Автоматизированные системы в деятельности пожарной охраны и мчс. Автоматические системы управления противопожарной защитой Асу и связь в пожарной охране

Так какую же роль играют АСУ в деятельности органов пожарной охраны и МЧС? Как их можно использовать для улучшения деятельности указанных структур и возможно ли это?

Дальнейшее совершенствование деятельности пожарной охраны невозможно без широкого внедрения АСУ. Это подтверждается зарубежным опытом, а также результатами внедрения АСУ в ряде гарнизонов пожарной охраны в России.

В крупном плане АСУ в пожарной охране представляет собой объединенную в локальную сеть совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, занимающихся вопросами административно-хозяйственной деятельности; пожарной профилактики объектов; оперативного управления силами и средствами тушения пожаров. Каждая из указанных подсистем обладает достаточной автономностью, целесообразно их поэтапное внедрение. Так как наиболее важной подсистемой является подсистема оперативного управления силами и средствами тушения пожаров, то вполне логично внедрение новых информационных технологий в пожарной охране, начиная с автоматизации этих процессов. В дальнейшем мы будем называть данную подсистему АСОУПО – автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной. Более подробное рассмотрение данной АСУ начнем с ее части – автоматизированной системы управления пожарной автоматикой.

1. Автоматизированная система управления пожарной автоматикой (асу па)

Состав технологического комплекса противопожарной защиты:

    противопожарная насосная, имеющая в своем составе насосы воды, насосы пены и циркуляционные насосы;

    камера управления задвижками;

    дозирующие системы с резервуарами и трубопроводами пенообразователя;

    резервуары противопожарного запаса воды;

    водозаборные скважины с водопроводом производственным;

    система противопожарного водопровода;

    приборы приемно-контрольные, пожарные извещатели и оповещатели, установленные на технологическом и административно-бытовом оборудовании.

Структура программно-технического комплекса (птк) асу па

АСУ ПА для конкретного технологического объекта компонуется проектным путем из типовых программных и аппаратных модулей. Модули АСУ ПА поставляются в виде конструктивно и функционально законченных изделий:

    пожарные станции управления;

    операторские станции.

При проектировании АСУ ПА применяется широкая номенклатура модулей ввода-вывода, обеспечивающая возможность создания пожарных станций управления различного назначения и производительности (от единиц до нескольких сотен входных/выходных сигналов).

Такая гибкая модульная структура программно-технического комплекса позволяет обеспечить для каждого технологического объекта оптимальный уровень автоматизации процесса пожаротушения, достаточный для своевременного обнаружения очагов пожара и оповещения о них, а также эффективного управления процессом пожаротушения. Аппаратные и программные средства могут наращиваться поэтапно, что позволяет масштабировать систему в соответствии с текущими потребностями производства. Общая производительность системы может достигать нескольких тысяч входных/выходных сигналов.

АСУ ПА имеет открытую архитектуру, обеспечивающую возможность развития системы и расширения ее функций, подключение к системе различных типов контроллеров, интеллектуальных приборов, устройств сопряжения с вышестоящими системами управления.

Функции системы:

    сбор и обработка информации о пожаре, о работе установок пожаротушения при пожаре и в дежурном режиме;

    распознавание и сигнализация аварийных ситуаций, отклонений параметров от заданных пределов, отказов пожарного оборудования;

    отображение информации о пожаре и состоянии установок пожаротушения в виде мнемосхем процесса и стандартных видеограмм с индикацией на них значений параметров и их отклонений;

    регистрация всех контролируемых и расчетных параметров и событий и архивирование их в базе данных;

    формирование отчетной документации;

    изменение в процессе эксплуатации параметров настройки (уставок сигнализации и блокировок);

    автоматическое управление установками пожаротушения;

    автоматическое управление средствами сигнализации;

    дистанционное управление с рабочего места оператора;

    блокировка технологических и вентиляционных систем при пожаре.

АСУ ПА может быть включена в автоматизированную систему безопасности, т.е. являться компонентом более сложной системы, обеспечивающей комплексную безопасность объекта. Обобщенная схема данной системы представлена на рис.1.5.

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении более двух пожаров в городе, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчеры не в состоянии без средств автоматизации рационально (и тем более оптимально) управлять силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Ощутимые потери времени образуются из-за обоснованного выбора имеющейся в гарнизоне техники, установления связи, выдачи приказов и контроля за их исполнением. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В экстремальных условиях, создающихся при сложной оперативной обстановке в городе, резко возрастают ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожара.

