителя Луки – огромная»

– Думаю, что именно потому, что я в этом храме святителя Луки, я вообще еще живу на свете, – говорит педагог воскресной школы храма в честь святителя Луки Крымского, искусствовед Анна Чернышова. (Анна Семеновна стала прихожанкой храма в 1998 году.) – У меня были очень большие проблемы со здоровьем, и неизвестно, чем бы это все могло закончиться.

Анна Семеновна рассказывает, что когда первый раз после операции пришла на службу, ее поразило, что когда батюшка зачитывал поминовение, почти во всех записках звучало ее имя и еще одной болящей прихожанки:

– Все почти пришедшие в храм молились о нас так усиленно – а это человек 30-40 тогда было. (Анна Семеновна говорит об этом со слезами).

По словам женщины, многие люди, которые знают, что она ходит в храм во имя свт. Луки Крымского, рассказывают об огромной помощи святого в экстремальных обстоятельствах:

– К нему обращались, и он помогал многим. Святитель Лука являлся как бы видением своим одному прихожанину нашего храма – и тоже в ситуации почти безнадежной. Сейчас он жив, слава Тебе, Господи, и здравствует. Помощь от святителя Луки – огромная. Но и от людей всех наших, от священников, которые молятся владыке за каждого из нас. В первую очередь, настоятеля нашего – отца Владимира. Это еще и человеческая помощь огромная через святителя Луку Крымского.

«А чудеса – они каждый день!»

– Чудеса святителя Луки в моей жизни – то, что я стою в этом храме уже восемь лет, – рассказывает прихожанка храма в честь святителя Луки Светлана Черная. – Только пришла, и батюшка Владимир сразу поставил на подсвечник у Почаевской иконы Божией Матери. И я считаю, что это самое первое чудо, которое произошло в тот день, когда я переступила порог этого храма.

Недавно у Светланы была сложная и срочная операция. Накануне отслужили молебен о здравии у иконы святителя Луки, и сама женщина очень молилась святому. Операция произошла на удивление хорошо и быстро, пациентка на поправку пошла стремительно и легко. Больше всего удивился хирург: такого в его практике еще не было.

– Чудеса?! Так вот они – чудеса! Доктор меня прооперировал, а теперь у него в операционной иконы висят, книжку Луки Крымского читает. Вот так чудеса и происходят.

Светлана говорит, что святитель Лука занимает большое место в ее жизни.

– Современный святой, который жил и служил народу во время наших родителей, который очень многих людей привел к вере, очень многих спас. Он был во всем первый – и в лечебной сфере, и в православной вере. Очень почитаемый мной святой. А чудеса – они каждый день!

«Залишатись зі своєю Церквою і своїм народом»

– Святитель Лука є прикладом того, як потрібно виявляти вірність Церкві. І як находити шлях спасіння у непростий час – тому що він теж жив під час революції, – сказал настоятель винницкого храма в честь святителя Луки Крымского протоиерей Владимир Тютенко. – Святитель Лука не був революціонером. Його вірність державі і народу в тому, що він залишився з народом і державою, розділяючи все, що випало людям на той час. Але головне – це боротьба за віру, щоб зберегти Церкву в народі і зберегти віру. Ось за це він багато і постраждав. Так і ми перед лицем випробувань повинні являти віру, благочестя, патріотизм, залишатись зі своєю Церквою і своїм народом.

І нехай святий Лука буде для нас тою доброю зірочкою, яка вказує шлях життя, і добрим люблячим батьком, молитовником за всіх нас, аби ми не заблукали. Щоб ми відчували постійну підтримку Бога і духовну допомогу святителя Луки Кримського.

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

В наши дни мало кто верит в чудеса, и трудно убедить современного человека в том, что они случаются. И тем не менее, я, современный человек, должен рассказать о чуде, случившемся со мной, и попытаться найти простые убедительные слова – без чего-либо,

что может показаться лживым, надуманным или хотя бы слегка досочиненным.

Произошло это несколько лет назад, и я, писатель Александр Сегень, до сих пор не решался письменно засвидетельствовать чудо, ограничиваясь лишь устными рассказами. Меня всегда останавливала мысль: либо откровенно не поверят, либо лишь сделают вид, что поверили. Либо – недоповерят. С весны того года у меня начала болеть пятка. Я особо не переживал. Пройдет. Но не проходило, а, наоборот, болело всё сильнее и сильнее. Пришлось идти к врачам. Они ставили разные диагнозы, прописывали мази, таблетки, но ничего не помогало. Летом мы вдвоем с сыном Колей собирались поехать на три недели в Гурзуф, и я думал о море – оно меня часто спасало, многие болячки заживали, когда поплаваешь много дней подолгу, походишь по прибрежной гальке. Но и море на сей раз не помогло, и, когда пришло время уезжать, я уже вовсе не мог наступить на пятку, такую адскую боль вызывал каждый шаг. Мы приехали из Гурзуфа в Симферополь, до поезда оставалось три часа.