Для управления силами и средствами тушения пожара создается автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной (АСОУПО), структура которой определяется сложностью решаемых задач, а ее эффективность – степенью автоматизации решения этих задач. Поэтому в основе выбора структуры АСОУПО применительно к заданному гарнизону должны быть строго сформулированные задачи.

Основные задачи оперативного управления силами и средствами тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны, решаемые АСОУПО, следующие:

1. Хранение информации о состоянии всех видов пожарной техники в гарнизоне.

2. Хранение справочных данных об объектах.

3. Хранение типовых программ тушения пожаров различных рангов (номеров).

4. Хранение расписания выездов пожарных подразделений на тушение пожаров.

5. Прием и автоматическая регистрация всех видов информации.

6. Автоматизация диалога «Диспетчерский пункт - заявитель».

7. Автоматизация селекции полезной информации.

8. Автоматизация анализа поступающей информации и выработки оптимального управленческого решения.

9. Автоматизация передачи приказов пожарным частям.

10. Автоматизация контроля исполнения приказов.

11. Автоматизация восстановления сведений об изменении состава пожарной техники в пожарных частях, на пожарах.

12. Автоматизация выбора оптимального маршрута до места пожара.

13. Хранение и автоматизация поиска оперативных планов тушения пожаров конкретных объектов.

14. Автоматизация отображения оперативной обстановки в городе на электронном (плазменном) светоплане.

15. Автоматизация отражения наличия пожарной техники в частях применительно к реальному масштабу времени.

16. Автоматизация отображения на световом плане города маршрута движения пожарной техники к месту пожара в реальной топографии и реальном масштабе времени.

17. Автоматизация контроля времени прибытия пожарной техники на пожар и в пожарную часть.

18. Автоматизация прогнозирования развития пожаров для наиболее важных объектов.

19. Автоматизация выработки упреждающих управленческих решений по тушению пожаров.

20. Обеспечение круглосуточной надежной оперативной связи.

Объектом автоматизации при внедрении АСОУПО является организационно-управленческая деятельность единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) «01» по привлечению территориальных пожарно-спасательных формирований и управлению ими при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Цель создания АСОУПО – совершенствование автоматизации процесса принятия решения персоналом ЕДДС «01» и реализации задач по оперативному управлению пожарно-спасательных формирований при тушении пожаров (ликвидации последствий ЧС) в населенных пунктах и на объектах и, как следствие, повышение эффективности оперативно-тактической деятельности территориальных органов управления по делам ГОЧС.

АСОУПО повышает эффективность деятельности пожарно-спасательных формирований путем:

Сокращения времени на обработку заявки по пожарам (ЧС), а также принятия управленческих решений по реагированию;

Устранения ошибок в диспетчировании сил и средств;

Обеспечения возможности привлечения оптимального количества сил и средств для тушения пожаров (ликвидации последствий ЧС) в населенном пункте и на объектах;

Оперативного представления персоналом ЕДДС «01» должностным лицам территориальных органов управления по делам ГОЧС, ГПС оперативного штаба на пожаре наиболее полной и наглядной информации об объекте пожара, наличии и состоянии ближайших к объекту источников наружного противопожарного водоснабжения и рационализации на основе этой информации действий сил и средств;

Организации действенного контроля за несением службы в условиях повседневной деятельности и готовностью сил и средств к боевым действиям;

Повышение обоснованности принимаемых решений на основе расширении состава функциональных задач и увеличения объемов оперативной информации;

Оперативного получения и анализа данных о районах пожара, представленных в виде картографической информации, схем размещения, планов объектов;

Ускорения подготовки проектов управленческих решений путем автоматизированного формирования необходимых документов, в том числе графических;

Снижения частоты ошибок при приеме и обработке информации.

АСОУПО обеспечивает информационную поддержку при:

· приеме и обработке заявок о пожарах, включая формирование приказов на привлечение сил и средств на их ликвидацию;

· учете и контроле за состоянием и дислокацией пожарной и специальной аварийно-спасательной техники и вооружения;

· разработке регламентных документов службы, определении порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах;

· передислокации подразделений в зависимости от режимов функционирования;

· предварительном планировании боевых действий;

· управлении боевыми действиями на пожаре, осуществлении в определенном порядке учета изменения обстановки, применения сил и средств, а также регистрации необходимой информации;

· проведении других мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка несения службы и повышение эффективности боевых действий на пожаре.

В основу построения АСОУПО должны быть положены типовые решения, однако для каждого конкретного гарнизона пожарной охраны могут быть свои особенности. Одной из них является фактическая интенсивность вызовов, поступающих в сети связи гарнизона, которую количественно необходимо определить на этапе предпроектных изысканий. Именно интенсивность потока вызовов является основой для оптимизации пропускной способности отдельных подсистем АСОУПО и системы оперативной связи в целом.

Автоматизированная система связи и оперативного управления пожарной охраной может создаваться как автономная автоматизированная система управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны или как часть комплексной автоматизированной системы управления пожарной охраной крупного административного центра. АСОУПО имеет три модификации, определяющие уровень автоматизации решения задач управления. Выбор модификации АСОУПО для конкретного гарнизона пожарной охраны осуществляется в соответствии с приказами МЧС России.

Организационно-функциональная структура АСОУПО определяется географическим положением объектов охраны, дислокацией подразделений пожарной охраны и выполняемыми ими функциями. АСОУПО включает в себя центр управления силами и средствами (ЦУС), пункты связи частей, службы взаимодействия, объекты защиты.

В общем виде структурная схема АСОУПО состоит из следующих взаимосвязанных составных частей (систем), представленных на рисунке 1.6:

· системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ);

· системы оперативно-диспетчерской связи;

· системы организационного и правового обеспечения (СОПО);

· информационно-управляющей вычислительной системы (ИВС).

Рисунок 1.6 – Структурная схема АСОУПО

Система оперативно-диспетчерского управления условно разделена на 2 подсистемы: вычислительную подсистему и подсистему телеобработки данных, предназначенные для решения оперативно-тактических задач управления силами и средствами пожаротушения.

СОДУ разделяется на центральную СОДУ (СОДУ-Ц), размещаемую на ЦУС гарнизона, и комплекс аппаратуры телемеханики и связи (КАТМиС), который находится в каждой пожарной части. В состав СОДУ-Ц должны входить комплекс технических средств (КТС), информационное обеспечение (ИО) и программное обеспечение (ПО). Программное обеспечение предназначено для решения функциональных задач и телеобработки.

В состав КАТМиС входят комплекс устройств связи (КУС) и комплекс телемеханики (КТ), органы управления которых должны выводиться на рабочее место диспетчера (РМД) пожарной части.

Система оперативно-диспетчерской связи состоит из двух подсистем: подсистемы оперативной диспетчерской телефонной связи (СОДТС) и подсистемы оперативно-диспетчерской радиосвязи (СОДРС), предназначенных для сбора и обмена информацией между подразделениями и службами пожарной охраны, оперативным составом и мобильными подразделениями, а также заявителями и экстренными службами города (милиция, водопроводная, энергетическая, газоаварийная и медицинская службы).


Функциональная схема АСОУПО представлена на рисунке 1.7. Сообщение о пожаре поступает в подсистему приема и автоматической регистрации (ПП) и (АРИ) и анализируется подсистемой анализа информации (ПАИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информационно-справочного фонда (ИСФ) и типовых программ подсистемы расписаний (ППР) выдает соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме управленческого решения (ПУР).

Рисунок 1.7 – Функциональная схема АСОУПО

Управленческое решение – это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделениям, который передается автоматически подсистемой передачи приказов (ППП) по команде диспетчера пожарным частям. Исполнение приказа – выезд пожарных автомобилей – автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсистемой контроля и исполнения приказов (ПКИП) при поступлении сигналов от датчиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования (ПП) развития пожара и выработки упреждающих решений приказы формируются с учетом выданных указанной подсистемой прогнозов.

Подсистема оптимизации маршрута (ПОМ) движения к месту пожара на основании полученного адреса объекта выдает оптимальный маршрут следования каждой пожарной части в целях сокращения времени прибытия на место пожара. А подсистема слежения маршрута (ПСМ) обеспечивает автоматическое слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей подтверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара. Подсистема отображения оперативной обстановки (ПООО) управляет электронным светопланом города.

Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона и ее убытии из пожарных депо отображается на световом табло с указанием текущего времени. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ПОНТ) диспетчер в любое время имеет достоверные сведения о количестве техники в боевой готовности в пожарных частях.

Следует отметить, что в настоящее время еще не все подсистемы АСОУПО, представленные на рис. 1.7, разработаны в полном объеме. К ним относятся, в частности, подсистемы прогнозирования развития пожара, оптимизации маршрутов следования пожарной техники к месту пожара и определения местоположения пожарных автомобилей на маршрутах следования.