– Надо идти пешком к святителю Луке,– объявил я о своем решении сыну.

– Какое пешком! – усомнился Нифколаша. – Тебе нельзя пешком, папочка.

Я почти никогда не решался тревожить святых просьбами о своем устроении в жизни. Лишь изредка. Когда Коля должен был появиться на свет, назначили кесарево сечение на 1 июня, а этот вольнодумец решил, что ему пора, и стал требовать освобождения утром 31 мая. Я, узнав о том по телефону, испугался и побежал в храм Рождества Христова в селе Измайлове, встал на колени перед иконой святителя Николая и долго молился. В какой-то миг мне показалось, что святитель Николай улыбнулся мне. Я поспешил домой, позвонил в роддом и узнал о благополучном исходе.

– Нет, надо идти.

– Давай хотя бы такси возьмем.

– Нет, только пешком. 234

И мы, оставив вещи в камере хранения, отправились к целителю Луке (Войно-Ясенецкому). От вокзала до Свято-Троицкого собора, в котором после канонизации в лике святых покоятся мощи святителя, пешком, если веселыми ногами, минут 15; если усталым шагом, то минут 20–25. Я, опираясь на сына, тащился час с лишним, взмок от боли, но преодолевал ее разговорами о человеке, к которому мы шли. Я рассказывал о том, как родившийся в семье католиков Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в юности увлекался толстовством, потом, вопреки протестам родителей, принял Православие; о том, каким знаменитым врачом он стал уже в молодые годы, как, оплакав жену, родившую ему четырех детей, принял монашеский постриг. Находясь в Ташкенте, он был привлечен в качестве эксперта по одному судебному делу, и известный чекист-палач Петерс спросил его: «Скажите мне, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы верите в Бога, в бессмертие души? Вы что, видели Бога? А когда вы делали операции в грудной клетке, вы что, видели душу?» «Нет, – спокойно отвечал целитель, – Бога и души я не видел. Но я не раз производил трепанацию черепа, и ума тоже не видел». За смелые суждения и высказывания Валентин Феликсович, а в архиерейском чине – епископ Лука, был арестован и 11 лет провел в лагерях и ссылках. А в годы войны вышел его труд «Очерки гнойной хирургии», благодаря которому были спасены десятки, если не сотни тысяч жизней советских воинов. И за эту целебную книгу он, недавний узник ГУЛАГа, был удостоен Сталинской премии 1-й степени!.. Обо всём этом мы говорили с сыном, медленно волочась к Свято-Троицкому храму, и наконец добрели. Там я встал на колени пред гробом святителя и помолился ему, не утомляя слишком долгим прошением. Купил масло, освященное на мощах святого, и байковую портянку, которой мне посоветовали укутывать больное место после намазывания маслом. Путь от храма к вокзалу был еще более утомительным. У меня уже не было сил ни о чем беседовать. Не знаю почему, но я решил намазать ногу маслом уже по приезде в Москву. Мы с Колей вернулись в воскресенье днем. Вечером я вспомнил про масло. Положа руку на сердце: не очень-то верил в чудо, хотя надежда на помощь святого теплилась в сердце. Ну, думал я, хоть бы чуть-чуть сняло боль… Далее произошло такое, что у меня в буквальном смысле слова зашевелились на голове волосы, а по коже пробежали мурашки. Как только я намазал ногу маслом, в ноге создалось некое отрадное бурление: как в бокале, куда только что налили шампанского или нарзана, внутри бегали тысячи пузырьков, и в какие-то считанные секунды боль исчезла, растворилась в этом чудесном кипении. Я обмотал ногу байковой портянкой, прошелся взад-вперед. Замечательно, ничего не болит! Я не мог поверить своим ощущениям. Боялся сказать Коле. Тем более что через полчаса боль вернулась, а еще через час вновь сделалась невыносимой. Среди ночи я проснулся и снова намазался. И повторилось то же самое. Только бурление на сей раз было не такое бойкое. Боль прошла, я лег и постарался уснуть, пока снова не разболелось. Проснувшись рано утром, я почти не испытывал боли, но всё равно еще раз намазал пятку. Теперь почти никакого шампанского и нарзана. Просто стало еще легче. Мне нравилось по утрам провожать сына в школу. Мы всегда беседовали о чем-нибудь интересном и приятном. В среду, на третьи сутки после нашего с ним возвращения из Крыма, мы вышли из дома, и я сказал:

– Николаша, хочешь я покажу тебе чудо?

– А вот смотри!

Я лихо пробежал 100 метров вперед и так же бегом вернулся.

– И где же чудо?

– Ну здрасьте-мордасьте!

А несколько дней назад…

– Ух ты, точняк!

– Видал…

Некоторое время мы шли молча. Наконец Коля остановился, посмотрел на меня и сказал:

– Ну а ты как хотел? Это ж святой.