Список использованной литературы

1. Слюсар В. Цифровые антенные решетки: будущее радиолокации. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2001. - № 3. - С. 428-846.

2. Слюсар В. Схемотехника цифрового диаграммообразования. Модульные решения. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2002. - № 1. - С. 46-52.

ПРИМЕНЕНИЕ АСУ В СТРУКТУРЕ МЧС РОССИИ

С.Л. Панченко, старший преподаватель, к.т.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Создание автоматизированных систем управления (АСУ) является наиболее перспективным направлением совершенствования управления в структуре МЧС России.

Автоматизированные системы управления представляет собой совокупность технических средств автоматического сбора, переработки, хранения, вывода и отображения информации, а также устройств оптимизации управленческих решений.

Актуальным комплексом задач для подразделений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, является оперативное управление силами и средствами при выполнении боевых задач по ликвидации пожаров, а также других чрезвычайных ситуаций и их последствий.

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении нескольких чрезвычайных ситуаций в населенном пункте, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчер не в состоянии оперативно управлять силами и средствами гарнизона. Происходят потери времени на обоснованный выбор техники, имеющейся на вооружении гарнизона, установление связи с подразделениями, за которыми закреплена территория, где случился пожар или другая чрезвычайная ситуация, а также выдачу приказов и контроль их исполнения. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В крупных населенных пунктах при сложной оперативной обстановке резко возрастает вероятность ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожаров или ликвидацию ЧС. Это приводит к ощутимым последствиям в виде человеческих жертв и крупного материального ущерба. Таким образом, средства автоматизации управления необходимы в современной структуре МЧС.

Эффективность управления силами при тушении пожара и ликвидации других ЧС может быть повышена благодаря использованию автоматизированной системы оперативного управления пожарно-

спасательными формированиями (АСОУ ПСФ). Структура и техническая реализация данной системы определяется сложностью решаемых задач, а эффективность - степенью автоматизации решения этих задач .

АСОУ ПСФ представляет сбой человеко-машинную систему, технической основой которой являются средства автоматизации, информатизации и связи. Основное назначение АСОУ ПСФ - оптимизация процессов управления силами и средствами гарнизона за счет автоматизации решения управленческих задач. Задачи, которые решают с помощью АСУ, разделяют на три комплекса:

1. Оперативное управление силами и средствами.

2. Управление административно-хозяйственной деятельностью.

3. Управление профилактической работой.

Организационно-функциональная структура АСОУ ПСФ представлена на рисунке 1. Она состоит из следующих подсистем:

1. Автоматизированная система оперативного управления пожарной охраны (АСОУПО);

2. Автоматизированная система центрального оповещения населения (АСЦОН), включающая в себя общероссийскую систему информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН);

3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («Система-112»).

АСОУПО - - АСЦОН / ч

Система-112

ОКСИОН КСЭОН

Рис. 1. Организационно-функциональная структура АСОУПО

АСОУПО предназначена для:

Приема заявок о пожарах, поступающих от заявителей;

Приема электрических сигналов от систем автоматической пожарной сигнализации, установленных на объектах;

Мобилизации сил и средств гарнизона ПО на ликвидацию пожара;

Обеспечение информацией пожарных подразделений, следующих к месту пожара;

Обеспечение информацией пожарных подразделений, работающих на месте пожара;

Передислокации пожарных подразделений;

Обеспечения оперативной связью между персоналом управления другими взаимодействующими службами.

Сбора, хранения, отображения и выдачи сведений о пожарах.

Цель деятельности информационных центров ОКСИОН -

повышение эффективности информирования и оповещения населения в зоне ответственности ОКСИОН при угрозе и возникновении ЧС. Технические средства ОКСИОН могут быть исполнены в виде стационарных пунктов уличного оповещения населения (ПУОН), пунктов информационного оповещения населения в зданиях (ПИОН), устройств бегущей строки (УБС), а также мобильных комплексов оповещения населения (МКИОН).

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммутационных технологий и программно-технических комплексов тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

«Система-112» предназначена, для функционирования в непрерывном, круглосуточном режиме с постоянной готовностью к обеспечению приёма и обработки вызовов от населения и сообщений о происшествиях, возникающих на территории муниципальных образований.

Основная цель «Системы-112» - автоматизация всего комплекса необходимых действий экстренных служб при реагировании на вызов: получение и идентификация поступившего вызова (сообщения о происшествии), анализ ситуации, принятие решения и отправка необходимых сил и средств на место происшествия, координация действий и управление. При этом не последнее значение имеет и геоинформационная поддержка, позволяющая получать наглядную информацию о текущем местоположении всех сил и средств, не только задействованных при реагировании, но и находящихся в резерве.

Применение данных автоматизированных систем позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации, а также управлять силами и средствами при их ликвидации. При этом существенно снижается тяжесть последствий пожаров и других ЧС.

Список использованной литературы

1. Зыков В.И., Командиров А.В., Мосягин А.Б., Тетерин И.М., Чекмарёв Ю.В. Автоматизированные системы управления и связь - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

2. Электронный ресурс http://sos112.ru/.

Так какую же роль играют АСУ в деятельности органов пожарной охраны и МЧС? Как их можно использовать для улучшения деятельности указанных структур и возможно ли это?

Дальнейшее совершенствование деятельности пожарной охраны невозможно без широкого внедрения АСУ. Это подтверждается зарубежным опытом, а также результатами внедрения АСУ в ряде гарнизонов пожарной охраны в России.

В крупном плане АСУ в пожарной охране представляет собой объединенную в локальную сеть совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, занимающихся вопросами административно-хозяйственной деятельности; пожарной профилактики объектов; оперативного управления силами и средствами тушения пожаров. Каждая из указанных подсистем обладает достаточной автономностью, целесообразно их поэтапное внедрение. Так как наиболее важной подсистемой является подсистема оперативного управления силами и средствами тушения пожаров, то вполне логично внедрение новых информационных технологий в пожарной охране, начиная с автоматизации этих процессов. В дальнейшем мы будем называть данную подсистему АСОУПО – автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной. Более подробное рассмотрение данной АСУ начнем с ее части – автоматизированной системы управления пожарной автоматикой.

1. Автоматизированная система управления пожарной автоматикой (асу па)

Состав технологического комплекса противопожарной защиты:

    противопожарная насосная, имеющая в своем составе насосы воды, насосы пены и циркуляционные насосы;

    камера управления задвижками;

    дозирующие системы с резервуарами и трубопроводами пенообразователя;

    резервуары противопожарного запаса воды;

    водозаборные скважины с водопроводом производственным;

    система противопожарного водопровода;

    приборы приемно-контрольные, пожарные извещатели и оповещатели, установленные на технологическом и административно-бытовом оборудовании.

Структура программно-технического комплекса (птк) асу па

АСУ ПА для конкретного технологического объекта компонуется проектным путем из типовых программных и аппаратных модулей. Модули АСУ ПА поставляются в виде конструктивно и функционально законченных изделий:

    пожарные станции управления;

    операторские станции.

При проектировании АСУ ПА применяется широкая номенклатура модулей ввода-вывода, обеспечивающая возможность создания пожарных станций управления различного назначения и производительности (от единиц до нескольких сотен входных/выходных сигналов).

Такая гибкая модульная структура программно-технического комплекса позволяет обеспечить для каждого технологического объекта оптимальный уровень автоматизации процесса пожаротушения, достаточный для своевременного обнаружения очагов пожара и оповещения о них, а также эффективного управления процессом пожаротушения. Аппаратные и программные средства могут наращиваться поэтапно, что позволяет масштабировать систему в соответствии с текущими потребностями производства. Общая производительность системы может достигать нескольких тысяч входных/выходных сигналов.

АСУ ПА имеет открытую архитектуру, обеспечивающую возможность развития системы и расширения ее функций, подключение к системе различных типов контроллеров, интеллектуальных приборов, устройств сопряжения с вышестоящими системами управления.

Функции системы:

    сбор и обработка информации о пожаре, о работе установок пожаротушения при пожаре и в дежурном режиме;

    распознавание и сигнализация аварийных ситуаций, отклонений параметров от заданных пределов, отказов пожарного оборудования;

    отображение информации о пожаре и состоянии установок пожаротушения в виде мнемосхем процесса и стандартных видеограмм с индикацией на них значений параметров и их отклонений;

    регистрация всех контролируемых и расчетных параметров и событий и архивирование их в базе данных;

    формирование отчетной документации;

    изменение в процессе эксплуатации параметров настройки (уставок сигнализации и блокировок);

    автоматическое управление установками пожаротушения;

    автоматическое управление средствами сигнализации;

    дистанционное управление с рабочего места оператора;

    блокировка технологических и вентиляционных систем при пожаре.

АСУ ПА может быть включена в автоматизированную систему безопасности, т.е. являться компонентом более сложной системы, обеспечивающей комплексную безопасность объекта. Обобщенная схема данной системы представлена на рис.1.5.